Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
658
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П.

Актуальность. Анализ действующих нормативных документов свидетельствует о высоком приоритете, придаваемом государством улучшению эффективности осуществления тренировочной деятельности на всех этапах спортивной подготовки. Особенности организации тренировочного процесса требуют постоянного контроля достигнутых параметров спортивной формы. Следует отметить снижение мотивации значительного числа тренеров к повышению качества профессиональной деятельности. Ранняя спортивная специализация, характерная для текущего развития детско-юношеского спорта, входит в явное противоречие с темпами психологического и физического развития детей и подростков. Это коренным образом влияет на всю структуру подготовки, приводя к применению подходов, типичных для взрослых спортсменов, но неблагоприятно сказывающих на неокрепшем организме детей. Цель - определить современные тенденции развития детско-юношеского спорта. В качестве методов исследования были применены анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования: в статье приводится перечень тенденций развития детско-юношеского спорта и дается их характеристика, рассматриваются причины сложившейся ситуации и возможные пути решения. Выделение ключевых направлений развития детско-юношеского спорта, охватывающего значительный временной отрезок, в котором происходит становление и раскрытие потенциала спортсмена, является необходимым условием рационального планирования тренировочной и соревновательной нагрузки на протяжение всей его спортивной карьеры. Заключение: Постоянное усиление соперничества на мировой арене приводит к повышению требований к уровню подготовленности спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Понимание действующих механизмов и условий, определяющих достижение спортивных результатов у юных спортсменов, лежит в основе эффективного управления спортивной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND APPROACHES TO DEVELOPMENT CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS

The analysis of the current regulatory documents shows the high priority given by the state to improving the effectiveness of training activities at all stages of sports training. Features of the organization of the training process requires constant monitoring of the achieved parameters of the sports form. It should be noted that a significant number of trainers are less motivated to improve the quality of their professional activities. Early sports specialization, which is characteristic of the current development of children's and youth sports, clearly contradicts the pace of psychological and physical development of children and adolescents. This radically affects the entire structure of training, leading to the use of approaches that are typical for adult athletes, but adversely affect the fragile body of children. The goal is to determine current trends in the development of children's and youth sports. The research methods used were the analysis of normative-legal and scientific-methodical literature, pedagogical observation, pedagogical experiment, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. Research results: the article provides a list of trends in the development of children's and youth sports and gives their characteristics, discusses the reasons for the current situation and possible solutions. The identification of key areas of development of children's and youth sports, covering a significant time period in which the formation and development of the athlete's potential takes place, is a necessary condition for rational planning of training and competitive load throughout his entire sports career. Conclusion. The constant increase in competition on the world stage leads to increased requirements for the level of fitness of athletes at all stages of the multi-year training process. Understanding the current mechanisms and conditions that determine the achievement of sports results in young athletes is the basis for effective management of sports training.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА»

DOI 10.53742/1999-6799/4_2021_77

УДК 796.034.05

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

H.H. Чесноков1, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания,

В.Г. Никитушкин2, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, А.П. Морозов3, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет им. O.E. Кутафина», г. Москва. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта», г. Москва.

Государственное бюджетное учреждение «Физкультурно-спортивное объединение «Юность Москвы» Москомспорта, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 125993, Россия, г. Москва, ул. Осенняя, д. 16, кв. 204; e-mail: nnch01@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Анализ действующих нормативных документов свидетельствует о высоком приоритете, придаваемом государством улучшению эффективности осуществления тренировочной деятельности на всех этапах спортивной подготовки. Особенности организации тренировочного процесса требуют постоянного контроля достигнутых параметров спортивной формы. Следует отметить снижение мотивации значительного числа тренеров к повышению качества профессиональной деятельности. Ранняя спортивная специализация, характерная для текущего развития детско-юношеского спорта, входит в явное противоречие с темпами психологического и физического развития детей и подростков. Это коренным образом влияет на всю структуру подготовки, приводя к применению подходов, типичных для взрослых спортсменов, но неблагоприятно сказывающих на неокрепшем организме детей.

Цель - определить современные тенденции развития детско-юношеского спорта.

В качестве методов исследования были применены анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования: в статье приводится перечень тенденций развития детско-юношеского спорта и дается их характеристика, рассматриваются причины сложившейся ситуации и возможные пути решения. Выделение ключевых направлений развития детско-юношеского спорта, охватывающего значительный временной отрезок, в котором происходит становление и раскрытие потенциала спортсмена, является необходимым условием рационального планирования тренировочной и соревновательной нагрузки на протяжение всей его спортивной карьеры.

Заключение: Постоянное усиление соперничества на мировой арене приводит к повышению требований к уровню подготовленности спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Понимание действующих механизмов и условий, определяющих достижение спортивных результатов у юных спортсменов, лежит в основе эффективного управления спортивной подготовкой.

Ключевые слова: результативность, факторы, управленческая деятельность, критерии оценки.

Для цитирования: Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта // Физическая

культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 1. -С. 77-82.

For citation: Chesnokov N., Nikitushkin V., Morozov A. Current trends and approaches to development children's and youth sports. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2022, no 1, pp. 77-82 (in Russian).

Облик современного детско-юношеского спорта сложно представить без нормативно-правовой поддержки и регулирования. Правовые основы физического воспитания и спортивной тренировки, а также подготовки спортивного резерва в Российской Федерации содержатся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-Ф3 от 4 декабря 2007 г. (в ред. ФЗ № 127-ФЗ от 30.04.2021 г.) и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (в ред. ФЗ № 472-ФЗ от 30.12.2021 г.).

Большое внимание детскому и юношескому спорту уделено в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина и утвержденной распоряжение правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р.

Столь значительная работа по приведению системы подготовки спортивного резерва к единым требованиям связана с тем, что в настоящее время все острее становится проблема рассогласования ряда применяемых программно-методических материалов с принятой в отечественной спортивной практике методологией планирования многолетнего тренировочного процесса, распределения средств и видов подготовки, построения соревновательного календаря. Это в долгосрочной перспективе приводит к снижению уровня подготовленности спортивного резерва, и, следовательно, ослаблению позиций сборных команд России по целым группам видов спорта [1]. Коррекция нормативных показателей рабочих программ спортивной подготовки с учетом значительного опыта отечественной спортивной науки, возрастными особенностями развития юных спортсменов [2], позволит постепенно вернуть высокие позиции отечественных команд на мировой спортивной арене.

Сформированные на основе типовых рабочих программ подготовки спортивного резерва в своей основе имеют обобщение параметров тренировочного процесса предшествующих десятилетий. Однако проводимый сравнительный анализ результатов выступления отечественных спортсменов на соревнованиях различного ранга показывает, что смещение акцентов на быструю и успешную спортивную карьеру в юношеском, юниорском и молодежных возрастах, приводит к значительному и неоправданному с точки зрения физио-лого-педагогического развития ребенка увеличению объема и интенсивности нагрузки, всё нарастающему усложнению программ подготовки [3].

В спортивных школах формируются группы начальной подготовки из детей и подростков различного возраста (в зависимости от вида спорта). В этих группах должна обеспечиваться разносторонняя физическая подготовка учащихся, основанная на требованиях программ для спортивных школ по разделу общей физической подготовки.

В некоторых видах спорта в том числе и в игровых на этапе начальной подготовки (хоккей с шайбой, футбол, теннис, водное поло) с одной стороны, учебные программы рекомендуют развивать физические качества путем выполнения тренировочных нагрузок по ОФП в размере 60-70 % и СФП - 30-40 % от общего объема тренировочных средств, с другой стороны практика показывает обратную зависимость - ОФП - 30-40 % и СФП - 60-70 %.

В связи с этим нередко эффективность деятельности тренера спортивной школы оценивается главным образом по результатам текущих детских и юношеских соревнований. Зачастую тренеры не учитывают оптимальные возрастные периоды для достижения высших результатов спортсменами, вследствие чего, недопустимо форсируют подготовку своих учеников, стремясь добиться высоких результатов уже в юношеском возрасте, не задумываясь об их дальнейшей судьбе. Перспективные 17-18-летние спортсмены, подающие большие надежды, пройдя через многолетнюю форсированную тренировку, в большинстве своем не могут пробиться в сборную команду страны. В итоге такие спортсмены достигают наивысшего успеха в детских и юношеских соревнованиях, а до взрослой сборной команды в этом случае доходит только 5-7%, при том, что, как считается, в нормальных условиях тренировки из сборных юношеских и юниорских команд должно переходить в основную сборную не менее 20%. Главная цель юношеского спорта - создание благоприятных предпосылок для достижения результатов международного класса в оптимальном возрасте для каждого вида спорта.

При этом показатели эффективности применения новейших технологий в отечественной спортивной практике, к сожалению, находятся на недостаточно высоком уровне, в особенности в сравнении с зарубежными, как из-за недостаточного финансирования, так и из-за слишком малого числа квалифицированных специалистов, способных использовать их в полном объеме [4].

В тоже время отечественная спортивная наука, обладая значительной базой исследований в различных видах спорта, позволяет успешно сочетать новые технологии повышения уровня подготовленности спортсменов и доказавшие свою эффективность организационные формы контроля. Показанные во многих научных исследованиях отечественных ученых [5, 6] данные прямо свидетельствуют об огромном значении систематического тестирования различных сторон подготовленности для многолетней спортивной карьеры.

Сопоставление полученных результатов медико-биологического обследования с анализом проведенных ранее тестирований уровня физической подготовленности и планирования тренировочной нагрузки, позволяет выявить ряд основных недостатков при планировании тренировочной нагрузки [7-9].

Снижение возраста зачисления в группы начальной подготовки в ряде видов спорта, в свою очередь привело к появлению большого количества проводимых регулярно соревнований среди 5-7 летних спортсменов, что также напрямую влияет на содержание тренировочного процесса, особенно в аспектах его форсирования.

Рост спортивных результатов на начальном и тренировочных этапах только за счет увеличения интенсивности и объема приводит к снижению адаптационного потенциала занимающихся, истощению ресурса систем организма, испытывающих огромную перегрузку, связанную как с всё увеличивающимися количеством соревнований, так и проходящим в это же время развитием организма. Перетренированность в детско-юношеском спорте образуется за счет большого процента специальных физических упражнений и технически сложных элементов, что было отмечено при анализе планов-конспектов тренировочных занятий, педагогических наблюдениях и подтверждено в результате систематического применения педагогического тестирования и медико-биологического обследования

Методы и организация исследования.

В исследовании были применены следующие методы: анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе спортивных школ по футболу, гандболу, легкой атлетике, водному поло, лыжным гонкам, вольной борьбе и самбо. В исследовании в 2017-2021 гг. приняли участие 1143 человека.

Результаты исследования.

Исходя из практической деятельности тренерского персонала и нормативных документов Министерства спорта РФ и Министерства образования РФ необходимо выделить современные тенденции, напрямую влияющие на развитие детско-юношеского спорта:

- тенденция экономической целесообразности - нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ, определить основные критерии оценки работы тренеров на каждом этапе многолетней подготовки, материальное поощрение руководителей, специалистов и служащих, а также повышение нормативов оплаты труда тренеров и тренеров-преподавателей. Это в определенной мере способствует сохранению в спортивных школах высококвалифицированных специалистов;

- для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет.

В связи с этим появляется возможность прогнозирования резерва как источника пополнения сборной России по видам спорта. Для этого необходимо выработать идеологию развития видов спорта, суть которой в определении необходимой потребности в высококвалифицированных спортсменах, отвечающей экономической целесообразности и эффективности развития;

- тенденция медико-биологического влияния - направленность тренировочного процесса начиная с этапа начальной подготовки на узкую спортивную специализацию требует сопровождения спортивной подготовки соответствующим медико-биологическим обеспечением - разрешенные международными организациями и медицинскими препаратами, наличием в организации спортивного врача, формирование необходимого взаимодействия между тренерским составом и специалистами медицинской службы;

- тенденция программного обеспечения - федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

- необходим регулярный пересмотр образовательных программ спортивной подготовки (через 5 лет) исходя из возраста и уровня подготовленности юных спортсменов, это будет способствовать повышению теоретической и практической подготовке администрации и тренерского персонала спортивных школ;

- тенденция современных технологий - разработка и постоянное совершенствование большого количества новейшего технического инструментария, в том числе мониторов сердечного ритма, высокотехнологичных приборов и методик их применения, специального программного обеспечения, позволяющего моделировать тренировочную и соревновательную деятельность. Проведение регулярного мониторинга уровня подготовленности квалифицированных юных спортсменов (вести этапный, текущий и оперативный контроль) позволяет тренерскому составу проводить планомерную работу по внесению изменений в тренировочные программы;

- постепенное внедрение в тренировочный процесс электронных форм годичного плана подготовки, дневников самоконтроля спортсменов, активное применение дистанционных форм общения в системе «тренер - спортсмен» - чаты, веб-камеры, видео со смартфонов;

- тенденция постоянного повышения квалификации - возрастание требований к уровню квалификации тренерского состава, не только в области спортивной специализации и смежных дисциплин, но и общекультурных, социально-коммуникативных, материально-технических аспектов тренировочного процесса.

В настоящее время следует признать необходимым требования к уровню профессиональной квалификации тренера, специалиста, непосредственно осуществляющего процесс подготовки. В настоящий момент самообразование, повышение своей профессиональ-

Таблица 1.

Показатели выполнения нормативов ФССП в разделе «Общая физическая подготовка» исследуемым

контингентом

Вид спорта Этап подготовки Кол-во спортсменов Выполнение норматива (%)

Наклон вперед Прыжок В длину Бег на 30 м Челночный бег

Легкая атлетика ЭНП 80 75 95 93 95

ТЭ 80 75 95 92 95

Лыжные гонки ЭНП 52 70 85 80 70

ТЭ 50 70 80 82 70

Вольная борьба ЭНП 60 73 75 82 73

ТЭ 60 70 85 85 75

Самбо ЭНП 60 45 75 80 70

ТЭ 60 50 85 80 70

футбол ЭНП 165 60 73 86 90

ТЭ 160 62 75 85 90

Гандбол ЭНП 80 70 82 88 90

ТЭ 80 72 80 88 90

Водное поло ЭНП 74 70 77 82 94

ТЭ 80 75 80 80 90

Таблица 2.

Оценка профессиональных знаний тренерского состава в результате проведения аттестации, %

Группа вопросов Уровень знаний

высокий средний низкий

Общие вопросы теории и методики спорта 10 55 35

Теория и методика избранного вида спорта 8 60 32

Смежные дисциплины 7 51 42

ной квалификации у тренеров и специалистов происходит большей часто поверхностно, бессистемно. А ведь только глубокое понимание физиологических процессов в организме спортсмена, правильной последовательности включения упражнений в тренировочное занятие, является неотъемлемым условием роста спортивных результатов. С увеличением объема информации по различным вопросам подготовки, доступности новейших технологий, применяемых в спортивной отрасли, требования к компетентности тренерского состава только возрастают. В спорте высших достижений со спортсменами помимо личного тренера, работают целые команды специалистов, также совместная работа является одной из основных черт во многих игровых видах спорта. Однако на начальном и тренировочных этапах тренер работает один, и поэтому должен обладать разносторонними знаниями. Понимание тренером происходящих в организме занимающихся изменений, связанных с перестройкой медико-биологических систем, и в связи с этим обоснованное планирование тренировочной нагрузки как в

годичном цикле, так и в многолетнем процессе подготовки, поскольку идет изменение количественных и качественных характеристик тренировочного процесса.

Анализ результатов выполнения требований ФССП по видам спорта в разделе ОФП выявил значительный процент спортсменов, не уложившихся в минимальные значения в самых простых упражнениях (табл. 1). Это свидетельствует о преобладании узкоспециализированной работы в ущерб развитию детей и подростков.

Анализ данных таблицы 1 говорит о том, что юные спортсмены занимающиеся на этапе начально подготовки выполняют учебные нормативы в лучшем случае на 90-95 %, а в худшем - на 20-30 %.

В юношеском спорте направленность на достижение высоких результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат не может являться главным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки в юношеском спорте не должны быть максимальными. Каждому уровню спортивных достижений должен соответство-

вать свой уровень их объемов и интенсивности. Поэтому определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а также планируемого спортивного результата представляется очень важным.

Также в рамках исследования была проведена оценка качества выполнения как самых простых обще-развивающих упражнений, включаемых во все части тренировочного занятия, так и базовых технических элементов, изучаемых с самого начала тренировочной деятельности. Известно, что на этапе начальной подготовки основное внимание тренера должно быть сосредоточено на развитие физических качеств средствами общей физической подготовки, но также изучаются технические характеристики выполнения упражнений. Проведенное исследование показало, что технические данные находятся в норме.

Приведенные в таблице 2 значения в полной мере согласуются с оценкой профессиональных знаний тренерского состава, полученной в ходе проведения аттестации.

Заключение.

Рассмотренные тенденции показывают, насколько в настоящее время необходимо применение систематической оценки уровня подготовленности юных спортсменов начиная с этапа начальной подготовки, постоянное повышение квалификации тренерского состава, разработка и применение новых подходов к осуществлению тренировочного процесса. Сохранение всех лучших сторон отечественной системы подготовки спортсменов на всех этапах, регулярное совершенствование профессиональных знаний тренерским

составом и специалистами, является залогом дальнейшего роста спортивных результатов, сохранения здоровья юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Макарова Г.А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты / Г. А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2008. - 400 с.: ил.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт; СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

3. Никитушкин В.Г. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры: монография / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Г. Медведева. - М., 2021. - 303 с.

4. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин.

- М.: Физическая культура, 2013. - 208 с.

5. Постановление Правительства РФ об утверждении «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года».

6. Приказ Минспорта РФ «Об утверждении методических рекомендаций по проведению спортивной подготовки» 2013.

7. Физиология человека: учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / под общ. ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.

8. Чесноков Н.Н. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва: методическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов. - М., 2016. -137 с.

9. Чесноков Н.Н. Управление подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин, А.П. Морозов. - М., 2017.

- 248 с.

CURRENT TRENDS AND APPROACHES TO DEVELOPMENT CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS

N. Chesnokov1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head ofthe Department of Physical Education,

V. Nikitushkin2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher,

A. Morozov3, Candidate of Pedagogical Sciences, Head ofthe Scientific and methodological Department,

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «O.E. MoscowState Law UniversityKutafina», Moscow.

2Federal State Budgetary Institution «Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports», Moscow.

3State Budgetary Institution «Youth of Moscow Physical Culture and Sports Association «Moskomsport, Moscow.

Contact information for correspondence: 121614, Russia, Moscow, Osennyaya Str., 16, sq. 204; e-mail: nnch01@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation.

The analysis of the current regulatory documents shows the high priority given by the state to improving the effectiveness of training activities at all stages of sports training. Features of the organization of the training process requires constant monitoring of the achieved parameters of the sports form. It should be noted that a significant number of trainers are less motivated to improve the quality of their professional activities. Early sports specialization, which is characteristic of the current development of children's and youth sports, clearly contradicts the pace of psychological and physical development of children and adolescents. This radically affects the entire structure of training, leading to the use of approaches that are typical for adult athletes, but adversely affect the fragile body of children.

The goal is to determine current trends in the development of children's and youth sports.

The research methods used were the analysis of normative-legal and scientific-methodical literature, pedagogical observation, pedagogical experiment, pedagogical testing, methods of mathematical statistics.

Research results: the article provides a list of trends in the development of children's and youth sports and gives their characteristics, discusses the reasons for the current situation and possible solutions. The identification of key areas of development of children's and youth sports, covering a significant time period in which the formation and development of the athlete's potential takes place, is a necessary condition for rational planning of training and competitive load throughout his entire sports career.

Conclusion. The constant increase in competition on the world stage leads to increased requirements for the level of fitness of athletes at all stages of the multi-year training process. Understanding the current mechanisms and conditions that determine the achievement of sports results in young athletes is the basis for effective management of sports training.

Keywords: performance, factors, management activity, evaluation criteria.

References:

1. Ma ka rova G.A. Spravochnik detskogo sportivnogo vracha: klini-cheskie aspekty [Handbook of children's sports doctor: clinical aspects]. Moscow: Soviet sport, 2008, 400 p.: ill.

2. Matveev L.P. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: ucheb-nik dlja vuzov fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. 3rd ed., reprint. and additional. Moscow: Physical culture and sport; SportAcademPress, 2008, 544 p.

3. Nikitushkin V.G., Chesnokov N.N., Medvedeva E.G. Social'naja adaptacija sportsmenov posle za-vershenija sportivnoj kar'ery [Social adaptation of athletes after the completion of a sports career]. Moscow, 2021, 303 p.

4. Nikitushkin V.G. Kompleksnyj kontrol' v podgotovke junyh sportsmenov [Integrated control in the training of young athletes]. Moscow: Physical Culture, 2013, 208 p/

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ob utverzhdenii «Strategii razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation on the approval of the «Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030». (in Russian)

6. Prikaz Minsporta RF«Ob utverzhdeniimetodicheskih reko-men-dacij po provedeniju sportivnoj podgotovki» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation «On the approval of methodological recommendations on sports training»]. 2013. (in Russian)

7. Fiziologija cheloveka [Human Physiology]. Under the general editorship of V.I. Thorevsky. Moscow: Physical culture, education and science, 2001, 492 p.

8. Chesnokov N.N., Morozov A.P. [Scientific and methodological support of sports reserve training]. Moscow, 2016, 137 p.

9. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G., Morozov A.P. Uprav-lenie podgotovkoj vysokokvalificiro-vannyh sportsmenov [Management of training of highly qualified athletes]. Moscow, 2017, 248 p.

Поступила / Received 27.01.2022 Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.