Научная статья на тему 'Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения'

Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3000
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СООТ-ВЕТСТВИЕ ТРУДОВОГО РЕСУРСА НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ / COMPUTERIZATION / SOCIETY INFORMATION / ECONOMY OF KNOWLEDGE / COMPLIANCE OF A LABOR RESOURCE TO NEW REQUIRE-MENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ольга Николаевна

В статье рассматривается процесс информатизации общества, сопряженный с ним про-цесс формирования трудового ресурса, обозначен круг проблем в этой сфере: готовность на-селения, квалификационные характеристики трудового ресурса, информатизация сфер фор-мирования трудового ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OF SOCIETY AND FORMATION OF THE LABOUR RESOURCE: PROBLEMS, SOLUTIONS

In article process of information of the society, the process of formation of a labor resource interfaced to it are considered, the circle of problems in this sphere is designated: readiness of the population, qualifying characteristics of a labor resource, information of spheres of formation of a labor resource.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО РЕСУРСА: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

О. Н. ГОРБУНОВА

В статье рассматривается процесс информатизации общества, сопряженный с ним процесс формирования трудового ресурса, обозначен круг проблем в этой сфере: готовность населения, квалификационные характеристики трудового ресурса, информатизация сфер формирования трудового ресурса.

Ключевые слова: компьютеризация, информатизация общества, экономика знаний, соответствие трудового ресурса новым требованиям.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, затрагивающий все сферы деятельности современного общества. Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизнедеятельности общества являются глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий [6].

Ее особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в общественном производстве является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [17].

Понятие «информатизация общества» появилось не так недавно. Академик А. П. Ершов в своих публикациях дал следующее определение информатизации «информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» [18]. На наш взгляд, это наиболее полное определение, которое отражает сущность информатизации и показывает ее определяющую роль в современном общественном устройстве.

В широком смысле процесс информатизации необходимо рассматривать как процесс совершенствования всего социального уклада и его жизнеобеспечения на основе повсеместного использования современного, достоверного, исчерпывающего и, что очень важно, своевременного знания во всех значимых видах человеческой деятельности. Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Но данный процесс сле-

дует понимать не только как создание и развитие технической базы, это программируемое изменение информационной основы функционирования различных общественных систем и подсистем, замена в допустимых пределах бумажной информации человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей.

Процесс информатизации охватывает общество в целом, конкретно каждого индивида, требует его психологическую и социальную готовность к применению современных технологий в социальнопрофессиональной деятельности, на производстве, в управлении, образовании, в быту, передаче информации и знаний.

Для эффективности процесса информатизации важнейшим элементом является создание соответствующей инфраструктуры: средств накопления, хранения, обработки и передачи информации, что обеспечит готовность общества в технико-технологическом плане. Со стороны индивида необходимо формирование соответствующего образа мышления и восприятия, а следовательно, и становление соответствующего трудового ресурса нового поколения, обладающего определенными качественными характеристиками. Процесс информатизации требует не только наличия и подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов в области применения ИТ-технологий, но и повышения общего уровня компьютерной грамотности всех членов общества, что обеспечит их равноправное участие в глобальном информационном сообществе [11].

Интеграция всего выше названного - важнейший показатель уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим государственным

ресурсом и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре, во всем общественном укладе.

В процессе информатизации возникает ряд проблем, тормозящих ее развитие. В частности, проблема психологического характера - неготовность населения к использованию информационных технологий в различных областях деятельности, отсутствие полноценного участия в жизни и, как следствие, замедленный переход в информационное общество [7].

Настоящее время - это эпоха информационной цивилизации, которая родилась в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий, которая является следствием всеобщей компьютеризации, повсеместного использования информационных технологий, переступивших принципиально на новую ступень, не только хранение, обработка, передача, но и понимание информации, использование знаний, полученных на ее основе. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социальнотехнического прогресса. Компьютерная и техническая составляющая являются базовой технической основой процесса информатизации общества.

Информатизация общества - это вторая ступень в его развитии на пути становления экономики знаний. Экономика знаний - некий уровень развития экономики и, соответственно, общества, когда на первый план выступает значение интеллектуальных ресурсов. То есть это общество, где «новые знания производятся, накапливаются и эффективно приме-

няются, ... где знания делают более эффективным использование других факторов производства» [8]. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Следует отметить, что за последнее десятилетие возрос общий уровень информационной грамотности и культуры населения. Но отсутствие знаний в области возможного применения современных информационных технологий приводит к низкими информационными потребностями, а также отсутствию желания их развивать [1]. Это можно считать показателем развитости информационной культуры.

Что же мы понимаем под «информационной культурой»?

Информационная культура - это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде [16].

Реальная информатизация общества, формирование современной информационной культуры предполагают не только организацию компьютерного ликбеза населения и устранение разрыва между возможностями современных технологий и грамотным использованием этих возможностей всеми слоями населения; а также подготовку и переподготовку кадров - специалистов как по внедрению и обслуживанию ИТ, так и неспециалистов, т. е. пользователей; создания сети по переквалификации работников; формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, преодоление барьеров на пути становления и развития информационного общества.

Все выше перечисленные направления трансформации общественного уклада, повышения информационной культуры происходят в России в последнее десятилетие. Только широкая государственная поддержка этих направлений позволит процессу информатизации сделать скачек в общественном сознании и вывести государство на новый уровень использования современных технологий.

Государственная поддержка заключается в реализации программ [10], которые уже позволили повысить популяризацию ИТ у населения, доступность персональных компьютеров для большинства

семей, а также стимулировать спрос со стороны населения на данную технику и технологии. Это в большей степени благодаря реализации системы государственных мер, которые включили в себя разработку программы повышения доступности персональных компьютеров для всех слоев населения за счет стимулирования общего снижения цен на рынке и расширения возможностей потребительского кредитования, разработку и внедрение рекомендаций, идущих от системы образования родителям учащихся общеобразовательных школ приобретать домашние компьютеры для повышения качества обучения и улучшения дальнейших жизненных перспектив.

Значительно повысилась компьютерная грамотность населения, увеличилось число семей, имеющих персональный компьютер, имеющих доступ в сеть Интернет. В ближайшей перспективе в целом по развитию информационных технологий Россия может выйти на уровень стран ЕС.

Между технологическими изменениями и уровнем развития трудового ресурса возникает тесная связь: «производительный потенциал новейших трудовых технологий зависит от качества систем подготовки кадров и уровня квалификации, который они обеспечивают, в свою очередь зависящих от применения тех самых современных технологий» [2]. Сегодня необходимость управления знаниями, аккумулирование интеллектуального капитала, выявления, накопления, распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний - основные цели в становлении новой экономики. «Управление знаниями становится важным инструментом повышения эффективности всех видов организаций, современные информационные и коммуникационные технологии позволяют постоянно и надежно обмениваться идеями и информацией» [13].

Информационное общество, определяемое как первый этап общества, экономика которого основана на знаниях, обеспечивает качественно новое развитие всех сфер, формирующих базовые источники трудового ресурса индивида. Это, в свою очередь, способствует выработке, постоянному накоплению специфических, качественно новых трудовых способностей. А их применение в сфере общественного производства даст новый скачок в социальноэкономическом развитии, что и приведет к экономике знаний. В этом заключается коэволюционная связь человека и технико-технологической структуры экономики всего общества.

Успешное решение задачи информатизации общества, формирования новых поколений трудового ресурса, которые готовы к полноценному ис-

пользованию современных возможностей, напрямую связано с необходимостью компьютеризации всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, совершенствования и структурного изменения системы образования и подготовки специалистов, обеспечения современным материально-техническим оснащением учебного процесса.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. В то время, когда различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.

Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала, делают труд более производительным, что позволяет получать более высокий доход.

Следует заметить, что категория «общая подготовка» в теории человеческого капитала принципиально отличается от категории «общее образование», принятой в педагогике и социологии. «Общая подготовка» есть категория экономическая, характеризующая возможность работать в разных местах без утери приобретенных знаний и навыков. Под «общим образованием» чаще всего понимается получение совокупности знаний, напрямую не приложимых к практической деятельности. В работах другого американского экономиста О. Вильямсона развиты категории общего и специфического ресурса, предложенные Г. Беккером. Хотя О. Вильямсон трактовал эти термины в более широком контексте в рамках современной теории фирмы, его примеры сводились также преимущественно к человеческому капиталу.

Существенный рост требований, предъявляемых к уровню квалификации специалистов на всех ступенях управления, обслуживания и производства, сопровождается созданием и реализацией большого числа разнообразных государственных программ, предусматривающих использование информационных технологий в начальном, среднем и высшем образовании, а также в системе переподготовки кадров. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлага-

тельного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Для успешного обеспечения этого процесса в разрезе подготовки подрастающего поколения, для формирования информационной культуры одно из ведущих мест должна занимать информатизация образования всех ступеней образования. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

Для эффективной интеграции ИТ в процесс жизнедеятельности общества необходимо формирование такой инфраструктуры во всех сферах деятельности (управление, образование, сфера услуг, производства), которая позволит разнообразные варианты доступа людей к информации и объединит знания и возможности современного мироустройства в повседневной деятельности людей. Такая интеграция требует соблюдения баланса между тем лучшим, что есть в традиционном образовании, и новыми тенденциями в этой области. Эффективная интеграция зависит от применения информационных технологий для расширения сотрудничества и взаимного общения, а также для обеспечения новых тенденций обучения как в учебных заведениях, так и в течение всей профессиональной деятельности человека.

Информатизации образования способствуют такие мировые тенденции, как развитие глобального хозяйства, становление мировой производственной и информационной инфраструктуры, информатизация всех научных отраслей, применение новейших техник и технологий; трансформация профессионально квалификационной ст-руктуры общества и изменение мировоззрения человека на предмет и объект современного труда.

Информатизация общества и информатизация образования имеют двухстороннее, взаимное влияние друг на друга, способствуют взаимному развитию. Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер [15] общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [14].

Все это влечет за собой изменение тенденций и в образовании, и в подготовке кадров, которая подразумевает многоуровневую и опережающую подготовку кадров, а также необходимость пополнения знаний в течение всей жизни, влекущую за собой и непрерывность образования [3; 4]. В настоящее время - в век информационного общества, требующего постоянной активности индивида в совершенствовании его способностей - необходимо учитывать фактор его «обучения в течение всей жизни» (life-long laming). Таким образом, в информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования, обмена, использования информации как основного материала для получения новых знаний, а также создания образа окружающего мира.

При ускорении научно-технического прогресса связь между НТП, квалификацией трудового потенциала страны и уровнем образования становится все более тесной. Можно выделить ряд основных причин, обусловливающих эту связь:

- научно-технический прогресс, его ускорение в настоящее время, информатизация все больших областей производства предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования;

- достигнутый уровень и перспективы развития техники и технологии определяют потребность общества в конкретном уровне общего образования, формировании компетенций обучающегося в области применения ИТ-технологий;

- внедрение в производство научных открытий, а следовательно, и сам научно-технический прогресс невозможны без повышения уровня профессионального образования и квалификации кадров;

- так как современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов, то для быстрой переквалификации требуется достаточная общеобразовательная и общетеоретическая подготовка кадров;

- необходимо подчеркнуть, что развитие общества, науки и техники требует активизации и качественно нового уровня проводимых научноисследовательских работ, соответствующей высокой квалификационной подготовки исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий;

- изменения в производстве, которые при данном уровне НТП происходят непрерывно, вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, и облегчить выше названный процесс позволяет только высокий уровень образования и

квалификации трудовых ресурсов, их достаточный потенциал;

- не менее важна и переподготовка незанятого населения с целью уменьшения структурной безработицы [12].

Обеспечение доступности кадров для отрасли ИТ как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане критично для роста отрасли. Еще 20 лет назад американские ученые обнаружили зависимость развития компьютерных систем от способности человека понимать их. Выявленная зависимость продемонстрировала, что возникал временной лаг - отставание подготовки работника от опережающего совершенствования передовых технологий [9]. Проблема ликвидации этого отставания, особенно в области информационных технологий, актуальна сегодня для всех стран. По имеющимся оценкам, в развитых странах в 2000 г. не хватало 850 тыс. специалистов в области информационных технологий и сетевых структур.

Данную проблему в долгосрочной перспективе уже решают меры, направленные на совершенствование системы образования. Они помогут решить проблему с кадрами в перспективе, в формировании трудового потенциала.

В краткосрочной перспективе обеспечение кадрами с соответствующими квалификационными характеристиками помогут решить меры по повышению квалификации работников. Причем потенциальным конкурентным преимуществом российской экономики является высокий общий уровень образования и количество специалистов с фундаментальной физико-математической подготовкой в сравнении с другими странами. Однако с позиций международно признанных требований к ИТ-квали-фикациям в России наблюдается дефицит соответствующих кадров.

Программа адаптации общего и профессионального образования к потребностям ИТ дает свои результаты. Совершенствование системы образования привело к повышению ИТ-грамотности в общеобразовательных учебных заведениях, осуществлена подготовка учителей с навыками использования ИТ в учебном процессе, получили развитие специальности, которые дает среднее профессиональное образование в интересах отрасли ИТ. Пользуются спросом у населения организованные на базе профессиональных учебных заведений всех типов краткосрочные курсы повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ. О востребованности и этих программ свидетельствуют цифры о переподготовке, повышении квалификации, которые организует Отдел профессионального обучения и профориентации управления

занятости населения Тамбовской области, наиболее востребованные - оператор ЭВМ, программист, современные информационные технологии в технике и экономике.

Необходимо обозначить еще один круг проблем: существующий разрыв в подготовке современных выпускников учебных заведений в области применения информационных технологий на рабочем месте и работниками, имеющими опыт работы, но зачастую не владеющие компьютером даже на уровне пользователя. Данный разрыв затрудняет их совместную деятельность и тормозит не только внедрение новых технологий, но и понижает эффективность всего производственного или управленческого процесса на всех уровнях. А в сфере обслуживания, которое стремительно развивается с конца XX в., происходит отток потребителей.

Повсеместное повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий [10] путем: определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих; внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов; профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов; создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий дали свои ощутимые результаты.

Аналогичные шаги необходимо предпринять в производственной сфере и сфере услуг. Причем часть финансирования необходимо взять на себя государству и региону. Персонифицированная ваучеризация на повышение квалификации позволит решить проблему в производственной сфере. При этом часть финансирования должны осуществить государственная и региональная власти.

Фирму не заботит воспроизводственный аспект инвестиций в человеческий капитал до тех пор, пока она может найти необходимую рабочую силу на рынке труда, поскольку работодателя чаще всего интересует экономический эффект в краткосрочном периоде. Временной лаг вложения в сферы становления трудового ресурса затрудняет работодателям оценить выгоду от инвестиций при формировании человеческого капитала, в частности в образование. Тем более, риск, связанный с вложениями в формирование человеческого капитала, трудового ресурса, практически не страхуем. Из реально заинтересо-

ванных в воспроизводстве человеческого ресурса инвесторов, помимо семьи, остается только государство, но его реальная помощь ограничена рамками его доходов. В настоящее время государство должно быть более заинтересовано в повышении квалификации в сфере применения ИТ.

Общая подготовка работника, согласно теории человеческого капитала, прямым или косвенным образом оплачивается самим работником. Логика рассуждения Г. Беккера и его последователей такова. Если бы финансирование общей подготовки шло за счет компании, в которой человек работает, то каждый раз при его увольнении компания бы теряла свои вложения в него в пользу той фирмы, куда данный человек уходит. И, напротив, если работником приобретаются знания, которые можно использовать только в данной компании, эта специальная (в некоторых работах - специфическая) подготовка может оплачиваться самой компанией, поскольку нет перенесения квалификации вместе с увольнением, уходом работника из компании. В первом случае - для общей подготовки - потери несут фирмы, во втором случае - для специальной подготовки -потери несут сами работники. В этом фундаментальное для теории различение общего и специального человеческого капитала. Последний определяется как навыки и умения, приобретенные в результате длительной работы в конкретной организации и нужные только внутри нее.

Остро стоит проблема отсутствия кадров, имеющих параллельно квалификацию в той сфере, куда внедряют информационно-коммуникационные технологии или продукты. Сложно отрицать тот факт, что системный администратор учебного заведения, промышленного производства и медицинского учреждения должен иметь представление о специфике заведения, в котором он работает, и предоставляемых услугах.

С позиций теории государство должно вкладывать больше средств в общую подготовку, не стараясь приблизить ее в точности к потребностям частных компаний. Последнее - дело самих компаний, которые в процессе специализации, повышения квалификации, передачи навыков, внутрифирменного продвижения по должностям не только накапливают, увеличивают специальный человеческий капитал, но и закрепляют специалистов, воссоздавая утраченную ситуацию двусторонней монополии. XXI в. ознаменовал переход к новой экономике - экономике знаний. Знания и нематериальные активы становятся основным источником конкурентного преимущества компаний... [5].'

Тамбовская область одной из первых создала портал государственных услуг, на котором разме-

щена информация о более чем 700 услугах, подробно разъяснено, какая организация оказывает ту или иную услугу, порядок ее получения. Так, с его помощью можно узнать, где и как получить выписку из домовой книги, какие нужно оформить документы на получение пособий, на предоставление земельных участков, загранпаспорта и мн. др. Кроме того, портал предоставляет возможность для жителей Тамбова записаться в поликлинику, к врачу через Интернет, а также работает электронная запись в детские сады. Но, к сожалению, на практике этими услугами пользуется только 1 % населения, что может быть связано с неполной осведомленностью или незнанием способов использования данного вида порталов. Это обусловливает необходимость создания определенных программ, обучающих пользоваться определенными государственными услугами по Интернету.

Но по данным детских поликлиник услугой записи к врачу через Интернет пользуются около 3 % обратившихся. А ведь в основном - родители - молодые люди, активные пользователи Интернетом. В чем причина? Неумение пользоваться, недоверие, привычка действовать по старинке или элементарное отсутствие знаний и информации.

Существующий временной лаг между внедрением ИТ и повсеместным их использованием, эффектом от их применения иногда позволяет сделать неправильный вывод о невостребованности информационных услуг среди населения.

Широкие слои населения не пользуются услугами информационных структур иногда из-за психологических барьеров, существующего недоверия и осторожного отношения ко всему новому. Для популяризации ИТ среди населения ключевыми могут стать следующие меры:

- создание общедоступных компьютерных центров в регионах. Эта мера необходима для повышения компьютерной грамотности и спроса населения, а также как база для организации компьютерных курсов;

- ускорение реализации программы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет, в том числе с использованием современных средств доступа.

Направления социальной информатизации на региональном уровне - это разъяснение стратегической важности развития отрасли ИТ на государственном уровне; проведение социальной рекламы, направленной на использование ИТ во всех сферах государственных и негосударственных услуг; освещение в средствах массовой информации и расширение спектра услуг с применением новых технологий, продуктов отрасли ИТ; разработка стандартных

программ и организация курсов по обучению основам компьютерной грамотности всех желающих, в том числе с привлечением компаний-партнеров. На селе данные функции могут взять на себя ресурсные образовательные центры, а организация курсов возможна на базе существующих компьютерных классов в учебных заведениях.

Развитие отрасли ИТ, сфер, применяющих ее достижения, информатизация общества будут способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов.

Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.

Литература

1. Гегамян М., Горбунова О. Проблемы и перспективы использования возможностей сети Интернет студентами // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8.

2. Говорова Н. Занятость в постиндустриальном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12. С. 36.

3. Горбунова О. Н. Генезис категории «трудовые ресурсы» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

4. Горбунова О. Н. Инвестиции в образование как неотъемлемый элемент формирования трудовых ресурсов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6.

5. Денисова А. Новые горизонты HR-менеджмента в экономике знаний // Управление персоналом, 2006. № 1.

6. Интернет-технологии в образовании / Аба-луев Р. Н., Астафьева Н. Г., Баскакова Н. И. [и др.] // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 129-142.

7. Информационные технологии в управлении: итоговый документ международного форума апрель 2008 г. Нижний Новгород. URL: http:// www.government-nnov.ru

8. Колесов В. П. Экономика знаний: мировые тенденции и Россия // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2005. № 3. С. 100.

9. Кольчугина М.Б . Международная интеграция в сфере высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 55.

10. Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации. URL: http:// www. minkomsvj az. ru

11. Кузнецов Р. Л. Эффективное образование в современном информационном обществе. URL: http:// www.ict.edu. ru/ft/0o433 5/02.pdf

12. Лифанова С. А. Вхождение сферы образования в новые социально-экономические условия // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 6. URL: http:// www.ngmu.ru

13. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 108-118.

14. Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. № 1. С. 2-9.

15. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М., 1994. URL: http:// www.iiоraо.ru

16. Сотникова Е. А. Информационная культура личности - актуальная проблема Российского общества. URL: http://www.dvinaland.ru/ culture/ site/ Publica-tions/EoC/EoC2005-3/13.pdf

17. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М., 2012. URL: http:// www.iiorao.ru

18. Электронный архив академика А. П. Ершова. URL: http://ershov. iis.nsk.su

* * *

INFORMATION OF SOCIETY AND FORMATION OF THE LABOUR RESOURCE: PROBLEMS, SOLUTIONS

O. N. Gorbunova

In article process of information of the society, the process of formation of a labor resource interfaced to it are considered, the circle of problems in this sphere is designated: readiness of the population, qualifying characteristics of a labor resource, information of spheres of formation of a labor resource.

Key words: computerization, society information, economy of knowledge, compliance of a labor resource to new requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.