ВАК 08.00.10
o.a. алексеева
директор департамента финансов и бюджетной политики министерства сельского хозяйства Российской Федерации
отечественный и зарубежный опыт финансовой поддержки сельского хозяйства
Мировой опыт развития сельского хозяйства в последние десятилетия свидетельствует о возрастании роли государства в регулировании сельскохозяйственного и продовольственного рынков. В экономически развитых странах аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, - как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер этой компенсации в отдельных странах может достигать 70% стоимости продукции сельского хозяйства. Наиболее масштабную поддержку сельхозпроизводителям оказывают страны с наименее благоприятными для аграрного производства природно-климатическими и географическими условиями, например, Норвегия, Япония, Южная Корея.
Объём государственной поддержки напрямую зависит от уровня доходов страны. В США её размер составляет около 1%, в странах ЕС - 1,3%, в Японии - 1,4% валового внутреннего продукта [4]. В России в 2009 г. в сельское хозяйство государством было направлено 190 млрд руб., что составило менее 0,5% ВВП. В 30 млрд руб. оценён объём косвенной поддержки отрасли [8].
Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства - это экономический механизм регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, структуры сельскохозяйственного производства, аграрного рынка, межотраслевых и межхозяйственных отношений.
Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную по-
литику, содержанием которой является предоставление различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям. Её основными инструментами являются компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, ценовое регулирование рынка сельскохозяйственных товаров, таможенно-тарифная политика, выделение средств на развитие инфраструктуры сельского хозяйства, агролизинг и другие.
Полноценное использование этих инструментов государственной поддержки требует увеличения аграрного бюджета Российской Федерации как в абсолютной величине, так и относительно ВВП. Объём всех форм государственной поддержки отрасли в 2009 г. составил 1,8% расходов бюджета или 0,6% ВВП1. В то время как по оценкам экспертов требуется сумма в 3-3,5% ВВП. На 2010 г. на поддержку АПК запланировано выделение 107,6 млрд руб. из федерального бюджета, из них 80 млрд руб. будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам [8].
По мнению экспертов, вступление России во Всемирную торговую организацию приведёт к тому, что разрыв между экспортом и импортом достигнет 4 млрд долларов, благосостояние потребителей повысится на 2%, поступления в бюджет при снижении импортных пошлин сократятся на 2-4%, чистый доход сельхозпроизводителей сократится на 5% [10]. По оценкам Всемирного банка Россия выиграет 2,7% от стоимости национального потребления на среднесрочный период, и 24% в долгосрочном. Но при полном снятии преград для прямых иностранных инвестиций сельскохо-
1 Подсчитано по данным Росстата и Минсельхоза РФ / http://www.gks.ru, http://www.mcx.ru.
зяйственное производство сократится на 2%, экспорт сельхозпродукции - на 4%, импорт увеличится на 11%, квалифицированная рабочая сила потеряет 3% в своем составе, неквалифицированная рабочая сила - 2%. При частичной отмене преград производство будет снижено на 3%, экспорт - на 3%, импорт увеличится на 8%; квалифицированная рабочая сила сократится на 4%, неквалифицированная - на 3% [2]. В то же время предельный показатель государственной поддержки сельского хозяйства увеличится с нынешних 3,5 млрд долл. до 9 млрд долл. [1].
Система государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли включает меры прямого и косвенного регулирования.
Среди мер прямой государственной финансовой поддержки в зарубежных странах можно выделить:
• прямые государственные компенсационные платежи;
• платежи при ущербе от стихийных бедствий;
• платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.);
• субсидии в расчёте на единицу площади или поголовье скота;
• платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов);
• финансирование целевых программ и расходов на НИОКР.
Прямое субсидирование сельского хозяйства осуществляется практически во всех экономически развитых странах, однако их уровень и структура различны. Наибольшая доля прямых платежей в структуре расходов на поддержку сельского хозяйства отмечается в Норвегии, Австралии, США и ЕС. В отраслевом разрезе наибольшая доля расходов приходится на растениеводство в США, Канаде, ЕС, на животноводство - в Финляндии, Норвегии, Швейцарии. Основной целью прямого субсидирования является государственное регулирование структуры производства в сельском хозяйстве, а также поддержка производителей в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Например, специальные системы поддержки доходов существуют в заболоченных районах Ирландии и труднодоступных высокогорных районах Австрии, а в северной части Финляндии в хозяйствах, расположенных выше 62° северной широты, государство предоставляет повышенные «погектарные» и «поголовные» субсидии сельхозпроизводителям.
Бюджетные трансферты сельскому хозяйству, напрямую увеличивая доходы сельхозтоваропроизводителя, не оказывают непосредственного вли-
яния на рыночные цены. Трансферты могут быть разделены на две группы: платежи, связанные с объёмом производства, и платежи, сокращающие затраты производителя. Это дотации, субсидирование отдельных видов расходов, государственные капиталовложения, вложения в инфраструктуру и т.д. Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведённой сельскохозяйственной товарной продукции, в Японии и Финляндии -70%, в России - лишь 3,5% [3].
К мерам косвенной государственной поддержки сельского хозяйства относятся:
• ценовое регулирование на рынке продукции сельского хозяйства и продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию;
• льготное финансово-кредитное обеспечение;
• система льготного налогообложения, квот и налогов на экспорт и импорт продовольствия;
• сельскохозяйственное страхование.
Основную роль в системе государственного
регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов сельхозтоваропроизводителей. Основными целями этого регулирования являются:
- стабилизация цен на продукцию сельского хозяйства путём ограничения их динамики в относительно узком коридоре;
- поддержание цен, обеспечивающих сельхозтоваропроизводителям возможность осуществлять расширенное воспроизводство;
- регулирование объёмов и структуры сельскохозяйственного производства;
- поддержание стабильности рынка продовольствия.
Структура государственной поддержки отрасли определяется природно-климатическими условиями и географическим положением страны, поэтому в разных странах преобладают те или иные инструменты регулирования. Например, ценовая поддержка сельского хозяйства в ЕС составляет до 91% от всей суммы бюджетного финансирования, в США - 48%, Канаде -53% [7,12].
Например, в США ценовое регулирование на рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется на основе двух видов цен.
1. Целевых, распространяющихся на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Эти цены обеспечивают минимальный уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства производителей со средним и пониженным уровнями затрат. В случае реализации сельскохозяйственной продукции по ценам ниже целевых, производитель получает разницу,
компенсирующую снижение его доходов вследствие падения рыночных цен.
2. Залоговых, по которым сельхозтоваропроизводители сдают в товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых. Если в течение девяти месяцев заложенная продукция не выкуплена производителем, она переходит в собственность ТКК, а сельхозпроизводитель получает за неё денежную компенсацию по залоговой цене за вычетом издержек на хранение. По сути, залоговая цена представляет собой гарантированный минимум цен на сельскохозяйственную продукцию, предоставляющую производителю возможность получения дохода вследствие разницы между залоговой ставкой и рыночной ценой.
В странах ЕС функцию минимальных цен выполняют государственные закупочные цены («цены вмешательства»). По этим, заранее фиксированным ценам, сельскохозяйственную продукцию закупают государственные организации. Кроме того, на достаточно высоком уровне устанавливаются целевые цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства хозяйствам, определённый уровень дохода. Существенное влияние на доходы сельхозтоваропроизводителей оказывает десятипроцентная дифференциация целевых цен по месяцам хозяйственного года с целью компенсации затрат на хранение нереализованной продукции.
Уровень бюджетной поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию является одним из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства. Он отражает отношение всех ценовых дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) сельскохозяйственной продукции к её цене у сельхозтоваропроизводителя. С 80-х годов XX в. уровень государственной поддержки цен сельхозпроизводителей неуклонно повышается - с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию - с 8,5 до 47%, животноводческую - с 20 до 28,5% [3].
Помимо компенсации потерь от понижения цен, в экономически развитых странах широко применяются меры, направленные на защиту внутреннего продовольственного рынка от импорта. Средневзвешенные тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции составляют в развитых странах 43,1%, в развивающихся - 18,7%, в странах с переходной экономикой - 13,36%. В России средние импортные пошлины на соответствующую продукцию равны 21%. Причём при вступлении в ВТО, в соответствии с достигнутыми договорённостями, их размер должен быть снижен до 18% [1].
Основной формой поддержки внутренних цен являются барьеры во внешней торговле в виде ограничений импорта сельскохозяйственной продукции, импортных тарифов, экспортных субсидий. Аналогичную роль играют компенсационные сборы, акцизы, налоги и неналоговые ограничения в виде квотирования производства для сокращения предложения, административное регулирование. То есть эта форма поддержки предусматривает увеличение доходов сельхозтоваропроизводителя путём покупки потребителями товаров по более высоким ценам. Экспорт же сельскохозяйственной продукции стимулируется субсидиями, т.е. за счёт средств налогоплательщиков.
Специфические отраслевые особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость особого подхода к кредитному обеспечению отрасли. При отсутствии государственной кредитной поддержки отрасли, банковский капитал переместился бы в другие, более рентабельные сферы.
В Германии центральным сельскохозяйственным банком является сельскохозяйственный рентный банк, кредитующий сельское хозяйство и пищевую промышленность. Кредиты сельхозпроизводителям предоставляются на льготных условиях, поскольку банк подпадает под действие законодательства о кооперативах, предусматривающего льготное налогообложение. Однако ставка процента по кредитам достаточно сильно варьируется и может быть изменена в период действия кредитного договора.
Во Франции центральное место в системе кредитного обеспечения сельского хозяйства играет банк «Креди агриколь». Механизм действия льготных кредитов для АПК основан на принципе бонификации - государственного погашения банку разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготной ссуды, предоставленной фермеру.
В Великобритании не существует специализированного аграрного банка, и банковская политика по отношению к сельскому хозяйству основана на тех же принципах, что и для других отраслей экономики. Однако через коммерческие банки проходят различные государственные субсидии, что во многих случаях делает кредит льготным.
В США сельское хозяйство кредитуют ссудно-сберегательные ассоциации, займо-сберегатель-ные банки и мелкие фермерские банки регионального значения, выдающие фермерам долгосрочные ссуды под залог земли и недвижимости.
Российский опыт кредитования отрасли связан с инвестиционными проектами строительства, расширения, реконструкции и техническим вооружением сельскохозяйственных предприятий, развитием инфраструктуры. Практически неразвито кредитование затрат по улучшению качества
земельных угодий и инновационных проектов. Законодательно не урегулированы механизмы проектного кредитования и венчурного финансирования в сельском хозяйстве.
Для внедрения системы проектного кредитования необходимы регламентация круга возможных учредителей и участников проекта, разработка методики определения будущих денежных потоков, связанных с проектом, способов распределения рисков между участниками, а также принципов определения границ кредитования проекта путём регламентации минимальной доли вложения в проект собственного капитала учредителей.
Для формирования механизма венчурного финансирования необходимо определение размера и форм долевого участия банка в капитале венчурной компании, особенностей кредитования всех стадий венчурного проекта, включая НИОКР, способов распределения риска между венчурной компанией и организаторами кредитования, методов оценки и выбора проекта организаторами.
Для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве целесообразно предоставление ссуд под залог земли и другого имущества фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, а также предприятиям, у которых доля участия в уставном капитале государства или юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не превышает 25%, а численность работников находится в пределах 60 человек.
В соответствии с Положением Банка России № 54-П, данные субъекты могут получить разовые ссуды, кредиты путём открытия кредитной линии. Однако, требуется уточнение таких элементов кредитного механизма, как предпочтительный вид кредитной линии, размер залоговой маржи, предельный срок кредитного договора, возможность погашения долга банку натуральными платежами.
Основной особенностью зарубежного опыта кредитования сельского хозяйства является кредитование сельскохозяйственных предприятий под залог земли (земельно-ипотечное кредитование) с рефинансированием соответствующих кредитных требований. Кредитование под залог земли имеет стабильную правовую базу, отработанные технологии кредитного процесса, характеризуется использованием секьюритизации кредитных требований.
В мировой практике основными организационно-финансовыми схемами земельной ипотеки являются:
- одноуровневая (европейская или континентальная), в которой привлечение средств в систему происходит через земельно-ипотечные банки;
- двухуровневая (американская или англоамериканская), в которой привлечение ресурсов осуществляется посредством земельно-ипотечных кредитов через небанковские кредитные организации - земельно-ипотечные агентства.
Организационно-финансовые схемы определили следующие модели земельно-ипотечного кредитования, применяемые в мировой банковской практике:
- усечённо-открытая модель на основе одноуровневой схемы;
- сбалансированная автономная модель на основе одноуровневой схемы;
- расширенно-открытая модель на основе двухуровневой схемы.
Одноуровневая организационно-финансовая схема земельно-ипотечного кредитования исторически сложилась в европейских странах, где кредитование под залог сельскохозяйственных земель традиционно осуществляется через систему специальных земельных ипотек и банков. Данная схема обеспечения дешёвыми долгосрочными ресурсами земельного ипотечного кредитования заключается в создании замкнутого земельно-ипотечного финансового рынка, формируемого специализированными земельно-ипотечными банками. Такие системы земельно-ипотечного кредитования развиты в Германии, Австрии, Нидерландах, Великобритании и Финляндии, доминируют в Дании, Швеции и Канаде. Во Франции и Испании одноуровневая система кредитования реализована через монопольные государственные земельно-ипотечные банки. Ресурсы земельных ипотечных банков складываются из собственных накоплений и средств, полученных от реализации земельных ипотечных облигаций, выпускаемых под обеспечение земли с фиксированным процентным доходом. Земельно-ипотечные облигации являются одним из самых надёжных финансовых инструментов.
В странах Восточной Европы, Англии, Испании, Израиле применяются усечённо-открытые модели земельно-ипотечного кредитования, основными чертами которых являются одноуровневый характер, отсутствие специальных рыночных институтов, зависимость модели от рыночного уровня ставки процента, отсутствие жёстких стандартов кредитования, ограниченное количество привлекаемых ресурсов, простота организации, доступность для пользователей.
Более сложная двухуровневая организационно-финансовая схема, применяемая в США, базируется на трёх элементах:
- ипотечном страховании, гарантирующем земельно-ипотечные кредиты от риска невозврата;
- рефинансировании - покупке земельных ипотечных ценных бумаг, выпущенных банками;
- секьюритизации - выпуске на базе банковских земельных ипотечных ценных бумаг других, более ценных и, соответственно, более ликвидных на рынке бумаг.
Первоначально кредиты выдают коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы. Однако фактическими держателями большей части земельно-ипотечного портфеля являются специальные агентства, которым предоставляются государственные гарантии, обеспечивающие снижение рисков и стандартизацию займов. Агентства комплектуют купленные у банков кредиты в пулы и продают их инвесторам в виде обеспеченных земельной ипотекой ценных бумаг.
Для расширенно-открытой модели характерны: сложность организации, многоуровневый характер, обязательность вторичного рынка ипо-течно-земельных ценных бумаг, доступность кредитов, зависимость от рыночной ставки процента, большое количество участников, длительный срок кредитования.
Особенностью применяемых за рубежом моделей системы земельно-ипотечного кредитования является доступность для заёмщиков. Это означает, что условия предоставления ипотечных кредитов (сумма, срок, процентная ставка и т.д.) удовлетворяют потребности различных, в т.ч. мелких, сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответствуют их возможностям погасить кредиты. Поэтому в России является необходимой для отдельных категорий сельскохозяйственных производителей, с учётом их организационно-правовых форм (индивидуальные предприниматели, фермеры, физические лица), разработка льготных правил и условий погашения земельного кредита (сроки, процентная ставка, цель кредита, освобождение основной сельскохозяйственной деятельности от налогов в период всего срока кредита и т.д.).
Земельно-ипотечное кредитование в России осложнено отсутствием исторического опыта его получения, низкой финансовой грамотностью сельскохозяйственных производителей, отсутствием достаточных источников для погашения кредита. Поэтому одним из самых важных принципов построения системы земельно-ипотечного кредитования в России является создание условий доступности кредитов для сельскохозяйственных производителей.
Кроме того, проблемой земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве является привлечение долгосрочных финансовых ресурсов. В настоящее время ни один российский коммерческий банк, опираясь на краткосрочные источники, не в состоянии сформировать кредитный портфель из долгосрочных кредитов. Коммерческие банки, кредитующие сельхозпроизводителей,
имеют дело с недостаточно ликвидным имуществом сельскохозяйственных товаропроизводителей и не дифференцированными, применительно к сельскому хозяйству, требованиями банковского законодательства к залогу.
В настоящее время спрос на кредиты со стороны агробизнеса превышает размер свободных кредитных ресурсов. Поэтому ключевым фактором развития земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве России выступает рефинансирование, которое должно обеспечить кредитные организации необходимыми для земельной ипотеки ресурсами.
В настоящее время 25-30% реальных инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции, и около 80% новых видов продукции производятся именно на оборудовании, полученном в лизинг. Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа, Япония (табл. 1).
По договорам лизинга может предоставляться как новое, так и бывшее в употреблении и затем восстановленное имущество. Всё более прочные позиции на мировом рынке лизинга занимают сделки с восстановленной техникой, и в некоторых странах объём продаж достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. В Германии в 2004 г. рынок восстановленной техники составил 14 млрд долл., в странах ЕС - 70 млрд долл. Хорошо развит вторичный рынок лизингового имущества в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции [6].
У фермеров ряда зарубежных стран объёмы механизированных работ, выполняемых восстановленной техникой, превышают 50-60%. На рынки подержанной техники эти машины поступают после 5-7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет. Экономически крепкие хозяйства, как правило, приобретают новые машины, которые через 5-7 лет эксплуатации реализуются экономически более слабым потребителям. Даже в развитых странах Запада, в США и Японии на каждый новый трактор приходится 3-4 бывших в эксплуатации [5].
Основными преимуществами такого рынка техники являются: короткие сроки поставок, низкие цены, увеличение объёма закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ре-монтно-обслуживающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и др.).
Система льготного налогообложения в сельском хозяйстве во всех странах также является одним из важнейших инструментов государственной поддержки отрасли. Основной функцией системы
Таблица 1
Доля лизинга в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование в 90-е годы1
Страны Доля лизинга, %
Англия, Франция, Швеция, Испания 12-17
Италия, Голландия 12-14
Австралия, Дания, Норвегия, Япония 8-10
США 25-30
Таблица 2
Динамика объёма производства, в процентах к предыдущему году2
Отрасли экономики Годы
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Сельское хозяйство 101,3 103,0 102,4 102,8 103,3 110,8 102,0
Промышленное производство 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1 89,2
налогообложения в сельском хозяйстве является не фискальная, а стимулирующая, т.е. формирующая благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики и повышения его эффективности. Налоговые поступления от сельскохозяйственных предприятий в зарубежных странах во много раз меньше государственных затрат на финансирование сельского хозяйства.
Основным в системе налогообложения сельхозтоваропроизводителя за рубежом является подоходный налог, определяемый как доход за вычетом расходов производственного характера, необлагаемого минимума и стандартных скидок. В странах ЕС применяются два метода исчисления подоходного налога - либо на основе данных бухгалтерской отчётности фермерских хозяйств, либо на основе нормативных, а не фактических данных о деятельности производителей. Например, в Германии, Франции, Италии, где в структуре аграрного производства преобладают некрупные предприятия, для которых ведение финансовой отчётности необязательно, преобладает нормативный режим налогообложения. Налоги дифференцированы в зависимости от объёма производства и товарной специализации хозяйств.
Укреплению финансового состояния сельхозпроизводителей способствуют установленные льготы по налогу на землю. В некоторых странах, например, в Австралии и Швеции все земли сельскохозяйственного назначения полностью освобождены от уплаты земельного налога. Снижению суммы земельного налога в отдельных странах способствует оценка сельскохозяйственных угодий не по рыночной стоимости, а по сельскохозяйственной продуктивности земли, т.е. методом капитализации земельной ренты. При этом динамика текущих цен на сельскохозяйственную продукцию не оказывает влияния на расчёт налогооб-
лагаемой базы. Например, в Швейцарии земли не сельскохозяйственного назначения оцениваются по рыночной стоимости, а сельскохозяйственного - по методу капитализированной земельной ренты. В Финляндии налогооблагаемая база земельным налогом формируется исходя из рыночной цены сельскохозяйственных угодий, но с большой скидкой.
Кроме того, для стимулирования инноваций в аграрном секторе, помимо ускоренной амортизации средств производства, налоговое законодательство многих стран предусматривает, например, такие льготные условия налогообложения:
• установление налоговых скидок на прирост инвестиций;
• бюджетная компенсация налоговых платежей на прирост инвестиций;
• пролонгация налоговых платежей на прирост капиталовложений на период завершения инвестиционного процесса.
Доходы сельхозпроизводителя обеспечиваются также за счёт поддержки общего сервиса, т.е. государственного финансирования научных исследований и разработок в агропромышленном комплексе, содержания специализированных образовательных учреждений, сельскохозяйственных инспекций, других элементов инфраструктуры сельского хозяйства, маркетинга, а также рекламы сельскохозяйственной продукции.
Степень эффективности принимаемых в настоящее время в Российской Федерации мер по реализации механизмов государственной поддержки сельскохозяйственного производства характеризует динамика производства продукции сельского хозяйства (табл. 2).
Как следует из вышеуказанной динамики, отставание темпов роста сельскохозяйственного производства от промышленного, наблюдавшееся
1 По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» / http://www.raexpert.ru/strategy.
2 Подсчитано по данным Росстата и Минсельхоза РФ / http://www.gks.ru, http://www.mcx.ru.
в 2003-2007 гг., в 2008 г. преодолено. Та же тенденция сохранилась и в 2009 г. Однако требуется усиление мер дальнейшей государственной поддержки аграрного производства.
О недостаточности мер государственной поддержки аграрного сектора экономики России свидетельствует уровень такого показателя, как государственные расходы в расчёте на один гектар сельскохозяйственных угодий. Если в Канаде, природные условия которой в максимальной степени соответствуют российским, на один гектар выделяется около 188 долл., то в России -10-16 долл. [4].
Для оценки поддержки сельскохозяйственного производства в странах-членах ОЭСР используется методика измерения величины трансфертов отечественным сельхозпроизводителям. В состав трансфертов включаются как прямые платежи сельхозпроизводителям, так и косвенные издержки, которые несут потребители из-за того, что покупают более дорогие продукты отечественного производства. Доля трансфертов в общих доходах отрасли характеризует уровень государственной поддержки сельского хозяйства.
Система государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в странах ЕС объединяет следующие направления:
• кредитные программы, предусматривающие государственные займы через кредитные организации, договоры с коммерческими банками о снижении ссудного процента;
• программы реализации, направленные на увеличение объёма продаж того или иного вида сельскохозяйственной продукции;
• программы международной торговли, направленные, с одной стороны, на снятие торговых барьеров и регулирование экспортно-импортных поставок, с другой стороны - на защиту отечественных производителей путём таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных операций;
• программы регулирования объёмов сельскохозяйственного производства с целью сбалансирования спроса и предложения товаров, например, программы вывода земель из оборота путём консервации, сокращения посевных площадей ряда культур.
Наиболее эффективной системой государственной поддержки аграрного сектора признана система США, где, по данным Министерства сельского хозяйства, в 2005 г. одна треть всех сельскохозяйственных предприятий получила бюджетные выплаты в той или иной форме [4, 16]. В США государственная поддержка аграрного сектора направлена на реализацию следующих направлений и целей:
• обеспечение высокой эффективности производства;
• развитие сельских территорий;
• продовольственная поддержка наименее обеспеченных семей;
• обеспечение продовольственной безопасности путём всесторонней проверки качества продуктов питания;
• охрана окружающей среды;
• разработка и реализация программ в области маркетинга и регулирования;
• развитие науки и образования путём проведения исследований в области АПК.
Основными формами поддержки доходов сельхозпроизводителей в США являются программы прямых платежей производителям, антициклических платежей, займы рыночной помощи, займы недостающих платежей, ценовой поддержки молочного сектора, консервации земель, а также льготного страхования в сельском хозяйстве. Программами страхования, которых насчитывается свыше 20, охвачено более 60% посевных площадей [4].
В Германии государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме аграрных дотаций, субсидий и прямых платежей. В состав дотаций входят:
1) платежи за готовую продукцию, поскольку объём производства сельскохозяйственной продукции ограничен квотами, устанавливаемыми в целях недопущения перенасыщения рынка;
2) платежи, компенсирующие затраты на инвестиции (например, кредиты на приобретение основных фондов, высокопродуктивного скота и новых сортов семян), проценты по кредитам, на оплату горюче-смазочных материалов;
3) компенсационные платежи за земли, выводимые из сельскохозяйственного оборота, а также за ресурсосберегающие мероприятия.
Таким образом, в российской практике могут быть использованы следующие рычаги и инструменты регулирования и поддержки сельскохозяйственной отрасли, применяемые в экономически развитых странах:
а) ценовая политика, гарантирующая доходы производителей;
б) компенсация части издержек по приобретению удобрений, кормов, субсидирование процентов по полученным кредитам, выплат по страхованию имущества, агролизинг;
в) бюджетное финансирование программ развития рынка, а также всех транспортных перевозок продовольственных товаров, и товаров, обеспечивающих сельскохозяйственное производство;
г) бюджетное финансирование развития инфраструктуры АПК, в том числе строительных работ, ирригационных проектов;
д) финансирование региональных программ развития аграрного производства;
е) инструменты косвенной финансовой политики (налогообложение, экспортные и импортные таможенные тарифы и квоты).
Таким образом, аграрная политика большинства стран решает задачи гарантированной максимальной обеспеченности государства продо-
вольствием и продуктами питания; поддержки стабильности в сельском хозяйстве; достижения минимального уровня доходности отрасли, ограничения избыточного производства; защиты внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Лондоне прошли дебаты по вопросу вступления РФ в ВТО / Официальный сайт общероссийской общественной организации «Деловая Россия» http://www.deloros.ru/main.php?mid=52&doc=3118.
2. Материалы круглого стола «Вступление России в ВТО: что это значит для нашего аграрного сектора?» / http://speakers.km.ru/mdex.asp?data=30.01.2007°/o2014:00:00&archive=on.
3. Мезенцева Е.С. Государственное регулирование АПК в развитых странах // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», 2004, №1 (12).
4. Некрасов Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в Самарской области // Агро-информ, 2007, № 1 / http://www.agro-inform.ru/2007/01/point.htm.
5. Семейкин В.А. Лизинг техники в сельском хозяйстве и его эффективность: учеб. пособие. - М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2006.
6. Тарасов В.И, Дивин Н.Ф. Роль лизинга в воспроизводстве технического потенциала АПК / http:// www.rgazu.ru/db/vestnic/2008.
7. Фунтикова Е.А. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. экон. наук. - Воронеж, 2007.
8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации / http://www.mcx.ru/ news.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации / http://www.gks.ru.
10. Официальный сайт ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук / http://www.viapi.ru/publication/.
11. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» / http://www.raexpert.ru/strategy.