УДК 159.923:378
Балык Анна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технический института
Булах Ксения Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательской части, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
Цыбуленко Ольга Петровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация:
Обращение к проблеме формирования личностной зрелости студентов в период обучения в вузе в целях определения динамических изменений отдельных ее компонентов является актуальным для психологии как в теоретическом плане, так и в прикладном. Одним из значимых аспектов высшего образования выступает формирование зрелой личности, способной в профессиональной деятельности принимать компетентные, самостоятельные, отвечающие запросу субъектов трудовых отношений решения. Процесс становления личностной зрелости студентов, актуализации их внутренних ресурсов, обеспечение их профессионального развития при обучении в вузе будут более успешными в рамках организованного сопровождения. С этой точки зрения в работе представлена попытка оценки особенностей развития личностной зрелости студентов в процессе обучения с учетом вопроса об элементах такой зрелости. С опорой на исследования и традиции в психологии, которые подвергались теоретическому анализу, основной акцент сделан на тех составляющих зрелости, кото-рые имеют прямую связь с такими личностными конструктами, как я-концепция, самосознание, ценностно-смысловая сфера. В контексте рассмотренных трудов в качестве ключевых компонентов личностной зрелости выделены определяющие ее полноценное функционирование: ценностный компонент (самоуважение, самопринятие), личностный компонент (отношение к своему «я», жизненные ценности и установки), мотивация достижений (активность), показатели способности к психологической близости (эмпатия). Анализ особенностей развития указанных элементов стал задачей опытно-экспериментальной работы. Представлены данные формирующего эксперимента, в результате которого доказано, что при системном психолого-педагогическом сопровождении возможно изменение главных компонентов личностной зрелости обучающихся.
Balyk Anna Sergeevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Head, Psychology, Education and Pedagogical Sciences Department, Nevinnomyssky State Humanitarian and Technical Institute
Bulakh Ksenia Vladimirovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Head, Research Department, Psychology Department, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssky State Humanitarian and Technical Institute
Tsybulenko Olga Petrovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Psychology Department, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssky State Humanitarian and Technical Institute
FORMATION OF PERSONAL MATURITY OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF STUDY AT UNIVERSITY
Summary:
Addressing the problem of the formation of students' personal maturity during the period of study at a university in order to identify dynamic changes in its individual components is relevant for psychology both in theoretical and applied terms. One of the most significant aspects of higher education is the formation of a mature personality, which is capable of making competent, independent, decisions that meet the requirements of subjects of labor relations in professional activity. The process of forming the personal maturity of students, updating their internal resources, ensuring their professional development during the period of study at university will be more successful within the framework of organized support. From this perspective, the article presents an attempt to study the characteristics of the development of personal maturity of students in the process of studying at university, taking into account the issue of the elements of such maturity.. Based on the research and traditions in psychology, which were subjected to theoretical analysis, the main emphasis in our study was placed on those main components of personal maturity that are directly related to such personal constructs as the self-concept, self-awareness, value-semantic sphere. In the context of the studies considered, those that determine its full-fledged functioning were identified as the main components of personal maturity: the value component (self-respect, self-acceptance), the personal component (attitude to one's "I", life values and attitudes), achievement motivation (activity) indicators of the ability to psychological closeness (empathy). The analysis of the features of the development of these components of personal maturity became the goal of the experimental work. The data of a formative experiment are presented, as a result of which it is proved that in the course of systemic psychological and pedagogical support of students, it is possible to change the main components of personal maturity.
Ключевые слова:
личность, зрелость, личностный рост, студент, саморазвитие, компоненты личностной зрелости
Keywords:
personality, maturity, personal growth, student, self-development, components of personal maturity
Современные работодатели в качестве одной из задач, стоящих перед высшим образованием, выделяют формирование личности специалиста, способного принимать компетентные самостоятельные решения в процессе осуществления профессиональных функций. Как показывает педагогическая практика, ориентированная на изучение факторов, оказывающих влияние на формирование набора компетенций, их личностная составляющая уходит на второй план, а иногда и вовсе игнорируется. В свою очередь, это требует нацеленности образовательного пространства организаций высшего образования на создание необходимых психолого-педагогических условий, которые бы способствовали формированию личности будущего профессионала с учетом его индивидуальных характеристик, а также на обеспечение психологической поддержки и сопровождения, направленных на сохранность заложенного потенциала формирующейся личности, на ее самоактуализацию, саморазвитие и самосовершенствование. При этом в педагогическом процессе психологическая поддержка должна, с одной стороны, решать частные вопросы, а с другой - встраиваться в общие задачи сопровождения развития личности в образовательном пространстве вуза. Ориентация на эти задачи создает условия для становления личностной зрелости будущего профессионала, сохранения его психологического здоровья и целостности его личности, благоприятного эмоционального мироощущения.
Феномену личностной зрелости уделяется много внимания в психологической науке. Ее различные аспекты рассматривались в работах отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Ф. Каптерева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.). Характеристика основных структурных составляющих личностной зрелости, уточнение основных ее черт даны в трудах Г.С. Абрамовой, К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева, А.А. Реана, Т.П. Скрипкиной, Т.М. Титаренко, М.К. Тутушкиной, П.М. Якобсона. Личностная зрелость как самопроявление, реализация природы самости и духовности изучалась А.Г. Асмоловым, А.А. Бода-левым, Б.С. Братусем, Д.А. Леонтьевым, М.И. Слободчиковым, В.Д. Шадриковым [1]. В исследованиях зарубежных ученых (А. Маслоу, Г. Олпорта, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона и др.) личностная зрелость как феномен анализировалась через призму таких характеристик, как способность к самостоятельности и саморегуляции, толерантность, эмпатия, ответственность [2].
В рамках концепций и подходов разных авторов к пониманию личностной зрелости сформулировано следующее определение: личностная зрелость - результат процесса социального и духовного развития личности, в основе которого лежат разумный самостоятельный выбор, произвольная регламентация деятельности, умение независимо от мнения окружающих строить планы в личной, профессиональной сферах и жизнедеятельности в целом. Личностная зрелость - это также состояние, определенный уровень личностного развития, продукт социализации, в ходе которой усваиваются общественные нормы, правила поведения и полноценно реализуются роли зрелого члена общества [3].
Виды личностной зрелости представлены различными классификациями. Б.Г. Ананьев, положив в основу своей классификации развитие человека как индивида, личности и субъекта деятельности, выделяет соматическую, половую, умственную, гражданскую, трудовую, нравственную, личностную и др. [4]. Современные отечественные ученые, исследующие зрелость, дополнительно рассматривают следующие ее виды: профессиональную (А.А. Деркач, В.А. Бодров), психологическую (Л.И. Анциферова, П.М. Якобсон), социальную (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.А. Реан, В.М. Русалов, П.М. Якобсон) [5].
Кроме того, важен вопрос о компонентах личностной зрелости. Так, в качестве элементов личностных конструктов можно выделить самосознание, я-концепцию и ценностно-смысловой компонент. С опорой на перечисленные исследования в психологии основной акцент в нашей работе был сделан на тех составляющих личностной зрелости, которые напрямую связаны с такими личностными конструктами, как я-концепция, самосознание, ценностно-смысловая сфера. В контексте перечисленных теорий в качестве ключевых компонентов личностной зрелости выступают те, которые определяют ее полноценное функционирование: ценностный (самоуважение, самопринятие); личностный (отношение к своему «я», жизненные ценности и установки); мотивация достижений (активность); способность к психологической близости (эмпатия). В рам-
ках опытно-экспериментальной работы проведен анализ особенностей развития указанных элементов личностной зрелости. Необходимо обратить внимание на то, что выделенные составляющие находятся в тесной взаимосвязи.
На разных этапах развития онтогенеза человека личностная зрелость имеет свою специфику. Так, в студенческом возрасте, с одной стороны, эти особенности могут быть связаны со структурной характеристикой зрелости, т. е. со структурными составляющими компонентов, с другой - могут проявляться уровневые характеристики, т. е. степень развития выделенных структурных компонентов личностной зрелости.
Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа: диагностика и анализ особенностей развития элементов личностной зрелости обучающихся вуза (до воздействия); формирующий эксперимент - влияние на компоненты личностной зрелости (проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование личностной зрелости); диагностика изменений составляющих личностной зрелости студентов (после воздействия).
Для диагностики особенностей развития компонентов личностной зрелости мы использовали следующие методики.
1. Тест «Опросник самоотношения» (В.В. Столин), направленный на диагностику нескольких уровней отношения к себе: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение как уважение к себе, симпатия к себе, интерес и ожидания в отношении самого себя; 3) самоотношение как поведение по отношению к самому себе и своему «я» [6]. Результаты позволили получить данные об особенностях развития ценностного компонента (самоуважение, самопринятие).
2. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) позволяет определить степень выраженности компонентов мотивационно-ценностной структуры личности, что обеспечило получение сведений о сформированности личностного компонента (отношения к своему «я», жизненных ценностей и установок) [7].
3. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) предназначен для определения тех личностных особенностей человека, которые указывают на степень активности или пассивности в жизни, на стремление к достижению поставленных целей [8]. Это, в свою очередь, позволило получить данные об особенностях сформированности мотивации достижений (активности).
4. Методика И.М. Юсупова, направленная на исследование уровня эмпатийных тенденций, дала возможность изучить следующий компонент - эмпатию как показатель способности к психологической близости.
5. Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха позволяет определить уровень личностной зрелости. Данная методика включена в опытно-экспериментальное исследование на основании того, что компоненты зрелости, рассматриваемые этим автором, соответствуют тем ключевым элементам, которые мы выделили в процессе теоретического анализа: мотивация достижений, отношение к своему «я», жизненная установка и способность к психологической близости с другим человеком.
В исследовании принимали участие 40 студентов гуманитарного факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на 2-м и 5-м курсах заочной формы обучения. Распределение по половому признаку не проводилось. Студенты разделены на контрольную и экспериментальную группы в зависимости от курса (контрольную группу составили обучающиеся 5-х курсов, экспериментальную - 1-х курсов).
Обработка и анализ количественных данных, полученных по тесту «Опросник самоотношения», указывают на высокую степень выраженности показателей ценностного компонента. При этом у студентов обеих групп ярко выражены различия по шкале самоуважения. В контрольной группе на диагностическом этапе эксперимента при исследовании составляющих ценностного компонента в сфере отношения к своему «я» (я-концепция) у 10 % респондентов выявлен высокий уровень, 45 - средний уровень, 30 - удовлетворительный, у 15 % - неудовлетворительный уровень самоотношения. В экспериментальной группе в области отношения к своему «я» преобладает удовлетворительный уровень, который наблюдается у 40 % испытуемых, 15 - высокий, 35 - средний, у 10 % - неудовлетворительный уровень. Так, у опрошенных из экспериментальной группы выявлены сформированная уверенность в собственных силах, стремление к достижению целей и преодолению возникающих трудностей. У студентов 5-го курса в гораздо меньшей степени выражена вера в свои силы и возможности.
Далее мы получили и проанализировали результаты по тесту жизненных ценностей. Необходимо обратить внимание на то, что при их обработке предложенные ценности делятся на две разнонаправленные группы: духовно-нравственные и эгоистически-престижные (прагматические) [9]. Так, у студентов контрольной (50 %) и экспериментальной (55 %) групп в профессиональной сфере преобладают прагматические ценности (престиж, материальное положение и сохранение
индивидуальности). Духовно-нравственные ценности представлены следующим образом: в экспериментальной группе активные социальные контакты значимы для 30 % респондентов, креативность - 10, духовная удовлетворенность - 10; в контрольной - 20, 10 и 15 % соответственно.
В сфере образования у студентов обеих групп выявлено значимое преимущество прагматических ценностей: у респондентов контрольной группы - 50 %, экспериментальной - 60 %. При этом на первое место поставлены материальное положение, престиж профессиональной деятельности и индивидуальность. В группе духовно-нравственных ценностей в обеих группах преобладали активные социальные контакты и саморазвитие.
У большего количества студентов как в контрольной группе (55 %), так и в экспериментальной (65 %) в сфере семейного благополучия в приоритете находятся прагматические ценности, такие как материальное положение и сохранение индивидуальности. Однако необходимо обратить внимание на то, что в области общественной активности для респондентов обеих групп наиболее значимыми оказались духовно-нравственные ценности. Они были выбраны большинством студентов: для 70 % опрошенных преобладающей стала духовная удовлетворенность, для 55 % - активные социальные контакты. Интересно, что среди представителей контрольной (65 %) и экспериментальной (60 %) групп в сфере увлечений и интересов также важное место занимают духовно-нравственные ценности: духовная удовлетворенность и креативность характеризуют большинство обучающихся.
Таким образом, по результатам данного опросника удалось выявить, что респонденты контрольной (60 %) и экспериментальной (57 %) групп скорее похожи, чем различны, и для них наиболее часто выбираемыми ценностями являются собственный престиж, материальное положение, сохранение индивидуальности, что указывает на преобладание прагматической группы ценностей.
Анализ результатов теста-опросника уровня субъективного контроля позволил сделать следующее заключение: в контрольной группе только у 10 % респондентов наблюдается высокий уровень мотивации достижений, 45 - высокий, 35 - удовлетворительный, у 10 % - неудовлетворительный уровень. В свою очередь, в экспериментальной группе у 15 % опрошенных зарегистрирован весьма высокий уровень этого показателя, 30 - высокий, 45 - удовлетворительный, у 10 % - неудовлетворительный. Такие количественные данные указывают на сходство сформированное™ мотивации достижений у представителей обеих групп.
При исследовании способности к психологической близости (методика И.М. Юсупова) получены следующие результаты: в контрольной группе у 10 % студентов уровень развития данной способности весьма высокий, 20 - высокий, 60 - удовлетворительный, у 10 % - неудовлетворительный. В экспериментальной группе показатели несколько иные: у 10 % респондентов наблюдается очень высокий уровень способности к психологической близости, 15 - высокий, 45 - удовлетворительный, у 30 % - неудовлетворительный уровень развития данной способности.
Таким образом, в контрольной группе отмечается высокий уровень развития эмпатии у 15 % студентов, средний - 35, удовлетворительный - у 50 % обучающихся. В экспериментальной группе у 20 % наблюдается высокий уровень данного показателя, 20 - средний, 40 - удовлетворительный, у 20 % - неудовлетворительный.
Далее в таблицах 1 и 2 наглядно представлены результаты применения теста-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха. Анализ и интерпретация полученных данных указывают на то, что у студентов обеих групп выявлен допустимый уровень выраженности по двум показателям - «чувство гражданского долга» и «способность к психологической близости с другими людьми». Оптимальный уровень выраженности обнаружен у респондентов контрольной группы по показателям «мотивация достижений» и «жизненная установка». В то же время у опрошенных экспериментальной группы оптимальный уровень установлен по критерию «отношение к своему "я"».
Таблица 1 - Результаты теста-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха (контрольная группа), %
Показатель Степень выраженности
Очень высокая Высокая Удовлетворительная Неудовлетворительная
Мотивация достижений 10 45 35 10
Отношение к своему «я» 10 45 30 15
Чувство гражданского долга 5 25 50 20
Жизненная установка 20 50 15 15
Способность к психологической близости другим человеком 10 20 60 10
Общий уровень личностной зрелости 15 35 50 0
Таблица 2 - Результаты теста-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха
(экспериментальная группа), %
Показатель Степень выраженности
Очень высокая Высокая Удовлетворительная Неудовлетворительная
Мотивация достижений 15 30 45 10
Отношение к своему «я» 15 35 40 10
Чувство гражданского долга 0 10 60 30
Жизненная установка 15 20 40 25
Способность к психологической близости с другим человеком 10 15 45 30
Общий уровень личностной зрелости 20 20 40 20
В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе эксперимента, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, исследуемые компоненты личностной зрелости по разным показателям у студентов обеих групп характеризуются качественным своеобразием, а не качественными и количественными различиями. Во-вторых, качественные различия выявлены по ценностному компоненту зрелости между респондентами контрольной и экспериментальной групп.
Также обнаружены значимые различия у представителей контрольной и экспериментальной групп в сформированности жизненных ценностей. У студентов экспериментальной группы преобладают прагматические ценности, такие как материальное положение, престиж профессиональной деятельности и сохранение индивидуальности.
На втором этапе исследования - формирующего эксперимента - в рамках деятельности лаборатории кафедры психологии, образования и педагогических наук ГАОУ ВО «Невинномыс-ский государственный гуманитарно-технический институт» проводилась работа, направленная формирование личностной зрелости студентов экспериментальной группы. Опытно-экспериментальная деятельность была построена на психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом кураторами групп и психологической службой вуза. В процессе психолого-педагогического сопровождения развития личностной зрелости обучающихся на формирующем этапе использовались такие формы работы, как проблемно-поисковые диалоги, учебные дискуссии, эвристические беседы, решение ситуационных задач, а также специально подготовленный тренинг личностного развития, включающий, помимо специальных психотерапевтических техник, элементы деловых игр, работу в паре, решение проблемных ситуаций, организационные игры и дискуссионные методы. Программа тренинговых занятий была рассчитана на 20 аудиторных часов.
Как уже отмечалось, главной задачей разработанного нами тренинга стало формирование личностной зрелости студентов в период обучения в вузе. Приемы и методы, составляющие основу данного тренинга, направлены на изменение следующих компонентов личности:
- когнитивного, позволяющего понимать, уточнять и расширять систему знаний о себе, конструировать я-концепцию;
- аффективного, отвечающего за формирование позитивного самоотношения, понимание собственных ресурсов;
- поведенческого, дающего возможность укреплять образ «я» в ситуациях межличностного взаимодействия.
Тренинг включал два взаимосвязанных блока.
- Первый блок содержит упражнения, ориентированные на привлечение внимания студентов к своей личности, опыту, мыслям, способам поведения и представлениям о себе. Работа в данном направлении позволяет обучающимся сформировать более точные и реалистичные представления о своих личностных особенностях, возможностях и личности в целом.
- Второй блок включает упражнения, позволяющие студентам осознать привычные способы поведения в рамках непосредственного межличностного взаимодействия, обнаружить и проработать имеющиеся ошибки и трудности, развить социально-перцептивные и коммуникативные способности. Работа в данном направлении дает возможность проанализировать и оптимизировать межличностные отношения в разных сферах жизнедеятельности.
На третьем этапе исследования проведена диагностика изменений компонентов личностной зрелости обучающихся вуза (после воздействия). В экспериментальной группе отмечены изменения практически по всем показателям, тогда как в контрольной значительных изменений не произошло.
Преобразования в личностном компоненте выявили различия по критериям прагматических и духовно-нравственных потребностей, произошел сдвиг в сторону духовно-нравственных ценностей. Если на начало исследования в экспериментальной группе прагматические ценности наблюдались у 57 %, то контрольный этап продемонстрировал снижение данного показателя до 45 %. Другими словами, духовно-нравственные ценности стали преобладающим у 55 % респондентов экспериментальной группы, в контрольной изменения не выявлены.
В процессе интерпретации количественных данных, полученных в результате повторного исследования в экспериментальной группе, мы пришли к следующим выводам: значимые различия, определяемые с помощью t-критерия Стьюдента (при р > 0,05), обнаружены по показателям «мотивация достижения» и «способность к психологической близости». У респондентов по всем уровням выраженности отмечается изменение параметров в сторону увеличения, т. е. в важной для них деятельности сформировались и проявляются самостоятельность и инициативность. Также увеличились значения показателей «стремление к лидерству» и «мотивация достижения», которые сформировались наряду с эмпатией, открытостью и умением слышать других людей -свойствами психологической близости [10].
Подводя итог, необходимо указать, что после организации психолого-педагогического сопровождения по общему уровню личностной зрелости обнаружены изменения в сторону его повышения (увеличилась доля высокой и удовлетворительной степени выраженности данного показателя). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что подобное сопровождение развития личностной зрелости студентов с применением таких форм работы, как проблемно-поисковые диалоги, учебные дискуссии, эвристические беседы, решение ситуационных задач, и иных перечисленных ранее видов деятельности, способствует возрастанию степени общей личностной зрелости студентов в период обучения в вузе.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития личностной зрелости может найти широкое практическое применение в вузах, решающих задачу формирования личностной зрелости студентов в процессе профессионального обучения.
Ссылки:
1. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В. Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и их динамика в историко-культурном измерении. Горизонты зрелости. М., 2015. 511 с. ; Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2019. 351 с. ; Реан А.А. Психология личности. М., 2013. 286 с. ; Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2012. 490 с.
2. Erikson E.H. Childhood and Society. N.Y., 1993. 397 p. ; Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. N.Y., 2013. 264 p.
3. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142-147.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2016. 288 с.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М., 2011. 165 с.
6. Носс И.Н. Психодиагностика. Люберцы, 2016. 500 с.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Балык А.С. Сформированность образа «я» студента как условие развития его личности : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 210 с.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович