Научная статья на тему 'О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
644
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИМ СПОРТОМ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / МИССИЯ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / СИСТЕМА / MANAGEMENT MODEL FOR CHILDREN AND YOUTH SPORTS / CONTRADICTIONS / SCHOOL SPORTS / STUDENT SPORTS / MISSION / SPORTS RESERVE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Двейрина О. А., Терехина Р. Н., Винер-усманова И. А.

Президент нашей страны назвал здоровье нации важнейшей задачей государства. Физическая культура и спорт - основной инструмент для достижения этих целей. Взрослые вырастают из детей. Поэтому все дети должны заниматься физической культурой и спортом - дошкольники, школьники и студенты. Для этого должны быть созданы условия во всех регионах России. Во всех школах должны быть спортивные секции. Наша страна большая - у нас много талантливых детей! И мы должны обеспечить поиск талантливых детей в школах. Такие известные гимнастки как Алина Кабаева, Ирина Чащина и многие другие вышли на мировую спортивную арену из школьных секций. Спорт должен развиваться во всех организациях, где работают с детьми, независимо от ведомственной принадлежности. А сейчас система детско-юношеского спорта разрушена. Ее надо срочно восстанавливать. Мы теряем здоровых детей и потенциальных чемпионов. Статья посвящена поиску эффективных механизмов развития детско-юношеского спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Двейрина О. А., Терехина Р. Н., Винер-усманова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The President of our country called the health of the nation the most important task of the state. Physical culture and sports are the main tools for achieving these goals. Adults grow out of children. Therefore, all children should engage in physical culture and sports - preschoolers, schoolchildren and students. For this, conditions must be created in all regions of Russia. All schools should have sports sections. Our country is big - we have many talented children! And we must ensure the search for talented children in schools. Such famous gymnasts as Alina Kabaeva, Irina Chashchina and many others entered the world sports arena from school sections. Sport should be developed in all organizations that work with children, regardless of departmental affiliation. And now the system of children and youth sports has been destroyed. It urgently needs to be restored. We are losing healthy children and potential champions. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the development of children and youth sports.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК796.01

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольга Анатольевна Двейрина, доктор педагогических наук, профессор, Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Президент нашей страны назвал здоровье нации важнейшей задачей государства. Физическая культура и спорт - основной инструмент для достижения этих целей. Взрослые вырастают из детей. Поэтому все дети должны заниматься физической культурой и спортом - дошкольники, школьники и студенты. Для этого должны быть созданы условия во всех регионах России. Во всех школах должны быть спортивные секции. Наша страна большая - у нас много талантливых детей! И мы должны обеспечить поиск талантливых детей в школах. Такие известные гимнастки как Алина Кабаева, Ирина Чащина и многие другие вышли на мировую спортивную арену из школьных секций. Спорт должен развиваться во всех организациях, где работают с детьми, независимо от ведомственной принадлежности. А сейчас система детско-юношеского спорта разрушена. Ее надо срочно восстанавливать. Мы теряем здоровых детей и потенциальных чемпионов. Статья посвящена поиску эффективных механизмов развития детско-юношеского спорта.

Ключевые слова: модель управления детско-юношеским спортом; противоречия; школьный спорт; студенческий спорт; миссия; спортивный резерв; система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p77-84

ON THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Olga Anatolyevna Dveyrina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Irina Aleksan-drovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Trainer of Russia, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The President of our country called the health of the nation the most important task of the state. Physical culture and sports are the main tools for achieving these goals. Adults grow out of children. Therefore, all children should engage in physical culture and sports - preschoolers, schoolchildren and students. For this, conditions must be created in all regions of Russia. All schools should have sports sections. Our country is big - we have many talented children! And we must ensure the search for talented children in schools. Such famous gymnasts as Alina Kabaeva, Irina Chashchina and many others entered the world sports arena from school sections. Sport should be developed in all organizations that work with children, regardless of departmental affiliation. And now the system of children and youth sports has been destroyed. It urgently needs to be restored. We are losing healthy children and potential champions. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the development of children and youth sports.

Keywords: management model for children and youth sports; contradictions; school sports; student sports; mission; sports reserve; system.

Совершенствование модели управления детско-юношеским спортом - это процесс, который требует оценки не только нынешнего состояния, но и действий, которые к нему привели. И поиска способов устранения противоречий, мешающих развитию. При этом важно понимать, что развитие - это не просто изменение форм и функций системы, а изменения, способствующие повышению ее эффективности. И для этого необходим науч-

ный подход, правильная методология, то есть применение такой совокупности методов научного познания, которая обеспечит достоверность получаемых результатов. Например, аналогия - метод научного познания, позволяющий, основываясь на сходстве объектов в каких-либо признаках, сделать вывод об их сходстве и в других признаках. В случае проблем управления детско-юношеским спортом применение этого метода дает основание вспомнить одно из ключевых понятий теории и практики спорта - интегральную подготовку, как процесс согласования всех элементов системы подготовки. И любой тренер-преподаватель знает, что улучшение какого-либо одного показателя подготовленности спортсмена в отрыве от остальных его показателей, приведет к ошибкам в соревновательной деятельности. Это очевидные для нас вещи. В качестве системы можно рассматривать и спортсмена, и спортивную команду, и вид спорта, и детско-юношеский спорт в том числе. Поэтому, прежде чем вносить изменения в систему детско-юношеского спорта, надо прислушаться к практикам - тренерам-преподавателям, которые владеют инструментом интеграции на уровне управления подготовленностью спортсмена. А затем, применяя научные методы, распространять этот эффективный инструментарий на управление системами других уровней. Общенаучные принципы функционирования справедливы для всех систем, независимо от их уровня. Вместе с тем, изменения состояния детско-юношеского спорта в нашей стране вызывают предположение о том, что многие из них основывались только на применении «абстрагирования» - универсального, но не обеспечивающего достоверность в отрыве от других, метода, который характеризуется тем, что во внимание принимаются только интересующие свойства и признаки, остальные не берутся в расчет. Именно это привело к возникновению противоречий, которые вынесены на сегодняшнее обсуждение.

Теория физической культуры, теория спорта, как и остальные науки, имеют свой понятийный аппарат, позволяющий одинаково понимать те или иные профессиональные термины. Это необходимое условие для эффективного обмена информацией и развития науки и практики физической культуры и спорта. Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам физической культуры, состоявшаяся в Москве в мае 1986 года способствовала глубокому рассмотрению сущности физической культуры и формированию её теории и терминологии с общефилософских, культурологических, социологических, эстетических, логико-методологических позиций. Поэтому нельзя заменять отдельные термины без соотнесения с системой, элементом которой они являются. В космической отрасли разве такое допустимо? Использование в документах стратегического планирования, нормативных правовых актах, а, следовательно, и в практике, терминов и понятий, не имеющих места в научно обоснованной системе, не так безвредно, как кажется. Необоснованные понятия закладывают системные ошибки в практику их применения. Возможно пришло время провести отдельную научно-практическую конференцию, посвященную обсуждению проблемы понятийного аппарата федерального законодательства в части его приведения в соответствие с научно обоснованными представлениями о физической культуре, и путях ее формирования в рамках физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации, об особенностях организационных форм направленного использования средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности и многое другое. Сегодня есть возможность обратить внимание только на некоторые из этих понятий. Если речь идет о процессе, который классифицируется как «спорт», то, независимо от атрибутов категории занимающихся (возраст, статус, состояние здоровья), цель может быть только одна - достижение наивысших для каждого спортсмена результатов, а процесс должен включать две позиции: 1 - соревнования; 2 - специальная подготовка к ним. Без системы соревнований и целенаправленной подготовки к каждому соревнованию — это не может называться «спорт».

Видение детско-юношеского спорта как системы основывается на том, что все дети и юноши страны имеют право войти, при наличии способностей и желания, в спортивный резерв спортивных сборных команд - потенциальный, ближайший, действующий.

Основополагающий принцип детско-юношеского спорта - формирование здорового подрастающего поколения путем вовлечения в детско-юношеский спорт, и сопровождения, обеспечивающих условия для самореализации всех детей и юношей в соответствии с их возможностями, и приобретающих специфику в случае потребности в создании дополнительных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. И, наряду с остальными основными принципами законодательства о физической культуре и спорте, принцип содействия развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры.

Миссия детско-юношеского спорта - обеспечение конституционных прав граждан на всестороннее развитие подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Система подготовки спортивного резерва была сформирована давно. За прошедшие 10 лет она была изменена - за рамки системы выведена большая часть подрастающего поколения, в федеральном законодательстве появились понятия: детско-юношеский спорт, школьный спорт, студенческий спорт, охватывающие подрастающее поколение в возрасте до 22 лет. И сейчас спортивный резерв — это не все дети и юноши, занимающиеся спортом, а только лица, проходящие спортивную подготовку. Необходимо приведение системы детско-юношеского спорта в соответствие с его миссией, в том числе:

1. Объединение всего подрастающего поколения под эгидой детско-юношеского спорта, обладающего воспитательной, образовательной и развивающей функциями;

2. Внедрение системы спортивной ориентации (ориентации на вид спорта) и отбора - проведение мероприятий в объеме, адекватном виду резерва;

3. Сопровождение всех детей и юношей в соответствии с их способностями и желанием развиваться в виде спорта.

Есть ряд основных противоречий, мешающих развитию детско-юношеского спорта.

Первое противоречие - отсутствие гармонизации между национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства о физической культуре и спорте и нормами законодательства, в части определения целого ряда понятий. Они не составляют единой системы, раздроблены по видам организаций, относящихся к ведению различных министерств. В результате: численность детей и подростков до 18 лет - увеличилась; численность занимающихся физической культурой и спортом в абсолютных показателях - увеличилась, а в относительных - уменьшилась с 35 до 30%. И это -при значительно снизившихся нормативах систематически занимающихся; уменьшилось число организаций, обеспечивающих вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом. Необходимо обеспечить наполнение законодательства научно обоснованными нормами и привести понятийный аппарат в соответствие с национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства о физической культуре и спорте.

Второе противоречие - несоответствие личностных интересов подрастающего поколения и доступных возможностей для занятий спортом, которые, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам детей и юношей, и не соответствуют их ритму жизни. Это противоречие иллюстрируют: и анализ условий для занятий, и нормы недельной двигательной активности, явно недостаточные для получения оздоровительного и развивающего эффекта от занятий физической культурой и спортом. Для приведения

в соответствие с национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства необходимо ввести соответствующие нормы в части материально-технической обеспеченности, и механизмы определения систематически занимающихся, гарантирующие оздоровительный и развивающий эффект от занятий физической культурой и спортом.

Третье противоречие - несоответствие задачи по вовлечению в систематические занятия спортом и механизмов, позволяющих сочетать это с основными видами деятельности подрастающего поколения с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов. В качестве иллюстрации представлены данные формы статистического учета 5-ФК за последние пять лет (https://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452). Форма 5-ФК не содержит информации, достаточной для анализа сохранности контингента, как инструмента прогнозирования, но дает представление о тенденции к значительному снижению численности спортсменов, переходящих на следующий этап спортивной подготовки. К низкой сохранности контингента приводит комплекс причин. Но в качестве основной причины такого нерационального расходования человеческих и финансовых ресурсов, можно назвать отсутствие системной работы по спортивной ориентации и отбору, а также учету лиц, принявших участие в соответствующих мероприятиях. Научно обоснованная система ориентации и отбора есть, а механизмы ее использования не регламентированы [1]. Необходимо внедрение системы спортивной ориентации и отбора в подготовку спортивного резерва, в том числе, в дополнительное образование детей - в объеме комплекса мероприятий спортивной ориентации, а в спортивную подготовку - весь комплекс мероприятий спортивной ориентации и отбора.

Четвертое противоречие - несоответствие численности детей и юношей, фактически вовлеченных в занятия спортом и показателей статистического и иных видов учета количества участников соревнований в сфере детско-юношеского, школьного и студенческого спорта. Противоречивость возрастных границ для детско-юношеского спорта ведет к невозможности корректного учета лиц, им занимающихся. В результате того, что студенческий и школьный спорт нормативно и организационно не входят в состав детско-юношеского, имеет место многократный учёт лиц, совмещающих занятия спортом в школах или вузах с занятиями в спортивных школах или организациях дополнительного образования. Отсутствует единая федеральная цифровая система учета занимающихся спортом в детском и юношеском возрасте, их достижений, состояния здоровья и т.д., а также орган государственной власти, который координировал бы работу по такому учету. При этом ряд лиц, занимающихся вне существующей системы спортивных школ, спортивных команд и секций школ и вузов, фактически остаются неучтенным. Таким образом, надлежащая система учета не сформирована, что влияет на достоверность показателя численности детей и юношей, систематически занимающихся спортом. Необходима детализация этого показателя и организация достоверного учета. Для устранения этого противоречия предлагается обеспечить разработку системы сквозной статистической идентификации и учета каждого участника детско-юношеского спорта, по признаку их принадлежности к организации, которая обеспечивает вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом: в физкультурно-спортивных организациях, в организациях общего образования, в организациях дополнительного образования, в организациях профессионального образования.

Пятое противоречие - отсутствие системы подготовки спортивного резерва по научно обоснованным программам. Системной ошибкой, вызвавшей данное противоречие, можно считать ряд решений и действий по наполнению федерального законодательства, приводящих к деградации системы детско-юношеского спорта, ее частичному или полному разрушению. К числу норм, не соответствующих научно обоснованному представлению, в первую очередь, надо отнести определение самого понятия «спортивная

подготовка». Видно, что в научно обоснованном определении есть все компоненты спортивной подготовки, кроме «антидопингового обеспечения», потому что оно обеспечивается соблюдением всех остальных компонентов. А в определении 15.1 статьи 2 329-ФЗ отсутствуют семь из девяти компонентов [2]. И даже если при составлении программ проводится их научное обоснование, то вопрос не к науке, а к тому понятию, которое дано в качестве модели. Пути устранения противоречия - это изменения в федеральном законодательстве в части внесения научно обоснованных понятий: подготовка спортивного резерва (подготовка спортсмена) - многосторонний педагогический процесс формирования физической культуры личности спортсмена, позволяющий обеспечить необходимую степень готовности к соревновательной деятельности лицам, занимающимся избранным видом(ми) спорта, включающий в себя: тренировочную и соревновательную деятельность; восстановление организма спортсмена после нагрузок; спортивную ориентацию и отбор; организацию общего режима жизнедеятельности спортсмена в соответствии с условиями спортивной деятельности; внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена; самостоятельную работу спортсмена; информационное, материально-техническое, медико-биологическое, научно-методическое и антидопинговое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности и восстановления; программа подготовки спортивного резерва - официальный документ, разработанный и реализуемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, который устанавливает цели, задачи, мероприятия и целевые показатели формирования физической культуры личности спортсмена, позволяющий обеспечить необходимую степень готовности к соревновательной деятельности лицам, занимающимся избранным видом(ми) спорта, регламентирующий: тренировочную и соревновательную деятельность; восстановление организма спортсмена после нагрузок; спортивную ориентацию и отбор; организацию общего режима жизнедеятельности спортсмена в соответствии с условиями спортивной деятельности; внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена; самостоятельную работу спортсмена; информационное, материально-техническое, медико-биологическое, научно-методическое и антидопинговое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности и восстановления. И для каждого вида резерва установить определенный уровень сложности программы: для потенциального - минимальный, для ближайшего - выше, для действующего - максимальный.

Шестое противоречие - потенциал детско-юношеского спорта и отсутствие в организациях общего и профессионального образования единого стандарта функционирования системы школьного и студенческого спорта. Есть ряд объективных причин, не позволяющих в настоящий момент школьному и студенческому спортивному движению стать фундаментом в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения и подготовки спортивного резерва. Это: и несовершенство нормативно-правовой законодательной базы развития школьного и студенческого спорта; и децентрализация системы управления и развития; и низкий уровень обеспеченности инвентарём и оборудованием; и отсутствие нормативно-правого механизма участия школьных и студенческих сборных команд во всероссийских и международных соревнованиях. Необходимо внесение изменений, обеспечивающих развитие школьного и студенческого спорта в рамках детско-юношеского, включая вопросы планомерного бюджетного финансирования, статуса и деятельности школьных и студенческих сборных команд, усиления роли спорта как неотъемлемой части системы образования.

Седьмое противоречие - ведущая роль тренера-преподавателя в воспитании личности человека, его социально-значимых личностных качеств, осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, то есть, в формировании его культуры - общей и физической, и действующий статус тренера. Эта проблема уже давно

обсуждается профессиональным сообществом. Необходимо вернуть в практику спорта тренера-преподавателя, как универсального специалиста, который выполняет воспитательную, образовательную и развивающую функции как целевые и в образовании, и в спорте, и обеспечивает решение задач государственной важности. Важно принять профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель», и вернуть специалистам тот статус, которого они достойны.

Восьмое противоречие - основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, декларирующие социальную и образовательную функции спорта и отрицательная динамика уровня кадрового обеспечения. Системной ошибкой, вызвавшей данное противоречие, можно считать ряд решений и действий, в числе которых переход на болонскую систему. При достаточно однородных цифрах, характеризующих общую численность выпускников, катастрофическими выглядят цифры, характеризующие обеспеченность кадрами седьмого уровня квалификации. В последний выпуск по программе специалитета в 2012 году кадров седьмого уровня квалификации было 5742 человека. Через четыре года их стало 928 человек. В числе этих 928 человек, есть и те, кто поступил в магистратуру, не имея базового образования в области физической культуры и спорта. Это законом разрешено. То есть, фактический уровень квалификации таких выпускников ниже, чем у выпускников бакалавриата. Усугубляет проблему низкого уровня кадрового обеспечения отсутствие в штате общеобразовательных школ и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, высоко значимой на современном этапе профессии «Тренер-преподаватель». Надо срочно урегулировать вопросы профессионального статуса и функционала тренера-преподавателя, и ввести его в штат общеобразовательных школ и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для преодоления отрицательной динамики уровня кадрового обеспечения необходим возврат системы подготовки кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта по программе специали-тета с присвоением квалификации «Тренер-преподаватель».

Девятое противоречие - несоответствие условий, вызванных форс-мажорными ситуациями, нетипичными для обычного функционирования общества, в которых приходится реализовывать национальные цели и стратегические задачи, и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области детско-юношеского спорта. В условиях пандемии явно проявилось несколько системных несоответствий, в том числе: первое -возрастные категории, используемые в нормативных правовых актах, регулирующих детско-юношеский спорт со стороны разных федеральных органов исполнительной власти; второе - регламент проведения соревнований в помещениях, используемый в нормативных правовых актах, регулирующих различные виды детско-юношеского спорта, в том числе, со стороны разных федеральных органов исполнительной власти. Необходимо введение норм и регламентов, пригодных для использования, в том числе, в нетипичных для обычного функционирования общества условиях. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать задачи Концепции развития детско-юношеского спорта - как системы путей реализации его миссии: правовой блок: 1. Обеспечение условий для защиты и охраны прав и законных интересов детей, юношей, тренеров-преподавателей и иных специалистов, позволяющих выполнять обязанности и использовать предоставленные права для достижения цели детско-юношеского спорта (правовые гарантии); нормативный блок: 2. Обеспечение условий для подготовки спортивного резерва по видам спорта, как многостороннего педагогического процесса, в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в том числе, для использования в нетипичных для обычного функционирования общества ситуациях; 3. Согласование подходов к государственным стандартам в спортивной подготовке, дошкольном, школьном и профессиональном образовании, к оздоровительным и спортивным мероприятиям с детьми и юношами, проводимым организациями, общественными объединениями и учреждениями; 4. Обеспечение расширения информацион-

ного пространства, обмена опытом работы по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса; социальный блок: 5. Создание оснований для поддержки предприятий и организаций всех форм собственности, обеспечивающих условия для занятий спортом детей и юношей; 6. Создание условий для расширения межгосударственного пространства для проведения спортивно-массовых мероприятий среди детей и юношей; кадровый блок: 7. Обеспечение условий для подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации тренерско-преподавательских, медицинских кадров, работающих в этой сфере.

Предлагается модель системы детско-юношеского спорта, которая может стать основанием для совершенствования модели управления. «Детско-юношеский спорт» - это элемент системы физической культуры и спорта, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом лиц возраста до 21 года включительно, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных, для всестороннего духовно-нравственного и физического развития, спортивного совершенствования и воспитания граждан страны, формирования идеологии активного образа жизни как основы гармоничного развития личности и устойчивого развития общества, укрепления авторитета государства на международной арене.

«Школьный спорт» - элемент системы детско-юношеского спорта Российской Федерации, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, занимающихся спортом в образовательных организациях общего образования, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, обучающиеся в образовательных организациях общего образования, являются основными участниками в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов "Готов к труду и обороне".

«Внешкольный спорт» - элемент системы детско-юношеского спорта Российской Федерации, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, занимающихся спортом в организациях дополнительного образования, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, обучающиеся в организациях дополнительного образования, являются основными участниками в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов "Готов к труду и обороне".

«Студенческий спорт» - элемент системы детско-юношеского спорта Российской Федерации, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, занимающихся спортом в организациях профессионального образования, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, обучающиеся в организациях профессионального образования, являются основными участниками в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов "Готов к труду и обороне".

«"Минспортовский" спорт» - элемент системы детско-юношеского спорта Российской Федерации, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, занимающихся спортом в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, занимающихся спортом в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России, являются основными участниками в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне».

Предлагаются четыре подсистемы (или элемента) системы детско-юношеского спорта: школьный спорт, внешкольный спорт, студенческий спорт, "Минспортовский" спорт. В качестве инструмента управления - Единая системы учета спортивных результа-

тов участников детско-юношеского спорта - как часть единой цифровой платформы «Физическая культура и спорт». В целях минимизации затрат на ее разработку и внедрение, целесообразно рассмотреть вариант адаптации технического решения информационной платформы «ФИС ГИА и приема». Данный инструмент управления и контроля внедрен в практику образования несколько лет назад, и показал высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Определение численности спортсменов потенциального, ближайшего и действующего резерва как один из способов управления подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 17-26.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 10.08.2020).

REFERENCES

1. Bakulev, S.E. and Dveyrina O.A. (2017), "Determination of the number of athletes of the potential, the nearest and the current reserve as one of the ways to manage the training of sports teams of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 17-26.

2. State Duma of the Russian Federation (2007), "On physical culture and sports in the Russian Federation", Federal Law of 04.12.2007 N 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date accessed: 08/10/2020).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.08.2020

УДК 796.012.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - СИЛА, СТУДЕНТОК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ

КОМПЛЕКСЕ

Владислав Иванович Дубатовкин, старший преподаватель, Сергей Юрьевич Никит-ченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Николай Александрович Федяев, кандидат педагогических наук, доцент, Исмаил Саид-Хасанович Мусаев, старший преподаватель, Иван Александрович Солодухин, преподаватель, Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования подготовки к физической нагрузке, а также совершенствование силовой подготовки студентов экономического факультета первого, второго и третьего года обучения. Исследования направлены на выявление динамики роста физического качества - сила, с помощью контрольных тестов, зачётных и промежуточных нормативов. Результаты проведенного исследования позволили сформировать основные направления совершенствования учебного процесса по физической культуре в вузе студентов экономического профиля.

Ключевые слова: контрольные нормативы, психофизическое качество, сила, совершенствование, студент, экономист, экспериментальная группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p84-90

IMPROVEMENT OF PHYSICAL QUALITIES - STRENGTH, OF STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE IN AGRICULTURAL COMPLEX

Vladislav Ivanovich Dubatovkin, the senior teacher, Sergey Yurievich Nikitchenko, the candidate of agricultural sciences, senior teacher, Nikolay Aleksandrovich Fedyaev, the candidate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.