Научная статья на тему 'Опыт организации профилактической работы по сохранению и улучшению здоровья контингента учащихся Кубанского государственного медицинского университета посредством создания «Центра здоровья»'

Опыт организации профилактической работы по сохранению и улучшению здоровья контингента учащихся Кубанского государственного медицинского университета посредством создания «Центра здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеенко Сергей Николаевич, Губарева Диана Артуровна

Целью исследования явилось изучение эффективности программы мероприятий формирования приверженности здоровому образу жизни в Кубанском государственном медицинском университете в период 2010–2012 гг. Представлен комплексный анализ необходимости создания «Центров здоровья» на базе высших учебных заведений, продемонстрирована эффективность программы мероприятий по формированию здорового образа жизни в Кубанском государственном медицинском университете за три года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеенко Сергей Николаевич, Губарева Диана Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации профилактической работы по сохранению и улучшению здоровья контингента учащихся Кубанского государственного медицинского университета посредством создания «Центра здоровья»»

© С. Н. Алексеенко, Д. А. Губарева, 2013 УДК 614:616-084:378.173

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ «ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ»

С. Н. Алексеенко, Д. А. Губарева

Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

На сегодняшний день укрепление здоровья молодежи является одним и ведущих приоритетов системы здравоохранения России. Актуальность вопроса формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье -одна из важнейших ценностей любого человека, залог не только его благополучия и долголетия, залог полноценной и счастливой жизни, а также основа социально-экономического процветания общества [1, 4]. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепление здоровья контингента учащихся в настоящее время выдвигается на первый план и становится одним из приоритетных направлений развития образовательной системы не только современной школы, но и высшего образования. Вопросы здорового образа жизни нашли отражение во многих программных документах Правительства РФ, касающихся долгосрочного социально-экономического развития, развития здравоохранения до 2020 года, а также в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года.

Формирование привычки здорового образа жизни -одно из важных направлений процесса модернизации здравоохранения России. В условиях современной жизни именно комплексный подход к формированию здоровых привычек людей является важной составляющей успеха в вопросе снижения смертности от многих заболеваний. Сегодня надо больше учить основам профилактики и оздоровлению, а не только лечить болезни. Базовой национальной инновацией, позволяющей улучшить качество жизни и здоровье нации, является государственная стратегия обеспечения здоровья населения РФ. В целях организации эффективной работы по выявлению и коррекции факторов риска заболеваний Министерством здравоохранения и социального развития в структуру здравоохранения были введены «Центры здоровья».

В Кубанском государственном медицинском университете в целях реализации государственных программ по формированию здорового образа жизни молодежи и губернаторской стратегии «Будьте здоровы», а также региональной программы «Здоровая Россия -здоровая Кубань» на базе кафедры поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики ФПК и ППС открыт учебно-методический комплекс «Центр здоровья». В своей деятельности «Центр здоровья» руководствуется концепцией и программой, направленными на формирование здорового образа жизни.

Алексеенко Сергей Николаевич, кандидат медицинских наук, ректор

Кубанского государственого медицинского университета; тел.: 8(861)2683684; e-mail: [email protected]

Губарева Диана Артуровна,

аспирант кафедры общественного здоровья

и здравоохранения ФПК и ППС

Кубанского государственого медицинского университета; тел.: 89883887770; e-mail: [email protected]

Для комплексного анализа необходимости создания «Центров здоровья» на базе высших учебных заведений была изучена эффективность программы мероприятий по формированию здорового образа жизни в Кубанском государственном медицинском университете в 2010-2012 гг.

Основной целью программы является формирование здорового жизненного стиля, а также мотивации на здоровьесберегающее поведение. В 2011 году для успешной реализации программы в Кубанском государственном медицинском университете был создан комитет по работе за здоровый образ жизни, в состав которого вошли не только преподаватели, но и студенты вуза. Учащиеся и профессорско-преподавательский состав медицинского университета, находясь на передовых позициях здравоохранения, стали проводниками идей профилактической медицины и приверженности здоровому образу жизни.

Важной составляющей программы здорового образа жизни стал созданный в университете «Центр здоровья», являющийся центром организации комплексной работы по обучению и формированию у студентов и сотрудников вуза ответственного отношения к здоровью, осознания того, как важно сохранить и не нанести вред здоровью пагубными привычками. Основными задачами Центра являются:

- обучение учащихся и преподавателей здо-ровьесберегающим технологиям и создание учебно-методических пособий;

- проведение научно-исследовательских работ по изучению влияния различных факторов риска на здоровье человека и разработка лечебно-профилактических мероприятий;

- уменьшение распространенности табакокурения и потребления алкоголя; повышение двигательной активности сотрудников и студентов и снижение распространенности повышенной массы тела и других факторов риска неинфекционных заболеваний;

- широкое вовлечение учащихся и сотрудников в оздоровительный процесс, укрепление здоровья, снижение заболеваемости;

- мотивация населения к приверженности здоровому образу жизни; информирование населения о заболеваниях, развивающихся под влиянием универсальных факторов риска.

Полноценная работа Центра предусматривает его оснащение высокотехнологичным оборудованием, позволяющим проводить ряд диагностических исследований. Среди них - измерение параметров психофизиологического и соматического здоровья, экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам, суточное мониторирование артериального давления, ангиологическое исследование и расчет лодыжечно-плечевого индекса с использованием допплер-анализатора, комплексная оценка функций дыхательной системы, биоимпедансметрия для анализа

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

внутренних сред организма (с процентным соотношением воды, мышечной и жировой ткани), определение общего холестерина и глюкозы в крови, измерение внутриглазного давления. Инструментальное оснащение позволяет получить достаточно обширную информацию об объективном статусе пациента для реализации полномасштабных профилактических мероприятий [2].

Практическим вкладом в реализацию поставленных перед Центром задач является включение тем профилактической медицины, в частности вопросов, касающихся формирования здорового образа жизни, в программы подготовки студентов, интернов и ординаторов. Учащиеся 5 и 6 курсов знакомятся с проблемами здоровьесбережения, проходя два занятия в «Центре здоровья» в рамках курации по поликлинической терапии. В течение 4-8 дней клинические интерны и ординаторы всех специальностей проходят цикл занятий на базе Центра с привлечением сотрудников кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФПК и ППС. Такая практика подготовки будущих врачей по вопросам формирования здорового образа жизни помогает не только осваивать материал, но и формировать личностное отношение к изученному, тем самым определив свою позицию в отношении обозначенных проблем. Данный опыт получения достоверных, научно обоснованных знаний о здоровом образе жизни помогает будущему врачу сформировать отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Для подготовки врачей по вопросам формирования здорового образа жизни в университете с 2010 года действует программа тематического усовершенствования продолжительностью 72 часа. В тематику цикла включены разделы профилактики наиболее распространенных и социально значимых заболеваний: рассматриваются вопросы профилактики табакокурения и наркомании, алкогольной аддитивной зависимости, пагубного воздействия энергетических напитков, пользы рационального питания, вопросов адекватной двигательной активности, проблем психического здоровья и психосоматической патологии, предупреждения инфекций, передающихся половым путем, онконасторо-женности, профилактики и ранней диагностики туберкулеза. Во время цикла проводится консультирование слушателей по вопросам модификации стиля и образа жизни, обучение методам первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов. Программа ориентирована на врачей амбулаторного звена здравоохранения, врачей «Центров здоровья», а также преподавателей вузов, так как все рассматриваемые вопросы являются актуальными и в студенческой среде.

Работа «Центра здоровья» среди обучающихся и сотрудников вуза включает проведение профилактических программ, направленных на факторы риска заболеваний: стресс, табакокурение, злоупотребление алкоголем, ожирение и др. Ведется мониторинг распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, разрабатываются методические рекомендации по сохранению здоровья. Осуществляется динамическое выявление и ведение пациентов из групп риска развития неинфекционных заболеваний: ожирение, курение, подверженность стрессовым воздействиям, артериальная гипертензия. Результатом наблюдения становится распределение студентов по группам здоровья, динамическое ведение паспортов здоровья. В рамках профилактических программ по противодействию универсальным факторам риска развития неинфекционных заболеваний ежегодно публикуются научные статьи, выпускаются методические рекомендации. В вузе организована методическая

помощь по вопросам пропаганды здорового образа жизни органам практического здравоохранения Краснодарского края. Эти вопросы занимают центральное место в ежегодных конференциях, семинарах, медицинских советах.

Анализ комплексной программы по формированию здорового образа жизни за период 2010-2012 гг выделил основные ее модули: профилактически-оздоровительный, физкультурно-спортивный, просветительно-воспитательный, организационно-массовых мероприятий, здоровьесберегающей инфраструктуры, научно-методический, информационно-аналитический и административно-правовой. Успешное внедрение здоровьесберегающих технологий в Кубанском государственном медицинском университете осуществляется за счет следующих методологических принципов: комплексности, системности, целостности, динамичности и методического единства. Именно такой подход к процессу обучения основам здорового образа жизни отвечает критериям ISO (Международной организации по стандартизации), внедренным в деятельность Кубанского государственного медицинского университета: планировать - делать - проверять (изучать) - воздействовать.

Немаловажной фигурой, формирующей представления о здоровом образе жизни, в высшем учебном заведении является сам преподаватель. Поэтому преподавателю именно медицинского вуза отводится первостепенная роль в формировании приверженности у студентов принципов здорового образа жизни [3]. В соответствии с этим преподаватель медицинского вуза должен сам демонстрировать приверженность принципам здорового образа жизни студентам. В основу эффективного преподавания положена парадигма: vademécum - vadetecum - от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам». Такой подход позволяет сделать каждого обучающегося активным участником сохранения его собственного здоровья, формируя ответственное отношение к своему здоровью, доступность получения необходимых знаний о состоянии здоровья, мерах профилактики и укрепления здоровья.

Обучение принципам ведения здорового образа жизни - это целенаправленный, систематический и организованный процесс. Превентивная медицина не может быть чем-то обособленным и существовать сама по себе. Вопросам профилактической медицины необходимо уделять внимание на всех уровнях и во всех направлениях преподавания клинических дисциплин. Планомерный фундаментальный подход к вопросам предупреждения заболеваний позволит достичь двух основных целей. Во-первых, произойдет формирование здоровьесберегающих и укрепляющих психологических установок в сознании молодых людей, которые в дальнейшем могут оказать положительное внимание на пациентов, окружающих их членов семей и товарищей. Во-вторых, в клиническом мышлении молодого врача укоренится мысль о важности определения приоритетов внимания вопросам первичной профилактики, одним из основных инструментов которой является здоровый образ жизни, определяющий половину потенциала здоровья каждого человека. Организация обучения, основанного на обязательном прохождении ступени понимания, способствует четкому формированию представлений о механизмах и технологиях здоровьесбережения. Эффективным способом повышения интереса к проблемам здорового образа жизни является привлечение студентов, ординаторов и интернов, обучающихся в университете, к выполнению тематических научно-исследовательских работ.

По результатам проведенных скрининговых исследований молодыми специалистами в 2010-2012 гг. опубликовано 15 научных работ по проблематике здо-

рового образа жизни. Занятия по вопросам здорового образа жизни введены в тематику элективного курса для студентов лечебного факультета, на которых более подробно, в течение 12 часов, рассматриваются анти-смокинговые и антиалкогольные программы, вопросы рационального питания и физической активности. Данная практика дает возможность студентам расширить свой кругозор и выделить основные постулаты профилактической медицины. В ходе проведенного анализа тематических планов проведения лекционных и практических занятий, входящих в обязательную программу подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, 10 клинических кафедр Кубанского государственного медицинского университета, отобранных в случайном порядке, было установлено, что 90-95 % учебного времени и объема материала, освещаемого преподавателями, уделяется вопросам клиники, диагностики и терапии патологических состояний. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о необходимости более пристального внимания вопросам эпидемиологии и профилактики в ходе проводимых занятий, а возможно, и выделение отдельных занятий или даже циклов, посвященных вопросам предотвращения заболеваний, позволит значительно расширить мировоззрение обучающихся и тем самым улучшить качество подготовки врачебных кадров в нашей стране.

В Кубанском государственном медицинском университете 2013 год объявлен годом Здорового образа жизни и будет проходить под лозунгом «Здоровый образ жизни - составляющая профессионализма врача». В рамках этого девиза планируется провести ряд мероприятий, призванных закрепить настрой студентов и преподавателей вуза на приверженность здоровому образу жизни.

В целом, реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у учащихся и сотрудников вуза, а также на пропаганду и обучение технологиям качества жизни и здоровья, позволяет повысить не только творческий, но и социально-экономический потенциал университета [5].

В течение рассматриваемого периода (20102012 гг.) отмечается увеличение числа проводимых спортивно-оздоровительных мероприятий, таких как: соревнования в учебных группах (контрольные нормативы физической подготовленности, по силовой подготовленности), спортивные мероприятия на факультетах (спартакиады, турниры по мини-футболу, настольному

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ «ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ» С. Н. АЛЕКСЕЕНКО, Д. А. ГУБАРЕВА

Целью исследования явилось изучение эффективности программы мероприятий формирования приверженности здоровому образу жизни в Кубанском государственном медицинском университете в период 2010-2012 гг. Представлен комплексный анализ необходимости создания «Центров здоровья» на базе высших учебных заведений, продемонстрирована эффективность программы мероприятий по формированию здорового образа жизни в Кубанском государственном медицинском университете за три года.

Ключевые слова: центр здоровья, здоровый образ жизни, медицинское образование, вредные привычки

теннису, армспорту, волейболу). Так, их число в 2010 г составило - 20; в 2011 г - 44, а в 2012 г - 58.

Анализ охвата студентов спортивно-оздоровительными мероприятиями выявил увеличение доли вовлеченности в них студентов. В 2010 г участие в мероприятиях оздоровительной направленности приняли 46,9 %, в 2011 г. -52,3 %, в 2012 г - 53,4 %.

Таким образом, описанная концепция и систематический подход к ее реализации, одним из важнейших элементов которой, бесспорно, можно считать создание «Центров здоровья» на базе вузов, наглядно иллюстрируемые количественными и качественными показателями мотивированного вовлечения учащихся Кубанского государственного медицинского университета в оздоровительный процесс, позволяют достичь укрепления здоровья контингента учащихся, повышение производительности труда, уменьшение заболеваемости, снижение распространённости табакокурения и чрезмерного потребления алкоголя, повышение двигательной активности и снижение распространенности повышения массы тела.

Одним из базисных элементов на пути достижения целевых характеристик здоровья населения является теоретическая подготовка, реализуемая посредством прохождения сложного и многоступенчатого процесса создания и развития кафедр медицинской профилактики в медицинских вузах.

Литература

1. Безруких, Н.А. Об актуальности формирования установки студентов на здоровый образ жизни / Н.А. Безруких // Вестник Саратовского госагро-университета им. Н.И. Вавилова. - 2006. - № 4. -С.81-85.

2. Голикова, Т.А. Всероссийское совещание по вопросам организации работы центров здоровья в рамках реализации программы по формированию здорового образа жизни. - 2009.

3. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М., 2006. - С. 34.

4. Плаксина, О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Плаксина О. А. - Рязань, 2008. - 23 с.

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2005. - С. 38.

EXPERIENCE

OF STUDENTS HEALTH

CARE SERVICE

ORGANIZATION

IN «HEALTH CENTER»

OF KUBAN STATE

MEDICAL UNIVERSITY

ALEKSEYENKO S. N., GUBAREVA D. A.

The aim of the study was to investigate the efficiency of the program of health lifestyle formation at Kuban state medical university during the period of 2010-2012. The complex analysis of necessity to create «Health centers» on the basis of higher school has been presented. Efficiency of the program of healthy lifestyle formation at the Kuban state medical university has been shown.

Key words: health center, healthy lifestyle, medical education, bad habits

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.