Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КАРШЕРИНГА'

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КАРШЕРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1523
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОГОВОР / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко Ирина Викторовна, Меняйло Людмила Николаевна, Бурлова Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы гражданско-правовой ответственности в сфере каршеринговых отношений. Авторами анализируются проблемы, которые возникают в процессе использования электронного сервиса при краткосрочной аренде автомобилей. Проводится анализ существующей судебной практики. Исследование направлено на выявление и детализацию правовых ситуаций из договорных отношений специфического характера, разрешение которых требует законодательного урегулирования. Авторы полагают, что необходимо решить вопрос о правовой природе рассматриваемого вида договорных отношений и законодательно закрепить его название. Важно ввести отдельные нормы, регламентирующие «каршеринговый договор», или же дополнить уже существующие нормы в гражданском законодательстве (договор аренды транспортного средства). Это позволит урегулировать существенные условия договора, обязательства по возмещению ущерба, размер обязательств каршеринговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CIVIL LIABILITY IN THE FIELD OF CAR SHARING

The article discusses issues of civil liability in the field of car sharing relations. The authors analyze the problems that arise in the process of using an electronic service for short-term car rental. An analysis of the existing judicial practice is also carried out. The research is aimed at identifying and detailing legal situations from contractual relations of a specific nature, the resolution of which requires legislative regulation. The authors believe that it is necessary to resolve the issue of the legal nature of the considered type of contractual relationship and legislatively fix its name. It is important to introduce separate norms governing the "car-sharing agreement", or to supplement the existing norms in civil law (vehicle lease agreement). This will make it possible to settle the essential terms of the contract, obligations to compensate for damage, the size of the obligations of car sharing companies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КАРШЕРИНГА»

на территории РФ на должном уровне. Надеемся, что в ближайшее время произойдут глобальные перемены и краудфандинг заработает в полной мере, а не останется несостоявшимся экспериментом в истории российской экономики. Мы уверены, что формирование полноценного правового регулирования, которое бы не противоречило непосредственной природе краудфандинга, будет способствовать росту популярности данного института на территории России.

Литература и источники

1. Мамулян А.С., Кашкин С.Ю. Русско-английский полный юридический словарь / Russian-english comprehensive law dictionary: более 65 тысяч слов. М., 2008.

2. Сайт «Теории и практики» о современных знаниях: https://theoryandpractice.ru/posts/5001-camaya-bogataya-chast-planety-rabotaet-besplatno-vo-vremya-pereryvov-na-kofe-redaktor-wired-dzheff-khau-o- kraudsorsinge (дата обращения: 20.04.2021).

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 № 2124-I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1ч.). Ст. 5496.

6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4418.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (часть вторая) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

8. Пинкевич Т.В., Смольянинов Е.С. Международный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты: учебно-практическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2021.

References and Sources

1. Mamulyan A.S., Kashkin S.Yu. Russko-anglijskij polnyj yuridicheskij slovar' / Russian-english comprehensive law dictionary: bolee 65 tysyach slov. M., 2008.

2. Sajt «Teorii i praktiki» o sovremennyh znaniyah: https://theoryandpractice.ru/posts/5001-camaya-bogataya-chast-planety-rabotaet-besplatno-vo-vremya-pereryvov-na-kofe-redaktor-wired-dzheff-khau-o- kraudsorsinge (data obrashcheniya: 20.04.2021).

3. Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» ot 27.07.2006 № 149-FZ // SZ RF. 2006. № 31 (chast' I). St. 3448.

4. Zakon RF «O sredstvah massovoj informacii» ot 27 dekabrya 1991 № 2124-I // VSND RF i VS RF. 1992. № 7. St. 300.

5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 30.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 17.01.2021) // SZ RF. 2006. № 52 (1ch.). St. 5496.

6. Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2019 g. № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2020) // SZ RF. 2019. № 31. St. 4418.

7. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ (chast' vtoraya) // SZ RF. - 2000. - № 32. - St. 3340.

8. Pinkevich T.V., Smol'yaninov E.S. Mezhdunarodnyj opyt protivodej stviya prestupnoj deyatel'nosti s ispol'zovaniem kriptovalyuty: uchebno-prakticheskoe posobie. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021.

ВАСИЛЬЕВА ЕВГЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) VASILYEVA, EVGENIYA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar) (vasileva_e80@mail.ru)

УДК 347.45/.47 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-123-127

тищенко и.в., меняйло л.н., бурлова ю.а. проблемы гражданско-правовой ответственности в сфере

каршеринга

Ключевые слова: каршеринг, краткосрочная аренда транспортного средства, гражданско-правовая ответственность, договор, возмещение вреда.

В статье рассматриваются вопросы гражданско-правовой ответственности в сфере каршеринговых отношений. Авторами анализируются проблемы, которые возникают в процессе использования электронного сервиса при краткосрочной аренде автомобилей. Проводится анализ существующей судебной практики. Исследование направлено на выявление и детализацию правовых ситуаций из договорных отношений специфического характера, разрешение которых требует законодательного урегулирования. Авторы полагают, что необходимо решить вопрос о правовой природе рассматриваемого вида договорных отношений и законодательно закрепить его название. Важно ввести отдельные нормы, регламентирующие «каршеринговый договор», или же дополнить уже существующие нормы в гражданском законодательстве (договор аренды транспортного средства). Это позволит урегулировать существенные условия договора, обязательства по возмещению ущерба, размер обязательств каршеринговых компаний.

TISCHENKO, I.V., MENYAYLO, L.N., BURLOVA, J.A. PROBLEMS OF CIVIL LIABILITY IN THE FIELD OF CAR SHARING

Key words: car sharing, short-term vehicle rental, civil liability, contract, compensation for harm.

The article discusses issues of civil liability in the field of car sharing relations. The authors analyze the problems that arise in the process of using an electronic service for short-term car rental. An analysis of the existing judicial practice is also carried out. The research is aimed at identifying and detailing legal situations from contractual relations of a specific nature, the resolution of which requires legislative regulation. The authors believe that it is necessary to resolve the issue of the legal nature of the considered type of contractual relationship and legislatively

fix its name. It is important to introduce separate norms governing the "car-sharing agreement", or to supplement the existing norms in civil law (vehicle lease agreement). This will make it possible to settle the essential terms of the contract, obligations to compensate for damage, the size of the obligations of car sharing companies.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, появляются новые виды техники, научные открытия, новые технологии. Гражданско-правовые отношения также переходят в новые сферы. Появляются новые услуги, новые договоры, совершенствуется законодательство. Среди таких новшеств следует выделить такое, на сегодняшний день уже достаточно распространенное в крупных городах России и развивающееся в небольших городах явление, как каршеринг. Данное понятие не имеет официально закреплённого толкования. Каршеринг (carsharing - от англ. «машина» и «делиться») - это услуга, которая заключается в предоставлении ограниченной по времени аренды транспортного средства в соответствии с установленными тарифами, путем бесконтактного обращения (с помощью электронных приложений).

Поскольку в современном гражданском законодательстве нет отдельных норм, регулирующих каршеринговые отношения, в судебной практике их принято рассматривать через призму договора аренды транспортных средств. Однако некоторые авторы относят данный вид правоотношений к договору проката. Учитывая все особенности договора, нельзя говорить, что каршеринг - это договор аренды транспортного средства или договор проката в чистом виде. Каршеринговые организации самостоятельно определяют вид договора на передачу транспортного средства потребителю во временное владение и пользование. Например, ООО «Яндекс.Драйв» проводит оформление гражданско-правовых отношений посредством заключения договора аренды транспортного средства; организации «YouDrive» и «Anytime» предлагают заключить договор аренды транспортного средства без экипажа, «Belkacar» и «Делимобиль» - соглашение о присоединении к договору каршеринга, при этом в содержании акта указано о неприменении норм о прокате и публичной оферты к рассматриваемым отношениям.

Сущность каршеринга заключается в передаче в аренду на краткосрочный период времени пригодного к эксплуатации автомобиля. Удобство, которым обладают такие отношения, сводится к тому, что нет необходимости ехать куда-либо для подписания договора. Оформить в аренду можно любое, ближайшее к месту нахождения потребителя, транспортное средство каршеринговой компании. Найти его и забронировать можно с помощью телефонного приложения, которые устанавливаются на платформах Android и iOS. Зарегистрироваться в системе можно также с помощью мобильного приложения или в офисе каршеринговой компании. Для того, чтобы пройти регистрацию, необходимо предоставить паспортные данные, водительское удостоверение в виде копии или скана. Документы передаются непосредственно в каршеринговую организацию, либо должны быть размещены в виде фото при электронной регистрации. Как только система подтверждает регистрацию, пользователю через специальное приложение в мобильном устройстве, открывается доступ в каршеринговую базу для выбора транспортного средства. Каршеринговые транспортные средства, доступные потребителю, могут находится в любой точке города, в специально обустроенных для этого местах, что позволяет легко их идентифицировать.

На первый взгляд, преимущества каршеринга очевидны: физическое лицо не осуществляет затрат на свое собственное транспортное средство, экономя при этом до 70% средств от своего дохода, нет необходимости беспокоиться о парковке авто о том, что может произойти поломка в пути следования [1, с. 35]. Но с другой стороны не обойтись и без неудобств, которые заключаются, прежде всего, в ограниченном пространстве передвижения, невозможности пользоваться одним и тем же транспортным средством несколько раз, в естественной утечке личной информации, которая предоставляется при регистрации в сервисе.

Заключив договор каршеринга, предметом которого выступает автомобиль, как средство краткосрочного передвижения, пользователь приобретает для себя обязательства по обеспечению его сохранности. В случае дорожно-транспортного происшествия, случившегося по его вине, пользователь привлекается к ответственности в виде возмещения ущерба в размере, указанном в заключенном договоре. Кроме того, лицо, которое зарегистрировано в системе как потребитель каршеринг-услуг, не имеет право передавать транспортное средство третьим лицам. За нарушение такого условия, договором предусмотрен штраф. Все существенные условия, которые должен принять пользователь, указываются в договоре, что по факту не оставляет потребителю права

выбора. Потребителю остается только ознакомиться и принять все условия, которые предлагает контрагент. Сумма ущерба, которая будет взыскиваться за дорожно-транспортное происшествие, зависит от самой каршеринговой организации, характера повреждений и тарифа обслуживания.

Однако достаточно, пользуясь услугами каршеринга, потребители часто не читают те условия, которые указаны в договоре и, соглашаясь с ними, оказываются в достаточно сложных ситуациях. Прежде всего, это касается списания денежных средств с банковских карт, которые привязаны к сервису каршеринга. Еще одной проблемой является забывчивость потребителей обезопасить себя и сфотографировать транспортное средство до и после поездки.

Так, потребитель обратился в суд, когда через 7 дней после пользования услугами каршеринга последовал звонок из компании о нанесении им ущерба транспортному средству и списании денежных средств с его карты. В качестве основания для взыскания ущерба представители каршеринга прислали размытые фото треснувшего бампера, на которых нельзя идентифицировать не только государственный регистрационный номер транспортного средства, но и его марку. На все вопросы потребителя о нарушенных сроках претензии, данных о транспортном средстве, ответа от каршеринговой компании получено не было [2]. Другому потребителю были предъявлены требования со стороны каршеринговой организации об оставлении мусора в салоне. С его банковской карты было списано 5 тыс. рублей, хотя, по утверждению пользователя услуги, весь этот мусор там уже находился до того, как он воспользовался услугой [3].

В данном случае, мы можем говорить о финансовой незащищенности лиц, которые пользуются услугами каршеринг-сервисов. Зачастую каршеринговая организация списывает деньги в одностороннем порядке - поскольку потребители, поставив свою подпись в договоре, сами дали на это согласие. Если пользователь каршеринга не произвел фото или видео съемку транспортного средства, хотя при этом его вины в причинении ущерба нет, то списание денежных средств с банковского счета он может оспорить в судебном порядке, посредством подачи искового заявления, либо обратившись в правоохранительные органы. Особенности политики каршеринга строятся по принципу «нет вины - докажи это сам»: денежные средства с банковских карт списывают с большого количества потребителей их услуг, но возвращают тем, кто докажет невиновность и оспорит списание денег в судебном порядке. Но большинству потребителей проще написать негативный отзыв в Интернете, чем обращаться в компетентные органы.

Выбрав конкретный автомобиль и визуально произведя его осмотр, пользователь соглашается с его принятием путем нажатия кнопки в приложении на мобильном устройстве. Такое согласие приравнивается к электронной подписи. Соответственно, после этого, ответственность за сохранность транспортного средства и иные риски возлагаются на пользователя. Именно поэтому следует производить детальный визуальный осмотр транспорта перед тем как соглашаться на его эксплуатацию. При выявлении каких-либо вмятин, царапин, следует незамедлительно сообщать об этом каршеринговой организации с приложением фотовидео доказательств. Подтвердить сдачу автомобиль в надлежащем виде без каких-либо повреждений сложнее, поскольку никакие способы для этого не предусмотрены. Транспорт остается на обозначенном парковочном месте. Если же до момента, когда автомобиль забронирует очередной пользователь, его кто-либо случайно повредит, доказать отсутствие вины предыдущего пользователя будет совсем непросто.

В качестве примера можно привести Постановление Московского городского суда от 14 декабря 2017 г. №2 4а-6306/2017, которым отменено Постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2017 г. Гр-н М. оставил автомобиль на парковке, а на следующий день это транспортное средство было передано «другому клиенту, который... установил, что автомобиль имеет повреждения переднего бампера, что явилось основанием для вызова сотрудников ГИБДД, вынесших определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составления в отношении М. протокола об административном правонарушении, в котором при описании события административного правонарушения указано, что водитель М. совершил наезд на препятствие (сугроб), после чего оставил место ДТП... В ходе производства по данному делу М. оспаривал свое участие в ДТП, указывая, что припарковал автомобиль без аварий, повреждения, причинение которых вменено М., могли быть причинены в результате действий других лиц в период

нахождения автомобиля на парковке» [4]. К таким действиям мог бы быть отнесен наезд на каршеринговый авто другим автомобилем, что и было указано в телеграмме очевидца, однако судьей Московского городского суда данная телеграмма была признана в качестве недопустимого доказательства, вызов свидетеля в суд обязательным не признавался. Суд вынес решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении районного суда на основании того, что не назначалась судебная экспертиза на предмет установления механизма образования повреждений на кузове автомобиля, «не были выяснены юридически значимые обстоятельства: обладает ли вменяемое М. событие признаками дорожно-транспортного происшествия; не установлена причинно-следственная связь между наездом на сугроб и имеющимися на автомобиле повреждениями; не установлено лицо, управлявшее транспортным средством в момент причинения повреждений; не установлено лицо, причинившее ущерб и оставившее место ДТП; не установлены обстоятельства, при которых причинено повреждение».

Исходя из приведенных примеров, мы можем сделать вывод, что необходима детальная регламентация таких правоотношений, как каршеринговые, на федеральном уровне, с установлением обязательных условий договора и ответственности сторон, поскольку в настоящее время подобные нормы в ГК РФ отсутствуют, хотя отмечаются попытки законодательного регулирования на уровне субъектов РФ, что противоречит Конституции РФ, поскольку гражданское законодательство находится в ведении только РФ.

Однако у такого положения есть и противники, которые считают, что правоотношения каршеринга должны быть урегулированы уже существующими нормами гражданского законодательства. Так, по мнению Ю.Н. Боярской, к отношениям по поводу передачи транспортного средства без цели коммерческого пользования должны быть применены положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ). Если же юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, заключающуюся в получении регулярного дохода за счет предоставления во временное владение и пользование автотранспорта гражданам для удовлетворения их личных потребностей, то данный вид отношений попадает под регулирование § 2 гл. 34 ГК РФ [5].

Все страховые риски, связанные с деятельностью каршеринга, должны быть урегулированы с помощью норм о страховании (ст. 935 ГК РФ) [6].

Некоторые суды в своих решениях приходят к выводу, что каршеринг - это смешанный договор, включающий в себя элементы нескольких гражданско-правовых институтов [7].

На наш взгляд, отмеченные подходы создают еще больше вопросов в правовом регулировании и реальных ситуациях при пользовании услугами каршеринга. Прежде всего, это возможность утечки информации о потребителях каршеринга. Не менее важным вопросом является гражданско-правовая ответственность, как организации, так и арендатора транспортного средства, где следует учитывать следующие риски:

- утраты или повреждения имущества, которое, как правило, представляет собой транспортные средства различных классов и стоимости;

- ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда иным лицам и ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договоров;

- убытков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- причинения вреда жизни и здоровью.

В современных условиях каршеринг - достаточно стабильный источник доходов для организаций, которые предоставляют авто в аренду. Исследователи в данной области дают прогнозы увеличения спроса в данной сфере, как экономически выгодного способа передвижения населения на транспортных средствах, особенно в крупных и курортных городах. В процессе развития услуг в сфере каршеринга планируется создание беспилотных авто. Популярность каршеринга, или краткосрочного проката автомобилей, возрастает в геометрической прогрессии. Причиной тому не только достаточно низкие цены, но и минимальные требования к пользователям, которые, к сожалению, иногда приводят к большим правовым спорам.

Подводя итог исследования проблем ответственности в сфере каршеринговых отношений, по нашему мнению, все же необходимо решить вопрос о правовой природе рассматриваемого вида договорных отношений и законодательно закрепить его название. Также актуален вопрос о введении отдельных норм, которые бы регламентировали такой «каршеринговый договор», или же дополнить уже существующие нормы в гражданском законодательстве (нам видится, что это

договор аренды транспортного средства). Это позволит урегулировать существенные условия договора, обязательства по возмещению ущерба, размер обязательств каршеринговых компаний, формирование должной страховой защиты в данной сфере. Кроме этого, существующий правовой режим каршеринга имеет существенные недостатки в области защиты прав добросовестных пользователей, которые в этом случае также могут быть урегулированы.

Поскольку данные договорные отношения обладают специфичностью, по сравнению с тем же договором аренды транспортного средства, по нашему мнению, следует ввести отдельную главу в Гражданском кодексе Российской Федерации, посвященную рассматриваемому правовому явлению. Нормы такой главы должны быть серьезно продуманы во избежание излишней зарегулированности. Не исключено, что урегулирование с точки зрения гражданского законодательства потребует внесения изменений в административные акты, касающиеся возникновения правовых ситуаций вследствие дорожно-транспортных происшествий.

Литература и источники

1. Маслобоева А. Ю. Актуальность использования технологии carsharing в развитии системы городского наземного транспорта // X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»: сборник трудов. СПб.: МЦНО, 2018. С. 34-38.

2. Решение M 2-2326/2019 2-2326/2019~М-1338/2019 М-1338/2019 от 18 июня 2019 г. но делу M 2-2326/2019 // [Электронный ресурс] https://sudact.ru/regular/doc/Hw8Q8wWiUS5W/ (дата обращения: 20.05.2021).

3. Каршеринг: аренда и ответственность [Электронный ресурс] https://chelovekizakon.ru/dela/karshering-arenda-i-otvetstvennost (дата обращения: 21.05.2021).

4. Постановление Московского городского суда от 14 декабря 2017 г. M 4а-6306/2017 / [Электронный ресурс] https://client.consultant.ru/site/list/?id=1012102217 (дата обращения: 31.05.2021).

5. Боярская Ю.Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих договор каршеринга // Юрист. 2019. M 8. С. 39-43.

6. Тузов А. Каршеринг как отдельная категория страхования [Электронный ресурс] // https://promdevelop.ru/karshering-kak-otdelnaya-kategoriya-strahovaniya/ (дата обращения: 20.05.2021).

7. Решение M 2-1179/2017 от 26 апреля 2017 г. но делу M 2-1179/2017 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).

References and Sources

1. Masloboeva A. Yu. Aktual'nost' ispol'zovaniya tekhnologii carsharing v razvitii sistemy gorodskogo nazemnogo transporta // X Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Nauchnyj forum: innovacionnaya nauka»: sbornik trudov. SPb.: MCNO, 2018. S. 34-38.

2. Reshenie N° 2-2326/2019 2-2326/2019~M-1338/2019 M-1338/2019 ot 18 iyunya 2019 g. po delu Ms 2-2326/2019 // [Elektronnyj resurs] https://sudact.ru/regular/doc/Hw8Q8wWiUS5W/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

3. Karshering: arenda i otvetstvennost' [Elektronnyj resurs] https://chelovekizakon.ru/dela/karshering-arenda-i-otvetstvennost (data obrashcheniya: 21.05.2021).

4. Postanovlenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 14 dekabrya 2017 g. M 4a-6306/2017 / [Elektronnyj resurs] https://client.consultant.ru/ site/list/?id=1012102217 (data obrashcheniya: 31.05.2021).

5. Boyarskaya Yu.N. Analiz obshchih i special'nyh norm grazhdanskogo zakonodatel'stva, reguliruyushchih dogovor karsheringa // Yurist. 2019. M 8.

6. Tuzov A. Karshering kak otdel'naya kategoriya strahovaniya [Elektronnyj resurs] // https://promdevelop.ru/karshering-kak-otdelnaya-kategoriya-strahovaniya/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

7. Reshenie M 2-1179/2017 ot 26 aprelya 2017 g. po delu M 2-1179/2017 // URL: https://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 20.05.2020).

ТИЩЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (tishhenkirina@ya.ru). МЕНЯЙЛО ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат политических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

БУРЛОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. TISCHENKO, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (Bel LI of the MI of Russia named after I.D. Putilin).

MENYAYLO, LUDMILA N. - Ph.D. in Political Science, Associate Professor, Department of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (Bel LI of the MI of Russia named after I.D. Putilin).

BURLOVA, JULIA A. - Ph.D. in Law, Department of Public-Legal and Civil Law, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 347.26 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-2-127-131

шереметьева н.в. актуальные проблемы отказа сервитуария от сервитута

Ключевые слова: сервитут, прекращение сервитута, обременение земельного участка, основания прекращения прав, служащая и господствующая вещь, принципы вещных прав.

Сервитут представляет собой институт гражданского права, который, по сути, является обременением для владельца собственности. При установлении и прекращении сервитутных отношений на практике возникают проблемы, так как сталкиваются интересы сервитуария с пользователем сервитута. Для прекращения сервитутных отношений, особенно для одностороннего отказа сервитуария от сервитута, должны быть веские основания. В гражданском законодательстве такие основания установлены, но на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.