ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... ^^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
В.А. КРЮКОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма,
преподаватель Карельского института туризма — филиала Российской международной академии туризма 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Аннотация. Исследуются проблемы, связанные с подготовкой студентов туристского вуза в сфере профессионально-деловой речевой коммуникации. Сформулированы возможные способы их решения.
Ключевые слова: общение, коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативные компетенции, коммуникативные навыки, коммуникативные умения, общие умения коммуникации, принцип приоритета практики, ситуативный принцип, активные методы обучения, деловые игры, учебная турфирма, учебная гостиница, учебный мини-ресторан, междисциплинарные связи.
PROBLEMS OF BUSINESS PROFESSIONAL SPEECH COMMUNICATION FORMATION AT THE STUDENTS OF TOURIST HIGH SCHOOL
V.A. KRYUKOVA,
post-graduate student for the faculty of pedagogics and psychology of the Russian international academy for tourism
The summary. A number of issues dealing with tourist high school students training in business professional speech communication is investigated in the article. The possible ways of their decision are formulated.
Key words: communication, speech communication, communicative competence, communicative skills, general competence skills, principle of priority of practice, principle of connection with situations, active methods of training, business games, educational tourist firm, educational hotel, mini-restaurant, intersubject connections.
Человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Речь, по сути, является показателем профессиональной пригодности работника независимо от того, каким видом деятельности он занимается. Это «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Само общение — не деятельность, а форма взаимодействия людей, занятых различными видами деятельности в общественно-трудовых отношениях»1.
Сфера услуг, к которой относится туризм и гостеприимство, является так называемой зоной повышенной речевой ответственности. Анализ анкет и опросов работодателей позволяет сделать вывод о недостаточной подготовленности выпускников ту-
ристских вузов в сфере профессионально-делового общения, которое также нередко называют профессионально-деловой речевой коммуникацией. Зачастую выпускники туристских вузов не готовы к социализации в коллективе посредством коммуникации.
Вопросами изучения и толкования понятия «коммуникация» занимались не только лингвисты, но и психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина), социологи (Т. Парсонс, К. Чери), философы (В.И. Курбатов, М.С. Каган). Сложилось два подхода к определению понятия «коммуникация». Сторонники первого подхода (Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. Парсонс, К. Чери) рассматривают коммуникацию как синоним «общение». По их мнению, и коммуникация, и общение носят диалогический характер, в связи с этим коммуникация не может рассматриваться только как про-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_^^ -
цесс передачи информации от субъекта к объекту. Иного мнения придерживаются сторонники второго подхода. Так, известный философ М.С. Каган дифференцирует два термина, объясняя это тем, что диалогичное по своей структуре общение имеет практический и духовный характер, тогда как монологичная коммуникация представляет собой чисто информационный, одноплановый процесс сообщения2.
Коммуникация — составная часть общения, «специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка»3. В психолого-педагогической литературе используются термины «коммуникативные компетенции», «коммуникативные навыки», «коммуникативные умения» как синонимичные. О.В. Запятая выделяет понятие «общие умения коммуникации». В них входят:
умение оформить свои мысли в текст точно, компактно, без искажения;
умение оформить свои мысли в письменный текст;
® умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; ® умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)4.
В понятие «коммуникация» включен определённый комплекс умений, т.е. общие умения являются макроумениями, включающими в себя множество микроумений5.
Анализ учебных планов и программ туристского вуза позволяет сделать вывод о несовершенстве существующих форм, методик и принципов формирования профессионально-деловой речевой коммуникации, обусловленном тем, что:
® не учитывается принцип приоритета практики, который реализуется через совокупность правил6 «не пренебрегайте теорией, но помните, что критерием истины является практика», «доводите, насколько это возможно, все свои идеи, замыслы до практической реализации». В соответствии с этим принципом должен проходить и отбор форм и методов обучения: тренинговые упражнения, тесты, работа в группах;
не всегда учитывается ситуативный принцип обучения, согласно которому следует не просто объяснять учебный материал, но и учитывать речевые ситуации, в которых он может быть использован. Так, программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» рассчитана на довольно небольшой объем часов и не несет в себе ярко выраженной коммуникативной направленности, связи с конкретными речевыми ситуациями, тогда как ситуация — основа общения, складывающаяся из совокупности условий: тема, место, время, цель;
недостаточное внимание уделяется активным методам обучения, в частности деловым и ролевым
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
играм, которые являются средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения7. В процессе проведения игры студенты имеют возможность практиковать, оттачивать навыки ведения переговоров, делового общения с партнерами, в том числе на иностранном языке, навыки использования заимствованной терминологии, в уместном и грамотном применении которых также наблюдаются проблемы. Проведение деловых игр позволит отработать навыки письменной коммуникации: составлять деловые письма, организационные и распорядительные управленческие документы, что сегодня является камнем преткновения для многих выпускников туристского вуза. Деловые игры можно проводить на базе учебных турфирм, гостиниц и ресторанов, которые позволят студентам погрузиться в профессиональную обстановку;
# цель формирования профессионально-деловой речевой коммуникации студентов должна быть направлена не только на развитие отдельных навыков говорения, письма и чтения, но и на формирование умения слушать, вникать в суть услышанного и корректировать речевой поток других;
не учитываются межпредметные связи, которые могут быть реализованы через использование аудио- и видеоматериалов, библиографии, составление глоссариев, сравнение учебных программ.
Таким образом, формирование профессионально-деловой речевой коммуникации студентов туристского вуза предполагает развитие определённого комплекса умений и навыков: говорение, письмо, чтение, слушание. Решение проблем формирования этих видов речевой деятельности — задача, которая стоит не только перед преподавателями дисциплин лингвистического цикла и специальных дисциплин, поскольку речь педагога любого профиля является образцом для подражания студентов.
1 Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник ; 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 1999. С. 322—325.
2 Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С. 85.
3 Коммуникация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Япцева. М., 1990. С. 233.
4 Запятая О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. Красноярск, 2005. С. 12.
5 Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях ее решения // Вопросы методологии. 1999. № 1—2. С. 35—54.
6 Андреев В.И. Деловая риторика [Электронный ресурс]. URL: http://www.paratnova.ru/?s=43&d_id=851.
7 «ПСИ-ФАКТОР» — центр практической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/personal5. htm.