Научная статья на тему 'Правовое поле развития физической культуры и спорта в Российской Федерации'

Правовое поле развития физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4523
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
спортивное право в Российской Федерации / Федеральный закон о спорте / физическая культура и спорт / профессор С.В. Алексеев / sports law in the Russian Federation / Federal law on sport / physical culture and sport / Professor S.V Alekseev.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гостева Снежана Руслановна

Анализируются вопросы совершенствования законодательства о спорте, нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, показана роль в этом доктора юридических наук, профессора С.В. Алексеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FIELD OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The questions of improvement of the legislation on sport, normative and legal base of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation are analyzed, the role of doctor of law, Professor V. A. Alekseev in it is shown.

Текст научной работы на тему «Правовое поле развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»

УДК [342.951:796] (100)(075.8)

ББК 67.401.124(2Рос)я 73-1+67.401.124(3)я73-1

Гостева Снежана Руслановна,

кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент Филиал Ростовского государственного университета

путей сообщения в г. Воронеже

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Анализируются вопросы совершенствования законодательства о спорте, нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, показана роль в этом доктора юридических наук, профессора С.В. Алексеева.

Ключевые слова: спортивное право в Российской Федерации, Федеральный закон о спорте, физическая культура и спорт, профессор С.В. Алексеев.

В нашей статье мы исходим из того, что тема «Правовое поле развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», получив уже определенное освещение, имеет широкие возможности для дальнейших исследований. Нами учитывалось как постоянное расширение круга источников изучения физической культуры и спорта в целом, так и состояние законодательной, нормативной правовой базы.

Решающее значение для автора имеет понимание того, что Конституция Российской Федерации - юридический фундамент всего действующего законодательства, в том числе регулирует содержание и развитие физической культуры и спорта. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Мы исходим из того, что физическая культура и спорт играют свою роль в сохранении и укреплении здоровья. Напомним, что Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 41) провозглашает право каждого человека на охрану здоровья. В соответствии с п. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Россия в моем сердце.

Имеются все основания для утверждения, что при правильной постановке организации физическая культура и спорт оказывают огромное воздействие на сохранение, развитие, укрепление здоровья.

Источниками законодательства в области физической культуры и спорта, физкультурно-спор-тивного права являются: законы Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; федеральные подзаконные нормативные акты; законы субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты; обычаи делового оборота; акты саморегулирования российских негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта; акты саморегулирования международных (региональных) спортивных организаций.

Сфера физической культуры и спорта, будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, имеет ряд существенных особенностей, к которым в том числе можно отнести:

• современные физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортив-ной деятельности, к основным из которых относятся спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт и физическая культура, физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;

• существуют специфические функции спорта - экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;

• система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

• гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;

• отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народнохозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;

• физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;

• управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;

• организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых нормах, предусмотренных ГК РФ;

• существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурно-спортивном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;

• физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкуль-турно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем многие аспекты её функционирования и

развития подпадают под действие нормативных актов международного и регионального уровней, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в национальное законодательство и регламентные акты;

• наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение закрепленных в указанных документах спортивных санкций;

• имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности - состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др. [2, с. 120-121].

С уважением относясь ко всем авторам, вносящим свой вклад в исследование проблем законодательства о физической культуре и спорте, спортивного права, считаем необходимым подчеркнуть особую роль в этом доктора юридических наук, профессора С.В. Алексеева. С.В. Алексеев подготовил и опубликовал множество работ, в том числе монографий и учебников. Заслуживает самой высшей оценки цикл учебников Сергея Викторовича, который им издан в последние годы. Большинство учебников выдержало издание по несколько раз. Учебники С.В. Алексеева охватывают самый широкий круг проблем спортивного права, о чем мы обязательно скажем в нашей статье ниже. В то же время, несколько лет назад в рецензиях, подготовленных в соавторстве, нами отмечались глубина и добротность исследований С.В. Алексеева, учебная направленность первых его учебников [10, 11]. Профессору С.В. Алексееву все это удалось не только сохранить, но и дополнить новыми знаниями, в том числе более полной и глубокой обоснованностью достоинства. Заметен рост культуры в подаче методологических подходов к изложению основополагающих проблем как научных, так и учебно-методических проблем. Возросла убедительность в изложении текстов учебников. Повысилась энергетическая сущность всего комплекса исследований С.В. Алексеева.

В современной Российской Федерации физическую культуру и спорт несомненно можно относить к отраслям наиболее динамично развивающимся. В начале третьего тысячелетия к физической культуре и спорту возросло внимание со стороны государства, российского общества, усиливается понимание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.

Стартовое значение имело рассмотрение на заседании Государственного совета Российской

Федерации 30 января 2002 года вопроса «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». На заседании Госсовета России с полной определенностью было сказано, что физическая культура и спорт, будучи одной из граней общей культуры человека, во многом предопределяют его поведение в учебе, профессиональной деятельности, в быту, способствуют решению социально-экономических и оздоровительных задач. Государство признало возрастающее значение физической культуры и спорта в современном обществе, выразило стремление активно содействовать их развитию.

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 мая 2002 года № 363 утвердило подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». В программе основополагающей целью государственной политики заявлено создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.

В программе отмечалось, что роль спорта становится все более заметным не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на международных соревнованиях - бесспорные доказательства жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако, в указанной программе отмечалось и то, что из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом оказался утрачен.

Программа обозначила ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих скорейшего решения, в их числе:

• недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их морального и физического износа задачам развития массового спорта в стране;

• недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

• утрата традиций российского спорта высших достижений;

• отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Указанные проблемы намечалось решить за десятилетие реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы».

Определяющим стало принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», заменившего одноименный Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ. Новый базовый отраслевой закон направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта; устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ значительно уточнил и расширил понятийный аппарат. Многие понятия Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ ввел впервые: «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта». Позднее в закон введены «антидопинговое обеспечение», «студенческий спорт», «студенческая спортивная лига» и «школьный спорт».

Одним из ключевых понятий Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ является физическая культура, которая определена как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых, используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, специальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, спорт - это среда социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Имеются следующие группы спорта:

• массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое

развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;

• спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;

• профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ в Федеральный закон о спорте внесены понятия «студенческий спорт» и «школьный спорт».

• студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях;

• школьный спорт - часть спорта, направленная на воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ в ст. 2 Федерального закона о спорте введено понятие «студенческая спортивная лига», под которой понимается некоммерческая организация, которая создана на основе членства и целями которой являются содействие о популяризации студенческого спорта и развитии одного или нескольких видов спорта, организация и проведение физкультурных мероприятий со студентами. Членами студенческой спортивной лиги могут быть физические лица, юридические лица, осуществляющие деятельность в области студенческого спорта.

Заслуживает внимания идея С.В. Алексеева о возможной дифференциации спорта на армейско-слу-жебный, сельский, а также детско-юношеский, спорт пенсионеров, спорт инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д. [2, с. 86].

В российском спорте сложилась система видов спорта. Вид спорта - это часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями

Федерального закона о спорте обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном Федеральным законом о спорте порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. Часть видов спорта, имеющая в себе один или несколько видов, программ спортивных соревнований, именуется спортивной дисциплиной.

В Федеральном законе о спорте закреплены понятия «военно-прикладные и служебно-при-кладные виды спорта» и «спорт инвалидов (адаптивный спорт)».

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 257-ФЗ ввел понятие «базовые виды спорта», под которыми понимаются виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпий-ских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд в международных официальных спортивных мероприятиях. Перечень базовых видов спорта утверждает Минспорта России по согласованию с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России.

В Российской Федерации официально зарегистрировано более 150 видов спорта, создан Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), действует единая спортивная классификация. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК)

- программно-нормативный документ, устанавливающий нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований.

Предусматривается присвоение следующих разрядов и спортивных званий:

- 3, 2, 1-й юношеский спортивные разряды; 3, 2, 1-й спортивные разряды, «кандидат в мастера спорта»;

- спортивные звания: «Гроссмейстер России» в шахматах и шашках; «Мастер спорта России», «Мастер спорта России международного класса». Особо выдающиеся спортивные достижения отмечаются присвоением звания «Заслуженный мастер спорта России».

В субъектах Российской Федерации развиваются национальные виды спорта.

Г2441

По Конституции Российской Федерации ст. 72 сфера физической культуры и спорта находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Отсюда государственное регулирование физической культуры и спорта осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном.

Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта определены в ст. 6 Федерального закона о спорте:

• разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Действуют Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 302) и Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20162020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 32);

• участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях, в том числе путем предоставления общероссийским спортивным федерациям финансовой и иной поддержки;

• утверждение программ развития видов спорта в Российской Федерации;

• обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации в соответствии с установленными Министерством спорта Российской Федерации требованиями;

• организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

• организация и проведение международных, всероссийских и межрегиональных официальных спортивных мероприятий, не связанных с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации;

• присвоение спортивных званий и квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории»;

• участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, Всемирных универсиад, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;

• организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;

• аккредитация общероссийских спортивных федераций;

• организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров в области физической культуры и спорта;

• организация разработки требований к спортивному инвентарю и оборудованию для использования в спортивных соревнованиях;

• материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных делегаций Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях;

• организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;

• осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

• научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

• организация строительства и реконструкции объектов спорта;

• разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;

• подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

• организация научных исследований в области физической культуры и спорта;

• учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

• обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;

• развитие студенческого спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;

• содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта;

• организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки;

• осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными Российской Федерацией и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• участие в содействии развитию массового спорта;

• осуществление экспериментальной инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в порядке, установленном Министерством спорта Российской Федерации;

• координация деятельности физкультур-но-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;

• реализация Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), содействие деятельности общероссийских объединений физкультурно-спортивных клубов;

• иные установленные Федеральным законом о спорте и другими федеральными законами полномочия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта определены в ст. 8 Федерального закона о спорте:

• определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

• участие в подготовке программ развития видов спорта в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о спорте;

• учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

• организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и международных муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:

- установление порядка проведения региональных официальных физкультурных меропри-

ятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

- утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия по реализации комплекса ГТО;

- содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

- информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

• наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

• утверждение порядка формирования и обеспечения спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно:

- наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

- материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

- обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

• развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

• содействие развитию массового спорта, спорта высших достижений;

• содействие развитию профессионального спорта путем предоставления государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям, основным видом деятельности которых является развитие профессионального спорта;

• содействие в осуществлении мероприятий по подготовке спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации к всероссийским, межрегиональным и региональным официальным спортивным мероприятиям и по участию в них, в том числе путем предоставления государственной поддержки региональным спортивным федерациям

Г2461

в соответствии с Федеральным законом о спорте и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

• организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации;

• присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей;

• реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации;

• организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров в области физической культуры и спорта;

• обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

• осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами Российской Федерации и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, созданными без участия Российской Федерации, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации:

- методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- координация деятельности физкультур-но-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и участию спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях;

• создание условий для осуществления инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и внедрения достигнутых результатов в практику;

• осуществление иных мер, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации сложилась система государственных органов, занимающихся управлением в области физической культуры и спорта:

• федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие федеральные органы власти, задействованные в управлении физкультурно-спортивной сферой;

• органы государственного управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации.

Управление физической культурой и спортом на местном уровне осуществляется муниципальными органами.

Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России). Минспорт России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. На Минспорт России возложены следующие полномочия:

• вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Мин-спорта России, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

• на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты;

• согласовывает решения о проведении на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований;

• определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

• устанавливает особенности организации и осуществления образовательной тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.

Минспорт России в установленной для него сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, определяемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Указанные ограничения полномочий

Минспорта России не распространяются на полномочия министра по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

Различные аспекты деятельности Минтруда России, Минздрава России, Федерального медико-биологического агентства (ФИБА), Минобрнау-ки России, ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий связаны с их полномочиями, имеющими то или иное отношение к сфере физической культуры и спорта.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (создан Указом Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1058) - совещательный орган при Президенте Российской Федерации создан в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.

В управлении физической культурой и спортом велика роль Олимпийского комитета России (ОКР), Паралимпийского комитета России, Сурд-лимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Деятельность свою они осуществляют в рамках международного спортивного права, олимпийского права, национального законодательства.

Олимпийский комитет России (ОКР) осуществляет следующие функции:

• пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

• представляет в соответствии с Олимпийской хартией МОК Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов;

• представляет олимпийское движение России, членов Олимпийского комитета России в ор-

ганах государственной власти, органах местного самоуправления, соответствующих российских, международных спортивных объединениях;

• утверждает состав олимпийской делегации Российской Федерации и направляет ее для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов, определяет порядок и принципы формирования олимпийской команды России, формирует ее на основании предложений общероссийских спортивных делегаций, утверждает состав олимпийской команды России;

• обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов;

• утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федерации, за исключением спортивной формы и спортивной экипировки, используемых во время проведения спортивных соревнований;

• участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов;

• определяет город Российской Федерации, который вправе подать в Международный олимпийский комитет заявку на проведение Олимпийских игр;

• содействует предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, а также противодействию проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

• осуществляет иные права в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом, в том числе право на участие в обеспечении подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов.

Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий, касающихся развития спорта

С24Ю

высших достижений и массового спорта, осуществляется во взаимодействии с Минспортом России и общероссийскими спортивными федерациями.

Олимпийское движение в субъектах Российской Федерации представлено региональными общественными объединениями олимпийской направленности (региональными олимпийскими советами).

В Российской Федерации спорт для лиц с ограниченными возможностями развивается в рамках соответствующих спортивных организаций, а также международного паралимпийско-го движения, международного сурдлимпийского движения, международной специальной олимпиады, составными частями которых являются соответственно Паралимпийское движение России, Сурдлимпийское движение России и Специальная олимпиада России, Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России - общероссийские общественные объединения представляют пара-лимпийскую команду России, сурдлимпийскую команду России, команду Специальной олимпиады России соответственно на Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх, других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета, Международного сурдлимпийского комитета, Международной специальной олимпиады, а также в органах государственной власти, органах местного самоуправления, соответствующих российских организациях, международных спортивных объединениях.

Паралимпийский комитет России, Сурдлим-пийский комитет России, Специальная олимпиада России утверждают состав паралимпийской делегации Российской Федерации к Паралимпий-ским играм, состав спортивной делегации Российской Федерации к Сурдлимпийским играм, состав спортивной делегации Российской Федерации ко Всемирным специальным олимпийским играм и направляют их для участия соответственно в Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, во всемирных специальных олимпийских играх; определяют порядок и принципы формирования соответственно паралимпийской команды России, сурдлимпийской команды России, команды специальной олимпиады России; используют в порядке, установленном международным паралимпийским комитетом, Международным сурдлимпийским комитетом, Международной специальной олимпиадой, соответствующий символ, девиз, флаг и гимн, слова «паралимпийский», «сурдлимпийский»,

«специальная олимпиада» в своих наименованиях; осуществляют иные права в соответствии с международными правовыми актами, Федеральным законом о спорте и со своими уставами.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России и Специальной олимпиады России.

Общественными органами управления отдельными видами спорта являются спортивные федерации (общероссийские, региональные и местные). В соответствии с Федеральным законом о спорте спортивная федерация - это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. В России действуют местные, региональные и общероссийские спортивные федерации. По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.

Анализ показывает, что в Российской Федерации усиливается внимание к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при подготовке и проведении спортивных мероприятий; особое значение придается обеспечению спортивной безопасности.

Федеральный закон о спорте к одному из основных принципов спортивного законодательства о физической культуре и спорте относит принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий; принцип запрета на насилие в области физической культуры и спорта.

Правительство Российской Федерации, реализуя Федеральный закон о спорте, постановлением от 16 декабря 2013 г. № 1156 утвердило Правило поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

МВД России, Минспорт России, органы управления субъектов Российской Федерации, муниципалитетов настойчиво совершенствуют работу со зрителями. Это позитивно сказывается на проведении крупнейших спортивных мероприятий в Российской Федерации. На высоком уровне была обеспечена безопасность проведения Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. Опыт подсказывает, что Россия успешно решит задачу обеспечения безопасности в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года.

Совершенствуя законодательство, нормативные правовые основы обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий, следует усиливать работу со зрителями, болельщиками, объединениями болельщиков. Порядок, безопасность на спортивных соревнованиях - это в том числе и забота о здоровье населения, создание дополнительных условий для повышения комфортности в сфере проживания.

По нашему мнению, предстоит серьезная работа по усилению борьбы с преступностью в спортивной среде. Это полностью относится и к российскому и международному спорту. В спорте имеют место экономические преступления; преступления, связанные с организацией и осуществлением запрещенных видов псевдоспортивной деятельности; преступления, посягающие на принцип равенства прав и свобод человека; преступления, посягающие на общественный порядок и безопасность граждан при проведении спортивных мероприятий; преступления, посягающие на запрет допинга в спорте.

Многочисленными и разнообразными предстают административные правонарушения в сфере спорта. Профессор С.В. Алексеев в учебнике «Спортивное право» в главе «Административные правонарушения в сфере спорта» анализирует:

- административные правонарушения, связанные с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований;

- административные правонарушения, связанные с незаконным использованием спортивной символики в форме товарных знаков;

- административная ответственность за нарушения требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания в связи с организацией и проведением спортивных мероприятий;

- административная ответственность за нарушения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;

- административные правонарушения, связанные с эксплуатацией объектов спортивной инфраструктуры;

- административная ответственность за нарушения правил, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

- административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда спортсменов и тренеров.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что растет постепенно эффективность административного ресурса в борьбе с правонарушениями

в спорте, которые относятся к административным правонарушениям. Рамки административной ответственности за правонарушения в сфере спорта расширяются. Частично это происходит (хотя и в малой степени) за счет переквалификации менее значимых уголовных преступлений в административные.

Особо следует сказать о необходимости противодействия применению допинга в спорте. «...Современный спорт - это не только радость побед, счастье свершений, гармония и сфера для всестороннего развития личности, это также сфера, имеющая большое количество негативных проблем, мешающих развитию спортивного движения. Одна из центральных в современном спортивном движении - проблема допинга» [2, с. 672].

На вершине международной борьбы с допингом находятся МОК, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), международные спортивные федерации по видам спорта.

С 1 января 2015 года вступил в силу в новой редакции Всемирный антидопинговый кодекс. Борьбе с допингом в спорте посвящены Конвенция против применения допинга ETS № 135 (подписана 16 ноября 1989 г. в Страсбурге); Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (19 октября 2005 г., Париж).

Российская Федерация активно участвует в международном антидопинговом движении, уделяет необходимое внимание совершенствованию антидопингового законодательства, разрабатывает и принимает соответствующие нормативные правовые акты.

Федеральный закон о спорте допингом в спорте признает нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Государственная политика в сфере противодействия применения допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте.

В соответствии с Федеральным законом о спорте меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

- проведение допинг-контроля;

- установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

- предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

- повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

сою

- включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

- проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

- проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

- проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организации содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

- установление ответственности физкультур-но-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

- осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Правительство Российской Федерации постановлением от 31 мая 2012 г. № 536 возложило на Минспорт России функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию соответствующих государственных услуг, включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

Выработана и действует система предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним, которая четко прослеживается в функциях обязанностей и ответственности Минспорта России, общероссийских спортивных федераций, организаторов спортивных мероприятий, спортсменов...

Приказом Минспорта России от 18 июня 2015 г. № 638 утверждены Общероссийские антидопинговые правила, которые соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса и Международным стандартам ВАДА.

Утвержден и действует Порядок антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации, направленный на противодействие нарушений антидопинговых правил.

Федеральный закон о спорте дает четкую характеристику допинг-контроля, определяет его организационно-правовые основы.

Статья 26 Федерального закона о спорте установила, что нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:

- использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

- наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

- отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия;

- нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявке для участия в тестировании. Федеральный закон о спорте обязывает спортсменов представлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;

- фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

- обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;

- распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

- использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

Не допускается нарушение антидопинговых правил спортсменами, тренерами, специалистами по спортивной медицине, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции

и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

Проходить допинг-контроль спортсмен категорически обязан. Под допинг-контролем понимается процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Приказом Минспорттуризма России от 13 мая 2009 г. № 293 установлен Порядок проведения допинг-контроля, который направлен на:

- противодействие нарушению Общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в том числе использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

- защиту права спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга;

- применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации);

- содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним.

Порядком установлено, что проведение допинг-контроля в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Кодексом ВАДА, Международными стандартами ВАДА, правилами международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных мероприятий, а также антидопинговыми правилами и/или требованиями общероссийской антидопинговой организации как в соревновательный, так и во внесоревно-вательный период.

Общероссийской антидопинговой организацией является Ассоциация Российское антидопинговое агентство «РУСАДА», в силу ряда причин на протяжении некоторого времени испытывающая ряд трудностей. Мы убеждены, что многие трудности «РУСАДА» носят временный характер, будут преодолены. Этому способствует настойчивая деятельность В.Г. Смирнова.

Федеральным законом о спорте установлено, что общероссийская антидопинговая организация:

- разрабатывает общероссийские антидопинговые правила с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, представляет общероссийские

антидопинговые правила на утверждение в Мин-спорт России и реализует их;

- формирует в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта список спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный, так и внесоревновательный период (национальный список тестирования);

- проводит тестирование в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

- проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которых вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

- организует повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

- разрабатывает методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

- осуществляет сбор информации о местонахождении спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный, так и внесоревновательный период в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

- передает в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, во Всемирное антидопинговое агентство, в Минспорт России, в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральным законом о спорте и антидопинговыми правилами.

Федеральный закон о спорте, антидопинговые правила предусматривают ответственность спортсменов, тренеров, врачей, антидопинговых организаций и других лиц за нарушение антидопинговых правил. Сроки дисквалификации могут составлять от нескольких месяцев до четырех лет, может быть определена и пожизненная дисквалификация.

сою

Спортсмены, тренеры, персонал сборных команд Российской Федерации при нарушении антидопинговых правил, получивших за это дисквалификацию, лишаются специальной стипендии Президента Российской Федерации, установленной Указом от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных команд Российской Федерации по видам спорта, включенных в программы Олимпийских игр, Па-ралимпийских игр и Сурдлимпийских игр».

Борьба с допингом в спорте, практика реализации антидопинговых правил требуют постоянного внимания, напряженной работы.

«Одним из наиболее обсуждаемых и спорных вопросов в сфере борьбы с допингом является унификация санкций. Унификация означает, что одни и те же правила и критерии используются в каждом конкретном случае при рассмотрении выявленных фактов. Аргументы против унификации основываются на различиях между видами спорта, к примеру, на том, что в одних видах спорта спортсмены являются профессиональными и зарабатывают большие деньги, а в других они выступают как любители. В тех видах спорта, где карьера спортсмена коротка (например, художественная гимнастика), четыре года дисквалификации - очень существенный срок, по сравнению с теми видами спорта, где спортивная карьера длится намного дольше, как, например, в конном спорте или стрельбе. В индивидуальных видах спорта поддерживать форму благодаря тому, что спортсмен может тренироваться в одиночку в период дисквалификации, в то время как в других видах спорта более важна тренировка в команде. Основным аргументом в пользу унификации служит то, что, по сути, несправедливо, когда два спортсмена из одной страны, имеющие положительный результат пробы на одну и ту же запрещенную субстанцию, при прочих равных условиях подвергаются разным санкциям только потому, что выступают в разных видах спорта. Более того, гибкая система санкций часто воспринимается в некоторых спортивных организациях как неприемлемое проявление снисходительности по отношению к употребляющим допинг. Отсутствие унификации в вопросе санкций за нарушение антидопинговых правил служит постоянным поводом для конфликтов юридического характера, в частности, между международными и национальными спортивными федерациями и национальными антидопинговыми организациями» [2, с. 696-697].

Существенное значение в развитии спортивного законодательства Российской Федерации

имели подготовка и проведение XXII Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи. В связи с Олимпийскими зимними играми и Паралимпийскими играми в городе Сочи были приняты специальные Федеральные законы от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» и от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских игр и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральные законы от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ известны как Олимпийские законы.

Статья 2 Олимпийского закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ определяла период организации и период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи:

• период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр был определен с 5 июня 2007 г. по 31 декабря 2016 г.;

• периодом организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр являлся промежуток времени, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.

Участники и гости Олимпийских игр в городе Сочи высоко оценили все, что произошло на играх. Несомненно это были лучшие среди зимних Олимпийских игр. Важно эффективно использовать наследие Олимпийских зимних игр. Речь идет не только об использовании олимпийских спортивных объектов, инфраструктуры, но и о серьезных наработках в области олимпийского права и международного спортивного права.

Их актуальность подтверждена подготовкой к чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года. Особенности подготовки к этим двум крупнейшим международным спортивным соревнованиям определены в Федеральном законе от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подробный анализ Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ предпринят С.В. Алексеевым в учебнике «Спортивное право» [2, с. 340-344; 515-522; 550-551; 575-578; 583-584; 604-607; 615-617; 634-636; 714-721; 733-

737], а также в учебнике «Футбольное право» [9, с. 507-513; 541-542; 607-609; 624-625; 702-707].

В учебнике «Спортивное право» достаточно полно проанализированы:

• особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• требования к рекламе и особенности размещения (распространения) рекламы в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА

2017 г.;

• особенности спонсорства при подготовке и проведении Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. и других крупных международных спортивных мероприятий;

• порядок использования и охраны символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• особенности освещения подготовки и проведения чемпионата мира по футболу ФИФА

2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• регулирование продажи входных билетов и ценообразования на входные билеты на посещение спортивных мероприятий и церемоний чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• особенности регулирования деятельности волонтеров в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА

2017 г.;

• особенности регулирования обеспечения безопасности в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• модернизация, развитие и особенности правового режима спортивной инфраструктуры в рамках подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА

2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.;

• особенности финансирования подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.

Все намеченные мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г.; выполнялись в намеченные сроки. Построены современные стадионы, создана инфраструктура, отвечающая требованиям ФИФА. Без

каких-либо замечаний к России прошел и Кубок конфедераций ФИФА 2017 г. Победителем Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. стала сборная Германии, подтвердившая свое высочайшее профессиональное мастерство.

Сборные команды-участницы чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. будут обеспечены необходимыми условиями для подготовки к матчам чемпионата. Комфортно будут чувствовать себя болельщики. Пусть чемпион мира по футболу ФИФА 2018 г. определится в честной спортивной борьбе. Желая успеха всем сборным командам-участницам чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., особые пожелания успеха сборной команде по футболу Российской Федерации.

Развитие физической культуры и спорта, принятие базового федерального закона о спорте, создание базы нормативных правовых основ, успешная разработка проблем физической культуры и спорта в научной и учебной литературе предопределило возникновение (разработку) молодой комплексной отрасли спортивного права. По времени прошло не так много времени, когда впервые была высказана идея о необходимости формирования спортивного права, в котором нуждалась отрасль физической культуры и спорта. Становление и развитие спортивного права связано прежде всего с научной и учебной деятельностью Сергея Викторовича Алексеева. С.В. Алексеев подготовил и издал ряд монографий, научных статей, учебников, в которых, опираясь на комплексно-системный метод, сформулировал основные направления становления и развития спортивного права, как науки, так и учебной дисциплины, С.В. Алексеев является председателем Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президентом Национального объединения спортивных юристов РФ, главным редактором журналов «Спорт: экономика, право» и «Право и государство: теория и практика». Профессор С.В. Алексеев - заместитель Председателя Научно-консультативного совета Общественной палаты РФ, член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и Закон», Председатель Контрольно-дисциплинарного комитета федерации гандбола России, арбитр Дисциплинарного комитета КХЛ, судья Спортивного арбитража при ТПП РФ. Принимает участие в правовой и законотворческой работе Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С.В. Алексеев преподает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Московском государственном юридическом университете

Г2541

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), на юридическом факультете Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России. Проректор Академического международного института.

По мнению С В. Алексеева, спортивное право - это новейшая специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых и регламентных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкуль-турно-спортивной деятельности, включающий органический комплекс следующих общественных отношений: гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, предпринимательских, уголовно-правовых, отношений в сфере медицинского обеспечения и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом; совокупность норм, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающая определенной автономностью в системе права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью спортивного сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса общественных отношений.

Предложенное С.В. Алексеевым определение спортивного права включает основные атрибуты спортивного права, но носит весьма сложный, академический характер, трудно воспринимается. Учитывая это, С.В. Алексеев дефиницию спортивного права предлагает рассматривать как систему правовых и регламентных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта [2, с. 124-125].

Российская Федерация является активным участником международной спортивной деятельности, олимпийского движения. Это предполагает глубокое знание, профессиональные умения применения нормативов и правил международного спортивного права и олимпийского права, значимость которых будет возрастать. Быть успешным, эффективным участником международного спорта, олимпийского движения невозможно без знания всех тонкостей правовых отношений, сложившихся как в целом в международном спорте и олимпийском движении, так и в отдельных субъектах международного спорта: федерациях по видам спорта, ассоциациях и т.д. и т.п. Важно учитывать иерархию структуры сложившихся

отношений МОК, международных федераций по видам спорта, национальных и международных спортивных организаций.

Участники международного спорта и олимпийского движения обречены на выполнение нормативных правовых основ, регламентов, уставов, других документов МОК, международных спортивных федераций, самых разных международных спортивных организаций, в том числе антидопинговых организаций. Невыполнение требований чревато самыми серьезными последствиями вплоть до исключения (дисквалификации) из международного спорта, олимпийского движения.

Развитие международного спортивного движения, рост авторитета МОК, международных федераций по видам спорта, других международных спортивных организаций привело к разработке основ международного спортивного права и олимпийского права.

Современным и востребованным является обоснование необходимости разработки науки спортивного права. В связи с этим профессор С.В. Алексеев отмечает, что в отличие от спортивного права как комплексной отрасли, регулирующей отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта, и как явления реальности, наука спортивное право предполагает изучение закономерностей нормативного регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также генерацию новых знаний в данной области нормативного регулирования. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Цели спортивной правовой науки - описание, объяснение и прогнозирование правовых процессов и явлений в области физической культуры и спорта, обеспечивающие потребности и теории, и практики. Предмет изучения науки спортивное право - прежде всего нормы спортивного права. В связи с этим первостепенными задачами науки спортивного права выступают всестороннее, тщательное и детальное изучение содержания, а также толкование соответствующих правовых и регламентных норм, регулирующих отношения в спортивной сфере, необходимые главным образом для правильного и единообразного их применения; разработка новых норм спортивного права [2, с. 135].

Предпринятое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что физическая культура и спорт в Российской Федерации является динамично развивающейся отраслью, значимость которой постоянно возрастает. В этом видится в том числе

позитивное начало, связанное с хорошо выверенной стратегией по совершенствованию законодательства в области физической культуры и спорта, развитию и совершенствованию спортивного права.

Ученые и практики спортивного права (российского, международного, олимпийского) призваны сказать свое веское слово в затянувшемся допинговом скандале с российскими спортсменами, носящем явно заказной, политический характер. Русофобы в захлебе своей ненависти к русскому духу оскверняют лучшие зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Активно участвуют в этом чиновники из международного олимпийского движения, ВАДА. Русофобия далеко не самый лучший ход исполкома МОК и ему подотчетных комиссий, принявших решение об отстранении от Олимпийских игр в Пхёнчхане (Южная Корея) сборной Российской Федерации. Это не только русофобия, но это и дискриминация. Что до последнего времени считалось очень плохим тоном в олимпийском движении. Поспешное пожизненное отстранение от Олимпийских игр Александра Зуб-кова, Александра Третьякова, Александра Легкова, Ольги Зайцевой и других россиян резко осложнило ситуацию в олимпийском движении, напомнило о затянувшихся в нем негативах. МОК и его заказчики возможно и в этот раз «просочатся» через кризис. Будут говорить о своей мировой победе, что в Пхёнчхане состоялись наиболее успешные и лучшие зимние Олимпийские игры. Спортивный мир замер в напряжении, ждет серьезных перемен. Уверена, что если не сегодня, то не в столь уже отдаленном времени в олимпийском движении пройдут серьезные реформы.

Пока же, найдется ли сегодня или завтра человек, отважившийся во всеуслышание, как это сделал герой сказки Андерсена, относительно МОК (особенно его чиновников), воскликнуть: «А король-то голый!» Чиновники должны служить олимпийскому движению, олимпизму, главными действующими лицами в спорте призваны быть спортсмены.

Принципиально важно учитывать позицию Президента Российской Федерации о том, что Россия будет сотрудничать с МОК, международными спортивными организациями. При этом олимпийский комитет России, федерации по спорту, органы государственной власти будут настойчиво, достойно защищать интересы российского спорта, российских спортсменов.

Литература:

1. Алексеев, С.В. Спортивное право России: учебник для вузов/Под. ред. докт. юрид. наук, проф.

П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014.

2. Алексеев, С.В. Спортивное право: учебник для студентов вузов/ С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 927 с.

3. Алексеев, С.В. Международное спортивное право: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013, 2014, 2016.

4. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013, 2014, 2016.

5. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014, 2015.

6. Алексеев, С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Спорт, 2017. - 672 с.

7. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014, 2015, 2016.

8. Алексеев, С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

9. Алексеев, С.В. Футбольное право: учебник для вузов/ С.В. Алексеев; под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

10. Гостев, Р.Г. Динамичное развитие и совершенствование спортивного права - важнейшая составляющая ответа на вызовы современного спорта/ Р.Г. Гостев, С.Р. Гостева//Культура физическая и здоровье. - 2013. -№2 (44). - С. 88-96.

11. Гостев, Г.Р. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте/ Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева// Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 2 (45). -С. 9-11.

12. Гостева, С.С. Новинка по спортивному маркетингу/ С.С. Гостева, С.Р. Гостева// Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 4(51). - С. 99-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302//СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2151.

14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федера-

Г2561

ции от 7 августа 2009 г. № 1101-г// СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.

15. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 810.

16. Филимонова, С.И. Свершения отечественной научной школы спортивного права/ С.И. Филимонова, С.Р. Гостева //Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». - 2013. - № 2. - С. 217-221.

S.R. GOSTEVA, Candidate of history PhD in law, Demi-Professor, Branch of the Rostov state University

of railway engineering (Voronezh)

THE LEGAL FIELD OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The questions of improvement of the legislation on sport, normative and legal base of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation are analyzed, the role of doctor of law, Professor V. A. Alekseev in it is shown.

Key words: sports law in the Russian Federation, Federal law on sport, physical culture and sport, Professor S.V Alekseev.

Russia in my heart.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.