Научная статья на тему 'Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности'

Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА / AGRICULTURE / GOVERNMENT REGULATION / FORMS OF STATE SUPPORT / THE EFFICIENCY OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воитлева Зара Адалгериевна

В статье обоснована необходимость, обозначены задачи и основные направления государственного регулирования сельского хозяйства, проанализирован опыт экономически развитых стран мира в области государственной поддержки аграрной сферы, рассмотрены формы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воитлева Зара Адалгериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation of agriculture as a tool for improving its effectiveness

In the article the necessity, the objectives and main directions of state regulation of agriculture have been grounded, the experience of economically developed countries in government support for the agriculture have been analyzed, forms of state support for agricultural producers in Russia have been considered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности»

УДК 631 ББК 65.9(2)32 В-65

Воитлева Зара Адалгериевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и информационных систем факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)54-93-70.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

(рецензирована)

В статье обоснована необходимость, обозначены задачи и основные направления государственного регулирования сельского хозяйства, проанализирован опыт экономически развитых стран мира в области государственной поддержки аграрной сферы, рассмотрены формы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей России.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, формы государственной поддержки, эффективность сельхозпроизводства.

Voitleva Zara Adalgerievna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Applied Computer Science and Information Systems of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 54-93-70.

GOVERNMENT REGULATION OF AGRICULTURE AS A TOOL FOR IMPROVING ITS EFFECTIVENESS

In the article the necessity, the objectives and main directions of state regulation of agriculture have been grounded, the experience of economically developed countries in government support for the agricu l-ture have been analyzed, forms of state support for agricultural producers in Russia have been considered.

Key words: agriculture, government regulation, forms of state support, the efficiency of agricultural production.

Переход экономики на рыночные принципы функционирования диктует необходимость в коренном пересмотре методов хозяйствования и управления. При этом действие экономического механизма должно сочетаться с государственным регулированием происходящих процессов. Сельское хозяйства - это одно из направлений государственного регулирования.

Рассмотрим объективные причины, вызывающие необходимость государственного регулирования сельского хозяйства.

Во-первых, это специфика аграрной сферы экономики. В этой отрасли, в силу ее зависимости от природных условий, сложно реализовать элементы рыночного механизма с той же полнотой, что и в других отраслях экономики. Для сельского хозяйства характерна низкая приспосабливаемое^ к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому существует необходимость государственного регулирования и, в частности, государственной поддержки агропроизводства.

Во-вторых, предпосылкой создания системы государственной поддержки аграрного сектора России служит неустойчивость развития АПК, кризисное состояние сельского хозяйства.

В-третьих, необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана наличием различного рода рисков, связанных с осуществлением сельхозпроизводства. Аграрный сектор, в отличие от других отраслей экономики, подвержен влиянию множества рисков, к числу которых относятся риски, возникающие в экономической сфере, политической, природной и социальной, в результате чего сельское хозяйство - неустойчивая и малопривлекательная для потенциальных инвесторов отрасль. Как показывает практика ведущих стран мира, помощь сельхозтоваропроизводителям в решении проблемы снижения степени рисков должно оказывать государство.

Кроме того, среди причин, вызывающих необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, следует назвать диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; необходимость поддержания экологического равновесия; неэластичность сельскохозяйственных рынков; существование сельскохозяйственных государственных предприятий; необходимость НТП и внедрения его достижений в хозяйственную практику предприятий и др.

С учетом вышеперечисленных причин в странах с рыночной экономикой применяются имеющие длительную историю системы государственного регулирования аграрной экономики.

Расходы бюджета США на поддержку сельского хозяйства значительно превышают расходы государства на поддержку российских сельхозпроизводителей. Государственная поддержка американских фермеров составляет более 90 млрд. долл. в год [2]. Она осуществляется по многим направлениям. В частности, государством выплачиваются субсидии на весь объем произведенной продукции и на поддержание доходности фермеров, осуществляются расходы на государственное страхование, на обеспечение фермерских хозяйств электроэнергией, газом и водой, на строительство жилья для фермеров, на поддержку малого бизнеса и кооперативов. Большую часть сельхозтехники фермеры покупают по лизингу. Государство осуществляет льготное кредитование фермеров для оплаты топливно-смазочных материалов. Государство оказывает помощь сельхозпроизводителям по осуществлению мероприятий, направленных на повышение плодородия земель. Техническая оснащенность аграрного сектора России и США несравнимы. Так, по наличию тракторов Россия уступает США в 5,4 раза, по наличию грузовых автомобилей - в 6,5 раз, по количеству вносимых удобрений на 1 га пашни - почти в 18 раз [2].

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) аграрная поддержка в форме субсидирования сельского хозяйства в Японии составляет 66% от стоимости сельхозпродукции, в Канаде - 45%, в ЕС - 49% [1]. С целью повышения эффективности использования виды бюджетной поддержки сельского хозяйства, по примеру стран ЕС, можно разделить на четыре группы:

- прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям, в том числе - дифференцированные выплаты за посевные площади сельхозкультур и поголовье скота; выплаты, направленные на поддержку рыночных цен; выплаты за качество продукции и др.;

- бюджетная поддержка инвестиционных проектов по строительству, лизингу, мелиорации земель, приобретению техники и оборудования и др. в форме лизинга или прямого бюджетного участия в проектах;

- бюджетная поддержка развития сельских территорий, а именно - поселений, которые находятся в худших природно-экономических условиях, в форме строительства инженерных и коммуникационных сетей, объектов социально-бытовой инфраструктуры; осуществления мер, направленных на улучшение демографической ситуации в сельской местности; мер по защите окружающей среды;

- финансирование общих услуг, оказываемых сельскому хозяйству, в форме финансирования обслуживающих сельское хозяйство государственных организаций; мер, направленных на развитие аграрной науки; мер по защите растений и животных; племенного дела и семеноводства; оказания ветеринарных услуг; информационно-консультационного обслуживания сельхозпроизводителей и др.

Отметим, что в России в условиях аграрных преобразований также формируется система государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса может рассматриваться как экономическое воздействие со стороны государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, агросырья и продовольствия на производственно-техническое обслуживание агропродовольственного производства и его материально-техническое обеспечение.

Государственное регулирование осуществляется органами государственного управления и включает систему специальных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Практика государственного управления АПК включает разработку и реализацию государственных программ развития агропромышленного производства. Одним из приоритетных направлений государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в России в настоящее время является реализация национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого определены две основные задачи: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК. Отметим, что в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г. впервые было осуществлено бюджетное субсидирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов и владельцев личных подсобных хозяйств, которое позволило им погасить часть затрат на уплату процентов по кредитам.

Выделим задачи государственного регулирования АПК:

- обеспечение продовольственной безопасности государства;

- продовольственное обеспечение населения;

- повышение объемов и качества агропромышленного производства;

- обеспечение экономического паритета между аграрным сектором экономики и другими отраслями;

- защита отечественных производителей в сфере АПК;

- приближение уровня доходов сельских тружеников к уровню доходов работников других отраслей экономики.

Обозначим основные направления государственного регулирования агропромышленного производства. Отметим, что направления государственного регулирования сельского хозяйства должны определяться в соответствии с основной целью агропродовольственной политики страны - создание конкурентоспособного, эффективного сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности государства.

Первое направление - формирование и эффективное функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В рамках этого направления товаропроизводители в сфере АПК имеют возможность свободной реализации сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В случае отсутствия возможности реализации на рынке отдельных видов сельхозпродукции или нарушения баланса производства и потребления государство выступает гарантом сбыта сельхозпроизводителями своей продукции.

Для того, чтобы стабилизировать рынок сельхозпродукции, сырья и продовольствия государством осуществляются закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции, т.е. государственные закупки сельхозпродукции осуществляются в тех случаях, когда рыночные цены на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже допустимого минимума либо, когда падает спрос на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, вследствие чего товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не могут осуществлять реализацию в полном объеме. Товарные интервенции, т. е. поставки продовольственных товаров на рынок, государство осуществляет, если на рынке складывается обратная ситуация, т. е. на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия возникает дефицит, либо в случаях чрезмерного роста цен.

В АПК введена возможность применения залога и лизинга с участием государства и без него. В случае участия государства залогодержателями выступают юридические лица, уполномоченные Правительством РФ, залогодателями - товаропроизводители в сфере АПК, предмет залога - произведенная сельхозпродукция либо продукция будущего урожая.

Цены в условиях рынка складываются под влиянием спроса и предложения продукции. Но это не исключает возможности и целесообразности государственного ценового регулирования.

Государством могут быть установлены гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Они применяются, если средний уровень рыночных цен ниже гарантированных, если сельхозпродукция, сырье и продовольствие реализуются государству, а также при осуществлении государством доплат производителям в сфере агропромышленного производства. Гарантированные цены применяются для обеспечения сельхозтоваропроизводителям получения доходов, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство.

Целевые цены, устанавливаемые государством, применяются для обеспечения паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, для покрытия расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на налоги и другие платежи, по уплате процентов по кредитам, для сближения уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики, для обеспечения получения сельхозпроизводителями прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства. Целевые цены являются основой при определении уровня гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, сырья и продовольствия, при расчете величины дотаций и компенсаций производителям сельхозпродукции, уплачиваемым из федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В рамках поддержки рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия государство осуществляет антимонопольное регулирование цен на региональных рынках.

Еще одно направление государственного регулирования аграрной экономики - защита отечественных товаропроизводителей от импорта более дешевой сельхозпродукции, содействие экспорту отечественной продукции. Импорт продовольствия может регулироваться за счет таможенных тарифов и квот, путем запрета на продажу импортных товаров по ценам ниже, чем цены на аналогичные товары отечественного производства, с использованием других мер. Содействие экспорту товаров отечественного производства государство может осуществлять путем доплаты разницы между внутренней и мировой ценой.

Поддержка со стороны государства своих сельхозтоваропроизводителей, осуществляемая во всех экономически развитых странах, необходима, поскольку продовольственная самодостаточность государства - это один из компонентов, обеспечивающих его суверенитет.

Некоторые экономисты, указывая на необходимость поддержки государством стратегических запасов продовольствия, видят решение этой проблемы в формировании госзаказа по гарантированным ценам.

В США и многих западных странах уровень самообеспечения продовольствием очень высок. В мировой практике 30-35% импорта в реализации продовольственных товаров - это критическая черта продовольственной безопасности страны. В США не допускают, чтобы импорт продовольствия превышал 17%. По данным ВНИЭСХ, в США и Франции уровень самообеспечения продовольствием составляет 100%, в Германии - более 90%. В России уровень продовольственной зависимости - около 20%.

Практика государственного регулирования многих развитых стран включает финансирование различных социальных программ, программ инвестиционного характера.

Специалисты ВНИЭСХ в качестве одного из приоритетных направлений государственной поддержки сельского хозяйства России выделяют финансирование программ, направленных на социальное развитие села, подготовку кадров для сельского хозяйства.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное вмешательство является не только инструментом регулирования экономики аграрного производства, но также социальным и политическим инструментом.

Государственная помощь сельхозпроизводителям может быть оказана в форме компенсации части затрат по договорам страхования имущества и урожая, части затрат на приобретение материально-технических ресурсов, в форме удешевления кредитных ресурсов, субсидирования процентной ставки по кредитам, в форме льготного налогообложения и др.

Помощь государства хозяйствующим субъектам аграрной сферы должна быть направлена на преодоление монополизма производителей ресурсов для осуществления сельхозпроизводства, а также минимизацию числа посредников между сельхозтоваропроизводителями и рынком.

Особое внимание следует уделять сохранению плодородия земель сельхозназначения, финансированию кормопроизводства.

Следующее направление государственного регулирования - квотирование объемов сельхоз-производства. Во всех странах мира существуют учреждения, нуждающиеся в продовольствии, в частности, школы, детские сады, армия. Государство осуществляет заказ предприятиям АПК определенного объема продукции для этих учреждений. Причем, квотирование должно осуществляться исходя из их потребностей в продуктах питания.

Квотирование применяется не только как механизм государственного регулирования, но также с целью осуществления перспективного планирования и как инструмент снижения рисков.

Формой государственной поддержки сельхозпредприятий служат тендерные торги, которые можно использовать для снабжения сельхозорганизаций материально-техническими ресурсами. Целесообразность проведения торгов заключается в том, что по их итогам определяется поставщик, предложивший наиболее выгодные условия, т. е. минимальную цену и высокое качество.

Таковы основные направления государственного регулирования аграрной экономики.

Выделим основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей

России:

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат производителей по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур;

- компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов;

- субсидирование процентной ставки по кредитам;

- предоставление субсидий на поддержку таких отраслей сельского хозяйства как элитное семеноводство, племенное животноводство, овцеводство и др.;

- поддержка агропродовольственного рынка;

- предоставление финансовых ресурсов на поддержку социальной инфраструктуры села.

Следует отметить, что в условиях аграрного кризиса особую актуальность приобретают вопросы размеров бюджетной поддержки сельхозпроизводства. Несмотря на их рост, объемы бюджетной поддержки в России недостаточны для покрытия потребностей сельхозпроизводителей, а также значительно уступают объемам поддержки в странах с развитым агробизнесом.

Литература:

1. Грицай С. В. Анализ существующей системы государственной поддержки сельхозпроизводителей в России // Транспортное дело России. 2008. №6. С. 36-37.

2. Кулик Г. Необходимы решительные меры // Экономика сельского хозяйства России. 2006. №10. С. 3-4.

3. Скрынник Е. Обеспечить дальнейшее устойчивое развитие агропроизводства и сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2010. №8. С. 21-33.

4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. ИКЬ: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.