услуг и должны найти отражение в требованиях стандарта государственного управления.
Органы государственной власти и местного самоуправления, как правило, информационно закрыты: сайты слабые; пресс-конференции - редкость; решения и разъяснения на сайте не размещаются; экспертные советы либо не работают вовсе, либо слабы; совещания с внешними экспертами, представителями отраслей экономики, малого, среднего предпринимательства всех уровней, общественных, некоммерческих организаций либо проводятся редко, либо ключевые, наиболее сложные вопросы, влияющие на их жизнь и развитие, с ними не обсуждаются. Между тем все эти люди, организации являются потребителями государственных услуг, и выстраивание активного взаимодействия с ними должно быть одной из главных задач.
Литература
1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник для студ. Вузов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2009. - 412 с.
2. Федоренко М.В. Внедрение системы менеджмента качества в деятельность государственных органов власти и местного самоуправления [Электр. ресурс]: http://www.siora.ru.
Т. Т. Цатхланова, С.В. Намысов
СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ПОНЯТИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, МОДЕЛИ
Аннотация. Статья посвящена недостаточному изучению формирования инструментов устойчивого развития региональной политики в целях повышения эффективности и конкурентоспособности региона.
Ключевые слова. Экономика, регион, региональная политика, модели, программа.
Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
Необходимо опираться, по крайней мере, на ряд других технологий (политик), без формирования которых задача повышения эффективности управления региональной политикой окажется невыполнимой.
Во-первых, это политика пространственного развития. Дело в том, что диспропорции в социально-экономическом развитии территорий будут существовать всегда. Объективные различия географического и социально-экономического положения регионов, особенно в странах с огромной территорией, по мере развития рыночных отношений не только не сглаживаются, но и могут углубляться. Ускоренное развитие порождает неравенство, а ресурсов на равномерное развитие в стране и регионах нет.
Полученные значения частных и комплексных показателей экономического потенциала указывают на существенную неравномерность распределения регионов ЮФО по уровню экономического потенциала, являющегося одной из важнейших характеристик, привлекающих инвесторов. Анализ частных показателей экономического потенциала Калмыкии показывает, что все они меньше 0,05. Это
© Цатхланова Т.Т., Намысов С.В., 2013
свидетельствует об очень низком уровне производственно-ресурсного потенциала данного региона, что определило ее позицию на 6 месте.
По уровню региональной эффективности анализ частных показателей региональной эффективности Калмыкии позволил выявить причину ее отставания -очень низкий объем ВРП на душу населения: относительное значение данного показателя 121=0,506, а абсолютное значение - х21=84,3 тыс. руб. на одного занятого; низкий уровень фондоотдачи (125=0,496); низкий индекс капиталовложений.
В сложившейся ситуации целью политики поляризованного регионального развития на ближайшие 10-15 лет должно стать существенное увеличение капитализации опорных регионов-лидеров, эффекты которой могут быть вложены в развитие других территорий страны. Ускоренная капитализация должна выражаться в существенном росте стоимости активов, дислоцированных на территории этих регионов и вовлекаемых в систему межрегиональных и глобальных обменов. Выбор этих регионов и определение механизмов и последовательности создания опорного каркаса страны - ключевая задача этой политики.
Во-вторых, это политика управления инновационным процессом. Сегодня именно она является единственным осмысленным и реализуемым основанием новой промышленной политики, стратегическим направлением диверсификации экономики и преодоления сырьевой зависимости.
Поскольку Республика Калмыкия не обладает достаточными ресурсами для осуществления инновационной деятельности, на начальном этапе перехода на инновационный путь развития целесообразны следующие мероприятия, способные создать благоприятную среду для дальнейших преобразований: разработка целевой программы инновационного развития экономики республики, принятие необходимых нормативно-правовых документов; создание элементов инновационной инфраструктуры в форме инновационного бизнес-центра и агротехнопарка; установление сотрудничества с регионами, достигшими определенных успехов в области активизации инновационной деятельности. В дальнейшем, по мере стабилизации экономики субъекта РФ, возможен переход к укреплению и расширению собственной ресурсной базы инновационного развития. Без содействия инновационному процессу невозможен долговременный устойчивый экономический рост. Обеспечение инновационного цикла и процессов его воспроизводства сегодня рассматривается как миссия национальной инновационной системы, включающей в себя как институты гражданского общества, так и инфраструктуры государственного управления.
В-третьих, это политика обеспечения роста качества человеческих ресурсов и формирования социального капитала.
Сравнительный анализ регионов ЮФО по уровню потребления и качеству жизни показывает, что самый низкий уровень потребления и качества жизни отмечается в Республиках Адыгея (Т=0,821),Калмыкия (Т=0,659). Для Республики Калмыкия характерна общероссийская тенденция последних лет - опережающее повышение уровня доходов населения более чем на 27% в год при среднем индексе инфляции до 15%. В сфере оплаты труда в 2010 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата продолжает оставаться ниже среднероссийской в 1,13 раза (15031,5 руб.) и занимает одно из низких мест среди субъектов ЮФО (в среднем по ЮФО - 13282 руб.).
Проблемы повышения уровня и качества жизни, формирования современного человеческого капитала обусловлены состоянием и уровнем развития социальной сферы республики. В последние годы многое делается для развития социальной сферы, реализуются федеральные и республиканские программы, федеральная целевая программа «Юг России», претворяются в жизнь национальные проекты развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения, «Доступное жилье» и
др. Из консолидированного бюджета республики на социально-культурные мероприятия было направлено в 2011 г. 3739031 тыс. руб. (или 58,9%).
Речь идет не только и не столько о снижении или, напротив, увеличении объема социальных обязательств, сколько о разработке новой активной социальной политики, которая способна опираться на институты партнерства гражданского общества, бизнеса и государства.
В-четвертых, это политика управления общественными финансами. Значимыми направлениями региональной политики, являются целевые программы, как одно из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-экономическое развитие региона.
Целевые программы регионального уровня ориентированы на решение наиболее актуальных социально-экономических задач, направленных на решение системных проблем. При принятии решения о реализации программы должна быть учтена эффективность предполагаемых мероприятий с точки зрения обоснованности бюджетных затрат на решение конкретных социально-экономических задач.
В 2011 году в республике действовали 24 республиканских целевых программ, что соответствует количеству программ 2010 года. Из всех источников финансировались 18 программ, на реализацию которых направлено2622,5 млн. рублей или 14,70% от объема, предусмотренного по программам в 2011 году, в том числе из федерального бюджета профинансировано - 1192,9 млн. рублей или 22,96% от предусмотренного по программам объема; республиканского бюджета - 211,9 млн. рублей или 12,02%; местного бюджета - 14,99 млн. рублей или 12,14%; внебюджетных источников - 1202,8 млн. рублей или 11,17%. Фактически из республиканского бюджета финансировались 14 РЦП. Компетентность современной власти заключается в том, чтобы рамочным образом управлять всей совокупностью финансовых средств, которыми располагает общество (в широком смысле этого слова), на основе стратегических договоренностей со всеми «игроками» современного культурно-политического процесса.
В-пятых, это политика безопасности жизнедеятельности населения. В современном обществе понятие безопасности охватывает широкий круг процессов -от предотвращения террористической деятельности до обеспечения нормальной (безопасной) среды жизнедеятельности. Сегодня источники опасности носят транснациональный, глобальный характер, поэтому, какую бы сферу безопасности мы ни взяли - будь то физический контроль, информационные технологии или экологическая безопасность, - средства информирования и защиты должны быть доступны всем субъектам, деятельность которых может подвергаться опасности.
В-шестых, это культурная политика. Процессы глобализации актуализировали ряд угроз, направленных на прямое уничтожение культурных норм и людей как физических носителей различных ценностей. Именно поэтому ключевым аспектом политики XXI в. стало поддержание среды, в которой создаются, обращаются и используются ценности, обеспечивающие идентичность человека и различных типов сообществ. Культурная миграция, отношения доверия, толерантности и взаимопомощи формируют фон социально-культурной солидарности, что является, по-видимому, наиважнейшим фактором конкурентоспособности региона в современной политике и экономике. «Узнавание» территории на глобальном уровне и комфортность ее внутренней среды являются базовыми целями культурной политики.
Таким образом, речь идет о воссоздании единого управленческого пространства, в котором можно представить наличие ряда особых функциональных зон, а дальше - существующих или же недостающих подсистем и функциональных органов управления.
Литература
1. Доклады Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия «О ходе реализации республиканских целевых программ» за 2009-2011 гг.
2. Намысова Э.В. Региональная составляющая маркетинговой стратегии в аграрном секторе // Экономическое и социальное развитие республик юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы. - Элиста, 2008. - С.65.
3. Убушаева Б.Г. К вопросу формирования новой региональной социально-экономической модели (на примере Республики Калмыкия) // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2010. - №22. - С.136.
4. Хайруллин И.Р. Разработка и оценка региональных программ развития реального сектора экономики с использованием инструментов индикативного планирования :на примере Республики Татарстан [Электр. ресурс]: //http://www.dissercat.com/content/razrabotka-i-otsenka-regionalnykh-programm-razvitiya-realnogo-sektora-ekonomiki-s-ispolzovan.
5. Цатхланова Т.Т. Условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства в России // Управление экономическими системами. - 2011. - №9 [Электр. ресурс]: http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/ 636-2011-09-22-08-51-19.
Э.В. Эрдниева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация. Данная статья определяет значимость и первостепенность государственного регулирования в сельскохозяйственном секторе АПК. В статье акцентируется внимание на приоритетных направлениях поддержки государственными программами и мерами. Проведен анализ современного состояния сельского хозяйства, определены основные проблемы и задачи развития.
Ключевые слова. Государственное регулирование, аграрный сектор, государственная программа, дотации, субсидии.
Государственное регулирование аграрного сектора в этом случае, как одно из проявлений государственного управления, может рассматриваться как метод государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки.
Государственное регулирование и поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств республиканского бюджета рассмотрим на примере АПК Республики Калмыкия. От его устойчивой работы зависят продовольственная безопасность территории, состояние экономики и уровень жизни населения.
Агропромышленный комплекс Республики Калмыкии в 2007-2012 годах функционировал в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В состав АПК входит 103 сельскохозяйственных предприятий, 2721 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тыс. хозяйств населения и индивидуальных хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции. Объем производства валовой продукции сельскохозяйственной продукции всех форм собственности вырос с 1,3 млрд. рублей в 2000 г. до 9,9 млрд. рублей в 2011 г. Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в 2011 г. составила 85,4%, что выше уровня 2007 г. на 15,2%.
© Эрдниева Э.В., 2013