УКД 37.015.3(06)
DOI 10.26425/1816-4277-2024-1-223-229
Проблемы формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве
Забродина Ольга Владимировна
Канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии ORCID: 0009-0009-2253-7822, e-mail: [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия
Ключевые слова
Социальная зрелость, формирование социальной зрелости, характеристики социальной зрелости, факторы социальной зрелости, учащийся, студент, образовательное пространство
Аннотация
Статья посвящена изучению особенности формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. К проблемам данного феномена можно отнести следующие: незапланированная беременность, преждевременное рождение ребенка, непринятие одним или двумя родителями своего ребенка, отягощающая наследственность, послеродовые нарушения в физическом или психическом развитии, индивидуальные особенности ребенка, негативное влияние окружающей среды и людей, отсутствие воспитательных воздействий и социальная дезадаптация, а также иные политические, социально-экономические и культурно-этнические характеристики. В исследовании уделяется внимание процессуальным аспектам формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. Кроме того, в статье представлена ее модель, отражены основные особенности создания и реализации модели. К тому же даны цели, задачи, факторы и психолого-педагогические условия рассматриваемого явления. Некоторые из представленных в исследовании факторов, воздействующих на ребенка в раннем дошкольном, школьном, студенческом возрасте, могут препятствовать его благоприятному формированию в любом образовательном учреждении, которое происходит по такому направлению, как естественный учебный и образовательный процесс. Специфика факультета прослеживается при этом в дисциплинах и компетенциях, которые соответствуют характеристикам социальной зрелости учащихся.
Для цитирования: Забродина О.В. Проблемы формирования социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве//Вестник университета. 2024. № 1. С. 223—229.
© Забродина О.В., 2024.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Problems of formation of socially mature students in the educational space
Olga V. Zabrodina
Cand. Sci. (Psy), Assoc. Prof. at the Pedagogy and Psychology Department ORCID: 0009-0009-2253-7822, e-mail: [email protected]
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia
Abstract
The article studies peculiarities of the formation of socially mature students in the educational space. The following problems of this phenomenon may be mentioned: unplanned pregnancy, prematurity of a child, rejection of a child by one or two parents, aggravating heredity, postnatal disorders in physical or mental development, individual features of a child, negative impact of environment and people, lack of educational influence and social maladaptation, as well as other political, socio-economic, and ethnocultural specifics. In the research, attention is paid to procedural aspects of forming social maturity of students in the educational space. Besides, the article presents its model, main aspects of model creation and implementation are reflected. In addition, the author provides the purposes, objectives, factors, and psycho-pedagogical conditions of the considered occurrence. Some of the given factors of the research affecting a child in early preschool, school, and student age can prevent its favourable formation in any educational institution which happens in such a direction as the natural teaching and educational process. The specifics of the faculty are traced in disciplines and competencies that correspond to the characteristics of social maturity of students.
Keywords
Social maturity, social maturity formation, social maturity characteristics, social maturity factors, pupil, student, educational space
For citation: Zabrodina O.V (2024) Problems of formation of socially mature students in the educational space. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 223—229.
© Zabrodina O.V., 2024.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
В современном российском государстве уделяется внимание образовательному пространству, в котором происходит формирование и развитие личности учащегося. В условиях экономических, технологических и цифровых изменений важно, чтобы у детей активизировались качественные характеристики социальной зрелости. Они необходимы для достижения становления специалиста в разных сферах деятельности и особенно в психолого-педагогической.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке формирование социальной зрелости в образовательном пространстве рассматривается в различных направлениях, отдельных концепциях и позициях ученых. Теории и опытно-экспериментальные исследования в данной области предполагают не только дифференциацию и выделение характеристик, компонентов социальной зрелости, но и предлагают интеграцию и рассмотрение ее как определенного общего явления, такого как психология социальной зрелости.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальная зрелость у человека возникает не одномоментно. Изначально ребенок учится физическому управлению своим телом, познает окружающую действительность и людей, которые находятся рядом с ним. Со временем он осваивает непосредственно-эмоциональную, предметно-манипу-ляторную, ролевую и учебную деятельность, знакомится с другими детьми, с правилами, нормами, ценностями и культурой страны, в которой он живет. Постепенно происходит становление и формирование определенных качеств личности. Эти качества благодаря социальному окружению, лич-ностно-индивидуальным особенностям и образовательному процессу интегрируются в социальную зрелость. В связи с этим А.А. Акбарова [1], Е.Л. Доценко [2], И.П. Шишковская [3] считают, что социальная зрелость является интегральным компонентом и личностным образованием.
В своей статье И.П. Шишковская представляет междисциплинарный анализ понятия социальной зрелости и концептуальные теории, в которых отражается суть термина, его структура и характеристики. Социальная зрелость, по мнению И.П. Шишковской, выступает интегральным личностным образованием, в которое включены ответственность, инициативность и самостоятельность учащихся в высшем учебном заведении. При этом важным аспектом является то, что в ходе взаимоотношений происходит непрерывное самосовершенствование студентов и всех субъектов образовательной деятельности [3].
В экспериментальном исследовании по изучению индекса социальной зрелости учащихся Н.И. Костина отмечает, что к важным критериям ее оценки можно отнести такие социальные проявления, как активность, ответственность, самоопределение. По ее мнению, индикаторами социальной зрелости студентов являются социально значимая деятельность и взаимодействие в ходе труда, учения, исследования и общения. Ее недостаточное развитие может быть связано с внутренними и внешними факторами. К одному из таких факторов она относит личностные особенности и сформированность индикаторов социальной зрелости учащихся до зачисления в высшее учебное заведение [4].
На аксиологический аспект в становлении социальной зрелости студентов указывают В.А. Архипо-ва [5], Н.В. Маркова [6], А.Л. Солдатченко [7]. В научной статье Е.В. Козаченко делается акцент на ответственности как на одном из важных составляющих в структурной иерархии [8].
Для того чтобы произошло формирование всех характеристик социальной зрелости [9], нужно время, и поэтому этот процесс начинается с детства. У каждого человека он происходит по индивидуальной траектории развития. Постепенное становление социальной зрелости сочетается с формированием личности ребенка.
Г.Н. Лесникова и М.М. Шевлякова [10] считают, что на сам процесс оказывают влияние разные факторы и условия, но одним из первостепенных факторов является здоровый образ жизни и окружающая среда.
С развитием и заменой одних условий на другие личность ребенка в определенный период переходит в личность учащегося, школьника и студента. Данный этап зависит от такого условия, как общая окружающая среда и пространство, в котором он реализует и приобретает новые умения, навыки, компетенции и качества [11].
Образовательное пространство предполагает среду, в которой люди взаимодействуют друг с другом для приобщения к общей культуре и образованию собственной индивидуальной культуры [12]. И.В. Иж-денева в своей работе отмечает важность личностно-ориентированного подхода для развития учащихся
в современном образовательном пространстве [13], а А.В. Новиков и Д.Н. Слабкая подчеркивают благоприятное развитие самоактуализации в условиях современного общества [14].
Процесс формирования социальной зрелости студентов в пространстве высшего профессионального учебного заведения происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. В нем участвуют все субъекты образовательной деятельности. В зависимости от того, кто находится в образовательном пространстве, выделяют индивидуальный, групповой, мировой уровни.
Однако формирование социальной зрелости в этом поле можно представить на теоретико-практическом уровне, в котором модель соединяет теоретические воззрения разных исследователей и точку зрения автора с апробацией данной модели на практике.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
К методу моделирования обращаются и внедряют его в свои исследовательские работы аспиранты, кандидаты и доктора наук. Он используется для того, чтобы наглядно представить психолого-педагогическую работу, отметить особенности опытно-экспериментальной работы и ее результативность. Создание модели в виде рисунка и детальное описание цели, задач, подходов, направлений, процесса реализации и предполагаемого результата во время становления социальной зрелости показывает значимость использования этого метода в научном исследовании.
Этап конструирования психологической модели начинается с определения цели, задач, сбора информации об объекте и субъекте исследования. При этом психологическая или психолого-педагогическая модель должна выглядеть в виде системы, которая представляется мысленно и/или реализуется материально.
Чтобы рассмотреть содержание модели, составленной и апробированной в процессе нашего исследования, следует обозначить поставленные цель и задачи. Ее целью являлось формирование уровня социальной зрелости учащихся в пространстве гуманитарного педагогического вуза.
Задачи модели — реализация условий формирования социальной зрелости студентов в образовательном пространстве и ее уровня, активизация качественных характеристик феномена.
Для решения выдвинутых цели и задач мы ориентировались на фундаментальные положения психолого-педагогических подходов, использующихся в процессе развития социальной зрелости учащихся. К таким подходам относятся деятельностный, индивидуализированный, компетентностный, личностно-ори-ентированный. Каждый из них имеет общие положения, которые дополняют условия реализации модели.
Помимо цели, задач, условий и подходов, выделяют факторы, влияющие на формирование социальной зрелости учащихся в образовательном пространстве. Изучение психолого-педагогических источников литературы позволило выделить основные.
Препятствуют процессу определенные факторы, к которым относятся три главных:
— отрицательные проявления психотипов учащихся;
— отсутствие образовательного пространства или исключение учащихся из него;
— низкий уровень сформированности социально значимых качеств учащихся.
Модель становления социальной зрелости может включать различные направления работы. Однако в результате анализа библиографического списка, включающего современные журналы с актуальными исследованиями по теме диссертации, нами были выделены несколько основных направлений, которые в наибольшей степени оказывают влияние на формирование социальной зрелости студентов в образовательном пространстве.
Следовательно, модель процесса развития социальной зрелости, разработанная и апробированная в нашем исследовании, предполагает три направления работы. В них мы включили естественный учебный процесс в высшем учебном заведении, специально разработанную программу и схему индивидуального консультирования.
Одним из направлений формирования уровня социальной зрелости учащихся является учебный процесс как его естественное условие. Он включает в себя наличие субъектов и объектов. Главными его субъектами выступают педагоги и учащиеся. Для того чтобы преподаватели реализовали свою педагогическую деятельность, а студенты освоили программу по выбранной ими будущей профессии, для каждого профиля составлен учебный план. Компетенции, которые включены в него, формируют определенные качества, умения и навыки учащихся. В нашем исследовании важен для рассмотрения
и качественно-количественного анализа федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400 (050400.62 соответственно учебному плану) Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования»).
Чтобы представить разбор тех компетенций, которым соответствуют характеристики социальной зрелости учащихся, следует рассмотреть содержание каждой из них. На основе анализа всего учебного плана, каждой дисциплины и практической составляющей были выделены дисциплины и практики, включающие в себя одну или несколько компетенций, которые формируют социальную зрелость учащихся в образовательном пространстве высшего учебного заведения.
В плане, которой мы выбрали для изучения и анализа, отражен полный перечень компетенций и их описание в соответствии с социальной зрелостью. У каждой есть название, определенный код и описание ее содержания. Компетенции, формирующие этот процесс развития личности, мы распределили по ее структурной составляющей. К ним относятся:
- ОК-4, ОК-7, 0К-10, ОК-8 (общекультурные компетенции);
- ОПК-1, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, 0ПК-10, ОПК-12 (общепрофессиональные компетенции);
- ПКНО-1, ПКНО-6 (профессиональные компетенции в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования);
- ПКСП-4, ПКСП-6, ПКСП-7 (профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности);
- ПКПП-4, ПКПП-6 (профессиональные компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования);
- ПКСПП-4, ПКСПП-6 (профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании);
- ПКД-6 (профессиональные компетенции в образовательной деятельности в дошкольном образовании).
Специфика факультета, его профессорско-педагогический состав, дисциплины и компетенции способствуют формированию качеств социальной зрелости учащихся в естественном учебном и образовательном процессе. Для определения его проблем и особенностей, кроме компетенций, были выделены дисциплины и виды практик в плане 050400.62 факультета психологии [15]. Выявилось более 50 дисциплин и четыре практики, компетенции которых оказывают влияние на процесс становления социальной зрелости.
Следует отметить, что дисциплины, выделенные нами, включают в себя несколько компетенций, однако ни в одной из них нет всех, которые соответствуют характеристикам социальной зрелости студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения, имеющим значение для ее формирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К проблемам формирования социальной зрелости учащихся можно отнести внешние и внутренние особенности развития ребенка, учащегося. Оно происходит по направлению естественного учебного и образовательного процесса.
Характеристики социальной зрелости и качества необходимы для становления специалиста в разных сферах деятельности, в частности психолого-педагогической. Представленный анализ компетенций, включенных во ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») позволяет предположить, что в процессе обучения на факультете психологии происходит формирование социальной зрелости студентов. Компетенции, выделенные в дисциплинах, практиках дают возможность ее развить , но не на высоком уровне. После качественно-количественного анализа было определено, что естественный учебный и образовательный процесс в недостаточной степени способен повлиять на особенности развития социальной зрелости учащихся. У студентов после поступления в высшее учебное заведение диагностирован в основном низкий и средний уровни социальной зрелости. Следовательно, для значительного повышения уровней важно не только полагаться на естественный образовательный процесс, но и проводить дополнительную работу с учащимися. Для этого мы разработали модель формирования социальной зрелости, в которой дополнительно к естественному учебному процессу добавлены другие направления для ее повышения.
Список литературы
1. АкбароваА.А. Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018;2(7):149—155. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155
2. Доценко ЕЛ. «Социально-психологическая зрелость» — формирование понятия. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020;3:4-12. https://doi.Org/10.24147/2410-6364.2020.3.4-12
3. Шишковская И.П. Междисциплинарный анализ феномена «социальная зрелость студента». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023;2(43(12):111-114.
4. Костина Н.И. Экспериментальное изучение показателей индекса социальной зрелости у студентов. Общество. 2021;2-2(21):111-115.
5. Архипова В.А. Социальная зрелость и ценностные ориентации студенчества как факторы успешности учебной деятельности. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022;7:15-19. https://doi.org/10.23672/ k3805-8984-4288-p
6. Маркова Н.В. Аксиологический подход к воспитанию социальной зрелости студентов в профессиональном обучении. Педагогика & психология. Теория и практика. 2022;3(27):55-64.
7. Солдатченко А.А. Аксиологический аспект становления социальной зрелости студентов технического вуза в контексте цифровизации системы высшего образования. Libri Magistri. 2022;2(20):93-101. https://doi.org/10.52172/2587-6945_2022_20_2_93
8. Козаченко Е.В. Структурный анализ социальной зрелости будущих социальных психологов. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021;8(50):164-166.
9. Погорова Р.И. Характеристики социально-психологической зрелости студентов-психологов. Вопросы науки и образования. 2021;8(133):38-45. https://doi.org/10.24411/2542-081X-2021-10802
10. Лесникова Г.Н., Шевлякова М.М. Здоровый образ жизни. Социальная зрелость личности. Тенденции развития науки и образования. 2023;95-1:74-78. https://doi.org/10.18411/trnio-03-2023-24
11. Давлетшина З.Д. Развитие социальной зрелости обучающихся в процессе общественно полезной деятельности. Вестник НЦБЖД. 2023;2(56):13-18.
12. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015;6(40):23-28.
13. Ижденева И.В. Личностно-ориентированный подход в современном образовательном пространстве. Интерактивная наука. 2021;8(63):21-22. https://doi.org/10.21661/r-554781
14. Новиков А.В., СлабкаяД.Н. Феномен самоактуализации в условиях современного общества в образовательном пространстве и образовательной среде. Педагогический журнал. 2020;3-1(10):348-353. https://doi.org/10.34670/AR.2020.45.82.086
15. Забродина О.В. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Авторефер. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет; 2016. 22 с.
References
1. Akbarova A.A. Interdependence of harmoniousity of valuable orientations and social maturity. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Educational acmeology. Developmental psychology. 2018;2(7):149-155. (In Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-149-155
2. Dotsenko E.L. "Social-psychological maturity" - forming the concept. Herald of Omsk University. Series "Psychology". 2020;3:4-12. (In Russian). https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.3.4-12
3. Shishkovskaya I.P. Interdisciplinary analysis of the phenomenon "students' social maturity". Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2023;2(43(12):111-114. (In Russian).
4. Kostina N.I. Experimental study of index of social mature in students. Society. 2021;2-2(21):111-115. (In Russian).
5. Arkhipova V.A Social maturity and value orientations of students as factors of success of educational activities. Humanities, social-economic and social sciences. 2022;7:15-19. (In Russian). https://doi.org/10.23672/k3805-8984-4288-p
6. MarkovaN.V. Axiological approach to education of social maturity of students in the direction of professional training. Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2022;3(27):55-64. (In Russian).
7. Soldatchenko A.L. Axiological aspect of the formation of social maturity in technical university undergraduates in the context of digitalization of the system of higher education. Libri Magistri. 2022;2(20):93-101. (In Russian). https://doi. org/10.52172/2587-6945_2022_20_2_93
8. Ko%achenko E.V. Structural analysis of social maturity of future social psychologists. Bulletin of the LSU named after V Dahl. 2021;8(50):164—166. (In Russian).
9. Pogorova R.I. Characterisation of the social and psychological maturity of studying psychologists. Issues of Science and Education. 2021;8(133):38—45. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2542-081X-2021-10802
10. Lesnikova G.N., ShevlyakovaM.M. Healthy lifestyle. Social maturity of the individual. LJournal. 2023;95—1:74—78. (In Russian). https://doi.org/10.18411/trnio-03-2023-24
11. Davletshina Z.D. Development of social maturity of students in the process of publicly useful activities. Vestnik NTsBZhD. 2023;2(56):13—18. (In Russian).
12. Ivanova S.V. Education space and education milieu: in search of differences. Values and Meanings. 2015;6(40):23—28. (In Russian).
13. I%hdeneva I.V. A personality-oriented approach in the modern educational space. Interactive science. 2021;8(63):21—22. (In Russian). https://doi.org/10.21661/r-554781
14. NovikovA.V., Slabkayya D.N. The phenomenon of personality in the conditions of modern society in the educational space and educational environment. Pedagogical journal. 2020;3—1(10):348—353. (In Russian). https://doi.org/10.34670/ AR.2020.45.82.086
15. Zabrodina O.V. Psychological and pedagogical conditions for the development of social maturity of future educational psychologists. Abstr. diss. ... Cand. Sci. (Psy.): 19.00.07. Samara: Samara State University of Social Sciences and Education; 2016. 22 p. (In Russian).