Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС У СПОРТСМЕНОВ'

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС У СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агличева И.В.

После распада Советского союза из законодательного поля российского государства и всех соответствующих документов частично выпала функция воспитания. В том числе функции воспитания недостаточно уделялось внимания и в тренировочном процессе спортсменов. И всего несколько лет назад появился запрос общества на воспитательную функцию в тренировочном процессе спортсменов. В этой связи в 2021 году был принят федеральный закон № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также ряд других документов, направленных на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. В настоящий момент законодательное поле Российской Федерации регулирует детско-юношеский спорт таким образом, что можно говорить о начале формирования экосреды детско-юношеского спорта, которая заботиться о нравственном поведении тренера, спортсменов, включает в себя заботу о здоровом образе жизни спортсменов. Это становится особо значимым в связи с появлением в ближайшем будущем новых технологически продвинутых профессий в спорте и практически полным отсутствием в них ценностно-смыслового влияния тренера и спортивной среды, что безусловно, будет способствовать снижению уровня подготовки спортсменов и их дальнейших спортивных достижений. Представлены промежуточные результаты исследования вопросов совершенствования психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры, выполняемого по заказу Министерства спорта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Агличева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF ATHLETES

After the collapse of the Soviet Union, the function of upbringing fell out of the legislative field of the Russian Federation and all relevant documents. In particular, the function of upbringing was actually canceled from the training process of athletes. And just a few years ago, there was a request from society for an function of upbringing in the training process of athletes. In this regard, Federal Law No. 127-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation" were adopted in 2021, as well as a number of other documents aimed at physical education and physical development of the individual, the acquisition of knowledge, skills and abilities in the field of physical culture and sports, physical improvement, formation of a culture of a healthy and safe lifestyle, health promotion. At the moment, the legislative field of the Russian Federation regulates children's and youth sports in such a way that we can talk about the beginning of the formation of the ecological environment of children's and youth sports, which takes care of the moral behavior of the coach, athletes, includes taking care of the healthy lifestyle of athletes. This becomes especially significant due to the appearance in the near future of new technologically advanced professions in sports and the almost complete absence of the value-semantic influence of the coach and the sports environment in them, which will certainly contribute to a decrease in the level of training of athletes and their further sporting achievements. The intermediate results of the study of the issues of improving the psychological and pedagogical support of a sports career, carried out by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation, are presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС У СПОРТСМЕНОВ»

Педагогические науки

УДК 796.01

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС У СПОРТСМЕНОВ

Ирина Владимировна Агличева, кандидат психологических наук, главный аналитик, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

После распада Советского союза из законодательного поля российского государства и всех соответствующих документов частично выпала функция воспитания. В том числе функции воспитания недостаточно уделялось внимания и в тренировочном процессе спортсменов. И всего несколько лет назад появился запрос общества на воспитательную функцию в тренировочном процессе спортсменов. В этой связи в 2021 году был принят федеральный закон № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также ряд других документов, направленных на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. В настоящий момент законодательное поле Российской Федерации регулирует детско-юношеский спорт таким образом, что можно говорить о начале формирования экосреды детско-юношеского спорта, которая заботиться о нравственном поведении тренера, спортсменов, включает в себя заботу о здоровом образе жизни спортсменов. Это становится особо значимым в связи с появлением в ближайшем будущем новых технологически продвинутых профессий в спорте и практически полным отсутствием в них ценностно-смыслового влияния тренера и спортивной среды, что безусловно, будет способствовать снижению уровня подготовки спортсменов и их дальнейших спортивных достижений.

Представлены промежуточные результаты исследования вопросов совершенствования психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры, выполняемого по заказу Министерства спорта Российской Федерации.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, физическое развитие, воспитание, традиционные духовно-нравственные ценности, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p3-9

MODERN VIEW ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF ATHLETES Irina Vladimirovna Aglicheva, candidate of psychological science, head analyst, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

After the collapse of the Soviet Union, the function of upbringing fell out of the legislative field of the Russian Federation and all relevant documents. In particular, the function of upbringing was actually canceled from the training process of athletes. And just a few years ago, there was a request from society for an function of upbringing in the training process of athletes. In this regard, Federal Law No. 127-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation" were adopted in 2021, as well as a number of other documents aimed at physical education and physical development of the individual, the acquisition of knowledge, skills and abilities in the field of physical culture and sports, physical improvement, formation of a culture of a healthy and safe lifestyle, health promotion. At the moment, the legislative field of the Russian Federation regulates children's and youth sports in such a way that we can talk about the beginning of the formation of the ecological environment of children's and youth sports, which takes care of the moral behavior of the coach, athletes, includes taking care of the healthy lifestyle of athletes. This becomes especially significant

due to the appearance in the near future of new technologically advanced professions in sports and the almost complete absence of the value-semantic influence of the coach and the sports environment in them, which will certainly contribute to a decrease in the level of training of athletes and their further sporting achievements.

The intermediate results of the study of the issues of improving the psychological and pedagogical support of a sports career, carried out by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation, are presented.

Keywords: normative legal acts, physical development, upbringing, traditional spiritual and moral values, healthy lifestyle.

Актуальные изменения в нормативно правовой базе, регулирующие воспитательно-образовательный процесс у спортсменов, направлены на обеспечение гармоничного подхода в формировании у них духовно-нравственных ценностей и культуры здорового образа жизни, посредством развития специальных навыков и модифицируемых моделей поведения в сфере здоровья.

Современное состояние физической культуры и спорта является результатом большой совместной работы государства и профессионального сообщества. Только за последние несколько лет в Российской Федерации введены или внесены поправки в несколько важных нормативных правовых актов (далее -НПА) регулирующих развитие физической культуры и спорта. Это стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» ; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 г № 3894_р «Концепцию развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 г № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»; сопровождение и реализация мероприятий в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Успех каждого ребенка», федерального проекта «Спорт-норма жизни», межотраслевой программы развития школьного спорта и межведомственной программы «Плавание для всех», Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации и другие Указы и поручения Президента Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта [1, 2, 5, 8].

Вместе с обилием большого количества нормативно-правовых и других документов, регулирующих занятия физической культуры и спорта важно отметить, что процесс гармонизации системы начался в 2021 году с принятием Федерального закона № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» [3].

С инициативой по возвращению тренерам статуса «преподавателя» выступила президент федерации художественной гимнастики Ирина Винер 27 марта 2019 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. В последующем для решения данной задачи была проведена длительная работа нескольких профильных министерств и ведомств. В соответствии с новым законом, пункт 24 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» теперь существует в следующей редакции: «тренер-преподаватель (далее также - тренер) - физическое лицо, которое имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-

тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов».

Также, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ряд других документов, направленны на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья [1, 2].

В плане гармонизации развития детско-юношеского спорта О.А. Двейрина, Р.Н., Те-рехина, И.А. Винер-Усманова предлагают такую модель системы детско-юношеского спорта, все элементы которой будут направленны на вовлечение в систематические занятия спортом лиц возраста до 21 года включительно, их участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, для всестороннего духовно-нравственного и физического развития, спортивного совершенствования и воспитания граждан страны, формирования идеологии активного образа жизни как основы гармоничного развития личности и устойчивого развития общества, укрепления авторитета государства на международной арене [4].

В государственных нормативно-правовых документах и сферах деятельности, направленных на формирование гражданской идентичности и самоидентичности, духовно-нравственных ценностей российской молодежи, сформулирован запрос на формирование личности, владеющей нравственно-этическими нормами, готовой нести ответственность за судьбу своей страны. Важнейшими источниками нравственности являются образование, наука, искусство, религия, семья, труд, природа, национальные и региональные культурные традиции, нравственные идеалы и нормы [2].

Для достижения целей развития детско-юношеского спорта на государственном уровне ставятся задачи по созданию условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности [5, 9].

В исследованиях Ш.Ю. Шихшабекова, Г.К. Магомедова, Ш.З. Ибрагимова, был сделан вывод о том, что высшей целью образования является воспитание высоконравственного, творчески развитого и компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны [7].

Видится, что духовно-нравственное и патриотического воспитание юных спортсменов, их гражданская идентичность экологичнее будет формироваться в специально сформированной эко-среде. Такой эко-средой может стать спортивная федерация, которая, как правило, регулируется нравственным поведением главного тренера сборной федерации, нормативными документами федерации, определенными правилами и установками. Приведу пример нескольких элементов эко-культуры федерации художественной гимнастики: гимнастки сборной федерации знают, что самой высокой честью для них по итогам спортивных состязаний является звучащий гимн Российской Федерации и поднятый флаг России.

Таким образом, можно констатировать, что во Всероссийской федерации художественной гимнастики существует так называемый кодекс нравственности, направленный на сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у спортсменок.

Гимнастки Всероссийской федерации художественной гимнастики осознают ценности здорового образа жизни (ЗОЖ), они соблюдают сбалансированное питание, баланс отдыха и активного образа жизни и другие принципы ЗОЖ.

В популярном издании Общественной палаты Российской Федерации под редакцией И.А. Винер-Усмановой, И.В. Агличевой, В.В. Аршиновой представлены результаты исследования в рамках проекта «Социальная реинтеграция в сфере здорового образа жизни», определяющие правовую заботу государства о здоровье российского гражданина [6]. Данное исследование демонстрирует довольно широкую палитру нормативно правовых актов, среди них имеется раздел НПА по физической культуре и спорту.

Проведенные исследования позволили выстроить кластерную схему нормативно-правового поля заботы о здоровье межведомственного и межсекторального взаимодействия. Всего авторами проанализировано 514 НПА. Их представляют 42 органа законодательной власти, министерств и ведомств Российской Федерации. Кластеры Лидеров - это кластеры общественного здоровья, воспитания и образования, правого контроля. Распределение численности НПА по годам, впервые принятым к утверждению, показало, что за последние пять лет было принято рекордная численность НПА, имеющих силу на сегодняшний день, и составило 186 актов (рисунок 1). Это почти треть всех найденных НПА.

200 п-186-

150

100

50

56

-32-

1992-1997 1998-2002 2003-2007 2008-2012 2013-2017 2018-2022

Рисунок 1 - Распределение по годам численности НПА в сфере заботы о здоровье впервые принятым к утверждению в 1992-2022 годах

В рисунок 2 представлены кластеры НПА в сфере заботы о здоровье, можно посмотреть объемы НПА по каждому кластеру и по численности отобранных актов.

Распределение количества НПА в кластерах национальной безопасности по сбережению здоровья, при анализе общих вопросы политики здоровья и благополучия зафиксировано 33 правовых акта, а среди политики в интересах детей, молодежи и семьи отмечены 29 документов. В кластере Лидеров анализ НПА выглядит следующим образом. Кластер воспитания и образования детей и молодежи, в котором собрано законодательство, находящееся преимущественно в компетенции Министерства образования и науки (102 НПА).

A) К. Нац. безопасности (57)

B) К. Лидеров (МЭ-143, МП и МН -102, МВД-51

• К. госполитики

• К. наркобезопасности и профил. пранонар.

•К. общественного здоровья •К. воспитания и образования

• К. правого контроля

С) Локальные К. (67)

• К. жизнедеятельности

■К. воспроизводства населения

D) К. Особого назначения(51) •к. силового блока •К. финансового обеспечения •К. охраны закона и орав граждан •К. миграционных служб, нКО, волонтеры

1 Е) Международные К. (43) • К. актов ООН и ЮНЕСКО • К. актов ВОЗ • К. актов МОТ

0

Рисунок 2 - Кластерная схема нормативно-правового поля заботы о здоровье межведомственного и межсекторального взаимодействия. В утверждении 514 НПА участвовало 42 органа законодательной власти, министерства и ведомства

Максимально представлены НПА по формированию ЗОЖ обучающихся и профилактики потребления ПАВ в семье (31), также акты по медиации, профилактика деструктивных форм поведения и правонарушений (25) и здоровое питание, физическая культура,

санаторно-курортное лечение (19). В кластере жизнедеятельности в разделах кающегося спорта и туризма были найдены минимальная численность НПА. Так «Спорт и антидопинговое законодательство в спорте» насчитывает 3 акта, а «Профилактические ресурсы культуры и туризма» всего 7 документов.

Авторами были выявлены общие проблемы НПА. Это высокая разрозненность содержательной части документов, их непоследовательность, дублирование контента. Важно обратить внимание на тот факт, что контент всех анализируемых НПА носит преимущественно запретительный и «наказательный» характер к нездоровью и особенно к потреблению психически активных веществ (далее - ПАВ). Также обращает на себя внимание тема отсутствия поддержки современного здорового проживания и здоровой жизни человека, отсутствия поддержки лиц, имеющих проблемы со здоровьем и нездоровым поведением, отсутствия мотивации на здоровье, ЗОЖ, трезвости, а также отсутствие права на трезвость как таковую.

Авторы исследования отмечают низкую представленность НПА по теме поддержки промышленных и торговых отраслей: здорового питания, здорового фитнеса, заботой о здоровых отношениях, заботой об эмоциональном комфорте, управления стрессом, заботе о полноценном сне.

При этом сильно расширен контроль над потреблением ПАВ.

Итак, в процессе исследования были выявлены критические области НПА и представлены в виде правовых проблем, которые необходимо решать в ближайшее время в различных органах законодательной и исполнительной власти.

Одна из актуальнейших выявленных в исследовании проблем, оказалось отсутствие НПА Российской Федерации по критериям «здоровья», «трезвости», «санитарного просвещения» с использованием компетентностного подхода. Подробнее описание результатов исследования изложу в следующей научной статье.

У автора этой научной статьи есть знание и ответ на вопрос: «Зачем государству так важно решить указанные выше задачи уже в ближайшем будущем?

Взгляд в будущее, с позиции формирования гармонизации эко-среды для спортсменов достаточно полно представлен в «Атласе новых профессий 3.0» под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова, в разделе «Спорт» [10]. Вызывают интерес новые профессии в спорте: онлайн-тренер; специалист по Л^эффектам на спортивных матчах; тренер киберспортс-менов; карьерный консультант спортсменов; аналитик спортивных данных; директор по данным спортивной команды; консультант по здоровому образу жизни; страховой агент ответственности тренера; архитектор спортивных сообществ; менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей; и другие.

В крайнем примере авторы видят специалиста, который продвигает талантливых людей, среди которых и спортсмены, посредством поиска инвестиций в их будущий спортивный проект. Главное - это доходная и расходная часть финансирования проектной модели, где образовательные и карьерные траектории спортсмена, сам спортсмен и тренер важны только как средства в привлечении инвестиций и их доходности.

Видится перспектива, что спортсменов будущего смогут отбирать сразу после рождения, внутриутробно или от прогноза наследственных факторов биологических родителей. Предрасположенность к спорту у ребенка будут отбирать по результатам генетических и других медико-биологических показателей. В будущем спортивные тренировки и тренировки физической культуры станут полностью персонализированными как для индивида, так и для спортивной команды. При этом постоянно будет проводиться онлайн мониторинг будущего спортсмена или команды на всех уровнях жизнедеятельности, начиная с психофизиологического. В режиме реального времени искусственный интеллект будет вносить изменения в планы тренировочного и воспитательного процесса.

Отдельной государственной задачей в данной проблеме является тема ответственного родительства. В обозначенном выше примере необходимы государственные

программы по развитию родительской осознанности. Жизненный пример: когда ребенок амбициозных родителей становится заложником своих биологических данных: к большому спорту его будут готовить чуть ли не с рождения, и команда специалистов будет курировать его с самого начала и вплоть до завершения карьеры.

Физическая подготовка будет практически полностью прокачиваться при помощи высоких технологий. Личные и групповые спортивные достижения сместятся в зону психологических и морально-волевых качеств. Среди спортсменов станет особенно цениться способности и навыки собраться в нужный момент и мобилизовать себя на борьбу.

Таким образом спорт высших достижений будет нарабатываться по трем направлениям. Первое направление будет детерминировано борьбой за престиж и гонорары, где победители становятся национальными героями, на службу которых будут поставлены все достижения научных, цифровых и инженерных технологий. Такой сверхтехнологический подход скорее всего негативно отразится на уровне подготовки спортсменов, характера спортивных достижений и длительности спортивной карьеры.

Второе направление будет связано с профессионально-любительским спортом. Его можно сравнить с античным ценностным рядом, где во главу спорта ставят вопрос здоровья и красоты. Спортсмены и все желающие, заниматься спортом, будут не только узнавать природные возможности своего тела, но действовать в развитии его природную сущность. Развитие культуры природного спорта, найдет применение среди людей с ограниченными возможностями, такие занятия будут способствовать социализации и ведению ЗОЖ.

Третье направление будет связано с восстановлением сниженного или потерянного здоровья, красоты тела, спортивных и физических достижений. Эко-среда реинтеграции будет не только ограничиваться реабилитационной физической культурой и спортом малых шагов, но и предлагать совмещенные технологии с другими сторонами жизни: с образованием, профессиональной деятельностью и другими значимыми аспектами жизни человека.

Таким образом, появятся специализированные, инклюзивные, реинтеграционные спортивные сообщества, сообщества фитнеса, здоровья, красоты тела, физической культуры и другие объединения. Персональные и групповые образовательные траектории перспективных спортсменов и спортивных команд будут формироваться в рамках связной экосистемы, выстроенной вокруг федерации, спортшколы, общеобразовательных учреждений, колледжей, спортивных вузов, фитнес центров, центров физической красоты, здорового долголетия, инклюзивного образования, центрами социальной реинтеграции и другие организации.

В заключении можно констатировать, что спорт остается престижным способом показать статус государства и его превосходство над другими странами. А спорт высоких достижений неизбежно будет аккумулировать ещё большие притоки средств и инноваций. В этой связи, с появлением в ближайшем будущем новых технологически продвинутых профессий в спорте и практически полным отсутствием в них ценностно-смыслового влияния тренера и спортивной среды на спортсмена или спортивную команду, особо значимой видится задача по формированию эко-среды на основе развития традиционных духовно-нравственных ценностей с целью подготовки спортсмена к высшим достижениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: (изм. на 17.02.2023) // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanü-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 10.06.2023).

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г № 809 // Президент России : [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 07.06.2023).

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный

закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ //: Официальное опубликование правовых актов [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202104300106 (дата обращения: 07.06.2023)

4. Двейрина О.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета Лесгафта.

- 2020. - № 9 (187). - С. 77-84.

5. Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3894_р // Правительство Российской Федерации : [сайт]. . - URL: http://static.government.ru/media/files/BzNG3VR ui0oPR1XemJKbuIZ6UeXTwTD2.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

6. Социальная реинтеграция в сфере здорового образа жизни: сборник / И.А. Винер-Усма-нова, И.В. Агличева, В.В. Аршинова. - Москва : Общественная палата Российской Федерации, 2022.

- 124 с.

7. Шихшабеков Ш.Ю. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта / Ш.Ю. Шихшабеков, Ш.З. Ибрагимова // Вестник социально-педагогического института. 2014. - № 2 (10). - С. 47-48.

8. Федеральный центр организационно методического обеспечения физического воспитания. Документы : сайт. - URL: http://fcomofv.ru/about/documents/ (дата обращения: 10.06.2023)

9. Патриотическое воспитание спортсменов : учеб. пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 124 с.

10. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

REFERENCES

1. State Duma of Russian Federation (2023), "On education in the Russian Federation", Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ, available http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (accessed 10 June 2023).

2. President of the Russian Federation (2022), "On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values", Decree of the dated November 9, 2022 No. 809, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (date of access: 7 June 2023).

3. State Duma of Russian Federation (2021), "On Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and the Federal Law "On Education in the Russian Federation"", Federal Law No. 127-FZ of April 30, 2021, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202104300106 (accessed 7 June 2023)

4. Dveirina O.A., Terekhin, R.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2020), "On the concept of development of children's and youth sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 77-84.

5. Government of the Russian Federation (2021), "Concept for the development of youth sports in the Russian Federation until 2030", Decree of t December 28, 2021 No. 3894_r, available at: http://static.government.ru/media/files/BzNG3VRui0oPR1XemJKbuIZ6UeXTwTD2.pdf (accessed 10 June 2023).

6. Viner-Usmanova, I.A., Aglicheva, I.V. and Arshinov, V.V. (2022), Social reintegration in the field of a healthy lifestyle, Public Chamber of the Russian Federation, Moscow.

7. Shikhshabekov, Sh.Yu. and Ibragimova, Sh.Z. (2014), "Features of spiritual and moral education of youth in the system of physical education and sports", Bulletin of the Social and Pedagogical Institute, No. 2 (10), pp. 47-48.

8. Federal Center for Organizational and Methodological Support ofPhysical Education. Documentation, available at: http://fcomofv.ru/about/documents/ (accessed 10 June 2023)

9. Novakovsky, S.V., Bobrovsky, V.A., Bobrovsky et al. (2019), Patriotic education of athletes, textbook, Ural University, Ekaterinburg.

10. Varlamova, D. and Sudakov, D. (2020), Atlas of new professions 3.0, Intellectual Literature, Moscow.

Контактная информация: olga.dveirina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.