Литература
1. Доклады Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия «О ходе реализации республиканских целевых программ» за 2009-2011 гг.
2. Намысова Э.В. Региональная составляющая маркетинговой стратегии в аграрном секторе // Экономическое и социальное развитие республик юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы. - Элиста, 2008. - С.65.
3. Убушаева Б.Г. К вопросу формирования новой региональной социально-экономической модели (на примере Республики Калмыкия) // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2010. - №22. - С.136.
4. Хайруллин И.Р. Разработка и оценка региональных программ развития реального сектора экономики с использованием инструментов индикативного планирования :на примере Республики Татарстан [Электр. ресурс]: //http://www.dissercat.com/content/razrabotka-i-otsenka-regionalnykh-programm-razvitiya-realnogo-sektora-ekonomiki-s-ispolzovan.
5. Цатхланова Т.Т. Условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства в России // Управление экономическими системами. - 2011. - №9 [Электр. ресурс]: http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/ 636-2011-09-22-08-51-19.
Э.В. Эрдниева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация. Данная статья определяет значимость и первостепенность государственного регулирования в сельскохозяйственном секторе АПК. В статье акцентируется внимание на приоритетных направлениях поддержки государственными программами и мерами. Проведен анализ современного состояния сельского хозяйства, определены основные проблемы и задачи развития.
Ключевые слова. Государственное регулирование, аграрный сектор, государственная программа, дотации, субсидии.
Государственное регулирование аграрного сектора в этом случае, как одно из проявлений государственного управления, может рассматриваться как метод государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки.
Государственное регулирование и поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств республиканского бюджета рассмотрим на примере АПК Республики Калмыкия. От его устойчивой работы зависят продовольственная безопасность территории, состояние экономики и уровень жизни населения.
Агропромышленный комплекс Республики Калмыкии в 2007-2012 годах функционировал в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В состав АПК входит 103 сельскохозяйственных предприятий, 2721 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тыс. хозяйств населения и индивидуальных хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции. Объем производства валовой продукции сельскохозяйственной продукции всех форм собственности вырос с 1,3 млрд. рублей в 2000 г. до 9,9 млрд. рублей в 2011 г. Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в 2011 г. составила 85,4%, что выше уровня 2007 г. на 15,2%.
© Эрдниева Э.В., 2013
В целях устойчивого развития специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины в Республике реализуется республиканская целевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2009-2012 годы». На реализацию данной программы определена сумма из федерального бюджета 559,0 млн. рублей.
Благодаря фиксированным ставкам субсидий из федерального бюджета и увеличению субсидий в животноводство из республиканского бюджета увеличилось поголовье крупного рогатого скота (164,5 тыс. голов) как в сельхозорганизациях, так и в частном секторе.
В целом по республике за 2011 года валовой надой молока незначительно, но снизился и составил 98,1% к соответствующему периоду прошлого года. Реализовано скота и птицы на убой в живой массе 102,2% к предыдущему году. Такое же увеличение производства наблюдается и в производстве яиц - 102,2%.
Для морального и материального стимулирования, а также повышения престижа животноводческих профессий учреждена ежегодная премия Министерства сельского хозяйства республики Калмыкия «За лучшие показатели в животноводстве», которой награждаются животноводы, бригадиры, управляющие, специалисты, хозяйства и районы республики.
Производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах снизилось на 40% по сравнению с уровнем 2006 года. Производство мяса всех видов на убой в живой массе составило 99,8% к уровню 2006 года.
В основном данные хозяйства занимаются выращиванием сельскохозяйственных животных, так поголовье скота на конец 2009 года составило 141,9 тыс. гол., что на 47.8 тыс. гол. больше показателя 2008 г. Многие из них добиваются высоких результатов. Немало крестьянских (фермерских) хозяйств переходят в разряд крупных товаропроизводителей, которые сегодня эффективно функционируют.
В АПК Республики Калмыкия сельское население трудится не только в коллективных сельскохозяйственных организациях, но и занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Объемы производства позволяют обеспечить собственное потребление семей и получить дополнительный доход от реализации излишков произведенной продукции. В личных подсобных хозяйствах республики в 2009 году произведено 74,7% мяса, 62,6% молока и 97,3% яиц от общего объема производства указанной продукции в республики.
Одной из задач ПНП «Развитие АПК» является создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Всего на территории республики на 01.01.2008 года было создано 42 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 21 кредитный, 6 перерабатывающих и 15 снабженческо-сбытовых. По состоянию на 01.07.2008 года в республики был зарегистрирован 41 сельскохозяйственный потребительский кооператив, причем реально работающих насчитывается только 14 (рис.).
В республике проводится интенсивная информационно-консультационная
работа.
Вместе с тем ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной. По-прежнему сельскохозяйственное производство осуществляется в условиях слабой государственной торговой политики на продовольственном рынке, роста цен на материально-технические ресурсы и проблем с землеустройством. Тяжелым остается финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, слабо растет производственный потенциал отрасли, медленно формируется инфраструктура агропродовольственного рынка, острой остается кадровая проблема.
В этих условиях правительство Калмыкией республики осуществило ряд мер, направленных на создание условий для устойчивого развития АПК. В 2011 году в АПК продолжалась реализация шести целевых программ республики Калмыкия.
1. Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011-2020
годы.
2. Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года.
3. Создание и развитие региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы.
4. Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 20082012 годы.
5. Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы.
Продолжают действовать и регулировать правоотношения в
агропромышленной отрасли Закон Республики Калмыкия от 7 февраля 2005 г. №179-Ш-З «О государственном регулировании агропромышленного производства Республики Калмыкия».
Также в 2011 году в республике Калмыкия приступили к реализации целевой программы «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011-2020 годы», в рамках которой выполняются мероприятия по реализации федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Главным направлением развития сельского хозяйства Калмыкией республики программой определено животноводство и его главная база - мясное скотоводство.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» во многом изменил отношение к АПК как к жизнеобеспечивающей сфере экономики страны. По итогам
2010 года практически все основные параметры, предусмотренные проектом, были выполнены.
Стратегической задачей в агропромышленном комплексе республики является выполнение программы социально-экономического развития Республики Калмыкия в
2011 году и на среднесрочную перспективу республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», в которых был предусмотрен:
- прирост товарной производства говядины составил 5,9 тыс. тонн (по соглашению 5,2 тыс. тонн), выполнение показателя 113,5%;
- прирост мясного и поместного скота 52,7 тыс. гол. (по соглашению 16,1 тыс. гол.), показатель обязательств превышен в 3,3 раза;
- выход телят в расчете на 100 мясных и поместных коров, 85 гол. (по соглашению 85 гол) задание выполнено.
Стратегия реализации некоторых мероприятий до конца не продумана: с жильем, газом, кооперативами, страхованием урожая. Положительные моменты, несомненно, имеются. Хозяйства получили реальную возможность обновить материально-техническую базу, получить оборотные средства и качественно улучшить посадочный материал. Но остается нерешенной главная проблема -гарантирование цены на сельхозпродукцию на весь год, чтобы и сельхозпроизводитель, и банк могли снизить риск невозврата того же кредита. На основании ответов экспертов по данному направлению реализации Госпрограммы можно судить о том, что оно в Республике Калмыкия и реализуется с большими трудностями, преодолеть которые возможно, усиливая государственное регулирование и поддержку, например, изменяя приоритетные подотрасли для целей инвестирования, суммы, порядок субсидирования и т. д., чтобы получить в итоге очевидный результат.
Литература
1. Постановление Правительства Республики Калмыкия №152 «О Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года» от 30.05.2011 // Правовая система «Консультант».
2. Социально-экономическое положение России. Официальное издание. - М.: Федеральная служба госстатистики РФ, 2012. - Вып. 1-12.
3. Цатхланова Т. Т. Методические аспекты оценки и повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Управление экономическими системами. - 2011. - №9 [Электр. ресурс]: http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/ 636-2011-09-22-08-51-19.
4. Цатхланова Т. Т. Роль малого бизнеса в формировании предпринимательской структуры на региональном уровне // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. - Астрахань: Изд-во: Астраханский государственный технический университет. - 2012 - №1. - С.139-142.
5. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. - 2008. - №7. -С.17.
6. Эрдниева Э.В., Даганова Н.Б. Проблемы развития сельского хозяйства и его роль в региональной экономике // Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические и правовые вопросы современной России: региональный аспект». - Элиста, 2010.