УДК 376 . 5
Ф. Л. Ратнер, Р. Н. Губайдуллина ПРОБЛЕМЫ И БАРЬЕРЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Статья посвящена изучению проблем и барьеров одаренных детей, с которыми сталкиваются сами дети, их родители и педагоги в процессе развития, воспитания и поддержки таких детей.
Ключевые слова: одаренные дети, проблемы одаренных детей, воспитание одаренных детей.
Проблема поиска, обучения, воспитания и поддержки одаренных детей существует уже не одно десятилетие. В начале этого века исследователи всего мира настолько заинтересовались этой проблемой, что поставили ее примерно на один уровень с такими, как загрязнение окружающей среды и новейшие информационные технологии [1]. Эта проблема остается крайне актуальной и в наши дни. Многие зарубежные и российские ученые продолжают свои исследования в этой области.
В корне слова «одаренный» находится слово «дар» (в английском языке «одаренность» -giftedness, gift - дар): «даром природа отмечает каждого человека, однако поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше» [2]. Увидеть этот дар, распознать его - сложная задача не только для родителей, но и для учителей. Существенное влияние оказывают воспитание и среда: они либо помогают дару раскрыться в полной мере, либо этот дар, в силу многих причин, подавляется.
«Одаренный ребенок,- согласно „Рабочей концепции одаренности“,- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3], иными словами, это ребенок, у которого «уровень способности значительно отличается от среднего». Многие считают этих детей просто «другими». Нам представляется, что они правы. В одном из своих трудов В. С. Юрке-вич приводит тест Торренса, рассчитанный на учителей, где нужно отметить «знаком «+» те качества, которые нравятся в учениках, а знаком «-» те. что не нравятся:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству [2].
Многих родителей и учителей удивили результаты этого теста. Выяснилось, что «именно качества под четными пунктами чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески». Трудно не согласиться с тем, что и учителям, и родителям проще с теми, кто соответствует нечетным пунктам теста. Бесспорно, «творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей» [2]. Не только творческая одаренность требует повышенного внимания, но и все остальные: актуальная, потенциальная, явная, скрытая, общая, специальная [3]. Каким бы одаренным ни был ребенок, ему требуется особый подход, особое воспитание, особая программа. Но есть и другая сторона этой проблемы, которая показывает, что лучшие из лучших могут иметь больше проблем: «Как ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии, общении, поведении» [4].
В сфере психосоциального развития автор книги «Одаренные дети» К. Тэкэкс выделяет следующие черты, характеризующие проблемы и барьеры одаренных детей:
- сильно развитое чувство справедливости. Порой детям бывает слишком трудно объяснить, что в мире происходят события, на которые взрослые и дети никак не могут повлиять. И, несмотря на юный возраст, дети пытаются найти решения мировым конфликтам;
- личные системы ценностей. Одаренные дети устанавливают высокие требования к себе и окружающим их людям. Они живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
- слишком яркое воображение. Часто дети не могут сами отличить правду от вымысла, что волнует учителей и родителей;
- преувеличенные страхи. Дети способны вообразить множество опасных последствий, которые затем их беспокоят;
- эгоцентризм. Как правило, эгоцентризм сопровождается повышенной чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то, из-за чего могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками;
- чувствительность и уязвимость. Даже нейтральная реплика может вызвать очень резкую реакцию. То, чего не видят и не замечают другие, может стать причиной самообвинения. «Причину недовольства окружающих, возможно, очень малого или даже кажущегося, пытливый ребенок начинает искать в себе» [5].
Исключительно трудной проблемой также является проблема волевых навыков или - шире - саморегуляции [3]. Часто одаренные дети занимаются только той деятельностью, которая является для них интересной и легкой, составляющей суть их одаренности, поэтому любую другую деятельность, не связанную с их интересами, такие дети предпочитают не выполнять. Вследствие этого -низкая успеваемость по тем предметам, которые не входят в сферу деятельности ребенка.
Следует отметить другую серьезную проблему, которая проявляется в доминировании направленности лишь на усвоение знаний, при этом мотивацией их познавательной деятельности является одобрение окружающих их людей за объем и усвоение знаний. По этой причине достижения таких детей не являются творческими и не могут стать подлинной одаренностью [3].
Очень часто можно услышать, как взрослые сетуют на чрезмерную активность таких детей, чаще в дошкольном возрасте. Нередко повышенная реактивность может привести к бурным аффектам. Такие проявления детей могут показаться истеричными [3]. Журнал для родителей одаренных детей («Parentingfor High Potential», США) выделяет также следующие проявления, вызывающие трудности: импульсивность; невнимательность из-за гиперактивности; чрезмерная возбудимость; особая чувствительность к запахам, предметам, звукам, цветам, что может вызвать болезненное состояние ребенка; раннее развитие внутреннего контроля [6]. Необходимо также остановиться на таких, например, синдромах: 1) синдром гиперактивности с дефицитом внимания (синдром нарушения внимания с гиперактивностью - AttentionDeficitHypera ctivityDisorder - ADHD), характеризующийся невнимательностью, отвлечением на посторонние предметы, повышенной гиперактивностью, им-
пульсивностью; 2) синдром нарушения обработки сенсорной информации (Sensory Processing Disorder - SPD), который проявляется суетливыми нервными движениями, ерзанием, поисками новых ощущений, острой реакцией на сенсорное раздражение. Привлекают внимание также типы поведения, которые, как считают зарубежные ученые, указывают на проблемы роста и развития одаренных детей. Ученые выделяют 5 видов возбудимости: интеллектуальную, эмоциональную, воображения (относящуюся к воображению), сенсорную, психомоторную. Эти виды возбудимости могут проявляться в «витании в облаках, построении воздушных замков», чрезмерной болтливости, чрезмерной активности и неконтролируемости [7].
Следующей важной проблемой одаренных является «асинхрония» (asynchrony) развития, отсутствие синхронности в нормах познавательного, эмоционального и физического развития одаренных детей». К примеру, ребенок может вести разговор со взрослым о динозаврах, проявляя глубокие познания, затем, повернувшись к сверстнику, ударить его за то, что он не поделился игрушкой, и вновь вернуться к разговору [6, 7]. Этот поступок указывает на достаточно высокий уровень умственного развития, с одной стороны, однако, с другой стороны, указывает на неумение общаться и решать возникающие проблемы со сверстниками. В отечественной литературе этот термин представлен как «диссинхрония», «ярко выраженная неравномерность психического развития. Диссин-хрония прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка» [5]. Стоит также отметить, что «эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям» [5].
Другими причинами, вызывающими беспокойство родителей и учителей, являются замкнутость, недостаточная общительность со сверстниками. Опережение в развитии делает общение с ними неинтересным, и сами ровесники не проявляют особого желания общаться с «умниками». Такие дети становятся «как бы „инвалидами общения“» [8]. Их гонят, потому что они не знают правил своих сверстников. Они находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников [9]. Поэтому одаренные дети чаще всего ищут друзей среди старших или взрослых. Однако стоит отметить, что не только опережающее развитие мешает общению. Высокомерие, пренебрежительное отношение к собеседнику, завышенная самооценка также являются причинами одиночества и существенными барьерами для развития одаренных детей. «Подчас именно родители
являются корнем этой проблемы, поскольку они подогревают тщеславие, рассказывают об успехах своих детей всем родственникам» [10]. Нередко достижения детей ослепляют родителей. Некоторые склонны выискивать в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать. Разумеется, нельзя игнорировать проявления одаренности, однако не следует восторгаться ими сверх меры. Идеальная реакция родителей на проявления одаренности, вероятно, должна лежать где-то посередине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка [5].
Чрезвычайно актуальной является и проблема взаимоотношений учителей и одаренных детей. Учителям с ними бывает очень непросто. Как верно подмечено В. С. Юркевич: «...сама профессия педагога противоречива по своей сути: ведь он учит своих учеников наиболее устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен». Кроме того, «при всех вариациях он (учитель) все же имеет дело каждый год с одним и тем же основным содержанием своего предмета». Самое трудное в такой ситуации - «не только заметить нестандартного ребенка - трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у нормальных детей, из-за чего у него нередки трудности в общении» [3].
Среди прочих проблем и барьеров Е. С. Белова отмечает еще и такие, как лень и неорганизованность. Именно они впоследствии становятся «коварными врагами одаренности» [11].
Сильной стороной одаренного ребенка являются выдающиеся результаты, доведение начатого дела до перфекционизма, но они же могут стать одновременно и проблемой. «Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, а в жизни - многие одаренные дети воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя - как неудачников» [5, 7]. С возрастом болезненное самолюбие, постоянное желание демонстрировать свои способности, непрерывное самоутверждение могут привести к «специфическому синдрому» или «синдрому бывшего вундеркинда» при том, что желания выполнить что-то не совпадают с возможностью достижения желаемого [8].
Родители отмечают также несоответствие физического развития умственным и творческим возможностям ребенка: такой ребенок чаще подвержен простудным заболеваниям, неловкий, медлительный, быстро устает от физической нагрузки [11]. Необходимо также отметить и нежелание ребенка заниматься спортом, он явно тяготится уроками физкультуры и избегает всего, что требует
физических усилий. Вследствие этого физическое отставание проявляется несколько сильнее [3].
Изучение представленного выше материала позволяет сделать следующие выводы: 1) проблемы условно можно разделить на несколько видов: психические, социальные, физиологические и психосоциальные; 2) каждая проблема требует особого психолого-педагогического подхода и решения; 3) для решения этих проблем необходимы совместные усилия, со стороны как родителей, так и педагогов.
Психическими проблемами являются гиперактивность, повышенная чувствительность; к психосоциальным проблемам можно отнести эгоцентризм, а к физиологическим - слабое здоровье; к социальным проблемам относятся неумение адаптироваться в среде, общаться со сверстниками и т. д.
Педагогический опыт и исследования в этой области показывают, что успех в решении проблем и поддержки одаренности зависит не только от мастерства педагогов, но и от педагогической грамотности родителей, их желания, готовности, умения для раскрытия, развития и поддержки одаренных детей. Психологи и педагоги предлагают ряд советов, которые могут помочь в воспитании юных дарований. Прежде всего родителям необходимо играть «охранительную роль» по мере того, как их дети начинают проявлять выдающиеся способности. Одаренный ребенок нуждается не в восхищении, а помощи [8]. Родители сами должны проанализировать свою систему ценностей в отношении воспитания ребенка. Кроме того, родителям необходимо быть честными, как говорилось ранее, одаренные дети крайне чувствительны ко лжи. Большое значение имеют беседы и разъяснения, которые не должны быть длинными [5]. Детей необходимо научить понимать и даже прогнозировать события и ситуации, выработать поведение, реакцию на те или иные ситуации, преодолевать трудности. Важными моментами, по мнению зарубежных авторов, являются сотрудничество с учителями и всеми, с кем общаются одаренные дети, в первую очередь с родителями, и разъяснение, какие цели ставятся перед ребенком [12].
В заключение отметим, что ряд определенных трудностей, с которыми сталкиваются не только одаренные дети, но и взрослые, выражается в том, что родители и педагоги должны приложить максимум усилий для их поддержки и развития. Может сложиться впечатление, что воспитывать таких детей - процесс мало радостный, сложный и чрезвычайно трудный. Действительно, воспитание само по себе требует больших усилий, а воспитание одаренных детей является трудным про-
цессом вдвойне. Сравнительно недавно появилось понятие «социальное сопровождение», которое применяется и к одаренным детям. Необходимо «сопровождение» ребят со стороны различных институтов: семьи, школ, вузов [13]. В настоящее время открыто большое число центров творчества, специальных школ для одаренных, где работают педагоги по специально разработанным программам и методикам; написаны статьи, монографии и рекомендации по данной проблеме, где родители и воспитатели могут найти необходимую
информацию, тем не менее можно констатировать, что нет универсального подхода для одаренных детей и для каждого ребенка. Именно родители и учителя являются той опорой, в которой так нуждаются одаренные дети. От них, от их совместных действий, общей поддержки зависит дальнейший рост и процветание или угасание одаренных детей. Прежде всего в детях следует видеть самого ребенка как такового, его личность, а его заслуги и достижения являются второстепенным фактором.
Список литературы
I. Дмитриенко В . А. , Кулемзина А. В . Феномен детской одаренности в его теоретико-педагогическом осмыслении // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2005. Вып . 2 (46) . С . 56-64.
2 . Юркевич В . С . Одаренный ребенок: иллюзии и реальность . М . : Просвещение, 1996 . 81 с .
3 . Рабочая концепция одаренности / под ред . Д . Б . Богоявленской, В . Д . Шадрикова . Мин . образ . РФ . М ., 2003. 90 с .
4 . Щебланова Е . И . Трудности в учении одаренных школьников // Вопр . психол . 2003 . № 3 . 160 с .
5 . Одаренные дети / пер . с англ под общ. ред . Г . В . Бурменской и В . М . Слуцкого . М .: Прогресс, 1991. 381 с .
6 . Barbara Dullaghan, Chair. Why Doesn't Every Gifted Child Succeed? Parenting for High Potential . 2012 . Vol . 1. Issue 3 .16 р . URL: http://www.
nagc org
7 . Lauren Shive . Attention Deficit Hyperactivity Disorder, Sensory Processing Disorder, and Overexcitabilities: Similar Behaviors, Different
Diagnoses Digital // Parenting for High Potential . 2013 . Vol . 2 . Issue 4 . 31 р . URL: http://www. nagc . org
8 . Коноплева Н . Судьба вундеркиндов . Вы думали о ней? // Наука и жизнь . 2004. № 5 . С . 7-11.
9 . Червонный М . А. , Власова А. А. , Швалёва Т. В . Использование потенциала педагогического университета в организации дополнитель-
ного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) .2012 .Вып .5 .С . 188-194.
10 . Торре А. Д. Ошибки родителей . М .: Прогресс, 1993. 136 с .
II. Белова Е . С . Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать . М .: Флинта, 1998 . 141 с .
12 . Dr. Ellen Honeck . Social-Emotional Characteristics of Young Gifted Children // Parenting for High Potential . 2013 . Vol . 2 . Issue 2, 21 р . URL:
http://www. nagc. org
13 . Червонный М . А. , Швалёва Т . В . , Власова А. А., Цвенгер Е . И . Модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей
в области физики и математики // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 7 . С . 250-255.
Ратнер Ф. Л., профессор.
Казанский (Поволжский) федеральный университет.
Ул. Кремлевская, 18, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008. E-mail: [email protected]
Губайдуллина Р. Н., ст. преподаватель, соискатель.
Казанский (Поволжский) федеральный университет.
Ул. Кремлевская, 18, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420008.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.01.2014.
F. L. Ratner, R. N. Gubaydullina PROBLEMS AND BARRIERS OF GIFTED CHILDREN
This article deals with studying the problems and barriers of gifted children, which they as well as their parents and tutors may face in the process of growth, upbringing, and supporting of these children.
Key words: gifted children, problems, upbringing of gifted children.
References
I. Dmitrienko V. A. , Kulemzina A. V. Children's gift in Theoretical-Pedagogical Understanding . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2005,
vol . 2 (46), pp . 56-64 (in Russian) .
2 . Urkevich V. S . Gifted Child: Illusion or Reality. Moscow, Prosveshchenie Publ . , 1996 . 81 p . (in Russian) .
3 . Working conception of Giftedness. Ed . by Bogoyavlenskaya D . B ., Shadrikov V. D ., Min . of Education of RF. Moscow, 2003. 90 p . (in Russian) .
4 . Shcheblanova E . I . Difficulties in Gifted Children Education . Questions of Psychology, 2003, no . 3 . 160 p . (in Russian) .
5 . Gifted Children: Transl . from Engl . Edited by Burmenskaya G . V. , Slutskaya V. M . Moscow, Progress Publ ., 1991. 381 p . (in Russian) .
6 . Dullaghan B ., Chair. Why Doesn't Every Gifted Child Succeed? Parenting for High Potential, 2012, vol . 1, issue 3 .16 p . URL: http://www. nagc .
org
7 . Lauren Shive . Attention Deficit Hyperactivity Disorder, Sensory Processing Disorder, and Overexcitabilities: Similar Behaviors, Different
Diagnoses Digital . Parenting for High Potential, 2013, vol . 2, issue 4 . 31 p . URL: http://www. nagc . org
8 . Konopleva N . Destiny of a Child prodigy. Have you thought of it? Science and Life, 2004, no . 5, pp . 7-11 (in Russian) .
9 . Chervonny M . A. , Vlasova A. A. , Shvaleva T. V. Using the potential of the Pedagogical University in organization of additional education of gifted
children in physics and mathematics . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol . 5, pp . 188-194 (in Russian) .
10 . Torre A. D . Parents’ Mistakes. Moscow, Progress Publ ., 1993. 136 p . (in Russian) .
II. Belova E . S . Child’s Giftedness: Identify, Understand, Support. Moscow, Flinta Publ . , 1998. 141 p . (in Russian) .
12 . Dr. Ellen Honeck. Social-emotional characteristics of young gifted children . Parenting for High Potential. 2013, vol . 2, issue 2 . 21 p . URL: http://
www. nagc. org
13 . Chervonny M .A. , Shvaleva T. V. , Vlasova A .A ., Tsvenger E . I . Organization support of gifted children in physics and mathematics with a view to
the development of their academic mobility. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol . 7, pp . 250-255 (in Russian) .
Ratner F. L.
Kazan (Volga Region) Federal University.
Ul. Kremlevskaya, 18, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420008.
E-mail: [email protected]
Gubaydullina R. N.
Kazan (Volga Region) Federal University.
Ul. Kremlevskaya, 18, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420008.
E-mail: [email protected]