ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО РЕСУРСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
ГОРБУНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ГЛАДЫШЕВА АЛЛА ВИКТОРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ГОРБУНОВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Современная экономика информационного типа требует от работника овладение такими компетенциями, которые позволяют ему адаптироваться в современной экономике, быть востребованным в новых трансформирующихся условиях. Экономика нового типа предъявляет к работнику следующие требования: он должен быть мобильным, уметь адаптироваться к новым условиям, осознавать весь производственный процесс, принимать решения, видеть последствия таких решений, нести ответственность за принимаемые решения. Инновационная экономика предполагает наличие более жестких требований и к условиям труда, и к работникам. При этом инновационная экономика определяется наличием определенного трудового ресурса, способного осуществлять инновационные преобразования, участвовать в производственных, социальных процессах. Все это предъявляет определенные требования и к сферам, участвующим в процессе формирования трудового ресурса. Инновационная экономика требует трудовой ресурс определенной квалификации с определенными характеристиками. Их формирование возможно только в определенных условиях, что влечет за собой изменения в сферах формирования квалификационных характеристик трудового ресурса. Возникает взаимообуславливающая коэволюционная связь между трудовым ресурсом и сферами, его формирующими. Современный трудовой ресурс может быть сформирован только в определенных условиях. Сферы здравоохранения, образования, семья, общество и т. д. должны быть готовы к трансформации, к тому, чтобы формирование трудового ресурса происходило на иной платформе, на новом витке развития. Высокий темп научно-технического процесса, повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий предъявляют требования к трудовому ресурсу, а его использование в сферах, его формирующих, и позволяют трансформироваться, подстраиваться под новые требования и самим этим сферам. Особые требования к образованию: высококвалифицированные кадры могут быть только с определенным базовым образованием, которое позволят им быть востребованными в новой экономике.
Ключевые слова: трудовой ресурс, экономика информационного типа, формирование трудового ресурса, сферы формирования трудового ресурса.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной экономической системе трудовые ресурсы играют определяющую роль в обеспечении качественных параметров экономического роста. Именно трудовой ресурс с определенным набором характеристик, отвечающий требованиям экономики информационного типа, становится определяющим в современном экономическом развитии.
Исследования формирования трудового ресурса наиболее актуальны в настоящее время, так как формирование трудовых ресурсов в экономике инновационного типа является основополагающим процессом, который должен отвечать требованиям определяющей роли трудового ресурса в обеспечении конкурентных преимуществ на всех уровнях экономики - от индивидуальных предпринимателей
и участников малого бизнеса до национальных корпораций и мирового уровня.
Такое положение определено необходимостью становления экономики информационного типа и формированием инновационной экономики, в которой определяющая роль отведена человеку, как носителю трудового ресурса. Человеческий трудовой ресурс наиболее важен, так как именно от него и от степени включенности его в экономические и социальные процессы зависит возможность инновационного развития национальной экономики: именно трудовые ресурсы определяют перспективы развития экономики в наступившем веке.
При этом современные реалии формирующейся экономики информационного типа предъявляют к работникам всех сфер деятельности новые (иные от прежних) требования. Современный стремительный высокий темп научно-технического прогресса, широкое распространение и повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий, многие другие факторы, определяющие нынешнее направление развития производственных отношений, несут в себе предъявление более высоких требований к квалификационным характеристикам трудового ресурса, чем, например, несколько десятилетий назад. Современный специалист должен обладать максимальной мобильностью, производственный процесс зачастую требует от него умения быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, из информации получать знания, уметь интерпретировать и анализировать их, на основе этого принимать оперативные решения, предвидеть последствия таких решений [1].
К тому же активное развитие технологий и быстрое устаревание знаний во многих областях науки и техники предполагают постоянное повышение квалификации специалиста, в том числе и путем самообразования. «Современный работник должен легко управляться с компьютерной техникой, знать иностранные языки, обладать аналитическими способностями и такими качествами, как самостоятельность, обучаемость, креативность» [2].
Индивид, как носитель трудового ресурса, является основополагающим звеном в экономике информационного типа, носителем интеллекта, опыта в совокупности с креативным образом мышления, мотивацией и стремлением к самосовершенствованию [3].
Инновационная экономика, информационный тип предъявляет работникам новые, более жесткие требования:
- работник должен понимать весь процесс в целом, уметь выполнять при необходимости не одно, а несколько заданий;
- его работа становится более содержательной;
- увеличиваются его полномочия и ответственность [4].
Весь комплекс требований определяет направления изменений к уровню подготовки трудовых ресурсов. Требования к квалификационным характеристикам трансформируются и, в свою очередь, влекут изменения в сферах, формирующих трудовые ресурсы. Основными характеристиками работников информационного общества должны быть постоянное овладение новыми знаниями, навыками, умениями. Такая качественно новая рабочая сила служит объективной основой экономического развития страны. Следовательно, сфера образования и профессиональной подготовки должна занимать ведущее место в системе общественных приоритетов государства. В основе исследования лежит положение о коэволюционной связи между формирующимся трудовым ресурсом и сферами его образующими: изменения в требованиях к квалификационным характеристикам определяют изменения в сфере их формирования, что, в свою очередь, позволяет формировать более высококвалифицированные кадры. Вследствие чего изменения требований к квалификационным характеристикам включают в себя и изменения к сферам, в которых происходит его формирование. Нами отмечено, что происходящие трансформационные изменения во всем социально- экономическом пространстве влекут за собой и изменение требований к характеристикам трудового ресурса, и к сферам, их формирующих.
В ходе нашего исследования, в частности, в одной из сфер, участвующих в формировании трудового ресурса - в сфере образования, мы отметили необходимость обучения и повышения квалификации в течение всей жизни индивида, так как «срок службы» человека стал длиннее срока применения техники и технологий. Но основой для этого, следовательно, должно стать совершенно иное базовое образование. Индивид должен получать такое базовое образование (общее среднее, высшее), которого позволяет ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.
Основная идея исследования заключается в изучении взаимообуславливающего влияния трудового ресурса и сфер, его формирующих. Основным аспектом изучения явилось определение зависимости между трансформацией социально-экономического пространства, и как следствие - изменение требований к трудовому ресурсу, а это влечет к изменению требований, предъявляемых к сферам, его формирующим. Эти изменения влекут адаптацию и развитие в инновационном плане сфер формирова-
O. N. GORBUNOVA, A. V. GLADYSHEVA, УИ. I. GORBUNOVA
ния трудового ресурса (семья, медицина, образование). В результате изменения последних и происходит формирование трудового ресурса на более высоком (в плане квалификационных характеристик) уровне. В этом конкурсант и определяет коэволю-ционную зависимость между формирующимся трудовым ресурсом и сферами его образующими.
Процесс информатизации охватывает общество в целом, конкретно каждого индивида, требует его психологическую и социальную готовность к применению современных технологий в социально-профессиональной деятельности, на производстве, в управлении, образовании, в быту, передаче информации и знаний.
Для эффективности процесса информатизации важнейшим элементом является создание соответствующей инфраструктуры: средств накопления, хранения, обработки и передачи информации, что обеспечит готовность общества в технико-технологическом плане. Со стороны индивида необходимо формирование соответствующего образа мышления и восприятия, а, следовательно, и становление соответствующего трудового ресурса нового поколения, обладающего определенными качественными характеристиками [5].
Проблемы формирования современного вос-требуемого трудового ресурса в условиях трансформации социально-экономического пространства требуют расширения сферы научных исследований по следующим направлениям:
- изменение требований к трудовым ресурсам в условиях современной экономики (инновационной экономики, в условиях повсеместного применения информационных технологий и т. д.);
- трансформация роли человеческого капитала, которая выражается в переносе основной тяжести формирования прибыли и вещественного накопления с материальных активов на трудовой ресурс, его интеллектуальные способности и квалификационные возможности.
Таким образом, среди требований, которые предъявляются современными производствами к специалистам, в первую очередь, нужно иметь в виду фундаментализацию их знаний, дающую возможность эффективного развития стратегий научно-технического прогресса.
Рост требований, предъявляемых к работнику в условиях информационного общества, неизбежно приводит к резкому росту конкуренции на рынке труда. Как следствие, могут обостриться проблемы занятости и безработицы. Для того чтобы подобная ситуация не сложилась на рынке, необходимо, чтобы каждый специалист был максимально приближен к этим требованиям [ 1].
Перспективы формирования траектории инновационной экономики зависят от выбора модели занятости, способов и инструментов регулирования трудовых отношений. Производительность рабочих мест, структура и уровень занятости являются ключевыми факторами, определяющими динамичность роста экономики. Исследования трудовых ресурсов в Тамбовской области позволило выявить следующие ключевые проблемы:
- дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на фоне растущей кадровой потребности;
- территориальные, отраслевые и профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения на региональном рынке труда на фоне низкой мобильности рабочей силы;
- недостаток рабочих мест, привлекательных для высококвалифицированных специалистов по условиям труда и социально-бытовым условиям;
- снижение престижности рабочих профессий на фоне возрастающей потребности рынка труда в квалифицированных рабочих [6];
- недостаточная развитость системы непрерывного образования, позволяющей осуществлять качественную переподготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Основными направлениями региональной политики в сфере труда и занятости могут стать: содействие модернизации и автоматизации существующих производств и производственных процессов с целью снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда и, как следствие, оптимизация потребности в рабочей силе; создание новых рабочих мест в высокопроизводительных секторах экономики с высокой добавленной стоимостью; создание условий для повышения профессиональной мобильности населения региона, привлечения необходимых трудовых ресурсов из других регионов, минимизация оттока местных трудовых ресурсов; расширение занятости сельского населения через создание новых рабочих мест и развитие самозанятости, в том числе в приоритетных направлениях, включающих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, жилищное строительство с использованием местных материалов; диверсификация структуры экономики и занятости в городах и населенных пунктах моноэкономического профиля с целью снижения зависимости территории и рынка труда от ситуации на градообразующем предприятии; развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего рациональную структуру экономики, занятость и доходы населения; оптимизация внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического раз-
вития региона; развитие системы регионального заказа на подготовку специалистов [4]; развитие системы профессиональной ориентации; оптимизация структуры использования рабочей силы, повышение качества рабочей силы через развитие системы образования взрослого населения; кадровая поддержка развития высокотехнологичных и инновационных производств, опережающее кадровое обеспечение базовых отраслей экономики.
Исследование формирования трудового ресурса привело к следующим выводам:
- большая и растущая доля современного хозяйства основана на знаниях (речь идет не только о науке и технологиях, но и о знаниях в таких быстро растущих и развивающихся, трансформирующихся отраслях, как финансовые, банковские и профессиональные услуги), использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования материальных продуктов. Постоянное производство нового знания, его неотчуждаемость в процессе обмена и продажи приводит, с одной стороны, к изобилию, постоянному перепроизводству знания;
- с другой стороны, возрастает ценность уникальных видов знания, обладание которыми обеспечивает большие экономические преимущества. Экономика знаний, как высшее проявление экономики информационного типа, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований как уникального источника принципиально нового знания о природе, человеке и обществе [7];
- в целом проблемы использования знания как экономического ресурса связаны не столько с его ограниченностью, сколько с возможностями его творческого использования, способностью к постоянному обучению предпринимателей, фирм и экономических систем. Однако, к нашему сожалению, все более популярной становится точка зрения, что образование дает отдачу скорее личности, нежели обществу, поэтому и должно быть привлекательным, прежде всего, для частного инвестирования, причем вектор развития должен быть ориентирован на коммерциализацию профессиональной школы [8];
- проблемы формирования новой структуры системы образования только констатируются современными отечественными реформаторами, не получают практического воплощения. Как мы отмечали ранее, наука и образование обеспечивают не только национальный доход, но и национальную безопасность, которая зависит в первую очередь от наличия квалифицированных кадров, развитой фундаментальной науки и способности граждан ис-
пользовать новейшие достижения научно-технического прогресса.
В Указе Президента РФ от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» отмечено, что в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан РФ, необходимо создание и модернизация 25 млн высопроиз-водительных рабочих мест к 2020 г. [7]. При этом ожидается, что модернизированные рабочие места обеспечат более высокую производительность труда, что, в свою очередь, позволяет повысить их заработную плату.
Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости [9; 4]. При этом наибольшее сокращение занятости за период 20122030 гг. будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и связи) - на 24 %. Высвобождаемые из производственных секторов работники будут находить работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих отраслях к 2030 г. вырастет на 11 %.
Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики.
Все это заставляет обратить внимание на условия формирования современного трудового ресурса, сферы, его формирующие.
Среди сфер, формирующих основные характеристики трудового ресурса, необходимо выделить образование, здравоохранение, семью. Они вносят значительный вклад в образование, формирование квалификационных характеристик, компетенций, мотивации. Происходящие трансформационные изменения во всем социально-экономическом пространстве влекут за собой и изменение требований к характеристикам трудового ресурса, и к сферам, их формирующим [9].
В современном быстроизменяющемся мире необходимо изучить их трансформацию, как она влияет (должна влиять) на формирующиеся характеристики трудового ресурса. При исследовании та-
О. N. GORBUNOVA, А. V. GLADYSHEVA, УИ. I. GORBUNOVA
кой сферы, как образование, мы рассмотрели коэво-люционную связь между формирующимся трудовым и ресурсом и самой сферой образования, отметили необходимость обучения и повышения квалификации в течение всей жизни индивида, так как «срок службы» человека стал длиннее срока применения техники и технологий. Следовательно, индивид должен получать такое базовое образование, которое позволяет ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям [10].
Формирование квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики.
Практическая реализация направлений исследования заключается в формировании основ научно-исследовательской деятельности студентов младших (1-2 курсов) через вовлечение в научную работу, основанную на проектной деятельности и межпредметных связях, для достижения ими высоких результатов в научной и профессиональной деятельности. Исследование в настоящее время направлено в два русла: влияние сферы ИКТ на формирование трудового ресурса, а также применение основ эконометрического моделирования для исследования женской и молодежной безработицы, а также применение информационных технологий (облачных) в новых формах занятости [11].
Достижения высоких результатов исследовательской, научно-педагогической деятельности подтверждаются успешностью наших студентов и выпускников; подходы к формированию востребуемого трудового ресурса можно применять во всех сферах, его формирующих: образование, проектная деятельность, студенческая научная деятельность. Использование межпредметных связей, выполнение проектов «на стыке» дисциплин и сфер деятельности, применения информационных технологий позволяют достичь более высокого уровня сформированных квалификационных характеристик трудового ресурса, востребуемого современной экономикой.
Исследование данного направления привело к следующим выводам: возможность практического использования материалов исследования в деятельности предприятий, учебном процессе, научной деятельности.
Исследование подходов и выработка механизмов формирования современного востребуемого трудового ресурса позволяет их использование в процессе обучения бакалавров различных направ-
лений, применения межпредметной проектной деятельности в преподавании дисциплин математического цикла, профессиональной направленности (эконометрика, финансовые вычисления). Результаты исследования могут быть полезны для совершенствования подходов к обучению и формированию профессионально значимых характеристик трудового ресурса, начиная с 1-2 курса обучения. Участие в студенческой проектной деятельности позволяет применять знания в практической деятельности, адаптироваться к реалиям экономики и многое другое.
Литература
1. Горбунова О. Н., Горбунова Ю. И., Шестакова Ю. В. Эволюция требований, предъявляемых к специалисту на рынке труда в процессе общественного прогресса. Наука и Мир. Т. 2. № 3(7). 2014. С. 42-45.
2. Образование и карьера. 2005. № 1. С. 38.
3. Радюкова Я. Ю., Якименко С. Е. Человеческий потенциал как фактор повышения эффективности управления предприятием // Ученые записки ТРО ВЭ-ОР. Т. 8. Вып. 1. Тамбов, Тздательство ТГУ имени Г. Р. Державина, 2005.
4. Горбунова О. Н., Гегамян М. А. Проблемы и перспективы использования возможностей сети интернет студентами // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8. С. 53-59.
5. Гладышева А. В., Горбунова О. Н. Взаимодействие информационной системы управления и предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8. С. 47-52.
6. Голубева Л. Ф. Развитие человеческого капитала в Тамбовской области // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 9.
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года ИА «ГАРАНТ» URL: http:// www. garant. ru/products/ipo/prime
8. Денисова Н. Н. Реформирование системы высшего образования России в условиях становления экономики знаний. URL: http://www.pandia.ru/
9. Горбунова О. Н. Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения // Социально-экономические явления и процессы Тамбов, 2012. № 5-6. C. 32-39.
10. Чепурова И. Ф. Маркетинг в области привлечения инвестиций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2 (060). С. 147-152.
11. Лапшин В. Ю., Лапшина И. М. Приоритетные направления формирования социально ориентированной модели рынка труда в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4. С. 90-96.
References
1. Gorbunova O. N., Gorbunova Yu. I., Shestakova Yu. V. Evolyutsiya trebovanij, pred"yavlyaemykh k
O. H. rOPEYHOBA, A. B. EnAflEimEBA ro. H. rOPEYHOBA
31
spetsialistu na rynke truda v protsesse obshchestvennogo progressa. Nauka i Mir. T. 2. № 3(7). 2014. S. 42-45.
2. Obrazovaniye i kar'yera. 2005. № 1. S. 38.
3. Radyukova Ya. Yu., Yakimenko S. Ye. Chelovecheskij potentsial kak faktor povysheniya effektivnosti upravleniya predpriyatiyem // Uchenye zapiski TRO VEOR. T. 8. Vyp. 1. Tambov, Izdatel'stvo TGU imeni G. R. Derzhavina, 2005.
4. Gorbunova O. N., Gegamyan M. A. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya vozmozhnostej seti internet studentami // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 8. S. 53-59.
5. Gladysheva A. V., Gorbunova O. N. Vzaimodejstviye informatsionnoj sistemy upravleniya i predpriyatiya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 8. S. 47-52.
6. Golubeva L. F. Razvitiye chelovecheskogo kapitala v Tambovskoj oblasti // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 9.
7. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda IA «GARANT» URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime
8. Denisova N. N. Reformirovaniye sistemy vysshego obrazovaniya Rossii v usloviyakh stanovleniya ekonomiki znanij. URL: http://www.pandia.ru
9. Gorbunova O. N. Informatizatsiya obshchestva i formirovaniye trudovogo resursa: problemy, puti resheniya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy Tambov, 2012. № 5-6. C. 32-39.
10. Chepurova I. F. Marketing v oblasti privlecheniya investitsij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 2 (060). S. 147-152.
11. Lapshin V. Yu., Lapshina I. M. Prioritetnye napravleniya formirovaniya sotsial'no orientirovannoj modeli rynka truda v Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 4. S. 90-96.
* * *
FEATURES OF FORMATION OF THE LABOR RESOURCE OF THE REGION IN CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY DEVELOPMENT
GORBUNOVA OLGA NIKOLAYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
GLADYSHEVA ALLA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, T ambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
GORBUNOVA YULIA IGOREVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The modern economy of information type demands from worker mastering of such competences which allow him to adapt in modern economy and be demanded in new transformed conditions. The economy of new type imposes the following requirements to the worker: it has to be mobile, be able to adapt for new conditions, to realize all production, to make decisions, to see consequences of such decisions, to bear responsibility for made decisions. The innovative economy assumes existence of more strict requirements both to working conditions, and to workers. Thus authors define the innovative economy as existence of the certain labor resource capable to carry out innovative transformations, to participate in production, social processes. All this imposes certain requirements and to spheres participating in process of formation of a labor resource. The innovative economy demands the labor resource of the certain qualification with certain characteristics. Their formation is possible only in certain conditions that involve changes in spheres of formation of qualification characteristics of the labor resource. There is a mutually causing co-evolution communication between the labor resource and spheres, it forming. The modern labor resource can be created only in certain conditions. Health sector, education, family, society, etc. have to be ready to transformation, to that formation of the labor resource happened on other platform, on the new round of development. High rate of scientific and technical process, universal distribution of information and communication technologies impose requirements to a labor resource, and its use in spheres forming it and allow to be transformed, arranged under new requirements and to these spheres. Special requirements to education: highly qualified staff can be only with a certain basic education which will allow them to be demanded in new economy.
Key words: labor resource, economy of information type, formation of labor resource, sphere of formation of labor resource.
O. N. GORBUNOVA, A. V. GLADYSHEVA, YU. I. GORBUNOVA