И. Н. ЦИБОРЕВА
РОЛЬ зарубежной стажировки
В ПРОЦЕССЕ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
УДК 378.147.88
Статья посвящена проблеме профессиональной кросскулътурной подготовки будущих специалистов, выезжающих на стажировку в другие страны. Современная экономика создает предпосылки для «социального заказа» общества на новых специалистов. В связи с этим значение и роль профессиональной кросскулътурной подготовки студентов становятся более важными для сферы туризма. Туристская сфера в настоящий момент требует постоянного совершенствования знаний, умений и профессиональной квалификации менеджеров в области международного туризма, менеджмента, финансов. Необходимы специалисты, обладающие наравне с профессиональными навыками коммуникативной культурой, кросскулътурной коммуникативной компетентностью. Проблема адекватного иноязычного общения в процессе прохождения зарубежных стажировок, несомненно, разрешается через организацию профессиональной кросскулътурной подготовки студентов РМАТ.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессиональная крос-скультурная подготовка, кросскультурная коммуникативная компетентность, профессиональная стажировка за рубежом.
The article deals with the problem of professional cross-cultural training of future specialists leaving for training in other countries. The modern economy is a prerequisite for the «social order» of society on new staff. In this regard the importance and role of professional cross-cultural training students become more important for tourism. The tourist sector is now more acutely requires constant improvement of knowledge, skills and qualifications of managers in the field of international tourism, management, finance and a variety of processes. Requires specialists with a par with professional skills, communicative culture, cross-cultural communicative competence. The problem of adequate foreign language communication while passing through international internships, of course, is permitted in cross-cultural organization of professional training of students of RIAT.
Key words: professional tourist education,professional cross-cultural training, cross-cultural communicative competence, professional training abroad.
Значение и роль профессиональной профессионального туристского образо-
кросскультурной подготовки студентов к вания.
зарубежным стажировкам в системе не- Возросшая академическая и научная прерывного образования в туризме ста- мобильность является главной особен-
новятся все более важными для системы ностью национальных систем образова-
ния и науки в XXI веке. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу и т.д. в разные страны мира выезжает несколько миллионов человек. Это развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу. Во многих промышленно развитых странах Европы, Азии, Америки нормой стали краткосрочные и долгосрочные стажировки старшекурсников, выпускников вузов, молодых ученых и специалистов за границей, что в дальнейшем облегчает их трудоустройство на родине. Такие стажировки рассматриваются как полезный обмен научными идеями, исследовательским и технологическим опытом.
В процессы глобализации образования и науки все более активно вовлекается и Россия. Изменения, произошедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, способствовали расширению контактов российской высшей школы, преподавателей и вузовских ученых с зарубежными коллегами и научными учреждениями, преодолению определенной самоизоляции от Запада. За границу на учебу, стажировку выезжает все больше российских школьников, студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных сотрудников.
Современная экономика создает предпосылки для «социального заказа» общества на новых специалистов.
Российская система туризма, динамично развиваясь с 1990-х годов по настоящее время, все острее требует постоянного совершенствования знаний, умений и профессиональной квалификации менеджеров в области туризма, менеджмента, рекламы, финансов и др.
Востребованы специалисты, обладающие наравне с профессиональными навыками коммуникативной культурой, коммуникативной грамотностью и компетентностью как в рамках родного языка, так и в иноязычном общении. Крос-
скультурная подготовка стоит в одном ряду с другими не менее важными задачами туристского бизнес-образования.
Все это прямо относится к студентам, желающим получить профессиональную кросскультурную подготовку перед отъездом за рубеж для прохождения практики и/или дальнейшего трудоустройства. Специфика данной области требует особых профессиональных знаний и навыков, глубокой и серьезной профессиональной подготовки.
Туристская сфера — это та область деятельности, где умения и навыки, связанные с коммуникативной культурой, имеют первостепенное значение. Одним из основных и немаловажных компонентов подготовки студентов в туристском вузе является система практик и стажировок, в ходе которых студенты совершенствуют свои профессиональные умения и навыки, полученные в ходе обучения.
Взаимодополняющие, сменяющие друг друга вицы практики и стажировки образуют целостный процесс, направленный на формирование профессионала. Однако, чтобы сделать прохождение практики и стажировки, особенно зарубежной, максимально эффективным для студентов туристского вуза, необходима профессиональная кросскультурная подготовка.
Приобретение кросскулътурной компетентности, которая представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения максимально востребованно для современного специалиста в сфере туризма. Кросскультурная компетентность создает основу профессиональной мобильности, подготовки к быстро меняющимся условиям жизни, приобщает специалиста к стандартам мировых достижений, увеличивает возможно-
1 32 ВЕСТНИК РМАТ Л12 1 (4) • 2012
сти профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерантности.
Зарубежная стажировка — компонент практической деятельности студентов РМАТ. Она организуется на базе зарубежных предприятий, учреждений, организаций туристского профиля и длится от 3 до 6 месяцев. В отличие от производственной практики зарубежная стажировка имеет более продолжительный характер, что дает студентам больше шансов проявить себя в профессиональном плане, пройти несколько технологических ступеней, следовательно, приобрести больше практических навыков и совершенствовать уже накопленные.
Зарубежная стажировка повышает рейтинг студентов при дальнейшем трудоустройстве благодаря совершенствованию владения иностранным языком, знанию обычаев и культуры страны — места стажировки, менталитета людей, живущих в этой стране. По окончании стажировки студент получает от зарубежной фирмы рекомендацию, которая в дальнейшем способствует его трудоустройству за границей. Руководители российских турфирм и гостиниц по итогам стажировки отбирают тех студентов, которых можно и нужно принять на работу после окончания вуза. Именно поэтому число желающих пройти зарубежную стажировку постоянно растет.
Зарубежные стажировки необходимы работнику, претендующему на успех в работе. Они дают уникальный опыт по применению на практике прогрессивных международных методик ведения бизнеса, повышают бизнес-уровень, формируют видение альтернатив. Это великолепный способ определить высоты, к которым надо стремиться, и наметить план, по которому стоит развиваться. Кроме того, это абсолютно безобидный способ последить за «заграничным» конкурентом — он приглашает на свое предприятие, не замечая в вас серьезно-
го соперника по бизнесу. Все, что нужно, — приехать и впитывать информацию.
Во время зарубежных стажировок появляется возможность узнать и понять иностранный рынок и его культуру, поработать в иной бизнес-среде, приобщиться к другим методам ведения бизнеса, увидеть на практике реализацию новейших технологических процессов. Более того, зарубежная стажировка — это возможность установления как внешних, так и внутренних контактов с партнерами, это реальный шанс проявить себя на деле. В дальнейшем это положительно отражается на личной карьере.
Как показал анализ требований, предъявляемых к студентам для прохождения зарубежной стажировки, основными являются знание иностранных языков, компьютерных программ, умение использовать ресурсы Интернета, соответствие квалификационным требованиям, указанным в договоре, отличное и хорошее обучение, сдача всех зачетов и экзаменов. Несомненно, в условиях глобализации общества и развития международного туризма и сотрудничества, умение общаться на родном и иностранном языке — важное качество специалиста туриндустрии.
Тем не менее при всей ее значимости стажировка имеет и минусы. Получение подобного опыта за границей означает необходимость длительного отрыва от работы или обучения в вузе. Не каждый сотрудник может покинуть надолго свое рабочее место, поэтому среди персонала большей популярностью пользуются краткосрочные выезды с целью ознакомления, установления новых контактов и получения направляющего вектора развития бизнеса. Длительные стажировки — это выбор молодых менеджеров или студентов: за рубежом они фактически начинают не только работать, но и зарабатывать. Молодые специалисты, прошедшие хорошую зарубежную стажировку, будут востребованы на российском рынке труда. В РМАТ и ее филиа-
лах накоплен богатый опыт по организации стажировок за рубежом. Ежегодно студенты РМАТ выезжают на стажировку в Турцию, Грецию, Египет, Испанию, Италию, Тунис, Америку и другие страны.
Чтобы зарубежная стажировка была эффективной, к ней необходимо готовиться заранее и серьезно. При выборе места стажировки важно изучить особенности данной страны, ее бизнеса, собственные цели, желаемый результат. Тематика стажировок, как и страна, может быть любой, это зависит от поставленных задач. Полезно пообщаться с теми, кто уже проходил подобную стажировку. Необходимо заранее согласовать с принимающей стороной или организаторами цель стажировки. Иначе в условиях нечетко поставленных задач и огромного количества отвлекающих факторов (иная страна, культура, быт) можно не достичь необходимого результата.
Стажировка — это великолепный практический опыт. Она дает уникальную возможность не только применить и отшлифовать знания, но и изучить изнутри механизмы работы зарубежной компании, узнать особенности рынка страны пребывания, отточить собственные деловые навыки, научиться достойно общаться с представителями иных культур и, конечно, повысить уровень владения иностранным языком.
Грамотно организованное общение с учетом психологических особенностей контактирующих субъектов, их культурного развития и многих других факторов невозможно в профессиональ-
ной деятельности специалиста сферы туризма без развития у него кросскуль-турной коммуникативной компетентности. Знание речевого этикета, обычаев, нравов, национальных культур облегчает установление доверительных и благожелательных отношений с представителями других народов. Умение пользоваться педагогическими и психологическими приемами воздействия на слушателя, навык предотвращать и разрешать конфликтные ситуации создает позитивный эмоциональный фон в процессе общения. Все вышеперечисленное способствует взаимопониманию, что в конечном итоге благотворно сказывается на результатах труда стажера, дает чувство удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности, повышает дальнейшую мотивацию.
Проблемы коммуникации, лежащей в основе социального бытия, являлись предметом особого интереса исследователей на разных этапах развития научного знания. С точки зрения своего предмета ею, в частности, занимаются социология, социальная психология, философия, лингвистика, психология и т.д. Проблемы кросскулътурной коммуникации в туризме, полагаем, частично разрешаются через организацию профессиональной кросскулътурной подготовки студентов РМАТ. Значение и роль профессиональной кросскулътурной подготовки студентов к зарубежным стажировкам в системе непрерывного образования в туризме являются актуальными для системы профессионального туристского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьев А.Л., Дмитриев Н.М. Зарубеж- 3. Новиков А.М. Российское образование в
ные научно-учебные стажировки: социологи- новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы ческий анализ. М., 2003. развития. М.: Эгвес, 2000.
2. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2005.