Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
775
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СПОРТ / ПРОБЛЕМЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЦИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мацюк Елена Станиславовна

В статье рассмотрены проблемы государственного управления спортом в РФ, такие как несоответствие федерального и регионального законодательства, дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень межведомственного взаимодействия по всем уровням управления; отсутствие информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования и развития физической культуры и спорта и другие. Решение этих проблем позволит решить многие социально-экономические проблемы и обеспечит благоприятный эффект, выражающийся в следующем: профилактика заболеваний и вредных привычек (особенно среди молодежи), увеличение продолжительности жизни и ее качества, обеспечение возможности занятием физической культурой и спортом инвалидов и детей с ограниченными возможностями, развитие предпринимательства и создание благоприятного климата для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мацюк Е.С.

Мацюк Елена Станиславовна - магистрант, кафедра конституционного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет, г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы государственного управления спортом в РФ, такие как несоответствие федерального и регионального законодательства, дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень межведомственного взаимодействия по всем уровням управления; отсутствие информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования и развития физической культуры и спорта и другие. Решение этих проблем позволит решить многие социально-экономические проблемы и обеспечит благоприятный эффект, выражающийся в следующем: профилактика заболеваний и вредных привычек (особенно среди молодежи), увеличение продолжительности жизни и ее качества, обеспечение возможности занятием физической культурой и спортом инвалидов и детей с ограниченными возможностями, развитие предпринимательства и создание благоприятного климата для ведения бизнеса.

Ключевые слова: управление, спорт, проблемы, законодательство, федераций, компетенции, интеграции, развитие.

В современном обществе основными являются проблемы соответствия внутреннего законодательства нашей страны о физической культуре и спорте основополагающими принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, а также важно начать работу по устранению правовых коллизий и противоречий отдельным положениям законодательства в области физической культуры и спорта и иным федеральным законам.

Несоответствие федерального и регионального законодательства в данной сфере социальных отношений, а также установление и реализации безусловного приоритета государственного правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности над корпоративными актами объединений спортивных организаций, особенно в области профессионального спорта должно решаться компетентными лицами на законодательном уровне. Важной задачей должна стать работа по созданию единого кодифицированного нормативно-правового акта, целью которого должно стать регулирование отношений в области физической культуры и спорта.

Следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации в области физической культуры и спорта негосударственными субъектами, обладающими полномочиями по формированию «правил игры», являются общероссийские спортивные федерации. Данное обстоятельство обусловлено в первую тем, что в силу п. 1 ч. 3 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» именно на общероссийские спортивные федерации возложена обязанность по развитию видов спорта. Несмотря на то, что формально акты, принимаемые спортивными федерациями, не носят нормативно-правового характера, их значение для всей системы физической культуры и спорта сложно переоценить.

Акты общероссийских спортивных федераций в той или иной степени вовлечены в регулирование практически всех аспектов деятельности в сфере физической культуры и спорта, поскольку законодатель наделил федерации достаточно широким перечнем полномочий. По сути, для признания регулирующего действия актов общероссийских

спортивных федераций достаточно согласия того или иного субъекта, вступающего в соответствующие отношения.

Отдельного внимания заслуживает механизм общественно-государственного взаимодействия при разработке и утверждении правил видов спорта. Необходимо отметить, что исходя из дефиниции понятия «вид спорта», сформулированной в п. 2 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», именно наличие соответствующих правил является одним из основных признаков, позволяющих выделить вид спорта.

Кроме того, именно правила видов спорта следует рассматривать в качестве основополагающего элемента «правил игры» в силу правовых позиций, сформулированных в рамках Совета Европы, касающихся автономии спорта и провозглашающих право негосударственных субъектов физической культуры и спорта самостоятельно устанавливать, интерпретировать и изменять данные правила.

Можно утверждать, что определение степени компетенции государственных органов в области физической культуры и спорта имеет зависимость от законодательно определенных целей и задач государственной политики в области общественных отношений в сфере культуры и спорта.

На основании данного положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» необходимо подвергнуть существенным изменениям, а в случае принятия на федеральном уровне нового законодательно закрепленного документа о физической культуре и спорте цели и задачи государственной политики в области физической культуры и спорта необходимо отразить в отдельном разделе данного нормативно-правового акта.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации в части обеспечения общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта в целом согласуется с общепринятой в международном праве концепцией автономии спорта. Вместе с тем, выявленные особенности правового регулирования отношений, связанных с реализацией принципа автономии спорта в законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте, сдерживают потенциал дальнейшего развития общественно-государственного взаимодействия в данной области.

Эксперты и специалисты в области экономики и управления полагают, что в процессе государственного управления сферой физической культурой и спорта имеется еще рад острых проблем, таких как: дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень межведомственного взаимодействия по всем уровням управления; отсутствие информационно - аналитического обеспечения процесса регулирования и развития физической культуры и спорта; неэффективная нормативно-документационная и законодательно - правовая база; отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры, здорового образа жизни и информирования о возможностях ведения здорового образа жизни в средствах массовой информации; низкий уровень обеспеченности специализированными спортивными объектами [4, с. 22].

Исходя из этого, на наш взгляд, видится целесообразным рассмотреть зарубежный опыт государственного управления сферой физической культуры и спорта.

Отметим, что в каждом зарубежном государстве имеются специфические формы интеграции государства в физкультурно-спортивную деятельность, среди которых наиболее эффективны следующие: разработка законодательной основы в области физической культуры и спорта; государственное, региональное и муниципальное инвестиционное участие в развитии физической культуры.

Необходимо обратить внимание, что с 1980-го г. число стран, которые приняли законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности, было весьма велико (Аргентина, 1992; Португалия, 1990; Финляндия, 1980; Франция, 1984, 1992; Италия, 1984; Испания, 1988, 1990; Польша, 1996; Украина, 1993, и др.). В Китае,

вместе с принятием «Закона о спорте» в 1995 г., был утвержден «Расширенный спортивный план для здоровья народа» и «План успеха для олимпийцев» [1, с. 32].

Что касается России, то в сфере спорта правовой режим до сих пор не в полной степени соответствует содержанию и специфическим особенностям спортивных отношений [5, с. 74]. ФЗ «О физической культуре и спорте» был принят лишь в 2007 г., хотя в большинстве развитых стран данные законодательства были приняты еще в 1980 - 90 - х г., таким образом, можно констатировать объективную «отсталость» РФ. На наш взгляд, видится целесообразным провести кодификацию законодательства в сфере физической культуры и спорта, результатом которой станет принятие Спортивного кодекса РФ, что обеспечит толчок к развитию исследуемой области и страны в целом.

Что касается финансового обеспечения развития физической культуры, то данное направление в зарубежных странах является приоритетным средством повышения работоспособности и профилактики различных заболеваний населения.

Что касается России, то, несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, объемы государственных расходов далеки от оптимальных.

Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств на 1 человека в год за последние десятилетия возросла всего с 169,5 руб. до 555 руб. Несмотря на положительную динамику в 3,27 раза, финансовое обеспечение сферы физической культуры является низким [6].

На наш взгляд, в связи с социальной значимостью, спорт и физическая культура нуждаются в стабильном финансировании при активном участии государства.

Наиболее перспективным направлением решения проблем финансирования выступает следующее: развитие институтов партнерства государства и бизнеса в рассматриваемой сфере; стимулирование развития социального предпринимательства (особенно в отношении инвалидов и отдельных категорий граждан), а также обеспечение эффективными инструментами финансовой поддержки; вложение средств в строительство новых спортивных объектов и совершенствование деятельности имеющихся [2, с. 92].

Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, эффективное развитие сферы физической культуры и спорта позволит решить многие социально - экономические проблемы и обеспечит благоприятный эффект, выражающийся в следующем: профилактика заболеваний и вредных привычек (особенно среди молодежи), увеличение продолжительности жизни и ее качества, обеспечение возможностью занятием физической культурой и спортом инвалидов и детей с ограниченными возможностями, развитие предпринимательства и создание благоприятного климата для ведения бизнеса.

Список литературы

1. Кичеджи В.Н., Лопатин С.В., Колпакова И.А. К вопросу о государственном управлении в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур, 2016. № 3. С. 64-69.

2. Сидельников А.Н. Управление и государственное регулирование сферы физической культуры и спорта на законодательном уровне // Здравоохранение, образование и безопасность, 2017. № 4 (12). С. 74-82.

3. Петров Д.В. Организация государственного управления в сфере физической культуры России // В сборнике: Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. С. 142-145.

4. Романюк М.Н., Романюк Т.В. Некоторые проблемы модернизации системы физической культуры и спорта в Приднестровье на современном этапе // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 58-2. С. 206-209.

5. Паньков Д.С., Ващенко И.Ю. Экономика и управление в спорте // News of Science and Education, 2018. Т. 2. № 1. С. 003-013.

6. Ольховский Р.М., Солнцев И.В., Осокин Н.А. Проектное управление в сфере физической культуры и спорта // Государственная служба, 2018. Т. 20. № 4. С. 34.

7. Шкеул-Сергеева И.В. Организация процессов управления в отрасли физической культуры и спорта на основе распределения функций между государственными и муниципальными органами / В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции, 2018. С. 469-473.

8. Кузнецов М.Н. Научные школы в спортивном праве и в государственном управлении спортом в россии: история и современное положение дел // Право и государство: теория и практика, 2018. № 5 (161). С. 121-131.

9. Никулина Е.Ф. Правовые механизмы оптимизации системы государственного управления физической культурой и спортом // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 643-647.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.