СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ: ФРАНЦУЗСКИЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
И. С. КОНДРАШОВА, С. В. ЖИРКОВА
В статье исследуется создание и функционирование органов по профориентационной деятельности в России и за рубежом. Профессиональная ориентация и развитие профессиональной карьеры до сих пор не рассматриваются в качестве единого процесса, требующего организации регулярного сопровождения обучающейся молодежи на протяжении всего периода обучения.
Ключевые слова: профориентация, развитие карьеры, трудоустройство, рынок труда.
В настоящее время существует несколько подходов к сопровождению профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В странах западной Европы признан системный подход, вследствие чего сопровождение профессиональной карьеры и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование, профессиональный отбор, трудоустройство и меры по адаптации выпускников образовательных учреждений к трудовой деятельности. Все это в целом обозначается термином «переходные услуги». Комплексная система «переходных услуг» представляет собой набор координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности. При этом термин «профессиональная ориентация», принятый в России, не используется, вместо него употребляется термин «развитие карьеры» [5].
Наиболее совершенная система развития карьеры существует во Франции, где она охватывает учреждения как высшего, так и среднего образования. Развитие карьеры во Франции понимается как целенаправленная подготовка молодого человека к выбору направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Деятельность по развитию карьеры на государственном уровне координируется тремя Министерствами: труда, здравоохранения и образования. В ведении Министерства по делам молодежи, национального образования и науки находится Национальное бюро информации по образованию и профессиям (0№8ЕР). Данная служба координирует работу по развитию карьеры в на-
циональном масштабе. Задачей службы является управление деятельностью своих представительств, разработка и распространение документации и информации в национальном масштабе. Среди многочисленных печатных изданий издается серия брошюр «От школы к первому рабочему месту» для учащихся, достигших 16-летнего возраста и занимающихся поиском своей первой работы. В них дается информация о вакансиях в различных компаниях, на предприятиях, как правило, не требующих опыта работы у соискателей. Для учащихся лицеев издаются такие серии, как «После бакалавриата», «Студент», в которых содержатся информация о перспективах дальнейшей учебы, характеристика направлений высшего образования, сведения о длительности обучения и условиях поступления [1].
На региональном уровне функционирует региональное представительство Национального бюро информации по образованию и профессиям и Академическая служба информации и ориентации. Задачей Национального бюро является сбор и распространение документации и информации о профессиях и направлениях образования в региональных учебных заведениях. В Академической службе информации и ориентации сосредоточены данные о состоянии рынка труда и занятости, о региональных профессиональных учебных заведениях и правилах поступления в них.
На уровне Департаментов Франции созданы Центры по информации и ориентации, непосредственно связанные со школами. Центры взаимодействуют с различными общественными организациями (ассоциацией родителей, биржей труда, центрами профессиональной подготовки), служ-
бами информации (Национальным институтом педагогических исследований, Региональным центром педагогической документации и др.). В них собирается и обрабатывается информация о состоянии как регионального, так и национального рынка труда. Штат этих служб составляют дипломированные специалисты в области профессиональной ориентации [2].
Местный уровень внешкольной профессиональной ориентации осуществляется в учебных заведениях независимыми советниками по ориентации. Руководство ими осуществляет директор Центра информации и ориентации департаментского уровня. Советник-психолог осуществляет информирование учащихся о профессиях, учебных заведениях профессионального образования, условиях поступления и обучения в них, возможностях трудоустройства после их окончания; присутствует на экзаменах, а также на заседаниях школьного совета по ориентации. Именно он является связующим звеном между внешкольной и внутришкольной профессиональной ориентацией, что показывает высокую значимость его профессиональной деятельности для системы образования [11].
Кроме того, в каждом государственном вузе и в большинстве частных созданы службы ориентации. При этом сопровождение развития карьеры обучающихся не завершается их выходом из учебного заведения, а продолжается до интеграции в мир труда. Для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся молодежь до 18-летнего возраста посещает государственные центры профессиональной ориентации. Причем ни один молодой человек не может быть принят на работу без сертификата профориентации, где перечисляются профессии, показанные и противопоказанные ему.
Согласно Кодексу законов об образовании, «ориентация студентов предполагает информирование о структуре учебного процесса, о перспективах трудоустройства, о возможностях смены профиля образования...Учащиеся вырабатывают свой план учебной и профессиональной ориентации, исходя из своих желаний и способностей, с помощью родителей, преподавателей, персонала службы ориентации и специалистов в избранной сфере. Этому способствуют и заинтересованные представители администрации, местных коллективов, предприятий и ассоциаций» [10]. Таким образом, во Франции развитие карьеры и профессиональная ориентация характеризуется жестким законодательным регулированием. Она осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей
данного учебного заведения с родителями и учащимися.
В настоящий момент во Франции придерживаются воспитательной модели развития профессиональной карьеры. Ее основной чертой является непрерывное сопровождение учащегося в процессе его личностного становления и определения его профессионального будущего. При формировании профессионального самоопределения ставят следующие цели:
- ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением;
- обогатить их представления о профессиональном мире на основе рефлексии способов профессиональной подготовки и потребностей рынка труда;
- способствовать самостоятельной идентификации учащимися препятствий в реализации своего профессионального проекта, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей;
- придать смысл обучению через профессиональный проект.
При этом профессиональное информирование должно отвечать следующим критериям: соответствие потребностям пользователей; правдивость; доступность для понимания; ситуативная уместность; полезность в смысле удовлетворения запросов учащихся. Для их реализации обеспечивается доступ ученика и его семьи к информации о самих профессиях и о рынке труда. Учащихся часто водят на производство, в офисы разных компаний, рестораны и мастерские [6].
Практика профессиональной ориентации организуется комплексно, в сочетании различных форм, методов, средств, существенно повышающих воспитательный потенциал профориентационной работы. Для этого во Франции выстроена целая система, опирающаяся на «воспитательные» группы специалистов - советы классов. Совет изучает особенности каждого ученика, координирует работу всех учителей-предметников и школьных психологов - вплоть до внесения изменений в планы уроков. В нем три постоянных члена: учитель, школьный психолог и советник по ориентации, каждый из которых абсолютно независим от школы и работает в постоянном контакте с семьей. На каждого ученика заводят «персональное досье» [11].
Развитие карьеры учащихся осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Результатом собеседования может быть переход в
следующий класс, оставление на второй год, изменение направления обучения. Если родители учащихся не согласны с мнением преподавателей, они могут оспорить решение, которое их не устраивает, и потребовать, в зависимости от уровня обучения, перевода в лицей с другим направлением вместо оставления на второй год или, наоборот, оставления на второй год вместо перевода в лицей с нежелательным направлением. Причем в случае возникновения конфликтных ситуаций решение возникающих вопросов проводится при участии советника по профессиональной ориентации, который помогает учащимся, родителям и преподавателям решать возникающие вопросы.
К концу учебы совет класса готов дать выпускнику и его родителям полную информацию о его действительных склонностях и психофизических возможностях, а по результатам испытаний -и о знаниях. Причем все это проводится в обязательном порядке: отказаться от бесед или тестирования дети не вправе. На основе досье совет класса выносит решение о его дальнейшем профессиональном пути - создает для каждого подростка так называемые прогнозы успеха и указания по дальнейшему развитию профессиональной карьеры. Семья высказывает совету класса свои пожелания, а затем формулируются окончательные предложения и выводы [9].
Важным направлением, объединяющим высшее образование с профессиональной средой, во Франции стала практика стажировок на государственных или частных предприятиях. Эта практика не является обязательной, в Кодексе законов об образовании лишь декларируется ее возможность. В ряде случаев говорится о конкретных отраслях, где применяются стажировки. Например, «университетские педагогические институты, которые располагают возможностью приема, согласованного с обучением преподавателей для технических заведений, могут организовать в виде эксперимента стажировки в центрах обучения» [3]. Это направление закреплено в Трудовом кодексе, в котором предоставляется право каждому молодому человеку в возрасте от 16 до 25 лет (независимо от уровня образования) дополнить свое образование в рамках системы посменного обучения. Обучение организуется в рамках частных или типовых трудовых договоров, а также стажировок.
Поддержку выпускникам вузов обеспечивает негосударственная организация «Ассоциация помощи выпускникам вузов в трудоустройстве» (AFIJ). AFIJ проводит конференции, встречи с профессионалами, презентации предприятий, тренировочные собеседования, создает техниче-
ские цехи по поиску работы, дает индивидуальные советы [1].
Таким образом, развитие карьеры во Франции -это хорошо отлаженная система, имеющая жесткую регламентацию на законодательном уровне.
В России профессиональная ориентация и развитие профессиональной карьеры до сих пор не рассматриваются в качестве единого процесса, требующего организации регулярного сопровождения обучающейся молодежи на протяжении всего периода обучения. Профориентация понимается главным образом как помощь в профессиональном выборе учащихся старших классов школы. Традиционно считается, что поступив в профессиональное образовательное учреждение, молодой человек уже прошел этап профессионального самоопределения и совершил свой профессиональный выбор. Однако исследования показывают, что значительная часть обучающихся профессиональных образовательных учреждений совершают свой выбор недостаточно самостоятельно и обдуманно. Следствием этого является снижение в процессе обучения числа обучающихся, уверенных в правильности сделанного профессионального выбора. Для решения данной проблемы на протяжении ряда лет предпринимаются усилия для создания в составе образовательных учебных заведений специальных структур, занимающихся вопросами содействия развитию карьеры и трудоустройства обучающихся.
Так, В 1999 г. в соответствии с совместным приказом Министра образования РФ и Министра труда и социального развития РФ от 04.12.1999 г. № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» в вузах России стали создавать центры, специализированные отделы и лаборатории по содействию в трудоустройстве выпускников. Однако возникли трудности с определением реального статуса и роли таких подразделений в структуре вуза, с постановкой задач и функций, реализуемых ими, с порядком их финансирования. Для того, чтобы ускорить данный процесс, в 2000 г. была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования», утвержденная руководителями Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В Программе отмечалось, что реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников об-
разовательных учреждений. В качестве основных причин, сдерживающих эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, назывались:
- отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
- незаинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений требований к квалификации работников на рынке труда и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям;
- отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;
- завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования [9].
Основной целью Программы являлось создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда. Для достижения целей Программы предусматривалось, в частности, создать в системе образования службу профессиональной ориентации, помогающую в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям; создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей необходимыми данными о рынках труда и образовательных услугах, сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработать научно-методическое обеспечение региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов; разработать экономический механизм обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. С 2002 по 2003 гг. предусматривалось массовое развертывание элементов системы в образовательных учреждениях [7].
Вузам предлагалось взять за образец организационную структуру Центра содействия занято-
сти учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана (ЦСЗУМ). Центр был создан приказом Министерства образования РФ в 1999 г. в качестве структурного подразделения этого университета и был призван взять на себя функции координации организационнометодической деятельности аналогичных подразделений всех вузов страны.
Для улучшения работы в данном направлении было принято решение коллегии Федерального агентства по образованию от 23 ноября 2006 г. № 13 и издан приказ Федерального агентства по образованию от 7 декабря 2006 г. N 1467, в котором руководителям подведомственных образовательных учреждений профессионального образования предписывалось создать в срок до 1 апреля 2007 г. в каждом образовательном учреждении службу содействия трудоустройству выпускников. Руководителям образовательных учреждений предлагались рекомендации по созданию и функционированию службы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. В них указывалось, что служба осуществляет:
- Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников.
- Взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.
- Сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям.
- Повышение уровня конкурентоспособности и информированности учащихся и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.
- Проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей и т. п.) [9].
В 2008 г. Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ издало приказ № 212 от 19 марта 2008 г, в котором предписывалось в срок до 01.06.2008 г. обеспечить создание в подведомственных образовательных учреждениях профессионального обра-
зования служб содействия трудоустройству выпускников и организацию их деятельности, а также предусмотреть методическое сопровождение работы данных структур [9].
На основании вышеперечисленных приказов в ряде вузов созданы и функционируют центры содействия трудоустройству выпускников. Однако и до сих пор серьезной проблемой является разрозненность создаваемых служб. Каждое из созданных в вузах подразделений организует работу по собственному усмотрению. В основном их усилия сосредоточены на двух направлениях: на осуществлении мониторинга поведения выпускников в плане самостоятельного трудоустройства и на разработке организационно-методических документов по работе со студентами в плане содействия их занятости после окончания вуза.
При создании служб содействия трудоустройству выпускников, призванных решать вопросы развития их профессиональной карьеры, речь в основном шла о высших учебных заведениях. Только в последние годы приходит понимание того, что такого рода службы должны функционировать в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Примеров создания таких служб пока не очень много. Так, в Перми в Пермском современном социальногуманитарном колледже создан Центр профориентации, занимающийся вопросами:
- профессионального просвещения;
- психологической и профессиональной диагностики;
- психологического и профессионального консультированиях.
Работа центра направлена на информирование абитуриентов о профессиях, по которым в колледже осуществляется подготовка специалистов. Для этого специалистами центра разрабатываются профес-сиограммы. Они составляются как для абитуриентов, только начинающих знакомство с данной профессией, так и для студентов-выпускников колледжа. Кроме профессиограмм, специалистами центра профориентации разрабатываются различные памятки, брошюры, задача которых - помочь абитуриентам в процессе личностного и профессионального самоопределения, а студентам - в процессе овладения профессией. В рамках психологического и профессионального просвещения с абитуриентами и студентами проводятся беседы, профориентационные игры, занятиях [8].
С обучающимися колледжа проводится мониторинг развития личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Его цель -выявление степени соответствия развития лично-
стных и профессиональных качеств у студентов, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста [4].
С абитуриентами проводят предварительную профконсультационную беседу, целью которой является актуализация знаний, установление предпочтений поступающего выбранной специальности, установление соответствия его способностей и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку. Проведению профконсультационной беседы предшествует изучение личности поступающего различными методами (наблюдение, анкетирование, тестовые методики). Для изучения профессиональных интересов и склонностей абитуриентов используются как традиционные методики (ДДО, карта интересов, тест Голланда), так и компьютерные методики «Профи», «Выбор». Для изучения личностных особенностей, общих и специальных способностей используются методики Кеттелла, Векслера, Равена, методика диагностики работоспособности Ландольта, методика диагностика социального интеллекта Гилфорда.
В Москве решение данной проблемы было поставлено в п. 13 третьего раздела Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008-2010 гг. - «Создание в учреждениях среднего профессионального образования служб содействия в трудоустройстве и развитии карьеры выпускников». Это решение подтверждено решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 14.05. 2009 г. - пункт 5.1.1. «Организовать в учреждениях среднего профессионального образования деятельность службы профессиональной ориентации и содействия занятости молодежи» [10].
В соответствие с этим решением в учреждениях среднего профессионального образования города Москвы создана Служба профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся колледжа. Основной целью работы Службы является организация процесса профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства обучающихся колледжа с использованием профессиональной материально-технической и образовательной базы колледжа [7].
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социальноэкономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что, наряду с ростом незанятого населения, наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
Литература
1. Новобранцев А. С, Рябкова А. С, Елисеева, Мильчакова Е. А. КГПУ им. В. П. Астафьева. Технологии трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников университета. 2009.
2. Олейникова О. Н. Профессиональное обучение и подготовка кадров в странах Западной Европы. ИРЬ: http://www.rhr.ru
3. Солнцева В. А. Зарубежный опыт трудоустройства выпускников. М., 2012.
4. Шевченко Д. А. Трудоустройство выпускников вузов // Элитное образование. 2001. № 11(31) нояб.
5. Юрьев В. М. Образовательно-исследовательский инновационный университет // Высшее образование в России. 2004. № 12.
6. ИРЬ: http://fruall.com
7. ИРЬ: http://www.hr-portal.ru
8. ИРЬ: http://www.orangesmile.com
9. ИРЬ: http://www.edu.ru
10. ИРЬ: http://www.km.ru
11. ИРЬ: http://www.95live.ru
* * *
MAINTENANCE OF PROFESSIONAL CAREER AND EMPLOYMENT OF GRADUATES: FRENCH AND DOMESTIC EXPERIENCE
I. S. Kondrashova, S. V. Zhirkova
In article creation and functioning of bodies on professional orientation activity in Russia and abroad is investigated. Vocational guidance and development of professional career still aren't considered as the uniform process demanding the organization of regular maintenance of being trained youth throughout the entire period of training.
Key words: career guidance, career development, employment, labor market.