КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО РЕСУРСА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
О. Н. ГОРБУНОВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА
В статье рассматриваются особенности формирования трудового ресурса, обусловленные переходом к информационному обществу, к экономике знаний. Приведены этапы формирования трудового ресурса индивида, охарактеризован каждый из них, выделены особенности этих этапов в информационном обществе.
Ключевые слова: трудовой ресурс, формирование трудового ресурса индивида, периоды формирования трудового ресурса.
При обращении к проблеме воспроизводства трудовых ресурсов необходимо выделять периоды его формирования, так как любой индивид в своей жизни и в развитии проходит через ряд естественных возрастных стадий (или периодов) от рождения до смерти. Каждая из этих стадий характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных качеств и свойств, а они, в свою очередь, характеризуют особенности его участия в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности, определяют особенности инвестиции. Каждый из этих периодов требует определенных усилий и вложений в формирование человеческого капитала индивида, отсутствие которых нельзя полностью возместить никакими запоздавшими затратами на последующих стадиях.
В информационном обществе, где период использования знаний стал гораздо меньше, чем период применения трудового ресурса индивида из-за стремительного устаревания знаний, совершенствования техник и технологий, эти вложения и усилия должны осуществлять семьи, государство, общество и, несомненно, сам индивид.
Человеческий капитал в широком смысле -это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития. Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как сле-
дующего высшего этапа развития. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является - высокий индекс экономической свободы [2].
По признакам формирования и включения индивида в трудовую деятельность можно выделить следующие временные стадии оборота рабочей силы в процессе ее воспроизводства, представленные на рисунке 1 [4].
Допроизводственный период
Начальное семейное
воспитание Дошкольное обучение Школьное образование Специальное, профессиональное образование
>
Вступление в состав рабочей силы
Основной период трудовой
деятельности Адаптация к выходу из состава рабочей силы Пенсионный период
Рис. 1. Схема временных стадий оборота рабочей силы
Формирование человеческого капитала индивида - сложный процесс, который объединяет формирование таких свойств воспроизводимого капитала, как знания и здоровье индивидов, которые являются итогом вложения материальных и духовных средств общества, семьи, так и природного капитала. Последние происходят по естественным законам природы. Определение срока воспроизводства человеческого капитала сводится к выделению представленных этапов его формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства.
Естественно, что количество лет, приходящихся на каждый этап, находится в зависимости от системы образования в различных странах. В Японии он составляет 14,5 лет, а в России - 11. Многие страны ставят задачу перехода к всеобщему высшему образованию.
Рассмотрим каждый период классификации.
Допроизводственный период - это время от рождения до получения формального общего и специального образования. Этот временной отрезок, как считает А. И. Добрынин, является наиболее важным и неоднородным. По составу он разделяется на подпериоды: время начального семейного воспитания; время дошкольного обучения; время школьной образовательной подготовки; время получения специального, начального или высшего профессионального образования.
Первоначальный период вступления в состав рабочей силы. Как любой адаптационный период эта стадия жизни характеризуется значительными трудностями приспособления, низким начальным уровнем заработной платы и незначительными темпами ее роста.
Основной период эффективной и стабильной трудовой деятельности в различных сферах производства. В течение данного периода (20 лет и более) достигается максимальный уровень заработной платы и держится в течение всего срока трудовой деятельности.
Далее прослеживается этап постепенного возрастного снижения трудовой активности и адаптации к выходу из состава рабочей силы.
Пенсионный период.
На протяжении всех этих временных отрезков мы ведем речь не просто о производительных качествах человека. В данном случае мы говорим о самих людях - работниках, занятых, готовящихся принять участие в производственной деятельности или уже выбывших из нее.
Г. Т. Аширова выделяет четыре этапа формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства человеческого капитала. Это периоды: воспроизводство работника, приобретение высшего образования и соответствующей профессиональной квалификации (от 18 до 25 лет), далее - трудовой и пенсионный периоды [1].
Г. Т. Аширова, придерживаясь своей систематизации, характеризует каждый период следующим образом:
- на этапе со дня рождения до 16-18 лет человек формируется за счет воспитания в семье, детских дошкольных учреждениях, получения среднего или среднего специального образования.
По окончании образовательного учреждения выпускник готов реализовывать минимальные навыки, приобретенные в ходе обучения, в качестве работника с минимально общественно необходимой квалификацией. Этот период она назвала, как воспроизводство работника;
- на втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. Это временной отрезок от 18 до 25 лет жизни человека. Благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту, происходит трансформирование индивида в полноправного профессионального участника экономической и социально-хозяйственной деятельности. На данном временном отрезке происходит активное вовлечение человека в современное общественное производство;
- трудовой период длится последующие 30-35 лет. После обучения и первоначальной профессиональной подготовки происходит реализация приобретенных знаний, профессиональных навыков и их совершенствование, переподготовка непосредственно в общественном производстве;
- пенсионный период характеризуется тем, что по окончании трудовой деятельности, после 60-65-летнего возраста, работник обычно выбывает из процесса создания общественного продукта, оставаясь в то же время его пассивным участником и потребителем.
Таким образом, в течение всего жизненного цикла человека, длительность которого зависит от средней продолжительности жизни, первый и второй его этапы связаны с непосредственным воспроизводством рабочей силы, а именно за счет потребления жизненно необходимых средств для его существования и временем капиталообразования - получения знаний и профессионального навыка. В совокупности первый и второй периоды в настоящее время составляют четверть века, так как именно столько времени требуется для вовлечения человека в качестве полноправного продуктивного участника экономической и хозяйственной деятельности. В то же время следует отметить, что если инвестиционный период формирования образовательного компонента человеческого капитала в среднем происходит за 20-25 лет, то поддержание здорового образа жизни продолжается на протяжении всего жизненного цикла человека [10; 13].
Ученые поддерживают оба подхода, но в современной экономике рассматривается не только формирование трудового ресурса на первом этапе, но и его постоянное обновление, совершенствование его трудовых характеристик в течении всего
трудового периода. Это связано с тем, что темпы изменения производства, сферы услуг стали много быстрее. В ходе нашего исследования возникает необходимость рассмотреть еще один период. Он связан с необходимостью повышения квалификации, переобучения, переподготовки и т. д.
Отметим отличительные особенности этих двух подходов к выделению основных этапов формирования человеческого капитала. Нетрудно заметить, что Г. Т. Аширова особое внимание уделяет возрастным характеристикам, отталкиваясь от которых, она и выделяет основные этапы формирования человеческого капитала.
В классификации И. А. Добрынина акцент ставится на качество рабочей силы и на трудовую активность, поэтому у него вместо четырех этапов (как у Ашировой) рассматривается пять этапов. Главной особенностью здесь является то, что он разбивает трудовой период на два подпериода: период повышения трудовой активности человека и период снижения этой трудовой активности.
Однако все мнения сходятся в одном, что процесс получения образования современным работником происходит непрерывно на протяжении всей его жизни. Сегодня мы живем в обществе, где уже давно перешли к инновационному типу развития, который обусловил особенности формирования человеческого капитала. «Прежде всего, это неразрывная связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни. Концепция непрерывного обучения, сформулированная еще во второй половине прошлого века, в условиях инновационного развития претерпевает определенное усложнение. На первый план выходит творческий элемент -не просто накопление новых знаний и навыков в процессе трудовой деятельности, но умение их творчески применять, т.е. по существу вырабатывать новые ноу-хау» [5, 7].
Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Постепенно потребители все активнее участвуют в производстве продукции для собственных нужд (распространение «просьюмеризма») [11]. Если традиционная система образования ориентирована в основном на обучение человека в молодые годы, т. е. человек в юности получает образование на всю жизнь, то новая система предполагает образование через всю жизнь. «В информационном обществе, - пишет Масуда, - большое внимание будет уделяться образованию взрослых и даже пожилых людей,
поскольку для общества в целом будет необходимо обеспечить возможность взрослым и пожилым людям адаптироваться к быстрым изменениям в обществе; растущая доля пожилых людей в населении делает актуальной задачу предоставить этим людям возможности для развития своих знаний и умений» [11].
М. М. Критский, анализируя производительную форму человеческого капитала, выделяет его общий оборот и оборот непосредственной формы человеческого капитала [8]. Осуществление оборота непосредственной формы человеческого капитала связано с таким изменением способа труда или трудоспособности субъекта, которое ведет к его совершенствованию в рамках прежнего общего качества. Такое совершенствование формы не влечет за собой, как правило, переподготовки работников, а сопровождается повышением их квалификации в рамках тех же профессий и специальностей.
Общий же оборот человеческого капитала связан с изменением конечных общественных потребностей, которое влечет за собой принципиальные изменения в средствах труда и технологии, смену их поколений. Вследствие этого возникает необходимость освоения новых профессий и специальностей, переподготовки работников.
Требования непрерывного образования относятся, как и активизация творческих возможностей не просто к отдельным работникам, а к коллективам, составляющим персонал фирм и других учреждений. Так, процесс получения образования современным работником происходит непрерывно на протяжении всей его жизни.
В настоящее время - в век информационного общества, требующего постоянной активности работника в совершенствовании его способностей, необходимо учитывать фактор его обучения в течение всей жизни. Поэтому семьи, на наш взгляд, принимают только частичное участие в процессе постоянного обучения, в то время как государство, регион, предприятия, которые напрямую заинтересованы в результативности труда работников, повышении их производительности в условиях постоянного совершенствования используемых производственных технологий, должны непрерывно принимать самое активное участие в стимулировании и финансировании этого процесса.
Предприятия должны обеспечивать постоянное повышение квалификации работников, их медицинское обследование и страхование, а также оказывать различную помощь (не всегда благотворительную - отчисления на компьютеризацию,
увеличения библиотечного фонда близлежащей школы - инвестиция в трудовой потенциал, необходимо только реально привлечь учеников и родителей) общественным социальным институтам, в то время как деятельность государства направлена на повышение общего жизненного уровня людей путем увеличения заработков, создания рабочих мест, и только потом предоставления населению большого числа различных социальных трансфертов, причем незащищенным слоям населения.
Отмеченные выше особенности формирования человеческого капитала во многом определяют и возможности его реализации. Многое определяется образованием, комплексом профессиональных знаний и умений. На экономическую активность человека, его отношение к труду, структуру потребностей, мотивации весьма существенно влияет и воспитание. Продуктивность работника зависит от того, насколько он порядочен, дисциплинирован, инициативен, физически и душевно здоров, законопослушен, религиозен, патриотичен, честолюбив, властолюбив [9].
Следовательно, природные способности следует рассматривать как стартовый человеческий капитал, который может быть значительно увеличен благодаря инвестициям в обучение и воспитание. При этом необходимо учитывать различия между потенциалом человека и человеческим капиталом. Так, инвестиции в повышение нравственности могут увеличить потенциал человека, его полезность для общества, однако не гарантируют прямого увеличения производительности и заработной платы. Несмотря на это, цивилизованная страна заботится не только о знаниях, но и о морали своих граждан.
Рассмотрение образовательной составляющей человеческого ресурса достаточно часто ограничивается вопросами образования и профессиональной подготовки, что на сегодняшний день не соответствует социально-экономическим реалиям повсеместного внедрения и использования информационных технологий, инновационных достижений. Формирование представляет только начальную стадию в развитии образовательной составляющей человеческого капитала индивида; последующие этапы цикла связаны с его накоплением. В этой связи нам близка исследовательская позиция, приводящая траекторию постоянного развития человеческого ресурса [5; 12].
Нельзя не согласиться с этим тезисом. На наш взгляд, необходимо отметить, что инвестиции в человеческий капитал - это затраты не только на его наращивание (на образование и профессио-
нальную подготовку, приобретение трудового и жизненного опыта, улучшение здоровья, внешности), но и на миграцию людей, на поиски работы. В первом случае повышается качество работника как ресурса, растут знания и навыки, улучшается здоровье, иначе говоря, увеличивается запас данного производственного фактора. Во втором -растет рыночная цена, облегчается реализация человеческого капитала на рынке труда [9]. И если в первом случае очень многое зависит от самого индивида, семьи, воспитания, то во втором -на наш взгляд, одно из приоритетных направлений деятельности управленческих структур региона, государства. Мобильность трудового ресурса затруднена не только российским менталитетом, а также проблемами жилья, что в период вступления в производство чаще всего решить индивиду почти не предоставляется возможным из-за существующего положения на рынке жилья. Что касается поиска работы, то отсутствие или ограниченность информации затрудняет применение данного направления. Оба направления включения индивида в занятость на данном этапе развития должны стать приоритетными для управленческих структур всех уровней. Высокая доля общей подготовки в России традиционно компенсирована затруднениями в территориальной мобильности. Человек не мог свободно продать свое жилье и, переехав в другой город, купить себе новое. При всех радикальных изменениях, которые произошли в данной сфере за последние годы, затруднения со свободным переездом на новое место работы не исчезают (ограничения в мобильности). В таких условиях общая подготовка позволяет работнику сменить место работы без сохранения той части навыков и умений, которые принадлежат исключительно прежнему месту работы.
Литература
1. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала. // Вопросы статистики. 2003. № 3. С. 26-27.
2. Басовский Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие. М., 2011.
3. Гладышева А. В. Генезис системы управления человеческими ресурсами // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 5-6.
4. Голубева Л. Ф. Развитие человеческого капитала в Тамбовской области // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 9.
5. Горбунова О. Н. Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.
6. Добрынин А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб, 1999.
7. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация. // МЭ и МО. 2004. № 9. С. 23.
8. Критский М. М. Человеческий капитал. Л., 1991. С. 57-70.
9. Мазин А. Инвестиции в образование и рынок труда // Человек и труд. № 5. 2004. С. 43.
10. Пучкова Ю. С. Проблемы оценки человеческого капитала. URL: http://ekonomic.narod.ru
11. Тихонов А. Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / под ред. А. Н. Тихонова. М., 1998.
12. Токарева В. В. Развитие человеческого капитала на субрегиональном уровне (в малых городах России): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Мичуринск, 2004. С. 26-27.
13. Устюшкин А. Н., Коржов В. А. Повышение эффективности использования человеческого капитала на российских предприятиях URL: http:// www.rusnauka.com
* * *
KEY FEATURES OF FORMATION OF THE LABOUR RESOURCE IN INFORMATION SOCIETY
O. N. Gorbunova, A. V. Gladysheva
In article features of formation of the labour resource, caused by transition to information society, to economy of knowledge are considered. Stages of formation of a labour resource of the individual are given, each of them is characterized, features of these stages in information society are marked out.
Key words: labour resource, formation of labour resource of individual, periods of formation of labour resource.