УДК 796.015.15
МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПОЛИАТЛОНИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Анна Николаевна Павлова, аспирант, Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы использования текущего контроля для коррекции тренировочной нагрузки полиатлонисток на этапе спортивной специализации в мезоциклах. В период роста и развития организма требуется индивидуально-дифференцированный подход тренера к юным спортсменам, с использованием различных методик контроля, что обуславливает актуальность проведенного эксперимента. В исследовании определены спортивно-медицинские, психологические, психофизиологические и педагогические тесты, которые позволяют непосредственно охарактеризовать функциональное состояние, уровень физической и психофизиологической подготовленности полиатлонисток этапа спортивной специализации в процессе спортивной подготовки. Результаты полученных данных свидетельствуют о возможном имеющемся утомлении группы девушек под влиянием тренировочного процесса, что может быть обусловлено недостаточной обоснованностью методики текущего контроля процесса спортивной подготовки на этапе спортивной специализации. Практической значимостью данного исследования является доказанная необходимость коррекции тренировочного планирования в зимнем полиатлоне, основываясь на результаты предыдущих исследований в детско-юношеском спорте. На основании проведенного исследования было экспериментально обоснована необходимость применения средств текущего контроля для коррекции тренировочного процесса полиатлонисток в мезоциклах, что планируется организовать в дальнейших исследованиях.
Ключевые слова: полиатлон, текущий контроль, вариабельность ритмов сердца, ПЗМР,
СЗМР.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p339-345
METHODOLOGY FOR THE CURRENT CONTROL OF POLYATHLETES AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION
Anna Nikolaevna Pavlova, the post-graduate student, Gennady Nikolaevich Ponomarev, doctor of pedagogical sciences, professor, the Herzen Russian State Pedagogical University, St.
Petersburg
Abstract
This paper discusses the issues of using current control to correct the training load among female polyathletes at the stage of sports specialization in mesocycles. During the period of growth and development of the body, an individually differentiated approach of the trainer to young athletes is required, using various control methods, which determines the relevance of the experiment. The study identified sports-medical, psychological, psychophysiological and pedagogical tests, which allow to directly characterizing the functional state, the level of physical and psychophysiological activity of female athletes of the stage of sports specialization in the process of sports training. The results obtained data indicate the possible fatigue of a group of girls under the influence of the training process, which is due to the insufficient substantiation of the methodology of the current control of the sports training process at the stage of sports specialization. The practical significance of this study is the proven necessity of correction of training planning in winter polyathlon, based on the results of previous studies in youth sports. Based on the conducted research, the necessity of using current control means for correcting the training process of polyath-letes in microcycles and mesocycles were experimentally substantiated, which were planned to be organized in further research.
Keywords: polyathlon, current control, heart rate variability, SVMR, CVMR.
ВВЕДЕНИЕ
В раннем подростковом возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека, а приобретенные в этом периоде чрезмерные физические нагрузки могут оказать стойкие нарушения в различных функциональных системах. Раннее начало спортивной специализации в избранном виде спорта и использование больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок определяют проблемы контроля за тренировочными нагрузками детско-юношеского спорта, актуализируя их [1, 3, 7]. В процессе подготовки юных спортсменов решаются оздоровительные, воспитательные и спортивно-педагогические задачи. В периоде роста и формирования организма требуется особый подход тренера к юным спортсменам. Индивидуализация нагрузок обеспечивает интерес ребенка к занятиям, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие в избранном виде спорта [3]. Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортсменов позволили констатировать, что в юношеском спорте при обсуждении проблем совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не о полностью индивидуальном подходе, а о дифференцированном (сочетание индивидуальной и коллективной форм подготовки) к построению тренировочного процесса. [2, 5]. Текущий контроль спортсменов включает в себя разработку параметров оценки на основе индивидуальных особенностей и позволяет определить функциональное состояние организма спортсменов, уровень физической и психофизиологической подготовленности спортсменок этапа спортивной специализации в процессе спортивной подготовки, анализируя данные, полученные в ходе измерений.
Одной из основных задач текущего контроля является оценка в мезоциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики. Среди существующих видов контроля в спорте -текущий контроль наиболее важен с точки зрения наличия обратной связи между тренировочным воздействием на организм спортсмена и принятием решения о коррекции планирования со стороны тренера. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что применения одного лишь оперативного контроля недостаточно для объективной оценки функционального состояния систем организма спортсмена [2, 8].
Основными задачами текущего контроля являются:
1. изучение психофизиологического состояния спортсмена;
2. определение функционального состояния детско-юношеского организма;
3. оценка психологической готовности спортсмена к тренировочным нагрузкам;
4. индивидуальная коррекция процесса подготовки спортсменов [6, 10].
Предложенные методы, позволяют обеспечить тренерский состав информацией о
динамике функционального, психофизиологического, психологического состояния и работоспособности полиатлонисток на этапе спортивной специализации, что дает возможность своевременного подбора оптимальных дифференцированных нагрузок во время учебно-тренировочного процесса, что позволяет сохранить здоровье юных спортсменок [2, 3].
Цель работы - обоснование необходимости применения структуры текущего контроля процесса спортивной подготовки полиатлонисток тренировочного этапа.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании, проводившемся в течение 2019-2020 гг. принимали участие зимние полиатлонистки СШОР «Экран» Выборгского района Санкт-Петербурга, всего 40 девочек в возрасте 12-16 лет, средний возраст составил 14 лет. Эксперимент длился 2 месяца (сентябрь-октябрь 2020 г.). В первый месяц проводилось педагогическое наблюдение и предварительное тестирование, а также анализ планирования на макроцикл. Повторное
тестирование проводилось сразу же после окончания тренировочного макроцикла с целью обоснования дальнейшей разработки и применения методики текущего контроля. В работе использовались следующие методические комплексы: устройство психофизиологического тестирования (УПФТ) «Психофизиолог», программно-аппаратный комплекс «Динамика. Омега-спорт» для изучения системы вегетативной регуляции ритмов сердца. ВРС наиболее объективно показывает функциональное состояние организма, в частности, подростков [1, 6]. С целью оценить психофизиологическое состояние спортсменок использовались тесты, оценивающие работоспособность, утомление и тревогу: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР). Задачи исследуемого - проявить реакцию на стимул в виде нажатия на нужную кнопку после появления сигнала (красный и зеленый круги). Изучалось среднее время реакции. Для анализа психологического состояния были применены опросник Гордона-Ямпольского «Психологическая подготовленность», «САН-тест». Данные опросники позволяют комплексно оценить психологическую готовность спортсмена к тренировочным нагрузкам, влияние предыдущих тренировочных занятий на организм спортсменов, желание и мотивацию продолжать тренировочный процесс [4]. Также для более объективной оценки уровня подготовленности полиатлонисток применялось педагогическое тестирование, состоящее из комплекса упражнений, определяющих уровень развития общей и специальной физической подготовленности полиатлонисток: прыжок в длину с места, челночный бег 3^10 м, стрельба из пневматической винтовки с 10 м на тренажере SKATT, максимальные сгибания и разгибания рук в упоре лежа за минуту, вис на перекладине за 30 с, тест Купера 6-ти минутный бег. Проведенные тесты позволяли в динамике оценить текущий уровень развития общей и специальной физической подготовки.
Изучение состояния сердечно-сосудистой системы проводилось в виде анализа вариабельности ритмов сердца (ВРС). Для этой цели использовался комплекс «Динамика. Омега-спорт». Полученные данные исследования отображались в протоколе. Изучались спектральные характеристики ВРС по показателям низкочастотных и высокочастотных спектров колебаний кардиоинтервалов, тотальной мощности спектра (HF, LF, TP). Производилась оценка баланса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы для оценки функционального состояния организма в динамике [1, 4]. Измерялся индекс напряжения (ИН) и амплитуда моды (Амо) - показатели, которые позволяют наиболее точно сделать вывод о функциональном состоянии спортсмена и напряжении регуляторных систем организма (Баевский Р.М.). Также в комплекс спортивно-медицинских тестов входил расчет коэффициента выносливости (КВ) для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы. Расчет производился по формуле А. Квааса: КВ = (ЧСС*САДх10)/ПД, где ЧСС - частота сердечных сокращений, САД - систолическое артериальное давление, ПД - пульсовое давление (САД - ДАД (диастолическое артериальное давление)) [4].
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакета стандартных статистических программ «Excel 7.0» и «Statistica. StatSoft» для среды «Windows». При проверке на нормальность распределения при помощи W-теста Шапиро-Уилка было обнаружено, что анализируемая выборка имела нормальное распределение, вследствие чего статистическая значимость различий между двумя исследованиями одной и той же группы устанавливалась с помощью параметрического критерия Стьюдента. Критические уровни статистической значимости принимались равным 0,05; 0,01; 0,001 (p<0,05; p<0,01; p< 0,001).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Было изучено распределение объема и интенсивности нагрузок в макроцикле. В таблице 1 показано распределение нагрузки для спортсменок, находящихся на тренировочном этапе, в общеподготовительном периоде в 4 недельных микроциклах одного ме-
зоцикла.
Таблица 1 - Распределение тренировочной нагрузки на тренировочном этапе в подготовительном периоде в течение октября 2020 г._
Тренировочные дни 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник - - - -
Вторник Стрелковая подготовка + силовая подготовка 2 ч (1 зона интенсивности) Стрелковая подготовка + спортивные игры 2 ч (1 зона интенсивности) Стрелковая подготовка + силовая подготовка 2 ч (1 зона интенсивности) Стрелковая подготовка + спортивные игры 2 ч (1 зона интенсивности)
Среда Бег, (2 зона интенсив-ности),8-10 км +ОРУ, ОФП 30 мин Бег по пересеченной местности 40 мин (2 зона интенсивности) Бег (3 зона интенсив-ности),5-7 км +ОРУ, ОФП 30 мин Бег по пересеченной местности 40 мин (1 зона интенсивности)
Четверг Лыжероллерная подготовка, 2 зона интенсивности 15 км Силовая подготов-ка+ОФП, (1 зона интенсивности) Лыжероллерная подготовка (2 зона интенсивности) 15 км Силовая подготов-ка+ОФП (2 зона интенсивности)
Пятница - - - -
Суббота Стрелковая подготовка Силовая подготовка 2 ч (2 зона интенсивности) Лыжероллерная подготовка (2 зона интенсивности) 10-12 км Стрелковая подготовка Силовая подготовка 2 ч (1 зона интенсивности) Лыжероллерная подготовка (2 зона интенсивности) 10-12 км
Воскресенье Бег по пересечённой местности с имитацией (1 зона интенсивности) 1 ч Комплексная круговая тренировка(2 зона интенсивности) 1 ч Бег по пересечённой местности с имитацией (2 зоны интенсивности) 1 ч Комплексная круговая тренировка 3 зона) интенсивности 1 ч
Проанализировав макроцикл, можно сделать вывод, что группа полиатлонисток, находящихся на этапе спортивной специализации, тренировалась 5 раз в неделю, объем работы в зонах интенсивности составил:
1. 1 зона (аэробная восстановительная, ЧСС = 140-145 уд/мин), 40%;
2. 2 зона (аэробная развивающая, ЧСС = 160-175 уд/мин), 45%;
3. 3 зона (смешанная, аэробно-анаэробная, ЧСС = 180-185 уд/мин), 10%.
Тренировки в 4 (анаэробно-гликолитической) и 5 (анаэробно-алактатной) зонах интенсивности не проводились. Большую часть тренировочного процесса занимала стрелковая и силовая подготовка, что является характерным для специально подготовительного периода в полиатлоне.
По результатам педагогического предварительного изучения и анализа федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) по зимнему полиатлону, и программы спортивной подготовки СШОР «Экран» Выборгского района г. Санкт-Петербурга было выявлено, что индивидуализация процесса подготовки применяется только на этапах спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Обобщив знания, полученные в ходе педагогического наблюдения, было проведено исследование, позволяющее обосновать применение методики текущего контроля тренировочного процесса. Исследование было организовано на базе СШОР «Экран», отделения зимнего полиатлона.
В ходе дальнейшего эксперимента после организации предварительного тестирования группа полиатлонисток тренировалась в течение одного макроцикла по стандартной методике СШОР «Экран». После окончания макроцикла было произведено повторное, аналогичное первому тестирование для того, чтобы разработать и экспериментально обосновать необходимость применения новых методик текущего контроля тренировочного процесса полиатлонисток. В таблице 2 представлены сравнительные результаты предварительного и заключительного тестирований. По результатам полученных данных предварительного тестирования можно сделать вывод, что исследуемая группа в среднем обладает высоким уровнем активации нервной системы, о чем свидетельствуют результаты значений среднего времени ПЗМР и среднего времени СЗМР.
Таблица 2 - Средние значения результатов предварительного и заключительного тестирования полиатлонисток этапа спортивной специализации (п=40)_
Название теста, единицы измерения Средние значения результатов предварительного тестирования M±m Средние значения результатов заключительного тестирования M±m t-критерий Стьюдента
Среднее время ПЗМР, мс 278±37,78 301±37,78 p<0,05*
Среднее время СЗМР, мс 399±27,33 409± 18,27 p>0,05
Опросник Гордона-Ямпольско-го Устойчивость, баллы 7,83±1,4 7,33±1,2 p>0,05
Самоконтроль, баллы 10,2±0,5 11,5±1,37 p>0,05
Волевая активность, баллы 8,56±0,33 6±1,65 р<0,05*
Прыжок в длину с места, см 179,23±5,5 180,11±6,2 p>0,05
Челночный бег 3*10 м, с 8,2±0,7 8,3±0,89 p>0,05
Стрельба из пневматической винтовки с 10 м на тренажере 8КЛТТ, очки 91±2,0 88±2,45 p<0,05*
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа за минуту до платформы, количество раз/мин 24±3,24 22±3,6 p<0,05*
Тест Купера 6-ти минутный бег, м 1400±10,36 1380±18,29 p<0,05*
НБ, мс2 482,91±120,76 670,57±183,4 p<0,01*
ЬБ, мс2 653,57±90,83 705±150,57 p<0,05*
ТР, мс2 4287,4±198,2 4370±165,47 p<0,05*
Ато, мс 57,21±2,45 62±0,35 p<0,01*
ИН, у.е. 169,09±12,34 184±15,52 p<0,05*
КВ, у.е. 17,26±1,62 17,48±1,23 p<0,05*
* - различия между средними результатами значений предварительного и заключительного тестирований достоверны.
Опросник Гордо на-Ямпольского, являющийся результатом психологической подготовки спортсмена к соревнованиям и тренировкам, показал, что устойчивость к стрессорам (7,83±1,4 балла), способность к самоконтролю (10,2±0,5 балла) и волевая активность (8,56±0,33 балла) в момент исследования у группы девушек выражены слабо, что может сообщать о эмоциональном перенапряжении или утомлении. Результаты тестирования уровня общей и специальной физической подготовленности (тесты прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, стрельба из пневматической винтовки с 10 м на тренажере 8КЛТТ, максимальные сгибания и разгибания рук в упоре лежа за минуту, тест Купера 6-ти минутный бег) находятся на уровне, соответствующем возрастным нормам для девушек этапа спортивной специализации, занимающихся зимним полиатлоном [2, 5]. Средние показатели ВРС свидетельствуют об активации симпатической нервной системы (показатель волнового спектра ЬБ = 1464,57±90,83 мс2 (таблица 2), мощность высокочастотного компонента волнового спектра ВРС составила 1000,91±120,76 мс2 (таблица 2), что может говорить об активации компенсаторной реакции. В норме у здоровых полиатлонисток должен преобладать высокочастотный компонент спектра [1, 5, 7]. Данные амплитуды моды Амо (67,21±2,45%/50 мс) также подтверждают активацию симпатической нервной системы (таблица 2) [1]. Значение индекса напряжения (69,09±12,34 у.е.), по нашему мнению, свидетельствует о имеющемся напряжении регуляторных систем. Высокие значения показателя ТР = 4287,4±198,2 мс2 можно трактовать как несовершенство регуляторных механизмов. В норме КВ равен 16 у.е., по результатам тестирования в группе девушек среднее значение показателя было равным 18,08±1,43 у.е. (таблица 2). Увеличение данного показателя относительно нормы, свидетельствует о незначительном напряжении функционального состояния сердечно-сосудистой системы [1].
Подводя итоги, можно сделать вывод о возможном имеющемся напряжении регу-ляторных систем группы девушек в период проведения предварительного тестирования.
Изучив данные заключительного тестирования и проведя сравнение 2 тестирований, было выяснено, что статистически достоверные различия были получены в результатах тестирования среднего времени ПЗМР (p<0,05) , волевой активности (опросник Гордона - Ямпольского) (p<0,05), стрельбы из пневматической винтовки с 10 м (p<0,05), максимальных сгибаниях и разгибаниях рук в упоре лежа за минуту (p<0,05), тесте Ку -пера (p<0,05), показателях волнового спектра ВРС (HF, LF, HF/LF, ТР, Amo) (p<0,01; p<0,05), ИН и КВ (p<0,05), что свидетельствует о том, что после тренировочного микроцикла, организованного по стандартной методике произошли достоверные изменения в функциональных системах организма полиатлонисток. Можно предположить, что увеличение среднего времени ПЗМР с 278±37,78 мс до 301±37,78 мс (p<0,05) свидетельствует о незначительном утомлении центральной нервной системы (ЦНС) и как следствие - снижению работоспособности. Уменьшение среднего количества баллов волевой активности в опроснике Гордона-Ямпольского свидетельствует о низкой выраженности данного психологического качества (р<0,05). Снижение результата в стрельбе группы полиатлонисток с 91±2,0 очка до 88±2,45 очка (p<0,05), сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа за минуту до платформы с 24±3,24 раз/мин до 22±3,6 раз/мин (p<0,05), тесте Купера с 1400±10,36 м до 1380±18,29 м (p<0,05), возможно, обусловлены утомлением вызванным физическими нагрузками микроцикла. Показатели волнового спектра ВРС: HF-волны, LF-волны достоверно изменились с 482,91±120,76 мс до 670,57±183,4 мс (p<0,01); 653,57±90,83 до 705±150,57 мс (p<0,05), соответственно. Амплитуда моды увеличилась с 57,21±2,45 мс до 62±0,35 мс (p<0,01). Тотальная мощность спектра изменилась с 4287,4±198,2 мс2 до 4370±165,47 мс2 (p<0,05). Индекс напряжения возрос с 69,09±12,34 у.е. до 184±15,52 у.е. (p<0,05). Данные анализа ВРС могут указывать на нарастание симпатической активности вегетативной нервной системы (ВНС) и начинающемся умеренном напряжении регуля-торных систем (Шлык Н.И. 2003 г.), что также подтверждается по анализу коэффициента выносливости, изменившемуся с 17,26±1,62 у.е. до 17,48±1,23 у.е. (p<0,05).
ВЫВОДЫ
Обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что в исследуемой группе полиатлонисток необходимо применение методики коррекции тренировочного процесса, о чем свидетельствуют результаты тестирований. Основываясь на это, будет разработана методика, позволяющая дифференцированно воздействовать на тренировочный процесс зимних полиатлонисток этапа спортивной специализации при помощи средств текущего контроля. Результаты тестирования показали , что спортивные, соревновательные и психоэмоциональные нагрузки способствуют началу напряжения регуляторных систем у юных спортсменок, поэтому в исследуемом подростковом возрасте необходимо особое внимание уделять сохранению здоровья и предупреждению утомления.
Дальнейшие исследования предполагают комплексное исследование педагогического процесса спортивной подготовки полиатлонисток с применением экспериментально разработанной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников / А. Ш. Арзикулов, Д. Н. Холматов, Э. А. Юсупов, Г. Г. Ахмадалиев // Молодой ученый. -2016. - № 20 (124). - С. 63-66.
2. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
3. Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта / С.Ю. Золиче-ва, А.В. Тарасов, О.И. Беличенко, А.В. Смоленский // Вестник новых медицинских технологий. -2018. - Т. 25, № 3. - С.76-82.
4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Спорт, 2016. - 464 с.
5. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры : автореф. дис....д-ра пед. наук / Квашук Павел Валентинович.- Москва, 2003. - 49 с.
6. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development / М. Favilla // Exp. Brain Res. - 2006. - Vol. 169 (1). - Р. 122-125.
7. Latypov I.K. Health of children and physical training problems of pupils // I.K. Latypov // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. - No. 10. -P. 102-105.
8. Learning through the adventure of youth sport / J. Tarkington, M. Newman, R. Kim, A. Anita, G. Alvarez // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2018. - Vol. 36 (1). - P. 280-293.
REFERENCES
1. Arzikulov, A., Kholmatov, D., Yusupov, E. and Akhmadaliev G. (2016), "Age-sex characteristics of heart rate variability in primary schoolchildren", Young researcher, Vol. 20 No. 124, pp. 63-66.
2. Guba, V., Kvashuk, P. snd Nikitushkin, V. (2009), Individualization of training process of young athletes, Physical culture and sport, Moscow.
3. Zolicheva, S.Yu., Tarasov, A. and Belichenko A. (2018), "A modern view of some of the problems of youth sports", Herald of new medical technologies, Vol. 25, No. 3, pp. 76-82.
4. Issurin, V. (2016), Training of athletes of the XXI century: scientific foundations and construction of training, Sport, Moscow.
5. Kvashuk, P. (2003), Differentiated approach to building the training process of young athletes at the stages of long-term training, dissertation, Moscow.
6. Favilla, M. (2005), "Reaching movements in children: accuracy and reaction time development", Experimental Brain Research, Vol. 169, No. 1, pp. 122-125.
7. Latypov, I. (2009), "Health of children and physical training problems of pupils", Pedagogics, psychology, medical-biological problems ofphysical training and sports, No. 10, pp. 102-105.
8. Tarkington, J. Newman, Melissa Kim, Anita R. Tucker and M. Antonio G. Alvarez. (2018), "Learning through the adventure of youth sport", Physical Education and Sport Pedagogy, Vol. 36 (1), pp. 280-293.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2021
УДК 796.422
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК СПРИНТЕРОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Оксана Анатольевна Плотникова, старший преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Равиль Мысавилович Исламов, доцент; Ирина Олеговна Иванкова, главный специалист, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости и особенности управления и методики подготовки спортивных резервов, в частности, содержание и методы тренировки на начальных этапах становления спортивного резерва, комплексного формирования значимых физических качеств. Авторы рассматривают тренировочные занятия у юных спринтеров 14-15 лет, как важный компонент осуществления развития скоростно-силовых качеств путем применения ско-ростно-силовых и собственно силовых упражнений, которые будут способствовать успешным выступлениям в спринтерском беге. В ходе педагогического исследования авторы статьи практическим путем обосновали эффективность разработанных комплексов специальных упражнений для физической подготовки спринтеров14-15 лет.
Ключевые слова: тренировочные занятия, физическая подготовка, скоростно-силовые качества, спринтерский бег.