УДК 316 614:34:796 (571.12)
СПОРТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА TYUMEN REGION SPORTS LEGISLATION IN SOCIALIZATION OF THE REGION S POPULATION
В. H. Зуев, Д. П. Кораблев
V. N. Zuev, D. P. Korablev
Ключевые слова: социализация населения, физическая культура и спорт, Тюменская область, спортивное законодательство, государственные полномочия Key words. socialization of the population, physical culture and sports, Tyumen region, sports legislation,
states powers
Рассмотрены основные статьи законов Российской Федерации и Тюменской области в сфере физической культуры и спорта для социализации населения. Рассмотрены правовые проблемы развития спортивного законодательства в Тюменской области и приведены пути их решения.
The paper examines the main legal acts of the Russian Federation and Tyumen region in the field of physical culture and sports for socialization of the population. The article considers theproblems of development of sports legislation in Tyumen region and shows the ways of their solving.
Социально-экономические преобразования российского общества сопровождаются активным ростом населения к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта, что для Российской Федерации приобретает особую актуальность.
Трансформирование социальных институтов в условиях переходного периода и становления новых социально-экономических отношений имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, эволюция общественных институтов способствует закреплению новых стратегий посредством законодательной базы к изменившемуся миру, с другой, приводит к отклонениям в социализации и расширяет социальную базу становления спортивных субкультур, не вполне адекватных требованиям современного социума [1; 2].
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество социальных функций и охватывает все возрастные группы населения: это и развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний воспитание подрастающего поколения, а также полноценная профессиональная деятельность [2].
Именно поэтому в современных условиях появилось такое понятие, как «спортивное право» или «спортивное законодательство», роль которого в России и в мире ежегодно возрастает.
В нашей стране спортивное законодательство начало развиваться в постсоветский период. В настоящее время в России активно формируется и вырабатывается законодательство, регулирующее развитие физкультурно-спортивной деятельности в социализации населения, С Применением норм спортивного права.
Важным моментом в формировании спортивного законодательства в России стало вступление 30 марта 2008 года в силу нового федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3]. Данный федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные ОСНОВЫ деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
В федеральном законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культу ры и спорта
Можно констатировать, что, согласно указанному федеральному закону, аналогично органам федерального уровня государственной подсистемы управления физической культурой и спортом организуется соответствующая подсистема управления в субъектах Российской Федерации, которая не только реализует общегосударственную политику в области спорта, но и формирует свою концепцию развития общественно-спортивных и социальных отношений на региональном уровне.
Оценка степени научной разработанности данного исследования, изучение проблем современного спорта, в силу его многоаспектности, требует внимания к теоретическим источникам из различных областей - социальной философии, теории и истории физической культуры, общей, политологии, социальной и педагогической, психологии, социального управления, спортивной и общей педагогики, а также юридической науки. [1; 2, 4]. Изучение развития спортивного законодательства, формируемого для социализации населения средствами физической культуры и спорта в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, определение проблем и предложение направлений его развития является целью настоящей статьи.
С появлением главного федерального закона о спорте в ряде субъектов Российской Федерации приняли новые законы о физической культуре и спорте либо внесены поправки в уже действующее законодательство. В этом отношении не стала исключением и Тюменская область: в закон Тюменской области от 28.12.2004 № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области» было внесено ряд поправок, в том числе в части уточнения полномочий органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта [5]. В целом установленный данным региональным законом перечень полномочий воспроизводит перечень, закрепленный в федеральном законодательстве.
Во исполнение указанного закона Тюменской области и полномочий субъекта РФ, закрепленных в нем. Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.08.2010 № 1311-рп утверждена долгосрочная целевая программа по развитию физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области на 2011-2013 гг.
Был также Принят ряд нормативных правовых актов регионального значения, основной сегмент которых направлен на социальную поддержку спортсменов, достигших высоких спортивных результатов и лиц, добившихся значительных достижений в развитии физической культуры и спорта (Постановление Правительства Тюменской области от 18.04.2005 № 8-п (ред. от 05.05.2008) «О государственных спортивных стипендиях в Тюменской области», Постановление Правительства Тюменской области от 18.04.2005 № 7-п (ред. от 28.07.2011) «О мерах социальной поддержки граждан, внесших значительный вклад в развитие физической культуры и спорта», Постановление Правительства Тюменской области от 13.07.2006 № 169-п (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки спортсменов, входящих в составы сборных команд Российской Федерации». Постановление Правительства Тюменской области от 07.06.2008 № 161-п (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении Положения о поощрении спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, и их тренеров» и т.д.)
В целях эффективной и результативной реализации государственной и социальной политики в области спорта распоряжением губернатора Тюменской области от 28.07.2011 № 53-р создали Совет при губернаторе Тюменской области по развитию физической культуры и спорта.
Тем не менее, очевидно, что вышеуказанных нормативных правовых актов явно недостаточно для полной реализации полномочий, установленных в федеральном законе от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и законе Тюменской области от 28.12.2004 № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области», а по имеющимся принятым нормативным правовым актам есть вопросы юридического характера.
Обращает внимание то, что в Тюменской области во исполнение главного областного закона о спорте, отдельным нормативным правовым актом закреплено поощрение спортсменов, достигших высоких спортивных результатов по биатлону и лыжным гонкам в 2011 году (Постановление Правительства Тюменской области от 05.09.2011 № 287-п) наряду с уже имеющимся и действующим от 07.06.2008 № 161-п «Об утверждении Положения о поощрении спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, и их тренеров».
Вызывает некоторые вопросы срок действия данного закона - один календарный 2011 год, учитывая, что дата его принятия — 05 сентября 2011 года. Чем обусловлен данный срок? Будет ли пролонгировано действие данного закона на следующие календарные годы? Будут ли приняты аналогич-
ные законы о других видах спорта, развивающихся В области. В ТОМ числе включенных В перечень Приказа Минспорттуризма РФ от 14.06.2011 № 571? Вопросы актуальные.
Восполнять имеющийся отраслевой «правовой пробел» в Тюменской области приходится путем издания Департаментом по спорту' и молодежной политике множества ведомственных нормативных актов (к примеру, Приказом от 15.06.2011 № 132 утвержден Порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд Тюменской области, а Приказом от 16.09.2011 № 223 утвержден Порядок включения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Тюменской области в календарный план ИХ проведения), ЧТО не всегда является эффективным.
Однако существует ряд проблем развития спортивного законодательства Тюменской области, имеющие правовой и практический характер, которые непосредственным образом связаны с проблемой социализации населения.
Например, часть вопросов, отнесенных к полномочиям субъекта РФ, не нашли своего отражения в главном областном законе о спорте.
В частности, это относится к развитию к вопросу осуществления полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов. Данный вопрос не нашел своего отражения в главном законе области о физической культуре и спорте, но присутствует в Положении о Департаменте по спорту и молодежной политике Тюменской области.
Согласно п. 3.39 указанного Положения, департамент осуществляет оформление и ведение спортивных паспортов в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. До настоящего времени такой порядок федеральными органами власти не разработан, более того, реализация данного полномочия органами субъекта РФ была приостановлена до 2014 года.
В нашем исследовании для социализации населения мы предлагаем поправки по пропаганде физической культуры и спорта в Тюменской области. Согласно пп.5 ч.2 ст.8 федерального закона от 04 декабря 2007 г. № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», относится право субъекта РФ «участвовать в осуществлении пропаганды физической культу ры, спорта и здорового образа жизни». Данное полномочие не отражено ни в главном законе о спорте в области, ни в Положении о Департаменте по спорту' и молодежной политике Тюменской области.
Вопрос пропаганды здорового образа жизни отражён в главном законе Тюменской области о физической культуре и спорте только в части «осуществления содействия в обеспечении образовательных организаций, центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства независимо от их организационно-правовых форм спортивными сооружениями, их материально-техническом обеспечении», что явным образом является более узким вопросом, чем тот, что представлен федеральным законодательством.
Несмотря на то, что реализация указанного полномочия является правом субъекта РФ, тем не менее, очевидно, что проведение комплексной пропаганды здорового образа жизни должно являться ключевым управленческим инструментом, при реализации региональной политики в области спорта и социализации населения в целом.
Приоритетным направлением в осуществлении региональной ПОЛИТИКИ в Тюменской области является также формирование административных регламентов по оказанию государственных услуг и функций в сфере физической культуры и спорта.
Законодательная регламентация взаимоотношений органов власти и населения в части предоставления государственных услуг является одним из наиболее важных направлений по социализации населения, так как введение административных регламентов дает возможность отдельным гражданам осуществлять общественный контроль за отдельными процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом, создается реальная основа для прозрачности процессов предоставления социально значимых государственных услуг и развития гражданского общества.
В настоящий момент в Тюменской области в сфере физической культуры и спорта разработаны два таких регламента. Первый касается общих обращений граждан в Департамент по спорту и молодежной политики, второй — государственной аккредитации региональных спортивных федераций.
Принимая во внимание требования федерального законодательства по реализации административной реформы в Российской Федерации, целесообразно принятие дополнительных административных регламентов в целях реализации главного закона о спорте Тюменской области.
В частности, это касается:
« исполнения государственной функции по присвоению спортивных разрядов в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях;
• исполнения государственной функции по присвоению квалификационных категорий спортивных судей (за исключением квалификационной категории спортивного судьи всероссийской категории);
• оказания государственной услуги по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту', инструкторам-методистам по физической культуре и спорту'.
Кроме того, согласно нормам Федеральных законов № 384-Ф3 от 03 декабря 2011 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6] и № 412-ФЗ от 06 декабря 2011 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [7] необходимо внести ряд изменений в главный закон о физической культуре и спорте Тюменской области, приведя его, тем самым, в соответствие С действующим федеральным законодательством.
На основании вышеизложенного, можно предложить ряд законодательных инициатив с поправками в главный действующий закон Тюменской области от 28.12.2004 № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области».
В связи с принятием в декабре 2011 года указанных выше Федеральных законов нами предлагается внести в закон Тюменской области изменения.
1. В части 1 статьи 4 закона в пункте 5 слово «учебно-тренировочных» необходимо заменить словом «тренировочных» (вступление в силу с 1 июля 2012 года).
2. В пункте 12 слова «детско-юношеского, молодежного» заменить следующими словами: «детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта».
3. В статье 5 слова «детско-юношеского, молодежного» заменить словами: «детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта».
В законе необходимо отразить (предположительно в статье 13) нормы касательно проведения государственной и социальной политики в области спорта и пропаганды здорового образа жизни следующего содержания:
1) Участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта,
2) Участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни
Также закон должен быть дополнен пунктами, которые вступят в силу С 1 июля 2012 года:
1. Установление порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные исполнительными органами государственной власти Тюменской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области и осуществляющие спортивную подготовку.
2. Осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными исполнительными органами государственной власти Тюменской области и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися в Тюменской области, созданными без участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, спортивных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, необходимо разработать следующие административные регламенты в Тюменской области в сфере физической культуры и спорта:
« исполнение государственной функции по присвоению спортивных разрядов в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях,
» исполнение государственной функции по присвоению квалификационных категорий спортивных судей (за исключением квалификационной категории спортивного судьи всероссийской категории);
» оказание государственной услуги по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам по физической культуре и спорту.
На основании вышеизложенного в нашей статье можно констатировать, что развитие регионального спортивного законодательства находится в динамично развивающемся состоянии, тем не менее, необходимо продолжить целенаправленную работу по его совершенствованию, что, в конеч-
ном счете, будет способствовать социализации населения посредством развития физической культуры и спорта в Тюменской области.
Наши исследования спортивной законотворческой деятельности в социализации населения на территории Тюменской области в сфере физической культуры и спорта выявили следующее.
Органы исполнительной и законодательной власти позитивно и динамично реализуют посредством закона развитие физической культуры и спорта как составной части государственной и социальной политики Тюменской области, направленной на социально-экономическое развитие территории
В региональном законе регулируется государственная и социальная политика в сфере физической культуры спорта: создание необходимых условий для жителей области в удовлетворении социальных интересов и интеграции потребностей в занятиях спортом и физической культурой.
Эффективная структура управления физической культурой и спортом региона реализуется через нормотворчество и законодательное регулирование вопросов формирования ресурсов (финансовые, материально-технические, административные и других), а также через правовое регулирование отношений между органами государственной власти и населением.
В действующий закон о физической культуре и спорте в Тюменской области сформировалась востребованная законодательная инициатива, направленная на совершенствование и коррекцию положений связанных с профессиональным, любительским, детско-юношеским, школьным и студенческим спортом, что, в конечном счете, положительным образом скажется на социализации населения Тюменской области.
Список литературы
1. Дельцова Т. Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодёжи: Автореферат дис. кандидата социол. наук. - Пенза, - 2007. - 187 с.
2. Зуев В. Н., Логинов В. А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность): Учеб. пособие. - М.: Советский спорт. - 2008. -196 с.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Зуев В. Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С. 41-46.
5. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области».
6. Федеральный закон от 03.12.2011 № 384-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Сведения об авторах
Зуев Валентин Никифорович> д.пед.н., профессор, директор Института физической культуры Тюменского государственного университета; тел.: 8(3452)413888, zuev_sport72@mail.ru
Кораблев Денис Павлович, магистрант Института физической культуры Тюменского государственного университета: главный специалист отдела развития инвестиционной политики, субъектов малого предпринимательства и торговли финансово-экономического управления администрации Тюменского муниципального района; тел.: 89222633713. dionis84@mail.ru
Zuev В N., Doctor of Pedagogy, professor of the Institute of Physical Culture, Tyumen State Univer-sity, phone:8(3452)413888, zuev_sport72@mail.ru
Korablev D. P. undergraduate at the Institute of Physical Cidture, Tyumen State University. chief specialist of Department for development of investment policy. subjects of small scale entrepreneurship and trade. at finance and economic department of Tyumen municipal administration, phone: 89222633713, dio-nis84(a>mail. ru