Научная статья на тему 'Каршеринг как продукт совместного потребления товаров (sharing economy) и цифровизации гражданского права России'

Каршеринг как продукт совместного потребления товаров (sharing economy) и цифровизации гражданского права России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / ПРОДУКТ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОВАРОВ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА / ДОГОВОР ПРОКАТА / CARSHARING / PRODUCT OF JOINT CONSUMPTION OF GOODS / ADVANCED LEGAL REGULATION / SHORT-TERM RENTAL OF A VEHICLE / RENTAL OF A VEHICLE WITHOUT A CREW / RENTAL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комлев Николай Юрьевич, Фазлиева Лилия Канзеловна

Отсутствие на федеральном уровне законодательной регламентации каршеринга создает немало сложностей в определении его правовой природы и в правоприменительной практике. Региональное опережающее правовое регулирование каршеринга является лишь превентивной мерой предотвращения возможных нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в обязательствах по передаче имущества во временное владение и пользование. Представляется необходимым предусмотреть отдельные положения о каршеринге в части 2.1 параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как существуют видовые отличия каршеринга от аренды транспортного средства без экипажа и проката при наличии единого объекта договора движимого имущества. Кроме этого, существующий правовой режим каршеринга имеет некоторые недостатки в области защиты прав добросовестных пользователей.The lack of legal regulation at the Federal level of car sharing creates a lot of difficulties in determining its legal nature and law enforcement practice. Regional advance legal regulation of carsharing is only a preventive measure to prevent possible violations of the rights and legitimate interests of persons participating in obligations to transfer property to temporary possession and use. It seems necessary to provide for separate provisions on car sharing in paragraph 2.1 § 3 of the Chapter. 34 of the civil code of the Russian Federation, since there are specific differences between carsharing and renting a vehicle without a crew and rental in the presence of a single object of the cont-ract movable property. In addition, the existing legal regime of carsharing has some disadvantages in protecting the rights of bona fide users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каршеринг как продукт совместного потребления товаров (sharing economy) и цифровизации гражданского права России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

УДК 347.453.6

Каршеринг как продукт совместного потребления товаров (sharing economy) и цифровизации гражданского права России

Комлев Николай Юрьевич,

Казанский юридический институт МВД России,

кандидат юридических наук

e-mail: kolkomlev@yandex.ru

Фазлиева Лилия Канзеловна,

Казанский юридический институт МВД России,

кандидат химических наук, доцент

e-mail: LKFaz@mail.ru

Отсутствие на федеральном уровне законодательной регламентации каршеринга создает немало сложностей в определении его правовой природы и в правоприменительной практике. Региональное опережающее правовое регулирование каршеринга является лишь превентивной мерой предотвращения возможных нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в обязательствах по передаче имущества во временное владение и пользование. Представляется необходимым предусмотреть отдельные положения о каршеринге в части 2.1 параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как существуют видовые отличия каршеринга от аренды транспортного средства без экипажа и проката при наличии единого объекта договора - движимого имущества. Кроме этого, существующий правовой режим каршеринга имеет некоторые недостатки в области защиты прав добросовестных пользователей.

Ключевые слова: каршеринг; продукт совместного потребления товаров; опережающее правовое регулирование; краткосрочная аренда транспортного средства; аренда транспортного средства без экипажа; договор проката.

Carsharing as a product of joint consumption of goods (sharing economy) and digitalization of Russian civil law

Komlev Nikolai Yurievich,

Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law

Fazlieva Liliya Kanzelovna,

Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Chemical, Associate professor

The lack of legal regulation at the Federal level of car sharing creates a lot of difficulties in determining its legal nature and law enforcement practice. Regional advance legal regulation of carsharing is only a preventive measure to prevent possible violations of the rights and legitimate interests of persons participating in obligations to transfer property to temporary possession and use. It seems necessary to provide for separate provisions on car sharing in

paragraph 2.1 § 3 of the Chapter. 34 of the civil code of the Russian Federation, since there are specific differences between carsharing and renting a vehicle without a crew and rental in the presence of a single object of the contract - movable property. In addition, the existing legal regime of carsharing has some disadvantages in protecting the rights of bona fide users.

Key words: carsharing; product of joint consumption of goods; advanced legal regulation; short-term rental of a vehicle; rental of a vehicle without a crew; rental agreement.

Цифровизация гражданского права России приводит к появлению не только новых объектов гражданского права (цифровые права), но и непоименованных договоров в гражданских правоотношениях (каршеринг, райдшеринг и др.). Внедрение цифровых технологий в экономику является национальным приоритетом, как определено в указе Президента РФ1. В Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 г.2 говорится о применении продукта совместного потребления товаров (sharing economy) для удовлетворения личных (индивидуальных) потребностей пользователей в легковых автомобилях - каршеринга (п. 3 разд. IV). В Плане мероприятий «Автонет» (приложение № 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте РФ от 24 апреля 2018 г. № 1)3 указывается на необходимость развития каршеринга. По экспертным прогнозам, к 2025 году доля автомобилей, используемых в рамках каршеринга, увеличится до 10 % (более 200 тыс. штук).

В мировой практике выделяют несколько разновидностей каршеринга (от англ. «car» - машина и «shering» - делиться): опе-way carsharing (краткосрочная аренда транспортного средства, находящегося в собственности арендодателя - специализированной организации); рееМю-peer carsharing (краткосрочная аренда транспортного средства, но для собственников имущества арендная деятельность неосновная); fractional carsharing (аренда транспортного средства, находящегося в долевой или совместной собственности арендодателя)4.

Ю. Н. Боярская отмечает, что на территории России, как правило в крупных городских населенных

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

2 Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 831-р // СЗ РФ. 2018. № 19. Ст. 2804.

3 План мероприятий (дорожная карта) Национальной технологической инициативы «Автонет» (приложение № 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24 апреля 2018 г. № 1). URL: http://nti.one (дата обращения: 17.02.2020).

4 См.: Shinkle D. Car sharing. State Laws and Legislation. URL: http://www.ncsl.org/research/transportation/car-sharing-state-laws-and-legislation.aspx (дата обращения: 17.02.2020).

пунктах, существует разновидность каршеринга oneway carsharing5.

Каршеринг имеет схожие правовые признаки с арендой транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). Однако институт каршеринга не урегулирован в федеральном законодательстве: отсутствуют специальные нормы, нет четкого определения того, к какому виду договора аренды можно его отнести. Как мы уже отмечали, в Стратегии развития автомобильной промышленности России указывается о применении каршеринга и дается лишь прогноз на 2025 г. по использованию автомобилей в рамках каршеринга. В плане мероприятий «Автонет» каршеринг определяется как сервис поминутной аренды автомобиля. «Точечное» регулирование каршеринга имеет место на уровне субъектов РФ. Так, в постановлении Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП каршеринг определяется как предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки, легковых автомобилей в краткосрочную аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности6. В постановлении исполкома г. Казани от 12 февраля 2019 г. № 515 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по льготному размещению транспортного средства, предоставленного в краткосрочную (до 24 часов) аренду7, в парковочных местах физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что позволяет каршеринговым организациям возвращать часть затрат. Следует отметить, что субъекты РФ вынуждены осуществлять опережающее правовое регулирование на основании закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ8. Кроме этого, после приня-

5 См.: Боярская Ю. Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих договор каршеринга // Юрист. 2019. № 8. С. 39-43.

6 О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве: постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г № 405-ПП (ред. от 8 августа 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=M LAW;n=179658#013832691451972057 (дата обращения: 17.02.2020).

7 Постановление исполкома г. Казани от 12 февраля 2019 г. № 515 // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2019. № 6.

8 Об общих принципах организации законодательных

тия федерального закона региональный акт должен быть приведен в соответствие с ним1.

Каршеринговые организации свободны в выборе договора на передачу транспортного средства во временное владение и пользование. Так, ООО «Яндекс. Драйв» оформляет гражданско-правовые отношения путем заключения договора аренды транспортного средства2, организации «You Drive», «Anytime» - аренды транспортного средства без экипажа3, «Belka car» -соглашения о присоединении к договору каршерин-га4, «Делимобиль» - соглашения о присоединении к договору каршеринга, при этом в содержании акта указано о не применении норм о прокате и публичной оферты к этим отношениям5. Аналогичный договор присоединения использует организация «Car5»6.

Аргументы исследователей по определению правовой природы договора каршеринга также расходятся. Так, Т. В. Сойфер говорит о существовании продукта совместного потребления товаров (sharing economy), как направленного на извлечение прибыли (каршеринг), так и без такой цели (бескорыстная деятельность в пользу третьих лиц - BlaBlaCar)7.

А. И. Бычков характеризует каршеринг как краткосрочную аренду автомобиля с поминутной тарификацией для внутригородских поездок большого количества клиентов8. При этом связь контрагентов (оператора каршерингового сервиса и пользователя) осуществляется посредством специального мобильного приложения (сайт агрегатора), в котором пользователь заключает соглашение о присоединении к условиям обслуживания путем регистрации.

При этом, как указывает С. Р. Дерюгина, каршеринг имеет отличительные от аренды транспортного сред-

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

1 См.: Умнова И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 2. С. 45-55.

2 URL: https://yandex.ru/legal/drive_termsofuse/ (дата обращения: 17.02.2020).

3 URL: http://youdrive.today/oferta (дата обращения: 17.02.2020); Anytime. URL: https://anytimecar.ru/fles/docs/ anytime.contract.20180921.pdf (дата обращения: 17.02.2020).

4 URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf?v=3.04.05 (дата обращения: 17.02.2020).

5 URL: https://delimobil.ru/delimobilcontract (дата обращения: 17.02.2020).

6 URL: https://car5.ru/uploads/docs/aa/doc4.pdf (дата обращения: 17.02.2020).

7 См.: Сойфер Т. В. Гражданско-правовое регулирование отношений по коллективному использованию товаров и услуг (sharing economy): направления развития // Гражданское право. 2019. № 5. С. 6-10.

8 См.: Бычков А. И. Правовое регулирование экономики со-

вместного потребления. М., 2019.

ства без экипажа9 признаки, выражающиеся в следующем:

1) субъектный состав ограничен (арендодатели -лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в данной сфере, арендаторы - только физические лица);

2) использование цифрового информационного сервиса, поэтому к отношениям применяются также нормы ст. 1235 ГК РФ о лицензионном договоре;

3) быстрый доступ к автомобилю, не обязательна передача транспортного средства по акту приема-передачи (все недостатки обозначаются в электронной форме через цифровое устройство). Однако данный отличительный признак имеет негативные последствия - трудности доказывания добросовестно исполненных обязательств предшествующего арендатора, если на следующий день другой арендатор обнаружил повреждения автомобиля. На данное обстоятельство обращает внимание правоприменительная практика10;

4) арендодатель поддерживает транспортное средство в надлежащем состоянии, осуществляя и текущий, и капитальный ремонт;

5) арендная плата складывается из двух составляющих - километража и периода времени использования транспортного средства;

6) краткосрочный договор, как правило, до 24 часов;

7) не предусмотрена субаренда транспортного средства.

Другие исследователи (Т. А. Бубновская, Ю. Б. Суворов11, И. Р. Сетдинов12) относят каршеринг к договору проката. Действительно, договор каршеринга направлен на цели, удовлетворяющие личные и иные потребности пользователя, не связанные с предпринимательской деятельностью, объект договора - движимая вещь (транспортное средство), бремя осуществления капитального и текущего ремонта возложено на арендодателя. И. Р. Сетдинов приводит доводы о принадлежности каршеринга к публичным договорам. Указанный автор для защиты своих прав и законных интересов инициировал исковое производство - дело № 02-3451/2018, которое было рассмотрено в Лефортовском районном суде Москвы13. Истец ука-

9 См.: Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20-23.

10 Постановление Московского городского суда от 14 декабря 2017 г. № 4а-6306/2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2020).

11 См.: Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршерин-ге: правовые аспекты // Юрист. 2018. № 7. С. 36.

12 См.: Сетдинов И. Каршеринг - это прокат [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/legal/46486-karshering-eto-prokat (дата обращения: 17.02.2020).

13 Суды общей юрисдикции города Москвы. Официальный портал. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/lefortovskij/services/ ca se s/ci vi l/d eta i l s/b014a7 dd-443c-4fb9-bf10-2555899d3346 (дата обращения: 17.02.2020); Решение Московского го-

зал, что если условия каршеринга противоречат законодательству о защите прав потребителей (ст. 16), то они являются недействительными.

В то же время И. Ю. Аюшева отмечает отличительные свойства каршеринга от договора проката - это условия о сроке, форме договора1. Ю. Н. Боярская2 проводит разграничение каршеринга и проката по правовому регулированию: в случае сдачи транспортного средства с некоммерческой целью использования отношения контрагентов будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ). Напротив, если организация, занимающаяся в качестве постоянной предпринимательской деятельности предоставлением во временное владение и пользование транспортного средства физическому лицу для потребительских целей, то отношения будут регулироваться нормами договора проката, а именно § 2 гл. 34 ГК РФ.

Проведенный скрининг нормативных правовых актов и форм договоров по каршерингу указывает на отсутствие единой правовой природы указанного договора.

Таким образом, каршеринг как институт гражданского права не имеет надлежащего законодательного правового регулирования на федеральном уровне. Однако регионы осуществляют опережающее правовое регулирование в отношении каршеринга. Данный фактор является превентивной мерой предотвращения возможных нарушений прав и законных интересов лиц. Следует отметить, что гражданское законодательство в соответствии со ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому считаем необходимым предусмотреть отдельные положения о каршеринге в п. 2.1 «Краткосрочная аренда транспортного средства (каршеринг)» § 3 гл. 34 ГК РФ, так как существуют видовые отличия каршеринга от аренды транспортного средства без экипажа и проката при наличии единого объекта договора - движимого имущества. Кроме этого, существующий правовой режим каршеринга имеет некоторые недостатки в области защиты прав добросовестных пользователей.

Библиографический список

1. Аюшева И. З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга / И. З. Аюшева // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 2. - С. 25-32.

2. Боярская Ю. Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих

родского суда от 28 ноября 2018 г. по делу № 7-13076/2018 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2020).

1 См.: Аюшева И. З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 2. С. 25-32.

2 См.: Боярская Ю. Н. Указ. соч.

договор каршеринга / Ю. Н. Боярская // Юрист. - 2019. -№ 8. - С. 39-43.

3. Бубновская Т. А. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты / Т. А. Бубновская, Ю. Б. Суворов // Юрист. -

2018. - № 7.

4. Бычков А. И. Правовое регулирование экономики совместного потребления / А. И. Бычков. - Москва: Инфотропик Медиа, 2019. - 136 с.

5. Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров / С. Р. Дерюгина // Гражданское право. - 2019. - № 4.

6. Сойфер Т. В. Гражданско-правовое регулирование отношений по коллективному использованию товаров и услуг (sharing economy): направления развития / Т. В. Сойфер // Гражданское право. - 2019. - № 5.

Bibliograficheskij spisok

1. Ayusheva I. Z. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij po sovmestnomu ispol'zovaniyu transpor tnyh sredstv na primere karsheringa / I. Z. Ayusheva // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). -

2019. - № 2. - S. 25-32.

2. Boyarskaya YU. N. Analiz obshchih i special'nyh norm grazhda nskogo zakonodatel'stva, reg uliruyu-shchih dogovor karsheringa / YU. N. Boyarskaya //YUrist. -2019. - № 8. - S. 39-43.

3. Bubnovskaya T. A. K voprosu o karsheringe: pravovye aspekty / T. A. Bubnovskaya, YU. B. Suvorov // YUrist. - 2018. - № 7.

4. Bychkov A. I. Pravovoe regulirovanie ekonomiki sovmestnogo potrebleniya / A. I. Bychkov. - Moskva: Infotropik Media, 2019. - 136 s.

5. Deryugina S. R. Karshering i rajdshering: k probleme pravovoj prirody dogovorov / S. R. Deryugina // Grazhdanskoe pravo. - 2019. - № 4.

6. Sojfer T. V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij po kollektivnomu ispol'zovaniyu tovarov i uslug (sharing economy): napravleniya razvitiya / T. V. Sojfer // Grazhdanskoe pravo. - 2019. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.