Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СССР'

ГИГИЕНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СССР»

Важность и ответственность этих задач диктует необходимость еще более широкого участия научно-исследовательских и медицинских институтов, санэпидстанций в выполнении исследований по проблеме «Научные основы гигиены села».

Требуется развитие исследований как в области гигиены села и профессиональной патологии в условиях сельской местности, так и по вопросам охраны окружающей среды. Для успешного выполнения поставленных задач следует расширять и укреплять материально-техническую базу этих исследований.

Поступила 10/У1 1977 г.

УДК 613.692:658.2(47 + 57)

Проф. А. А. Прохоров ГИГИЕНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СССР

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

На всех этапах развития железнодорожной гигиены важное значение придавалось изучению условий труда работников ведущих профессий, особенно тех, которые связаны с безопасностью движения поездов. На'заре электрификации железных дорог (1929) была начата большая работа по гигиеническому изучению новых электровозов, давшая важные практические результаты. Одновременно разрабатывались меры профилактики ртутной интоксикации у работников тяговых электроподстанций. В последующем перед гигиеной и физиологией труда возникли новые задачи, обусловленные восстановлением транспорта, внедрением новых локомотивов, машин и механизмов, широкой механизацией и автоматизацией труда железнодорожников. Общий уровень развития транспортной гигиены дал возможность в начале 30-х годов приступить к углубленному изучению отдельных факторов внешней среды, и в первую очередь, шума и вибрации на подвижном составе и транспортных предприятиях.

Наряду с физической характеристикой шума и вибрации на подвижном составе и предприятиях Министерства путей сообщения (МПС) в послевоенный период активно изучались реакции человеческого организма на эти раздражители. С этой целью стали широко разрабатываться и применяться методы электрофизиологии. Выполненные исследования позволили создать нормы по ограничению шума и вибраций подвижного состава железнодорожного транспорта. Указанные документы используются локомоти-востроительными заводами при выпуске новых типов локомотивов и дорожных путевых машин. Постоянно изучается проблема оптимального микроклимата на рабочих местах. Вместе с ускоренными темпами развития индустриальной базы страны и сельского хозяйства резко увеличивается поток перевозок грузов химической, строительной и металлургической промышленности. Все большее значение приобретают химические факторы внешней среды (аэрозоли, пластмассы, металлы, пары растворителей и др.), в связи с чем перед врачебно-санитарными органами железнодорожного транспорта возникли новые важные задачи по оздоровлению условий труда рабочих, контактирующих с химическими веществами. Поэтому в течение ряда лет Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) систематически разрабатывает вопросы гигиены труда и токсикологии при работе с химическими веществами. В результате издано «Руководство по предупреждению профессиональных отравлений при переработке сыпучих грузов химической промышленности на железнодорожном транспорте», рекомендации по профилактике профессиональных дерматозов, оздоровлению условий труда при окраске и сушке подвижного состава.

Технический прогресс на железнодорожном транспорте выдвигает необходимость проведения психофизиологических исследований лиц ведущих профессий, связанных с безопасностью движения. Деятельность машиниста, диспетчера и других работников железнодорожного транспорта протекает на фоне постоянного нервно-психического напряжения и связана с сознанием огромной ответственности за жизнь пассажиров, наезд на людей, проезд на запрещающие сигналы, соблюдение графика движения поездов и др. Вследствие этого создано новое направление в научных исследованиях — социально-гигиеническое изучение труда работников ведущих массовых железнодорожных профессий.

Особое место занимает новая система уровней обеспечения безопасности движения поездов, включающая профессиональный отбор по клиническим, физиологическим и психологическим показателям, предрейсовые медицинские осмотры, комплексное физиологогигиеническое обеспечение труда и отдыха локомотивных бригад, выработку и упрочение профессионально значимых навыков. Реализацией этой программы явились разработка новых принципов регистрации физиологического контроля уровня бодрствования по колебаниям электрокожного сопротивления и создание на их основе оригинальной регистрирующей установки, проходящей производственные испытания. Проблема безопасности — главная в физиолого-гигиенической оценке труда основных массовых железнодорожных профессий (члены локомотивных бригад, диспетчеры и работники станционно-маневровой группы, монтеры пути, механики путевых машин и др.). Разработка проблемы обусловила развитие методов профотбора по слуху (с оригинальным набором аудиологических тестов), состоянию цветоразли-чительной функции (с помощью полихроматических таблиц, признанных Международным офтальмологическим конгрессом в 1972 г. лучшими в мире), по схеме психологического тестирования, принятой по предложению нашего института на железных дорогах социалистических стран и др.

В последние годы появился новый вопрос — разработка особенностей структуры сна у лиц, связанных со специфическим транспортным режимом труда и отдыха. Исследования ночного сна диспетчеров, железнодорожных перевозчиков почты и других работников позволили объективно оценить дефицит сна, выявить соотношение и продолжительность стадий сна и дать практические рекомендации по профилактическому применению курсов электросна. Эти перспективные положения апробируются в производственных условиях.

Особое место в современной железнодорожной гигиене занимают обобщающие работы по комплексному нормированию и оценке внешней среды. Изучается комбинированное действие химических факторов и сочетанное воздействие химических и физических факторов. Достижения железнодорожной гигиенической науки в области ремонта подвижного состава, перевозки химических грузов, профилактики профессиональных дерматозов, окраски подвижного состава и другие важные вопросы получили отражение в книгах, написанных сотрудниками нашего института и вышедших в издательствах «Транспорт» и «Медицина» в последние 3—4 года.

Большое место в работах последних лет заняла проблематика Байкало-Амурской магистрали, изучен большой круг вопросов гигиены труда и коммунальной гигиены ее строителей. На этой основе разработаны важные рекомендации по привозному водоснабжению, очистке почвы от твердых отбросов, профилактике фотодерматозов, гигиенической оценке новой техники и технологических процессов при строительстве мостов, земляного полотна и др.

Специфика железнодорожного транспорта обусловливает необходимость изучения вопросов физиологии и патологии цветового зрения. Во ВНИИЖГ совершенствуются принципы и методы врачебной экспертизы и определения профессиональной пригодности для работы лиц, связанных

с безопасностью движения поездов, разрабатываются новые точные приборы и методы исследования, нормативы и рекомендации.

Среди работников железнодорожного транспорта более 46% женщин. В основном это проводники пассажирских вагонов, билетные кассиры, стрелочники, телефонисты и телеграфисты, операторы технических контор, приемосдатчики груза и багажа, дежурный персонал на вокзалах и др. Профессионально-производственные и бытовые факторы массовых женских профессий изучали с привлечением комплекса методических приемов, позволившего охарактеризовать условия их труда и быта в гигиеническом, социологическом и психологическом аспектах. Женщины проходили тщательное поликлиническое и клиническое обследование, что позволило обосновать систему мероприятий по охране их здоровья с учетом биологической специфичности и анатомо-физиологических особенностей женского организма. Например, даны рекомендации к типовым требованиям по проектированию и реконструкции билетных касс. Упорядочен режим труда и отдыха кассиров. Внедряется комплексная автоматизация билетно-кас-совых операций. С физиологогигиенических позиций изучен процесс совершенствования стрелочных операций. При этом труд стрелочниц трансформируется из физически тяжелого в операторский, осуществляющийся в оптимальных гигиенических условиях. Аналогичные рекомендации разработаны для экипировщиц, проводников вагонов и др. Надо сказать, что внедрение в практику научно-технических достижений коренным образом улучшило условия труда железнодорожниц, облегчило их труд, повысило его престижность, обеспечило ¡безопасность и большую продуктивность.

Профилактика профессиональных заболеваний является одним из основных направлений в деятельности санэпидслужбы и ВНИИЖГ. С прогрессом в технике меняются по своему качеству и интенсивности многие факторы внешней среды, влияющие на здоровье людей. У работников многих профессиональных групп уменьшилась физическая, но возросла психоэмоциональная нагрузка. Вследствие этого серьезное значение в профилактике заболеваний на железнодорожном транспорте приобретают мероприятия не только гигиенического, но и лечебно-профилактического характера: разработка и внедрение методик ранней диагностики заболеваний при поступлении на работу, проведение медицинских переосвидетельствований, предрейсовые медицинские осмотры, профилактические мероприятия, предупреждающие утомление.

На железнодорожном транспорте изучение профессиональной патологии ведется по двум направлениям: изучение профессиональных болезней, т. е. таких, в этиологии которых исключительную или основную роль играют профессиональные факторы, и общих заболеваний, в возникновении и особенностях течения которых среди ряда факторов важную роль могут играть и профессиональные воздействия (гипертоническая, язвенная болезнь и др.). В последние годы регистрируются профессиональные заболевания (профессиональные дерматиты, пневмокониозы, вибрационная болезнь), составляющие 3/4 впервые регистрируемых болезней, но отмечается значительное их уменьшение. Большую роль в выявлении ранних форм профессиональных заболеваний играет разработанный ВНИИЖГ «Перечень профессий работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, которые в целях профилактики профессиональных заболеваний подлежат предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам».

Следует отметить, что до последнего времени недостаточное внимание уделялось изучению «обычных» заболеваний с учетом условий труда лиц, работающих на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. Такие заболевания, как гипертоническая, язвенная болезнь и подобные им, естественно, не должны расцениваться как профессиональные, но на их возникновение и течение могут заметно влиять условия труда и быта.

В связи с этим изучение подобных заболеваний входит в задачи профпато-логии.

Важную роль в улучшении условий труда и быта железнодорожников играет предупредительный санитарный надзор. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов на транспорте осуществлялась фактически с начала организации санитарной службы. Объем и характер требований, предъявляемых к проектным организациям, изменялись по мере проведения различных научно-исследовательских работ, которые служили основанием для разработки нормативов. Совершенствовалась и организация предупредительного санитарного надзора. Он приобрел большой удельный вес в деятельности санэпидстанций.

Железнодорожный транспорт имеет большой парк локомотивов, вагонов, путевых машин тяжелого типа, механизмов и др. Новые образцы подвижного состава и машин непрерывно поступают на транспорт, но они не всегда удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормам. По решению президиума ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта упоавления МПС и Минтрансстроя, ВНИИЖГ и Центрального научно-исследователь-ского института железнодорожного транспорта разработали несколько важных типовых требований по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки магистральных и маневровых электровозов и тепловозов, электропоездов, путевых машин тяжелого типа, снегоземлеуборочных и снегоочистительных машин, несъемных и съемных дрезин, передвижных рельсосварочных установок, камер и установок для окраски и сушки подвижного состава на заводах и др. По Министерству транспортного строительства утверждены типовые требования по технике безопасности и производственной санитарии при проектировании и выпуске машин и приспособлений для механизации монтажа контактной сети, путеукладочных и балластировочных машин, машин и агрегатов для бурения скальных пород и др. В типовых требованиях учтен современный уровень техники локомотивостроения, создания путевых и других машин, изменения в технологических процессах.

Успехи, достигнутые за годы Советской власти в области предупредительного санитарного надзора, позволяют и дальше совершенствовать этот весьма важный раздел работы санитарных организаций, добиваться того, чтобы новые сооружения всегда были достойны эпохи строительства коммунистического общества. Коммунальная гигиена на железнодорожном транспорте — наука относительно молодая, она имеет много своеобразных черт и особенностей. Ни одна отрасль народного хозяйства своей деятельностью не оказывает столь широкого и комплексного воздействия на санитарно-эпидемиологическое благополучие страны, как железнодорожный транспорт. На нем круглогодично перевозится огромное количество населения. В этих условиях, особенно при дальних поездках, железнодорожный вокзал и пассажирский вагон становятся для пассажира временным жильем со всеми вытекающими отсюда санитарно-эпидемиологическими последствиями. Гигиенисты железнодорожного транспорта занимаются изучением этих условий и разрабатывают санитарно-гигиенические мероприятия, обеспечивающие комфорт и здоровье перевозимым контингентам, а также рабочим и служащим железнодорожного транспорта, членам их семей и населению прилегающих к железным дорогам районов. Научные исследования в области коммунальной гигиены направлены на специфичные для транспорта проблемы: планировка, микроклимат и гигиена эксплуатации железнодорожных вокзалов и пассажирских вагонов, планировка и благоустройство железнодорожных населенных пунктов, станций и путевых зданий, снабжение железнодорожного населения и пассажиров питьевой водой, особенно на маловодных и безводных участках дорог, обезвреживание и длительная сохранность ее доброкачественности при транспортировке и хранении в сливных чанах на безводных участках, использование для нужд водоснабжения высокоминерализованных вод, охрана источников водоснабжения

и атмосферного воздуха, борьба с шумом. Важной является проблема охраны почвы, очистки, канализации станций, вокзалов, поселков, пунктов экипировки пассажирских поездов, дезинфекционно-промывочных станций по обработке вагонов по перевозке живности и др.

На основе исследований разработаны гигиенические параметры микроклимата в пассажирских вагонах с кондиционированием воздуха и без него, которые утверждены Министерством путей сообщения, одобрены Организацией сотрудничества железных дорог социалистических стран и легли в основу ГОСТ 12406-66 «Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1524 мм. Технические требования». Разработаны «Санитарные требования к устройству и оборудованию пассажирских вагонов дальнего следования при проектировании и эксплуатации их».

Многолетнее изучение пассажирских вокзалов закончилось разработкой проекта «Санитарных правил для проектирования и эксплуатации вокзалов», которые легли в основу «Временных норм и технических условий проектирования пассажирских вокзалов». По проблеме водоснабжения рассмотрено состояние вопроса очистки и обеззараживания питьевой воды на железнодорожном транспорте и составлены инструкции и различные указания МПС по организации ее хлорирования, контролю за работой хлораторов различных систем и санитарные правила по централизованному и привозному водоснабжению. Разработан новый тип хлоратора на газообразном хлоре. Изучено состояние зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и разработаны правила и приказы МПС по их организации и содержанию. Большое внимание уделено очистке железнодорожных станций и поселков при них, а также очистке и уборке вокзалов, перронов и парков экипировки пассажирских поездов. Охрана источников водоснабжения чрезвычайно актуальна, поскольку железнодорожное водоснабжение в основном базируется на открытых источниках, которые иногда загрязняются сточными водами железнодорожных предприятий. В связи с этим широко изучались различные методы очистки промышленных сточных вод и эффективность работы различных систем очистных сооружений на объектах, сточные воды которых представляют особую опасность для источников водоснабжения (шпалопропиточные заводы, пункты промывки грузовых вагонов, дезинфекционно-промывочные станции, промывочно-пропарочные станции, локомотивные депо и др.).

Движение поездов создает значительный шум в прилегающих жилых кварталах населенных пунктов. В связи с этим разработаны конкретные мероприятия, предусматривающие создание новых типов звуковых сигналов на локомотивах и порядок пользования ими на станциях, целесообразную планировку и нормы зон санитарных разрывов от предприятий, являющихся источниками шума, озеленение и др.

Сделано за истекший период немало, но развитие железнодорожного транспорта ставит все новые задачи, которые еще ждут своего решения.

В настоящее время комплексному санитарно-гигиеническому изучению подвергаются стационарные объекты: депо (локомотиво- и вагоноремонтные, литейно-механические, электро- и энергомеханические, по переработке пластмасс, стрелочные, по ремонту путевых машин и др.) и подвижные объекты: локомотивы, вагоны, моторвагонные секции, дизель-поезда, автомотрисы, автодрезины, мотовозы, путевые машины и механизмы, путевые машинные станции и колонны, поезда (пассажирские, рефрижераторные и поливочные), дефектоскопные и путеизмерительные тележки и др.

Железнодорожная гигиена переживает период большого подъема. Происходит расширение не только круга объектов исследований, но и качественное улучшение методической базы и повышение теоретического уровня.

Поступила 17/П 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.