Научная статья на тему 'Проблемы государственно-правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя в российской Федерации и за рубежом'

Проблемы государственно-правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя в российской Федерации и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ / ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА / AGRICULTURAL PRODUCER / AGRARIAN SECTOR / STATE REGULATING OF THE ECONOMY / TAX REGULATION / PRICE REGULATION / IMPORT / EXPORT / RISK / REGISTRATION OF PROPERTY RIGHTS / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киблицкая Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены тенденции и особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в аграрном секторе. Особое внимание уделено сравнительному анализу государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя за рубежом и в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of state and legal regulation of the activity of an agricultural producer in Russian Federation and abroad

The article is dedicated to tendentions and special features of state legal regulation of commercial in agricultural sector of economy. Special attention is paid to analyzing and comparing of state regulation of the activity of an agricultural producer in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственно-правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя в российской Федерации и за рубежом»

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

3. См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 13.10.2009 № Ф09-7959/09-С5 по делу № А50-1754/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление 14 ААС от 23.12.2008 по делу № А05-8872/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

5. См. например: Васильев А.В. Предварительный договор в праве России и США // Дисс. канд. юрид. наук. М., 2007.

6. Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. М., 2006.

7. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10.

8. Гражданское право: В 4 т. Общая часть: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. Т. 1.

9. Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. Т. 3.

10. Проект Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2009. № 3.

УДК 347.4

Киблицкая О.С

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В статье рассмотрены тенденции и особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в аграрном секторе. Особое внимание уделено сравнительному анализу государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя за рубежом и в РФ.

The article is dedicated to tendentions and special features of state legal regulation of commercial in agricultural sector of economy. Special attention is paid to analyzing and comparing of state regulation of the activity of an agricultural producer in Russia and abroad.

Ключевые слова: Сельскохозяйственный товаропроизводитель, аграрный сектор, государственное регулирование экономики, налогообложение, ценообразование, импорт, экспорт, регистрация права собственности на землю, зарубежное правовое регулирование аграрного сектора.

Key words: Agricultural producer, agrarian sector, state regulating of the economy, tax regulation, price regulation, import, export, risk, registration of property rights, international legal regulation of the agrarian sector.

Сельское хозяйство не самодостаточная в финансовом отношении отрасль, она характеризуется высокими рисками и длительными сроками окупаемости, но при всем, при этом является одной из самых важных отраслей в экономиках стран мира. Сельское хозяйство формирует продовольственный фонд государства, а без продовольственного фонда, справедливо заметил еще В.И. Ленин, политика государства остается только пожеланием. Суть аграрной политики стран с высокоразвитым сельским хозяйством - в его всемерной поддержке, в поддержке аграрной науки и сельских сообществ.

В современном российском праве нет самостоятельного источника права, посвященного сельскохозяйственному товаропроизводителю, раскрывающего сущность данного понятия, рассматривающего функционирование сельхозпроизводителя в системе рыночных отношений в государстве, а также взаимоотношения с самим государством.

В связи с этим возникают сложности в определении статуса и регулировании деятельности товаропроизводителя сельхозпродукции. На сегодняшний день из всей законодательной базы РФ наибольшее внимание вопросу о понимании статуса сельхозтоваропроизводителя уделяет Федеральный

закон « О развитии сельского хозяйства» [1]. Предполагается, что центральным ядром-понятием, вокруг которого строится данный закон, является сельскохозяйственный производитель. Однако, в статьях закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель» упоминается нечасто, исключение составляет статья 3, где впервые таковым признается личное подсобное хозяйство. Но к сельскохозяйственным товаропроизводителям, например, отнесены сельскохозяйственные потребительские кооперативы, включая кредитные, очевидно, что последние сельхозпродукцию не производят, но, попав в список сельскохозяйственных товаропроизводителей, вправе рассчитывать на государственную поддержку. В законе также декларируется равный доступ сельхозтоваропроизводителей к получению кредитов, говорится о праве предоставления субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских банках или кредитных кооперативах. Порядок предоставления субсидий субъектам РФ будет установлен правительством РФ. Законодатель, признавая, что сельскохозяйственный производитель важная единица в экономике страны, тем не менее, лишь декларирует об оказываемой помощи, но не конкретизирует ее, что создает возможность расхождения в дальнейшем de-jure и de-facto.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»дает определение понятия сельскохозяйственные товаропроизводители. Так, ими признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей, доля от реализации этой продукции составляет не менее 70% в течение календарного года. Федеральным законом « О развитии сельского хозяйства» устанавливаются виды сельскохозяйственных производителей. К ним законодатель относит: граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства. Для внесения ясности в понимание специфики сущности сельхозтоваропроизводителя необходимо учесть все особенности данных его

разновидностей. Отношения каждого из них регулируются отдельными законодательными актами.

Так, вопросы ведения личного подсобного хозяйства регулируются в ФЗ « О личном подсобном хозяйстве»[2], где устанавливается, что личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Оно ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Регулирование вопросов другого вида сельхозтоваропроизводителей - крестьянского (фермерского) хозяйства - осуществляется одноименным федеральным законом. Так, согласно ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В Законе «О развитии сельского хозяйства» в качестве сельхозтоваропроизводителя называется сельскохозяйственный потребительский кооператив - по гражданскому законодательству РФ вид сельскохозяйственного кооператива, созданного сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Сельскохозяйственные кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы.

Поскольку сельхозтоваропроизводитель является неотъемлемой категорией в становлении рыночных отношений, то, на наш взгляд, его можно представить в качестве экономической единицы, являющейся непосредственным участником рыночных отношений, выступающий в них в качестве организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих производство сельхозпродукции, переработку и реализацию этой продукции,

которая должна составлять основной доход данного субъекта.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть проблематику государственно-правового регулирования деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя. Представляется ,что для более подробного анализа проблем государственной поддержки производителя сельхозпродукции, не лишним будет обратиться к зарубежному опыту с целью возможной рецепции позитивного опыта других государств в правовом регулировании данной сферы.

Рассмотрим ситуацию в аграрной отрасли в РФ и развитых странах Запада с позиции основных, показательных, на наш взгляд, критериев: налогообложение, ценообразование, субсидирование, кредитование, стимулирование экспорта, страхование рисков и регулирование земельных отношений.

На сегодняшний день в мировой практике вопрос о поддержке и развитии сельского хозяйства превалирует над многими другими. Прежде всего это проявляется в налоговой политике государств -в первую очередь в значительно более низком уровне налогообложения по сравнению с другими секторами экономики. Снижение уровня налогообложения в странах с высокоразвитым сельским хозяйством достигается, как правило, путем использования двух моделей. В первом случае - это непосредственное снижение налоговых ставок, что приводит к существенному уменьшению налоговой нагрузки. Во втором случае в комбинации с обычным уровнем налогообложения могут применяться налоговые льготы, а также методы ускоренной амортизации, применение которых обусловливается определенным использованием полученных хозяйствующими субъектами доходов.

Проведенный анализ систем налогообложения сельхозтоваропроизводителей в развитых странах Запада показал, что в основном они выплачивают следующие виды налогов: на прибыль (чистый доход); с корпораций; на недвижимость, в том числе землю; на добавленную стоимость (НДС); на инвестируемый капитал или прирост основного капитала, на социальное страхование рабочей силы; акцизы.

Исторический опыт России показывает, что налоги для сельхозпроизводителей (в прошлом крестьян) являлись бременем. Так, к концу ХУШ в. крестьяне платили из своего дохода с сельского хозяйства в среднем 198,25 %.

В современной России Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливаю-

щий правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства, закрепляет необходимость введения особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных производителей. Так, для регулирования их деятельности государством устанавливается две формы исчисления налогов: стандартная форма и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Исходя из целей законодателя, ЕСХН был призван облегчить жизнь сельхозтоваропроизводителя и давать определенные льготы налогоплательщикам, сокращая расходы. Введение в 2002 г. единого сельскохозяйственного налога (с одновременным освобождением сельхозтоваропроизводителей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов) было логичным, мотивированным многолетней неудовлетворительной практикой налогообложения АПК. Плательщиками данного налога могут выступать сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что ее объем составляет не менее 70% общего объема реализации. Такого рода налоговые льготы, дают сельхозпроизводителям значительные преимущества, освобождая от уплаты ряда налогов[4]. Представляется, однако, что в современных условиях, когда говорить о крайней популярности сельского хозяйства для предпринимателей говорить не приходится, такие льготы могли бы быть предоставлены и предпринимателям, имеющим не высокую долю в производстве и первичной переработке сельхозпродукции, что способствовало бы стимулированию предпринимательства в данной отрасли хозяйствования. Полагаем, что указанный объем 70 % можно было бы изменить на «более 50 %», такая цифра нам кажется наиболее оправданной и отражает тот факт, что большая часть предпринимательской деятельности конкретного лица происходит в рамках сельского хозяйства.

Центральным и определяющим звеном государственного регулирования в мировой практике является ценовой механизм, который естественно находится во взаимосвязи с инструментами налогового, кредитного, финансового, инвестиционного регулирования. Его основная цель - предотвращение резких колебаний цен, а также минимизация отрицательных последствий существующего диспаритета между ценами на продукцию аграрного сектора и средства производства. На государ-

ственном законодательном уровне осознана проблема ценообразования, в силу этого в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в качестве мер по реализации государственной аграрной политики устанавливается необходимость наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов), а также проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и залоговых операций. Предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций определяются Правительством РФ [5, с. 447-448].

Однако, несмотря на проводимые меры, проблема диспаритета цен в нашей стране ощущается сельхозпроизводителями достаточно остро. Например, возник вопрос о том, что, несмотря на рост качества и культуры урожая, снижается рентабельность: т. к. растут цены на удобрения и горючесмазочные материалы, продукция нередко остается нереализованной.

Кроме того, в настоящее время в России и СНГ нет общедоступного, современного и простого в использовании механизма ценообразования как способа определения реальных текущих цен на сельхозпродукцию и оперативного получения достоверной информации о региональных ценах на основные виды продукции АПК. Ценовая информация Госкомстата России отстает и носит ретроспективный характер. Представляется, что такого рода статистику должен вести компетентный и заинтересованный орган, а именно - Министерство сельского хозяйства. Полагаем, что данный вопрос должен быть решен включением сбора статистики цен на продукцию АПК в вопросы ведения данного мини-стерства.Все это свидетельствует о необходимости обратить внимание со стороны государства на проблему ценообразования.

Если говорить о зарубежном опыте регулирования ценообразования, то способы государственной поддержки сельскохозяйственных цен, используемые в западных странах, примерно одинаковы и сводятся к установлению уровня индикативной (учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка) цены, которую государство гарантирует за счет бюджетных средств. В настоящее время в мировой практике накоплен значительный опыт

использования ряда вариантов ценовой поддержки. Например, целевые цены.

Они применяются и в США и в странах ЕС, хотя целевые установки и механизмы их использования несколько различаются. Целевые цены гарантируют самофинансирование ферм со средними и пониженными уровнями затрат. Продукции реализуются по рыночным ценам, которые могут не совпадать с целевыми, но если рыночная цена окажется меньше целевой, фермер получит разницу между ними. По сути, этот вид расчетных цен совпадает с минимальными ценами, которые могут получить фермеры за свою продукцию. Поэтому целевые цены в США называют гарантированными. На протяжении 80-х годов прошлого века целевые цены постоянно снижались, затем в соответствии с FACT (Food, Agriculture, Conservation and Trade Act) они были заморожены на 1991-1995 годы. Farm Bill 1996 отменил целевые цены и заменил их платежами по контрактам производственной гибкости, но Farm Bill 2002 восстановил практику использования целевых цен [6, с. 281]. В отличие от США, целевые цены в странах ЕС сравнительно велики и гарантируют крупным и средним фермерам определенный уровень дохода. В странах ЕС действуют единые целевые цены, но до введения евро из-за разницы курса валют они различались по отдельным государствам. Целевые цены в ЕС не выполняют функцию гарантированных минимальных цен, они фиксируют максимальный уровень внутренних цен и обычно выше рыночных цен [7, с. 158].

Проведенный анализ ценового регулирования аграрного производства позволяет сделать вывод о том, что системы регулирования фермерских цен, функционирующие в США и странах ЕС, обладают некоторыми особенностями, но в целом используют примерно одинаковый, четко отлаженный инструментарий, функционирование которого во многом определяет эффективность сельхозпроизвод-ства. Исходя из сказанного можно сформулировать ряд предложений о необходимости использования данного опыта с преломлением к российским условиям. На наш взгляд, целесообразно адаптировать опыт по государственной фиксации уровня цен, допускающей колебание рыночных цен до определенного нижнего предела; постоянному отслеживанию динамики изменения рыночных цен на средства производства и на сельскохозяйственную продукцию, а также их соотношения; регулярному контролю за динамикой издержек производства в сельском хозяйстве в целом; функционированию государственных закупочных организаций, обязанных

закупать сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей по минимальным гарантированным ценам; управлению процессом формирования доходов и накоплений в сельском хозяйстве через систему цен; установлению надбавок к экспортным ценам.

Прямое регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется в виде его бюджетного финансирования (субсидирования) на возвратных и безвозвратных началах либо в виде его квотирования (применяются квоты на производство того или иного вида продукции и регулирование размеров посевных площадей).

Исключительной мерой государственного безвозмездного финансирования является списание или реструктуризация долгов, перевод долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга, что крайне важно в современных условиях мирового финансового кризиса, который явился причиной многих неплатежей и последующих банкротств сельхозтоваропроизводителей. Данный механизм, как правило, применяется в случаях, когда сельскохозяйственные товаропроизводители не способны самостоятельно погасить свои обязательства перед кредиторами.

Кроме того, в качестве социальных мероприятий из федерального бюджета дотируются бесплатное питание для детей и учащихся, малоимущих слоев сельского населения, а также распространение бесплатных продовольственных талонов. Экспортные операции по федеральной программе международных связей реализуются в основном за счет товарных ресурсов.

Чтобы надежно обеспечить продовольственную безопасность, во всех западных странах оказывают прямую государственную поддержку сельскому хозяйству. Это главный принцип современной аграрной политики, которую стали проводить там с середины 50-х годов. Тогда, как писали крупнейшие ученые ФРГ в монографии, раскрывающей механизм "продовольственного успеха" западных стран, "их правительства использовали один и тот же прием: они исключили аграрный сектор из рыночной экономики... новый способ ведения сельского хозяйства был взлелеян в искусственном мире государственных защитных пошлин, гарантированных цен и дотаций, ему не приходилось утверждать себя в конкуренции на свободном рынке" [8, с. 12]. С тех пор, констатируют ученые, сельское хозяйство Запада развивается "под золотым дождем государственных субсидий".

Мировой опыт показывает, что страны с высокоразвитым аграрным сектором экономики ведут политику защиты внутренних производителей от конкуренции извне и одновременно стимулирования экспорта.

В США внешняя политика, в том числе и аграрная, является откровенно агрессивной. Расширению внешней торговли как средству поддержки доходов фермеров еще большее внимание уделено в сельскохозяйственном

Законе 2002 г. В стимулировании экспорта приоритет отдан качественной продукции с высокой степенью переработки. С этой целью предусмотрено значительное расширение программы экспортных кредитов, на которую планируется выделять ежегодно по 5,5 млрд долл. В то же время значительно сокращены ассигнования на программу поддержки экспорта, что связано с ограничениями в связи с договоренностями по ВТО.В России внешнеторговое регулирование в основном представлено традиционными таможенными тарифами, причем, отражая общий курс на либерализацию экономики, средний тариф на продовольственные товары составляет 14% от стоимости товара, что легко перекрывается компенсационным платежами ЕС. Введение квот или ветеринарных либо фитоса-нитарных ограничений не меняет общей картины.

Определенным способом воздействия на развитие сельского хозяйства в мировой практике является сельскохозяйственный кредит, главная цель которого - создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей экономического «фундамента», в результате чего становится возможным рост аграрного производства за счет внутренних источников. Особый порядок кредитования предприятий АПК существует во всем мире. Так, в США существует Фермерская кредитная система (ФКС - Farm Credit System), которая действует под эгидой Министерства сельского хозяйства США. Государство ориентирует систему на использование, в первую очередь, своих ресурсов, что предполагает автономность в решении текущих задач и преодолении периодически возникающих кризисных явлений.

В РФ, на сегодняшний день, государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных производителей, подтверждена на законодательном уровне. Так, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливает в одной из статей, что государство обеспечивает поддержку в формировании и развитии системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивает равный доступ сельскохозяйственных товаро-

производителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных кооперативах. Государство также берет на себя обязательства по субсидированию возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам сельхозтоваропроизводителей. Осуществляется это не напрямую, а через предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Исходя из рискового характера сельхозпро-изводства, нельзя не поставить вопрос о проблеме компенсации ущербов с помощью государственной поддержки страхования сельскохозяйственных производителей, которая рассматривалась еще в XIX в., была актуальной в XX в., остается важной и сейчас. Однако до сих пор, не—смотря на значимость, которую государство в настоящее время отводит страхованию, так и не разработан эффективный механизм его госу-дарственной поддержки. Кроме того, положение страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в России осложняется отсутствием действенной нормативно-правовой базы, что часто приводит к спорным вопросам в процессе его осуществления. Все это подрывает доверие со стороны отечественных сельхозтоваропроизводителей к данному способу защиты их имущественных интересов. Представляется, что решить данную проблему можно только путем принятия ФЗ «Об обязательном страховании сельскохозяйственных товаропроизводителей», в котором будет определен порядок страхования рисков сельхозтоваропроизводителей и размеры страховых выплат в случае наступления страхового случая.

Регулирование земельных отношений, безусловно, является одним из краеугольных направлений воздействия государства на развитие аграрной сферы. Вопрос о земле, о формах собственности и владения на землю был и остается одним из самых сложных в юридической науке и в общем определяющих всю систему сельхозпроизводства в любой стране мира.

Методы, инструменты и степень этого направления регулирования в значительной степени зависят от конкретных национальных условий, но можно выделить наиболее часто встречающиеся из них: ограничение на получение земли или земельные сделки, природоохранные мероприятия, регулирование аренды, цена земли, регулирование использования сельскохозяйственных земель и пр. В ряде стран на законодательном уровне установле-

ны административные ограничения на приобретение земли сельскохозяйственного назначения, что позволяет лимитизировать покупку земель или препятствовать излишней фрагментации или концентрации землевладений. Например, в Германии, Дании, Норвегии для этого требуются специальные разрешения. В Ирландии, Новой Зеландии, в 17 штатах США также необходимы вышеназванные меры, но только для приобретения земли иностранными гражданами. В ряде провинций Канады иностранная собственность на землю вообще запрещена. Вместе с тем важнейшую роль играет государственное регулирование земельных отношений, которое выражается в форме нормативных законодательных актов о передаче земли, делегировании полномочий местным органам управления (например, права на разрешение или запрет покупки земли контроля за использованием сельскохозяйственных земель), или финансового управления (налогообложение, покупка земли, субсидирование аренды). В России существует аналогичный порядок земельных отношений. Но нашу страну с введением частной собственности в одночасье захлестнула волна ее продаж-перепродаж, спекуляций, дробления крупно-товарного производства. Поэтому, несмотря на введенную в РФ частную собственность на землю, думается, государство должно контролировать использование земель сельхозназначения, устанавливать ограничения на приобретение и наиболее важно упорядочить рынок земли, которая должна приобретаться под контролем государства. На это нацелен, прежде всего, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где устанавливается невозможность приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, возможно только право аренды [9].

Проанализировав ситуацию, складывающуюся в сельскохозяйственной отрасли в мире, нельзя отрицать, что РФ находится в стадии отставания от ведущих мировых держав.

В сложившейся мировой ситуации нельзя забывать мировой опыт стран с развитой системой сельского хозяйства, чтобы вывести государство из аграрного кризиса. Также немаловажно, учитывать положительный зарубежный опыт и преломлять его к российской действительности. Нельзя отрицать тот факт, что основными лидерами мирового сообщества, являются страны с высокоразвитым сельским хозяйством, поэтому, приоритетным остается решение данных задач, прежде всего, правовыми методами.

Литература

1. ФЗ № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч.1).

2. ФЗ РФ 112-ФЗ от 07. 07. 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» // СЗ. РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

3. ФЗ РФ № 74-ФЗ от 11. 06. 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ . 2003. № 24. Ст. 2249.

4. Базиян В. А. Новый режим налогообложения АПК // Экономические и институциональные исследования. Альманах научных трудов. Вып. 1(17). Ростов-на-Дону, 2006.

5. Кузнецов В.В., Засько В.И. Опыт зарубежных стран в области защиты продовольственных рынков //

УДК 347.27

Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. М., 2003.

6. Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.

7. Пиплз К. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в США: Уроки для России? // Вопросы экономики. 1997. № 8.

8. Volk, Ewald. Investitionsfmderung in Europaischen Landern. Ein Vergleich der Systeme in der BRD, Schweiz, Schweden und Osterreich. Dissertation zur Erlangung des Akademischen Gradeseines Doktors der Sozial - und Wirtschaftswissenschaften. Wien, 1982.

9. Федеральный закон РФ №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № Ст. 3018.

Малов А.А.

ИПОТЕКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ И ИНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена теоретическому изучению понятия ипотечного права земель сельскохозяйственного назначения и иной недвижимости в современной России, формированию эффективного и логичного ипотечного законодательства, выделению из него элементов, которые по своему сущностному содержанию следует отнести к иным видам залога.

The present paper is dedicated to the theoretical study of the notion of the mortgage law of the agricultural lands and other immovable property in modern Russia and also the forming of the effective and logical mortgage law, to mark out the elements of the law that can be referred to other kinds of mortgage according to its content.

Ключевые слова: Ипотека, залог недвижимого имущества, ипотека земельных участков сельскохозяйственного назначения, ипотека арендных прав, ипотека доли в праве, государственная регистрация ипотеки

Key words: Mortgage, loan secured on real estate, mortgage of agricultural lots, mortgage of leasehold interest, mortgage of the limited interest, state registration of mortgage.

Развитие сельскохозяйственного сектора является одним из приоритетных направлений российской экономики. В условиях глобального экономического кризиса этот вопрос в России приобретает все большую актуальность.

Проработанный механизм правового функционирования залога земель сельскохозяйственного назначения должен способствовать привлечению инвестиций в сферу сельского хозяйства, которые непременно послужат катализатором роста этого сектора российской экономики.

Первый вопрос, который возникает перед инвестором при выборе направления инвестирова-

ния - насколько велики риски потери инвестиций? Внимание инвестора прежде всего будет привлекать сфера деятельности, где существуют легально закрепленные гарантии обеспечения его интересов. Поэтому четко отлаженный, прозрачный, неотяго-щенный и быстро функционирующий правовой механизм гарантий прав инвестора и заемщика в сельскохозяйственной сфере должен присутствовать в нынешнем законодательстве.

Думается, что в настоящее время законодательство в данной области регулирования общественных отношений с этой функцией не справляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.