Научная статья на тему 'Роль медицинского университета в формировании культуры физической активности населения'

Роль медицинского университета в формировании культуры физической активности населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЕ / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTHCARE / LIFESTYLE / POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеенко С. Н.

В статье рассматривается роль медицинского университета в формировании культуры физической активности населения с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеенко С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MEDICAL UNIVERSITY IN FOSTERING POPULATION PHYSICAL ACTIVITY CULTURE

The subject of this article is the role of the medical university in fostering population physical activity culture considering World Health organization guidelines.

Текст научной работы на тему «Роль медицинского университета в формировании культуры физической активности населения»

С. Н. АЛЕКСЕЕНКО

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. Тел. (861) 2683684. E-mail: [email protected]

В статье рассматривается роль медицинского университета в формировании культуры физической активности населения с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, образ жизни, население.

S. N. ALEKSEENKO

THE ROLE OF THE MEDICAL UNIVERSITY IN FOSTERINGPOPULATION PHYSICAL ACTIVITY CULTURE

State budgetary educational institution for higher professional education «Kuban state medical university» of the Ministry of health care of the Russian Federation, Russia, 350063, Krasnodar, Sedina str., 4. Tel. (861) 2683684. E-mail: [email protected]

The subject of this article is the role of the medical university in fostering population physical activity culture considering World Health organization guidelines.

Key words: physical activity, healthcare, lifestyle, population.

Физическая активность является мощным средством улучшения физического и психического здоровья населения, способствующим укреплению социально-психологического статуса на фоне снижения риска многих хронических заболеваний неинфекционного генеза [1, 2, 5]. Положительное влияние регулярной физической нагрузки заключается в укреплении мышечной силы и тонуса, поддержании физической формы, усилении эмоциональной устойчивости, что способствует адаптации к факторам внешней среды, сохранению трудоспособности и, как следствие, улучшению качества жизни.

Большой объем информации об эффективных и перспективных формах воздействия на здоровье через физическую активность позволяет разрабатывать и реализовывать комплексные программы, стратегически направленные на содействие физически активному образу жизни.

Тем не менее, как следует из данных литературы, включая исследования ВОЗ [1, 2, 3], в современных условиях уровень физической активности двух третей взрослого населения (в возрасте старше 15 лет) не достигает рекомендуемых значений.

Имеет место прямая зависимость уровня физической активности от социально-экономического статуса людей. В частности, низкий уровень материального обеспечения сопровождается, как правило, снижением физических нагрузок вследствие ограничения свободного времени и бесплатного доступа к местам активного отдыха. С другой стороны, увеличение количества сооружений для занятий физкультурой и спортом наряду с широким освещением вопросов здоровья и поддержания физической формы в средствах массовой информации не всегда приводят к росту физической активности. Изобилие и доступность высококалорийных пищевых продуктов в экономически развитых

странах в сочетании с нерациональным и несбалансированным питанием и малоподвижным образом жизни сопровождаются снижением резервов кардиореспира-торной системы и нарушением жирового обмена, повышающими риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

В связи с вышесказанным представляется актуальной проблема недостаточной двигательной подвижности населения, для профилактики которой могут активно привлекаться студенты и сотрудники медицинского вуза, являющиеся для широкой общественности модельной группой в отношении здорового образа жизни.

Например, принятая в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России программа формирования здорового образа жизни является долгосрочной, основана на учете базовых жизненных установок людей, предусматривает анализ данных приверженности здоровому образу жизни студентов и преподавателей университета. Программа основана на модульном представлении и отвечает критериям ISO (Международной организации по стандартизации): планировать - делать - проверять (изучать) - воздействовать.

Обучение принципам ведения здорового образа жизни - это целенаправленный, систематический и организованный процесс. Вопросам профилактической медицины уделяется внимание на всех уровнях и во всех направлениях преподавания клинических дисциплин в медицинском университете.

Результаты анкетирования 349 студентов ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России позволили установить, что для 85% студентов-медиков критерием здорового образа жизни (ЗОЖ) служит отсутствие вредных привычек. По мнению респондентов, ключевую роль в формировании ЗОЖ студентов имеет следующий набор факторов: рациональное питание - 73%, регуляр-

Влияние физической активности на здоровье

Состояние Эффект

Ишемическая болезнь сердца Снижение риска

Инсульт Снижение риска

Избыточная масса тела и ожирение Снижение риска

Сахарный диабет II типа Снижение риска

Рак ободочной кишки Снижение риска

Рак молочной железы Снижение риска

Состояние костно-мышечной системы Улучшение

Падения (в пожилом возрасте) Снижение риска

Психологический статус Улучшение

Депрессия Снижение риска

ная двигательная активность и закаливание - 65%, соблюдение правил личной гигиены и благоприятные взаимоотношения с окружающими - 61%.

В течение периода с 2010 по 2012 год отмечается увеличение в 2,8 раза числа проводимых спортивно-оздоровительных мероприятий (2010 г. - 20 мероприятий, 2012 г. -58 мероприятий), а также охват студентов, вовлеченных в эти мероприятия (2010 г. - 46,9%, 2012 г. - 53,4%).

С учетом рекомендаций ВОЗ в XXI веке стимулирование физической активности должно практиковаться не как роскошь, а как необходимость. Действия в этом направлении должны отвечать следующим условиям:

- фокусироваться на вопросах физической активности в широком смысле этого понятия;

- носить мультисекторальный характер;

- включать меры, предпринимаемые на уровне всего населения;

- улучшать условия для проявления физической активности.

Необходимо обеспечить мониторинг физической активности на популяционном уровне с использованием сопоставимых методов динамической количественной оценки. Это позволит наиболее эффективно определять целевые группы и планировать программы, направленные на укрепление здоровья населения.

Следует предпринимать усилия в направлении трех типов детерминант малоактивного образа жизни, к которым относятся:

- индивидуальные факторы - отношение человека к физической активности в целом, вера в свою способность вести активный образ жизни;

- микросреда - насколько располагают к физической активности условия проживания и труда, а также насколько ее поддерживают социальные нормы и местные сообщества;

- макросреда - общие социально-экономические, культурные и экологические условия.

Роль системы здравоохранения в повышении физической активности населения - способствовать осуществлению многоуровневых координированных действий по вовлечению большего числа людей в оздоровительную физическую активность по следующим направлениям:

- предоставление фактических данных относительно эффективности тех или иных подходов;

- содействие обмену опытом и знаниями;

- популяризация и пропаганда физической активности в других секторах и предоставление им методиче-

ского инструментария для интегрирования физической активности в широкий круг разрабатываемых ими стратегических направлений;

- обеспечение включения вопросов физической активности в основную повестку для политики охраны здоровья.

Проблема физической активности представляет важность не только для общественного здравоохранения. Речь идет о благосостоянии местных сообществ, охране окружающей среды и вложении ресурсов в будущее поколение. Поэтому перед нами стоит задача преодолеть имеющиеся тенденции к снижению активности и создать такие условия, когда люди смогут укреплять свое здоровье путем физической активности, которая должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому действия должны быть широкомасштабными, последовательными и согласованными на различных уровнях государственного управления и между различными секторами.

По данным ВОЗ (2006), в отношении большинства хронических заболеваний наблюдается положительное влияние физической активности (табл. 1). Этот эффект сводится не только к профилактике или ограничению прогрессирования патологии, но и к повышению мышечной силы и улучшению качества жизни. Это особенно важно для пожилых людей, поскольку регулярная физическая активность обеспечивает сохранение их самостоятельности в повседневной жизни.

Исходя из определения понятия «физическая активность» (physical activity), ею является «любая работа, совершаемая скелетной мускулатурой, приводящая к затрате энергии сверх уровня, характерного для состояния покоя».

Намеренно широкое определение означает, что важны практически любые виды двигательной активности, в том числе ходьба пешком и езда на велосипеде, подвижные игры, танцы, работа по дому и в саду, а также занятия физической культурой и спортом.

В соответствии с глобальной стратегией ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья «...рекомендуется обеспечивать адекватный уровень (физической активности) на протяжении всей жизни. Для различных результатов с точки зрения здоровья требуются различные формы физической активности: по крайней мере 30 минут регулярной физической активности умеренной интенсивности в большинство дней недели уменьшают риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, рака ободочной кишки и молочной железы. Укрепление му-

Рекомендованные ВОЗ уровни физической активности (по материалам ВОЗ, 2006) [4]

Возраст и род занятий Формы физической активности

Дети младшего школьного возраста Ходьба пешком в школу и домой. Физкультурные занятия и подвижные игры в школе (на переменах, на уроках физкультуры и в секциях). 3-4 раза в неделю подвижные игры после школы. В выходные дни: более длительные пешие прогулки, посещение парка или бассейна, прогулки на велосипеде

Подростки Ходьба пешком (или езда на велосипеде) в школу и домой. По будним дням 3-4 организованных или самостоятельных занятия спортом или другими формами физической активности. В выходные дни: пешие и велосипедные прогулки, плавание, другие спортивные занятия

Студенты Ежедневная ходьба пешком (или езда на велосипеде) в учебное заведение и домой. Использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням 2-3 раза в неделю организованные занятия спортом или физические упражнения, посещение спортзала или бассейна. В выходные дни: более длительные пешие или велосипедные прогулки, плавание, другие спортивные занятия

Взрослые, работающие по найму Ходьба пешком или езда на велосипеде на работу. Использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням 2-3 раза занятия спортом, упражнения в спортзале или посещения бассейна. В выходные дни: более длительные пешие или велосипедные прогулки, плавание, занятия спортом, ремонтные работы по дому, работа в саду

Взрослые, работающие на дому Ежедневные прогулки, уход за садом или ремонтные работы по дому. Использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням иногда занятия спортом, упражнения в спортзале или посещение бассейна. В выходные дни: более длительные пешие или велосипедные прогулки, занятия спортом

Взрослые неработающие Ежедневные прогулки, уход за садом, ремонтные работы по дому. Использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. В выходные дни: более длительные пешие и велосипедные прогулки, плавание, другие занятия спортом. Периодические занятия спортом, упражнения в спортзале или посещение бассейна

Пенсионеры Ежедневные пешие или велосипедные прогулки, уход за садом или ремонтные работы по дому. Использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По выходным дням: более длительные пешие прогулки, езда на велосипеде или плавание

скулатуры и поддержание навыков равновесия могут снизить риск падений и улучшить функциональное состояние пожилых людей. Более активная физическая нагрузка необходима для борьбы с излишним весом».

В таблице 2 представлены рекомендации по уровням активности в зависимости от возраста и рода занятий главы медико-санитарной службы Великобритании. Эти рекомендации носят общий характер, и они могут изменяться в зависимости от конкретных индивидуальных потребностей и условий.

Стремление к созданию более удобных условий для физической активности может служить стимулом

для общего благоустройства конкретной территории, например, благодаря созданию парков и зеленых зон, пешеходных или велосипедных дорожек в ранее экологически запущенной местности.

Повышение уровня физической активности населения может способствовать значительному уменьшению прямых расходов на лечение.

Кроме того, физическая активность, как правило, ассоциируется с другими элементами здорового образа жизни, такими как рациональное питание, отказ от курения, и поэтому может использоваться для стимулирования других позитивных поведенческих

Запланированные мероприятия в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России на период 2013-2015 гг.

Направление работы по физическому воспитанию Значение направления Мероприятие Контингент участников Место и время проведения мероприятия

1 2 3 4 5

Общеподготовительное Всесторонняя физическая подготовка студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания в вузе Групповые занятия по физической культуре Студенты КубГМУ I—VI курсов Спортивная площадка КубГМУ в течение учебного года

Физическая подготовка сотрудников университета Проведение индивидуальных занятий на тренажерах. Проведение групповых занятий по плаванию Сотрудники КубГМУ Спортивный зал КубГМУ, плавательный бассейн КубГУ в течение учебного года

Овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания процессов функционирования физической культуры общества и личности, организацииздорового образа жизни Чтение лекций на темы: «Физическая культура и спорт в медицинских вузах», «Организация и управление физического воспитания в медицинских вузах», «Физическая культура как элемент здорового образа жизни», «Врачебный контроль в системе физического воспитания», «Профессионально-прикладная физическая подготовка медицинских работников» Студенты КубГМУ I—VI курсов. Преподаватели и студенты КубГМУ I—VI курсов. Население Краснодарского края. Медицинский персонал учреждения здравоохранения. Медицинский персонал учреждения здравоохранения КубГМУ, январь-февраль. КубГМУ, апрель-май. Учебные заведения районов Краснодарского края, апрель - июнь. Краевая клиническая больница г. Краснодара, сентябрь. БСМП г. Краснодара, октябрь-ноябрь

Повышение уровня функциональных и двигательных способностей по формированию необходимых качеств и свойств личности, овладение методами и средствами физкультурно-спор-тивной деятельности Проведение учебно-тренировочных занятий по общей физической подготовке Медицинский персонал и пациенты лечебно-профилактических учреждений Лечебно- профилактические учреждения г. Краснодара, январь - май

о\ 0) I О

0) сг

CD

д

ш

CD О

СО СО

К) о

1 2 3 4 5

Спортивное Участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства Соревнования по волейболу, футболу, баскетболу Студенты КубГМУ I—VI курсов. Студенты вузов г. Краснодара Спортивная площадка КубГМУ, апрель-июнь, сентябрь-ноябрь

Гигиеническое Использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья Размещение в средствах массовой информации сведений о гигиенической гимнастике, закаливании, рациональном режиме учебы и отдыха, питании в соответствии с требованиями гигиены, пользе оздоровительных прогулок Студенты КубГМУ. Население Краснодарского края КубГМУ, в течение года

Оздоровительное Использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга для укрепления здоровья Туристические походы на территории Краснодарского края Преподаватели и студенты КубГМУ, представители различных организаций г. Краснодара В соответствии с программой мероприятия, выходные дни и период каникул

Лечебное Обеспечение восстановления здоровья и отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм Разъяснительные беседы и проведение занятий лечебной физкультуры с пациентами лечеб-но-профилактиче-ских учреждений Преподаватели и студенты КубГМУ Лечебно-профилактические учреждения г. Краснодара, в течение учебного года

Создание тренажерных устройств, предназначенных для восстановления утраченных возможностей нормальных двигательных актов Преподаватели и студенты КубГМУ КубГМУ, в течение учебного года

Обеспечение Краснодарского края высококвалифицированными кадрами по лечебной физкультуре Обучение специалистов в клинической ординатуре Клинические ординаторы кафедры физической культуры и ЛФК КубГМУ Кафедра физической культуры и ЛФК КубГМУ, в течение учебного года

Профессио- нально-приклад- ное Использование средств физического воспитания в системе научной организации труда Проведение факультативных занятий для углубления профессиональной подготовки к общественной физкуль-турно-спортивной деятельности Преподаватели и студенты КубГМУ Кафедра физической культуры и ЛФК КубГМУ, апрель, октябрь

изменений. Врачам принадлежит важнейшая роль в пропаганде ЗОЖ, в том числе и личным примером в форме физически активного образа жизни [4, 6].

Физическая культура является универсальным средством укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения населения, поэтому ее развитие должно занимать центральное место в политике об-

щественного здравоохранения, в том числе медицинского вуза.

В медицинском университете необходимо разрабатывать программы физкультурно-спортивной работы, обеспечивающие максимальное привлечение студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и сотрудников вуза к регулярным занятиям физической

культурой и спортом. Основные направления этой деятельности должны включать развитие материально-технического обеспечения спортивной базы вуза, организацию и проведение социально значимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий вузовского и краевого уровней, а также пропаганду ЗОЖ среди населения.

Особое внимание должно уделяться деятельности кафедры физической культуры и ЛФК, ответственной за усовершенствование форм организации физкуль-турно-спортивной работы в соответствии с современными условиями социально-экономических отношений. Планирование работы кафедры должно проводиться на основе создания оптимальной организационной структуры и материальной базы, регулярного контроля эксплуатационного состояния спортивных сооружений университета, а также обеспечения высококвалифицированными кадрами и программно-методическими материалами.

Медицинский университет должен осуществлять работу по формированию культуры физической активности населения в следующих направлениях:

- популяризация ЗОЖ средствами физической культуры;

- активная информационная работа и решение образовательных задач, включая лекции, беседы и публикации об эффективных средствах и методах оздоровления, значении физического воспитания; рациональном питании, использовании спортивного инвентаря и оборудования при занятиях лечебной физкультурой и спортом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помощь в создании условий для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также организации активного досуга для лиц всех возрастных групп;

- подготовка высококвалифицированных кадров в области лечебной физкультуры и спортивной медицины;

- разработка научно-практических рекомендаций для проведения занятий физкультурой лицами разных возрастных групп;

- проведение восстановительно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных занятий с пожилыми людьми и инвалидами;

- создание научных разработок для усовершенствования деятельности врачебно-физкультурных диспансеров;

- участие в проектировании и апробации современных тренажерных устройств, предназначенных для восстановления утраченных возможностей нормальных двигательных актов.

Для подготовки и последующей реализации специализированной программы формирования культуры физической активности целесообразно проведение мероприятий, планируемых в Кубанском государственном медицинском университете на период 20132015 гг. (табл. 3).

Работа медицинского университета должна проводиться совместно с организациями здравоохранения, которым принадлежит ключевая позиция в решении проблем недостаточной физической активности, ожирения и нездорового питания. Амбулатор-но-поликлинические и стационарные учреждения, в том числе медицинские учебные заведения, долж-

ны показать пример создания и улучшения условий для физической активности. Активный образ жизни и адекватные упражнения - это залог эффективного восстановления здоровья и бодрости после болезни и травмы, а также необходимое условие поддержания независимой жизнедеятельности в пожилом возрасте.

Совет медицинского работника относительно ценности и пользы регулярной физической активности может иметь большую убедительную силу. Поэтому положение медицинских работников любого уровня, в первую очередь первичной медико-санитарной помощи, является идеальным для проведения краткосрочных мероприятий, мотивирующих людей к повышению уровня физической активности.

Следовательно: 1. Медицинский университет должен играть важную роль в обеспечении культуры физической активности населения в рамках стратегии формирования здорового образа жизни.

2. Обучение и формирование культуры физической активности у студентов медицинских вузов позволят им в будущем не только укреплять потенциал своего здоровья, но и вести информационно-разъяснительную и организационную работу в пользу укрепления здоровья популяции.

Приоритетная задача преподавателей медицинского университета - непрерывное повышение качества знаний студентов в области укрепления и сохранения здоровья населения через профилактику.

Необходима консолидация усилий учреждений профессионального образования региона под эгидой Кубанского государственного медицинского университета для проведения мероприятий с широким кругом программ содействия физически активному образу жизни, проводимых как в рамках Всемирного дня под лозунгом «Движение - это здоровье», так и в течение года.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОЗ. Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона и режима питания, физической активности и здоровья: консультативная встреча стран Европейского региона. - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2003. - 214 с.

2. ВОЗ. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2005 г. // В кн.: Социально значимые болезни в Российской Федерации / Под ред. Л. А. Бокерии, И. Н. Ступакова. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2006. - С. 309-322.

3. ВОЗ. Физическая активность в Европе: Аргументы в пользу действий. - Европейское региональное бюро ВОЗ. - Копенгаген, 2006. - 36 с.

4. Голикова Т. А. Всероссийское совещание по вопросам организации работы центров здоровья в рамках реализации программы по формированию здорового образа жизни. - 2009.

5. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под редакцией В. И. Ста-родубова, Ю. В. Михайловой, А. Е. Ивановой. - М.: Медицина, 2003. - 288 с.

6. Стародубов В. И., Алексеенко С. Н., Соболева Н. П. Подготовка студентов медицинских вузов в области профилактики как приоритетная проблема здравоохранения // Кубанский научный медицинский вестник. - Краснодар, 2011. - № 6 (129). - С. 8-14.

Поступила 25.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.