ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННОГО ТРУДОВОГО РЕСУРСА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И УСИЛЕНИЯ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Ю. И. ГОРБУНОВА, О. Н. ГОРБУНОВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА
Статья посвящена проблемам, которые определяются распространением современных высоких информационных технологий в различные сферы экономики и социального обеспечения. Стремительные изменения в применяемых информационно-коммуникационных технологиях влекут за собой изменения в требованиях к структуре трудового ресурса. Это, в свою очередь, определяет новые современные требования к сферам его формирующим. Информационная экономика и формирующаяся информационная инфраструктура не могут развиваться в отсутствии соответствующего трудового ресурса. Возникает необходимость формирования такого специалиста, который может эффективно внедрить достижения прогресса в область информационно-коммуникационных технологий, в сферы образования, медицины, услуг, производства. Это предъявляет новые требования к формированию трудового ресурса, необходимого информационной экономике и обеспечивающего становление инновационной экономики. В статье предложены механизмы формирования трудового ресурса через создание индивидуальной образовательной траектории, использующей тьюторство, стажировочные площадки, на которых будущий специалист познакомиться с успешными практиками внедрения информационных технологий в определенные области, получит опыт высококлассных специалистов, что позволит более эффективному становлению информационной инфраструктуры современной экономики.
Ключевые слова: экономика информационного типа, информационная инфраструктура, формирование современного востребуемого трудового ресурса.
В современной экономической системе трудовые ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ в обеспечении качественных параметров экономического роста. Именно трудовые ресурсы определяют перспективы развития экономики в наступившем веке. Современные реалии формирующейся экономики информационного типа предъявляют к работникам всех сфер деятельности новые (иные от прежних) требования. Требования к квалификационным характеристикам трансформируются и, в свою очередь, влекут изменения в сферах, формирующих трудовые ресурсы. Инновационная экономика, информационный тип предъявляет работникам новые, более жесткие требования. Работник должен понимать весь процесс в целом, уметь выполнять при необходимости не одно, а несколько заданий, его работа становится более содержательной, увеличиваются его полномочия [6]. Это меняет требования к подготовке трудовых ресурсов. Основными характеристиками работников информационного общества должны быть постоянное овладение новыми знаниями, навыками, умениями.
Такая качественно новая рабочая сила служит объективной основой экономического развития страны. Следовательно, сфера образования и профессиональной подготовки должна занимать ведущее место в системе общественных приоритетов государства.
Проблемы формирования современного востребуемого трудового ресурса в условиях трансформации социально-экономического пространства требуют расширения сферы научных исследований по следующим направлениям:
- изменение требований к трудовым ресурсам в условиях современной экономики (инновационной экономики, в условиях повсеместного применения информационных технологий и т. д.);
- трансформация роли человеческого капитала, которая выражается в переносе основной тяжести формирования прибыли и вещественного накопления с материальных активов на трудовой ресурс, его интеллектуальные способности и квалификационные возможности [4].
Формирующаяся информационная инфраструктура, которая является гарантом взаимодей-
ствия и успешности всех структур современной экономики, не может быть внедрена без ключевого звена - высококвалифицированного специалиста как в области внедрения информационных технологий, так и в функционировании их самих.
Перспективы формирования траектории инновационной экономики зависят не только от выбора модели занятости, способов и инструментов регулирования трудовых отношений, но и от наличия специалистов заданной квалификации, умения их приспосабливаться к быстроизменяю-щимся требованиям со стороны экономики, ее информационного обеспечения. Производительность рабочих мест, структура и уровень занятости являются ключевыми факторами, определяющими динамичность роста экономики. Исследования трудовых ресурсов в Тамбовской области позволило выявить следующие ключевые проблемы:
- дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на фоне растущей кадровой потребности;
- территориальные, отраслевые и профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения на региональном рынке труда на фоне низкой мобильности рабочей силы;
- недостаток рабочих мест, привлекательных для высококвалифицированных специалистов по условиям труда и социально-бытовым условиям;
- снижение престижности рабочих профессий на фоне возрастающей потребности рынка труда в квалифицированных рабочих;
- недостаточная развитость системы непрерывного образования, позволяющей осуществлять качественную переподготовку специалистов востребованных на рынке труда.
Основными направлениями региональной политики в сфере труда и занятости могут стать: содействие модернизации и автоматизации существующих производств и производственных процессов с целью снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда и, как следствие, оптимизация потребности в рабочей силе; создание новых рабочих мест в высокопроизводительных секторах экономики с высокой добавленной стоимостью; создание условий для повышения профессиональной мобильности населения региона, привлечения необходимых трудовых ресурсов из других регионов, минимизация оттока местных трудовых ресурсов; расширение занятости сельского населения через создание новых рабочих мест и развитие самозанятости, в том числе в приоритетных направлениях, включающих производ-
ство и переработку сельскохозяйственной продукции, жилищное строительство с использованием местных материалов; диверсификация структуры экономики и занятости в городах и населенных пунктах моноэкономического профиля с целью снижения зависимости территории и рынка труда от ситуации на градообразующем предприятии; развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего рациональную структуру экономики, занятость и доходы населения; оптимизация внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития региона; развитие системы регионального заказа на подготовку специалистов; развитие системы профессиональной ориентации; оптимизация структуры использования рабочей силы, повышение качества рабочей силы через развитие системы образования взрослого населения; кадровая поддержка развития высокотехнологичных и инновационных производств, опережающее кадровое обеспечение базовых отраслей экономики.
Большая и растущая доля современного хозяйства основана на знаниях (речь идет не только о науке и технологиях, но и о знаниях в таких быстро растущих отраслях, как финансовые, банковские и профессиональные услуги), использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования материальных продуктов. Постоянное производство нового знания, его неотчуждаемость в процессе обмена и продажи приводит, с одной стороны, к изобилию, постоянному перепроизводству знания. С другой стороны, возрастает ценность уникальных видов знания, обладание которыми обеспечивает большие экономические преимущества. Экономика знаний, как высшее проявление экономики информационного типа, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований, как уникального источника принципиально нового знания о природе, человеке и обществе. В целом проблемы использования знания как экономического ресурса связаны не столько с его ограниченностью, сколько с возможностями его творческого использования, способностью к постоянному обучению предпринимателей, фирм и экономических систем [2]. Однако, к нашему сожалению, все более популярной становится точка зрения, что образование дает отдачу скорее личности, нежели обществу, поэтому и должно быть привлекательным, прежде всего для частного инвестирования, причем вектор развития должен быть ориентирован на коммерциализацию профессиональной школы. Проблемы формирования
новой структуры системы образования только констатируются современными отечественными реформаторами, не получают практического воплощения. Как мы отмечали ранее, наука и образование обеспечивают не только национальный доход, но и национальную безопасность, которая зависит в первую очередь от наличия квалифицированных кадров, развитой фундаментальной науки и способности граждан использовать новейшие достижения научно-технического прогресса.
В указе Президента РФ от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» отмечено, что в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан РФ необходимо создание и модернизация 25 млн вы-сопроизводительных рабочих мест к 2020 г. При этом ожидается, что модернизированные рабочие места обеспечат более высокую производительность труда, что, в свою очередь, позволяет повысить их заработную плату. Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости. При этом наибольшее сокращение занятости за период 2012-2030 гг. будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и связи) - на 24 %. Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих отраслях к 2030 г. вырастет на 11 % [3].
Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики. Все это заставляет обратить внимание на условия формирования современного трудового ресурса. Среди сфер, формирующих основные характеристики трудового ресурса, необходимо выделить образование, здравоохранение, семью. Они вносят значительный вклад в образование, формирование квалификационных характеристик, компетенций, мотивации. Происходящие трансформа-
ционные изменения во всем социальноэкономическом пространстве влекут за собой и изменение требований к характеристикам трудового ресурса, и к сферам, их формирующих.
В современном быстроизменяющемся мире необходимо изучить их трансформацию, как она влияет (должна влиять) на формирующиеся характеристики трудового ресурса. При исследовании такой сферы, как образование, мы рассмотрели коэволюционную связь между формирующимся трудовым и ресурсом и самой сферой образования, отметили необходимость обучения и повышения квалификации в течение всей жизни индивида, так как «срок службы» человека стал длиннее срока применения техники и технологий. Следовательно, индивид должен получать такое базовое образование, которого позволяет ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.
Современное состояние прогресса, всего социально-экономического развития предполагает использование информационных технологий в разных отраслях. Достижения высоких результатов исследовательской, научно-педагогической деятельности, подходы к формированию востре-буемого трудового ресурса можно применять во всех сферах его формирующих: образование, проектная деятельность, студенческая научная деятельность, а использование межпредметных связей, выполнение проектов «на стыке» дисциплин и сфер деятельности, применение информационных технологий [5]. Все это в совокупности позволяет достичь более высокого уровня сформированных квалификационных характеристик трудового ресурса, востребуемого современной экономикой.
Одна из проблем функционирования формирующегося информационного общества заключается не столько в нехватке специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, а в отсутствии специалистов в других областях (медицины, образования, рекламы, производства и т. д.), владеющих достижениями информационных технологий на том уровне, который позволяет использовать современные достижения техники и технологий. Либо наоборот: высококлассные специалисты ИТ не могут применить свои знания из-за отсутствия знаний в тех отраслях, где это применение необходимо. При этом одну и ту же работу приходится выполнять нескольким сотрудникам, которые порой говорят «на разных языках». Системный администратор образовательного учреждения, медицинского учреждения или управленческой структуры должен обладать минимальным набором знаний в той
сфере, которую он обслуживает. Иначе применение информационных технологий сводится к простому дублированию рутинных бумажных операций, что сводит на нет эффект от внедрения ИТ.
Модель профессионального образования специалиста в рамках информационного общества должна характеризоваться не только высоким качеством этого образования, но и должна сформировать новые принципы образования как фундамента информационного общества [1].
Данная проблема определяет подход в подготовке востребуемого трудового ресурса. Вместо «подготовки на местах» в форме доучивания необходимым комплексом знаний в той сфере, где будут применяться современные технологии, мы предлагаем формирование будущих сотрудников через сотрудничество работодателей и образовательных учреждений. При определении потребности в тех или иных кадрах, обращение к образовательным учреждениям, обеспечение будущих специалистов местами производсвеной практики позволит:
- направить процесс обучения специалиста в востребуемое русло;
- получить по окончании учебного заведения такого выпускника, которого с меньшими временными и материальными затратами можно адаптировать к проблематике рабочего места;
- позволит направить еще в процессе обучения на стажировку туда, где данная проблема уже решена (где уже применяется новое оборудование, новые техники и технологии). Это уменьшит материальные затраты на переобучение как со стороны работодателя, так и со стороны специалиста. Уменьшит и время внедрения новых аппаратов и в медицине, и в производстве и в других областях, что немаловажно в эпоху быстрого устаревания знаний и разработок;
- позволит закреплению молодых специалистов на рабочих местах.
При этом учебные заведения могут совместно с работодателями вырабатывать области углубления знаний, определять место их получения в виде стажировок либо в других учебных заведениях, занимающихся более глубоко данной проблематикой, либо на предприятиях, в учреждениях, где есть положительный опыт решения данных вопросов. Все это способствует расширению сотрудничества учебных заведений, выработке единых подходов к обучению ИТ-специалистов со знаниями в областях приложения, расширения баз практики, распространения передовых практик и опыта. Это приведет и к уменьшению расходов в процессе формирования востребуемого специали-
ста. Часть инвестиционного бремени могут на себя взять и работодатели, и студенты, а часть -учебные заведения. Так называемые стажировоч-ные площадки, где студент будет получать необходимые знания и навыки, могут быть организованы как в передовых производствах, уже применяющих те или иные достижения, так и в учебных заведениях, где за небольшой срок по индивидуальным программам обучающийся получит необходимый багаж знаний и умений применения своего базового образования в той сфере приложения, которая необходима работодателю. Это могут быть разработки в сфере образования, медицины, промышленного производства. Механизм углубления знаний в областях применения высокопрофессиональных технологий может быть реализован как в малых группах, так и через тью-торство, которое позволяет разработку и обеспечение индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования. Индивидуально-образовательная траектория позволит к выпуску из учебного заведения получить необходимого специалиста. Стажировочные площадки могут быть межведомственными, межрегиональными и существовать за счет частно-государственного партнерства.
Определяя «заказ» на определенного специалиста в определенном лице, работодатель, финансируя его получение специальных знаний, выступает гарантом его трудоустройства, что очень важно в настоящее время, когда наиболее остро стоит вопрос молодежной безработицы. А договорная основа стажировок поможет решить проблему за-крепляемости молодежи на рабочем месте.
Все вышеперечисленные направления современного формирования высококвалифицированного специалиста, обладающего знаниями информационных технологий и опытом применения их в различных сферах формирующейся экономики, позволят скорейшее формирование информационной инфраструктуры, переход всех сфер функционирования экономики и общества на путь инновационного развития.
Литература
1. Горбунова О. Н., Горбунова Ю. И., Шестакова Ю. В. Эволюция требований, предъявляемых к специалисту на рынке труда в процессе общественного прогресса // Наука и мир. 2014. № 3 (7). Т. 2.
2. Ермолаева Е. Б. Трудовой потенциал в экономической системе современного российского государства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2006.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2030 г. (разработан Минэкономразвития РФ). иКЬ: http://base.garant.ru
4. Радюкова Я. Ю., Якименко С. Е. Человеческий потенциал как фактор повышения эффективности управления предприятием // Ученые записки ТРО ВЭ-ОР. 2005. Вып. 1. Т. 8.
5. Радюкова Я. Ю., Волков В. В. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Сборник научных трудов кафедры управления и предпринимательства. Тамбов, 2011.
6. Стешина С. Г. Управление подготовкой специалистов как составляющей инновационного потенциала экономической системы: автореф. дис. . канд. экон. наук. Брянск, 2004.
* * *
PROBLEMS OF FORMATION OF THE DEMAND LABOUR RESOURCE IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION ECONOMY AND STRENGTHENING OF THE ROLE OF INFORMATION INFRASTRUCTURE
Yu. I. Gorbunova, O. N. Gorbunova,
A. V. Gladysheva
Article is devoted to problems which are defined by distribution of modern high information technologies to various spheres of economy and social security. Prompt changes in applied information and communication technologies involve changes in requirements to structure of labour resource. It, in its turn, defines new modern requirements to spheres forming it. Information economy and being formed information infrastructure can't develop in lack of the appropriate labour resource. There is a need of formation of such expert who can effectively introduce achievements of progress in sphere of information and communication technologies, in education, medicine, services, production. It imposes new requirements to formation of the labour resource necessary for information economy and providing formation of innovative economy. In article mechanisms of formation of labour resource through creation of the individual educational trajectory using tutoring, internship platforms on which future expert to get acquainted with successful practices of introduction of information technologies in certain areas are offered, will get experience of high quality experts that will allow more effective formation of information infrastructure of modern economy.
Key words: economy of information type, information infrastructure, formation of modern demand labour resource.