Научная статья на тему 'Государственное регулирование АПК'

Государственное регулирование АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КООПЕРИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ АПК" / ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / THE NATIONAL PROJECT "DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX" / STATE REGULATION / AGRICULTURE / SOCIAL SPHERE / COOPERATION / LEASING / INVESTMENT PROJECTS / SMALL FORMS OF MANAGING / CREDIT COOPERATION / PERSONAL PART-TIME FARMS / A FOOD COMPLEX / CONSUMER COOPERATIVE SOCIETIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнетдинова Минсейдя Салахутдиновна

Рассмотрены вопросы государственного регулирования по реализации приоритетного национального проекта по развитию АПК в Чувашской Республике. В ней большое внимание уделяется развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, сокращению разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и деревней, созданию основ для повышения престижности проживания в сельской местности, расширению рынка труда в сельской местности и некоторые другие направления развития агропромышленного комплекса. Все эти направления составляют суть государственного регулирования в области АПК и призваны повышать конкурентоспособность экономики аграрного сектора, обеспечить занятость, рост доходов и уровня жизни сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айнетдинова Минсейдя Салахутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In clause questions of state regulation on realization of the priority national project on development of agrarian and industrial complex in the Chuvash Republic are considered. In it the big attention is given development of social sphere and an engineering infrastructure of rural settlements, reduction of break in a level of security by objects of a social and engineering infrastructure between city and village, to creation of bases for increase of prestigiousness of residing in a countryside, to expansion of a labour market in a countryside and some other directions of development of agriculture. All these directions make an essence of state regulation in the field of agrarian and industrial complex and are called to raise competitiveness of economy of agrarian sector, to provide employment, growth of incomes and a standard of living of agricultural population.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование АПК»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК

Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, социальная сфера, кооперирование, национальный проект «Развитие АПК», лизинг, инвестиционные проекты, малые формы хозяйствования, кредитная кооперация, личные подсобные хозяйства, продовольственный комплекс, потребительские кооперативы.

Рассмотрены вопросы государственного регулирования по реализации приоритетного национального проекта по развитию АПК в Чувашской Республике. В ней большое внимание уделяется развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, сокращению разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и деревней, созданию основ для повышения престижности проживания в сельской местности, расширению рынка труда в сельской местности и некоторые другие направления развития агропромышленного комплекса. Все эти направления составляют суть государственного регулирования в области АПК и призваны повышать конкурентоспособность экономики аграрного сектора, обеспечить занятость, рост доходов и уровня жизни сельского населения.

STATE REGULATION OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX Key words: state regulation, agriculture, social sphere, cooperation, the national project «Development of agrarian and industrial complex», leasing, investment projects, small forms of managing, credit cooperation, personal part-time farms, a food complex, consumer cooperative societies.

In clause questions of state regulation on realization of the priority national project on development of agrarian and industrial complex in the Chuvash Republic are considered. In it the big attention is given development of social sphere and an engineering infrastructure of rural settlements, reduction of break in a level of security by objects of a social and engineering infrastructure between city and village, to creation of bases for increase of prestigiousness of residing in a countryside, to expansion of a labour market in a countryside and some other directions of development of agriculture. All these directions make an essence of state regulation in the field of agrarian and industrial complex and are called to raise competitiveness of economy of agrarian sector, to provide employment, growth of incomes and a standard of living of agricultural population.

Государственная политика Президента Российской Федерации в области сельского хозяйства в основном совпадает с уже реализуемой в последние годы Президентом Чувашской Республики аграрной политикой.

Среди важнейших разработок по государственному регулированию особо важное место занимает республиканская целевая программа «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года». В ней основное внимание уделяется реализации следующих целей:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

- сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

- создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому развитию сельских территорий, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики за счет роста собственных доходов;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления.

Эффект от реализации программы будет выражаться:

- в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 18-20%;

- сокращении потерь рабочего времени, материальных затрат и иных расходов;

- сокращении сельской безработицы и создании дополнительных рабочих мест; росте качества трудового потенциала;

- приведении в нормативное техническое состояние 143,6 км уже существующих дорог, строительстве новых дорог (690,4 км), снижении транспортных издержек;

- газификации домов (квартир), электрификации, улучшении качества водоснабжения, телефонизации населенных пунктов.

В Чувашской Республике разработаны и выполняются подпрограммы по развитию хмелеводства, птицеводства как основных традиционно сложившихся отраслей сельского хозяйства [2-4].

Отрасль свиноводства считается наиболее скороспелой, в свиноводстве достигается наибольшая после птицеводства отдача в расчете на единицу затраченного корма. В связи с этим сделан упор на развитие свиноводства. В Чувашии разработана подпрограмма «Развитие свиноводства в Чувашской Республике за период 2005-2010 г.». Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме, позволит к концу 2010 г. довести производство мяса свиней в живой массе до 16,0 тыс. т, что составит 242,4% от уровня 2004 г. За счет глубокой переработки свинины получит дальнейшее развитие производство колбасных и других мясопродуктов. Социальный эффект к концу 2010 г. должен составить 1,8 млн руб.

Особое место в реализации аграрной политики занимает процесс горизонтальной и вертикальной интеграции. Кооперирование даст возможность всем его участникам создать равные экономические условия хозяйствования, взаимную выгоду и равноправие. В этих целях следует провести: объединение крестьянских (фермерских) хозяйств, а также личных подсобных хозяйств в кооперативы; создание специализированных потребительских кооперативов или ассоциаций по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В Чувашской Республике для реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» разработан план по его реализации, где:

I. В первую очередь предусматривается создать нормативно-правовую базу для его реализации:

- принятие закона Чувашской Республики «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно закреплены основные направления государственной поддержки сельского хозяйства;

- утверждение республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы», в которой предусмотрены мероприятия по реализации приоритетного национального проекта.

II. Ускоренное развитие животноводства.

Расширение доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства путем создания условий для привлечения долгосрочных кредитов на льготных условиях (предоставление кредитов на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов).

Пополнение ресурсного потенциала через закупку племенного скота и современного технологического оборудования на условиях лизинга.

Кроме того, для обновления основных фондов в Плане предусматривается увеличить срок лизинга дорогостоящей сельскохозяйственной техники до 8 лет. В дополнение к вышеназванным мероприятиям будет организована привлечение частных инвестиций на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции.

В рамках реализации национального проекта предусмотрено развитие производства и переработки гусеводческой продукции с участием Венгерского капитала (производство гусиного пуха, мяса гусей и печени). Этот проект будет реализован в два этапа и обеспечит дополнительную занятость части сельского населения, увеличит долю российской гусеводческой продукции на мировом рынке.

В настоящее время в республике подготовлены инвестиционные проекты по развитию свиноводства и мясного скотоводства, в которых на базе интегрирован-

ных структур предусмотрено комплексное развитие кормовой базы, производства сырья и его переработки, определены конкретные участники проектов и проводится организационная работа по оформлению кредитов для реализации проектов.

Кроме того, будет проведена реконструкция молочно-товарных и свиноводческих ферм с привлечением инвестиционных кредитов. Необходимая сумма в кредитах составляет 1600,73 млн руб.

За счет осуществления мероприятий, включенных в План, в течение 2008 г. предусматривается увеличить производство молока на 4,7%, мяса - на 7,5%, объем реализации продукции, производимой личными (подсобными) и фермерскими хозяйствами, - на 7% и закупить 6,3 тыс. голов племенного скота.

III. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

В целях реализации национального проекта «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается комплекс мер по расширению материально-технической и финансовой базы мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса республики.

В каждом районе республики предусматривается создание малых производственных мощностей по переработке сельхозпродукции, в первую очередь плодоовощной продукции, а также 8 потребительских, заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов в целях обеспечения хранения и реализации производственной сельхозтоваропроизводителями продукции, сырья и продукции перерабатывающей производств.

В целях расширения доступа к кредитным ресурсам мелким товаропроизводителям и сельскому населению предусматривается и дальше развивать систему сельской кредитной кооперация. В 2008 г. их количество достигнет 64, или возрастет в 3,6 раза (по состоянию на 01.10.2005 г. их количество составляет 18).

IV. Создание системы земельно-ипотечного кредитования.

В Плане реализации предусматривается создание земельно-ипотечного кредитования.

Правовая основа для этого уже создана и закреплена в Законах «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «Об ипотеке», в которые были внесены поправки, снявшие ограничения на оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Развитие системы земельной ипотеки позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечить залог для привлечения кредитных ресурсов и инвестиций в сельскохозяйственное производство.

V. Организационное, методическое, информационное обеспечение и мониторинг реализации проекта.

В плане мероприятий по реализации проекта предусматривается постоянный мониторинг его выполнения. В соответствии с разработанным медиапланом проводятся информационное сопровождение проекта, доведение до общественности о ходе реализации приоритетного национального проекта через средства массовой информации.

Таким образом, вышеназванные меры государственной поддержки аграрного сектора позволят увеличить объем реализации продукции, расширить доступ к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам и создания системы финансовой помощи на селе (системы сельской кредитной кооперации). Также принятые меры обеспечат создание и развитие в сельской местности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, повышение эффективности их деятельности, обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения и снижение безработицы.

Начиная с 1 января 2006 г. финансирование из федерального бюджета субъектам Российской Федерации напрямую зависит от показателей реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и, соответственно, при выделении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики также поквартально будет учитываться выполнение объемов производства продукции животноводства.

Для эффективного претворения в жизнь запланированных мероприятий требуется участие всех форм аграрного производства в данном процессе на всех уровнях - и прежде всего самих хозяйств.

Всего в 2009 г. реализация проекта позволит: увеличить производство молока на 4,7%, мяса - на 7,5%; увеличить объем реализации продукции, произведенной в ЛПХ, КФХ и сельских потребительских кооперативах на 7%; закупить по лизингу 6,3 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота; создать 46 сельских потребительских кооперативов.

Реализация национального проекта «Развитие АПК» приведет к: повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства; увеличению потребления основных продуктов питания на душу населения; росту вклада АПК в решение задачи по увеличению ВВП.

Одним из основных документов для получения кредитов, субсидируемых в рамках Национального проекта «Развитие АПК», - это выписка из похозяйственней книги, заверенная администрацией муниципального образования [1].

В 2006 г. проводилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись. В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2005 № 651 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи».

По итогам переписи получена информация о состоянии сельского хозяйства, произошедших структурных изменениях в отрасли в связи с проведением земельной и аграрной реформ, роли каждой категории сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании продовольственных ресурсов. Результаты переписи, конечно, будут иметь важное значение для разработки эффективной агропромышленной политики и формирования полной информации о состоянии продовольственного комплекса.

Таким образом, основными направлениями государственного регулирования экономики Чувашии на современном этапе являются сохранение и повышение конкурентоспособности экономики аграрного сектора Чувашии, рост и последовательное повышения уровня жизни сельского населения; создание условий для роста инвестиционной привлекательности АПК за счет совершенствования законотворческой базы функционирования АПК, реализации высокоэффективных проектов, ускоренного развития общественной инфраструктуры; усиление поддержки малого предпринимательства, активизация мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Литература

1. Антонов В.В. Аграрные отношения - основа продовольственной и экономической безопасности / В.В. Антонов, А.В. Антонов// Вестник Чувашского университета. 2006. № 7. С. 288-292.

2. Злобин Е.Ф. Управление агропромышленным холдингом / Е.Ф. Злобин. М.: Агрипресс, 2006. 240 с.

3. Коробейников М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора / М. Коробейников // АПК: экономика, управление. 2005. № 6. С. 29-35.

4. Государственная поддержка и механизм ее реализации в АПК / Россельхозакадемия, ВНИИЭСК, ВНИЭТУСХ. М.: Восход-А, 2008. 224 с.

АЙНЕТДИНОВА МИНСЕЙДЯ САЛАХУТДИНОВНА - ассистентка кафедры социально-экономических дисциплин, Батырев-ский филиал Чувашского государственного университета, Россия, Чувашская Республика, с. Батырево (bat [email protected].

AYNETDINOVA MINSEYDYA SALAKHUTDINOVNA - assistant, Branch of Chuvash State University in the village of Batyrevo, Russia, Chuvash Republic, village Batyrevo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.