УДК 377.5 Верхотурцев Вячеслав Сергеевич
аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного университета, заведующий производственной практикой Нижневартовского политехнического колледжа
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОСТРОЕНИИ СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Аннотация:
В статье рассматривается решение проблемы развития социального партнерства как ресурса построения профессиональной карьеры студентами колледжа. Обосновывается деятельность четырех основных организационных форм социального партнерства колледжа и предприятий (центра содействия трудоустройству, совета работодателей, службы социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры, службы маркетинга), выполняющих значительное число функций, способствующих построению профессиональной карьеры обучающихся.
Ключевые слова:
профессиональная карьера, социальное партнерство, организационные формы социального партнерства, задачи социальных партнеров.
Verkhoturtsev Vyacheslav Sergeyevich
PhD student,
General and Social Pedagogics Subdepartment, Nizhnevartovsk State University, Head of Practical Training, Nizhnevartovsk Polytechnic College
THE FORMS OF SOCIAL PARTNERSHIP ORGANIZATION IN THE PROCESS OF CAREER BUILDING OF COLLEGE STUDENTS
Summary:
The article explains the solving of the problem of social partnership development as a resource for building a career of college students. The author reviews the activities of four main forms of social partnership between a college and enterprises (center of employment assistance, board of employers, services of social and educational career support, marketing services), which perform a number of functions and contribute to the effective career building of students.
Keywords:
career, social partnership, forms of social partnership organization, tasks of social partners
Процесс выбора и обоснования организационных форм обусловлен решением проблем, затрудняющих студентам построение эффективной профессиональной карьеры. Согласно данным констатирующего исследования, проведенного на базе Нижневартовского политехнического колледжа, нами были выявлены следующие проблемы:
- мотивация выбора профессии абитуриентов колледжа не всегда является сознательной, и абитуриенты испытывают затруднения с однозначным определением сферы будущей профессиональной деятельности;
- низкая мотивация студентов к построению индивидуальной профессиональной карьеры объясняется недостаточным использованием социально-карьерной среды колледжа;
- требования работодателей, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам выпускника, не согласованы с самооценкой самих выпускников, что говорит о незнании студентов о своих сильных и слабых сторонах, об отсутствии самодиагностики личностных качеств;
- имеющийся социально-образовательный ресурс колледжа используется студентами для построения профессиональной карьеры не в полной мере.
Таким образом, уровень развития социального партнерства в колледже можно оценить как недостаточный.
Для повышения уровня развития социального партнерства колледжа и предприятий региона необходимо в системе взаимовыгодных задач ориентироваться на решение социально-образовательных проблем, разработать нормативно-правовую базу социального партнерства, выйти на долгосрочные программы, нормативно обусловленную стратегическую деятельность, социально значимые программы и проекты, мотивированные социальными и внематериальными общими интересами. Решение проблемы развития социального партнерства как ресурса построения профессиональной карьеры студентами колледжа видится нам в моделировании и реализации организационных форм социального партнерства.
Нами реализуются четыре основные организационные формы социального партнерства с учетом опыта организации такого рода партнерства в колледже, диагностики реальной ситуации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
в образовательном учреждении, диагностики проблем в профессиональном развитии учащихся и совокупности результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Итак, мы обосновываем деятельность четырех основных организационных форм социального партнерства колледжа и предприятий, выполняющих значительное число функций, способствующих построению профессиональной карьеры обучающихся.
К таким организационным формам относятся:
- центр содействия трудоустройству (представители работодателей, КУ «Нижневартовский центр занятости населения», представители ученического совета, преподаватели, администрация колледжа);
- совет работодателей (представители учебных заведений, работодателей, профессиональных ассоциаций, служб занятости, региональных органов управления отраслью и образованием);
- служба социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры (социальный педагог, психолог, маркетологи и менеджеры кадровой службы социальных партнеров, представители службы занятости населения);
- служба маркетинга (маркетологи, представители образовательного учреждения, представители кадровых служб предприятий - социальных партнеров, выпускники).
Организационные формы представляют собой объединение социальных партнеров из числа представителей образовательного процесса колледжа, муниципальных служащих, представителей производственной сферы и потенциальных работодателей, своей деятельностью обеспечивающих условия, ресурсы и возможности построения профессиональной карьеры студентами в период обучения в колледже.
Основные задачи деятельности организационных форм вытекают из тех проблем в построении профессиональной карьеры студентов, которые были выявлены на констатирующем этапе педагогического эксперимента и в результате анализа социально-образовательной среды колледжа как ресурса построения карьеры.
Изучение опыта социального партнерства в различных сферах позволяет утверждать, что основой партнерских отношений являются равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогич-ность, осознанность, что в свою очередь может рассматриваться как ряд принципов социального партнерства.
Выделим основные задачи социальных партнеров в построении профессиональной карьеры студентами колледжа:
- центр содействия трудоустройству: формирование мотивации к построению индивидуальной профессиональной карьеры, профессиональному труду; информирование о тенденциях на рынке труда (требования работодателей, вакансии);
- совет работодателей: стратегические задачи по подготовке компетентных востребованных специалистов; согласование требований к выпускникам; содействие (помощь, консультирование, мониторинг успешности) трудоустройству молодых специалистов;
- служба социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры: организация сопровождения учащихся в процессе профессионального обучения, в процессе построения профессиональной карьеры, выпускников - в трудоустройстве, молодых специалистов в первый год профессиональной деятельности; организация мониторинга успешности трудовой деятельности в первый год работы; сопровождение процесса проектирования портфолио выпускника; организация диагностики личностных и профессиональных качеств учащихся; формирование знаний о процессе построения профессиональной карьеры;
- служба маркетинга (анализ трудоустройства выпускников колледжа; сбор, обработка информации о трудовой занятости и потребностях рынка труда; переговорные площадки с предприятиями - социальными партнерами; организация профессионально ориентированных мероприятий; анализ и корректирование портфолио и резюме выпускников; консультирование и сопровождение в первый год трудоустройства; отчет о трудоустройстве перед администрацией города и департаментом образования).
Таким образом, развитие системы социального партнерства на уровне разнообразных организационных форм не только представляется эффективным механизмом в построении профессиональной карьеры студентами, но и отвечает всем современным требованиям к социальному партнерству в сфере профессионального образования. Заинтересованность всех партнеров в подготовке современного специалиста, отвечающего требованиям времени, реализуется в системе социального партнерства, когда работодатели получат возможности:
- развития профессионально значимых компетенций у обучающихся за счет участия в формировании содержания модулей профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профессиональных квалификационных характеристик и профессиональных стандартов;
- оценивания уровня и объема полученных компетенций обучающимися за счет участия в формировании содержания контрольно-измерительных и оценочных материалов, работе экспертных групп по аттестации выпускников.
Обучающиеся колледжа получают возможность построения реальной профессиональной карьеры, планирования индивидуальной профессиональной траектории, определения профессиональной «ниши» на рынке труда.
Для системы среднего профессионального образования социальное партнерство является «естественной формой существования в условиях рыночной экономики» [1]. Только в тесном контакте с работодателями становится возможной эффективная реализация основной функции -обеспечения рынка труда необходимыми кадрами специалистов, востребованных реальным сектором экономики.
Ссылки:
1. Смирнов И.П. Социальное партнерство: очевидная потребность профшколы // Профессиональное образование.
1998. № 1.