Таблица 4
Распределение респондентов по мотивации к занятиям экстремальными видами спорта
Мотивация к занятиям Количество респондентов
чел. %
Самосовершенствование 75 69
Достижение спортивного результата 33 31
Выводы
• Востребована адресная целевая комплексная программа для спортивных субкультур по экстремальным видам спорта в Тюменской области, которая позволит привлечь внимание государственных органов власти и муниципальных образований к развитию экстремальных видов спорта и решить проблему выделения материально-технических, административных, финансовых ресурсов.
• Внедрение данной программы позволит ввести в государственную статистическую отчетность экстремальные виды спорта, что в дальнейшем позволит контролировать численность занимающихся в востребованных видах спорта, скорректировать строительство спортивных сооружений и их пропускную способность, следовательно, в большей степени удовлетворять потребности молодежи Тюменской области.
Список литературы
1. Бирюков С. В. О концепции детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009-2015 годы // Теория и практика физ. культуры и спорта. - 2009. - С. 2-4.
2. Дельцова Т. Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодёжи: Автореферат дис. кандидата социол. наук. - Пенза, 2007.
3. Иващенко Г. М. Молодежные субкультуры в системе социального управления Автореферат дис. кандидата социологических наук. - М., 2003.
4. Левикова С. И. Молодежная культура. - М.: Вузовская книга, 2007, - С. 156-173.
5. Зуев В. Н., Логинов В. А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность): учеб. пособие для вузов / В. Н. Зуев, В. А. Логинов. - М.: Советский спорт, 2008. - 196 с.
6. Корсаков Г. В., Галицын, С. В. Технология разработки программ развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании / Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - СПб. - 2009. - № 3 (49). - С. 31-35.
Сведения об авторах
Зуев Валентин Никифорович, д. п. н., профессор, директор Института физической культуры, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел.: 8(3452)413888, e-mail: zuev_sport72@mail.ru
Иванов Виталий Александрович, магистрант Института физической культуры, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел.: 8(3452)413888, e-mail: ksenon-ifk@mail.ru
Zuev V. N., Doctor of Pedagogical Sciences, director of the Institute of Physical Culture, Tyumen State University, phone: 8(3452)413888, e-mail: zuev_sport72@mail.ru
Ivanov V. A., postgraduate of the Institute of Physical Culture, Tyumen State University, phone: 8(3452)413888, e-mail: ksenon-ifk@mail. ru
УДК 316.4
ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ: МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
GENERATION CHANGES IN VALUES ORIENTATIONS: METHODS AND RESULTS OF STUDIES
Х. Н. Садыкова, М. А. Хаматханова
H. N. Sadykova, M. A. Khamathanova
Ключевые слова: поколение, межпоколенческий подход, ценности, ценностные ориентации, когортное интервью Key words: generation, intergeneration approach, values, value orientations, cohort interview
Рассматриваются теоретические подходы к исследованию поколенческих изменений ценностных ориентаций жителей юга Тюменской области; описывается методика и этапы исследования; представляются некоторые результаты социологических исследований, проведенных в 2005-2012 гг.
In this article the theoretical approaches towards studying the generation changes in the values orientations of the Tyumen region South residents are discussed. The methods and phases of study are described, and some results of sociological researches held in the period from 2005 to 2012 are presented.
Социальные изменения последних десятилетий привели к трансформации российского общества и ценностей современной молодежи. Для исследования отмеченной проблемы необходимы знания о сходствах и отличиях в ценностях людей, принадлежащих к различным поколениям, но в этой области знаний наблюдается, по мнению автора статьи, дефицит сравнительных исследований.
Под поколением автор понимает социально-демографическую и культурную общность, объединяющую людей приблизительно одного возраста [1]. Интервал между поколениями составляет 2530 лет. В течение определенного времени одновременно живут 3-4 поколения, и это отражает среднюю разницу лет между родителями и детьми. Связь между поколениями определяет процесс преемственности культуры, трансляцию ценностей и образа жизни. Каждое поколение осваивает уровень развития, достигнутый предыдущим, и на этой основе становится инициатором преобразований, модернизации, трансформации общественной и личной жизни. Смена поколений создает непрерывность в истории общества и культуры, передавая накопленный опыт и стимулируя поиск нового.
Проблема поколений исследуется в социологии и демографии, психологии и философии, культурологии и антропологии. Социологический анализ единства и смены поколений, внутрипоколенческой и межпоколенческой дифференциации был осуществлен К. Манхеймом. Другими известными исследователями проблемы поколения являюся Х. Беккер, М. Джеринс, Р. Инглехарт, М. Коли, М. Титма и др., из отечественных — И. Кон, В. Магун, Д. Константиновский, В. Семенова, В. Ядов и др.
Существует несколько аспектов, характеризующих различные подходы к определению понятия «поколение» [2].
1. Демографическое поколение, или когорта — совокупность сверстников, образующих общий возрастной слой населения. Имеет значение его общая численность, зависящая от уровня рождаемости и смертности; соотношение мужчин и женщин; принадлежность к социальным, этническим, конфессиональным группам.
2. Генеалогическое поколение, или генерация. Происхождение от общего предка восстанавливает «генеалогическое древо», создает представление о династиях, родственных связях поколений.
3. Символическое поколение. Для обозначения иногда используют понятие «условное, или гипотетическое», поколение — это общность современников, жизнь которых связана с наиболее значительными историческими событиями, культурной эпохой, художественным стилем, социальными переменами.
В этом смысле поколению придается качественная определенность.
В отечественной социологии чаще используется метод «поперечного анализа», или метод «условного/гипотетического поколения», когда население исследуется как стабильное, состоящее как бы из одного поколения. В разработку указанного метода внесли вклад в различные годы Р. Бек, П. Венсан, А. Кетле и др. Под гипотетическим поколением понимается абстрактная категория, но ее применение позволяет изучить, оценить и проанализировать состояние текущей демографической ситуации.
Наиболее трудоемким, но эффективным является метод «реального поколения», вклад в развитие которого внесли Г. Баткис, Д. Глас, К. Реч, Н. Райдер, Б. Урланис и др. Метод «реального поколения» имеет много общего с когортным методом. Термин «когорта» впервые появился в работах П. Уэлтона в конце 1940-х годов. Когортный подход, или исследование совокупности людей, в жизни которых какие-то личные или демографические события произошли в одно и то же время, очень привлекателен как возможный метод получения более точных по сравнению с продольным методом эмпирических данных.
Преимуществом данного метода Л. Р. Муртазина называет возможность его применения не только при изучении демографического поведения населения, но и в социологических исследованиях изменений общества. Она же обозначила круг социальных проблем, при изучении которых когортный метод является эффективным [3]:
1) изменение ценностных ориентаций людей с учетом особенностей изменений политической и экономической ситуации в обществе;
2) изменения в профессиональной карьере людей, окончивших в одном и том же году вуз с учетом социальной востребованности образования в конкретные периоды функционирования общества;
3) сравнительные исследования сексуальных практик людей разных поколений;
4) изменение значимости таких ценностей как брак, семья, дети в иерархии ценностных ориентаций людей разных поколений;
5) динамика изменений общественного мнения о добрачном опыте супругов, адюльтере, нерегистрируемой брачности и внебрачной рождаемости и др.
Динамика изменений ценностных ориентаций различных поколений в социологических исследованиях изучается по следующим направлениям:
1) социальный аспект характеризует отношение государства к поколениям, законодательные акты поддержки и заботы о детях, молодежи, стариках, создание организаций, способствующих взаимодействию поколений, профилактика правонарушений, наркомании, правовое обеспечение;
2) экономический аспект характеризует уровень и профессиональную структуру занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности, обеспеченность и доходы, освоение рыночных отношений и возможности карьеры, безработицу, возможности освоения новой специальности;
3) политический аспект характеризует отношения между поколениями в системе власти, участие в партиях и политических движениях, уровень политической активности на выборах, симпатии и антипатии к политическим лидерам, отношение к демократическим преобразованиям;
4) бытовой аспект отражает различия в условиях повседневной жизни поколений, уровне обеспеченности и комфорта квартир, наличии загородных домов и личного транспорта, нормах питания и стандартах потребления, периодичности смены модных эталонов одежды, стереотипах общения;
5) культурный аспект определяет различия в уровне образования поколений, степень владения культурным наследием, отношения между народами, изменения в уровне религиозности, эстетических и художественных вкусах и предпочтениях, нравственных нормах и культуре общения.
При апробации метода «реального поколения» в выборочную совокупность эмпирического исследования автор ввел три возрастные когорты:
1) возрастная когорта 18-23-летних (младшее поколение). Это поколение уже сформировавшееся в современных социальных условиях под влиянием изменившихся ценностных ориентиров самих агентов социализации — учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, родителей и окружающих;
2) среднее поколение — это поколение «возраста социума», возрастная когорта, которую составляют респонденты в возрасте от 40 до 45 лет;
3) старшее поколение — это лица в возрасте 60 лет и старше. За критерий был взят рубеж в пределах 60 лет и более на основании его интерпретации Р. Дарендорфом в качестве возраста социума. При оценке временной градации социальных изменений он использовал формулу: 6 месяцев достаточно для осуществления политических преобразований в обществе; 6 лет — для завершения изменений экономической основы общества, но 60 лет — для изменения структуры социальных ценностей, или изменения социума. Это бабушки и дедушки младшего поколения и родители среднего поколения.
На первом этапе исследования для выявления сходств и отличий между представителями различных поколений автор использовал один из вопросов мониторингового исследования «Как живешь, Россия?» (руководитель общероссийского опроса д.с.н., профессор В. К. Левашов; руководитель регионального опроса доктор социологических наук, профессор Н. Г. Хайруллина [4]).
В опросе приняли участие 37,8 % представителей младшего поколения, 46,1 % — среднего, 16,1 % — старшего, из них 51,1 % — мужчины, 48,9 % — женщины.
Рассмотрим динамику мнений респондентов по вопросу «Каковы противоречия между младшим и старшим поколениями?». В 2005 году каждый четвертый респондент, относящийся к младшему поколению, отметил, что противоречия между младшим и старшим поколениями значительны. Ответы представителей среднего и старшего поколений почти одинаковы (39,9 и 34 % соответственно). Более половины респондентов старшего поколения (61,6 %) назвали противоречия малозначительными. Такого же мнения 42,4 % респондентов младшего поколения и каждый третий респондент среднего поколения. И лишь каждый седьмой представитель младшего и старшего поколений ответил, что противоречия являются незначительными.
В 2006 г. ситуация немного изменилась: увеличилось с 8,1 до 12,1 % количество респондентов старшего и младшего поколений, считающих противоречия между младшим и старшим поколениями значительными. Каждый четвертый опрошенный представитель старшего поколения считает противоречия незначительными. Среди младшего поколения такого мнения придерживается каждый третий, а среди среднего — 40,1 %.
В 2007 г. увеличилось число респондентов младшего поколения, считающих противоречия между младшим и старшим поколениями значительными (57,3 %). Это на 19,8 % больше по сравнению с 2006 годом и более чем в два раза — с 2005 годом. Приблизительно одинаковое число представителей среднего и старшего поколения (65,3 и 56,2 % соответственно) придерживаются противоположного мнения.
В 2008 г. одинаковое количество респондентов младшего и старшего поколений (62,3 и 66,8 %) высказали мнение, что противоречий между поколениями нет. По сравнению с 2007 годом, число респондентов младшего поколения, придерживающихся аналогичного мнения, увеличилось на 44,3 %. Мнения представителей старшего поколения оказались примерно одинаковыми: половина из них (47,6 %) считает, что противоречия существуют, а другие (42,4 %) полагают, что противоречий нет.
В 2009 г. произошло увеличение числа респондентов среднего поколения, считающих, что противоречий не существует, их количество составило три четверти от всех опрошенных. Подобный рост произошел также среди опрошенных представителей старшего поколения (58,3 %), что на 15,9 % больше по сравнению с предшествующим годом. Среди младшего поколения, напротив, произошло сокращение числа респондентов, считающих, что противоречий не существует на 33,7 %, и, соответственно, увеличение числа респондентов, придерживающихся противоположного мнения на 15,5 %. Мнения респондентов по рассмотренному вопросу в течение исследуемого периода времени нестабильны. Это связано с причинами субъективного и объективного характера, которые будут анализироваться в других работах.
На втором этапе исследования (2012 г.) для изучения поколенческих изменений ценностных ориентаций автор использовал когортное интервью. В процессе интервью отобрано и обработано 357 текстов с ответами, в том числе 117 интервью с лицами 60 лет и старше; 119 — с лицами в возрастном интервале 40-45 лет; 121 — с молодежью в возрасте 18-23 года. В единый для всех трех групп вопросник были включены вопросы, призванные обеспечить автора информацией следующего содержания:
1) общие сведения об информанте: год рождения, пол, национальность, образование, семейный статус, место жительства, занятость к моменту интервью, оценка материального положения, общая характеристика жилищно-бытовых условий;
2) оценочные суждения информанта: что он понимает под словом «ценности», отношение к семье, семейному благополучию, к собственному здоровью и здоровью детей, воспитанию детей, отдыху, общению с друзьями и родными; что он вкладывает в понятия внутренняя потребность к труду, высокий заработок, карьерный рост, уважение и признание коллег по работе.
Произведенный анализ контента интервью выявил полярные поколенческие различия в ценностных ориентациях опрошенных. По собранным материалам интервью сделаны аргументированные обобщения в зависимости от возраста, пола, семейного положения, национальности, места жительства информантов. В следующих статьях автор представит некоторые сюжеты информации, полученные методом когортного исследования.
Список литературы
1. Социология молодежи. В 3 кн. - М., 1995.
2. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. - СПб., 1998.
3. Муртазина Л. Р. Апробация метода «реального поколения» в демографическом исследовании / Качественные и безанкетные методы исследования социальных проблем: Коллективная монография. - Казань: Изд-во КГТУ, 2012. -С. 186-209.
4. Хайруллина Н. Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 476 с.
Сведения об авторах
Садыкова Хадия Нургалиевна, ассистент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 89222661199
Хаматханова Макка Алаудиновна, к. с. н., доцент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 89222663467, е-mail: a_ahilgov@mail.ru
Sadykova H. N., assistant of the chair «Commodity markets economics», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89222661199
Khamathanova M. A., Candidate of Social Sciences, associate professor of the chair «Economics of commodity markets», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89222663467, е-mail: a_ahilgov@mail.ru
УДК 323.15
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
INTERETHNIC MATRIMONIES OF THE TATARS IN TYUMEN REGION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
Ф. Ф. Сайфуллин F. F. Saifullin
Ключевые слова: этнос, этнические культуры, межэтнический брак, однонациональный брак,