Библиографический список
1. Королева С.В. Управление качеством в образовании: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2018.
2. Федоров В.А. Принципы управления качеством. Екатеринбург, 2019. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18448/1/uredu_2000_011.pdf#:~:text=Каче-ство%20подготовки%20специалистов%20определяется%20качеством,происходит%20становление%20обучающегося%20как%20специалиста
3. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
4. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе: монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
5. Жданова М.А., Казакова Е.А., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Москва: ВЛАДОС, 2003.
6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение: опыт международного сотрудничества. Санкт-Петербург, 2005.
7. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Щербакова И.А. Педагогическое сопровождение как средство эффективной подготовки студентов. Интернет-журнал «Мир науки». 2018; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/106PDMN618.pdf
8. Щербакова И.А. Влияние гуманизации педагогического процесса на повышение качества обучения. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXV международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013.
9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: в 2 ч. Москва: ЮРАЙТ, 2018; Ч. 2.
10. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ 2002.
11. Борзов Е.В. и др. Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований. Образование и наука. 2016; № 6: 42 - 61.
References
1. Koroleva S.V. Upravlenie kachestvom v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg, 2018.
2. Fedorov V.A. Principy upravleniya kachestvom. Ekaterinburg, 2019. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/18448/1/uredu_2000_011.pdf#:~:text=Kachestvo%20 podgotovki%20specialistov%20opredelyaetsya%20kachestvom,proishodit%20stanovlenie%20obuchayuschegosya%20kak%20specialista
3. Zimnyaya I.A. Kul'tura, obrazovannost', professionalizm specialista. Problemy kachestva, ego normirovaniya i standartov v obrazovanii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1998.
4. Panasyuk V.P. Sistemnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole: monografiya. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2000.
5. Zhdanova M.A., Kazakova E.A., Shipicyna L.M. Psihologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka. Moskva: VLADOS, 2003.
6. Kazakova E.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie: opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 2005.
7. Sajgushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Scherbakova I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kak sredstvo 'effektivnoj podgotovki studentov. Internet-zhurnal«Mirnauki». 2018; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/106PDMN618.pdf
8. Scherbakova I.A. Vliyanie gumanizacii pedagogicheskogo processa na povyshenie kachestva obucheniya. Lichnost', sem'ya iobschestvo: voprosypedagogikiipsihologii: sbornik statej po materialam XXV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2013.
9. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya ipedagogika: v 2 ch. Moskva: YuRAJT, 2018; Ch. 2.
10. Najn A.Ya., Umetbaev Z.M. Pedagogicheskij 'eksperiment: metodika i ego organizaciya: uchebnoe posobie. Magnitogorsk: MaGU, 2002.
11. Borzov E.V. i dr. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove monitoringovyh issledovanij. Obrazovanie i nauka. 2016; № 6: 42 - 61.
Статья поступила в редакцию 01.12.21
УДК 377.6
Gallyamova K.V., Director, Center for Advanced Professional Training (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOCIAL MATURITY IN COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article highlights the formation process of a socially mature personality during college studies. The authors reveal the concept of social maturity and describe its structure. The social maturity of college students is the willingness and ability to carry out professional activities and be responsible for its implementation to themselves and society. Modern youth is given a leading role in solving global problems. The ability to adequately respond to these challenges largely depends on the social maturity of the subjects of social development, that is, their willingness to carry out socially useful activities, to build individual trajectories of social interaction to transform themselves and the environment in order to eventually achieve personal and socially significant goals. Special attention is paid in the article to levels of social maturity of the individual.
Key words: social maturity, structure of social maturity of personality, levels of social maturity of personality.
К.В. Галлямоеа, директор Центра опережающей профессиональной подготовки, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак,
E-mail: abdullina_ [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена вопросам формирования социально зрелой личности в период обучения в колледже. Авторы раскрывают понятие социальной зрелости, описывает ее структуру. Социальная зрелость студентов колледжа - это готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность и быть ответственным за её выполнение перед собой и обществом. Современной молодёжи отводится ведущая роль в решении глобальных проблем. Возможность адекватно отвечать на обозначенные вызовы в значительной степени зависит от социальной зрелости субъектов общественного развития, то есть их готовности осуществлять общественно полезную деятельность, выстраивать индивидуальные траектории социального взаимодействия по преобразованию себя и окружающей среды, чтобы в итоге достичь личностных и общественно значимых целей. Особое внимание в статье обращается на уровни социальной зрелости личности.
Ключевые слова: социальная зрелость, структура социальной зрелости личности, уровни социальной зрелости личности.
Система российского образования должна модернизироваться в связи с интенсивными изменениями в нашей стране, касающимися социально- экономических отношений, рыночных процессов, развития культурной среды, участия России в общемировом образовательном пространстве. Перед системой образования стоит важная проблема поиска новых путей профессиональной подготовки студентов, а также их социализации. Образование перед выпускниками ставит высокие требования. Так, выпускники колледжей сегодня должны отвечать таким требованиям, как высокая мобильность, новое профессиональное мышление, высокий уровень социальной зрелости личности.
Для поиска и создания условий обучения и воспитания колледжи апробируют новые формы и методы работы со студентами, которые будут способствовать более качественному получению образования. Но если у студентов не будет раз-
витой социальной зрелости, не все формы и методы могут быть эффективными. На основе интересов, увлеченности профессионально важные качества специалистов формируются именно в организациях профессионального образования. Согласно мнению В.П Лисовицкого и А.Б. Дмитриева, студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогическую концепцию формирования социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изучения заявленной проблемы в теории и практике среднего профессионального образования и определить предпосылки педагогической концепции для её решения.
2. Определить сущность, уровни и функции социальной зрелости обучающихся колледжа.
Научная новизна заключается в том, что разработана и экспериментально проверена педагогическая концепция формирования социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности. Концепция п.ед. ставлена совокупностью научных положений, раскрывающих суть, содержание, особенности протекания процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в статье |иьос крыты концептуальный и методический аспекты анализа и разработки про лемы формирования социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности, что обогащает теорию развития социально зрелой личности в системе среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе верификации педагогической концепции были получены положительные результаты в образовательном процессе колледжа в ходе реализации программы; апробирован диагностический пакет материалов, позволяющий проверять и оценивать результативность разработанной педагогической концепции.
Поиск путей совершенствования современной модели образования стимулирует инновационные процессы в теории и практике, способствует созданию новых направлений педагогической мысли. Одним из них является деятельностный подход, который в последние годы стал особенно популярным. К настоящему времени концептуальные основы деятельностного подхода разработаны довольно отчетливо, его главное назначение - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы «знаниевой» педагогики. Ввиду интенсивно развивающегося на сегодняшний день информационного общества вышеперечисленные задачи приобретают глобальный характер. Студентам день ото дня показывают, как жить в многокультурной среде. В научной литературе описано много подходов к понятию «социальная зрелость». Это обусловлено тем, что данное явлолие сложно и многогранно, а также недостаточно изучено.
В психологии понятие «социальная зрелость» нашло свое отражение в социальных установках и ценностных отношениях, в разработках проблем руководства и лидерства, решении социальных конфликтов, в теоретических представлениях о личностной зрелости, в становлении человека как субъекта познания, взаимоотношений «Я - общество» и др. В педагогике социальная зрелость рассматривается преимущественно в контексте социализации, воспитательных систем.
Как отмечает Громова И.А. «социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.)» [1, с. 69].
Анализ научных источников позволил выявить сущность понятия «социальная зрелость»: это комплексная характеристика личности студента колледжа, указывающая на успешное освоение и принятие им существующих в данном обществе нравственных, гражданских, коммуникативных, трудовых отношений, а также самостоятельное, ответственное определение своей социальной позиции, посредством которой творческий потенциал вступающего в жизнь человека реализовался бы в полной мере (по А.В. Позднякову) [2].
А.В. Поздняков в своем научном труде представил совокупность основных компонентов социальной зрелости: «Основными компонентами являются:
- нравственный компонент: ответственное следование нравственным нормам и ценностям общества (наличие знаний основных нравственных норм и ценностей общества, познавательная активность, жизненные принципы студента, адекватная оценка собственных действий и поступков);
- гражданский компонент: гражданско-правовая ответственность личности студента колледжа (наличие знаний, необходимых для полноценного участия в демократических процессах общества, рефлексия собственных поступков, уверенность в своих силах и возможностях);
- коммуникативный компонент: инициативность, предпочтение в важном деле и в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные, ответственные решения, настойчивость в деятельности, которая привлекает студента (наличие знаний, способов и средств общения, природы конфликта; умение вступать во взаимодействие, определенный уровень организаторских способностей, развитые эмпатические способности; умение находить общие точки соприкосновения в процессе общения; потребность в общении);
- трудовой компонент: ответственная деятельность по достижению социально значимого результата, настойчивость и инициативность в процессе трудовой деятельности (готовность к профессиональному самоопределению, знание своих возможностей в освоении тех или иных видов профессиональной деятельности, умения и навыки саморегуляции; знание требований, которые предъявляет та или иная профессия, трудолюбие; уверенность в выборе профессии; умение доводить начатое до конца, организовать работу)» [там же].
А.В. Мудрик выделяет несколько стадий социализации и подчёркивает: «Оптимальная социализация может протекать при самоутверждении взрослеющей личности, что предполагает достижение субъективной удовлетворенности от результата или процесса самореализации (реализации человеком актив-
ностивзначимыхдля него сферахжизнедеятельности и/или взаимоотношений)» [3].
Анализ наечнай лирестеуры обуслолнлсроблерехснаадовтиим, нсечзит эаилбыло провехенаесссоторание на баилкилледжа СНерлитааиксирса фили-алалашГУ рлехераделсьия^оинн сфорлкрсьанзюстр ноцитоико^илости личноекь была исиоллчовамомееалика «Выкиениаурорае схниыоиной зсоср-еии еыпрскнико в», разработанная Т.Н. Кожевниковой, Т. А. Сундуковой, Н.А. Стум-л1-ие[4].В ход е исследования были получены следующие результаты, которые отражены на рис. 1.
критическим
8«
Рис. 1. реедлетзсаление у°ювней сформаровавсости ьоцчельнш зрелости студентов колледжа
Оптимальный уровень социальной зрелости обучающихся наблюдается у 32% (8 чел.) опрошенных и предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной деятельности. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих студентов относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
В мотивации учения студентов, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости (60% - 15 чел.), доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для данной группы характерна неопределенность
Таблица 1
Программа по формированию социальной зрелости у студентов колледжа
Курс, семестр Мероприятия по формированию социальной зрелости
2 курс Проведение начальной диагностики. Создание мотивацион-ных установок. Разработка и проведение классных часов: «Мораль и право», «Труд и успех». Начало тренинговой деятельности, направленной на развитие коммуникативной сферы обучающихся. Создание эффективной модели самоуправления в группе и обеспечение ее гармоничного взаимодействия в рамках самоуправления в колледже. Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме вечеров вопросов и ответов, круглых столов, собраний» и т.д. Промежуточная диагностика.
3 курс (1 семестр) Развитие вариативной части плана по воспитательной работе, включение дополнительного образования студентов. Введение курса классных часов « Введение в общество». Начало работы клуба «Я - дипломат». Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме «вечеров вопросов и ответов, « круглых столов», собраний и т.д. Промежуточная диагностика.
3 курс (2 семестр) Продолжение работы курса классных часов и клуба. Проведение социально-психологических тренингов со студентами. Проведение с родителями и студентами серии встреч в форме вечеров вопросов и ответов, круглых столов и т.д. Итоговая диагностика.
критическим
0%
Рис.2. Среднеезначениеуровней сформированностисоциальной зрелости студентов колледжа по результатам промежуточной диагностики
или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативномувлиянию.Любоеизменениесоциальных условий влечетзасобой корректирование их ориентации и жизненных планов. Учащиеся данной группы полнгают, чтоневпеивоНмчре гытувынсехеитуятвльсиУ«нвросуюН»жизвз, ео-эсчмуеспехв жнзвхоии ытязв1всювне тыль ко сы иноимг ев особносвсмих линно» с^н^^^вувоз,з(»их^иешвх1йус^^зх^вн^?^щ им и от нси сустоятельсвнами.
Для оевиающкxcуlиeеющхxзиитичесyиу уровеннтеунальнойзу^н^х^сии (8% - 2 чел.), характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе моеннм^и ухенив доминируювмотхвы oуязаететтиин»меraнивсеприхтчостей. В cсpyмсиpеуевиoстчыxисвeнтoввуэтих cтедо»хoчкpeеблaуеюу внeoбеaзoвaн тельные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности ив и^^тeмтеoт надагидтферы жизнeдентсыьвoстн.еpомeгекo,ксУы»aиу-няве свoeмйиинeиpoссмсют зетвтeвеиoиaннеуyи чpoиссoдищкм
в общественной жизни страны. Анализ результатов исследования студентов кoллсыжaнезвoлив вынхсткнaхpыaleчии раУoты,нnoыеУинвyloщи е р сзтну^ючу й зн®вестнликидcуи. Онсг^^^^а сaемтыдэихиepиммкхйльней гтенпыЖ веcyчииaненaдкaпвpиеoуyчоннсСоутябсн20се3ымaй с021 в ннключаеыи отвя эуму|у^пы,ететстaвленные в табл. 1 (некоторые части).
Результаты промежуточной диагностики представлены на рис. 2.
Исхо^издынныергс.н утдиo,чтo«йэдaтеpaеoты пн lTraвУииoвгвхю ыоциул ьнoИиpдимсти у втyпцккoв нooлуджестидeнyи, рпныв ымев шпн квутичс» ский уровень социальной зрелости, перешли в группу студентов с допустимым УсoвтеО| уестт мишип^ные дог^стиунм итмх¡^^, его
до оптимального.
Библиографический список
Проанализировав результаты промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что образовательным учреждениям стоит включать в учебно-воспитательный процесс мероприятия, направленные на повышение уровня социальной зрелости обучающихся, что, в свою очередь, способствует формированию их активной жизненной позиции во всех сферах жизнедеятельности.
Развитие социальной зрелости студентов в образовательном процессе колледжа будет эффективным при создании социокультурной среды посредством интегрирования реализованных принципов социального взаимодействия для интериоризации опыта студентов. Ситуации мотивированности на значимую социальную деятельность, создаваемые в учебном и воспитательном пространстве педагогами, находят естественно воплощение в системе ученического самоуправления. Оптимизировать внеучебную составляющую воспитательной работы помогают мероприятия и акции, проводимые национальными и культурными центрами, общественными объединениями, музеями, обеспечивая социально ценный опыт деятельности студентов.
Учебные предметы, дополнительно включенные в учебный план, спортивные и творческие секции, факультативные курсы и курсы по выбору, предметные кружки и клубы по интересам создают в образовательном пространстве колледжа необходимую среду, способствующую социальному взрослению студентов.
Взаимодействие образовательного учреждения с субъектами внешней среды регулируется внутренними и внешними параметрами. Колледжи выстраивают свое взаимодействие с потребителями своих услуг, согласовывают потребности в образовании с возможностями учреждения.
В ходе исследования мы изучили проблему формирования социальной зрелости обучающихся колледжа, проведя анализ исследований учёных. Это показало, что самостоятельное предметное изучение социальной зрелости обучающихся в теории профессионального образования, по сравнению с исследованием её в социологии и психологии, до сих пор является новым, ма-лоразработанным направлением. Этот факт позволил установить научные предпосылки для разработки педагогической концепции, которая может использоваться в продвижении рассматриваемой проблемы к её позитивному решению.
В ходе решения поставленных задач был систематизирован и теоретически обоснован комплекс взаимодополняющих понятий: «социальная зрелость обучающегося колледжа», «формирование социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности». Содержание понятий детерминировано используемыми методологическими подходами. Определена концептуальная идея: построение непротиворечивой целостной теории раскрывает и объясняет основы формирования социальной зрелости обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности как конструктивного и управляемого процесса в условиях образовательной среды и задаёт ценностно-целевые ориентиры и способы педагогического обеспечения данного процесса путём реализации поэтапного перехода обучающихся от самообучения к самоопределению, самоорганизации и самореализации.
1. Громова И.А. и др. Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи. Санкт-Петербург, 1999.
2. Поздняков А.В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск: ГОУ ВПО «Курский государственный педагогический университет», 2002.
3. Берстенева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности. Available at: http:// cyberleninka. ru/ article/n/ sotsialnaya- zrelost- starsheklassnikov- kak- faktor formirovaniya-sotsialno-aktivnoy-lichnosti
4. Кожевникова Т.Н., Сундукова Т. А., Стумбрис Н.А. Методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников». Available at: https://yadi.sk/i/p7VxlmPKdu8aj
References
1. Gromova I.A. i dr. Chelovekiobschestvo. Social'nyeproblemymolodezhi. Sankt-Peterburg, 1999.
2. Pozdnyakov A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj zrelosti starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk: GOU VPO «Kurskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2002.
3. Bersteneva S.V. Social'naya zrelost' starsheklassnikov kak faktor formirovaniya social'no aktivnoj lichnosti. Available at: http:// cyberleninka. ru/ article/n/ sotsialnaya- zrelost-starsheklassnikov- kak- faktor formirovaniya-sotsialno-aktivnoy-lichnosti
4. Kozhevnikova T.N., Sundukova T.A., Stumbris N.A. Metodika «Vyyavlenie urovnya social'noj zrelosti vypusknikov». Available at: https://yadi.sk/i/p7VxlmPKdu8aj
Статья поступила в редакцию 16.12.21
УДК 377
Antonov A.Yu., postgraduate, Asia e University (Subang Jaya, Malaysia); teacher, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE USE OF CONCEPT MAPS IN THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE PURPOSE OF INCREASING THE EFFICIENCY OF KNOWLEDGE ASSEMBLY BY STUDENTS. The article reveals a problem of analysis and understanding of concept maps, which allows to increase the effectiveness of knowledge assembly by students within the framework of educational process. The idea of the potential a step-by-step model of creating concept-maps (mind maps) has in the increasing the reading speed and understanding educational texts is substantiated. The article focuses on experience of using concept maps in teaching. Achievements in the field of the educational process are emphasized. The structure of concept maps, which basically consists of hierarchically and horizontally built visual links between the concepts, is considered. The article focuses on the fact of students having an opportunity to acquire knowledge more productively with the use of concept maps in the educational process.
Key words: concept maps, mind maps, semantic field, three-stage model of educational texts processing.