Научная статья на тему 'Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков'

Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1723
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / NARCOTIC DRUG / DRUG SMUGGLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жаров Михаил Юрьевич

Рассмотрена эффективность имеющихся в арсенале правоохранительных органов уголовноправовых средств противодействия контрабандному ввозу на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также предложены меры по увеличению результативности работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the fight against drugs trafficking

The effectiveness of the arsenal available to law enforcement of criminal law means anti-smuggling of the territory of the Russian Federation of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors, as well as propose measures to enhance performance in this area.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков»

128

2011. Вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 342.7 М.Ю. Жаров

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ

Рассмотрена эффективность имеющихся в арсенале правоохранительных органов уголовно- правовых средств противодействия контрабандному ввозу на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также предложены меры по увеличению результативности работы в данном направлении.

Ключевые слова: наркотики, контрабанда наркотиков.

Российская Федерация никогда не являлась географическим ареалом очагов производства и распространения наркотиков, хотя в разные исторические периоды в ее состав входили и входят территории, где произрастают растения, являющиеся основой для их изготовления. Тем не менее, географическое положение России естественным образом делает ее привлекательным транзитным пунктом наркотрафика из стран Центральной Азии в европейские страны. Однако и сам внутренний рынок потребления наркотиков в России неуклонно растет, что признано на государственном уровне как угроза национальной безопасности, как в прежних редакциях Концепции национальной безопасности [1], так и в Стратегии НБ до 2020 года [2]. Не удивительно, что более половины изымаемых в Российской Федерации из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %.

Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз «тяжелых» наркотических средств из государств Центральной Азии. Расположенные между крупнейшим производителем героина и весьма прибыльными рынками России и Европы, они служат основными транзитными звеньями в контрабанде наркотиков в нашу страну. Территории этих государств фактически превратились в единую перевалочную базу наркотиков, значительная часть которых оседает на территории стран СНГ. Например, Казахстан очень удобен как в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), так и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии - 25 лет, а в Узбекистане - смертную казнь).

Если в начале 90-х гг. российские и зарубежные специалисты только предполагали и прогнозировали переориентацию наркоторговцев с «балканского пути» транспортировки наркотиков на использование территории России для доставки наркотических средств в европейские государства, то в настоящее время можно утверждать, что существует отлаженный маршрут (сеть маршрутов) контрабандной наркоторговли, пролегающий через Российскую Федерацию.

Это подтверждает и стремительный рост объемов задержанных российскими правоохранительными органами наркотических средств, незаконно перевозимых из Центрально-азиатского региона, который отмечается на протяжении последних десяти лет.

Стремлением уменьшить связанные с транспортировкой риски и соответственно сократить затраты можно объяснить и некоторые изменения, происходящие на нелегальном рынке предложения наркотиков, например, снижение в общей массе наркотических средств, изъятых российскими правоохранительными органами, доли наркотиков растительного происхождения, таких, как марихуана и маковая солома, наряду с увеличением доли героина, опия и наркотиков синтетического производства.

С одной стороны, объемы контрабандного «товара» уменьшаются, а с другой - если соотнести количество изъятых наркотиков с условными дозами, - наблюдается тенденция роста.

За последние пять лет в России правоохранительными органами уже пресечен наркобизнес более двух с половиной тысяч организованных преступных групп и сообществ. И вместо ликвидированных групп тут же появляются новые. Такие масштабы незаконной наркоторговли требуют от государства адекватного реагирования и, прежде всего, осуществления четкого правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Отметим, что некоторые правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков в российском законодательстве уже заложены, однако пути их реализации оставляют желать лучшего.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2011. Вып. 1

Так, ст. 188 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду наркотиков, то есть за перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Законодательное определение наркотических средств и психотропных веществ закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» [3].

Примечательно, что к предмету контрабанды, предусмотренной данной статьей, не относятся прекурсоры, оборот которых на территории России в соответствии со ст. 14 указанного Закона ограничен.

Некоторые из химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц I и II Концепции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации. Действия, связанные с их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по ч. I и 2 ст. 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире.

В связи с этим представляется необходимым обеспечить выполнение положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и установить уголовную ответственность за контрабанду прекурсоров, отнеся к предмету преступления вещества, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем.

Это приобретает особую значимость в свете положений Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., в которой содержится призыв уделять особое внимание мерам по контролю над прекурсорами и решение установить 2008 г. в качестве целевого срока для обеспечения государствами искоренения или существенного сокращения утечки прекурсоров из сферы законной торговли в сферу незаконного производства наркотиков. В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики также отмечается, что борьба с этим явлением требует принятия и эффективного применения строгих и отвечающих требованиям времени законов, позволяющих предупреждать и наказывать в уголовном порядке такое преступное поведение.

Порядок и условия перемещения наркотиков регламентируются федеральным законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также постановлениями Правительства РФ.

Определения таможенной территории, таможенной границы, средств таможенного идентифицирования, а также порядок декларирования перемещаемых товаров содержатся в Таможенном кодексе РФ. Местом совершения данного преступления является таможенная граница - линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.

Существенное влияние на определение таможенной границы оказывает практика создания таможенных союзов, предполагающих формирование единой таможенной территории с установлением общей внешней границы.

Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах.

Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного

130

2011. Вып. 1

М.Ю. Жаров

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза или сокрытые в нем в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций, а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний.

Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций за действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления».

Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, то оно, на наш взгляд, является чересчур либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе РФ должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалась в УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. По нашему мнению, ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней. К тому же очевидно, что контрабанда наркотиков практически всегда имеет целью их последующий сбыт.

В последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками успешно практикуется проведение такого эффективного, хотя и трудоемкого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути их поступления, выявить новые способы маскировки груза. В то же время проблемы взаимодействия подразделений, проводящих его, а также определение его эффективности, представляет собой серьезную дилемму, порой становящуюся камнем преткновения в процессе реализации контролируемой поставки. Так, порой отдельной стране выгоднее осуществить «громкое» задержание крупной партии наркотиков на территории своей страны, нежели организовывать сложную в техническом исполнении спецоперацию, которая могла бы предоставить в руки правосудия другой страны отдельный канал транзита и лиц, непосредственно организовавших его. К сожалению, статистика задержаний крупных партий наркотиков на таможенных границах соседних к нам государств, входящих в СНГ, скорее подтверждает этот печальный вывод, чем свидетельствует об искреннем желании поставить заслон на пути движения наркотрафика через территорию РФ.

В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обусловливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере на самом высоком государственном уровне.

* * *

1. Концепция национальной безопасности. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. URL: http://www.iss-atom.ru/doktrins/doktr01.htm

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1.html

3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «Гарант».

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2011. Вып. 1

Поступила в редакцию 16.11.10

M. Yu. Zharov

Legal regulation of the fight against drugs trafficking

The effectiveness of the arsenal available to law enforcement of criminal law means anti-smuggling of the territory of the Russian Federation of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors, as well as propose measures to enhance performance in this area.

Keywords: narcotic drug, drug smuggling.

Жаров Михаил Юрьевич, аспирант

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Zharov M.Yu., postgraduate student Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.