Научная статья на тему 'Коммуникативные умения: подходы и классификации'

Коммуникативные умения: подходы и классификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4837
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НА-ВЫКИ / ОПОСРЕДОВАННАЯ / НЕОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладченко Виктория Евгеньевна

На основе разработок, предложенных отечественными исследователями, автор выводит собственное определение понятия «коммуникативные умения учеников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладченко Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные умения: подходы и классификации»

84 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (49), 2013

Трибуна молодого ученого

В. Е. ГЛАДЧЕНКО

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ

На основе разработок, предложенных отечественными исследователями, автор выводит собственное определение понятия «коммуникативные умения учеников».

Ключевые слова: школьная педагогика, коммуникативные умения, речевые умения и навыки, опосредованная / неопосредованная коммуникация.

В современной науке существуют различные точки зрения на понятие «коммуникативные умения». К их числу Т. А. Ладыженская отнесла те, которые необходимы человеку для адекватного выражения собственной или понимания чужой мысли: определение темы; раскрытие основной мысли высказывания; сбор и систематизация материала; построение текста в определенном жанре или в рамках определенного типа речи; правильное формулирование собственных мыслей; редактирование [1].

Коротко характеризуя каждое из них, скажем, что главное - это умение определять тему, поскольку «прежде чем приступить к работе над текстом, нужно понять тему, определить ее объем и границы, накапливать материал, систематизировать его в соответствии с коммуникативной задачей» [2] - ученик должен понимать каждое слово в формулировке темы. Умение раскрыть основную мысль (то, что говорится о предмете высказывания) предполагает способность вычленить из текста высказывание, подчиненное основной мысли. Она может быть ясна из формулировки темы, в противном случае требуется более тщательная работа по ее поиску в тексте.

Безусловно, формированием двух упомянутых умений следует заниматься постоянно.

Умение собирать материал обеспечивает информативность и содержательность текста сочинений. Источниками материала, как правило, выступают и сама жизнь, и ее отражение в литературе (живописи и т. д.), поэтому нужно учить детей работать с книгой, выделяя необходимое, внимательно рассматривать картину, рисунок, иллюстрацию и т. п. Сбор материала может оказаться довольно длительным, поскольку он требует систематических наблюдений. Эту работу учитель может облегчить, предложив опорные понятия, указав на характерные детали. Когда основная мысль определена, школьник способен собрать фактический материал, который поможет ее раскрыть. Умение систематизировать материал предполагает тщательный анализ формулировок пунктов плана, средств связи между частями текста. Формировать это умение - значит учить школьника продумывать последовательность изложения в соответствии с темой и основной мыслью текста.

Для выработки умения строить текст в определенном жанре / в рамках определенного типа

текста необходимо научить определять типы текста, их особенности, структуру, характерные языковые средства и стимулы для ведущих речевых жанров.

Умение правильно выражать свои мысли предполагает эффективное владение родным языком; соответствующей подготовке нужно отводить время на каждом уроке грамматики и развития речи.

По мнению Т. А. Ладыженской, умение редактировать (исправлять, переделывать, улучшать написанное) немыслимо без воспитания языкового, в том числе и стилистического, чутья, без формирования у школьников потребности контролировать себя, совершенствовать написанное.

Перечисленные коммуникативные умения являются базовыми. На их основе формируются умения текстовые (Н. А. Ипполитова, Л. М. Лосева, М. Р. Львов и др.), жанровые (Л. Г. Антонова, Т. В. Матвеева, Т. В. Шмелева и др.) и риторические (Л. Н. Горобец и др.).

Хотя концепция Т. А. Ладыженской считается традиционной, основанной на правильном понимании, осознании и воспроизведении чужой или своей мысли, существуют и другие точки зрения на этот вопрос. А. Н. Щукин под речевым коммуникативным умением понимает «способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков и приобретенных знаний» [3]. При таком подходе понятия речевые умения и коммуникативные умения не разграничиваются, что, на наш взгляд, неверно.

Исследователь О. В. Запятая причисляет к коммуникативным умения:

- точно, компактно, без искажения выражать свои мысли устно;

- оформлять высказывание письменно;

- слушать, вникать в суть и ставить вопросы к прослушанному тексту;

- самостоятельно изучать литературу по той или иной теме [4].

Они являются общими и включают в себя ряд других конкретных умений.

Л. В. Кузнецова анализирует коммуникативные умения, характерные для младших школьников: умения слушать, выражать свои мысли и правильно вести себя в конфликтной ситуации [5]. В данной классификации, как и в той, что предложила О. В. Запятая, наблюдается отождествление

№ 2 (49), 2013

жизнь Юга России"

«коммуникативных умений» и «умений непосредственной и опосредованной коммуникации».

Согласно В. А. Тищенко, исследуемый нами феномен есть «владение умственными и практическими действиями, направленными на установление целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества» [6]. Ученый перечисляет 40 коммуникативных умений, условно разделяя их на три группы, связанные с приемом и передачей (I группа), обработкой (II группа) и хранением информации (III группа). Вторая группа подразумевает деятельность по поиску (традиционные источники, электронные базы данных и др.) и преобразованию информации (на основе анализа, синтеза, сравнения и др.). Хранение информации осуществляется на традиционных носителях (на бумаге, видео, в памяти и др.) и цифровых (дискеты, винчестеры и др.). Данная классификация опирается на информационно-коммуникационные технологии и служит для характеристики межличностного опосредованного общения.

Отталкиваясь от перечисленных систем и разделяя подход Т. А. Ладыженской, дадим собственное определение понятия коммуникативные

умения. Это вид коммуникативной деятельности, основанный на восприятии, осмыслении и продуцировании текстов, включая умения определить тему, подчинить ее основной мысли, собирать и систематизировать материал, строить текст в определенном жанре, совершенствовать написанное (редактировать). В качестве базы формирования метаумений они необходимы при осуществлении универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения.

Литература

1. Система обучения сочинениям в V-VIII классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1967. С. 17.

2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 208.

3. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 278.

4. Запятая О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. Красноярск, 2005.С. 6.

5. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1993. С. 72.

6. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/

V. YE. GLADcHENKo. communication abilities: approaches AND classifications

On the basis of the developments offered by domestic researchers, the author deduces her own definition of the concept «pupils' communication abilities».

Key words: school pedagogics, communication abilities, speech skills, mediate/ immediate communication.

А. В. ГРЕБЦОВА

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена современной постановке вопроса о возможностях нравственного воспитания средствами музыкального театрального искусства.

Ключевые слова: нравственное воспитание, театральное искусство, педагогический потенциал музыкального театра.

Не одно столетие авторы философских и педагогических трудов поднимают проблему нравственного воспитания и его роли в интеллектуально-культурном наследии человечества. Детально обоснованы положения о значении нравственного воспитания как для отдельной личности, так и для социума в целом. В зависимости от выбранного инструментария сам процесс, его содержание и результаты приобретают духовно-этическую, интеллектуальную или художественную направленность. Философы, педагоги, представители искусства, видные деятели культуры разных эпох в рамках своих концепций разрабатывали подходы к организации процесса нравственного воспитания, в том числе с привлечением религии, гуманитарных, естественных наук, разных видов искусства.

Для выявления потенциальных возможностей нравственного воздействия искусства на личность следует подробно рассмотреть содержание и формы конкретного вида художественной культуры, охарактеризовать присущие ему средства художественной выразительности, их место в организации личностно-формирующих психических процессов (восприятие, ощущения, мышление, понимание, чувственное отражение, рефлексия, деятельность).

Известно, что аудиовизуальный контакт в момент, когда произведение исполняется на сцене, обеспечивает комплексное (интеллектуальное, психоэмоциональное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое) отражение его содержания. Психика человека, его сознание, память способствуют формированию интеллектуальной, поведен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.