Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономического механизма развития АПК на основе сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов'

Совершенствование организационно-экономического механизма развития АПК на основе сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX AND RURAL TERRITORIES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ КООПЕРАТИВЫ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / THE AGRICULTURAL CONSUMER SERVING COOPERATIVES IN THE SPHERE OF CONSTRUCTION / СЕЛЬСКАЯ СТРОЙИНДУСТРИЯ / RURAL BUILDING INDUSTRY / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROCESS MULTILEVEL SPOK IN THE SPHERE OF CONSTRUCTION / МНОГОУРОВНЕВЫЙ СПОК В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / REGIONAL CONSTRUCTION PROJECTS IN THE VILLAGE / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ / STATE-PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлусова Ирина Александровна, Савельева Ирма Евстафьевна, Чжу Цинь Янь

В статье предложены структурные изменения, позволяющие максимально эффективно использовать потенциал сельских территорий с участием местных органов власти и активным вовлечением в социально-экономические процессы их развития сельского населения. Они направлены на развитие современных форм государственного регулирования и рыночного хозяйственного механизма, используемых в АПК, через создание многоуровневой системы кооперации на селе, объединяющей усилия муниципальных образований, сельского строителя и сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 7349 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 74,5% обслуживающие и перерабатывающие, и среди них лишь 1% приходится на СПОК в сфере строительства. Тем не менее, данное направление актуально в связи с практической необходимостью создания сельской строительной системы как сектора сельской экономики, на которую возлагается решение таких проблем, как сокращение или ликвидация диспропорций развития городских и сельских территорий, противодействие реальным монополистам сельской стройиндустрии и др. В статье показаны примеры внедрения данного механизма в регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хлусова Ирина Александровна, Савельева Ирма Евстафьевна, Чжу Цинь Янь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of organizational and economic mechanism in development of agrarian and industrial complex on the bases of agricultural consumer serving cooperatives

In the article the structural changes allowing to use most effectively the capacity of rural territories with participation of local authorities and active involvement in social and economic processes of their development of country people are offered, they are aimed at the development of modern forms of state regulation and the market economic mechanism used in agrarian and industrial complex through creation of multilevel system of the cooperation in the village combining efforts of municipalities, the rural builder and agricultural producers. Today in the Russian Federation counts with 7349 agricultural consumer cooperatives from which 74,5% in providing services and processing, and among them only 1% is are cooperatives in the sphere of rural construction. Nevertheless, this direction is actual in connection with practical need of creation of rural construction system as sectors of rural economy to which the solution of such problems as reduction or elimination of disproportions of development of urban and rural areas, counteraction to real monopolists of rural building industry, etc. is assigned. Examples of introduction of this mechanism in regions of the Russian Federation are shown in article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма развития АПК на основе сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов»

АГРОЭКОНОМИКА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ АПК НА ОСНОВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ КООПЕРАТИВОВ

И.А. Хлусова1, И.Е. Савельева2, Чжу Цинъ Янь

кафедра сельскохозяйственного консультирования и кооперации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов АПК ул. Оренбургская, 15Б, Москва, Россия, 111621

2Кафедра управления и экономики агробизнеса 3Кафедра почвоведения земледелия и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

В статье предложены структурные изменения, позволяющие максимально эффективно использовать потенциал сельских территорий с участием местных органов власти и активным вовлечением в социально-экономические процессы их развития сельского населения. Они направлены на развитие современных форм государственного регулирования и рыночного хозяйственного механизма, используемых в АПК, через создание многоуровневой системы кооперации на селе, объединяющей усилия муниципальных образований, сельского строителя и сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 7349 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 74,5% — обслуживающие и перерабатывающие, и среди них лишь 1% приходится на СПОК в сфере строительства. Тем не менее, данное направление актуально в связи с практической необходимостью создания сельской строительной системы как сектора сельской экономики, на которую возлагается решение таких проблем, как сокращение или ликвидация диспропорций развития городских и сельских территорий, противодействие реальным монополистам сельской стройиндустрии и др. В статье показаны примеры внедрения данного механизма в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: государственно-частное предпринимательство, устойчивое развитие АПК и сельских территорий, государственное регулирование, сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы в сфере строительства, сельская стройиндустрия, организационно-экономический процесс, многоуровневый СПОК в сфере строительства, региональные проекты строительства на селе.

Становление современных форм хозяйствования, связанных с активным международным сотрудничеством России, предполагает качественные преобра-

зования во всех сферах экономики. Особенно важной задачей является создание оптимальных условий поддержания процессов устойчивого развития АПК и сельских территорий как основы продовольственной безопасности страны.

Основным инструментом, ориентированным на реализацию поставленной задачи, определена Госпрограмма развития сельского хозяйства, рассчитанная на 2013—2020 гг., приоритетами которой являются переработка продукции и регулирование торговых режимов на агропродовольственных рынках, переориентация мер поддержки от субсидирования кредитов к прямым выплатам сельхозтоваропроизводителям (субсидии на гектар, на центнер реализуемого молока), структурные преобразования отрасли путем поддержки малого и среднего предпринимательства, развития инфраструктуры сельских территорий и т.д. В данной статье мы остановимся на последнем приоритете.

В силу того, что сфера строительства на селе долгое время не имела четкого подчинения ни Минсельхозу, ни Минрегиону России, она значительно потеряла свой потенциал: полностью прекращено производство местных стройматериалов, в большинстве районов отсутствуют строительные организации. И только благодаря инициативности и заинтересованности Центрального объединения сельских строителей России в этой сфере была сделана попытка сформировать новый экономический и организационный порядок функционирования данного комплекса, основные положения которого, заключающиеся в организации такой формы взаимодействия государства и агробизнеса, как сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив в сфере строительства, отражены в Концепции развития сельского строительства в России, подготовленной совместно с ВИАПИ им. Никонова и одобренной, согласованной с Минсельхозом РФ, комитетами по аграрным вопросам Совета Федерации (решение о проекте Концепции развития сельского строительства в России и обоснование эффективности создания сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива с государственным участием «Россельстрой» от 23.12.2010 г. № 22/13), Госдумой, а также в Концепции развития сельской кооперации на период до 2020 г.

В рамках реализации Концепций предусматривается создание многоуровневой системы строительных кооперативов, приоритетной задачей которой является выполнение всех видов сельских строительных и сельских ремонтно-строительных работ в системе сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса России, а также строительных работ по федеральным, региональным и муниципальным целевым программам, что будет способствовать формированию единой государственной прогрессивной инновационной проектной, технологической и научно-технической политики в сельском и всем агропромышленном строительстве России. Данный подход получил положительный отзыв от 30 субъектов РФ.

Актуальность данное направление приобрело в связи с практической необходимостью создания сельской строительной системы как сектора сельской экономики, на которую возлагается решение таких проблем, как сокращение или ликвидация диспропорций развития городских и сельских территорий, противодействие реальным монополистам сельской стройиндустрии, развитие реального сектора аграрной экономики, занятость сельского населения, социальное обустройство сельских территорий.

Цель данной работы — провести анализ деятельности сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов и предложить новую систему сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов с целью совершенствования организационно-экономического механизма развития АПК.

Для развития АПК наряду с прямым государственным регулированием функционирования агропромышленного комплекса необходимо широко использовать рыночные методы хозяйствования, важнейшим из которых является предпринимательская среда на всех уровнях производства и переработки сельхозпродукции, инфраструктуры АПК и новых методов, основанных на взаимных интересах государства и агробизнеса, их стратегическом партнерстве. Однако, как показала практика, хотя сельхозтоваропроизводители и получили в рыночных условиях самостоятельность, не могут стать полноценными экономическими агентами рынка как производители других отраслей. Поэтому проводимая аграрная политика должна взять за основу развитие государственно-частного партнерства как институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности и (или) стратегически важных отраслей экономики, а также предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.

Наряду с такими направлениями государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения, традиционная форма аренды и лизинг, соглашений о разделе продукции, целевые программы, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд РФ, развитие ассоциативных структур, особую значимость для устойчивого развития АПК и сельских территорий играют сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы (СПОК) разных сфер деятельности — финансовой, производства, переработки сельскохозяйственной продукции, торговли и широкого спектра услуг.

По состоянию на 01.01.2013 в Российской Федерации зарегистрировано 7349 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (табл. 1), из которых 74,5% — обслуживающие и перерабатывающие, среди которых около 1% приходится на СПОК в сфере строительства. За пять лет количество СПОК в РФ увеличилось на 56,2%.

Таблица 1

Состав и структура кооперативов на селе на 01.01.2013

Виды кооперативов Количество зарегистрированных кооперативов ед. Доля кооперативов от общей численности, % Количество работающих кооперативов ед. Доля работающих кооперативов в общем количестве зарегистрированных, %

Сельскохозяйственные производственные кооперативы 12 190 53,8 7 588 62,2

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 7 349 32,5 4 583 62,4

Организации потребительской кооперации 3 100 13,7 2 852 92,0

Итого 22 639 100,0 15 023 66,4

С точки зрения организационно-экономического процесса многоуровневый СПОК в сфере строительства представляет собой на первом уровне объединение трех основных элементов и их материального и финансового потенциала: сельскохозяйственный товаропроизводитель, сельский строитель и муниципальное образование (районный или городской округ) в лице муниципального бюджетного учреждения по развитию сельских территорий. Причем если первые два участника являются действительными членами кооператива, то МБУ привлекается как ассоциированный член, что формирует привлекательный механизм заинтересованности членов СПОК в его развитии. Однако система сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов в сфере строительства будет неполной, а значит не эффективной, если не создан второй уровень, где действительными членами, с одной идеей, являются не только СПОК в сфере строительства, но и областные сельские сбытовые, перерабатывающие, снабженческие и другие потребительские кооперативы, а ассоциированными членами должны выступать областное бюджетное учреждение по развитию сельских территорий, Союз муниципальных образований, другие организации, сотрудничающие со СПОК.

Такое объединение позволяет комплексно качественно развиваться сельским территориям в рамках заложенного бюджета области и других, но тоже ограниченных средств.

Так, экономия сельскохозяйственного товаропроизводителя за счет снижения стоимости: предпроектных и проектных работ составила до 75% от средних затрат, снижение себестоимости строительства до 25%, увеличение залогового обеспечения до 20%; на этом уровне возможно снижение эффективной процентной ставки инвестпроекта в 2 раза. Именно благодаря построению двухуровневой структуры СПОК в сфере строительства данная система может самостоятельно создать элемент, аккумулирующий ее финансовые потоки.

Выгодность деятельности СПОКа по сравнению с банковскими структурами для сельскохозяйственного товаропроизводителя, сельского строителя и муниципального образования не вызывает сомнения. Доступность кредитных продуктов для членов кооператива складывается в силу низкой процентной ставки, возможного отсутствия залогового обеспечения, доверительных отношений между членами и др. С его помощью перераспределяются денежные потоки внутри кооператива, среди участников, создается обеспечение страхованию финансовых рисков членов кооператива.

Кроме того, объединение в кооперативы существенно повышает инвестиционную привлекательность и активность сельских территорий. Смысл используемого механизма заключается в том, что основные средства всех членов кооператива становятся залоговым фондом для заемного финансирования строительных объектов, а используя ассоциированное членство, привлекаются кредитные ресурсы банковских структур и используются различные инвестиционные продукты, что позволяет повысить уровень финансирования членов кооператива, получать устойчивый доход кооперативу в целом.

Главным преимуществом использования СПОК в сфере строительства как организационно-экономического механизма является появление в конкретном районе (регионе) собственного субъекта строительства, который совмещает в себе функции объединенного заказчика-застройщика (сельскохозяйственные товаропроизводители и муниципальные образования) и ориентирован на реализацию интересов конкретного муниципального образования в обеспечении сельских территорий качественными и доступными жилищными объектами, объектами социальной и производственной инфраструктуры, выполнении сельских ремонтно-строительных работ.

Формой интеграции указанных организаций и предприятий должна стать некоммерческая вертикально-интегрированная структура, создаваемая на основе Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», на местном, региональном и федеральном уровнях.

Государственная поддержка выражается в реализации позиций, предусмотренных статьей 7 «Государство и кооперативы» Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ, в выделении кооперативам средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение, субсидировании процентных ставок по кредитам на возведение объектов сельского строительства сельхозтоваропроизводителей, налоговом стимулировании и др. Объем государственной поддержки периодически уточняется с учетом национальной потребности и финансово-экономических условий.

Такая система позволяет решить одну из сложнейших задач в сфере строительства — отсутствие унифицированных стандартов. Путем консультирования СПОК в сфере строительства совместно со своими членами создает единые подходы финансирования проектов на селе и их окупаемости по наращиванию производственных мощностей, строительству и ремонту жилья, совершенствованию объектов социальной инфраструктуры, по строительству сельских дорог.

В настоящее время в системе сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов зарегистрировано 12 СПОК в сфере строительства в основном в таких областях, как Ярославская, Ленинградская, Рязанская, Челябинская, Омская, а также в Алтайском и Забайкальском краях.

Практика показала, что при организации СПОК в сфере строительства возникает немало трудностей субъективного и объективного характера. Единого подхода к их решению нет. Каждый регион, если есть заинтересованность в создании такой системы, предлагает свой вариант развития.

Так, например, в виде пилотных проектов, в рамках реализации Концепции развития сельского строительства в России, этот механизм реализован в Ярославской, Омской, Челябинской областях, Еврейской автономной области, Ставропольском крае, Республике Северная Осетия-Алания.

По инициативе органов исполнительной власти и сельских сообществ, но уже в рамках Концепции развития сельской кооперации на период до 2020 г., реализуются такие направления, как:

— в Республиках Коми создана межведомственная рабочая группа, ориентированная на формирование республиканской системы СПОК в сфере строительства;

— в Республике Бурятия создана межведомственная рабочая группа, ориентированная на формирование многоуровневой системы СПОК в сфере строительства;

— в Краснодарском крае, Волгоградской и Томской областях созданы инициативные группы на местах;

— в Нижегородской области на основе решения Общественной палаты создается областная система СПОК в сфере строительства.

По инициативе заинтересованных регионов без создания рабочих групп и отсутствия методических рекомендаций на федеральном уровне работа по созданию СПОК в сфере строительства ведется в Курской, Тульской, Московской, Ивановской, Тамбовской, Свердловской, Калужской и Смоленской областях, Приморском крае.

Система СПОК в сфере строительства свидетельствует о сложности взаимодействия между объектами в связи с их разобщенностью на сегодняшний день.

Для решения проблем, возникающих при формировании межхозяйственных связей, можно воспользоваться опытом и разработанными проектами эффективно функционирующей на сегодняшний день агростроительной системой корпорации «Центрсельстрой», охватывающей практически все субъекты России. Поэтому она гармонично впишется в районную структуру сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов в сфере строительства.

Положительным опытом работы с сельскими поселениями и сельскохозяйственными товаропроизводителями по вопросам реализации строительных объектов можно назвать региональный проект строительства на селе на основе частно-государственного партнерства Оренбургской области. Так, ОАО «Сельский дом», основой производственной деятельности которого является ОАО «Оренбургагро-строй» и администрация Оренбургской области, которой принадлежит контрольный пакет акций, выступили в виде спонсоров строительства усадебных домов для сельских жителей. Причем действия ОАО «Сельский дом» определяются Порядком использования средств областного бюджета — на возвратной основе под 2% годовых для физических лиц, для юридических — 4% годовых, целевой займ. Застройщик возвращает денежные средства через 3 года после ввода дома в эксплуатацию.

За 12 лет с помощью ОАО «Сельский дом» в селах и райцентрах введено в эксплуатацию 15 710 домов, или 1,4 млн квадратных метров жилья. В 2013 г. было введено 1900 домов общей площадью 170 тыс. м2, на 2014 г. планируется 2100 домов (табл. 2). На эту программу заключено уже более 1000 договоров. Объемы строительства увеличиваются ежегодно на 5—7%.

Таблица 2

Ввод в эксплуатацию жилья ОАО «Сельский дом»

Введено в эксплуатацию по годам 2013 2014 (план) Итогом за 12 лет

домов 1 900 2 100 15 710

тыс. кв. м 170 190 1 400

В республике Татарстан используются такие механизмы формирования системы строительства на селе в форме государственно-частного партнерства, как поддержка из бюджета республики по субсидированию 30% затрат на строительство семейной животноводческой фермы при условии вложения участниками собственных средств и муниципальной поддержки районов, осуществляется льготное кредитование, компенсация части стоимости приобретенного оборудования и скота, обустройство территорий ферм. В реализации республиканских программ «Жилье молодым специалистам», «Строительство высокотехнологичных семейных животноводческих ферм» активно участвует ОАО «Татагропром-строй».

Существующий опыт реализации даже одноуровневой структуры потребительской кооперации в сфере строительства на селе указывает на реальную возможность осуществления идеи восстановления строительного подкомплекса в АПК.

Таким образом, в статье предложены структурные изменения, позволяющие максимально эффективно использовать потенциал сельских территорий с участием местных органов власти и активным вовлечением в социально-экономические процессы их развития сельского населения. Предложено создание многоуровневой системы кооперации на селе, объединяющей усилия муниципальных образований, сельского строителя и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что позволяет реализовать принятые краткосрочные и долгосрочные программы в направлениях строительства жилья, социальной, инженерной и производственной инфраструктуры на селе. Обобщен региональный практический опыт реализации государственно-частного партнерства в сфере строительства и отмечены экономические выгоды его применения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адуков РХ., Адукова А.Н. Государственно-частное партнерство в сфере развития села: Целесообразность и риски // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2012. № 4.

[2] Гезиханов Р.А., Сурикова Н.Ю. Строительный комплекс АПК региона и его роль в социально-экономическом развитии сельских территорий // Сельское строительство. 2012. № 2.

[3] Карандина И.К. Двухуровневая система СПОК в сфере строительства субъекта федерации // Сельское строительство. 2013. № 1.

[4] Макарова Е.П., Макаров П.П. Современные проблемы аграрной экономики (Modern Problems of Agrarian Economics): Учебно-методический комплекс М.: РУДН, 2013.

[5] Мытарев С.А. Инвестируем потенциал российского села в кооперативы // Сельское строительство. 2013. № 1.

[6] Мытарев С.А. Сельскохозяйственная строительная кооперация — эффективный инструмент устойчивого развития сельских территорий // Сельское строительство. 2013. № 4.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM IN DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASES OF AGRICULTURAL CONSUMER SERVING COOPERATIVES

I.A. Khlusova1, I.E. Savelyeva1, Zhu Qing Yan2

'Department economics and management of agribusiness Department of soil science, agriculture and land management Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 8/2, Moscow, Russia, 117198

In the article the structural changes allowing to use most effectively the capacity of rural territories with participation of local authorities and active involvement in social and economic processes of their development of country people are offered, they are aimed at the development of modern forms of state regulation and the market economic mechanism used in agrarian and industrial complex through creation of multilevel system of the cooperation in the village combining efforts of municipalities, the rural builder and agricultural producers. Today in the Russian Federation counts with 7349 agricultural consumer cooperatives from which 74,5% — in providing services and processing, and among them only 1% is are cooperatives in the sphere of rural construction. Nevertheless, this direction is actual in connection with practical need of creation of rural construction system as sectors of rural economy to which the solution of such problems as reduction or elimination of disproportions of development of urban and rural areas, counteraction to real monopolists of rural building industry, etc. is assigned. Examples of introduction of this mechanism in regions of the Russian Federation are shown in article.

Key words: state-private business, a sustainable development of agrarian and industrial complex and rural territories, state regulation, the agricultural consumer serving cooperatives in the sphere of construction, rural building industry, organizational and economic process multilevel SPOK in the sphere of construction, regional construction projects in the village.

REFERENCES

[1] Adukov R.H., Adukova A.N. Public-private partnership in the sphere of development of the village: Expediency and risks. Economy, work, management in rural хозяйстве. 2012. № 4 (In Russian).

[2] Gezikhanov R.A., Surinova N.Yu. Construction complex of agrarian and industrial complex of the region and its role in social and economic development of rural territories. Rural construction. 2012. No. 2 (In Russian).

[3] Karandina I.K. Two-level system of SPOK in the sphere construction in the federal regions. Rural construction. 2013. № 1 (In Russian).

[4] Makarova E.P., Makarov P.P. Modern problems of agrarian economy: an educational and methodical complex. M.: RUDN, 2013 (In Russian).

[5] Mytarev S.A. Investing the capacity of the Russian village into cooperatives. Rural construction. 2013. № 1 (In Russian).

[6] Mytarev S.A. Agricultural construction cooperation — the effective tool of sustainable development of rural territories. Rural construction. 2013. № 4 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.