Научная статья на тему 'Способность к самопрезентации как фактор карьерной готовности выпускника вуза'

Способность к самопрезентации как фактор карьерной готовности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / УСПЕШНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЦЕНТРЫ КАРЬЕРЫ / ТЕХНОЛОГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / КРИТЕРИИ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЗЮМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А.

в статье раскрывается проблема специального обучения технологии поиска работы и планирования профессиональной карьеры будущих специалистов на стадии обучения в вузе, раскрывается понятие планирования карьеры, рассматриваются основные причины, сдерживающие эффективное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования гуманитарного профиля. Авторами представляются результаты исследования способности к самопрезентации как фактора карьерной готовности выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способность к самопрезентации как фактор карьерной готовности выпускника вуза»

3. Дюнин, В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Дюнин. - Н. Новгород, 2009.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

5. Иванова, Т.А. Использование информационных технологий в обучении математике и информатике студентов средних специальных учебных заведений технического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Иванова -Елабуга, 2008.

6. Королёва, О.А. Информационные технологии как средство формирования общих компетенций учащихся на занятиях по информатике в металлургическом техникуме / О.А.Королёва // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7, с. 55-57.

7. Королёва, О.А. Формирование информационной компетентности студентов технических специальностей в контекстном обучении / Г.А. Кручинина, О.А.Королёва // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 5, с. 136-143.

8. Крайнова, Е.А. Профессиональная подготовка будущих инженеров-механиков в области информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Крайнова. - Н. Новгород, 2007.

9. Кручинина, Г. А. Творческая работа студентов с использованием средств информационных и коммуникационных технологий при формировании их профессиональной компетентности / Г. А. Кручинина // Современные проблемы науки, образования и производства: сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. (29 мая 2009 г.) / НФ УРАО. - Н. Новгород, 2009. - Т. 1. - С. 244-249.

10. Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года [Текст]: распоряжение правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 75-1.-М.: [б.и.].2000.

11. Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков. - М.: «Образование и Информатика», 2004.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 150412 «Обработка металлов давлением» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm656-1n.pdf

13. Хуторской, А. В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. - 25 мая. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0525. htm.

Н.Б. Лисовская Е.А. Трощинина

СПОСОБНОСТЬ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

КАК ФАКТОР КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

ABILITY TO SELF-PRESENTATION AS FACTOR OF CAREER READINESS OF THE GRADUATE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация: в статье раскрывается проблема специального обучения технологии поиска работы и планирования профессиональной карьеры будущих специалистов на стадии обучения в вузе, раскрывается понятие планирования карьеры, рассматриваются основные причины, сдерживающие эффективное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования

© Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина, 2012

гуманитарного профиля. Авторами представляются результаты исследования способности к самопрезентации как фактора карьерной готовности выпускника вуза.

Ключевые слова: планирование карьеры, успешное трудоустройство, Центры карьеры, технологии самопрезентации, критерии составления резюме.

Abstract: in article the problem of special training of technology of job search and planning of professional career of future experts at a training stage in higher education institution reveals, the concept of planning of career reveals, the main reasons constraining effective employment of graduates of establishments of higher education of a humanitarian profile are considered. Authors represent results of research of ability to self-presentation as factor of career readiness of the graduate of higher education institution.

Keywords: career planning, successful employment, Centers of career, technology of self-presentation, criteria of drawing up of the summary.

Трудоустройство после окончания вуза, поиск работы, планирование своей профессиональной карьеры - вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам, получившим диплом о высшем образовании.

В настоящее время ситуация с кадровым составом во многих отраслях производства, сфере услуг, и в образовании приобрела критический характер. Работники с большим стажем покидают рабочие места в связи с возрастом, а необходимого притока молодежи не наблюдается, так как многие выпускники заведений высшего профессионального образования работают не по специальности. В связи с этим возникает предположение, что такая ситуация связана не только с социально-экономическими проблемами, но также и с недостаточной социально-профессиональной адаптацией выпускников вузов. Получив профессию, они не всегда могут реализовать свой потенциал в той или иной сфере, так как не умеют планировать свою профессиональную карьеру [3].

Эти проблемы подтверждают необходимость специального обучения технологии поиска работы и планирования профессиональной карьеры будущих специалистов уже на стадии обучения в вузе. Необходимо также практическое сопровождение процесса планирования карьеры студентов, которое в первую очередь включает в себя консультирование и информирование студентов в контексте достижения жизненных и профессиональных целей на стадии обучения в вузе.

С самого начала своего жизненного пути человек постоянно сталкивается со множеством ситуаций жизненного выбора, ему необходимо принять адекватное решение, выбрав его из нескольких, зачастую равнозначных, альтернатив. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения. При этом важным условием умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он сам в состоянии выдвигать и оценивать альтернативы.

Особенно важным это является в выборе профессиональной деятельности человека, поскольку в современных условиях рынок труда и профессий очень динамичен, происходят изменения и внутри профессий, связанные с высокими темпами устаревания знаний, быстрым развитием технологий. Карьерное самоопределение представляет собой деятельность, реализующуюся в конкретных актах принятия решения, многократных выборах пути. Причем удовлетворенность принятым решением, совершенным выбором наступает только в том случае, если данное решение будет восприниматься как свое собственное, не навязанное извне.

Сохранение инициативы и ответственности человека как субъекта профессионального развития обеспечивается профессиональным сопровождением. В отличие от рецептурного подхода, преобладающего в действующих сегодня психологических службах, центрах занятости метод психологического сопровождения

направлен на содействие субъекту в формировании ориентационного поля развития, создание условий для его саморазвития. Основными принципами профессионального сопровождения являются: опора на внутренний потенциал и достижения субъекта, признание безусловной ценности внутреннего мира, а также приоритетность потребностей, целей и ценностей его индивидуального пути развития.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения работников. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Целью же практического сопровождения планирования карьеры и поиска работы становится анализ возможностей и профессиональных предпочтений человека, перспектив роста и развития, подготовка к вариантам изменений в жизни и карьере человека, формирование уверенного поведения на рынке труда.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования гуманитарного профиля, являются: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг; кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие; отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства; неадекватная самооценка выпускниками своего профессионально-квалификационного уровня [2]. На этом фоне актуализируется значимость прогнозов развития профессионального образования всех уровней, поскольку они касаются удовлетворения потребностей отраслей в кадрах, оптимального сочетания источников финансирования образовательных услуг, рационального использования труда молодежи. Кроме того, необходимо учитывать и такие факторы: на рынке труда появились востребованные профессии, которые отсутствуют в федеральном перечне профессий; профессиональные и квалификационные требования работодателей по многим профессиям вышли за рамки образовательных стандартов; возникли новые интегрированные профессии, федеральные образовательные стандарты на подготовку которых отсутствуют или безнадежно устарели; помимо профессионально-квалификационных требований работодатели на первое место стали выдвигать требования к личностным качествам работников, не входящим в перечень обязательных умений и навыков в соответствии с классификаторами профессий.

Для молодых специалистов, получивших определенные профессиональные знания и навыки и не нашедших после окончания учебного заведения работу в соответствии со своими притязаниями, проблема трудоустройства, поиска работы, правильного выбора места работы является социально-психологической. Большинство из них нуждается в профориентационных услугах и психологической поддержке. Для успешного трудоустройства недостаточно иметь только качественное образование, необходимы практические навыки общения с работодателями, знание психологических аспектов интервьюирования и правил написания резюме, владение информацией о состоянии современного рынка труда, знание технологий поиска места работы [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что планирование карьеры на стадии обучения в вузе является необходимым средством адаптации молодых специалистов на современном рынке труда. Для решения этой проблемы все чаще создаются Центры карьеры при вузе, их также называют центры трудоустройства, центры содействия занятости, центры занятости и сопровождения карьеры выпускников и студентов. Предназначение Центров трудоустройства университета состоит в содействии трудоустройству, профессиональному развитию и карьерному росту студентов и

выпускников университета на основе учебно-методического, информационного, научного сопровождения и делового сотрудничества. Исходя из этой установки, можно выделить ключевые ориентиры деятельности таких Центров: учет запросов работодателей и особенностей современного рынка труда при подготовке молодых специалистов университета; установление деловых связей в рамках модели «вуз-работодатель» на основе изучения потребностей рынка труда в специалистах выпускаемых университетом; повышение конкурентоспособности и адаптивности выпускников университета к реальным условиям профессиональной деятельности; внедрение современных технологий, содействующих эффективному трудоустройству и карьерному продвижению выпускников университета; разработка системы сопровождения профессионального становления молодых специалистов; позиционирование университета в качестве учреждения, ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Многим выпускникам вузов 2009 г. было не просто найти работу - как раз на момент получения диплома пришелся пик сокращений персонала. По разным оценкам, без работы летом оказалось 100 000-300 000 выпускников. Пытаясь снять напряженность, правительство утвердило программу стажировок для выпускников с выплатой им зарплаты из федерального бюджета. Но узнать о ней смогли немногие, потому что не во всех вузах были центры трудоустройства или выпускники были недостаточно активны. Так, на 3000 вузов в России сейчас приходится 344 центров трудоустройства, по данным «Росмолодежи».

За год до этого, в 2008 г., была утверждена федеральная программа «Профориентация» и проведены обучающие семинары на темы, как создать карьерный центр и для чего он нужен. Конкурс "Выпускник 2009", объявленный осенью, должен был выявить различия в работе российских центров карьеры и западных. Всего на конкурс было представлено около 50 заявок с описанием более 150 проектов по трудоустройству и профориентации студентов и выпускников из 28 регионов. Оценивали проекты сотрудники «Росмолодежи» и специалисты ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

На Западе карьера студента строится с момента его поступления в вуз, а центр карьеры в западной системе профессионального образования - устойчивый, имеющий длительную историю институт. По данным исследования «Росмолодежи», каждый западный вуз имеет центр карьеры, в котором работает от 10 до 30 специалистов, в России - в среднем около трех человек. Основными задачами центра являются налаживание связей между работодателями и учебными заведениями, помощь в трудоустройстве и построении карьеры выпускников, отслеживание карьерных траекторий выпускников и уровня заработных плат. На основании анализа центра карьеры меняется содержание и стоимость обучения в учебном заведении.

Например, Центр бизнеса и карьеры университета Висконсина помогает студентам в выборе карьеры, создании резюме и сопроводительного письма, совершенствовании интервью, понимании важности работы с интернетом. То есть помогает им на всех стадиях процесса прохождения карьеры. Центр также работает с лучшими мировыми компаниями и может соединить студентов с ними и наоборот. Центр карьеры этого университета входит в десятку лучших в мире, в одном списке с ним стоят университеты Бордо, Сорбонны, Прованса, Лиона и некоторые другие, До недавнего времени центры карьеры в России были не так эффективны, после проведения конкурса «Выпускник 2009» многие поняли, как действительно выглядит схема работы со студентами. Таким образом, необходимо связать рынок труда и образования. Конкурс среди карьерных центров станет ежегодным. В 2010 г. он назывался «Траектории карьеры», появились новые номинации: на лучший сайт центра, на лучший проект на профориентацию. Этот конкурс формирует инфраструктуру среди Центров карьеры страны.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Центры карьеры - это актуальная и важная инфраструктура, которая увязывает взаимоотношения между выпускником и вузом, является опорой и гарантом для студента в выстраивании успешной карьеры. Хочется отметить, что, несмотря на создание и развитие таких центров в России, их количество еще очень мало. В основном Центры карьеры существуют лишь в крупных центральных вузах страны. Таким образом, встает вопрос о развитии Центров карьеры и трудоустройства повсеместно для создания благоприятной и конкурентоспособной ситуации на рынке труда среди выпускников и молодых специалистов.

Для анализа ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга нами в период с июля 2011 года по май 2012 года был проведен мониторинг вакансий специалистов педагогов-психологов. С этой целью мы периодически изучали предложения работодателей по средствам двух крупнейших сайтов в области поиска работы: HeadHunter.ru и SuperJob.ru. Мы рассматривали широкий профиль вакансий специалистов педагогов-психологов, так как исследуемая нами выборка состоит из молодых специалистов педагогов-психологов, выпускников разных кафедр. Летом 2011 года количество вакансий в среднем составляло 48 мест. К маю 2012 года ситуация на рынке труда несколько изменилась, предложения в среднем составляют 62 места. При этом требования работодателей практически одинаковы. Их можно сформулировать, как наличие высшего профессионального образования, опыта работы в профессиональной сфере, ряд необходимых личностных характеристик.

Можно сделать вывод, что количество вакансий хоть и возрастает в связи с изменениями экономической ситуации в стране, но остается недостаточным для трудоустройства и начала карьеры молодых специалистов педагогов-психологов. Таким образом, в сложившейся ситуации возрастает значимость социально-психологических факторов. Наличие определенных личностных свойств, карьерных ориентаций, социально-психологических установок и навыков самопрезентации будут способствовать успешной карьере выпускника.

Наше исследование было посвящено изучению карьерной готовности выпускника вуза. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Общая численность участников исследования составила 600 человек, в последствии из них были выделены две группы: выпускники с высоким уровнем карьерной готовности и выпускники с низким уровнем карьерной готовности. Как один из факторов карьерной готовности мы изучалиспособность к самопрезентации с помощью разработанной нами методики «Резюме», анализируя резюме выпускников. Резюме выступает в качестве экспресс-диагностики владения основными навыками самопрезентации.

Существует множество определений понятия резюме. В общем можно сказать, что резюме- это документ, который представляет собой краткое описание карьерного пути человека, его профессиональных навыков, успехов и достижений. Резюме является визитной карточки любого молодого специалиста. Сравнительный анализ резюме выпускников с высоким и низким уровнем карьерной готовности был осуществлен двумя способами: на основе выделенных критериев и с точки зрения вида резюме.

В результате анализа литературы, актуальных требований кадровых агентств, он-лайн рекрутинговых систем и требований работодателей нами были выделены основные семь критериев «успешного» резюме:

- объем резюме (1-1,5 страницы);

- единое оформление/стиль резюме;

- структурированность/упорядоченность/краткость информации;

- конкретная формулировка запроса - желаемая должность (соответствие вакансии);

- описание знаний, умений, навыков (соответствие запроса);

- описание опыта работы (обязанности, достижения);

- указание достоинств соискателя.

Также резюме были проанализированы по трем основным видам: хронологическое, функциональное, комбинированное. По этим показателям (критериям и видам резюме) был проведен качественный анализ результатов. Анализируя результаты, можно отметить, что основными параметрами, по которым выявлены значимые различия между двумя группами, являются: конкретная формулировка запроса - должности, описание знаний, умений, навыков и оформление резюме.

«Конкретная формулировка должности» - параметр, по которому выявлены наибольшие различия. У 81% выпускников из группы с высоким уровнем карьерной готовности была четко определена и сформулирована должность, на которую они претендуют. В группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности лишь у 42,1% испытуемых оказался сформулированным запрос на желаемую должность.

«Описание знаний, умений, навыков» еще один показатель, по которому выявлены значимые различия у двух групп. В группе с высоким уровнем карьерной готовности 85,7% выпускников полно описали свои профессиональные знания, умения и навыки, в группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности - 52,6% представили подобную информацию.

«Единый стиль и оформление» резюме - третий показатель, по которому есть существенные различия в двух группах. Среди выпускников с высоким уровнем карьерной готовности 85,7% грамотно и в едином стиле оформили свое резюме, в группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности - 57,9% оформили свое резюме в едином стиле.

По такому критерию, как «указание достоинств соискателя», в группе выпускников с высоким уровнем карьерной готовности 90,5% указали свои сильные стороны, в группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности 79% отметили в резюме свои достоинства, положительные характеристики. Такие критерии, как «структурированность информации» и «описание опыта работы» оказались одинаковыми, как в группе выпускников с высоким уровнем карьерной готовности -84,2%, так и в группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности - 90,5%. Выпускники с высоким уровнем карьерной готовности (90,5%) кратко и структурировано представили данные в своих резюме и описали опыт работы. Выпускники с низким уровнем карьерной готовности (84,2%) смогли представить информацию в резюме структурировано и упорядочено и указать опыт работы.

Также резюме были проанализированы по трем основным видам: хронологическое, функциональное, комбинированное. Анализируя резюме по видам, мы видим, что в группе выпускников с высоким уровнем карьерной готовности определилась четкое преобладание резюме комбинированного вида - 76,2%, также были выявлены резюме хронологического вида - 14,3% и функционального - 9,5%. В группе выпускников с низким уровнем карьерной готовности доминирует хронологический тип резюме - 47,4%, комбинированный вид представлен у 36,8%, функциональный - у 15,8%. Последние два показателя можно объяснить неполным описанием знаний, умений, навыков, а иногда опыта работы.

Подводя итоги по анализу резюме, можно сделать следующие выводы:

1. У выпускников с высоким уровнем карьерной готовности конкретизирована желаемая должность, четко сформулирован запрос. Таким образом, четкая постановка целей способствует успешному достижению результатов. Полно описаны опыт работы и сформированные знания, умения, навыки. Практически у всех эти параметры имеют связь с желаемой должностью (неразрозненные факты). Аккуратно, четко в едином стиле представлена вся информация в резюме.

2. У выпускников с низким уровнем карьерной готовности главной ошибкой является отсутствие в резюме указания желаемой должности, она либо вообще не сформулирована, либо не конкретизирована. Не описаны или описаны нечетко сформированные знания, умения, навыки. Зачастую, указанные навыки, приобретенные ранее, никак не связаны с желаемой должностью соискателя. Оформление резюме не было выдержано в едином стиле, в связи с чем восприятие и оценка резюме могут быть усложнены

3. Комбинированный вид резюме является наиболее успешным и выигрышным вариантом подачи информации, когда в согласованном ключе представлены и опыт работы, и приобретенные профессиональные знания, умения, навыки.

Итак, можно утверждать, что резюме, как часть самопрезентации имеет в настоящее время немаловажное значение. А критерии, по которым оно составляется, должны быть внимательно проанализированы и грамотно представлены выпускниками. То, как выпускник представит информацию о себе в резюме, является залогом его успешного или неуспешного шага в построении своей карьеры.

Литература

1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4, с. 1-22.

2. Беглова Е.И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. 2010. № 11, с. 172-176.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. -Москва, 2010.

М.Г. Мехтиев З.Н. Исмаилова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ SOME ASPECTS OF TEACHING GEOMETRY

Аннотация: в статье говорится о некоторых аспектах обучения геометрии в школе, о требованиях, предъявляемых к современным учебникам по геометрии для общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: геометрия, методика, учебники, геометрическое мышление, изучение, усвоение, школа, компьютер, новые технологии.

Abstract: the article discusses some aspects of learning geometry in school, the requirements for a modern textbook on geometry for educational institutions.

Keywords: geometry, the methodology, textbooks, geometric thinking, studying, learning, school, computer and new technologies.

Масштабы и темпы развития современной науки ставят перед системой образования очень трудную задачу: передавать подрастающим поколениям все большие знания. Нельзя забывать о том, что наука по мере своего развития не только обогащается новыми сведениями, но и становится стройнее, а значит и проще для усвоения. Что прежде бралось памятью, становится выводимым, укладывается в систему. Чтобы упростить учебные предметы необходимо использовать коренную перестройку глубин и основ сложившихся курсов, простым же присоединением все новых и новых сведений к традиционным курсам, пусть даже и подновлением деталей,

© М.Г. Мехтиев, З.Н. Исмаилова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.