Научная статья на тему 'Зарубежная стажировка как средство профессионального туристского образования'

Зарубежная стажировка как средство профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / ЗАРУБЕЖНАЯ СТАЖИРОВКА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION / THE SCOPE OF TOURISM / FOREIGN TRAINING / TEACHING AND INDUSTRIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрс Е. А.

Проблему повышения качества подготовки будущих специалистов сферы туризма автор рассматривает с позиции необходимости включения зарубежных стажировок в процесс профессионального туристского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overseas internships as a tool of professional tourism education

The problem of improving the quality of training of future specialists in the sphere of tourism from the perspective of the author examines the need for the inclusion of many foreigntraining in the process of professional tourism education.

Текст научной работы на тему «Зарубежная стажировка как средство профессионального туристского образования»

Е. А. ЭРС

ЗАРУБЕЖНАЯ СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147.88

Проблему повышения качества подготовки будущих специалистов сферы туризма автор рассматривает с позиции необходимости вк.1ючения зарубежных стажировок в процесс профессионального туристского образования.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, сфера туризма, зарубежная стажировка, учебно-производственная практика.

The problem of improving the quality of training offuture specialists in the sphere of tourism from the perspective of the author examines the need for the inclusion of many foreign-training in the process of professional tourism education.

Key words: professional tourist education, the scope of tourism, foreign training, teaching

and industrial practice.

Глобализация как отражение новейшей реальности ставит систему российского профессионального образования перед необходимостью быстро и ’эффективно предоставлять ответы на многие вопросы. Главный среди них — сможет ли традиционная система профессионального образования и регулирования рынка труда обеспечить новую развивающуюся экономику профессионалами, обеспечить конкурентоспособность всей экономики страны, каждого предприятия.

По оценке экспертов, сегодня предприятия туристской индустрии ежегодно отправляют около 19 млн туристов из России на курорты Турции, Египта, Таиланда и т.д.Увеличить поток людей, заинтересованных в выездном туризме, поможет только улучшение качества обслуживания сферы выездного туризма. Следовательно, предприятия туристской индустрии должны ориентироваться на желания и потребности туристов, которые нуждаются в квалифицированном отдыхе. Качественно решить данную задачу можно внедрением российского квалифицированного персонала в места отдыха российского туриста. Для решения данных задач туристские вузы совместно

с турфирмами должны уделять первостепенное значение подготовке специалистов для сферы выездного туризма.

Так как предприятия туристской индустрии нуждаются в специалистах, обладающих базой специальных знаний и практических умений, которые нужны в сфере обслуживания туристов, выезжающих на отдых, то такого рода знания можно получить только в процессе прохождения стажировок в местах отдыха туристов. Для этого студенту необходимо прохождение как можно большего количества стажировок в процессе обучения. Тем самым стажировка — это важнейший этап подготовки профессионала туристской индустрии.

Стажировка не является обязательной программой профессионального образовательного процесса, но предприятия туристской индустрии требуют от студентов специальных знаний и умений, получить которые можно только в процессе стажировок. Наиболее эффективной является зарубежная стажировка, так как зарубежный туризм наиболее популярен среди населения России.

Следует выявить проблемы, возникающие в процессе организации и прохож-

дении зарубежных стажировок студентов туристских вузов, препятствующие профессиональной подготовке.

Проблема профессиональной подготовки студентов в рамках зарубежных стажировок ранее рассматривалась в ряде научных трудов отечественных исследователей И.Б. Поповой, С.В. Филипповой; Н.В. Буторовой, В.В. Васильева и др., но речь шла об отдельных аспектах программ профессиональной подготовки к зарубежной стажировке.

Сложившаяся система подготовки к прохождению зарубежных стажировок не отвечает требованиям сегодняшнего дня, она не в состоянии развить творчество, новаторство и, самое важное, дать студентам практические знания условий реального рынка и умения безошибочно ориентироваться в динамичной деловой среде современной туристской индустрии.

В связи с этим необходимо разработать педагогическое обеспечение профессиональной подготовки студентов, выезжающих в зарубежные стажировки.

Решение проблемы развития системы профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке непосредственно связано с построением открытой образовательной среды в учебном учреждении. В условиях становления информационного общества все больше силы набирают тенденции интеграции общества и образования, когда открытость среды образовательного учреждения возводится в ранг дидактического принципа, на котором основывается проектирование образовательного процесса [2].

Наблюдения показали, что туризм бурно развивается, в последнее время это особенно касается внутреннего туризма. У менеджеров туристских фирм проявляется активный интерес к изучению региональных ресурсов. Для подготовки специалистов в области туризма в большей степени необходимы практические навыки и умения, следовательно, и приоритеты при использовании существующих пе-

дагогических методик должны смещаться в сторону педагогических методов и приемов, позволяющих наиболее эффективно влиять на развитие именно практических навыков и умений [I].

Важным моментом является также то, что в процессе учебно-производственной практики (стажировки) развивается коммуникабельность.

Можно констатировать тот факт, что при отсутствии у студента желания изучать иностранные языки, его шансы получить приглашение на стажировку стремятся к нулю. Условия выплаты заработной платы резко изменяются при стремлении стажера обучаться и быть обучаемым.

Также важна роль руководителя зарубежной стажировки от предприятия при подготовке студснтов-стажеров. У руководителей стажировки на местах существует потребность в передаче своих знаний студентам с целью пропаганды и продвижения своего бизнеса, а также для привлечения грамотных, квалифицированных специалистов в туристскую отрасль той страны, где проводится стажировка.

Особенности профессиональной подготовки туристских кадров в условиях открытой образовательной среды позволяют разрабатывать модель системы профессиональной подготовки туристских кадров. Образовательная среда, обладающая свойством открытости, позволяет обеспечивать эффективность функционирования такой модели и развивать систему в трех основных направлениях (личностном, содержательном, организационном).

Существенным признаком современного мира являются процессы глобализации всехсфер социальной действительности, что привело к возрастанию числа проблем, носящих ковариантный характер, разрешение которых возможно средствами междисциплинарного анализа и синтеза.

Сущность современного образования заключатся в том, что оно не мо-

жет ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов. Самообразование, неформальное образование, стажировки за рубежом, информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образования и образовательного общества.

Сегодня по мере развития эволюционных процессов главным инструментом прогресса туризма становятся знания, средства познания, которыми обладает конкретный специалист, преобразующий мир туризма вокруг себя и туризм в целом.

Профессиональное туристское образование превращается в настоящее время в главную область вложения интеллектуально-трудовых усилий и экономических затрат в туризме. Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, — поистине ценнейший капитал современного туристского сообщества. Образованность, межвузовская интеграция, практика и зарубежные стажировки, таким образом, поднимают туристскую деятельность на качественно новый уровень, при которой накопление и закрепление профессионального, жизненного опьгга, общее и профессиональное развитие самосознания и сознания специалистов туризма на протяжении всей их карьеры яштяется приоритетной целью.

Занимаясь исследованиями в сфсрс туризма и гостеприимства, неизбежно приходится касаться вопросов, связанных с человеческим капиталом, потому что именно от сотрудников, от уровня профессионального сознания и их профессиональной подготовки в конечном счете зависит и качество услуг, и рентабельность бизнеса. Статистика индустрии туризма и гостепршшетва показывает, что при обслуживании клиентов возникает до 80% «нештатных» ситуаций, провоцирующих неудовлетворенность потребителей качеством сервиса. Для повышения качества обслуживания, а следовательно, для повышения конкуренто-

способности всего предприятия необходима постоянная, ежедневная работа с персоналом, что в свою очередь вносит огромный вклад в образование, получение практического опьгга для студентов, стажирующихся на предприятии |3|.

В связи с этим определена необходимость разработки педагогического обеспечения профессиональной подготовки студентов, выезжающих в зарубежные стажировки.

Анализ практики образования в сфере туризма показал, что меняются социальные условия, ценности, установки, запросы, которые встроены в организационную практику. Меняются (сообразно смене этих условий, ценностей и установок) и цели образования, обу-словливая смену идей и концепций относительно организационной практики. Если генерализация этих долговременных процессов удается, то это помогает систематизировать явления в образовании. показать их интегративный характер (все усиливающееся взаимодействие отдельных компонентов при сохранении их самостоятельности). Это также позволяет лучше понять, какие именно последовательные процедуры нужно проводить в дальнейшем (уже не только на уровне образовательной теории, но и образовательной политики, а затем и практики). Важно отметить, что общественные ценности, запросы общества, социальные условия не являются стабильными, они видоизменяются постоянно. Как отражение этой динамики и как ответ на нее трансформируются институциональные образцы реформ образования (при том, что сам процесс реформирования тоже является перманентным), а затем происходят видоизменения в самих образовательных системах.

Сложившаяся социальная структура, необходимость постоянного учета ее особенностей, с одной стороны, предопределяют формирование квалификационной структуры, базой которой выступают виды и степень профессиональной

и общей обученности и делового уровня общественных туристских кадров и актива. С другой стороны, структура сама подвергается влиянию изменяющих-

ся квалификационныхтребований в ходе подготовки, переподготовки, обучения и воспитания студентов, специалистов, организаторов и функционеров.

ЛИТЕРАТУРА

I. Арсеньев Ю.Н., Щербакова В. А. Проблемы подготовки менеджера туризма в едином образовательном пространстве // Турит: от науки к практике: Труды Российской академии естественных наук. Том I / под ред. И.В. Зорина. М.: РАЕН, 2006.

2. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиошыь-ное образование и карьера в туризме. М.: Советский спорт, 2005.

3. Квартальное В.А. Педагогика и туризм. М.: Советский спорт, 2000.

ПОДПИСКА - 2012

Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

Туристака Экономика туризма Педагогика профессионального образования

Журнал выходит три раза в год.

Для публикации в журнале приглашаются авторы и рекламодатели.

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Подписка на второе полугодие 2012 г.— 700 руб.

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о.Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.