Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТОВ / РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забродина Ольга Владимировна

В настоящее время государству необходимы высококлассные профессионалы. Это отражается в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, требующих подготовки выпускников, которые будут способны к эффективной реализации знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности. Стремление будущих педагогов-психологов к глубокому изучению материала и закреплению знаний и умений на практике, а также развитие гармоничной и социально зрелой личности студентов наиболее эффективно могут быть реализованы в рамках специально спроектированной и включенной в процесс профессиональной подготовки студентов высшего образовательного учреждения модели психологического сопровождения развития социальной зрелости студентов. Под психологическим сопровождением развития социальной зрелости студентов автор понимает целостную систему, которая включает отслеживание динамики академической успеваемости студентов и фиксацию уровня сформированности структурных компонентов социальной зрелости; предметно направленную учебную деятельность и комплекс внеаудиторных мероприятий, активизирующих развитие качеств-характеристик социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Процесс развития социальной зрелости студентов происходит за счет непосредственного взаимодействия между субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN STUDENTS' SOCIAL MATURITY DEVELOPMENT

The state is in need of high-class professionals at the moment. This can be deduced from the Federal State Educational Standards, which imply training of graduates who will be able to effectively apply their knowledge, use their abilities and professional skills. Future psychologists' striving for going into the material and applying theoretical knowledge and skills in practice, as well as their harmonious and socially mature personal development can be most effectively implemented within psychological support of students' social maturity development as part of their professional training at a higher educational institution. Psychological support in students' social maturity development means an integral system, which includes monitoring the dynamics of students' academic performance and marking the level of social maturity development, the structural constituents in particular; subject-oriented academic performance and a set of out-of-class activities that enhance would-be psychologists' qualities and characteristics in terms of social maturity development. The whole process of students' social maturity development is carried out through direct interaction of the participants.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.015.3(06)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN STUDENTS' SOCIAL MATURITY DEVELOPMENT

© 2020

О.В.Забродина O.V. Zabrodina

В настоящее время государству необходимы высококлассные профессионалы. Это отражается в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, требующих подготовки выпускников, которые будут способны к эффективной реализации знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности.

Стремление будущих педагогов-психологов к глубокому изучению материала и закреплению знаний и умений на практике, а также развитие гармоничной и социально зрелой личности студентов наиболее эффективно могут быть реализованы в рамках специально спроектированной и включенной в процесс профессиональной подготовки студентов высшего образовательного учреждения модели психологического сопровождения развития социальной зрелости студентов. Под психологическим сопровождением развития социальной зрелости студентов автор понимает целостную систему, которая включает отслеживание динамики академической успеваемости студентов и фиксацию уровня сформированности структурных компонентов социальной зрелости; предметно направленную учебную деятельность и комплекс внеаудиторных мероприятий, активизирующих развитие качеств-характеристик социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Процесс развития социальной зрелости студентов происходит за счет непосредственного взаимодействия между субъектами.

Ключевые слова: социальная зрелость студентов; развитие; высшее образование; студент; будущий педагог-психолог; компетенции; психологическое сопровождение.

The state is in need of high-class professionals at the moment. This can be deduced from the Federal State Educational Standards, which imply training of graduates who will be able to effectively apply their knowledge, use their abilities and professional skills.

Future psychologists' striving for going into the material and applying theoretical knowledge and skills in practice, as well as their harmonious and socially mature personal development can be most effectively implemented within psychological support of students' social maturity development as part of their professional training at a higher educational institution. Psychological support in students' social maturity development means an integral system, which includes monitoring the dynamics of students' academic performance and marking the level of social maturity development, the structural constituents in particular; subject-oriented academic performance and a set of out-of-class activities that enhance would-be psychologists' qualities and characteristics in terms of social maturity development. The whole process of students' social maturity development is carried out through direct interaction of the participants.

Keywords: social maturity of students; development; higher education; student; a student majoring in pedagogy and psychology; competences; psychological support.

Одной из главных проблем и мировой, и российской системы высшего образования в настоящее время является достижение и развитие социальной зрелости личности студентов (В.В. Анисимов [1], Г.Ю. Кравец [2, с. 12-36], Г.С. Сухобская [3], Д.И. Фельдштейн [4, а 332-357]). Социальная зрелость студента - будущего педагога-психолога - развивается как в общественных отношениях, так и в процессе психологического сопровождения его учебной (аудиторной и внеаудиторной) и

других видов деятельности. Для обеспечения психологического сопровождения формирования социальной зрелости будущих педагогов-психологов необходимы как теоретическое осмысление проблемы, так разработка системы практического осуществления такого сопровождения.

Целью статьи является изучение развития социальной зрелости студента в процессе психологического сопровождения будущих педагогов-психологов.

В зарубежной и отечественной науке представлены различные точки зрения на феномен социальной зрелости личности. При этом во взглядах зарубежных и современных российских исследователей на понятие «социальная зрелость» обнаруживаются как различающиеся, так и сходные позиции.

В западной психологической науке понятие «зрелость личности» изначально связывается с психическим и физическим здоровьем [5, с. 28-36 ; 6, с. 123-145]. Критерии зрелости личности в ней четко не определены. Изучение современных представлений относительно феномена «социальная зрелость» в западной науке позволяет выделить в качестве таковых следующие:

- созревание всех физиологических функций и психических свойств личности;

- умение выстраивать конструктивные отношения;

- способность к самопределению и нахождению смысла;

- способность профессионально и личностно развиваться;

- саморегуляция и социальный интеллект;

- ответственность и самодостаточность, самостоятельность.

В отечественной науке данный феномен рассматривается в социально-психологическом аспекте [7, с. 12-86 ; 8, с. 109-113 ; 9]). Выделяются такие ключевые его характеристики:

- целостность и системность функционирования психических свойств;

- способность индивида общаться и действовать в обществе;

- уровень осознания отношения к окружающему миру;

- способность понять себя и других, умение преобразовать, расширять свою деятельность, быть активным членом общества;

- иерархическая структура мотивов;

- способность выстраивать систему социальных отношений, устанавливать и поддерживать контакт в социуме;

- умение определяться в жизнедеятельности;

- развитые самопознание, сознание и саморегуляция.

Проведя анализ зарубежной ([10, с. 269-311] и др.) и отечественной научной литературы по проблеме исследования, следует отметить, что социально зрелая личность зрелость личность обладает такими следующими:

- социальный интерес и социальное чувство;

- полное функционирование организма и развитая иерархия потребностей;

- открытостью миру;

- постоянное развитие и умение поддерживать себя;

- здоровье;

- ответственное отношение к себе и другим.

Социально зрелая личность при возникновении сложных жизненных ситуаций, деструктивных отношений способна к адекватной реакции, проявлению гибкости в поведении, толерантному восприятию действительности, что является важной составляющей общественной деятельности. Находясь в социальной системе отношений, личность, достигшая социальной зрелости, воспринимает других без оценки их качеств и физиологических особенностей, принимает критику, способна высказать свою позицию, активно отстаивать ее и готова к открытому, искреннему общению.

Социальная зрелость личности представляет собой целостную, системную, взаимодополняющую или компенсаторную совокупность психических свойств, проявлений, которые являются социально значимыми и варьируются в ходе онтогенеза.

В структуре социальной зрелости личности условно выделяют взаимосвязанные подструктуры. Первым элементом, или подструктурой, является системная стимуляция и регуляция. На основе их взаимодействия и непрерывной реализации происходит образование новых свойств, отношений, помогающих личности в жизнедеятельности. Вторая подструктура - индикация. Третья подструктура приставлена в виде системы стабилизации. Подструктуры обеспечивают оптималь-

ное функционирование личности в социальных и профессиональных отношениях.

Мы считаем, что социальная зрелость представляет собой свойство или устойчивое состояние личности. Это целостное интегра-тивное образование психических свойств (ответственности, терпимости, предсказуемости, честности, независимости, смелости, терпимости, снисходительности, саморегуляции, продуктивного мышления, самопознания, социального интереса), которые развиваются и преобразуются в межиндивидуальных связях в обществе и обеспечивают оптимальное функционирование личности в системе социальных и профессиональных отношений.

По мнению М.М. Главатских, на социальную зрелость оказывает влияние виртуальная образовательная среда, в которой растет, формируется и развивается ребенок, школьник, подросток, юноша и девушка [11]. А.А. Гудзовская в монографии, изданной в 2014 году, отмечает, что детерминанты развития социальной зрелости закладываются в младшем школьном возрасте. При создании благоприятных социальных, психолого-педагогических условий уже в младшем школьном возрасте личность способна начать процесс самоопределения и становления в качестве деятельностного субъекта в социуме [12, с. 52-67].

В системе профессиональных отношений социально зрелая личность умеет выстраивать взаимоотношения с коллегами и начальником, применяет свои профессиональные знания, умения, навыки, при этом постоянно развивает свои качества и повышает свою квалификацию.

Объединение в систему социальных и профессиональных отношений зрелой личности можно наблюдать в процессе профессиональной подготовки в высшем образовательном учреждении. Именно в студенческой группе происходит достижение пика развития социальной зрелости. В процессе обучения и совместной деятельности на занятиях студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателем, а следовательно, происходит непрерывный процесс пере-

дачи информации на вербальном и невербальном уровнях [13], вследствие чего возникают разнообразные социальные отношения, образующие сложную сеть, и формируются универсальные и профессиональные компетенции, которые способствуют развитию социальной зрелости будущих педагогов-психологов.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что развитие социальной зрелости личности как сложной многогранной конструкции требует психологического сопровождения. С точки зрения современной российской психолого-педагогической науки, это сопровождение должно быть направлено на формирование и поддержание у личности:

- субъективности и субъектности как важных характеристик социальной зрелости;

- личностной и профессиональной готовности к взрослой жизни, самостоятельности в принятии решении;

- социальной ответственности как характеристики социальной зрелости;

- способности к самопознанию и познанию социального окружения;

- физического и психического здоровья;

- осознания своего места в жизни, самоопределения;

- способности к рефлексии;

- устойчивой структуры ценностей, принятия норм морали, права.

Подчеркнем, что основным признаком достижения студентом социальной зрелости в процессе психологического сопровождения является его способность к рефлексии, в отсутствии которой происходят нарушения в процессе формирования субъективности, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер [14].

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной зрелости будущих педагогов-психологов должно строиться с учетом:

- определения содержания социальной зрелости соответственно профилю образовательного учреждения, типу профессиональной деятельности и ее условиям;

- особенностей проявления социальной зрелости в различных возрастных периодах и определенном возрасте;

- соотнесения и взаимодействия с другими видами зрелости (гражданская, трудовая, эстетическая, психологическая и т.д.).

В педагогическом вузе психологическое сопровождение представляет целостную систему, которая включает предметно направленную учебную деятельность студентов и комплекс внеаудиторных мероприятий, способствующих активизации развития качеств-характеристик социальной зрелости будущих педагогов-психологов.

На процесс развития социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов влияют определенные факторы. В условиях педагогического вуза к ним прежде всего относятся учебный процесс и воспитательный процесс, которые связаны с активизацией самостоятельных действий, с формированием ответственности за собственную профессиональную подготовку, способности к саморегуляции своего состояния, с сотрудничеством с другими, с сознательным отношением к учебному процессу и к себе как к свободной личности [15-18].

Для организации психологического сопровождения развития социальной зрелости у студентов и оценивания уровня их социальной зрелости была проведена специальная работа, которая включала:

1) изучение теории и методологии вопроса;

2) выдвижение гипотезы исследования;

3) определение методики исследования, подбор диагностического комплекса и разработка экспериментальной модели -последовательности мероприятий, нацеленных на формирование и дальнейшее развитие социальной зрелости будущих педагогов-психологов;

4) реализацию программы исследования, проведение спецкурса, направленного на развитие социальной зрелости будущих педагогов-психологов;

5) изучение процесса развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов в созданных и естественных (учеб-

ный процесс) условиях профессиональной подготовки в вузе, в ходе проведения спецкурса и тренинговых занятий.

Следует отметить, что, помимо лекций, семинарских и практических занятий, лабораторных работ, консультаций, курсовых работ и практик, на развитие социальной зрелости влияет направление подготовки студентов, предусматривающее формирование определенных компетенций. Для подтверждения этого положения мы провели констатирующий эксперимент на факультетах психологии и начального образования педагогического вуза.

Разработка системы психологического сопровождения социальной зрелости студентов - будущих педагогов-психологов имеет следующие этапы:

1) осмысление проблемы социальной зрелости студентов - будущих педагогов-психологов в соотнесении с содержанием образовательного процесса вуза;

2) комплексная диагностика личных качеств и характеристик социальной зрелости студентов - будущих педагогов-психологов;

3) разработка и внедрение экспериментальной модели формирования социальной зрелости педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе;

4) разработка программы работы «Школы тренеров» - комплекса внеаудиторных и аудиторных мероприятий, способствующих активизации формирования качеств-характеристик социальной зрелости будущих педагогов-психологов;

5) проведение констатирующего и формирующего эксперимента (реализации модели формирования социальной зрелости педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе, проведения комплекса внеаудиторных и аудиторных мероприятий «Школа тренеров»);

6) сравнительный анализ результатов экспериментального исследования до и после внедрения экспериментальной модели формирования социальной зрелости педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.

Исследование проводилось на 1-м курсе факультета психологии направления Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования») и 1-м курсе факультета начального образования направления Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика») ПГСГА (г. Самара) с 2011-го по 2015 год. Выборку составили 64 студента. Из них в экспериментальную группу вошел 31 студент факультета психологии (профиль «Психология образования»), в контрольную - 33 студента факультета начального образования (профиль «Психология и социальная педагогика»).

Диагностический комплекс включал такие апробированные методики, как «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева), вопросник «Ответственность» В.П. Прядеина, методика «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» В.И. Андреева, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и Р.Р. Сагиева, опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» В.Н. Куницыной (в модификации В.В. Синявского, Б.А. Федориши-на), методика «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд (в адаптации Т.В. Снегиревой).

Для обработки данных, полученных при изучении изменений социальной зрелости будущих педагогов-психологов, использованы методы математико-статистического анализа (математической статистики с применением t-критерия Стьюдента).

Исследование включало две диагностики. Первый срез (сентябрь - октябрь 2014 года) - первичное обследование студентов контрольной группы (далее КГ) и экспериментальной группы (далее ЭГ); второй срез (май - июнь 2015 года) - повторное психодиагностическое обследование после внедрения экспериментальной модели формирования социальной зрелости педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.

Представим результаты исследования, свидетельствующие об эффективно-

сти модели психологического сопровождения развития социальной зрелости будущих педагогов-психологов в высшем учебном заведении.

В КГ результаты первого среза -8,33 балла, второго - 8,48 балла; таким образом, значительных изменений в уровнях социальной активности у будущих социальных педагогов не произошло. В ЭГ до внедрения модели - 8,42 балла, после -10,71 балла; выявленные различия значительны (3,43, р=0,03 по результатам математической статистики с применением 1-критерия Стьюдента).

Результаты по показателю ответственности в КГ до внедрения модели -135,5 балла, после него - 135,71 балла. При сравнении средних групповых значений с помощью ^критерия Стьюдента для связанных выборок было выявлено, что значимых различий нет, так как значения (1,451, р = 0,162) не попадают в зону значимости р < 0,05 и р < 0,01. При этом сравнение результатов по этому показателю в ЭГ до (136,9 балла) и после (142,1 балла) после внедрения модели выявило значимую динамику в сторону увеличения (4,821, р = 0,000).

В способности к саморазвитию и образованию в социальной среде в КГ до (31,38 балла) до и после (31,48 балла) внедрения модели значимых изменений нет (0,525, р = 0,6054). В ЭГ до формирующего эксперимента - 31,62 балла, после него -33,48 балла; различия существенны (3,556, р = 0,002).

По такой характеристике социальной зрелости будущих педагогов-психологов, как способность к саморегуляции поведения, в КГ 28,33 балла до внедрения модели и 28,38 балла после него; значимых изменений нет (0,370, р = 0,7150). В ЭГ, где 28,29 балла до и 32,57 балла после внедрения модели, отмечены значимые изменения (3,807, р = 0,001).

В развитии социально-коммуникативной компетентности в КГ значимых изменений нет (до внедрения программы -24,1 балла, после - 24,29 балла). В ЭГ до эксперимента 25,8 балла, после - 29,19 бал-

ла; как видим, средние групповые значения изменились в сторону увеличения (5,78, р = 0,000).

Данные по следующей характеристике социальной зрелости, такой как социально-психологическая адаптация, таковы: в КГ 126,61 балла до внедрения модели и 126,81 балла после, значимых изменений нет (0,677, р = 0,506); в ЭГ соответственно 136,14 балла и 137,90 балла, есть значимые изменения (4,749, р = 0,000).

Итак, сравнительный анализ показал, что в контрольной группе нет значимых изменений по всем характеристикам социальной зрелости.

В экспериментальной группе нет значимых изменений по такой характеристике социальной зрелости, как ответственность, способность к саморазвитию и образованию в социальной среде, способность к саморегуляции поведения, социально-коммуникативная компетентность, социально-психологическая адаптация после внедрения модели выявлены значимые изменения. Следовательно, в ЭГ повысилась ответственность, что характеризуется поведенческой активностью, самостоятельностью, самокритич-

ностью, независимостью при выполнении сложных и ответственных заданий.

Таким образом, психологическое сопровождение развития социальной зрелости у будущих педагогов-психологов в высшем учебном заведении представляет процесс, происходящий между субъектами. Он включает предметно направленную учебную деятельность студентов и комплекс внеаудиторных мероприятий, которые активизируют развитие качеств-характеристик социальной зрелости будущих педагогов-психологов. Важным фактором становления и развития социальной зрелости студентов педагогического вуза является культурно-образовательное пространство учреждения.

Перспективами дальнейших изысканий в данном направлении может стать определение условий (факторов), способствующих или препятствующих развитию социальной зрелости, а также осмысление значимости личностных и характерологических особенностей субъектов при организации процесса их психологического сопровождения.

* * *

1. Анисимов В.В. Подготовка будущего учителя по предметам педагогического цикла // Педагогика. 2000. № 9. С. 54-56.

2. Кравец Г.Ю. Педагогические условия проявления личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 182 с.

3. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики. // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М. : МПСИ : Флинта, 2004. 670 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М. : Альпина нон-фикш, 2009.

239 с.

6. Фромм Э. Человек для себя : пер. с англ. М. : АСТ, 2012. 290 с.

7. Социология : энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск : Интерпрессервис : Книжный Дом, 2003. 405 с.

8. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 219 с.

9. Щиголева Н.В. Культурно-образовательное пространство как фактор развития студентов педвуза // Акмеология : науч.-практ. журнал. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). С. 250-251.

10. Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. 3-e изд. СПб. : Питер, 2008. 352 с.

11. Главатских М.М. Влияние виртуальной образовательной среды на развитие идентичности личности : обоснование исследования // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 32-34.

12. Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости. Самара : СИПКРО, 2014. 276 с.

13. Гунзунова Г.А. Системный подход к исследованию саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 10-15.

14. Лебедев М.А. Психологические аспекты адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости : дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 198 с.

15. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике // Вестник РУДН. 2011. № 3. С. 3-6.

16. Муронов А.А. Субъект воспитания: условия и факторы // Мир науки, культуры, образования. 2013. Вып. 5. С. 251-254.

17. Максимченко Н.П. Интегративный подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конференции (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа : Лето, 2011. С. 106-109.

18. Осницкий А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.