Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
спорт / государственный орган / физическая культура / государственное регулирование / sport / state body / physical culture / state regulation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пышкин А.И.

В этой статье автор анализирует актуальные проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация в области управления физической культурой и спортом. Среди них: противоречия в законодательстве на разных уровнях, недостаток квалифицированных специалистов, недостаточная координация между ведомствами на всех уровнях управления, нехватка информационно-аналитической поддержки для регулирования и развития физической культуры и спорта. Решение этих проблем может повлиять на некоторые социальные и экономические проблемы, а также способствовать положительной динамике в таких областях, как профилактика заболеваний, снижение числа людей с вредными привычками (особенно среди молодёжи), значительное увеличение средней продолжительности жизни и её качества. Также будет развиваться адаптивный спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, увеличится вовлеченность бизнеса в сферу физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION OF SPORTS IN RUSSIA

In this article, the author analyzes the current problems faced by the Russian Federation in the field of physical culture and sports management. Among them: contradictions in legislation at different levels, lack of qualified specialists, insufficient coordination between departments at all levels of government, lack of information and analytical support for the regulation and development of physical culture and sports. Solving these problems can affect some social and economic problems, as well as contribute to positive dynamics in such areas as disease prevention, a decrease in the number of people.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 351/354

Пышкин А.И.

магистрант

Государственный институт экономики финансов, права и технологий

(г. Гатчина, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в этой статье автор анализирует актуальные проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация в области управления физической культурой и спортом. Среди них: противоречия в законодательстве на разных уровнях, недостаток квалифицированных специалистов, недостаточная координация между ведомствами на всех уровнях управления, нехватка информационно-аналитической поддержки для регулирования и развития физической культуры и спорта. Решение этих проблем может повлиять на некоторые социальные и экономические проблемы, а также способствовать положительной динамике в таких областях, как профилактика заболеваний, снижение числа людей с вредными привычками (особенно среди молодёжи), значительное увеличение средней продолжительности жизни и её качества. Также будет развиваться адаптивный спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, увеличится вовлеченность бизнеса в сферу физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спорт, государственный орган, физическая культура, государственное регулирование.

Сейчас одна из основных проблем с юридической точки зрения это несоответствие внутреннего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов с основополагающими документами международных организаций и иных НПА принятых за основу в большинстве стран, соответственно необходимо проработать все имеющиеся правовые коллизии и противоречия между местным законодательством и международным правом.

Также проблема несоответствия между региональным и федеральным законодательством в сфере физической культуры и спорта, а также безусловное превосходство федеральных нормативно-правовых актов над любыми корпоративными актами спортивных объединений, организаций, федераций, в особенности в профессиональном спорте. Также необходимо дорабатывать уже имеющиеся НПА, в первую очередь №2 Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Важно уточнить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, полномочиями по формированию и утверждению «правил игры» являются общероссийские спортивные федерации, в соответствии с ч.1 ст. 25 №Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и соответственно на спортивные федерации возложена прямая обязанность и ответственность за развитие соответствующих видов спорта. Несмотря на то, что с юридической точки зрения акты, которые принимает спортивная федерация, не носят никакого нормативно-правового характера их не стоит недооценивать.

НПА, принимаемые спортивными федерациями, не могут быть не вовлечены в регулирование почти всей сферы физической культуры и спорта, в первую очередь по своему виду спорта, так как закон наделил федерации большим количеством полномочий. Из этого вытекает вывод, что, по сути, чтобы признать регулирующую функцию того или иного акта, принятого федерацией достаточно согласия того или иного субъекта, вступающего в соответствующие отношения.

Отдельно необходимо отметить механизм общественно-государственного взаимодействия в части разработки и утверждения соответствующих правил по видам спорта. Если исходить из понятия «вид спорта», что сформулировано в п.2 ст.2 25 №Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», наличие правил в соответствующем виде спорта и есть один из главных признаков, который позволяет выделить конкретный вид спорта.

В рамках совета Европы, в который Россия вступила в 1996 году, до исключения в 2022 году, именно правила видов спорта рассматривают как основную часть «правил игры», где негосударственные субъекты физической культуры и спорта имеют возможность самостоятельно устанавливать, дополнять, по-своему интерпретировать правила.

Уровень компетенций ИОГВ в области спорта зависит от целей, закрепленных законодательно или указами президента Российской Федерации.

На основании данного положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» необходимо подвергнуть существенным изменениям, а в случае принятия на федеральном уровне нового законодательно закрепленного документа о физической культуре и спорте цели и задачи государственной политики в области физической культуры и спорта необходимо отразить в отдельном разделе данного нормативно-правового акта.

В связи с вышесказанным, напрашивает вывод о том, что современное законодательство Российской Федерации в части взаимодействия общество-государство в сфере физической культуры и спорта, в общем и целом, согласуется с мировой концепцией автономии спорта. Однако развитие общественно-государственного взаимодействия в сфере спорта в связи с выявленными особенностями регулирования отношений тормозят возможности дальнейшего развития.

Профессионалы из области экономики и управления, эксперты и специалисты предполагают, что в сфере физической культуры и спорта имеется еще некоторое количество серьезных проблем, например: недостаток квалифицированных специалистов, недостаточная координация между ведомствами на всех уровнях управления, нехватка информационно-аналитической поддержки для регулирования и развития физической культуры и спорта; не самая эффективная нормативно-правовая документационная и законодательная база; недостаточная пропаганда здорового образа жизни; недостаточная или устаревшая материально-техническая база спортивных

учреждений; низкий уровень информирования населения о спортивных объектах и возможностях населения для занятий физической культурой [4, с. 22].

Исходя из вышесказанного, на взгляд автора, целесообразно рассмотреть опыт других государств в рассматриваемой сфере.

Необходимо уточнить, что каждая страна ведет свою собственную политику в сфере физической культуры и спорта, в том числе специфические формы государственного влияния и интеграции на спортивную деятельность, следует отметить, что самые эффективные это: частно-государственное инвестиционное сотрудничество, разработка современных НПА, участие всех субъектов государственного управления, включая региональные и муниципальные.

С 1980-го г. число стран, которые начали принимать отраслевые законы в сфере физической культуры и спорта неуклонно расло (Аргентина, 1992; Португалия, 1990; Финляндия, 1980; Франция, 1984, 1992; Италия, 1984; Испания, 1988, 1990; Польша, 1996; Украина, 1993, и др.). В Китае, вместе с принятием «Закона о спорте» в 1995 г., был утвержден «Расширенный спортивный план для здоровья народа» и «План успеха для олимпийцев» [1, с. 32].

Если говорить о Российской Федерации, и действия власти в данной области, то на данный момент правовые нормы не в полной степени соответствуют содержанию и специфическим особенностям спортивных отношений [5, с. 74].

Основной нормативно-правовой акт, а именно ФЗ «О физической культуре и спорте» был принят в 2007 году, хотя в подавляющем большинстве развитых стран подобные законы были приняты и одобрены еще в 1980-90х. годах, соответственно видна «отсталость» России в данной сфере. На мой взгляд, очевидна необходимость принятия Спортивного кодекса Российской Федерации, что, обеспечит ускорение развития сферы и страны в целом, решения многих проблем, о которых было сказано ранее.

Развитые страны, в первую очередь западные используют физическую культуру и спорт как профилактику различных заболеваний, а также для повышения работоспособности населения, соответственно финансирование производится из государственного бюджета.

Что касается Российской Федерации, год от года можно было видеть постепенное увеличение финансирования спорта, однако этого было недостаточно, увеличение финансирование проводилось вплоть до 2023 года.

Я считаю, что спорт и физическая активность имеют большое значение для общества, поэтому нуждаются в стабильном финансировании при активной поддержке со стороны государства.

Одним из наиболее перспективных способов решения проблем финансирования является развитие партнёрства между государством и бизнесом в этой сфере, стимулирование развития социального предпринимательства, особенно для людей с ограниченными возможностями и других уязвимых групп населения, а также предоставление им эффективной финансовой поддержки. Также необходимо инвестировать в строительство новых спортивных объектов и модернизацию существующих. [2, с. 92].

Исходя из этого, мы полагаем, что успешное развитие физической культуры и спорта поможет решить множество социально-экономических проблем и даст положительный результат: предотвращение заболеваний и вредных привычек, особенно среди молодёжи, увеличение продолжительности жизни и улучшение её качества, предоставление возможностей для занятий спортом инвалидам и детям с ограниченными возможностями, развитие предпринимательства и создание благоприятных условий для бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кичеджи В.Н., Лопатин С.В., Колпакова И.А. К вопросу о государственном управлении в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации //

Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур, 2016. № 3. С. 64-69;

2. Сидельников А.Н. Управление и государственное регулирование сферы физической культуры и спорта на законодательном уровне // Здравоохранение, образование и безопасность, 2017. № 4 (12). С. 74-82;

3. Петров Д.В. Организация государственного управления в сфере физической культуры России // В сборнике: Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. С. 142-145;

4. Романюк М.Н., Романюк Т.В. Некоторые проблемы модернизации системы физической культуры и спорта в приднестровье на современном этапе // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 58-2. С. 206209;

5. Паньков Д.С., Ващенко И.Ю. Экономика и управление в спорте // News of Science and Education, 2018. Т. 2. № 1. С. 003-013;

6. Ольховский Р.М., Солнцев И.В., Осокин Н.А. Проектное управление в сфере физической культуры и спорта // Государственная служба, 2018. Т. 20. № 4. С. 34-39;

7. Шкеул-Сергеева И.В. Организация процессов управления в отрасли физической культуры и спорта на основе распределения функций между государственными и муниципальными органами / В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции, 2018. С. 469-473;

8. Кузнецов М.Н. Научные школы в спортивном праве и в государственном управлении спортом в россии: история и современное положение дел // Право и государство: теория и практика, 2018. № 5 (161). С. 121- 131;

9. Никулина Е.Ф. Правовые механизмы оптимизации системы государственного управления физической культурой и спортом // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 643-647

Pyshkin A.I.

State Institute of Economics, Finance, Law and Technology (Gatchina, Leningrad Region, Russia)

PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION OF SPORTS IN RUSSIA

Abstract: in this article, the author analyzes the current problems faced by the Russian Federation in the field of physical culture and sports management. Among them: contradictions in legislation at different levels, lack of qualified specialists, insufficient coordination between departments at all levels of government, lack of information and analytical support for the regulation and development of physical culture and sports. Solving these problems can affect some social and economic problems, as well as contribute to positive dynamics in such areas as disease prevention, a decrease in the number of people

Keywords: sport, state body, physical culture, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.