Научная статья на тему 'Модель социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже'

Модель социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ / СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЕМ / SOCIAL PARTNERSHIP / MODEL / IMPLEMENTATION OF THE MODEL / COOPERATION / INTERACTION WITH THE EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховикова Ольга Евгеньевна

В статье анализируется необходимость реализации социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже, которая обусловлена наличием противоречия: между желанием выпускников колледжа трудоустроиться на предприятиях дорожно-строительной отрасли и нежеланием работодателей принимать выпускников в связи с их недостаточной профессиональной подготовленностью. По мнению представителей работодателя, молодые специалисты не могут применить на практике знания, полученные при обучении в колледже. Причиной этого является ряд проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение в процессе подготовки специалистов дорожно-строительной отрасли. Например, подготовка специалистов предполагает отработку практических действий на дорогостоящем оборудовании, закупить которое образовательное учреждение своими силами не может. Кроме того, дорожно-строительная отрасль активно развивается, постоянно появляются новые технологии и оборудование. Преподаватели образовательного учреждения не успевают своевременно отслеживать возникающие в отрасли новшества. Для решения обозначенных проблем было принято решение о построении и внедрении модели социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховикова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОМ КОЛЛЕДЖЕ Ольховикова О.Е. Email: Olkhovikova650@scientifictext.ru

Ольховикова Ольга Евгеньевна - преподаватель специальных дисциплин, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируется необходимость реализации социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже, которая обусловлена наличием противоречия: между желанием выпускников колледжа трудоустроиться на предприятиях дорожно-строительной отрасли и нежеланием работодателей принимать выпускников в связи с их недостаточной профессиональной подготовленностью. По мнению представителей работодателя, молодые специалисты не могут применить на практике знания, полученные при обучении в колледже. Причиной этого является ряд проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение в процессе подготовки специалистов дорожно-строительной отрасли. Например, подготовка специалистов предполагает отработку практических действий на дорогостоящем оборудовании, закупить которое образовательное учреждение своими силами не может. Кроме того, дорожно-строительная отрасль активно развивается, постоянно появляются новые технологии и оборудование. Преподаватели образовательного учреждения не успевают своевременно отслеживать возникающие в отрасли новшества. Для решения обозначенных проблем было принято решение о построении и внедрении модели социального партнерства.

Ключевые слова: социальное партнерство; модель социального партнерства; реализация модели; сотрудничество с работодателем.

MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP IN YEKATERINBURG ROAD TRAFFIC COLLEGE Olkhovikova O.E.

Olhovikova Olga Evgenievna - Teacher of special disciplines, STATE AUTONOMOUS PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE SVERDLOVSK REGION YEKATERINBURG AUTOMOBILE AND ROAD COLLEGE, YEKATERINBURG

Abstract: the need for the implementation of social partnership in the Yekaterinburg Automobile and Road College is due to the presence of a contradiction: between the desire of college graduates to find jobs at the enterprises of the road construction industry and the reluctance of employers to accept graduates due to their lack of professional preparedness. According to the representatives of the employer, young specialists can not apply the knowledge gained in training in college. The reason for this is a number of problems that the educational institution faces in the process of training specialists in the road construction industry. For example, the training of specialists involves practicing practical actions on expensive equipment, which the educational institution can not purchase on its own. In addition, the road construction industry is actively developing, new technologies and equipment are constantly appearing. Teachers of the educational institution do not have time to monitor the

innovations that are emerging in the industry in a timely manner. To solve the above problems, it was decided to build and implement a model of social partnership. Keywords: social partnership, model, implementation of the model, cooperation, interaction with the employer.

УДК377.6, 377.031.4

Необходимость реализации социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже обусловлена наличием противоречия: между желанием выпускников колледжа трудоустроиться на предприятиях дорожно-строительной отрасли и нежеланием работодателей принимать выпускников в связи с их недостаточной профессиональной подготовленностью. Мониторинг трудоустроенности выпускников за несколько лет показал, что молодые специалисты не могут трудоустроиться по специальности. Например в 2014 году 35% выпускников трудоустроились на предприятия отрасли, а в 2015 году 30%, но 10% из них уволились в течении одного года. По мнению представителей работодателя, молодые специалисты не могут применить на практике знания, полученные при обучении в колледже. Причиной этого является ряд проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение в процессе подготовки специалистов дорожно-строительной отрасли.

1. Специфика специальности предполагает прохождение производственных практик, привязанных к строительному сезону, который длится с мая по октябрь. Следовательно, обучающиеся должны лишиться летних каникул.

2. Подготовка специалистов предполагает отработку практических действий на дорогостоящем оборудовании, закупить которое образовательное учреждение своими силами не может.

3. Погружение обучающихся в реальные работы на строительных объектах затрудняется в связи с тем, что они расположены за чертой города, на значительном расстоянии от образовательного учреждения.

4. Процесс подготовки специалистов дорожно-строительной отрасли подразумевает овладевание ими множеством сложных специальных дисциплин. Это требует грамотного построения межпредметных связей, которое не возможно без участия представителей работодателя.

5. Дорожно-строительная отрасль активно развивается, постоянно появляются новые технологии и оборудование. Преподаватели образовательного учреждения не успевают своевременно отслеживать возникающие в отрасли новшества.

Для решения обозначенных проблем было принято решение о построении и внедрении модели социального партнерства.

По мнению Глушанок Т.М. [1] социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе дорожного строительства - это важный элемент в формировании современного подхода к решению проблем отрасли, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Нами разработана модель социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже на примере специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» (см. рис.1). В рамках этой модели представлены блоки: целевой, организационно-содержательный и результативно-оценочный.

Начальная о аза: выпускники школ, имеющие среднее общее образа

Целевой блок: формирование профессиональных компетенции с учетом требовании работодателей

Организационно-содержательный блок

Совместное формулирование требований квалификационных характеристик"

привлечение работников предприятий для преподавания в ОУ; организация стажировок мастеров n'y и преподавателей на предприятии; руководство дипломными проектами работников предприятий; рецензирование методических пособий работниками предприятий; организация и участие в научно-практических

конференциях; организация производственной практики студентов; составление и исследование отзывов и характеристик с места практики студентов; открытая защита отчетов по практике студентов и профессиональных модулей; формирование ГАК с привлечением работодателей; сертификация профессиональных

квалификаций; трудоустройство выпускников на предприятия социальных партнеров; ведение мониторинга карьеры выпускников на основании сведении работодателей; организация повышения квалификации специалистов предприятий на базе ОУ; экскурсии обучающихся на реальные строительные объекты; увеличение числа обучающихся по целевым направлениям от работодателей

[

Результативно-оценочный блок

Критерием готовно стн выпускника к успешной пр о фессиональной

деятельности по специально стн является высокий уровень сформнр ованно стн пр о фессиона льных компетенций (по ФГОС для специа льно стн О S .02.0 5)

АО Автодор; ООО Трест +ГСС; ОАО Стр оймеханнза

цня; УралГнпроДор

Нин, ШЗ Распутин;

ООО , СтройТрансГр улп; АБЗ Исток;

ОАО ИнтерГ ео, ОАО «РЖД», СУ 95 «Ханты-МанснйскДорС трой»

Результат: сформированные профессиональные компетенции, характеризующие готовность выпускника к успешной работе на предприятии

Рис. 1. Модель социального партнерства в Екатеринбургском автомобильно-дорожном

колледже

Целевой блок характеризуется ориентацией модели на формирование знаний и умений, а также на овладевание технологиями в сфере дорожного строительства в условиях социального партнерства.

Реализация целевого блока предполагает решение ключевой задачи: обеспечение комплексом теоретических и практических знаний, умений и навыков на уровне, необходимом для успешной профессиональной деятельности.

Организационно-содержательный блок включает в себя мероприятия по разработке, утверждению и внедрению ряда договоров между образовательным

учреждением и представителями работодателей дорожно-строительной отрасли. Одним из наиболее важных является комплекс мероприятий, включающий в себя:

1. Формулирование требований квалификационных характеристик, на основании которых разрабатываются рабочие программы учебных модулей и дисциплин общепрофессионального цикла.

2. Рецензирование работодателями методической продукции (Методические разработки по содержанию учебного урока, лабораторных и практических работ, учебных практик).

3. Формирование аттестационной комиссии с привлечением работодателей (Защита учебных модулей, защита дипломного проекта).

Таким образом, мнение работодателя учитывается на протяжении всего обучения, что формирует у выпускника навыки, необходимые для успешной работы на предприятиях отрасли.

Успешное функционирование модели социального партнерства обеспечивается слаженной работой коллектива учебного заведения. На начальном этапе, педагогом-организатором совместно с классными руководителями, проводится сбор данных: проводится мониторинг трудоустроенности выпускников; конференция среди обучающихся по итогам производственной практики (с целью выявления возникших трудностей и их возможных причин); опрос работодателей (с целью выявления удовлетворенности ими уровнем подготовки обучающихся). Собранные данные обрабатываются и анализируются. Совместно с представителями работодателей проводятся конференции и «круглые столы», на которых формулируются взаимные требования работодателей и учебного заведения, а также обозначается ряд мероприятия, которые являются основой для проекта социального партнерства. На этапе утверждения модели социального партнерства и заключения договоров с работодателями к работе подключаются юрист, директор, заместитель директора. Важнейшим условием успешной работы социального партнерства является то, что в процессе его осуществления, происходит постоянное увеличение числа участников. Это открывает новые возможности для учебного заведения и его выпускников.

Результативно-оценочный блок содержит систему критериев, позволяющих выявить готовность выпускника к успешной профессиональной деятельности по специальности (низкий, средний, высокий). Содержание блока отражено в модели, представленной на ртеунке. Оценку готовности выпускника устанавливает работодатель по итогам прохождения обучающимися производственной практики на предприятиях (с помощью метода опроса). Успешной подготовкой обучающихся принято (с учетом мнения работодателя) считать наличие у 80% студентов 3 курса уровня: Высокий, а у оставшихся 10% уровня: Средний.

Разработанная модель социального партнерства на примере специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» принята нами за основу при организации опытно-экспериментальной работы в Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже.

Список литературы /References

1. Глушанок Т.М.Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования, 2008. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science -education.ru/ru/article/view?id=1144/ (дата обращения: 07.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.