Научная статья на тему 'Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога'

Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1988
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REGULARITIES / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич

Раскрыты социально-психологические закономерности профессионального и личностного развития педагога-профессионала, учёт которых оказывает позитивное влияние на процесс психолого-педагогического сопровождения начинающего педагога (студента педвуза или колледжа)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаршев Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities of professional and personal development of the teacher

Social and psychological regularities of professional and personal development of a teacher-professional, accounting of which renders positive influence on the process of psychological and pedagogical support of a beginning teacher (a student of the pedagogical university or a college) are discovered

Текст научной работы на тему «Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога»

А. В. Батаршев

(Санкт-Петербург)

Закономерности профессионально-личностного

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Раскрыты социально-психологические закономерности профессионального и личностного развития педагога-профессионала, учёт которых оказывает позитивное влияние на процесс психоло-го-педагогического сопровождения начинающего педагога (студента педвуза или колледжа)

Профессионально-личностное становление и развитие педагога понимается как процесс развития, саморазвития педагога в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем это - динамический процесс «развёртывания» психологических свойств личности, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимыми качествами. Профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация и профессионализм деятельности педагога как основные составляющие его профессионально-личностного становления и развития носят интегративный характер, обусловливая взаимодействие всех составляющих данной системы [1].

На профессионально-личностное становление и развитие педагога значительное влияние оказывают закономерности, связанные с социальными отношениями в профессиональных образовательных организациях.

Социально-психологические закономерности профессионального становления педагога всецело зависят от социальных отношений, внешних социальных условий и проявляются в социализации самого субъекта педагогической деятельности. Общепринято под социализацией понимать процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Профессионал-педагог, относящийся, по классификации Е. А. Климова, к группе профессий «человек - человек», как нельзя лучше проявляется в общении и совместной деятельности с другими субъектами педагогической деятельности (с обучающимися и их родителями, коллегами по работе и др.]. Но любая личность

- не только социальный индивид, но и активный субъект саморазвития, самосовершенствования и продуктивной самореализации.

По выражению А. А. Реана, социализация относится к «процессам с неопределённым концом», хотя с определённой целью. Продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека, он не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полным [7, с. 243].

Следует различать первичную и вторичную социализацию. Социальные отношения студента педагогического вуза или колледжа скорее всего следует относить к периоду формирования его первичной социализации, ведь студент как личность пока не является специалистом-профессионалом. Вторичная социализация педагога наступает в процессе его преподавательской деятельности, то есть с момента разделения труда и с началом трудовой деятельности по педагогической специальности. Таким образом, социализация -это процесс расширения сфер общения и деятельности человека, процесс самореализации и становления самосознания личности, формирование активной жизненной позиции. Имеется в виду вполне взрослый самостоятельный индивид, прошедший период первичной социализации, характерный для подросткового и юношеского возраста. Это и процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами и ценностями, то есть общественным опытом в целом, процесс социального развития личности [8, с. 90].

Принято рассматривать социализацию в трёх основных сферах (общение, самосознание, деятельность].

Феномен «общение» включает в себя обмен информацией (коммуникативная сторона общения], выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения], восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона общения]. Л. М. Митина в структуре педагогического общения выделяет функциональные зависимо-

сти между элементами структуры, опосредованные информационной, социально-перцептивной и аффективной функциями феномена «общение». Информационная функция обеспечивает обмен информацией познавательного характера (образцами, идеями, действиями и т. п.] в процессе взаимодействия и взаимовлияния педагога и обучающихся. Социальноперцептивная функция позволяет наиболее эффективно обеспечить взаимодействие педагога и обучающихся на основе эмпатийной перцепции (сочувствие со стороны педагога обучающемуся, сопереживание]. За внешними проявлениями ученика педагог «видит» его мысли и чувства, предполагает намерения и поступки. Аффективная функция заключается в разрядке, эмоциональном стимулировании, облегчении, психологическом комфорте для обучающихся [5, с. 23].

Вторая сфера социализации личности -самосознание, относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на её основе он строит своё взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Повышение уровня самосознания, по мысли Л. М. Митиной, является непременным, фундаментальным условием профессионально-личностного развития учителя [5, с. 113].

Третья сфера социализации личности -деятельность, специфический вид активности, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Все три сферы социализации личности тесно связаны между собой и взаимообуслов-ливают друг друга. Если общение выявляет механизм взаимодействия и взаимопонимания, а также взаимовлияния людей друг на друга, то самосознание определяет реальное строение «Я-образа», на основе которого человек взаимодействует с другими людьми и адекватно относится к самому себе. Благодаря деятельности индивид выходит за пределы своей ограниченности, производит предметы, материальные и духовные ценности.

Таким образом, социально-психологические закономерности обусловлены влиянием внешних социальных условий и проявляются в социализации личности педагога-профес-сионала. По выражению А. М. Столяренко, «отставание в социально-психологическом развитии - это сужение поля понимания жизни, эгоцентричность сознания» [9, с. 166]. Такое отставание может проявляться в по-

верхностном понимании социальной среды, общества, смысла своей жизни, задач самоактуализации и самореализации, чувства долга и ответственности, потребности к труду.

Проанализируем структуру и закономерности профессионального и личностного развития педагога. Нами предпринята попытка разработать психолого-педагогическую модель профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональных образовательных организаций. Ядром вышеуказанной модели является психологопедагогическая структура профессиональноличностного становления и развития педагога, состоящая из следующих подструктур:

- профессионально-личностное становление педагога (формирование педагогических компетенций, профессионально важных и социально значимых качеств личности];

- профессиональное и личностное развитие педагога (интернальный, то есть внутренний локус контроля, продуктивная самореализация, развитое самосознание, педагогическое мастерство и профессиональная зрелость];

- социализация, то есть усвоение социального опыта (приемлемый уровень ответственности как показатель социальной зрелости; мотивация к творческому самосовершенствованию, внедрению инноваций и др.] [2].

Конечно, деление структуры профессионально-личностного становления педагога на подструктуры и соответствующие им составляющие весьма условно. Все элементы структуры взаимодействуют и взаимообусловли-вают друг друга одновременно, но каждый из них - с различной степенью интенсивности в зависимости от многих привходящих факторов (социально-экономические условия; неравномерность развития индивидов; гетеро-хронность, то есть разновремённость развития профессионально важных качеств; подъёмы и спады активности в профессиональной деятельности; возможное наступление негативных явлений в развитии личности (профессиональная деформация, эмоциональное «выгорание» и др.].

В психологии развитие личности принято делить на индивидное, личностное и профессиональное. Индивидное развитие человека определяется биологическими особенностями (наследственностью, состоянием здоровья, психофизиологической организацией, физической и психической энергетикой]. Личностное развитие опосредуется индиви-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014

15

дуально-психологическими особенностями и степенью сформированности мотивационной и эмоционально-волевой сфер (темперамент, характер, способности, направленность личности, учебно-профессиональная мотивация, волевые качества и др.]. Профессиональное развитие обусловлено степенью сформиро-ванности личностных качеств и опосредовано социально-экономическими факторами и ведущей профессиональной деятельностью.

А. А. Бодалев [3, с. 24-30] исследовал соотношение указанных выше видов развития личности и пришёл к заключению, что достичь вершин профессионализма можно лишь при оптимальном сочетании всех трех видов развития. Именно в этом случае человек способен на практике реализовать свои потенциальные возможности и способности.

Учёт социально-психологических закономерностей и закономерностей профессионального и личностного развития педагога-профессионала оказывает неоценимую помощь психологу-консультанту, практическому психологу или опытному педагогу-курато-ру в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления и развития молодого, начинающего педагога или студента педвуза или колледжа.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога заключается в оказании психологической и педагогической помощи в преодолении трудностей в профессиональной деятельности педагога, в коррекции деструктивных состояний развития (конфликты, кризисы, стагнация, профессиональная деформация] с целью формирования у него позитивной профессиональной перспективы.

Особой заботой сопровождающего (куратора, опытного педагога-наставника] является проведение коррекционной работы по выводу своих подопечных из депрессивных состояний, если такие состояния возникают. Действительно, профессионально-личностное становление и развитие специалиста-профессио-нала, в том числе педагога профессиональной школы (особенно в период его профессиональной подготовки], характеризуется не только неравномерностью из-за кризисных явлений, описанных выше, но также гетеро-хронностью, то есть разновременностью развития отдельных подструктур личности, профессионально важных качеств [6, с. 80].

Выявлены другие закономерности профессионального становления, связанные с неравномерностью и гетерохронностью развития специалиста-профессионала.

Неравномерность развития является следствием кризисов в профессиональной деятельности. Кризис определяется как резкий крутой перелом, тяжёлое переходное состояние. Каждый кризис свидетельствует о завершении одного этапа в жизни человека и начале перехода к другому этапу и последующему кризису. К примеру, любой психологический кризис сопровождается трудными психологическими состояниями и тяжёлыми эмоциональными переживаниями. Психологические исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют: кризисность является характерной особенностью индивидуального развития человека. Кризисные явления в развитии специалиста-профессионала (макро- и микрокризисы] изучаются в педагогической акмеологии - науке о путях достижения высоких уровней профессионализма в труде педагога.

Кризисы в профессиональной деятельности человека играют позитивную роль, так как они сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями, человек начинает осознавать необходимость смены старых способов деятельности, находит новые способы решения проблем, использует свои потенциальные возможности, мобилизует способности для преодоления возникающих противоречий [4].

У педагога, например, один из кризисов профессионального становления может быть вызван новыми повышенными требованиями к профессиональной подготовке как обучающихся, так и самих педагогов. В другом случае кризис может инициироваться повышением требований к себе, к уровню профессиональной подготовки или за снижением своей профессиональной самооценки. Обычно такие кризисы наступают на четвёртом-пятом году самостоятельной деятельности. К этому времени педагоги достигают нормативно одобренного уровня профессиональной продуктивности, они без особых проблем начинают справляться с решением всех нормативных учебно-воспитательных задач, обретают устойчивый статус в педагогическом коллективе, авторитет у администрации образовательного коллектива и обучающихся, могут свободно и вариативно оперировать учебным материалом [4, с. 93].

Таким образом, процессы профессионально-личностного становления и развития пе-дагога-профессионала опосредованы социально-психологическими закономерностями, а также закономерностями его профессионального и личностного развития. Социально-психологические закономерности профессионального становления педагога зависят от внешних условий и социальных отношений, проявляясь в социализации субъекта педагогической деятельности.

Закономерности профессионального и личностного развития актуализируются в продуктивной самореализации, мотивации к творческому самосовершенствованию, формировании высокого уровня ответственности как показателе социальной зрелости. Эти закономерности проявляются в процессе профессионализации на основе социально-профессиональной адаптации и погружения в профессиональную среду. Основные из них:

- преобразование личностно-профессионального становления в профессиональноличностное становление субъекта педагогического труда;

- перерастание индивидуально-личностных технологий в индивидуальный стиль педагогической деятельности;

- возрастание социальной активности в процессе творческой самореализации педагога;

- возрастание синергийного влияния профессионализации, социализации и самореализации педагога в процессе акмеологическо-го сопровождения профессионально-личностного становления педагога;

- зависимость реального строения «Я-образа» педагога от развитого самосознания субъекта педагогической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития специалиста-профессионала (студента педагогического вуза или колледжа, начинающего молодого педагога] - это движение вместе с изменяющейся личностью обучающегося, рядом с ней, своевременное указание возможных профессиональных перспектив, а при необходимости - психологическая и педагогическая помощь и поддержка в выборе путей профессионального и личностного развития [1, с. 89].

Учёт социально-психологических закономерностей и закономерностей профессионального и личностного развития педагога-профессионала позволяет педагогу-психоло-гу (педагогу-куратору) с наибольшей эффективностью осуществлять процесс психологопедагогического сопровождения профессионально-личностного становления и развития начинающего педагога, студента педагогического вуза или колледжа.

Литература

1. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы : монография. - СПб.: ИПООВ РАО, 2012. - 192 с.

2. Батаршев А. В. Психолого-педагогические пути оптимизации сопровождения процесса становления современного педагога // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. / под ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - С. 263-269.

3. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком.

- М.: МГУ, 1982. - 200 с.

4. Водопьянов Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова [и др.]. - СПб.: СПбГУ, 2001. - С. 175-180.

5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

6. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М. : УРАО, 2002. - 160 с.

7. Психология : учеб. / В. М. Аллавердов, С. И. Богданова [и др.] ; под ред. А. А. Крылова. - 2-е изд. - М. : Проспект, 2012. - 752 с.

8. Психология и педагогика : учебник для студентов вузов / под ред. В. А. Сластёнина, В. П. Каширина. М. : Юрайт, 2013. 609 с.

9. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология : учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39) 2014

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.