УДК 613.9 - 057.875 - 071(470.620) Кубанский научный медицинский вестник № 4 (133) 2012
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
С. Н. АЛЕКСЕЕНКО
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. (8б1) 2683684. E-mail: [email protected]
Представлены результаты комплексного анализа существующих представлений в среде молодых людей о здоровом образе жизни и о значении психосоциальных и поведенческих факторов в его формировании. Проведены анкетирование и обследование 349 студентов различных вузов и работающей молодежи. Выдвинуты предложения по внедрению здорового образа жизни через систему медицинского образования. Отмечена роль «Центра здоровья» как структурного подразделения медицинского университета в реализации программы здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, «Центр здоровья», медицинское образование.
S. N. ALEKSEENKO
PROBLEMS CREATING A HEALTHY LIFESTYLE IN MEDICAL EDUCATION ENVIRONMENT
State budget institution of higher education ««Kuban state medical university» of the Ministry of health care of Russian Federation, Russia, 350063, Krasnodar, Sedin str., 4, tel. (861) 2683684. E-mail: [email protected]
The results of a comprehensive analysis of existing ideas among young people about healthy lifestyles and the importance of psychosocial and behavioral factors in its formation. Questionnaires and survey werecompleted by 349 students from various universities and working youth. The proposals to introduce a healthy lifestyle through medical education have beenput forward. The role of «Health center» as a division of medical university in the implementation of health promotion programs has been emphasised.
Key words: healthy lifestyle, health center, health education.
Введение
Здоровье населения представляет собой важнейший источник благосостояния, экономического и культурного развития общества. Рост качества жизни людей и укрепление их здоровья являются приоритетными задачами государства. Вопросы здорового образа жизни отражены в таких программных документах Правительства Российской Федерации, как Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.
В Кубанском государственном медицинском университете для успешной реализации здоровьесбере-жения студентов и сотрудников действуют концепция и программа формирования здорового образа жизни, которыми предусматривается реализация основной цели - формирования здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.
Провозглашение сбережения индивидуального здоровья в образовательной и лечебной среде - одна из стратегических задач университета. Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у студентов и преподавателей, повышает не только творческий, но и социально-экономический потенциал вуза. Концепция формирования здорового образа жизни в медицинском университете
предусматривает стратегию подготовки специалистов, призванных обеспечивать не только лечение, но и сбережение здоровья. Исходя из концептуальной модели вуза как открытой системы здорового образа жизни, предполагается решение следующих задач:
формирование убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни;
создание необходимой инфраструктуры по формированию здорового образа жизни и диспансеризации (включая здравпункт и «Центр здоровья» университета);
использование инновационных методов и способов воздействия на коллектив для выбора здорового поведения;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования ЗОЖ;
обеспечение максимально возможного научного и методического сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни;
разработка и внедрение эффективных программ (в т. ч. интегрированных в образовательные дисциплины) на кафедрах и факультетах по формированию здорового образа жизни;
усовершенствование необходимой материальнотехнической базы, обеспечивающей деятельность по
формированию здорового образа жизни (включая приобретение лечебно-диагностического оборудования для реализации мероприятий ЗОЖ за счет средств вуза);
систематизирование занятий физической культурой и спортом;
создание постоянно действующей системы информирования и обучения студентов и профессорско-преподавательского состава по вопросам сохранения и укрепления здоровья, включая создание постоянно действующего Интернет-ресурса по формированию ЗОЖ;
повышение эффективности работы системы оказания социально-психологической помощи.
При подготовке будущих врачей особенно важно воспитание у них установки на качество жизни и оздоровление, своевременную профилактику. Повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов медицинского вуза, обучение оценке качества и количества здоровья, технологиям его обеспечения, включая собственное здоровье, являются необходимыми условиями успешности их профессиональной социализации [1].
Для комплексного анализа существующих в среде молодых людей представлений о здоровом образе жизни и о значении психосоциальных и поведенческих факторов в его формировании проведены анкетирование и обследование студентов различных вузов и работающей молодежи.
Материалы и методы
Исследование выполнено путем анонимного письменного анкетирования по специально разработанной анкете. Анкетировано 349 студентов, из них дополнительно обследованы 224 студента. Нам представилось интересным сравнить состояние здоровья студентов учреждений спортивного профиля (1-я группа - 40 человек), студентов-медиков (2-я группа - 60 человек) и работающей молодежи (3-я группа - 80 человек).
При ответе на вопросы анкеты по компонентам ЗОЖ респонденты отмечали несколько значимых для себя позиций. Исследование также включало изучение наличия вредных привычек и уровня физической активности. Оценку пищевых привычек проводили по опроснику [5], который отражал частоту потребления в течение последнего года продуктов, богатых насыщенными жирами, холестерином и растительной клетчаткой. Кроме того, определяли скрининговые антропометрические данные студентов (рост, вес) с последующим расчётом показателя индекса Кетле, уровни артериального давления и холестерина крови.
Результаты и обсуждение
Результаты анкетирования и обследования показали, что у лиц 2-й и 3-й групп по сравнению со студента-ми-спортсменами (таблица) обнаруживалась достоверно более низкая степень приверженности физической активности и, наоборот, чаще выявлялись следующие факторы риска: сокращение длительности ночного сна, приверженность к табакокурению и периодическому употреблению алкоголя, артериальная гипертензия и гиперхолестеринемия. Такой набор модифицируемых факторов риска подтверждает необходимость внедрения в молодежную среду принципов здорового образа жизни.
При этом анализ результатов анкетирования показывает, что критерием ЗОЖ для большинства студен-тов-медиков (85%) служит отсутствие вредных привычек. Основное значение в формировании ЗОЖ, по мнению студентов, имеет следующий набор факторов: рациональное питание - 73%, регулярная двигательная активность и закаливание - 65%, соблюдение правил личной гигиены и благоприятные взаимоотношения с окружающими - 61%. Менее важными факторами ЗОЖ, с точки зрения студентов, являются соблюдение режима дня и контроль за состоянием своего здоровья.
Анализ мотивационно-поведенческих компонентов следования ЗОЖ свидетельствует о том, что для 86-90% студентов это возможность биологической реализации (здоровое потомство). Гарантией социальной реализации в профессии соблюдение принципов ЗОЖ считают 57% студентов лечебного и только 30% студентов педиатрического факультета. Ведение ЗОЖ как основу самосовершенствования рассматривают только 10% анкетируемых. Ведущую роль в формировании здорового образа жизни семьи, считают студенты, играют поведенческие и социально-экономические факторы. Распространённость мотивации к ЗОЖ в семье и семейные традиции позитивного характера сопоставимы среди студентов различных факультетов. Хорошие материально-бытовые условия и квалифицированное медицинское сопровождение для обеспечения ЗОЖ выделили 44% и 18% студентов соответственно. Основными негативными факторами, оказывающими отрицательное влияние на здоровье, студенты считают нагрузки во время учёбы - 47%. Неблагоприятный психологический климат, вредные привычки в семье -курение, алкоголизм отрицательно влияют на здоровье, по мнению 50% студентов лечебного факультета и 35% педиатрического факультета. В то же время отсутствие установки на ЗОЖ в семье в качестве негативного фактора отметили только 7,5% студентов.
Необходимо учитывать, что с полезными рекомендациями по ведению здорового образа жизни фактически никто не спорит, они были известны еще древним врачам. Однако согласие с правилами ЗОЖ еще не означает их исполнение. Разработка модели формирования приверженности к ЗОЖ должна учитывать психологические особенности преподавания вопросов здоровья, базирующиеся на принципах: знать - хотеть -уметь [3, 4].
Знать - подструктура представлений, фактически любая информация, которую человек может воспроизвести и в достоверности которой он не сомневается. По данным анкетирования 151 студента медицинского университета (53 юноши и 98 девушек) в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст 21,3±0,3 года) было установлено, что 95,2% из них считают себя практически здоровыми, вместе с тем только половина из них (54,8%) ведет здоровый образ жизни. Самооценка здоровья показала, что 49,3% студентов оценили свое здоровье как хорошее, 47,8% - как удовлетворительное и только 3,0% - как плохое. О создании, целях и профилактических возможностях городских «Центров здоровья» имели поверхностную осведомленность только 3% опрошенных.
Хотеть - подструктура субъективного отношения, та усвоенная информация, которая используется человеком для реализации своей деятельности в обществе. Усвоенная информация может быть поверхностной и даже ложной. Так, среди опрошенных студентов 45,2%
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (133) 2012
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (133) 2012
считают, что они имеют полное представление о ЗОЖ, но соблюдать его принципы нет необходимости. При этом четкая установка на приверженность ЗОЖ, т. е. высокий уровень мотивации, отмечена только у 12% студентов. В конце курации после занятия в «Центре здоровья» повторное анкетирование (с балльной оценкой ответов) показало достоверное увеличение индексов высокой мотивации к ЗОЖ по отношению к исходным значениям (10,7±0,7 против 6,5±0,7 балла; Р<0,05). Более того, удельный вес желающих изменить свой стиль жизни увеличился на 21%. Необходимо отметить, что мотивация к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (генетически обусловленных), так и внешних (социально-экономических условий, культуры и традиции семьи и общества). Сильная мотивация к ЗОЖ эффективно обеспечивается в справедливом обществе при высокой нравственной культуре и при наличии систем передачи молодежи социального опыта и принципов формирования осознанного поведения в области сохранения и укрепления здоровья [6]. Эти постулаты необходимо помнить преподавателям вузов, поскольку рассматриваемые проблемы являются наиболее актуальными в студенческой аудитории.
Анкетирование показало, что 27,8±3,6% учащихся нерегулярно и нерационально питаются, отдавая предпочтение высококалорийной и высокоуглеводной пище в 62,9±3,9% случаев; только 36,4±3,9% от всего числа учащихся систематически занимаются физическими упражнениями разной степени интенсивности; 33,1±3,8% респондентов, более половины из которых (56%) составляют лица женского пола, периодически употребляют спиртные напитки; треть опрошенных студентов совмещает учебу в вузе с работой в ночное время суток, что приводит к уменьшению продолжительности ночного сна в среднем до 6 часов в сутки.
Объективное обследование выявило избыточную массу тела (ИМТ более 25 кг/м2) у 15,2±2,9% студентов, а дефицит массы тела (ИМТ менее 20 кг/м2) - только у 11 девушек (7,2±2,1%); гиперхолестеринемию - у каждого пятого (в 2,5 раза чаще среди девушек); артериальную гипертензию - АГ (АД > 140/90 мм рт. ст.) -у 7,9±2,2% обследованных. По данным тестирования на смоколайзере 34% признаны курильщиками разной степени активности. При этом сочетание 3 факторов риска (АГ, повышенный ИМТ и увеличенный уровень холестерина) выявлено у 7,2% студентов.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты при ответе на вопросы, касающиеся различных аспектов ЗОЖ, старались придерживаться в основном традиционных взглядов. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты-медики недостаточное внимание уделяют такому компоненту ЗОЖ, как отсутствие желания и установки формировать ЗОЖ в семье. Таким образом, проблематика здорового образа жизни, в представлениях студентов, в ряде случаев существует в неактуализированном виде, о чем свидетельствует несоответствие между заявляемым признанием его значимости и реализуемым жизненным поведением.
Проведенное исследование показывает, что при формировании модели ЗОЖ у студентов медицинского вуза необходимо задействовать все диспозиционные уровни, так как это подразумевает не только конкретное поведение в определённых условиях и обобщённую установку личности на социальные объекты, но и направленность поведения с коррекцией своего образа
жизни. Это прежде всего актуализация эмоциональноценностного отношения студентов к ЗОЖ, коррекция поведенческих факторов, негативно влияющих на их здоровье, обогащение опыта ЗОЖ студента посредством его включения в здоровьесберегающую деятельность.
Одной из центральных фигур, формирующих представления о ЗОЖ, в вузе является преподаватель. В соответствии с этим преподаватель медицинского вуза должен сам демонстрировать приверженность принципам здорового образа жизни. В основу эффективного преподавания ЗОЖ положена парадигма: уас1етесит-уас1е1есит - от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам». Это позволит сделать каждого обучающегося активным участником сохранения его собственного здоровья, формируя ответственное отношение к своему здоровью, доступность знаний о состоянии здоровья, о мерах по его укреплению и предотвращению заболеваний. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека.
Для реализации мероприятий, затрагивающих основные жизненные установки людей, перспективы пропаганды и обучения населения технологиям качества жизни и здоровья, решением центрального методического совета университета были внесены изменения в программы как градуальных, так и постградуальных форм обучения.
С 2010 года в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России внедрена программа тематического усовершенствования «Формирование здорового образа жизни» продолжительностью 72 часа. Тематика этого цикла включает в себя консультирование по вопросам модификации стиля и образа жизни, обучение методам первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов. Включены разделы профилактики сердечно-сосудистых и бронхолегочных заболеваний, гастроэнтерологической патологии, болезней почек, остеопороза, патологии эндокринных органов, заболеваний, связанных с нарушением углеводного и пуринового обмена. Кроме того, рассматриваются вопросы профилактики курения и наркомании, отказа от злоупотребления алкоголем, проблемы рационального питания, двигательной активности, психического здоровья, предупреждения инфекций, передающихся половым путем, раннего выявления онкологических заболеваний и туберкулеза. Программа предназначена для врачей амбулаторного звена здравоохранения, врачей «Центров здоровья», а также преподавателей вузов, поскольку рассматриваемые проблемы являются актуальными и в студенческой аудитории. Такая направленность работы врача - залог успеха в модификации половины потенциала здоровья человека. Данная тематика имеет большое прикладное значение, поскольку способствует оздоровлению не только пациентов, но и медицинских работников.
Темы профилактической медицины, особенно вопросы, касающиеся формирования здорового образа жизни, включены в программы подготовки студентов, интернов и ординаторов.
Эффективным способом повышения интереса к проблемам ЗОЖ является привлечение студентов, ординаторов и интернов, обучающихся в университете, к выполнению тематических научно-исследовательских работ. По результатам проведенных скрининговых исследований молодыми специалистами в
2011-2012 годах опубликовано 15 научных работ по проблематике ЗОЖ. Занятия по вопросам здорового образа жизни введены в тематику элективного курса для студентов лечебного факультета, на которых более подробно, в течение 12 часов, рассматриваются антисмокинговые и антиалкогольные программы, вопросы рационального питания и физической актив -ности. Такой электив является хорошим подспорьем не только в расширении кругозора студентов, но и в вынесении основных идей профилактики на более обширную молодежную аудиторию. В рамках ежегодных научных студенческих конференций работает секционное заседание «Мы за здоровый образ жизни», где заслушиваются доклады-презентации, ведутся дискуссии, традиционно вызывающие большой интерес у студентов-слушателей.
Вопросы формирования ЗОЖ рассматриваются и на практических занятиях со студентами. В программу дисциплины «поликлиническая терапия» на 6-м курсе лечебного и 5-м курсе медико-профилактического факультетов введено занятие «Образ жизни и здоровье», проводимое на базе «Центра здоровья», созданного в университете. На практических занятиях студенты знакомятся с работой «Центра здоровья» и могут обследоваться лично.
В основу преподавания здорового образа жизни для студентов медицинских вузов целесообразно включить следующие компетенции:
обучение эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;
формирование ответственного отношения к своему здоровью и принципов «ответственного родительства»;
динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;
оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей.
Такая подготовка будущих врачей ориентирует учащихся на то, что именно они должны стать вале-ологами, призванными изменить образ жизни человека в сторону сохранения его здоровья. Обучение здоровьесберегающим технологиям предусматривает использование наглядных отечественных и общедоступных зарубежных Интернет-материалов, адаптированных к образовательно-воспитательной среде.
Создание в медицинском университете в 2012 году здоровьесберегающего инфраструктурного подразделения «Центр здоровья» явилось важным шагом и необходимым условием успешной реализации заявленных позиций по формированию ЗОЖ. Полноценная работа «Центра здоровья» предусматривает его оснащение высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием, позволяющим проводить: измерение параметров психофизиологического и соматического здоровья, экспресс-оценку состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей, суточное мониторирование АД, ангиологическое исследование и расчет лодыжечно-плечевого индекса с использованием допплер-анализатора, комплексную оценку функций дыхательной системы, биоимпедан-сметрию для анализа внутренних сред организма (с процентным соотношением воды, мышечной и жировой ткани), определение общего холестерина и глюкозы в крови, измерение внутриглазного давления. Инструментальное оснащение позволит получить достаточно обширную информацию об объективном статусе пациента для реализации полномасштабных мероприятий ЗОЖ [2].
Важной составляющей формирования ЗОЖ является проводимое на базе «Центра здоровья» консультирование, направленное на сохранение и укрепление здоровья по вопросам профилактики факторов риска заболеваний (табакокурению, употребления алкоголя, ожирения); коррекцию питания, физической активности; режим сна; условия быта, труда и учебы (в т. ч. по работе с компьютерами). Консультирование должно включать разработку индивидуальных программ по ведению здорового образа жизни.
Процесс модификации образа жизни всегда сложен и длителен. В его основе лежит преодоление ряда своеобразных ступеней, последовательность которых можно определить следующим образом:
полноценное и сбалансированное питание,
физическая активность,
отказ от табакокурения,
отказ от злоупотребления алкоголем,
профилактика наркомании,
регулярное прохождение медицинских осмотров,
соблюдение режима труда и отдыха,
экология жилища и рабочего места,
Распространенность факторов риска в молодежной среде
Факторы риска Группы обследованных
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Приверженность физической активности 100% 35,0±6,2%* 37,5±5,4%*
Ночной сон менее 7 часов 0 30,0±5,9%* 13,7±3,8%*
Табакокурение 5,0±4,2% 16,7±4,8%* 18,7±4,3%*
Употребление алкоголя 7,5±4,3% 40,0±6,3%* 56,2±5,5%*
Наличие артериальной гипертензии 0 15,0±4,6%* 12,5±3,7%*
Гиперхолестеринемия 7,4±3,2% 27,1±5,7%* 18,7±4,3%*
Ожирение 0 0 10,0±3,3%*
Примечание: * - достоверность отличий (Р<0,05) от одноименных параметров у лиц 1-й группы.
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (133) 2012
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (133) 2012
психогигиеническая гармония в семье и в рабочей среде,
предупреждение инфекций, передающихся половым путем.
Принятая в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России программа формирования здорового образа жизни является долгосрочной, основана на учете базовых жизненных установок людей, предусматривает анализ данных приверженности здоровому образу жизни студентов и преподавателей университета, полученных в рефлексивной фазе проекта, и соотнесение результатов исходным критериям.
Программа базируется на модульном представлении (рисунок) и динамичности ремоделирования взаимосвязанных процессов реализации и включает следующие основные модули:
1. Информационно-аналитический.
2. Административно-правовой.
3. Здоровьесберегающей инфраструктуры.
4. Научно-методический.
5. Физкультурно-спортивный.
6. Просветительно-воспитательный.
7. Профилактически-оздоровительный.
8. Организационно-массовых мероприятий.
Именно такой подход к процессу обучения здоровью отвечает критериям 180 (Международной организации по стандартизации), внедренным в деятельность ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России: планировать -делать - проверять (изучать) - воздействовать.
Модули программы здорового образа жизни
Почему роль медиков в формировании приверженности населения ЗОЖ так важна? Отношения между врачом и пациентом носят уникальный характер. Медицинские работники обладают огромной силой воздействия, поэтому врач, ведущий здоровый образ жизни, является хорошим примером для подражания. Медики оказывают потенциально огромное влияние на состояние общественного здоровья: так, если только 10% врачей кратко упомянут о необходимости отказа от курения и только 5% пациентов последуют их совету, количество некурящего населения в РФ ежегодно возрастёт на 10 миллионов и более чем на 10 миллионов - в каждый год последующего десятилетия [3, 7].
С 2009 года ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России принимает участие в открытых публичных всерос-
сийских конкурсах образовательных учреждений на звание «ВУЗ здорового образа жизни». Престижным стилем жизни студентов и преподавателей была провозглашена приверженность здоровью и здоровому образу жизни. Сбережение индивидуального здоровья в образовательной и лечебной среде стало одной из стратегических задач университета. Концепция формирования здорового образа жизни предусматривает стратегию не только лечения больных, но и сбережения здоровья, а залогом успешного внедрения программы здоровьесберегающих технологий в вузе должно стало соблюдение следующих методологических принципов: комплексность, системность, целостность, динамичность и методическое единство.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Совокупность модифицируемых универсальных факторов риска, формирующих стиль и образ жизни значительного числа молодых людей, негативно влияет на перспективы сохранения здоровья общества, что требует интеграции программ здорового образа жизни в систему подготовки медицинских кадров, которые являются основными проводниками идей ЗОЖ для населения.
2. Организация теоретических и практических занятий в «Центре здоровья» университета позволяет выявлять совокупность факторов, ремоделирующих стиль жизни большинства студентов. Это способствует выработке мотивированного отношения к здоровому образу жизни и его проецированию на своих будущих пациентов.
3. Следует рекомендовать включение практических занятий по формированию здорового образа жизни в учебные программы медицинских вузов на всех формах обучения, а тематических лекций - в элективные циклы клинических кафедр профилактической направленности.
4. Положительный опыт ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России позволяет рекомендовать создание «Центров здоровья» как структурных подразделений на базе клинических кафедр профилактической направленности в качестве эффективных инструментов реализации программы здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких Н. А. Об актуальности формирования установки студентов на здоровый образ жизни // Вестник Саратовского госаг-роуниверситета им. Н. И. Вавилова; Голикова Т. А. // Всероссийское совещание по вопросам организации работы «Центров здоровья» в рамках реализации программы по формированию здорового образа жизни. - 2009.
2. Гордеева Т. О. // Психология мотивации достижения. -М., 2006. - С. 34.
3. Колбанов В. В. // Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб: ДЕАН, 1998. - 232 с.
4. Оганов Р. Г., Киселева Н. Г., Перова Н. В., Олферьев А. М., Митяев А. А. Оценка «пищевого риска» дислипидемий с помощью опросника, адаптированного для врачебной практики // Кардиология. - 1998. - № 10. - С. 91-94.
5. Смирнов Н. К. //Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 38.
6. Stoddard J. L., Augustson E. M., Moser R. P. Effect of adding a virtual community (bulletin board) to smokefree.gov: randomized controlled trial. // J. med. internet. res. - 2008. - V. 10. № 5. - P. 53.
Поступила 02.10.2012