УДК 334.72 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-112-116
ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОМОЩНИКАХ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
МАЧКАСОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ГОРБУНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЛОСКУТОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью написания данной работы является исследование различных информационных решений для малого бизнеса. В условиях информационного общества развитие бизнеса становится невозможным без профессионального, продуманного и последовательного выстраивания имиджа в медиа-пространстве. Использование современных online-сервисов и IT-программ, предприятиями малого бизнеса становится неотъемлемой частью осуществления любой деятельности. Необходимо отметить, что собственный бизнес требует ведения большого количества различной документации, умения подготавливать и сдавать отчетность в электронном виде. Для автоматизации и информационной поддержки работы предприятий различных сфер, чья финансовая и хозяйственная деятельность нередко значительно отличается друг от друга, разрабатываются программные пакеты, ориентированные на работу в определенной сфере экономики или бизнеса. Среди таких программных пакетов особо выделяются системы для автоматизации малого бизнеса. Такие системы, как правило, предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия (бухгалтерский учет, сбыт, учет кадров, и т. д.) Сравнительная простота и универсальность программных комплексов для малого бизнеса позволяют значительно сократить цикл внедрения таких систем. Клиент может самостоятельно устанавливать систему на свой персональный компьютер и создавать локальные сети. В данной работе проведен краткий обзор и сравнение функционала современных online-сервисов и IT-программ, которые обеспечивают автоматизацию, подготовку и направление в контролирующие органы бухгалтерской и налоговой отчетности, планировку собственных задач, связь с сотрудниками и клиентами и т. д.
Ключевые слова: информационные технологии, малый бизнес, программы для предпринимателя, Интернет-сервисы, MSOffice, 1С-ОМ1, FreshDoc, Pipeline
Современный бизнес развивается каждый день. Этому способствует постоянное появление новых online-сервисов и самых разных программ для предпринимателей. Интернет проник во все сферы жизни общества, и предпринимательство не является исключением.
Как и в остальных случаях, ГГ-системы служат для ускорения и упрощения какого-либо вида деятельности. Все эти системы можно разделить на две основные группы:
1. ОпНпе-сервисы. Сайты в интернете обеспечивают доступ к различным базам данных, а также предоставляют различные полезные услуги.
2. Программное обеспечение. Различное ПО (работающее как online ,так и offline), обеспечивающее выполнение основных рабочих процессов.
Рассмотрим каждую группу отдельно и приведем примеры каждой системы. Для использования сервисов первой группы необходимо подключение к сети Интернет. Существует невероятное множество самых различных сайтов, упрощающих жизнь предпринимателю. Для создания собственного названия и логотипа можно воспользоваться такими сайтами, как «Брендогенератор» или «Логастер». «Брендогенератор»-сервис, который поможет придумать уникальное название для фирмы. «Логастер» - конструктор логотипов, визиток и других
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
атрибутов фирменного стиля для людей без дизайнерского опыта.
Невозможно представить современный бизнес без собственного сайта. Здесь также могут помочь различные Интернет-сервисы. Например «d^UMI» - простой и бесплатный конструктор сайтов без покупки домена, есть возможность вывода на отдельный хостинг. Как и все конструкторы, отлично подходит для дешевого тестирования бизнес-идей.
Самая распространенная задача при ведении собственного бизнеса - это заполнение различных документов и сдача отчетности. «FreshDoc» - популярный конструктор документов для малого бизнеса, заполненные шаблоны проверяют юристы. Стоит отметить, что сервис является платным. «1С-Старт» - бесплатное оформление документов для регистрации ООО или ИП, а также юридические инструкции для начинающих. Калькуляторы «Га-рант.ру» бесплатно рассчитывают госпошлины, налоги, компенсации, неустойки и проценты на основе действующих норм и с разъяснениями.
Если есть идея для бизнеса и желание ее осуществить, но нет финансовой возможности, то и в этом помогут специализированные online-сервисы. «Pipeline» - бесплатный сервис для поиска инвесторов. «Центр альтернативного финансирования» - похожий сервис, недавно запущенный Ассоциацией инициатив и предпринимательства и ГБУ «Малый бизнес Москвы».
Самыми популярными Интернет-сервисами можно назвать Online бухгалтерию. Подобных сайтов существует достаточно много. Функционал у них похож, но каждый старается предложить что-то особенное. «Кнопка. Мини» - бухгалтерский аутсорсинг и счет в банке для микробизнеса (с оборотом до 500 тыс. руб. в месяц). «Небо» - онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса. Ведение всех участков бухучета и сдачи отчетности: деньги, запасы, взаиморасчеты, кадры, зарплата (включая налоги и расчет по среднему). «Feeby» выставляет счета от имени юридического лица для оплаты услуг по безналичному расчету, оплачивает подоходный налог и своевременно сдает налоговую отчетность.
Управлять взаимоотношениями с клиентами и сотрудниками также бывает не просто. Особенно, если предприниматель не может лично осуществлять контроль. Существуют специализированные сайты для помощи в этом процессе. «Битрикс 24» -единое рабочее пространство с чатом, видеозвонками, онлайновым управлением документами, календарями, почтой, учетом рабочего времени. «Realtimeboard» - интерактивная онлайн-доска для проектирования интерфейсов, планирования, про-
ведения мозговых штурмов и организации удаленных обсуждений.
Так же, существуют Интернет - ресурсы федерального уровня для поддержки деятельности малого предпринимательства. Выделим некоторые из них:
- электронная библиотека документов для развития малого предпринимательства;
- адреса государственных структур, оказывающих поддержку малого предпринимательства;
- страницы бесплатных консультаций;
- универсальный справочник делового человека;
- каталог информации делового характера;
- новости телекоммуникаций;
- дистанционный консалтинг;
- энциклопедия информации и телекоммуникаций РФ;
- каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству;
- служба баз данных «Интегрум» (предоставление новостной, коммерческой, юридической и адресно-справочной информации и другой по различной тематике (в режиме: online, offline) типовые решения в области электронной торговли);
- бизнес-репутация и т. д. [1].
Теперь перейдем ко второй категории IT-систем, различному программному обеспечению. Здесь выбор еще больше чем в online-сервисах. Сложно найти сферу деятельности, которую не автоматизировали разработчики ПО.
Программа «WorkStatOffice» - эффективное решение проблемы контроля и учета рабочего времени сотрудников. Программа позволяет контролировать сотрудников даже крупной организации всего с одного компьютера. Благодаря наглядным отчетам анализ работы всех сотрудников за день с программой «WorkStat» займет лишь пару минут.
Узнайте, сколько времени сотрудники действительно были заняты свой работой, а сколько потратили на общение в социальных сетях и просмотр развлекательных сайтов. Кто из них добросовестно относится к своим обязанностям, а кто занят выполнением заказов на стороне и только делает вид активной работы.
Еще одна подобная программа - «Clever Control». Это бесплатное облачное приложение для контроля активности сотрудников на компьютерах в режиме реального времени [2].
Это программное обеспечение позволяет работодателям повысить эффективность работы персонала, а также предотвращает утечку корпоративной информации. Кроме того, накопленные данные мо-
A. V. MACHKASOVA, O. N. GORBUNOVA, M. V. LOSKUTOVA
гут помочь в решении различных проблем и инцидентов на рабочем месте.
«Clever Control» контролирует все типы действий сотрудников на их ПК: сообщения электронной почты, чаты и обмен сообщениями в более чем 20 популярных интернет-мессенджерах, посещаемые веб-сайты, использование социальных сетей, включая Вконтакте, Одноклассники и т. д. Также есть такие функции: запись продолжительности рабочего времени, нажатия клавиш в каждом приложении (в том числе в браузерах), контроль запуска приложений и принтера, запись использования любого съемного диска USB, HDD или SD на компьютере.
«Мой Склад» - первый в России интернет-сервис управления торговлей, предназначенный для автоматизации малого и среднего бизнеса. Это удобная система учета, вы можете совершенно бесплатно управлять продажами и закупками, вести складской учет, контролировать финансы, работать с клиентской базой и печатать необходимые документы. Возможности программы Мой Склад:
- обработка заказов, резервирование товаров под заказы покупателей;
- управление продажами и закупками, автоматическое создание заказов поставщикам;
- полноценный складской учет, поддержка модификаций товаров, складских ячеек, серийных номеров;
- производство: техкарты, рецепты, сборка, разборка;
- контроль взаиморасчетов, задолженностей, движения денежных средств;
- аналитические отчеты: остатки, рентабельность, обороты, прибыли и убытки;
- печать всех необходимых для бизнеса документов: счетов, накладных, этикеток, ценников, кассовых ордеров и других;
- автоматизация розничных торговых точек, рабочее место кассира, печать чеков, подключение фискального регистратора;
- совместимость с торговым и складским оборудованием, поддержка штрих-кодов;
- простая интеграция с популярными движками интернет-магазинов;
- мощная система управления правами пользователей;
- экспорт данных в 1С: Бухгалтерию 8 для построения налоговой отчетности;
- мультиплатформенность - работает со всеми популярными ОС и интернет-браузерами;
«ПиМаркет 2015» программа автоматизирующая учет на предприятии. Программа предлагает удобный быстрый автоматический подсчет доходов
и прибыли. Позволяет быстро корректировать ценники и учет товарных чеков. Автоматически контролирует недостачу. Возможность быстро получить информацию о наличии товара. Оптимизация закупок посредством планирования. Возможность вести учет в нескольких магазинах сразу. Перенос данных по учету в любое место.
«GPR» - система управления бизнес-процессом. Программа позволяет управлять рабочими потоками, коммерческим документооборотом, взаимоотношениями с заказчиками, калькуляцией заказов, закупками. Планировать производство, вести учет материалов и товаров, совершенствовать бизнес-процессы.
GPR - программный продукт, в основе которого процессный подход к управлению компанией, а не только автоматизация оборота документов, работа с заказчиками, управление производством и закупками.
Отдельно стоит отметить специальные мобильные приложения. Современные смартфоны мало чем уступают стационарным персональным компьютерам. Используя различные приложения для бизнеса, можно 24 часа в сутки контролировать рабочий процесс и своих сотрудников.
Например, «Boss: 1С Торговля + 1C Склад» - удобное мобильное приложение для бизнеса. Boss разработан на платформе 1С Предприятие (1С Enterprise) и наделен всеми плюсами этой платформы:
- мультивалютная оплата дает возможность вести расчеты одновременно в нескольких валютах;
- возможность добавить штрих-код и фото каждого товара, облегчив себе учет склада;
- интеграция с 1C дает возможность выставлять и отправлять счета и накладные прямо из приложения;
- формирование отчетов по продажам, отчетов по долгам, отчетов по остаткам, отчетов по прибыли и другие отчеты;
- приложение позволяет разделять затраты и расходы по статьям;
- инвентаризация склада доступна в реальном времени.
Следующее мобильное приложение это «SignEasy». Приложение позволяет подписывать документы прямо с мобильного телефона. И сделано это очень просто:
1) первоначально необходимо импортироввать документ из любого сервиса (Email, Dropbox, Evernote, GoogleDrive и много других);
2) далее поставим подпись с помощью пальца или стилуса (можно нарисовать заранее и просто вставлять ее в нужные документы);
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
3) можно отправлять нужный документ.
SignEasy поддерживает огромное количество форматов, начиная стандартными PDF и Word и заканчивая ApplePages и HTML. И помимо основного функционала подписи, приложение может вставлять изображения (печати, логотипы компании), заполнять пустые поля, поддерживает несколько различных подписей и многое другое [3].
Мобильное приложение «КонсультантПлюс» так же может служить отличным помощником для предпринимателя. Приложение содержит федеральное законодательство, законодательство Москвы и Петербурга, судебную практику и финансовые консультации. Приложение поддерживает работу оффайн. Для этого нужно заранее загрузить нужные документы, и они будут с вами постоянно. Также, приложение обладает бухгалтерским календарем, ставками налогов, расчетными индикаторами и другой важной информацией.
Все эти IT-системы упрощают и автоматизируют те процессы, которые нужны предпринимателю. Для каждой сферы найдется свое решение, а если его нет, то оно, скорее всего, находится в разработке.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в малый бизнес существенно способствует его развитию. Для результативного использования IT-систем необходимо внедрение их во все сферы деятельности предприятия. Это сложный и длительный процесс, требующий больших затрат. Однако такой подход создает фундамент для успешного дальнейшего развития малого бизнеса.
С интенсивным развитием IT-технологий меняются инструменты и методы информационной поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день в основном это связано с использованием технологических возможностей сети Интернет [4]. Поддержка малого предпринимательства -это, прежде всего, его информационная поддержка, сопровождение бизнеса со стороны государственных органов, консалтинг, регулярный поиск контрагентов и рынков сбыта, наряду с финансовой и имущественной поддержкой. Однако, систематически возникают проблемы платности и бесплатности информации для малого бизнеса, проблемы информационного наполнения в сфере информационной поддержки малого предпринимательства которые без сомнения нужно оперативно решать [5].
Литература
1. Булгакова М. В. Информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях // Вестник
ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. Т. 15, № 4. С. 154-159.
2. Горбунова Ю. И., Гладышева А. В., Горбунова О. Н. Информационное обеспечение экономической деятельности на современном этапе социально-экономического развития // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2. С. 22-26.
3. Горбунова О. Н., Соловьева Т. И., Черкасова Т. А. Использование информационных технологий в малом бизнесе // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: мат-лы IX ежегодной Всерос. Науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием: в 2 ч. Тамбов, 2016.
4. Подповетная Ю. В. Проблемы и перспективы экономического развития страны в результате интеграции новых субъектов // Вестник ЮжноУральского профессионального института. 2014. Т. 14. C. 73-85.
5. Подповетная Ю. В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники // Управление в современных системах. 2014. Т. 4. C. 55-59.
References
1. Bulgakova M. V. Informatsionnoye obespecheniye malogo biznesa v sovremennykh usloviyakh [Information support of small business in modern conditions] // Vestnik YuUrGU. Seriya Komp'yuternye tekhnologii, upravleniye, radioelektronika. 2015. T. 15, № 4. S. 154-159.
2. Gorbunova Yu. I., Gladysheva А. V., Gorbunova O. N. Informatsionnoye obespecheniye ekonomicheskoj deyatel'nosti na sovremennom etape sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Information support of economic activity at the present stage of social and economic development] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2014. № 2. S. 22-26.
3. Gorbunova O. N., Solov'eva T. I., Cherkasova T. А. Ispol'zovaniye informatsionnykh tekhnologij v malom biznese [Use of information technologies in small business] // Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii na sovremennom etape: mat-ly IX ezhegodnoj Vseros. Nauch.-prakt. konf. (zaoch.) s mezhdunar. uchastiyem: v 2 ch. Tambov, 2016.
4. Podpovetnaya Yu. V. Problemy i perspektivy ekonomicheskogo razvitiya strany v rezul'tate integratsii novykh sub"yektov [Problems and prospects of economic development of the country as a result of integration of new subjects] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo professional'nogo instituta. 2014. T. 14. S. 73-85.
5. Podpovetnaya Yu. V. Ат^ kommercheskoj deyatel'nosti krupnykh roznichnykh setej magazinov bytovoj tekhniki [Analysis of commercial activity of large retail networks of shops of household appliances] // Upravleniye v sovremennykh sistemakh. 2014. T. 4. S. 55-59.
A. V. MACHKASOVA, O. N. GORBUNOVA, M. V. LOSKUTOVA
* * *
ABOUT ELECTRONIC ASSISTANTS FOR SMALL BUSINESS
MACHKASOVA ANASTASIYA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
GORBUNOVA OLGA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
LOSKUTOVA MARINA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of writing of this work is the research of various information decisions for small business. In the conditions of information society development of business becomes impossible without the professional, thought-over and consecutive forming of image in media space. Use of modern online-services and IT programs, small business enterprises becomes an integral part of implementation of any activity. Authors noted that own business demands maintaining a large number of various documentation, ability to prepare and hand over the reporting in electronic form. The software packages focused on work in a certain sphere of economy or business are developed for automation and information support of work of the enterprises of various spheres whose financial and economic activity quite often considerably differs from each other. Systems for automation of small business are such software packages. Such systems are, as a rule, for maintaining the account in one or several directions of financial and economic activity of the enterprise (accounting, sale, registration of personnel, etc.). Comparative simplicity and universality of program complexes for small business allow to reduce a cycle of introduction of such systems considerably. The client can independently install system on the personal computer and create local networks. In this article authors made the short review and comparison of functionality of modern online-services and IT programs which provide automation, preparation and the direction in supervisory authorities of accounting and tax accounts, planning of own tasks, communication with employees and clients etc.
Key words: information technologies, small business, programs for the businessman, Internet services, MSOffice, 1C-UMI, FreshDoc, Pipeline
Об авторах:
Мачкасова Анастасия Викторовна, магистрант 2 курса направления подготовки «Электронный бизнес» Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Горбунова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Лоскутова Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the authors:
Machkasova Anastasiya Viktorovna, Applicant for Master's Degree, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
Gorbunova Glga Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Business Informatics Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
Loskutova Marina Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
rr ^ ™ -, SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 12, № 3, 2017