Научная статья на тему 'Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом'

Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1436
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / АГРАРНАЯ ЦЕНА / ДОТАЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / AGRICULTURAL SECTOR / STATE SUBSIDIES / FARM PRICE / AGRICULTURE / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Ольга Александровна

Изложен опыт государственного регулирования сельского хозяйства в странах ЕС, Китае и США в части политики ценообразования, бюджетной поддержки, системы льготного кредитования и налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of government regulation of agriculture in the EU, China and the USA in terms of pricing policies, budgetary support, and the systems of soft lending and taxation of agricultural producers is discussed.

Текст научной работы на тему «Опыт государственного регулирования аграрного производства за рубежом»

КПМ-6(5/7); комбинированный колосоуборочный агрегат КПКА-5,0; посевной почвообрабатывающий комплекс [3]. Все это позволит внедрить энергоэффективные технологии, сокращающие издержки производства. Кроме того, в крае (2011-2013 гг.) реализуется инвестиционная программа по строительству и модернизации 100 молочных и 100 мясных ферм.

За 2006-2010 гг. поголовье крупного рогатого скота возросло на 35 тыс. гол., молока — на 105 тыс. т. В 2011 г. производство молока составило 1,5 млн т, мяса скота и птицы — более 300 тыс. т.

За счет перспективного развития животноводства планируется создать на селе 1260 новых рабочих мест.

Таким образом, реализация инновационных, инвестиционных проектов позволит по-

высить конкурентоспособность аграрной экономики как за счет роста объемов производства, так и снижения издержек, а следовательно, себестоимости продукции, что скажется на удовлетворении потребительского спроса на основные продукты питания и повышении качества жизни населения.

Библиографический список

1. Карлин А. Математика модернизации. Регион. Богатство Сибири // Российская газета. - 22.12.2011. - № 288. - С.А.14.

2. Щетинин М. Четыре кита Алтайского Приобья. Регион. Богатство Сибири // Российская газета. — 22.12.2011. — № 288. — С.А.15.

3. Гумеров Т.И. Управление инновационными преобразованиями: учебное пособие.

— М.: Дело АНХ, 2010. — 140 с.

+ + +

УДК 338.436

О.А. Логинова

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: аграрный сектор, государственные субсидии, аграрная цена, дотации, сельское хозяйство, государственное регулирование.

Введение

Для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации необходим экономический механизм, основанный на проведении сбалансированной государственной ценовой и финансовокредитной политики.

Задачами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики (перерабатывающими, производством техники, удобрений и ядохимикатов, энергетики и др.), обеспечение хозяйств оборотными средствами, выравнивание уровней доходов (заработной платы) работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей (контрактация сельскохозяйственной продукции, гарантированные цены на основные виды продукции животноводства и земледелия).

Аналитическая часть

Аграрный сектор, как никакой другой сектор экономики, обладает сочетанием и наиболее длительной продолжительностью регулирования, и наибольшей степенью интенсивности регулирования со стороны государства. Процессы регулирования (дерегулирования) составляют сердцевину современной аграрной политики.

Несмотря на то, что во многих странах ведение сельского хозяйства неэффективно согласно теории сравнительных преимуществ, большинство государств тратит большие деньги на его поддержку. Они сознают необходимость поддержания продовольственной безопасности, сохранения сырьевой базы для развития промышленности и рабочих мест. В современных условиях на поддержку сельского хозяйства оказывают влияние глобализация и либерализация торговли.

Эффективное государственное регулирование аграрной сферы России в условиях кризисной экономики требует изучения опыта стран с развитыми рыночными отношениями, имеющих конкурентоспособное сельское хозяйство.

Особенности сельского хозяйства наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством происходящих процессов. Как следствие, в большинстве стран мира не только признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения.

Учитывая важность развития агропромышленного комплекса, в различных странах (и их союзах) выработаны теоретические основы, определены закономерности и необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса и в первую очередь сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике государств. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора.

Такими приемами являются системы дотаций и компенсаций, ослабление или освобождение от налогов, снижение тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, система кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе таких, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но также экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно, обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.

В развитых и крупных развивающихся странах постоянное участие государства в аграрных делах считается обязательным условием эффективного функционирования экономики и социальной стабильности. Без господдержки и регулирования этот сектор в США, странах ЕС, Китае и других странах не поднялся бы до столь высокого уровня.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государствен-

ное вмешательство в формирование и регулирование цен.

Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает прежде всего организацию слежения за динамикой ряда экономических показателей [1]: издержки производства по группам

специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.

В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены

и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

Например, в сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки: целевые (гарантированные) и залоговые.

Целевые цены распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Они ориентированы на возмещение затрат (в состав которых включаются средняя норма прибыли на фермерский капитал и расчетная земельная рента) и на определенный доход.

Реализация фермерской продукции осуществляется по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже или равны целевым. В конце года фермер получает разницу между целевой ценой и ценой продажной, если последняя оказалась ниже.

По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Ценовое регулирование в США — один из важных инструментов поддержки сельского хозяйства, хотя акцент постепенно смещается в пользу прямых платежей. Регулирование цен обеспечивается через программы товарных ссуд, правительственные закупки, импортные тарифы и экспортные субсидии.

В странах Европейского сообщества (ЕС) действует наднациональное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, охватывая примерно 15% цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию при-

нимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (КЕС). Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а, следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.

Ценовое регулирование играет немаловажную роль и в развитии сельского хозяйства в Китае, выступая в форме введения гарантированных цен, углубления реформы системы госзаказов по договорным ценам, что способствует поддержанию соответствия индексов закупочных цен на продукцию и средства производства.

Цены обеспечивают удовлетворительный доход лишь при средних и благоприятных условиях производства. Поэтому, помимо цен, в западных странах все более широко используют механизм прямых платежей, надбавок, не связанных с ценой или количеством продукции. Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах — уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене.

Субсидии в странах ЕС достигают 45-50% от стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии

— 70, России — лишь 3,5% [2]. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли. Так, федеральные субсидии американским фермерам с 1995 по 2010 гг. составили 270 млрд долл.

Важно отметить, что в странах Европейского Союза поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках.

Только в 2010 г. дотации ЕС на развитие сельского хозяйства составили 57 млрд евро, из них 39 млрд евро были израсходованы на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, в России они составили около 3 млрд дол.

Государственные субсидии крестьянам в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Швеция составляют около 70% всего фермерского дохода, то есть государство практически вторично оплачивает сельхоз-

продукцию. В расчете на 1 га обрабатываемой площади субсидии селу составляют в Норвегии 3500 долл., Финляндии — 1600, США — 200, в России — менее 200 долл.

Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства [3]. За последние 6 лет общий размер только прямой поддержки фермеров в США составил более 81 млрд долл., или 13 млрд долл. в год. В соответствии с новым сельскохозяйственным законом, который будет действовать до 2012 г., только антициклические выплаты будут исчисляться в 35 млрд долл. в год, а прямые — 9,5 млрд долл. Общие расходы, предусмотренные новым законом, составят 182,8 млрд долл., что на 78% (80 млрд долл.) больше, чем по ранее действующему. Средства, выделяемые на господдержку, увеличены более чем в 2 раза. В ближайшие 8 лет нетто-доходы фермеров станут повышаться на 4,5 млрд долл. Почти 85% из них будут получены за счет поддержки оптимального уровня цен, а остальные станут приходиться на вложения по охране окружающей среды.

Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации: в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ: сельскохозяйственные исследования; организация маркетинга и информации о рынках и ценах; кредитование; консервация и изъятие земель; поддержка цен, закупка, компенсационные платежи; поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы; субсидирование продовольствия; экспортные субсидии; международная продовольственная помощь.

Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70% бюджетных средств) в США получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм.

В Китае прямые бюджетные выплаты производителям занимают значительную часть в структуре общей поддержки сельского хозяйства — до 50% от общей поддержки. Прямые выплаты китайским производителям в основном направляются на поддержание фермерских доходов, ограничение производства, компенсацию издержек.

При всем многообразии бюджетной поддержки сельского хозяйства за рубежом широко развита и система сельскохозяйственного кредита.

Сельскохозяйственные предприятия США финансируются с помощью кредита от 35 до 70% всех совокупных расходов. Основная группа учреждений, образующих систему сельскохозяйственного кредита, представлена коммерческими банками, страховыми компаниями, администрацией по делам фермеров, товарно-кредитной кооперацией — всего свыше 800 банков и ассоциаций. С 1987 г. в США функционирует Сельскохозяйственный кредитный банк, который выдает ссуды ассоциациям, занимающимся непосредственно долгосрочным и краткосрочным кредитованием фермеров. Широко используется краткосрочное кредитование фермеров под залог будущего урожая.

В Китае финансово-кредитное регулирование сельского хозяйства осуществляют Сельскохозяйственный Банк, Банк сельскохозяйственного развития и Государственный банк развития. Эти банки выделяют кредиты на закупку основных видов сельскохозяйственной продукции, ее хранение, переработку, оказание помощи бедным сельским районам, освоение ресурсов.

Вторым по значимости каналом кредитования сельского хозяйства в Китае являются сельские кредитные кооперативы, превратившиеся вначале 2000-х годов в коммерческие банки в целях лучшего удовлетворения потребностей крестьян. В 2005 г. была создана первая сельская страховая компания, деятельность которой заключается в страховании урожаев от ущерба в случае неблагоприятных погодных условий. При этом 65% страховых взносов оплачивает крестьянин, остальные 35% — государство и сельская администрация. С 2006 г. в стране стимулируется развитие сельского финансового рынка, в результате чего в 2007 г. начали открываться сельские финансовые учреждения нового типа (деревенско-поселковые банки, кредитные компании, сельские кооперативы взаимной денежной помощи), выдающие крестьянам небольшие ссуды на нужды производства. В условиях финансово-экономического кризиса задачей финансово-кредитного регулирования стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи.

В западных странах вся информация о кредитовании аграрных товаропроизводителей, включая стоимость залога, изложена на официальных сайтах, что обеспечивает прозрачность взаимоотношений банковской системы и реального сектора и препятствует мошенничеству в этой сфере.

Говоря об опыте зарубежных стран, следует отметить, что основной формой кредитного обеспечения аграрных товаропроизводителей является кооперация, посколь-

ку сельское хозяйство там представлено в большей степени фермерскими хозяйствами, а не коллективными предприятиями, как в России. Наиболее яркими представителями этого направления являются Rabobank (Голландия), сеть Reiffeisen-banken (Германия), Credit Agricole (Франция), Farm Credit System (США).

Одним из факторов, позволяющих успешно функционировать сельскому хозяйству за рубежом, является «щадящий» налоговый режим, хотя в развитых странах мира сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются определенные налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей.

Значительным сдвигом в торговой политике Китая является переход от налогового давления на сельское хозяйство к активной поддержке сельхозпроизводителей и увеличению производительности сельскохозяйственного производства. Еще в 2006 г. Китай отменил большинство сельскохозяйственных налогов, таких как сельскохозяйственный налог, налог на забой скота и налог на особые виды сельскохозяйственной продукции. Кроме того, были отменены все виды сельских отчислений: в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые дополнительные сборы на просвещение, плановое деторождение, строительство дорог, которые стал покрывать государственный бюджет Китая.

Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, они уплачивают аналогичную с другими налогоплательщиками ставку. Льготный характер налогообложения состоит в том, что основная часть фермеров имеет низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях, следовательно, уплачивают подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков.

В странах ЕС (Германия, Франция, Италия) наиболее широкое применение получил нормативный режим налогообложения, которым охвачено 60-80% общего количества ферм. Во Франции, например, расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится по нормативному методу, исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота.

В Германии при нормативном методе налогообложения используется понятие фискальной стоимости хозяйства, при этом налог устанавливается как фиксированная часть, или процент от этой величины. При расчете фискальной стоимости и налога фермер декларирует обрабатываемую площадь, земельную площадь, находящуюся в его владении, площадь арендуемых и сдаваемых в аренду земель [4].

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. Несмотря на то, что Россия находится в несколько иных условиях, чем развитые страны, рассмотренный выше опыт представляется весьма полезным.

Конечно же, Россия, с учетом и ее географического положения и природноклиматических условий, не должна копировать западную модель развития и управления аграрным производством. Вместе с тем, безусловно, необходимо перенимать все то положительное, что делается на Западе в целях повышения эффективности функционирования АПК.

Заключение

В заключение следует отметить необходимость повышения роли государства и всех органов власти в создании новой агро-продовольственной политики, в первую очередь, по повышению уровня управляемости сельскохозяйственным производством и продовольственными рынками, созданию реальных условий по наращиванию производства и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции и сокращению ее импорта.

Библиографический список

1. Хитров А.Н. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых капиталистических странах. — М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990.

2. Мезенцева Е.С. Государственное регулирование АПК в развитых странах // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». — 2004. — № 1(12).

3. Клюня В.Л. Аграрные отношения в условиях переходной экономики: учебное пособие для студентов экономических специальностей. — Минск: Бел. гос. ун-т, 1999. — 56 с.

4. Ефимова Е.А. Мировой опыт социаль-

ного регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики // Научный журнал КубГАУ. — 2011. —

№ 74(10).

+ + +

УДК 338. 436.33 Р.Р. Исламиев

ОРАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК РЕГИОНА

Ключевые слова: агропромышленный

комплекс, Пермский край, производственный процесс, сельскохозяйственная кооперация, товаропроизводители, кооперативные формирования, интегрированные структуры, конкурентные преимущества, экономические интересы, краевая целевая программа.

Становление и развитие кооперации являются важной составной частью проблемы повышения устойчивости экономики аграрного сектора, увеличения продовольственных ресурсов страны, снижения затрат труда и средств на производство сельскохозяйственной продукции.

Сложившаяся ситуация в кооперативном секторе национальной экономики требует

глубокого осмысления и принятия мер, способствующих более эффективному ведению производства на основе кооперации. При этом следует учитывать стратегию развития страны, когда в число главных целей государства выдвигается необходимость повышения качества жизни населения [1, с. 112].

Современное состояние развития агропромышленного производства показывает, что пока не в полной мере реализованы возможности и преимущества кооперации. Нередко недооцениваются роль и значение кооперативного сектора в социальноэкономическом развитии региона.

Несмотря на то, что в трудах ученых экономистов проблемам развития кооперации уделено немало внимания, сделаны оп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.