Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

Настоящая статья посвящена исследованию действующего законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта на предмет его актуальности и соответствия его положений фактически сложившимся правоотношениям в данной области и практике его применения. В рамках данного исследования проводится анализ действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», анализ подходов к законодательному регулированию сферы физической культуры и спорта в зарубежных странах, актов саморегулирования спортивных организаций, позиций экспертного сообщества, а также вырабатываются научно-обоснованные предложения по актуализации структуры и содержания законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Для целей обоснования предложений изучен и использован опыт ряда государств, среди которых Франция, Испания, Бразилия, Китай. Сформулированы выводы относительно необходимости принятия закона о спорте в новой редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE CURRENT FEDERAL LAW ON PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the analysis of the current legislation of the Russian Federation in the field of physical education and sports for its relevance and compliance of its provisions with the actual legal relations in this field and the practice of its application. This study analyzes the current Federal law «On physical education and sport in the Russian Federation», analyzes approaches to legislative regulation of the sphere of physical education and sports in foreign countries, acts of self-regulation of sports organizations, positions of the expert community, as well as scientifically-based proposals for updating the structure and content of the legislation of the Russian Federation in the field of physical education and sports. The experience of a number of countries, including France, Spain, Brazil, and China, has been studied and used to substantiate the proposals. Conclusions are formulated regarding the need to adopt a new Federal Act in the field of physical education and sports.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОГАЧЕВ Денис Игоревич,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: sportslaw@mail.ru;

РЕДЬКИНА Алена Игоревна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры спортивного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: juriste.ap@gmail.com

Статья подготовлена в рамках проведения научно-исследовательской работы по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по комплексному совершенствованию законодательства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации».

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию действующего законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта на предмет его актуальности и соответствия его положений фактически сложившимся правоотношениям в данной области и практике его применения. В рамках данного исследования проводится анализ действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», анализ подходов к законодательному регулированию сферы физической культуры и спорта в зарубежных странах, актов саморегулирования спортивных организаций, позиций экспертного сообщества, а также вырабатываются научно-обоснованные предложения по актуализации структуры и содержания законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Для целей обоснования предложений изучен и использован опыт ряда государств, среди которых Франция, Испания, Бразилия, Китай. Сформулированы выводы относительно необходимости принятия закона о спорте в новой редакции.

Abstract: This article is devoted to the analysis of the current legislation of the Russian Federation in the field of physical education and sports for its relevance and compliance of its provisions with the actual legal relations in this field and the practice of its application. This study analyzes the current Federal law «On physical education and sport in the Russian Federation», analyzes approaches to legislative regulation of the sphere of physical education and sports in foreign countries, acts of self-regulation of sports organizations, positions of the expert community, as well as scientifically-based proposals for updating the structure and content of the legislation of the Russian Federation in the field of physical education and sports. The experience of a number of countries, including France, Spain, Brazil, and China, has been studied and used to substantiate the proposals. Conclusions are formulated regarding the need to adopt a new Federal Act in the field of physical education and sports.

Ключевые слова: спорт, законодательство, спортивное право, физическая культура.

Keywords: sport, legislation, sports law, physical education.

1. Введение

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации (Конституция) человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом в соответствии со статьей 41 Конституции поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Эффективная реализация конституционных норм напрямую зависит от качества законодательства о физической культуре и спорте.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании[2] Федеральному собранию Российской Федерации в январе 2020 года отметил, что впервые в истории в 2019 году ожидаемая продолжительность жизни в России превысила 73 года. Это результат не только социальных, экономических изменений в стране, улучшения качества жизни населения, но и развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни и занятия физической культурой.

Развитие массового спорта и пропаганда здорового образа жизни были выбраны одними из основных направлений Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.

№ 302[3], Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р[4], а также Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30[5].

При этом реализация стратегических задач в сфере физической культуры и спорта находится в прямой взаимосвязи с базовым законом, регулирующим данные правоотношения -Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»^] (далее также - Действующий Закон о спорте).

Действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ был принят в 2007 году. При этом по прошествии почти 13 лет можно констатировать, что закон доказал свою эффективность в отдельных аспектах, однако в некоторых утратил свою актуальность и не отвечает реалиям, которые складываются в спортивной действительности.

С момента принятия Действующего Закона о спорте появилось множество вызовов профессиональному и массово-

му спорту, спорту высших достижений, как на национальном, так и на международном уровне, которые оказывают существенное воздействие на изменение правоотношений, возникающих в области физической культуры и спорта.

Кроме того, спортивные правоотношения подвержены изменениям, которые диктуют наднациональные и национальные спортивные организации. Международные спортивные организации в целях урегулирования возникающих общественных отношений, связанных с подготовкой и участием в соревнованиях, их организацией, проведением и др., устанавливают и актуализируют (обновляют) нормы саморегулирования, позволяющие идти в ногу с изменяющимися отношениями между субъектами спорта, а национальные спортивные организации имплементирует их на соответствующем уровне.

Дополнительным фактором динамики развития спортивных отношений является коммерциализация спорта, который на сегодняшний день стал частью экономических отношений. Коммерческий интерес субъектов профессионального спорта весьма поверхностно отражен в действующем законодательстве в области физической культуры и спорта. При этом с точки зрения экспертов именно данная составляющая должна стать фундаментом в регулировании профессионального спорта, как огромного пласта спортивных отношений.

Проблематика высокого темпа изменения общественных отношений в области физической культуры и спорта неизбежно приводит к необходимости доработки регулирующей ее законодательной базы. В этой связи с момента принятия Действующего Закона о спорте насчитывается более 50-ти федеральных законов, вносящих в него изменения, что делает указанный нормативно-правовой акт «громоздким» и, в свою очередь, свидетельствует о недостаточном уровне его правовой «гибкости» и полноте охвата эффективным регулированием соответствующей сферы.

Таким образом, Действующий Закон о спорте на данный момент представляет собой акт с многократным количеством редакций, нередко имеющих синтетическое свойство, так как его изначальная структура не предполагала столь интенсивное расширение предметной области регулирования. Это, а также существенный блок нерешенных на настоящий момент вопросов, порождает необходимость качественно нового федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации, который бы устранил имеющиеся недостатки и упорядочил включенные в действующий Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» нововведения.

Проблематика актуальности действующего законодательства в области физической культуры и спорта не осталась без внимания со стороны государства. Президент Российской Федерации В.В. Путин по итогам заседания Совета при Прези-

денте по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 года, поручил рассмотреть вопрос подготовки новой редакции Федерального закона в области физической культуры и спорта[7].

Кроме того, в экспертном сообществе также все чаще высказываются предложения о необходимости актуализации и кардинального пересмотра структуры и содержания Действующего Закона о спорте.

Так, например, специалистами в области физической культуры и спорта и кафедрой спортивного права МГЮУ им. О.Е. Кутафина, в частности, справедливо высказывается мнение о том, что требуется глобальная работа по системному совершенствованию Действующего Закона о спорте и внесению кардинальных изменений в частности, связанных с существенным изменением его структуры, оптимизацией деятельности государственных органов в области спорта, установлением нормативного регулирования деятельности отдельных субъектов спорта, принципов спортивной подготовки, совершенствованием порядка разрешения споров, применения мер спортивной ответственности и др.

Необходимость совершенствования российского законодательства в области физической культуры и спорта безусловно требует научного осмысления, в том числе, с точки зрения анализа актуальности положений Действующего Закона о спорте на предмет соответствия фактически сложившимся правоотношениям в данной сфере, анализа норм саморегулирования, а также подходов зарубежных государств в вышеуказанной области.

2. Анализ структуры Действующего Закона о спорте

Первоначально структура Действующего Закона о спорте не предполагала столь интенсивного расширения предметной области регулирования, в связи с чем на сегодняшний день Закон о спорте представляет собой нормативный акт с многократным количеством редакций, которые точечно регулировали те или иные вопросы отечественного спорта и федерального законодательства в сфере физической культуры и спорта.

Структура федерального закона должна отвечать тенденциям развития спортивных отношений в России и в мире, быть гибкой с точки зрения подходов к регулированию этих отношений, иметь внутреннюю согласованность и последовательность всех элементов структуры закона, наличие блоков (глав) по направлениям регулирования различных элементов физической культуры и спорта, а также предусматривать необходимые отдельные статьи по важнейшим аспектам регулирования физической культуры и спорта.

По мнению научного и экспертного сообщества, ориентирами для новой структуры нового Закона о спорте может

являться структура законодательства Российской Федерации об образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»[8]) и в области охраны здоровья населения (Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[9]), так как нормы вышеуказанных нормативных актов регулируют отчасти схожие общественные отношения.

Важно отметить, что приведенное сравнение является условным, хотя и опирается на схожесть регулируемых общественных отношений в части их повышенной социальной значимости, связанности с качеством жизни граждан, доминированием бюджетного финансирования и наличием большого количества бюджетных учреждений. При этом для физической культуры и спорта характерны особые черты, отличающие эту сферу социально-экономической деятельности от иных областей человеческой деятельности, в том числе - широкая автономность негосударственных регуляторов спорта, интегриро-ванность системы управления российским спортом в международную систему управления видами спорта и олимпийским движением, в систему негосударственной системы разрешения спортивных споров, а также взаимозависимость электронных СМИ и спорта, рост коммерциализации и цифровизации спорта и т.д.

Представляется, что эти и иные факторы приводят к необходимости не «лоскутного» и вынужденно регулярного нормотворчества в области спорта, а к созданию нового, учитывающего дифференцированные связи с многочисленными отраслями российского права, федерального закона, устанавливающего комплексный и системный подход к регулированию деятельности миллионов субъектов, занятых в организации, в освещении, в зрительском просмотре, в финансировании, в непосредственном участии и обслуживании физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня и масштаба.

Так, при использующемся на сегодняшний день подходе представляются не урегулированными Действующим Законом о спорте следующие вопросы:

система физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее элементы;

- роль и место в системе регулирования физической культуры и спорта актов саморегулирования;

- особенности деятельности несовершеннолетних спортсменов в области физической культуры и спорта;

права и обязанности тренеров;

комплексное регулирование профессионального

спорта;

комплексное регулирование массового, любительского и корпоративного спорта;

средства массовой информации в сфере спорта;

применение мер спортивной ответственности.

Для целей определения возможных подходов к закреплению в структуре Закона о спорте указанных общественных отношений, видится необходимым обратиться к практике законодательного регулирования сферы физической культуры и спорта зарубежных стран.

2.1. Зарубежные подходы к закреплению структуры законов о спорте

Франция

Одним из наиболее ярких примеров регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений путем принятия кодифицированного нормативно-правового акта является Спортивный кодекс Франции. Во Франции действует Спортивный кодекс (в ред. от 2020 года)[10] - профильный нормативно-правовой акт в области физической культуры и спорта.

Рассмотрим структуру данного акта более подробно.

Книга I Спортивного кодекса Франции («Организация физкультурной и спортивной деятельности»), состоит из 4 титулов и посвящена вопросам общих принципов взаимодействия между государством и спортивными организациями, а также правовому статусу субъектов спорта.

В Книгу II Спортивного кодекса Франции «Субъекты спорта» входят нормы, посвященные правовому статусу спортсменов, судей и болельщиков, основам борьбы с допингом.

В Книгу III входят вопросы, касающиеся мест проведения спортивных соревнований, страхования и безопасности.

Книга IV Спортивного кодекса Франции включает в себя вопросы финансирование спорта и положения, применимые к заморским территориям Франции.

Испания

Профильным законом в сфере спорта в Испании является Закон от 15.10.1990 № 10/1990 «О спорте», который в настоящее время должен подвергнуться существенному изменению или замене, для целей чего был представлен Предварительный проект закона Испании «О спорте»[11], который в настоящее время находится на рассмотрении.

Предварительный проект закона Испании «О спорте» от 2019 года включает в себя десять титулов.

Вступительный титул состоит из двух глав, в рамках которых определены основные принципы регулирования спортивной деятельности и публичные интересы в рассматриваемой области. Остальные девять титулов посвящены вопросам публичной власти в сфере спорта, субъектам спорта, спортивным организациям, олимпийскому и паралимпийскому комитетам, спортивной деятельности, организации профессиональных спортивных соревнований, санкциям, разрешению споров в спорте», строительству спортивных сооружений для спорта.

Бразилия

Ключевым нормативно-правовым актом, в соответст-

вии с которым осуществляется правовое регулирование деятельности в сфере спорта, является Закон Бразилии от 24.03.1998 № 9.615 (в редакции от 2018 года) «Об общих правилах спорта и других вопросах» («Закон Пеле»)[12].

Данный акт состоит из 12 глав, не сбалансированных по своему объему, состоящих, в свою очередь, из разделов, и распределенных по предмету регулирования: основные положения и принципы; профессиональный, любительский, массовый, школьный и студенческий спорт; система спорта; профессиональная спортивная деятельность; спортивные санкции; допинг-контроль; спортивная юстиция; финансирование спорта.

Китай

Ключевым нормативно-правовым актом в сфере физической культуры и спорта в Китае является Закон КНР от 1995 г. (в редакции от 2016 г.) «О спорте»[13].

Положения Закона КНР от 1995 г. (в редакции от 2016 г.) характеризуются по большей части достаточно широкими формулировками, устанавливая, главным образом, общие рамки правового регулирования в данной области, касающиеся массового, школьного спорта, правового статуса спортивных объединений, финансового обеспечения и юридической ответственности.

2.2. Предложения по переработке структуры Действующего Закона о спорте

Анализ действующего Закона о спорте позволяет обозначить, что его структура характеризуется внутренней несогласованностью и непоследовательностью, отсутствием блоков (глав), а также необходимых отдельных статей по важнейшим аспектам регулирования физической культуры и спорта.

При этом опыт фиксации структуры законов о спорте зарубежных стран позволяет констатировать, что такие нормативные акты содержат комплексы обособленных норм, оформленных в виде глав, характеризующимся институциональным подходом к фиксации в документе, по отдельным особым направлениям деятельности: профессиональный спорт, спортивная ответственность, массовый спорт, система спорта, спортивные сооружения и места проведения соревнований, правовой статус отдельных субъектов спорта и др.

На наш взгляд необходимо рассмотреть вопрос о включении в новый закон новых отдельных глав по следующим вопросам регулирования:

основные права граждан в области физической культуры и спорта;

система физической культуры и спорта в Российской Федерации;

спорт высших достижений, олимпийский спорт и сборные команды;

профессиональный спорт;

массовый спорт, любительский спорт и иные на-

правления физической культуры и спорта;

субъекты физической культуры и спорта; особенности правового статуса спортивных федераций, клубов;

- особенности правового статуса спортсменов, тренеров, судей;

особенности правового статуса субъектов профессионального спорта;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий;

особенности проведения профессиональных спортивных соревнований;

места проведения спортивных мероприятий и соревнований;

обеспечение безопасности проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Регулирование поведения зрителей спортивных соревнований;

- освещение спортивных соревнований;

- антидопинговая политика и политика борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований;

система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации;

особенности договорных отношений в сфере физической культуры и спорта.

Усовершенствованная структура нового Закона о спорте призвана обеспечить системный подход к регулированию деятельности миллионов субъектов, занятых в организации, в освещении, в зрительском просмотре, в финансировании, в непосредственном участии и обслуживании физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня и масштаба.

3. Анализ содержания Действующего Закона о

спорте

Как уже было отмечено выше, Действующий Закон о спорте может быть охарактеризован как не в полной мере соответствующий фактически складывающимся правоотношениям в сфере физической культуры и спорта. Недостатки и пробелы правового регулирования, вызванные данным разрывом, приводят к необходимости фрагментарного закрепления отдельных институтов физической культуры и спорта. В результате общий подход Действующего Закона о спорте к регулированию профильных правоотношений не представляется возможным назвать комплексным, некоторые общественные отношения «выпадают» из поля зрения законодателя, а отдельные нормы не соответствуют реалиям правовой действительности.

В рамках изучения правовых пробелов Действующего Закона о спорте представляется возможным обратить внимание на комплекс недостатков регулирования, но в рамках настоящей статьи предлагаем остановиться на ряде наиболее принципи-

альных моментов, предложения по оптимизации которых будут изложены в рамках раздела 3.3. настоящей статьи.

1) Так, считаем обоснованным в качестве одного из наиболее острых вопросов обозначить недостаточные полноту и качество понятийного аппарата Действующего Закона о спорте.

2) Актуализация перечня субъектов физической культуры и спорта.

3) Необходимость совершенствования правового регулирования правового статуса спортивных федераций.

4) Необходимость совершенствования правового регулирования системы разрешения споров в спорте и применения мер спортивной ответственности.

5) Необходимость осовременивания моделей регулирования отдельных групп отношений в области физической культуры и спорта (например, системы спортивной подготовки, особенностей регулирования сферы массового спорта).

6) Фиксация особенностей организации и проведения профессиональных спортивных соревнований и правового статуса субъектов профессионального спорта.

7) Описание системы договоров в спорте.

8) Необходимость закрепления правового статуса актов саморегулирования в области физической культуры и спорта.

При этом следует отметить, что акты саморегулирования в области спорта зачастую содержат в себе механизмы регулирования общественных отношений, которые не входят в круг регулируемых законодательно. При этом такие отношения являются неотъемлемыми частями индустрии спорта. В этой связи следует подробнее рассмотреть круг общественных отношений, которые на сегодняшний день урегулированы нормами спортивных организаций, и которые, в свою очередь, должны найти свое отражение в новом Законе о спорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1. Интеграция норм саморегулирования в области физической культуры и спорта в законодательство о физической культуре и спорте

Акты саморегулирования, принимаемые спортивными организациями, оказывают прямое воздействие на различные общественные отношения в конкретном виде спорта. Зачастую такое регулирование является более детализированным, чем государственное, более гибким, способным оперативно адаптироваться под быстро изменяющиеся реалии спорта.

В рамках настоящей статьи обозначим ключевые направления «мягкого права» в области физической культуры и спорта по разным видам спорта, по которым соответствующие нормы обладают сравнительно универсальным характером, имеют общий предмет и относительно схожи, и опыт саморегулирования которых может быть учтен на законодательном уровне:

закрепление основных принципов вида спорта, в

том числе обеспечения защиты прав человека и противодействия дискриминации и насилию в спорте;

нормативное обеспечение реализации трудовых отношений со спортсменами;

положения, определяющие порядок смены спортивной принадлежности спортсменов (перехода (трансфера) спортсмена из одной спортивной организации в другую);

закрепление прав на спортивные мероприятия, включая соответствующие интеллектуальные права;

положения, устанавливающие специфические спортивные нарушения;

установление нормативных основ применения к субъектам спорта мер спортивной ответственности;

положения, связанные с нормативным обеспечением разрешения споров в спорте;

обеспечение защиты целостности спорта, в частности, борьбы с коррупцией в спорте и с манипулированием результатами спортивных соревнований.

Указанные направления в Действующем Законе о спорте регулируются фрагментарно. Представляется необходимым учесть опыт нормотворчества международных спортивных организаций и национальных спортивных организаций, который в полной мере отвечает вызовам сложившейся спортивной действительности, для целей их закрепления в новом Законе о спорте.

3.2. Предложения по изменению действующего законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

Изучение Действующего Закона о спорте показало, что на сегодняшний день не только его структура может рассматриваться как не отвечающая критериям системности и актуальности, но и его содержание несколько отстает от темпов развития общественных отношений в области физической культуры и спорта.

Исследование опыта законодательного регулирования данной сферы, практики сложившихся общественных отношений в области физической культуры и спорта, а также примеры эффективного саморегулирования отдельных направлений физической культуры и спорта спортивными организациями приводит к выводу о необходимости дополнения законодательства о спорте Российской Федерации концептуально новым содержанием.

1) Доработка понятийного аппарата: 1.1) в статье 2 Действующего Закона о спорте отсутствуют многие требующие дефиниции термины законодательства о физической культуре и спорте, например, определения «организация спортивной подготовки», «контролер-распорядитель», «фитнес», «фитнес-инструктор», «фитнес-центр», «адаптивный спорт», «корпоративный спорт»,

«спортивное спонсорство» и др.;

1.2) некоторые термины описаны в законе противоречиво, содержательно некорректно или само их выделение является необоснованным и практически не используемым в законе. Например, термин, «вид программы» после раскрытия в статье 2 Действующего Закона о спорте более ни разу не используется в законе, что не позволяет оценить значимость его законодательного закрепления;

1.3) ряд терминов требует переработки с учетом сложившейся спортивной действительности. Так, представляется необходимым разработать новый подход к дефиниции такого термина как «массовый спорт». Следует отметить, что термин противоречиво включает в себя как элементы спорта, так и элементы физической культуры, не несущие в себе соревновательной нагрузки. Поэтому называть массовый спорт только частью спорта представляется неверным.

Следует предусмотреть в новом Законе о спорте более четкое разграничение понятий «спортивное соревнование», «спортивное мероприятие» и «физкультурное мероприятие».

Отдельного внимания заслуживают понятия, связанные с местами проведения физкультурных и спортивных мероприятий: «объект спорта» и «спортивное сооружение». Необходимо также в новом Законе о спорте актуализировать понятие «место проведения официального спортивного соревнования».

2) Актуализация перечня субъектов физической культуры и спорта

Предлагается в перечень субъектов включить организационные комитеты официальных международных спортивных соревнований, организации спортивной подготовки, объединения болельщиков.

Представляется целесообразным разделить перечень субъектов спорта - физических лиц и перечислить их отдельными пунктами, дополнив список болельщиками, волонтерами и контролерами-распорядителями.

3) Совершенствование правового регулирования правового статуса спортивных федераций

По результатам исследования правового статуса спортивных федераций в Российской Федерации и сравнительно-правового анализа законодательного регулирования их деятельности в зарубежных странах, можно прийти к следующим выводам относительно недостатков в системе регулирования деятельности спортивных федераций в Российской Федерации: недостаточное регулирование и отсутствие контроля за неофициальными соревнованиями в Российской Федерации;

высокие действующие административные барьеры в деятельности общероссийских и региональных спортивных

федераций;

- значительный объем излишне формируемой документации общероссийскими и региональными спортивными федерациями;

- несовершенство системы государственной аккредитации спортивных федераций;

проблематика системы корпоративного управления в общероссийских спортивных федерациях;

недостаточность государственных гарантий реализации прав общероссийских и региональных спортивных федераций.

Таким образом, представляется обоснованным в новом Законе о спорте изменить подход законодателя к правовому регулированию деятельности спортивных федераций; определить правовой статус общероссийских спортивных федераций таким образом, чтобы они рассматривались в качестве субъекта осуществления общественного контроля, а также как регулятора всех общественных отношений в соответствующем виде спорта, которому государство делегировало такие полномочия путем включения соответствующих положений в федеральное законодательство.

4) Закрепление правового статуса актов саморегулирования в области физической культуры и спорта

Акты саморегулирования правоотношений в области физической культуры и спорта представляют собой нормы (регламенты, положения и др.), разрабатываемые и утверждаемые международными спортивными организациями, общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организаторами физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (распространяющиеся на соответствующие мероприятия) и иными субъектами физической культуры и спорта.

Представляется обоснованным зафиксировать, что законодательство Российской Федерации гарантирует саморегулирование отношений в области физической культуры и спорта. При этом нормы общероссийских спортивных федераций и положения (регламенты) о соответствующих спортивных мероприятиях не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации.

5) Совершенствование правового регулирования системы разрешения споров в спорте и применения мер спортивной ответственности

В данной области представляется необходимым: установить обязательный досудебный порядок урегулирования споров в области не только профессионального спорта и спорта высших достижений, но и в целом для споров, возникающих в соответствующем виде спорта;

внести положение, согласно которому споры, возникающие в спорте, могут быть переданы на рассмотрение тре-

тейского суда, в случае если соответствующее арбитражное соглашение включено в нормы, утвержденные организаторами спортивных мероприятий.

проработать вопрос требований к количественному и персональному составу органов по досудебному порядку урегулирования споров в спорте;

отнести к категориям споров, рассматриваемых третейским судом в рамках арбитража, споры о правах и об обязанностях членов спортивных сборных команд;

раскрыть содержание понятия спортивной ответственности;

определить круг органов и лиц, уполномоченных привлекать субъектов спорта к спортивной ответственности, а также принципы такой деятельности.

6) Необходимость модернизации моделей регулирования отдельных групп отношений в области физической культуры и спорта

В рамках актуализации подходов к регулированию института спортивной подготовки представляется необходимым:

закрепить принципы спортивной подготовки; зафиксировать права и обязанности родителей несовершеннолетних лиц, проходящих спортивную подготовку;

- детализировать регулирование правового статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- обеспечить информационную открытость процесса спортивной подготовки.

В части особенностей регулирования в сфере массового и любительского спорта представляется необходимым:

- обеспечить гарантии развития массового и любительского спорта путем закрепления обязанности федерального органа исполнительной власти и иных субъектов спорта организовывать и проводить спортивные соревнования по массовому и любительскому спорту;

- ввести систему многоэтапных спортивных соревнований массового спорта, участие в которых будет являться обязательным для отдельных субъектов (образовательных организаций, муниципалитетов, отдельных видов работодателей);

детализировать регулирование института физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан, а также корпоративного спорта как одного из направлений;

предусмотреть нормы, регулирующие фитнес и определяющие основы правового регулирования данной области физической культуры и спорта.

7) Фиксация особенностей правового регулирования профессионального спорта.

Представляется необходимым предусмотреть общие особенности регулирования и финансирования профессионального спорта, организации и проведения профессиональных спортивных соревнований, а также прав и обязанностей субъектов профессионального спорта (профессиональных спортивных лиг, спортивных агентов и др.).

Кроме того, ключевой задачей является отражение в Законе специфических для профессионального спорта общественных отношений и институтов (переходов, трансферных выплат, делегирования прав на проведение спортивных соревнований, условий допуска спортсменов к таким соревнованиям и др.).

8) Описание системы договоров в спорте

Договорное регулирование в рамках системы саморегулирования физической культуры и спорта играет большую роль в определении прав и свобод граждан в сфере физической культуры и спорта, обеспечивая при этом стабильность устойчивого развития сферы спорта.

При этом нормы, регулирующие отношения, которые возникли на основании заключения указанных договоров, теряют свою актуальность, в связи с чем требуется более детальное описание указанных договоров и актуализация норм с учетом динамики развития отношений в сфере физической культуры и спорта.

В связи с этим обосновано включение и описание системы договоров, применяемых в области физической культуры и спорта (например, договоры о переходах (трансферах) спортсменов, договоры со спортсменами и тренерами, договоры об участии в соревнованиях, спонсорские договоры и пр.).

4. Заключение

Все вышеуказанные примеры ярко показывают, что решение поднятых в настоящей статье проблем действующего законодательства в области физической культуры и спорта, гораздо эффективнее возможно решить путем разработки нового федерального закона, основанного на последовательном раскрытии особенностей управления сферой физической культуры и спорта, деятельности основных субъектов такой сферы, особенностях отдельных элементов и уровней системы физической культуры и спорта.

Основываясь на вышеизложенном, руководствуясь принципами полноты и конкретности делопроизводства и юридической техники при разработке проектов федеральных нормативных актов, считаем целесообразным и необходимым принятие в Российской Федерации нового базового федерального закона в сфере физической культуры и спорта. Такой закон позволит добиться гармонизации и интеграции со смежными сферами и более эффективно и комплексно урегулировать соответствующие общественные отношения.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // http://kremlin.ru/events/president/news/62582.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/fiz-ra-i-sport-skryt/26377/.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 года // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60467.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Спортивный кодекс Франции [Code du sport] // <https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20200603>.

11. Предварительный проект закона Испании «О спорте» от 2019 года [Anteproyecto de Ley del Deporte / Ministerio de Cultura y Deporte] // <http://www.iusport.es/documentos/ANTEPR0YECT0-LEY-DEP0RTE-010219.pdf>.

12. Закон Бразилии от 24.03.1998 № 9.615 (в редакции от 2018 года) «Об общих правилах спорта и других вопросах» [Lei № 9.615, de 24 de Março de 1998 «Istitui normas gerais sobre desporto e dá outras providências» (Lei Pelé)] // <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9615Compilada.htm>.

13. Закон КНР от 1995 г. (в редакции от 2016 г.) «О спорте» 2016^ШФ) ] // <http://search.chinalaw.gov.cn/law/detail?LawID=394870>;

<https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B%BD%E4%BD%93%E8%82 %B2%E6%B3%95#1>.

14. Kang J., Xia J. Sports Law in China. - Kluwer Law International, 2017. - 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.