-N3 26.-0. 17-18.
2. Градобоев, В. В. Экономическая оценка стратегического развития ОАО «РЖД»/ В. В. Градобоев, В. Г. Карчик, В. М. Колесова, А. А. Лякина // Экономика железных дорог. -2007. -Ш 11. - С. 9-24.
3. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / Патрик А. Гохан пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. -741 с.
4. Дмитриев, К. А. Реструктуризация бизнеса // Финансовый директор. -2004. - N3 9. - С. 18.
5. Леонтьев, Р. Г. Интеграция железнодорожной отрасли с малым бизнесом : монография / Р. Г. Леонтьев, А. Н.
Бессонова. - Хабаровск : Издательство ДВГУПС, 2005. - 286 с.
6. Леонтьев, Р. Г. Императивы антикризисного управления на железнодорожном транспорте : монография / Р. Г. Леонтьев, Н. М. Стецюк. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. -251 с.
7. Никонова, И. А. Финансирование бизнеса / И. А. Никонова. - М. : Альпина Паблишер, 2003. -197 с.
8. Якунин, В. О третьем этапе ре-
формирования железнодорожной отрасли: выступление президента ОАО «РЖД» / В.О. Якунин // Экономика железных дорог. -2006. 12.-С. 7-8.
9. Электронный ресурс: и)ит. ггс1. ги
Проблемы функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи Приморского края
О.В. Жуковская
В статье рассматриваются условия и возможности проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае в процессе получения высшего профессионального образования. Автор анализирует взаимодействия между вузами и различными субъектами проектирования профессиональной карьеры молодежи, а также определяет круг проблем, связанных с функционированием региональной системы проектирования профессиональной карьеры.
Ключевые слова: социальное проектирование, проектирование профессиональной карьеры, система высшего образования, карьера, социальное взаимодействие.
Приморский край является крупнейшим по численности населения и экономическим возможностям в Дальневосточном федеральном округе. По данным исследований Института географии ДВО РАН, экономический потенциал Приморского края в Дальневосточном регионе составляет около 30%, а в масштабах всей России - около 1,5%, при этом, в Приморье проживает 30,3% населения Дальнего Востока [2]. В настоящее время Приморский край приобрел статус стратегического региона, что предполагает солидные инвестиции в его экономику.
Однако демографическая ситуация в крае неоднозначная. В Приморье на-
блюдается активизация миграционных процессов: с одной стороны, идет отток местного населения в западные регионы России, а с другой стороны, прибывает большое количество иммигрантов из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Эти процессы оказывают значительное влияние на объем, структуру и качество трудовых ресурсов края.
Современный положительный опыт развития государств и регионов показывает, что экономические успехи не всегда связаны с объемом населения, ростом трудовых ресурсов. Вследствие усложнения технологий, социальной структуры, организации и управления на первое место встает качество насе-
Жуковская Оксана Владимировна - аспирант кафедры социологии и социальной работы Дальневосточного государственного технического университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
ления, качество трудовых ресурсов [1]. То есть, для любой развивающейся экономики необходима критическая масса квалифицированных работников [2]. Поэтому на первый план выходят проблемы обеспечения качества трудовых ресурсов, в частности, уменьшения текучести квалифицированных работников, подготовки и переподготовки кадров с учетом специфических требований экономики конкретного региона. Также становится важным создание условий для привлечения на предприятия молодых специалистов, обладающих необходимыми стартовыми профессиональными знаниями и умениями. Как следствие, актуализируются вопросы функционирования института профессионального образования в масштабах региона, регулирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае.
Проектирование профессиональной карьеры молодежи является разновидностью социального проектирования и может быть определено как особый, специально организованный вид деятельности в системе профессиональной подготовки девушек и юношей, в рамках которой осуществляется процесс профессионального развития молодого человека как носителя карьеры, его целенаправленное движение к достижению намеченных профессиональных целей, анализ и прогнозирование возможных последствий и результатов на основе сложившихся индивидуальных представлений. Проектирование профессиональной карьеры молодежи
- это целенаправленная деятельность, характеристиками которой являются управление процессом формирования и реализации профессиональной карьеры молодого человека, создание карьерных проектов [3]. Следовательно, проектирование профессиональной карьеры молодежи как управленческая деятельность предполагает организацию специального взаимодействия между участниками проектного процесса, которыми, помимо молодого человека как носителя карьеры, являются государственные и территориальные органы управления, профессиональные учебные заведения, компании-
работодатели и общественные организации. Особую роль в данном процессе выполняют профессиональные учебные заведения, в частности вузы, так как именно они осуществляют профессиональную подготовку молодежи.
В связи с этим, в настоящее время для Приморского края одной из самых актуальных задач является обеспечение стратегически ориентированных взаимодействий учреждений высшего профессионального образования и иных субъектов проектирования профессиональной карьеры молодежи с учетом экономической конъюнктуры края, ситуации на региональном рынке труда, а также проводимых в России реформ профессионального образования.
Заметим, что, несмотря на территориальную удаленность от образовательных центров страны, в Приморье исторически сформировалась разветвленная инфраструктура высшего профессионального образования. По количеству вузов на территории Дальневосточного федерального округа Приморский край занимает второе место, уступая лишь Хабаровскому краю.
Высшее образование в Приморском крае представлено 10 государственными вузами, 4 филиалами центральных государственных вузов, 3 негосударственными вузами [4]. Рынок высшего образования в регионе можно охарактеризовать как олигополистический. Основная доля общего объема оказываемых услуг принадлежит четырем вузам: ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС, ТГАЭУ [4].
В настоящий момент проводниками государственной политики в области образования и занятости молодежи в Приморском крае являются: Комитет по образованию администрации края, Комитет по делам молодежи администрации, Департамент ФГСЗН по Приморскому краю. Именно данные структуры контролируют реализацию национальных проектов «Образование» и «Молодежь России».
При поддержке администрации Приморского края реализуются стипендиальные и грантовые программы, поощряющие талантливых молодых ученых и студентов высших учебных заведений и стимулирующие их даль-
нейшую научно-исследовательскую деятельность в регионе. В целях регулирования социально-экономических процессов, выявления организаторских способностей молодежи утверждена губернаторская программа подготовки молодежи с обучением и прохождением стажировки за рубежом. С 2002 года региональная администрация формирует заказ вузам на контрактную подготовку специалистов для государственных и муниципальных органов управления края. Основная задача программы - обеспечить квалифицированными кадрами сельские и отдаленные районы края. Программа предусматривает обязательное трудоустройство выпускников. Также администрацией Приморского края используются экономические методы регулирования взаимодействий предприятий и вузов. В частности, организации различных форм собственности, оплачивающие на договорной основе обучение студентов в вузах, находящихся на территории Приморского края, освобождаются от налогов, сборов и платежей в краевой и муниципальные бюджеты на сумму средств, затраченных на эти цели.
Помимо этого, в Приморском крае действует ряд некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области занятости молодежи (как временной, так и постоянной). К ним относятся: Биржа труда для молодежи «Перспектива», Приморский краевой студенческий отряд, «Исток» и др.
В 1999 году (по инициативе ряда предпринимателей Приморского края) создана некоммерческая молодежная организация «Центр корпоративного предпринимательства», которая рассматривается в качестве площадки для налаживания диалога между вузом, работодателем и молодым человеком, заинтересованным в индивидуально карьерном проектировании.
Ежегодно в крае проводится конкурс «Лучший выпускник года», цель которого заключается в привлечении внимания деловых людей к наиболее активным выпускникам вузов, проявившим себя в учебе, научной и общественной деятельности. Эту же функцию выполняют выставки «Образование и карьера»
и «круглые столы», посвященные вопросам образования и занятости молодежи. С 2006 года в Приморье издается журнал «Гид молодого специалиста».
В крае (при содействии кадрового агентства «Карьера - Форум») активно реализуется программа «Карьера», основная цель которой - трудоустройство молодых специалистов. Ежегодно в программе принимают участие 1000 человек, при этом, более 80% молодых специалистов находят работу в течение 3-4 месяцев.
Наряду с отмеченными выше позитивными тенденциями в области ресурсного обеспечения проектирования профессиональной карьеры молодежи края, существуют и серьезные проблемы.
Во-первых, наблюдается несовпадение целей профессиональной подготовки со стратегическими задачами развития Приморского края, а также снижение качества образовательных услуг. Конечно, тот факт, что образование имеет массовый характер, играет положительную роль в повышении качества населения в Приморском крае, в решении проблем воспитания и занятости молодежи. Но практически всеобщий характер высшего образования в условиях резкого уменьшения количества средних специальных заведений, создания, так называемых, «образовательных пирамид», девальвации значимости рабочих специальностей в обществе ведет к снижению качества знаний и умений выпускников вузов, несоответствию структуры профессиональной подготовки структуре экономики края.
Во-вторых, фиксируется несоответствие инфраструктуры высших учебных заведений современным требованиям и отсутствие взаимодействия между вузами.
Так, по качеству программ в Приморском крае лидируют ДВГУ, ДВГТУ и ТГЭУ. Самыми престижными в регионе являются ДВГУ и ТГЭУ: их выпускники востребованы на рынке труда, квалификация профессорско-преподавательского состава оценивается как наиболее высокая по сравнению с коллективами других вузов края. Хотя наиболее комфортная для обучения ин-
фраструктура создана во ВГУЭС.
Наряду с этим, наблюдается существенный разрыв между теоретической подготовкой в вузе и реально заявленными на рынке труда требованиями к качеству и квалификации молодых специалистов. В программе обучения пассивные формы превалируют над интерактивными.
Что касается взаимодействия вузов края, то оно осуществляется нерегулярно и, в основном, между преподавателями и студентами. Как считают эксперты, налаживанию контактов между учебными заведениями различных уровней подготовки препятствуют следующие факторы:
1. Межвузовская конкуренция. Учебные заведения - это конкуренты, которые ведут «битву» за абитуриентов, число которых неуклонно снижается.
2. Отсутствие понятной и прозрачной государственной программы межвузовской мобильности (несмотря на то, что идея подобной системы организации взаимодействия представлена в Концепции реформирования системы образования). Взаимодействие между вузами осуществляется, в основном, в форме выставок и «круглых столов», отчасти - в рамках послевузовского образования. При этом, наблюдается активная миграция преподавателей между вузами: около 54% преподавателей работают одновременно в нескольких вузах. Как считают исследователи, побуждает преподавателей к такой межвузовской мобильности необходимость дополнительного заработка, так как уровень оплаты их труда в большинстве случаев ниже прожиточного минимума.
3. Статус высших учебных заведений как учреждений федерального, а не регионального подчинения [5], что обусловливает низкую заинтересованность руководства вузов в результатах своей деятельности, которая в стратегическом плане предполагает обеспечение потребностей в кадрах, прежде всего, предприятий Приморского края.
4. Развитие системы дополнительной коммерческой подготовки в вузах (программы дополнительного образования, повышения квалификации). В результате, контакты между учреж-
дениями дополнительного образования отсутствуют, а вуз превращается в замкнутую информационную систему, потому что услуги дополнительного образования, в основном, оказываются теми же преподавателями, которые осуществляют подготовку по основным направлениям деятельности вузов.
Третьей проблемой во взаимодействии вузов и остальных субъектов проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае является отсутствие конструктивного диалога между вузами и работодателями.
В настоящие время основными «точками» взаимодействия компаний-работодателей и учебных заведений являются вузовские ярмарки вакансий, а также система студенческих производственных практик.
Между учебными заведениями и компаниями-работодателями как субъектами проектирования профессиональной карьеры существует глубокий разрыв в понимании того, как они должны контактировать. Речь идет не только о различных подходах в понимании структуры подготовки специалистов, но и коммуникационных барьерах в процессе их взаимодействия, заключающихся в использовании «разного языка». Так, представители учебных заведений отмечают, что работодатель «не желает сотрудничать, не может сформулировать корректно заказ на подготовку специалистов, предъявляет необоснованно высокие требования выпускникам». В то время, как представители предприятий говорят о том, что учебные заведения «оторваны от действительности», со своей стороны, также не готовы к сотрудничеству.
В крае отсутствует систематическая работа по формированию заказов от работодателей, прогнозированию потребностей рынка труда в специалистах того или иного профиля, и своевременному размещению заказа на их подготовку. Это отмечают как представители компаний-работодателей, так и представители территориальных органов власти.
Для того, чтобы проектирование карьеры молодыми людьми было гармоничным, должна быть выстроена сквоз-
ная система, реализующая принцип непрерывности образования и включающая как образовательные учреждения разного уровня, так и предприятия работодателей, службы занятости, кадровые агентства. Однако на текущий момент в Приморском крае школы больше озадачены организацией ЕГЭ, профориентационная работа проводится, в основном, силами вузов, заинтересованных в рекрутировании абитуриентов. Но в период обучения продуманное регулирование вузом процесса проектирования профессиональной карьеры молодежи (студентов) фактически отсутствует.
При этом, не только образовательные учреждения, но и рынок труда в лице служб занятости, кадровых агентств, предприятий-работодателей демонстрируют различный (часто - низкий) уровень вовлеченности в реализацию современных программ и проектов в области образования, труда и занятости. В Приморском крае всего 10% предприятий имеют внутреннюю программу работы с молодыми специалистами. Как правило, это представители российских и международных корпораций, лишь 5% региональных компаний имеют необходимый уровень развития, чтобы предложить достойные программы работы со студентами и молодыми специалистами.
И, наконец, не менее важной проблемой функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае является отсутствие культуры карьерного проектирования среди молодежи и низкий уровень осведомленности о возможностях и ресурсах проектирования карьеры в регионе.По данным конкретно-социологического исследования, проведенного автором статьи в 2006
- 2008 гг., более 50% студентов Приморского края вынуждены при планировании своего профессионального пути ориентироваться на собственные знания, а также
на мнение своего ближайшего окружения, которое, как показывает практика, не всегда оказывается верным. Выбор профессии делается на основе идеализированных представлений о будущей работе, а не в результате анализа собственных способностей и реальной ситуации на рынке труда края.
Таким образом, сложившаяся в Приморском крае образовательная инфраструктура потенциально способна обеспечить благоприятную ресурсную среду для проектирования профессиональной карьеры молодежи. Тем не менее, существующие проблемы во взаимодействии между вузами и остальными субъектами проектного процесса не позволяют молодым людям в настоящий момент эффективно осуществлять проектирование профессиональной карьеры. В связи с современными экономическими, демографическими, политическими тенденциями развития Приморского края решение данных противоречий имеет стратегическое значение для развития региона.
Литература и источники:
1. Авраамова, В. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Аврамова // Социологические исследования. - 2006. - N3 4.-С. 37- 46.
2. Килъматов, Т. Р. Моделирование сценариев стратегического развития Приморского края / Т.Р. Килъматов. -Владивосток: Далънаука, 2004. - 102 с.
3. Котляров, И. В. Теоретические основы социального проектирования / И. В. Котляров. - Минск: Наука и техника, 1989. -188 с.
4. Приморский край : статистический ежегодник - Владивосток: Примор-крайстат, 2007. - 289 а
5. Федеральный закон <О высшем и послевузовском образовании» / Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны // Библиотечка Российской газеты. — 2005. - Вып. № 20. — 200 с.