Научная статья на тему '12. 6. Правовые способы решения проблемы продовольственной безопасности в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей'

12. 6. Правовые способы решения проблемы продовольственной безопасности в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВА-РОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГООБЛОЖЕ-НИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / РЕГИСТ-РАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ / ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА / AGRICULTURAL PRODUCER / AGRARIAN SECTOR / STATE REGULATING OF THE ECONOMY / TAX REGULATION / PRICE REGULATION / IMPORT / EXPORT / RISK / REGISTRATION OF PROPER-TY RIGHTS / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киблицкая Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены тенденции и особенности государственного регулирования пред-принимательской деятельности в аграрном секто-ре, способы преодоления продовольственной безо-пасности. Особое внимание уделено сравнительному анализу государственного регулирования деятель-ности сельхозтоваропроизводителя за рубежом и в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL WAYS OF THE DECISION OF A PROBLEM OF FOOD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD AS THE FORM OF REALISATION OF A STATE POLICY IN THE FIELD OF SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS

The article is dedicated to ways and special features of state legal regulation of commercial in agricul-tural sector of economy, ways of overcoming of a problem of food safety. Special attention is paid to analyzing and comparing of state regulation of the activity of an agricul-tural producer in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «12. 6. Правовые способы решения проблемы продовольственной безопасности в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей»

12.6. ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Киблицкая Ольга Сергеевна, аспирант. Место учебы: кафедра гражданского права, Южный Федеральный университет.

Аннотация: В статье рассмотрены тенденции и особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в аграрном секторе, способы преодоления продовольственной безопасности. Особое внимание уделено сравнительному анализу государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя за рубежом и в РФ.

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель, аграрный сектор, государственное регулирование экономики, налогообложение, ценообразование, импорт, экспорт, регистрация права собственности на землю, зарубежное правовое регулирование аграрного сектора.

LEGAL WA YS OF THE DECISION OF A PROBLEM OF FOOD

SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD AS

THE FORM OF REALISATION OF A STATE POLICY IN THE FIELD OF SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Kiblitsky Olga Sergeevna, postgraduate student. Place of study: civil law chair, Southern Federal university.

Annotation: The article is dedicated to ways and special features of state legal regulation of commercial in agricultural sector of economy, ways of overcoming of a problem of food safety. Special attention is paid to analyzing and comparing of state regulation of the activity of an agricultural producer in Russia and abroad.

Keywords: agricultural producer, agrarian sector, state regulating of the economy, tax regulation, price regulation, import, export, risk, registration of property rights , international legal regulation of the agrarian sector.

В современном мире роль сельского хозяйства сложно недооценивать, это та отрасль хозяйства, которая создает основу большинству экономик в развитых странах, формирует продовольственную базу, которая в свою очередь дает фундамент для продовольственной безопасности, а значит национальной. В таких государствах немаловажную роль играет поддержка производителей сельхозпродукции со стороны самих государств.

Сельское хозяйство не самодостаточная в финансовом отношении отрасль, она характеризуется высокими рисками и длительными сроками окупаемости, но при всем, при этом данный сектор, является одним из самых важных в экономиках стран мира. Многие правоведы склонны считать продовольственную безопас-

ность, одной из составляющих частей национальной безопасности и, как следствие, гарантом суверенитета государства. Чтобы надежно обеспечить ее, во всех странах мира оказывают прямую государственную поддержку сельскохозяйственным производителям, наделяя их особыми льготами и преимуществами.

Поскольку на данный момент нельзя говорить о наличии в законодательстве РФ системы эффективных мер, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей, и , как следствие , разрешение проблемы продовольственной безопасности страны, представляется необходимым обратиться к зарубежному опыту правового регулирования данного сектора предпринимательской деятельности, поскольку, даже при некоторой разности подхода зарубежных законодателей к решению названного вопроса мы можем констатировать, что все страны сталкиваются со сходными проблемами, если речь идет о повышении эффективности правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Итак, прежде всего отметим, что общим и определяющим звеном государственного регулирования в мировой практике, независимо от конкретной страны, является ценовой механизм, который естественно во взаимосвязи с инструментами налогового, кредитного, финансового, инвестиционного регулирования. Таким образом, основной целью правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя становится предотвращение резких колебаний цен, а также минимизация отрицательных последствий существующего диспаритета между ценами на продукцию аграрного сектора и средства производства.

Для надежного обеспечения продовольственной безопасности, во всех западных странах оказывают прямую государственную поддержку сельскому хозяйству. В середине 50-х годов как писали ученые ФРГ в монографии, раскрывающей механизм “продовольственного успеха” западных стран, “их правительства использовали один и тот же прием: они исключили аграрный сектор из рыночной экономики... новый способ ведения сельского хозяйства был взлелеян в искусственном мире государственных защитных пошлин, гарантированных цен и дотаций, ему не приходилось утверждать себя в конкуренции на свободном рынке”1. С тех пор, констатируют ученые, сельское хозяйство Запада развивается “под золотым дождем государственных субсидий”. Таким образом, зарубежный опыт показывает, что единственным правильным путем правового регулирования сельского хозяйства в стране является принятие законодательства регламентирующего

его прямое регулирование, то есть прежде всего предоставление сельхозтоваропроизводителям от государства бюджетного финансирования (субсидирования) на возвратных и безвозвратных началах либо квот, например за рубежом применяются квоты на производство того или иного вида продукции и регулирование размеров посевных площадей. Кроме того, важной мерой государственного безвозмездного финансирования является списание или реструктуризация долгов, перевод долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга.

1 Volk, Ewald. Investitionsfi4rderung in EuropAischen Lqndern. Ein Vergleich der Systeme in der BRD, Schweiz, Schweden und ^terreich. Dissertation zur Erlangung des Akademischen Grades eines Doktors der Sozial- und Wirtschaftswissenschaften. Wien, 1982. S.12.

3'2010

Пробелы в российском законодательстве

Таким образом, как мы видим, в отечественном законодательстве требуется принятие ряда законов, прежде всего в области бюджетного и налогового права, предусматривающих аналогичные меры государственного воздействия на ценообразование и налоговое планирование в сельском хозяйстве. Справедливости ради следует отметить, что определенные шаги отечественным законодателем в этом направлении уже предпринимаются. Так, в ФЗ «О развитии сельского хозяйства»2, в качестве мер по реализации государственной аграрной политики, устанавливается необходимость наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов), а также проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и залоговых операций. Кроме того, в следствии этого товаропроизводители получили ощутимые налоговые льготы.

Так, в 2002 г. был введен единого сельскохозяйственного налога (с одновременным освобождением сельхозтоваропроизводителей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов) было логичным, мотивированным многолетней неудовлетворительной практикой налогообложения АПК.

Следующим важным вопросом правового регулирования в области сельского хозяйства является землепользование. Вопрос о земле в нашей стране всегда стоял остро, история становления частной собственности в России - сложна. Собственником земли до недавнего времени являлось государство, но, перейдя на новый курс к рыночной экономике, и , стремясь к построению правового государства, с помощью приватизации земля перешла в частную собственность.

В ряде стран установлены законодательным путем административные ограничения на приобретение земли сельскохозяйственного назначения, что позволяет лимитизировать покупку земель или препятствовать излишней фрагментации или концентрации землевладений, что, несомненно, является индикатором в вопросе о продовольственной безопасности.

Например, в Германии, Дании, Норвегии для этого требуются специальные разрешения. В Ирландии, Новой Зеландии, в 17 штатах США также требуются специальные разрешения, но только для приобретения земли иностранными гражданами. В ряде провинций Канады иностранная собственность на землю вообще запрещена. Самые строгие ограничения на земельную собственность иностранцев в сельской местности существуют в Японии, хотя и там до 5,2% всех сельскохозяйственных земель принадлежит иностранцам.

В РФ имеется подобная система ограничений, так был принят Земельный кодекс РФ3 и ФЗ « Об обороте

4

земель сельскохозяйственного назначения» , где установлена система ограничений на покупку земель и прописаны нормы, касающиеся права преимущественной покупки земли и регулирования рынка земель. Однако, на наш взгляд, в данном законе имеются недоработки, касающиеся права покупки земель ино-

2 ФЗ №264-ФЗ от 29.12.2006 г. « О развитии сельского хозяйства»// CЗ РФ. 2007. №1 (ч.1). Ст. 27

3 Земельный Кодекс РФ № 136-ФЗ от 25. 10. 2001 г.// СЗ РФ, 2001 г. № 44. Ст. 4147.

4 ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. « Об обороте земель сельскохо-

зяйственного назначения»

странными инвесторами. Так, в статье 3 закона устанавливается, что права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Но, думается, что стоит уменьшить долю иностранного участия в предприятии до 49 процентов, поскольку пятидесяти процентный барьер не дает возможности приобретения полного контроля при голосовании по важнейшим вопросам деятельности организации.

Важным также является создание системы методов стимулирования политики протекционизма. Мировой опыт показывает, что страны с высокоразвитым аграрным сектором экономики ведут политику защиты внутренних производителей от конкуренции извне и одновременно стимулирования экспорта, тем самым, поднимая уровень продовольственной безопасности.

Внешнеторговое регулирование России, в основном, представлено традиционными таможенными тарифами, причем, отражая общий курс на либерализацию экономики, средний тариф на продовольственные товары составляет 14% от стоимости товара, что легко перекрывается компенсационным платежами ЕС. Введение квот или ветеринарных, или фитосанитарных ограничений, не меняет общей картины. При этом следует учесть, что в случае присоединения к ВТО Россия должна отказаться от системы квот и взять на себя обязательство по систематическому снижению импортных тарифов. Тем самым, неравновесное состояние во внешнеторговом регулировании должно еще больше возрасти5.

Таким образом, можно заключить, что Россия, проводя политику, приоритета импорта по отношению к экспорту, не оставляет шансов для достойного развития отечественного производителя, игнорируя необходимость поддержки аграрному сектору, ставит под угрозу национальную и продовольственную безопасность страны. В сложившейся мировой ситуации нельзя забывать мировой опыт стран с развитой системой сельского хозяйства, чтобы вывести государство из аграрного кризиса. Необходимо принимать правовые меры по кооперации с мировым сообществом, но при этом отдавать приоритет поддержанию и выведению в лидеры отечественного сельхозтоваропроизводителя, прежде всего на законодательном уровне, можно сказать, проводя политику «разумного эгоизма».

Список литературы:

1. Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г. « О развитии сельского хозяйства»//Собрание законодательств РФ. 2007. №1 (ч.1). Ст. 27

2. Земельный Кодекс РФ № 136-Ф3 от 25. 10. 2001

г.// Собрание законодательств РФ 2001 г. № 44. Ст. 4147.

3. Федеральный закон РФ №101-ФЗ от 24.07.2002 г. « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»// Собрание законодательств РФ РФ.2002. № Ст. 3018

4. Volk, Ewald. Investitionsfqrderung in Europдischen Landem. Ein Vergleich der Systeme in der BRD, Schweiz,

5 Вступление России в ВТО: ожидаемое влияние на развитие сельского хозяйства. Аналитический обзор. М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2005.

Schweden und L4sterreich. Dissertation zur Erlangung des Akademischen Gradeseines Doktors der Sozial- und Wirt-schaftswissenschaften. Wien, 1982. S.12.

5. Вступление России в ВТО: ожидаемое влияние на развитие сельского хозяйства. Аналитический обзор. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. С. 121-148

Рецензия

на научную статью аспирантки третьего года очной формы обучения кафедры гражданского права Южного Федерального Университета Киблицкой Ольги Сергеевны на тему: «Правовые способы решения проблемы продовольственной безопасности в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей».

В рецензируемой статье Киблицкой О.С. "Правовые способы решения проблемы продовольственной безопасности в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей" рассматриваются важные для гражданского права вопросы, касающиеся способов и мер правового регулирования поддержки государством такой важной отрасли предпринимательской деятельности, как сельское хозяйство. Учитывая сравнительно недолгий процесс становления данной отрасли как сектора рыночной экономики, основанного на конкуренции и частной собственности, автор статьи делает попытку исследовать тенденции развития правового регулирования законодательства в зарубежной практике. Сказанное говорит об актуальности и теоретической значимости вопросов, рассматриваемого Киблицкой О.С. в рецензируемой статье.

Автор отмечает, что в настоящее время в ходе осуществления государственной политики по поддержки сельхозпроизводителей, наблюдается недостаточно эффективных мер по поддержке данного сегмента закрепленных на законодательном уровне. В статье проводится анализ действующего законодательства РФ и развитых стран Европы и Запада, исследуются эффективные меры поддержки сельскохозяйственных производителей за рубежом с целью возможного преломления иностранного опыта к нашим условиям, проведен анализ основных тенденций развития аграрного сектора в нашей стране и за рубежом. Автором исследовано действующее законодательство РФ, касающееся вопросов обеспечения продовольственной безопасности страны как функции государства, в частности федеральные законы "О развитии сельского хозяйства", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельный Кодекс РФ, подняты проблемы ценообразования, квотирования, землепользования как основные в правовом регулировании деятельности сельхозтоваропроизводителя.

На основании проведенного анализа автором предложен ряд изменений в действующее законодательство, например, некоторые коррективы в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части, касающейся установления системы ограничений на покупку земель иностранными инвесторами, предлагается уменьшить долю иностранного участия в предприятии до 49 процентов, поскольку пятидесяти процентный барьер, указанный в статье 3 закона, не дает возможности приобретения полного контроля при голосовании по важнейшим вопросам деятельности организации. С данным предложением, представляется, следует согласиться.

Однако считаем возможным отметить, что автором не предложено конкретных правовых инструментов в

продвижении политики протекционизма в области сельского хозяйства, что несомненно, является необходимым для дальнейшего исследования вопросов правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителя, в связи с чем автору предлагается в последующих работах обратить внимание на данный аспект проблемы.

В целом же, следует отметить, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована для публикации в журнале.

Научный руководитель

д.ю.н., профессор Лукьянцев А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.