Научная статья на тему 'Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни'

Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДОДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / THE UNDERGRADUATE TRAINING OF DOCTORS / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE / МЕРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / MEASURES OF MEDICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Евгений Анатольевич, Алуф О.Б.

Работа включала оценку факторов образа жизни основных участников учебного процесса (студентов и преподавателей) современного медицинского вуза, анализ источников знаний о здоровом образе жизни и мерах профилактики, информированности о здоровом образе жизни; разработку и апробацию новых учебных программ для обучения студентов и преподавателей, разработку тактики совершенствования медицинского образования для удовлетворения потребностей практической сети учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения. Медико-социологические исследования факторов образа жизни студентов показали, что 62,9% респондентов имеют недостаточную продолжительность сна. На втором месте недостаточная физическая активность (51,7%). Нарушения режима питания отметили 31,1% студентов. Курят табак 20% опрошенных студентов. Систематически играют в азартные игры 12,7% учащихся, большей частью с использованием компьютера. Признались, что систематически употребляют наркотики, 2,8% опрошенных, а ежедневно употребляют алкогольные напитки 1,7% респондентов. Полученные данные свидетельствуют, что образ жизни значительной части будущих врачей нельзя признать здоровым. Анализ источников знаний студентов о здоровом образе жизни свидетельствует, что 59,9% из них получают эти знания в процессе освоения профессии врача, 42,7% из специальной профессиональной литературы. Однако значительная часть студентов получают информацию о профилактике заболеваний из непрофессиональных источников. Для совершенствования учебного процесса и сохранения здоровья основных участников нужна комплексная междисциплинарная программа, включающая специализированные курсы для студентов на первом и пятом курсах, цикл повышения квалификации для преподавателей и консолидированная программа по профилактике заболеваний по всем дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Евгений Анатольевич, Алуф О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF UNDERGRADUATE TRAINING OF DOCTORS FOR THE WORK WITH THE POPULATION ON PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AND A COMMITMENT TO MEASURES OF MEDICAL PREVENTION

The research includes the assessment of the lifestyle factors of the major players of the educational process (students and teachers) in the modern medical school, the analysis of sources of knowledge on a healthy lifestyle and preventive measures, the awareness of a healthy lifestyle; the development and testing of new educational programs for training students and teachers, developing tactics on improving medical education to meet practical needs of the network of health care facilities and institutions of the Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor). Medical and sociological studies of lifestyle factors of students showed 62.9% of respondents to have insufficient sleep duration. Lack of exercise is the second most frequent factor(51.7%). 31.1% of students noted disturbances of the dietary pattern. 20.0% of the surveyed students were cigarette smokers. 12.7% of students regularly gambled mostly with the use a computer. 2.8% of respondents admitted that they regularly used drugs and 1.7 % of respondents drank alcohol every day. The data obtained show the lifestyle of a substantial proportion of the future doctors to be failed to be considered healthy. Analysis of the sources of students’ knowledge on a healthy lifestyle shows 59.9% of them to gain knowledge in the process of becoming a doctor, 42.7% from specialized professional literature. However, a substantial proportion of the students receive the information about the preventive health care measures from the nonprofessional sources. For the improvement of the educational process and preservation of health of major players we consider a comprehensive interdisciplinary program that includes specialized courses for the first and fifth year students, advanced training sessions for teachers and the consolidated program on preventive health care and health promotion in all disciplines of undergraduate training to be necessary.

Текст научной работы на тему «Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни»

гиена и санитария. 2017; 96(4)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-396-399_

Оригинальная статья

11. Куликов А.Ю., Бабий В.В. Фармакоэкономический анализ применения лекарственного средства эвиплера (рилпивирин/тенофовир/ эмтрицитабин) для лечения ВИЧ-инфицированных пациентов на территории Российской Федерации. Фармакоэкономика: Теория и практика. 2015; 3(1): 3-12.

12. Рудакова А.В., Поддубная И.В., Зарицкий А.Ю., Стадник Е.А. Эффективность затрат на бендамустин в терапии индолентных неход-жкинских лимфом. Современная онкология. 2011; 13(2): 26-30.

13. Ягудина Р.И., Куликов А.Ю., Нгуен Т. Определение «порога готовности платить» в России, в Европейских странах и в странах СНГ. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпи-демиология. 2011; 4(1): 129.

References

1. Kolbin A.S., Pavlysh A.V. Health technology assessment and HIV infection. VICh-infektsiya i immunosupressiya. 2014; (1): 110-6. (in Russian)

2. Barinova A.N. Conceptual Model of Prevention of Socially-Important Diseases, Dangerous to Others. Comprehensive Evaluation of Prevention in Risk Groups on Example of HIV-infection [Obosnovanie kontseptual'noy modeli profilaktiki sotsial'no-znachimykh zabolevaniy, opasnykh dlya okruzhayushchikh. Kompleksnaya otsenka effektivnosti profilaktiki v gruppakh riska na primere VICh-infektsii]. St.Petersburg: SPb IOZ; 2016. (in Russian)

3. Barinova A.N., Plavinskiy S.L., Vinogradova N.Kh. Influence of comprehensive HIV prevention programs on risky behavior in injecting drug users in several regions in Russian Federation. Rossiyskiy semeynyy vrach. 2014; 18(4): 18-23. (in Russian)

4. Kawichai S., Celentano D.D., Vongchak T., Beyrer C., Suriyanon V., Razak M.H. et al. HIV voluntary counseling and testing and HIV incidence in male injecting drug users in northern Thailand: evidence of an urgent need for HIV prevention. J. Acquir. Immune Defic. Syndr. 2006; 41(2): 186-93.

5. Niccolai L.M., Verevochkin S.V., Toussova O.V., White E., Barbour R., Kozlov A.P. et al. Estimates of HIV incidence among drug users in St. Petersburg, Russia: continued growth of a rapidly expanding epidemic. Eur. J. Public Health. 2011; 21(5): 613-9.

6. Holtgrave D.R., Pinkerton S.D. Updates of cost of illness and quality of life estimates for use in economic evaluations of HIV prevention programs. J. Acquir. Immune Defic. Syndr. Hum. Retrovirol. 1997; 16(1): 54-62.

7. Yagudina R.I., Kulikov A.Yu., Zinchuk I.Yu. Pharmacoeconomical modelling of using drugs in HIV infection. Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. 2011; 4(3): 14—8. (in Russian)

8. Neumann A., Schwarz P., Lindholm L. Estimating the cost-effectiveness of

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.2:616-084

Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Е.А., Алуф О.Б.

lifestyle intervention programmes to prevent diabetes based on an example from Germany: Markov modelling. Cost. Eff. Resour. Alloc. 2011; 9(1): 17.

9. Roux L., Pratt M., Tengs T.O., Yore M.M., Yanagawa T.L., Van Den Bos J. et al. Cost effectiveness of community-based physical activity interventions. Am. J. Prev. Med. 2008; 35(6): 578-88.

10. Littlewood K.J., Ouwens M.J., Sauboin C., Tehard B., Alain S., Denis F. Cost-effectiveness of routine varicella vaccination using the measles, mumps, rubella and varicella vaccine in France: an economic analysis based on a dynamic transmission model for varicella and herpes zoster. Clin. Ther. 2015; 37(4): 830-41.

11. Kulikov A.Yu., Babiy V.V. Pharmacoeconomics of eviplera (rilpivirin/ tenofovir/ emtrcitabin) for HIV treatment in Russian Federation. Farma-koekonomika: Teoriya ipraktika. 2015; 3(1): 3-12. (in Russian)

12. Rudakova A.V., Poddubnaya I.V., Zaritskiy A.Yu., Stadnik E.A. Cost-effectiveness of bendamustine in treatment of indolent non-Hodgkin lymphoma. Sovremennaya onkologiya. 2011; 13(2): 26-30. (in Russian)

13. Yagudina R.I., Kulikov A.Yu., Nguen T. Determining «willingness-to-pay» threshold in Russia, Europe and CIS countries. Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. 2011; 4(1): 129. (in Russian)

14. Bhakta N., Martiniuk A.L., Gupta S., Howard S.C. The cost effectiveness of treating paediatric cancer in low-income and middle-income countries: a case-study approach using acute lymphocytic leukaemia in Brazil and Burkitt lymphoma in Malawi. Arch. Dis. Child. 2013; 98(2): 155-60.

15. Aspinall E.J., Nambiar D., Goldberg D.J. Hickman M., Weir A., Van Vel-zen E. et al. Are needle and syringe programmes associated with a reduction in HIV transmission among people who inject drugs: a systematic review and meta-analysis. Int. J. Epidemiol. 2014; 43(1): 235-48.

16. Des Jarlais D.C., Feelemyer J.P., Modi S.N., Abdul-Quader A., Hagan H. High coverage needle/syringe programs for people who inject drugs in low and middle income countries: a systematic review. BMC Public Health. 2013; 13: 53.

17. Vickerman P., Kumaranayake L., Balakireva O., Guinness L., Artyukh O., Semikop T. et al. The cost-effectiveness of expanding harm reduction activities for injecting drug users in Odessa, Ukraine. Sex. Transm. Dis. 2006; 33(Suppl. 10): S89-102.

18. Kumaranayake L., Vickerman P., Walker D., Samoshkin S., Romant-zov V., Emelyanova Z., et al. The cost-effectiveness of HIV preventive measures among injecting drug users in Svetlogorsk, Belarus. Addiction. 2004; 99(12): 1565-76.

19. Wilson D.P., Donald B., Shattock A.J., Wilson D., Fraser-Hurt N. The cost-effectiveness of harm reduction. Int. J. Drug Policy. 2015; 26(Suppl. 1): S5-11.

Поступила 03.10.16 Принята к печати 16.01.17

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург

Работа включала оценку факторов образа жизни основных участников учебного процесса (студентов и преподавателей) современного медицинского вуза, анализ источников знаний о здоровом образе жизни и мерах профилактики, информированности о здоровом образе жизни; разработку и апробацию новых учебных программ для обучения студентов и преподавателей, разработку тактики совершенствования медицинского образования для удовлетворения потребностей практической сети учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения. Медико-социологические исследования факторов образа жизни студентов показали, что 62,9% респондентов имеют недостаточную продолжительность сна. На втором месте недостаточная физическая активность (51,7%). Нарушения режима питания отметили 31,1% студентов. Курят табак 20% опрошенных студентов. Систематически играют в азартные игры 12,7% учащихся, большей частью с использованием компьютера. Признались, что систематически употребляют наркотики, 2,8% опрошенных, а ежедневно употребляют алкогольные напитки 1,7% респондентов. Полученные данные свидетельствуют, что образ жизни значительной части будущих врачей нельзя признать здоровым. Анализ источников знаний студентов о здоровом образе жизни свидетельствует, что 59,9% из них получают эти знания в процессе освоения профессии врача, 42,7% - из специальной профессиональной литературы. Однако значительная часть студентов получают информацию о профилактике заболеваний из непрофессиональных источников. Для совершенствования учебного процесса и сохранения здоровья основных участников нужна комплексная междисциплинарная программа, включающая специализированные курсы для студентов на первом и пятом курсах, цикл повышения квалификации для преподавателей и консолидированная программа по профилактике заболеваний по всем дисциплинам.

Ключевые слова: додипломная подготовка врачей; формирование здорового образа жизни; меры медицинской профилактики.

Для цитирования: Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Е.Н., Алуф О.Б. Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 396-399. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-396-399

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(4)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-396-399

Оriginal article

Mishkich I. A., Kadyskina E. N., Baimakov E. A., Aluf O. B.

ORGANIZATION OF UNDERGRADUATE TRAINING OF DOCTORS FOR THE WORK WITH

THE POPULATION ON PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AND A COMMITMENT TO MEASURES

OF MEDICAL PREVENTION

I.I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint-Petersburg, 191015, Russian Federation

The research includes the assessment of the lifestyle factors of the major players of the educational process (students and teachers) in the modern medical school, the analysis of sources of knowledge on a healthy lifestyle and preventive measures, the awareness of a healthy lifestyle; the development and testing of new educational programs for training students and teachers, developing tactics on improving medical education to meet practical needs of the network of health care facilities and institutions of the Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor). Medical and sociological studies of lifestyle factors of students showed 62.9% of respondents to have insufficient sleep duration. Lack of exercise is the second most frequent factor(51.7%). 31.1% of students noted disturbances of the dietary pattern. 20.0% of the surveyed students were cigarette smokers. 12.7% of students regularly gambled mostly with the use a computer. 2.8% of respondents admitted that they regularly used drugs and 1.7 % of respondents drank alcohol every day. The data obtained show the lifestyle of a substantial proportion of the future doctors to be failed to be considered healthy. Analysis of the sources of students' knowledge on a healthy lifestyle shows 59.9% of them to gain knowledge in the process of becoming a doctor, 42.7% - from specialized professional literature. However, a substantial proportion of the students receive the information about the preventive health care measures from the nonprofessional sources. For the improvement of the educational process and preservation of health of major players we consider a comprehensive interdisciplinary program that includes specialized courses for the first and fifth year students, advanced training sessions for teachers and the consolidated program on preventive health care and health promotion in all disciplines of undergraduate training to be necessary.

Keywords: the undergraduate training of doctors; the formation of a healthy lifestyle; measures of medical prevention.

For citation: Mishkich I. A., Kadyskina E. N., Baimakov E. A., Aluf O. B. Organization of undergraduate training of doctors for the work with the population on promoting a healthy lifestyle and a commitment to measures of medical prevention. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2017; 96(4): 396-399. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2017-96-4-396-399 For correspondence: Evgenii A. Baimakov, assistant professor of the Department of the Preventive Medicine and Health Protection of the I.I Mechnikov North-Western State Medical University, Saint-Petersburg, 191015, Russian Federation. E-mail: evgenii.baimakov@szgmu.ru Information about authors:

Mishkich I. A. https://orcid.org/0000-0002-7300-8391; Kadyskina E. N. https://orcid.org/0000-0003-1848-9089;

Baimakov E. A. https://orcid.org/0000-0002-8373-6704; Aluf O. B. https://orcid.org/0000-0001-7509-7423.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received: 14.09.2016

Accepted: 16.01.2017

Введение

В последние годы, особенно начиная с 2009 г., в практической сети здравоохранения и Роспотребнадзора вопросам формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактики неинфекционных заболеваний уделяется все большее внимание. Реализуя положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Стратегии развития здравоохранения до 2020 года», «Концепции развития медицинской науки до 2025 года» и других основополагающих документов, проводятся инфраструктурные изменения в системе здравоохранения. В соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию ЗОЖ в медицинских организациях» врачи лечебных специальностей привлечены к работе во впервые созданные профилактические структуры учреждений здравоохранения (центры здоровья, отделения и кабинеты медицинской профилактики, кабинеты медицинской помощи при отказе от табакокурения). Участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам, участвующим в диспансеризации и профилактических медицинских осмотрах населения, введены профилактические функции. Врачам медико-профилактического профиля вменена в обязанности работа по формированию ЗОЖ на основании приказа Роспотребнадзора от 13.02.2009 № 248 «Об организации деятельности органов и учреждений Роспотреб-надзора по формированию здорового образа жизни». Это приводит к необходимости изменения требований, предъявляемых к выпускникам медицинских вузов, создания сферы образовательных услуг, адекватной потребностям рынка труда, гармонизации всей системы образования [1].

Совершенно очевидно, что для предстоящего перехода от медицины преимущественно лечебной к медицине преимущественно

Для корреспонденции: Баймаков Евгений Анатольевич, ассистент каф. профилактической медицины и охраны здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург. E-mail: evgenii.baimakov@szgmu.ru

профилактической, провозглашенного в резолюции первого съезда врачей РФ в 2012 г., необходимо совершенствовать подготовку врачей различного профиля уже на додипломном уровне.

Данные литературы свидетельствуют о необходимости совершенствования учебного процесса в медицинском вузе по вопросам формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний [2-7].

Цель работы - оптимизация учебного процесса в современном медицинском вузе в области освоения вопросов медицинской профилактики при работе с населением.

Задачи исследования включали оценку факторов образа жизни основных участников учебного процесса (студентов и преподавателей) современного медицинского вуза, анализ источников знаний о ЗОЖ и мерах профилактики, информированности о ЗОЖ, разработку и апробацию новых учебных программ для обучения студентов и преподавателей, разработку тактики совершенствования медицинского образования для удовлетворения потребностей практической сети учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения.

Материал и методы

Работа проводилась в период с 2010 по 2015 г. и предусматривала медико-социологические исследования факторов образа жизни, анализ уже внедренных мер совершенствования учебного процесса и разработку новых. Медико-социологические исследования предусматривали анкетный опрос 947 студентов первого, третьего и шестого курсов и 152 преподавателей медицинского вуза по специально разработанным анкетам, отражающим различные факторы образа жизни (вредные привычки, питание, физическая активность, режим жизни и учебы и др.), а также отношение к мерам профилактики. Обработку полученных материалов осуществляли с помощью компьютерных статистических программ Microsoft Excel (2010) и Epi Info version 3.5.1 (2008). В работу также входила разработка и апробация учебной программы электива «Основы здорового образа жизни» и разработка других учебных программ, предлагаемых для совершенствования учебного процесса и будущей профессиональной деятельности врачей.

Результаты

Медико-социологические исследования факторов образа жизни студентов показали, что 62,9% респондентов имеют недостаточную

гиена и санитария. 2017; 96(4)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-396-399_

Оригинальная статья

продолжительность сна (менее 7 ч). На втором месте по распространенности неблагоприятных факторов образа жизни у студентов -недостаточная физическая активность (51,7%). Нарушения режима питания (питание менее 3 раз в день) отметили 31,1% студентов. Курят табак 20% опрошенных студентов. Систематически играют в азартные игры 12,7% учащихся, большей частью с использованием компьютера. Признались, что систематически употребляют наркотики, 2,8% опрошенных, а ежедневно употребляют алкогольные напитки 1,7% респондентов.

Полученные данные свидетельствуют, что образ жизни значительной части будущих врачей нельзя признать здоровым, прежде всего за счет нездорового режима жизни и режима питания, недостаточной физической активности, табакокурения, пристрастия к азартным компьютерным играм.

Анализ источников знаний студентов о ЗОЖ свидетельствует, что 59,9% из них получают эти знания в процессе освоения профессии врача, 42,7% - из специальной профессиональной литературы, 33,4% - от медицинских работников в учреждениях здравоохранения. Вместе с тем параллельно 58,2% студентов пользуется данными средств массовой информации и 31,1% - сведениями от родственников и друзей. То есть наряду с профессиональными источниками для студентов достаточно большое значение имеют источники непрофессиональной информации.

В целях оптимизации образа жизни студентов и повышения значимости профессиональных источников информации по вопросам сохранения здоровья нами была разработана и внедрена в учебный процесс программа электива «Основы здорового образа жизни» для первого курса объемом 72 ч. Учебная программа включает лекции, семинары и практические занятия по вопросам организации формирования ЗОЖ у населения в учреждениях Роспотребнадзора и здравоохранения; темы, посвященные здоровому питанию, последствиям гиподинамии и путям расширения физической активности, режимам жизни и учебы, негативным последствиям вредных привычек. Электив проводится силами специалистов по гигиеническому воспитанию населения специализированной кафедры профилактической медицины и охраны здоровья.

Электив предназначен прежде всего для сохранения здоровья студентов, но одновременно является введением в будущую профессиональную деятельность врачей в области медицинской профилактики. Программа данного электива одинакова для медико-профилактического и лечебного факультетов.

В целях усиления профессионализма в области медицинской профилактики будущих врачей разработаны программы двух элек-тивов для студентов пятого курса медико-профилактического и лечебного факультетов объемом 18 ч.

Программа для студентов пятого курса медико-профилактического факультета включает тематику, позволяющую учащимся получить представление об организации профессионального гигиенического обучения определенных контингентов трудящегося населения. Эту работу, как известно, проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Программа для студентов пятого курса лечебного факультета предусматривает знакомство учащихся с деятельностью новых профилактических структур учреждений здравоохранения: центров здоровья, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов медицинской помощи при отказе от табакокурения. Программа предусматривает освоение студентами функции медицинского профилактического консультирования, которая используется при диспансеризации и профилактических медицинских осмотрах.

Кроме этого, программа обоих элективов знакомит будущих врачей медико-профилактического и лечебного профиля с деятельностью центров медицинской профилактики и позволяет освоить некоторые психолого-педагогические аспекты работы со взрослым населением по формированию ЗОЖ.

Предполагается, что перечисленные учебные программы для студентов пятого курса также будут реализованы преподавателями по гигиеническому воспитанию специализированной кафедры профилактической медицины и охраны здоровья.

Следует отметить, что вопросы формирования у населения ЗОЖ и приверженности к мерам медицинской профилактики в медицинском вузе, по нашему мнению, не могут ограничиваться перечисленными программами для студентов первого и пятого курсов. Рассматриваемая тематика должна освещаться в разрезе каждой дисциплины в течение всех шести лет обучения. Это позволит сформировать у будущих врачей профилактическое мышление. Для реализации этого вопроса необходимо разработать консолидированную междисциплинарную программу. И здесь встает вопрос готовности преподавателей к выполнению соответствующей работы. Немало-

важную роль в этом играет личная приверженность и информированность преподавателей по вопросам медицинской профилактики.

Проведенные нами медико-социологические исследования по вопросам образа жизни, включающие опрос 152 преподавателей медицинского университета, показали, что образ жизни значительной части преподавателей медицинского вуза тоже нельзя считать здоровым. Причем факторы и их распространенность близки к таковым у студентов. По распространенности на первом месте у преподавателей недостаточная физическая активность, которую отметили 60,5% респондентов. Далее идет недостаточная продолжительность сна, указанная 55,3% преподавателей. Кратность приема пищи менее 3 раз в день отметили 20,4% преподавателей. Курят 18,8%, ежедневно употребляет алкоголь 0,6% опрошенных.

Полученные данные свидетельствуют, что образ жизни преподавателей нельзя квалифицировать как здоровый.

Оценка источников информации по вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний показала, что в основном преподаватели получают информацию о медицинской профилактике при получении специальности - 82,9 случая на 100 опрошенных (ДИ 76-88,5) и из специальной литературы 45,4 случая на 100 опрошенных (ДИ 37,3-53,7).

Вместе с тем 24,3 случая на 100 опрошенных (ДИ 17,8-32) пользуются данными по вопросам ЗОЖ из средств массовой информации, а 13,2 случая на 100 опрошенных (ДИ 8,2-19,6) получают информацию от родственников и знакомых. И только 5,9 случая на 100 опрошенных (ДИ 2,7-10,9) получают информацию от медицинских работников при обращении за медицинской помощью.

Учитывая полученные данные, мы разработали и апробировали программу цикла повышения квалификации для преподавателей по ЗОЖ и профилактике заболеваний.

Заключение

Резюмируя представленные данные, следует отметить, что образ жизни значительной части студентов и преподавателей медицинского вуза нельзя считать здоровым. Большая часть студентов и часть преподавателей наряду с профессиональными источниками информации о медицинской профилактике пользуются непрофессиональными источниками информации.

Современная организация работы учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора предусматривает, что выпускники всех факультетов медицинского вуза в процессе обучения должны быть подготовлены к профессиональному выполнению следующих трудовых функций профилактического характера:

• профилактика социально значимых инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, болезней зависимости, формирование ЗОЖ, мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, у различных групп населения;

• подготовка и реализация информационно-образовательных программ для обучения населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения социально значимых инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также болезней зависимости, и укреплению здоровья;

• использование средств массовой информации в работе по гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровьесберега-ющему поведению и профилактике социально значимых инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также болезней зависимости;

• подготовка и апробация лекций, статей, докладов, бесед, выступлений на радио и телевидении, информационных и методических материалов и т. д. по пропаганде эколого-гигиенических и медицинских знаний и гигиеническому воспитанию населения.

Кроме того, специалисты лечебного профиля должны быть готовы к организации и проведению индивидуального профилактического консультирования, групповой и массовой формам профилактической работы с населением, организации и ведению школ здоровья, использованию методов гигиенического воспитания при организации и проведении диспансеризации населения, медицинских профилактических осмотров, вакцинопрофилактики, организации и проведению профилактической работы в центрах медицинской профилактики, центрах здоровья, отделениях и кабинетах медицинской профилактики, кабинетах медицинской помощи по отказу от табакокурения.

Врачи медико-профилактического профиля, кроме перечисленного выше, должны знать организацию и проведение профессионального гигиенического обучения должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов

и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; должны уметь, оформлять и знать правила выдачи и учет личных медицинских книжек.

Для совершенствования учебного процесса и сохранения здоровья его основных участников необходимы комплексная междисциплинарная программа, включающая специализированные циклы занятий для студентов младших и старших курсов, систематическое повышение квалификации преподавателей на специальных циклах в области медицинской профилактики, и консолидированная программа медицинской профилактики по всем дисциплинам, преподаваемым в медицинском высшем учебном заведении.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В., Крюкова Т.В. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения. Профилактическая и клиническая медицина. 2014; (1): 6-12.

2. Алексеенко С.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни в медицинской образовательной среде. Кубанский научный медицинский вестник. 2012; (4): 10-4.

3. Алуф О.Б., Васюхичева О.В., Мишкич И.А., Султанбекова А.А., Истомин

A.В. Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (2): 23-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Алуф О.Б., Мишкич И.А., Истомин А.В., Сааркоппель Л.М. К вопросу организации и состояния питания студентов. Санитарный врач. 2014; (4): 29-31.

5. Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Алуф О.Б., Баймаков Е.А., Пархоменко

B.В. Гигиеническое воспитание - одно из основных направлений меди-

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(4)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-399-401

Original article

ко-профилактической работы в медицинских образовательных учреждениях. Санитарный врач. 2012; (5): 59-64.

6. Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Чечура А.Н., Алуф О.Б., Баймаков Е.А. Образовательная программа «Основы здорового образа жизни» в системе додипломной подготовки врача. Профилактическая и клиническая медицина. 2012; (4): 111^4.

7. Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Вестник Ивановской медицинской академии. 2012; 17(2): 9-11.

References

1. Khurtsilava O.G., Mel'tser A.V., Tregubova E.S., Erastova N.V., Kryukova T.V. System of preventive-medical doctors training: problems and ways for their solution. Profilakticheskaya iklinicheskayameditsina. 2014; (1): 6-12. (in Russian)

2. Alekseenko S.N. Problems creating a healthy lifestyle in medical education environment. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik. 2012; (4): 10-4. (in Russian)

3. Aluf O.B., Vasyukhicheva O.V., Mishkich I.A., Sultanbekova A.A., Istomin A.V. Hygienic evaluation of nutritive behavior of first-year students of medical higher educational institution. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; (2): 23-6. (in Russian)

4. Aluf O.B., Mishkich I.A., Istomin A.V., Saarkoppel' L.M. On question of organization and nutrition status among students. Sanitarnyy vrach. 2014; (4): 29-31. (in Russian)

5. Mishkich I.A., Kadyskina E.N., Aluf O.B., Baymakov E.A., Parkhomenko V.V. Hygenic education is one of the main direction of preventive work in medical educational institutions. Sanitarnyy vrach. 2012; (5): 59-64. (in Russian)

6. Mishkich I.A., Kadyskina E.N., Chechura A.N., Aluf O.B., Baymakov E.A. Educational program «Basics of healthy lifestyle» in the system of undergraduate training for physicians. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2012; (4): 111-4. (in Russian)

7. Tolmachev D.A. Social hygienic characteristics of mode of life and conditions of work in instructors of medical university. Vestnik Ivanovskoy meditsinskoy akademii. 2012; 17(2): 9-11. (in Russian)

Поступила 14.09.16 Принята к печати 16.01.17

Краткие сообщения

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.31

БеловаЛ.В., Пилькова Т.Ю., Васильев Р.С., ФедотоваИ.М.

О СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ЗАДАЧАХ В ОБЛАСТИ НАДЗОРА

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург

В статье раскрывается вопрос обеспечения безопасности пищевых продуктов участниками продуктовой цепи в современных условиях посредством создания системы менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе принципов анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР). Приведены принципы системы, а также логический подход для постановки и решения определенных задач, предшествующих принципам НАССР. Представлены основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, а также преимущества от ее внедрения.

Ключевые слова: система менеджмента безопасности пищевых продуктов; анализ опасностей и критические контрольные точки (НАССР); критическая контрольная точка; международная организация по стандартизации.

Для цитирования: Белова Л.В., Пилькова Т.Ю., Васильев Р.С., Федотова И.М. О системе менеджмента безопасности пищевых продуктов в современных условиях и задачах в области надзора. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 399-401. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-399-401

Belova L.V., Pilkova T.Yu., Vasilyev R.S.

ON THE FOOD SAFETY MANAGEMENT SYSTEM IN CURRENT CONDITIONS AND PROBLEMS IN THE AREA OF SUPERVISION

I.I. Mechnikov North-Western State Medical University, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation

This article covers the aspect of food safety provision by product chain participants under current conditions by means ofthe development offood safety management systems (FSMS) based on НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points) principles. НАССР principles and logical approach for setting and solving specific tasks, preceding HACCP principles, are discussed. The main stages offood safety management system development and implementation are presented, as well as advantages from its implementation.

Keywords: Food safety management system (FSMS); Hazard analysis and critical control points (HACCP); Critical

control points (CCP); International Organization for Standardization (ISO). For citation: Belova L.V., Pilkova T.Yu., Vasilyev R.S. On the food safety management system in current conditions and problems in the area of supervision. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2017; 96(4): 399-401. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2017-96-4-399-401

For correspondence: Lyudmila V. Belova, MD, PhD, DSci., Professor of the Department of Preventive Medicine and Health care of the I.I.

Mechnikov North-Western State Medical University, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation. E-mail: mechnik@gmail.com

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received: 14.09.2016

Accepted: 16.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.