Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО, СТУДЕНЧЕСКОГО И АДАПТИВНОГО СПОРТА'

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО, СТУДЕНЧЕСКОГО И АДАПТИВНОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юрислингвистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Екатерина, Тыдыкова Надежда, Шавандина Ольга

В статье описываются результаты экспертизы нормативных актов 22 регионов России, проведенной авторами в целях выявления лучших практик правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта. Анализ перечисленных нормативных актов показал, что положения о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте нашли отражение через закрепление соответствующих норм в качестве полномочий органов власти субъектов, полномочий органов местного самоуправления, приоритетных направлений поддержки или принципов законодательства, положений о дополнительной поддержке. В некоторых нормативных актах содержатся отдельные статьи или главы, посвященные физическому воспитанию и развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях, а также посвященные адаптивной физической культуре. Наиболее развернуто отражены положения о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте в соответствующих законах города Москвы, республики Саха (Якутия), Свердловской области, Омской области, Новосибирской области. Наименьший объем правовой регламентации исследованный вопрос получил в законе Самарской области. Также в статье приводятся результаты выборочной экспертизы нормативных актов автономных сообществ Испании и нормативных актов некоторых штатов США. По результатам экспертизы сформулированы рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского регионального законодательства в исследованной сфере. В частности, рекомендовано формулировать и закреплять нормы, обусловленные особенностями конкретного региона, включать в текст законов положения о конкретных мерах, в частности, о развитии спортивной инфраструктуры, об использовании возможностей института социального партнерства, включать положения, направленные на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и спорту с раннего возраста, толерантному отношению к спортсменам с особенностями здоровья. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко Екатерина, Тыдыкова Надежда, Шавандина Ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RESULTS OF THE EXPERTISE OF NORMATIVE ACTS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES TO IDENTIFY THE BEST PRACTICES OF LEGAL REGULATION OF CHILDREN AND YOUTH, STUDENT AND ADAPTIVE SPORTS

The article describes the results of the expertise of normative acts of 22 regions of Russia, carried out by the authors in order to identify the best practices of legal regulation of children and youth, student and adaptive sports. The analysis of the listed normative acts has showed that the provisions on youth, student and adaptive sports were reflected through the consolidation of the relevant norms as the powers of the authorities of the subjects, the powers of local governments, priority areas of support or principles of legislation, provisions on additional support. Some normative acts contain separate articles or chapters devoted to physical education and the development of physical culture and sports in educational organizations, as well as devoted to adaptive physical culture. The provisions on children and youth, student and adaptive sports are most extensively reflected in the corresponding laws of the city of Moscow, the Republic of Sakha (Yakutia), Sverdlovsk Oblast, the Omsk Oblast, the Novosibirsk Oblast. The studied issue has received the smallest amount of legal regulation in the law of the Samara Oblast. The article also provides the results of a selective expertise of the regulations of the autonomous communities of Spain and the regulations of some US states. Based on the results of the expertise, recommendations have been formulated for the further improvement of the Russian regional legislation in the studied field. In particular, it has been recommended to formulate and consolidate the norms determined by the characteristics of a particular region, to include them in the text of law provisions on specific measures, in particular, on the development of sports infrastructure, using the possibilities of the institution of social partnership, to include provisions aimed at creating a positive attitude towards a healthy lifestyle and sports from an early age, tolerant attitude towards physically impaired athletes.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО, СТУДЕНЧЕСКОГО И АДАПТИВНОГО СПОРТА»

Юрислингвистика

16

принимают собственные акты, в связи с чем порядок официального опубликования региональных законов и нормативных актов каждый субъект РФ определяет самостоятельно своими актами.

По общей норме федерального закона регион вправе осуществлять официальное опубликование своих нормативных актов на федеральном портале http://pravo.gov.ru/, если примет такое решение в своих региональных актах (ст. 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Если регион решил так сделать, порядок такого размещения или официального опубликования устанавливается для него Указом Президента РФ от 2 апреля 2014 №198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)».

Однако субъект РФ вправе установить другие правила. Например, в Москве действует ряд законов в части опубликования нормативных актов: Закон г. Москвы от 8 июля 2009 года №25 «О правовых актах города Москвы» (ст. 19), Закон г. Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» (ст. 21). В Санкт-Петербурге данные вопросы освещены в Законе Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга», а также в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года № 865 «О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». В Новосибирской области приняты Закон Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (ст. 26), Устав Новосибирской области (ч. 4 ст. 45), а также Постановление Губернатора Новосибирской области от 26 апреля 2010 года № 134 «О Порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области».

Муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, имеют свой порядок официального опубликования нормативных актов, а также свои официальные источники их опубликования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил только общие принципы в ч. 2 ст. 47, где устанавливается, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепляющие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). При этом официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Так, например, в г. Барнауле согласно ст. 80 Устава городского округа - города Барнаула для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления также используют официальное сетевое издание «Правовой портал администрации г. Барнаула» (Ь|йр://^-portal22.ru), учрежденное администрацией города 17 декабря 2019 г., регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-77362.

Помимо национальных нормативных актов источником российского права являются и международные договоры. Официальное опубликование международных договоров Российской Федерации регулируется специальным Федеральным законом от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно ст. 30 которого вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в Собрании законодательства РФ. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) по представлению Министерства иностранных дел РФ также официально опубликовываются в Бюллетене международных договоров и размещаются (опубликовываются) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Субъекты РФ вправе также заключать по определенным вопросам свои собственные международные соглашения. Регионы российского государства могут заключать соглашения с регионами других стран, а иногда - и напрямую с государствами, а также могут участвовать в международных организациях.

Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» в ст. 6 предусматривает, что тексты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, подлежат опубликованию, порядок которого устанавливается региональными законами и иными нормативными правовыми актами. Например, Закон Новосибирской области от 13 ноября 2000 года № 125-ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» устанавливает, что законы Новосибирской области об утверждении международных и межрегиональных соглашений Новосибирской области подлежат официальному опубликованию в порядке и сроки, установленные Уставом Новосибирской области, Законом Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области». Ст. 6 Конституции Республики Татарстан утверждает, что Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями

Юрислингвистика, 2021, 22

иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Официальное опубликование нормативных правовых актов является одним из важнейших этапов правотворческой деятельности органов публичной власти.

2. Для вступления нормативного правового акта в силу требуется именно его официальное опубликование, нарушение технических деталей порядка такого опубликования на юридическую силу документа не влияет. Исключение возможно только в том случае, если на него прямо указывается в соответствующих нормах (не исключено, что в каком-нибудь регионе или муниципальном образовании такое необычное правило для нормативных актов может существовать).

З.Официальное опубликование и обнародование - это разные понятия. Официальное опубликование - это юридический акт, момент которого важен для определения того, вступил ли подлежащий официальному опубликованию документ в силу или нет и когда именно вступил/вступит.

4. Официальный текст представляет собой текст, который будет рассматриваться судами и государством как эталонный. В случае необходимости проверить, что написано в нормативном акте, они будут изучать официальный текст.

5. Источник, в котором произошло официальное опубликование, всегда один, а источников, в которых размещенный текст будет считаться официальным, может быть несколько.

6. Поскольку некоторые дефиниции не закреплены, законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании в целях исключения возникающих на практике проблем и спорных ситуаций.

Литература

Абрамова А. И., Рахманина Т. Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект / Журнал российского права. - 1998. - № 10/11. - С. 89-100.

Артамонов А. Н. Опубликование нормативных правовых актов и информационные технологии / Информационное право. - 2008. - № 3. - С. 19-23.

Смышляев С. М. Электронное опубликование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / Интернет и современное общество : тр. XIII Всерос. объединен. конф., 19 - 22 октября 2014 г. СПб., 2014. С. 54-58. Соколов Н.Я., Кармадонов К.С. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие. Москва, 2018.

Червяковский А. В. Электронное опубликование нормативных правовых актов: состояние и перспективы развития / Вестник Омского университета. Сер. : Право. - 2016. - № 4(49). - С. 34-41.

References

Abramova, A. I., Rachmanina, T. N. (1998). Publication of regulatory legal acts: informational and legal aspect. Journal of Russian law, 10/11, 89-100 (in Russian).

Artamonov, A.N. (2008). Publication of regulatory legal acts and information technology. Information law, 3, 19-23 (in Russian).

Chervyakovsky, A.V. (2016). Electronic publication of normative legal acts: state and development prospects. Bulletin of Omsk University. Ser. : Right, 4 (49), 34-41 (in Russian).

Smyshlyaev, S.M. (2014). Electronic publication of normative legal acts of the constituent entities of the Russian Federation. Internet and modern society: tr. XIII All-Russia. united. Conf., 19 - 22 October 2014, Saint Petersburg, 54 -58 (in Russian).

Sokolov, N.Ya., Karmadonov, K.S. (2018). Official publication of normative legal acts: textbook. Moscow (in Russian).

Citation:

Казанцева О.Л. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника российского права// Юрислингвистика. - 2021. - 22. - С. 13-17.

Kazantseva, O.L. (2021). The Procedure for the Official Publishing of Regulatory Legal Acts as a Source of Russian Law. Legal Linguistics, 22, 13-17._

I : ■ EMI This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License

Юрислингвистика

Legal Linguistics, 2021, 22, 1 8-23 doi: https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2203

ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ УДК 347.1, ББК 67.404.01, ГРНТИ 10.27.21, Код ВАК 5.1.1.

О результатах экспертизы нормативных актов регионов Российской Федерации и зарубежных стран по выявлению лучших практик правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта1

Е.Ю. Коваленко1, Н.В. Тыдыкова2, О.А. Шавандина3

Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: 1ekov @mail.ru, 2academnauka@rambler.ru,

3shao07@/ambler. ru

В статье описываются результаты экспертизы нормативных актов 22 регионов России, проведенной авторами в целях выявления лучших практик правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта. Анализ перечисленных нормативных актов показал, что положения о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте нашли отражение через закрепление соответствующих норм в качестве полномочий органов власти субъектов, полномочий органов местного самоуправления, приоритетных направлений поддержки или принципов законодательства, положений о дополнительной поддержке. В некоторых нормативных актах содержатся отдельные статьи или главы, посвященные физическому воспитанию и развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях, а также посвященные адаптивной физической культуре. Наиболее развернуто отражены положения о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте в соответствующих законах города Москвы, республики Саха (Якутия), Свердловской области, Омской области, Новосибирской области. Наименьший объем правовой регламентации исследованный вопрос получил в законе Самарской области. Также в статье приводятся результаты выборочной экспертизы нормативных актов автономных сообществ Испании и нормативных актов некоторых штатов США. По результатам экспертизы сформулированы рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского регионального законодательства в исследованной сфере. В частности, рекомендовано формулировать и закреплять нормы, обусловленные особенностями конкретного региона, включать в текст законов положения о конкретных мерах, в частности о развитии спортивной инфраструктуры, об использовании возможностей института социального партнерства, включать положения, направленные на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и спорту с раннего возраста, толерантному отношению к спортсменам с особенностями здоровья.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, адаптивный спорт, студенческий спорт, региональное законодательство, экспертиза нормативных актов.

On the Results of the Expertise of Normative Acts of the Regions of the Russian Federation and Foreign Countries to Identify the Best Practices of Legal Regulation of Children and Youth,

Student and Adaptive Sports

Kovalenko E. Y., Tydykova N.V., Shavandina O.A.

Altai State University

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00053 А «Правовое

регулирование спортивных отношений в Российской Федерации» / «Acknowledgments: The reported study was funded by

RFBR, project number 20-011-00053 А «Legal regulation of sports relations in the Russian Federation».

61 Lenin St., 656049, Barnaul, Russia. E-mail: 1ekov @mail.ru; 2academnauka@rambler.ru,

3shao07@rambler. ru

The article describes the results of the expertise of normative acts of 22 regions of Russia, carried out by the authors in order to identify the best practices of legal regulation of children and youth, student and adaptive sports. The analysis of the listed normative acts has showed that the provisions on youth, student and adaptive sports were reflected through the consolidation of the relevant norms as the powers of the authorities of the subjects, the powers of local governments, priority areas of support or principles of legislation, provisions on additional support. Some normative acts contain separate articles or chapters devoted to physical education and the development of physical culture and sports in educational organizations, as well as devoted to adaptive physical culture. The provisions on children and youth, student and adaptive sports are most extensively reflected in the corresponding laws of the city of Moscow, the Republic of Sakha (Yakutia), Sverdlovsk Oblast, Omsk Oblast, Novosibirsk Oblast. The studied issue has received the smallest amount of legal regulation in the law of Samara Oblast. The article also provides the results of a selective expertise of the regulations of the autonomous communities of Spain and the regulations of some US states. Based on the results of the expertise, recommendations have been formulated for the further improvement of the Russian regional legislation in the studied field. In particular, it has been recommended to formulate and consolidate the norms determined by the characteristics of a particular region, to include them in the text of law provisions on specific measures, in particular, on the development of sports infrastructure, using the possibilities of the institution of social partnership, to include provisions aimed at creating a positive attitude towards a healthy lifestyle and sports from an early age, tolerant attitude towards physically impaired athletes.

Key words: youth sports, adaptive sports, student sports, regional legislation, expertise of normative acts.

Статья 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ одним из принципов законодательства о физической культуре и спорте называет содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта. Адаптивной физической культуре и спорту инвалидов в последние время в РФ уделяется все больше внимания, в вышеназванном законе статья 31 содержит соответствующие положения. Практическую реализацию заявленные положения должны получать, в том числе, на региональном уровне. Однако в литературе отмечается, что не во всех регионах данное направление развивается на достаточном уровне, в некоторых регионах ощущается недостаточность спортивных объектов, обеспеченных инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями здоровья, а отсутствие специально оборудованных спортивных сооружений не позволяет проводить полноценные тренировочные занятия и соревнования для инвалидов [Блажеев и др. 2016]. Аналогичные проблемы выявляются и в ходе исследований проблем развития детско-юношеского и студенческого спорта в регионах России [Бобровский 2017; Квашук, Грачев, Маслова 2011; Двейрина, Терехина, Винер-Усманова 2020]. Также ранее проведенный анализ регионального законодательства о физической культуре и спорте в РФ показал ряд проблем технико-юридического характера [Коваленко, Тыдыкова, Шавандина 2020].

Для оценки уровня правовой регламентации заявленных вопросов в региональном законодательстве нами была проведена выборочная экспертиза следующих нормативных актов регионов РФ: Закон Алтайского края от 11 сентября 2008 г. N 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае»; Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 81 -РЗ «О физической культуре и спорте в Республике Алтай»; Закон Новосибирской области от 04 декабря 2008 года N 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области»; Закон Кемеровской области от 25 апреля 2008 года N 30-ОЗ «О физической культуре и спорте»; Закон Томской области от 7 июня 2010 года № 94-ОЗ «О физической культуре и спорте в Томской области»; Закон Омской области от 24 июля 2008 года N 1070-ОЗ «О физической культуре и спорте в Омской области»; Закон Красноярского края от 21 декабря 2010 года N 11-5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае»; Закон Свердловской области от 16 июля 2012 года N 70-ОЗ «О физической культуре и спорте в Свердловской области»; Закон Московской области от 27 декабря 2008 года N 226/2008-ОЗ «О физической культуре и спорте в Московской области»; Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве»; Закон Ленинградской области от 30 декабря 2009 г. № 118-ОЗ «О физической культуре и спорте в Ленинградской области»; Закон Краснодарского края от 10 мая 2011 года N 2223-КЗ «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае»; Закон Еврейской Автономной области от 30 марта 2020 года N 537-ОЗ «Об отдельных вопросах в области физической культуры и спорта в Еврейской автономной области»; Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 696-З N 327ЧУ «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)»; Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ «О физической культуре и спорте»; Закон Самарской области от 8 декабря 2014 года N 123-ГД «О физической культуре и спорте в Самарской области»; Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года N 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан»; Закон Ростовской Области от 29 июля 2009 года N 263-ЗС «О физической культуре и спорте в Ростовской области»; Закон Челябинской Области от 12 ноября 2008 года N 320-ЗО «О физической культуре и спорте в Челябинской области»; Закон Ставропольского Края от 23 июня 2016 года N 59-кз «О физической культуре и спорте в Ставропольском крае»; Закон Республики Дагестан от 2 февраля 2010 года N 5 «О физической культуре и спорте в Республике Дагестан»; Закон Воронежской Области от 2 июля 2008 года N 57-ОЗ «О физической культуре и спорте в Воронежской области».

Анализ перечисленных нормативных актов показал, что положения о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте нашли отражение через закрепление соответствующих норм в различном качестве.

1) Полномочий органов власти субъектов:

- ст. 4 Закона Алтайского края к полномочиям Правительства Алтайского края в области физической культуры и спорта относит участие в подготовке программ развития видов спорта в РФ в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд и спортивного резерва для спортивных сборных команд Алтайского края; реализацию мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

Юрислингвистика

20

- ст. 6 Закона Новосибирской области к полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере физической культуры и спорта относит развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд и спортивного резерва для спортивных сборных команд Новосибирской области.

Аналогичные положения содержатся в Законах: Республики Алтай, Кемеровской области, Томской области, Омской области, Свердловской области, Московской области, Ленинградской области, города Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Еврейского автономного округа, республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ростовской области, Челябинской области, Ставропольского края, Республики Дагестан, Воронежской области.

2) Полномочий органов местного самоуправления:

- ст. 5 Закона Алтайского края к полномочиям органов местного самоуправления Алтайского края в области физической культуры и спорта относит развитие детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований; содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

- ст. 5 Закона Свердловской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере физической культуры и спорта, в частности, относит развитие детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований; содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Аналогичные положения содержатся в законах: города Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан.

3) Приоритетных направлений поддержки, принципов:

- ст. 6 Закона Алтайского края приоритетными направлениями государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Алтайском крае называет физкультурно-оздоровительную работу с различными категориями населения Алтайского края, в том числе с детьми и подростками, обучающимися в образовательных организациях, инвалидами, развитие детско-юношеского спорта;

- ст. 2 Закона Кемеровской области одним из принципов осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта в Кемеровской области называет развитие детско-юношеского спорта.

Аналогичные положения содержатся в законах: Новосибирской области, Свердловской области, города Москвы, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Ростовской области, Ставропольского края, Республики Дагестан, Воронежской области.

4) Отдельных статей, посвященных физическому воспитанию и развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях:

- ст. 10 Закона Алтайского края задачами физического воспитания в образовательных организациях всех типов называет сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, учащихся и студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни. Закрепляет, что физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий по физической культуре, а также дополнительных внеклассных и внешкольных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Содержит положение о том, что образовательные организации с учетом местных условий и интересов учащихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности;

- ст. 10 Закона Новосибирской области содержит положение о том, что образовательные организации Новосибирской области с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: проведение обязательных занятий; обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием; формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физическому воспитанию; проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта; участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях;

- ст. 13 Закона Свердловской области содержит положения, аналогичные вышеприведенным, а также закрепляет, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, в соответствии с федеральным законом могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами.

Отдельно содержатся положения об адаптивной физической культуре обучающихся.

Аналогичные положения содержатся в Законах: Томской области, республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ставропольского Края, Республики Дагестан.

5) Отдельных статей, посвященных адаптивной физической культуре:

- ст. 13 Закона Томской области закрепляет, что физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты населения и физкультурно-спортивными организациями в рамках реабилитации инвалидов (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) на основе профессиональной подготовки социальных работников, специалистов по адаптивной физической культуре, методического, медицинского обеспечения и под врачебным контролем. Для развития физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта предложены следующие меры: создание соответствующих условий для беспрепятственного доступа к спортивным сооружениям и занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; оснащение спортивных сооружений специализированным инвентарем и оборудованием для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка и издание специализированных методик и программ физкультурно-

Юрислингвистика, 2021, 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.