Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Е.П. Сергеев, К.Н. Недомерков, Р.Я. Штеренгарц, Ю.А. Ноаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research in the sphere of railway hygiene helped develop sanitary regulations for railway stations, centers for preparation of passenger cars for exploitation, train restaurants, etc. Hie authors demonstrate the advances in prophylactic disinfection of stations and cars, in assessment of the hygienic hazards of polymeric materials used in car making and of the microclimate in the cam, etc. Trends for investigation in railway transport hygiene are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1995

УДК 613.6:656.21-07

Е. П. Сергеев, Ю. Н. Недомерков, Р. Я. Штеренгарц, Ю. А. Ноаров ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

Комплекс современных условий перевозки пассажиров железнодорожным транспортом складывается из многочисленных технических и гигиенических факторов: архитектурно-планировочные решения вокзалов, высокое качество среды и необходимое оборудование на вокзалах, комфортное и безопасное в эпидемиологическом отношении пребывание при проездах пассажиров в вагонах.

На основании научных исследований по гигиене пассажирских перевозок НИИ железнодорожной гигиены с соавторами разработан ряд санитарных нормативных документов для МПС. Так, были сформулированы гигиенические нормы и требования, позволившие разработать санитарные правила для железнодорожных вокзалов [2|, которые являются уникальными, так как для вокзалов других видов транспорта разработка санитарных правил только еще планируется. Санитарные правила обязательны для выполнения работниками железнодорожного транспорта. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на начальников вокзалов и станций. Контроль за выполнением настоящих правил возлагается на органы санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

В создании благоприятных условий проезда в пассажирских вагонах решающее значение имеет этап экипировки пассажирских поездов. Для этого этапа гигиенической базой стали санитарные правила |3|, которые также разработаны ВНИИЖГ и введены в практику.

Ответственность за исполнение санитарных правил для пунктов экипировки пассажирских вагонов возлагается на начальников вагонных депо, вагонных участков, устанавливается для организаций, производящих проектирование, реконструкцию существующих и вновь строящихся пассажирских станций с техническими устройствами экипировки пассажирских вагонов.

Контроль за выполнением настоящих правил для пунктов экипировки пассажирских вагонов на железнодорожных станциях возлагается на органы санитарного надзора на железнодорожном транспорте.

Многочисленная систематическая работа коммунальных гигиенистов ВНИИЖГ по изучению новых типов пассажирских вагонов вылилась в ряд законодательных, регламентирующих обобщений, в частности "Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования" |4].

С учетом специфики перевозки пассажиров пригородных электропоездов в 1985 г. были разработаны и утверждены "Санитарные правила подготовки и содержания в пути следования электропоездов пригородного сообщения" [5|.

Наконец, I! связи с передачей организации питания пассажиров в ведение МПС СССР усовершенствованы "Санитарные правила для вагонов-ресторанов пассажирских поездов" |6|.

Разработанные "Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования" составлены с учетом санитарного законодательства стран — членов Организации содружества железных дорог (ОСЖД) и рекомендаций медицинских служб дорог — членов ОСЖД комитету ОСЖД для использования в практике железнодорожного строительства, а также опыта лучших образцов строящихся пассажирских вагонов, что актуально и в современных условиях международных связей по вагоностроению.

Вышеуказанные правила содержат санитарно-гигиенические и эргономические требования, которые предъявляются к конструкции, планированию, внутреннему оборудованию, санитар-но-тсхническому оснащению, водоснабжению, отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, освещению, цветовому оформлению и другим системам при проектировании, строительстве и реконструкции вагонов локомотивной тяги дальнего следования и межобластного сообщения, предназначенных для эксплуатации на сети дорог РФ.

ВНИИЖГ научно обосновал и впервые сформулировал санитарно-гигиенические требования к железнодорожным перевозкам инвалидов-колясочников (1994 г).

Контроль за выполнением санитарно-гиги-еничееких требований и нормативов для новых вагонов межобластного сообщения, спальных вагонов и вагонов-ресторанов осуществляется органами санитарного надзора МПС.

Таким образом, при правильной эксплуатации санитарно-технического оборудования, его исправности обеспечиваются комфортные условия проезда пассажиров. При нарушении правил эксплуатации среда в вагоне ухудшается.

С целью улучшения санитарно-гигиеничес-ких условий на железнодорожных объектах, а также профилактики инфекционных заболеваний среди железнодорожников и пассажиров ВНИИЖГ совместно с отделениями профилактической дезинфекции ряда дорог проведены разносторонние исследования, в результате которых были разработаны и вышли в свет методические указания по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. К ним относятся "Методические указания профилактической дезинфекции ж. д. вокзалов" (19! I г.), "Методические указания по аэрозольной дезинфекции внутренних поверхностей пассажирских вагонов с помощью тур-булирукнцей ¡эр^зольной насадки" (1981 г.) и

"Методические указания по профилактической дезинсекции пригородных поездов" (1983 г.).

С целью улучшения условий комфорта проезда пассажиров в лаборатории гигиены пассажирских перевозок разработаны "Санитарные нормы параметров микроклимата в пассажирских вагонах с установками кондиционирования воздуха" |7|. Настоящие нормы параметров комфортного микроклимата для пассажирских поездов дальнего следования включают все 4 показателя микроклимата: температуру, влажность, подвижность воздуха и тепловое излучение от сферы ограждений. Вновь вводимый показатель теплового излучения представлен в виде средне-радиационной температуры, которая по сути является средневзвешенной температурой ограждающих поверхностей в помещениях пассажирского вагона, включая остекление.

Во ВНИИЖГ разработаны "Методические рекомендации по оценке потенциальной биологической опасности полимерных материалов, используемых в пассажирском вагоностроении" |1].

В 1987 г. лабораторией гигиены пассажирских перевозок разработана комплексная научно-ис-следовательская программа "Совершенствование санитарно-эпидемиологического обеспечения железнодорожных перевозок".

Сотрудники ВНИИЖГ принимают участие в совещаниях по перспективному вагоностроению, дают заключения на технические задания на новые вагоны, реконструируемые вагоны, принимают участие в гигиенической оценке производимых переоборудований.

Отделом коммунальной гигиены и эпидемиологии разработаны или разрабатываются в последние годы такие важные задания Главного пассажирского управления, как гигиенические нормы по шуму, вибрации и инфразвуку при их сочетанном действии.

Существенным вкладом в улучшение условий проезда пассажиров является создание экологически чистого туалета в пассажирском вагоне, разработка и внедрение которого с участием ВНИИЖГ продолжается в настоящее время.

В вопросах профилактики кишечных инфекций на железнодорожном транспорте водоснабжению пассажирских вагонов поездов дальнего следования отводится ведущее место. ВНИИЖГ совместно с ЦСЭН, дорожными СЭС Московской и Юго-Западной железных дорог и СЭС окружного отделения Октябрьской железной дороги проведены комплексные санитарно-гигиенические исследования по оценке системы водоснабжения пассажирских вагонов. На основании проведенных исследований установлены серьезные дефекты в существующей системе водоснабжения вагонов, в том числе высокий уровень бактериального загрязнения воды в водоналивных баках и патрубках наливных труб.

В завершение перечня основных научно-исследовательских работ следует привести целое направление ведущихся разработок по санитарно-эпидемиологическому обоснованию требований к создаваемым новым комплектам постельных принадлежностей в вагонах (одноразовое белье, негорючие, моющиеся матрасы).

Выполнение этих работ значительно улучшает условия проезда пассажиров, доводя их до уровня комфортного, безопасного в эпидемиологическом отношении проезда, соответствующего мировому уровню.

Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке основ высокоскоростного движения по высокоскоростной магистрали (ВСМ) Центр—Юг. В этой работе нами определены требования к пассажирскому вагону в электроподвижном составе, вокзалам наземного и подземного исполнения, паркам экипировки, экологическим вопросам, связанным с высокоскоростным движением.

Эти данные потребуются в планируемых работах по ВСМ Москва—Минск—Варшава—Берлин.

Известно, что на ряде железных дорог проводится комплекс мероприятий по улучшению санитарного состояния объектов пассажирских перевозок на дорогах. Вводится комплекс автоматизированной системы оперативного санитарного контроля и анализа качества подготовки пасс;1жир-ских вагонов в рейс. Одной из таких систем является система коллективной гарантии подготовки по е;1нитарно-техническим параметрам пассажирских составов в рейс, разработанная на Октябрьской железной дороге совместно с ВНИИЖГ.

ВНИИЖГ получил в установленном порядке право исследовать и давать санитарно-гигиенические заключения по материалам, устройствам, системам в пассажирских вагонах, которые позволяют Врачебно-санитарному управлению оформлять сертификаты на вагоны.

В настоящее время имеющиеся санитарно-нормативные документы по отдельным разделам пассажирских перевозок пересматриваются и дополняются с оформлением единого комплексного документа "Санитарные правила пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", который планируется широко внедрить в межведомственную практику в 1995 г. Этим будет обеспечена правовая и нормативная основа для совершенствования санитарного контроля всех сторон пассажирских перевозок на объектах железнодорожного транспорта от проектирования и строительства до эксплуатации соответствующих стационарных и подвижных объектов.

В ближайшей перспективе представляется необходимым проведение традиционных гигиенических исследований в испытаниях новых образцов отечественных и зарубежных пассажирских вагонов с выявлением и устранением дефектов внутривагонной среды. Планируется разработка санитарно-гигиенических требований к подвижному составу и сооружениям ВСМ Москва-Минск—Варшава—Берлин.

Требуется поисковая научная разработка по гигиеническому обоснованию норматива подачи наружного воздуха в пассажирский вагон при летнем кондиционировании воздуха.

Практика пассажирских перевозок требует на основе разноплановых гигиенических исследований выяснить детали и степень потери качества внутривагонной среды в пассажирских вагонах в зависимости от длительности их эксплуата-

ции. Необходимо реализовать гигиеническую рекомендацию по устройству индивидуального регулируемого обдува пассажиров, позволяющего расширить комфортную зону микроклимата.

Решение перечисленных дополнительных задач по гигиене пассажирских перевозок и технологическая их проработка позволят повысить уровень комфорта внутривагонной среды.

Л и терату ра

1. Методические рекомендации но оценке потенциальной биологической опасности полимерных материалов, используемых в пассажирском вагоностроении. — М.. 1987.

2. Санитарные правила для железнодорожных вокзалов. — М., 1984.

3. Санитарные правила для пунктов экипировки пассажирских вагонов на железнодорожных станциях. — М., 1986.

4. Санитарные правила устройства; оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования. — М., 1984.

5. Санитарные правила подготовки и содержания в пути следования алектроноездов пригородного сообщения. — М., 1985.

6. Санитарные правила для вагонов-ресторанов пассажирских поездов. — М., 1985.

7. Санитарные нормы параметров микроклимата в пассажирских вагонах с установками кондиционирования воздуха. - М., 1988.

Поступила 24.02.95

S и m m a ry . Research in the sphere of railway hygiene helped develop sanitary regulations Гог railway stations, centers for preparation of passenger cars for exploitation, train restaurants, etc. The authors demonstrate the advances in prophylactic disinfection of stations and cars, in assessment of the hygienic hazards of polymeric materials used in car making and of the microclimate in the care, etc. Trends for investigation in railway transport hygiene are outlined.

•О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 615.478:26.014.4531:656.2

В. А. Полякова, В. И. Трофимов, Е. К. Гипп, 3. Д. Елизарова, А. И. Фролова, С. А. Рославцева, Г. Н. Кезик

ДЕЗИНФЕКЦИЯ И ДЕЗИНСЕКЦИЯ РАДИАЦИОННЫМ СПОСОБОМ ПОСТЕЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены. Москва; Институт биотехнологии, Москва: ВНИИ профилактической токсикологии и дезинфекции, Москва

Более I млн пассажиров перевозит ежесуточно железнодорожный транспорт России в поездах дальнего следования. Каждый чистый вагон, подаваемый под посадку, находясь в рейсе загрязняется аутогенной микрофлорой пассажиров, пищевыми отбросами и бытовым мусором. Не могут быть исключены случаи посадки в вагоны инфицированных больных в период инкубации, бактерионосителей (в том числе и туберкулеза), что может способствовать загрязнению внутренних поверхностей, воздуха и постельных принадлежностей (матрасов, подушек и одеял) патогенными микроорганизмами. Ухудшение социально-экономической обстановки в стране привело к вынужденной миграции больших групп населения из различных, в том числе и неблагополучных в эпидемическом отношении, областей, что значительно ухудшило санитарно-эпидемиологическое состояние пассажирских объектов железнодорожного транспорта. За последние годы пораженность педикулезом населения возросла в 5-6 раз и на разных территориях колеблется от 58,3 до 343 на 100 ООО населения [12]. При массовых перевозках, особенно беженцев, не исключена вероятность занесения в пассажирские вагоны в пути следования с одеждой и багажом не только вшей, но и других синан-тропных насекомых — клопов и тараканов. В связи с этим общие санитарно-эпидсмиологи-ческие факторы для пассажирских вагонов становятся более сложными и опасными по сравнению со стационарными объектами, а вопросы противоэпидемического обеспечения особенно актуальными. Среди вопросов противоэпидемического обеспечения пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте недостаточно

разработаны с точки зрения современных санитарно-гигиенических требований вопросы санитарной обработки постельных принадлежностей — матрасов, подушек, одеял.

В поездах дальнего следования постельное белье выдается пассажиру индивиду;ип>но и после пользования направляется в прачечную. Решить подобным образом вопросы санитарной обработки постельных принадлежностей (матрасов, подушек, одеял) не представляется возможным. В настоящее время обеззараживание постельных принадлежностей проводится в парофор-малиновых и паровоздушных камерах, производительность которых не позволяет обеспечить проведение санитарной обработки всех пассажирских составов после каждого рейса. Нерегулярная санитарная обработка постельных принадлежностей приводит к нарастанию из рейса в рейс уровней их бактериального загрязнения, в связи с чем они становятся дополнительными источниками микробного загрязнения пассажирских вагонов, что в условиях скученности может неблагоприятно влиять как на пассажиров, так и на работников поездных бригад. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости поиска новых, более производительных средств и методов обеззараживания постельных принадлежностей для обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проезда пассажиров в железнодорожных вагонах.

Химические методы обеззараживания нельзя считать идеальными для широкого использования по ряду причин, среди которых наиболее важными с практической точки зрения являются огромная потребность в химических средствах для массовой обработки подвижного состава и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.