Научная статья на тему 'Проблемы формирования преподавательского состава ведомственных учебных заведений МВД России'

Проблемы формирования преподавательского состава ведомственных учебных заведений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия / педагогика / преподаватель / курсант / органы внутренних дел / полиция / образование / profession / pedagogy / teacher / cadet / internal affairs bodies / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роман Владимирович Гоннов, Александр Владимирович Рясов, Наталья Робертовна Гоцкая

В статье авторы, основываясь на имеющемся опыте работы, излагают наиболее важные, с их точки зрения, аспекты педагогической деятельности вузов, в том числе системы МВД России. Особое внимание уделяется негативным факторам, отрицательно влияющим на содержание и, соответственно, качество учебного процесса. Главный акцент делается на то, что привлекаемые в качестве преподавателей специалисты, несомненно, будучи профессионалами, фактически занимаются делом, которому они не обучались, ведь педагогика — это отдельное направление человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роман Владимирович Гоннов, Александр Владимирович Рясов, Наталья Робертовна Гоцкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of the teaching staff of departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article under consideration, the authors based on the existing experience of work are outlined, from their point of view, the most important aspects of the pedagogical activities of universities, including the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to negative factors that negatively affect the content and, accordingly, on the quality of the educational process. The main emphasis is on the fact that the specialists attracted as teachers are undoubtedly, being, by professionals of their work, actually do the case to which they did not study, because pedagogy is a separate direction of human activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования преподавательского состава ведомственных учебных заведений МВД России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 250 — 253. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):250 — 253.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37 013 32 NIION: 2007-0062-4/21-059

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-250-253 M°SURED: 77/27-004-2021-04-259

Проблемы формирования преподавательского состава ведомственных учебных заведений МВД России

Роман Владимирович Гоннов1, Александр Владимирович Рясов2, Наталья Робертовна Гоцкая3

11 2 3 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь, Россия

1 gonnov.roman@yandex.ru

2 aleks_rav@mail.ru

3 natgots@yandex.ru

Аннотация. В статье авторы, основываясь на имеющемся опыте работы, излагают наиболее важные, с их точки зрения, аспекты педагогической деятельности вузов, в том числе системы МВД России. Особое внимание уделяется негативным факторам, отрицательно влияющим на содержание и, соответственно, качество учебного процесса. Главный акцент делается на то, что привлекаемые в качестве преподавателей специалисты, несомненно, будучи профессионалами, фактически занимаются делом, которому они не обучались, ведь педагогика — это отдельное направление человеческой деятельности.

Ключевые слова: профессия, педагогика, преподаватель, курсант, органы внутренних дел, полиция, образование Для цитирования: Гоннов Р.В., Рясов А.В., Гоцкая Н.Р. Проблемы формирования преподавательского состава ведомственных учебных заведений МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 250 — 253. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-250-253.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Problems of formation of the teaching staff of departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Roman V. Gonnov1, Aleksandr V. Ryasov2, Natalya R. Gotskaya3

1 2' 3 Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia, Stavropol, Russia

1 gonnov.roman@yandex.ru

2 aleks_rav@mail.ru

3 natgots@yandex.ru

Abstract. In the article under consideration, the authors based on the existing experience of work are outlined, from their point of view, the most important aspects of the pedagogical activities of universities, including the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to negative factors that negatively affect the content and, accordingly, on the quality of the educational process. The main emphasis is on the fact that the specialists attracted as teachers are undoubtedly, being, by professionals of their work, actually do the case to which they did not study, because pedagogy is a separate direction of human activity.

Keywords: profession, pedagogy, teacher, cadet, internal affairs bodies, education

For citation: Gonnov R.V., Ryasov A.V., Gotskaya N.R. Problems of formation of the teaching staff of departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):250-253. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-250-253.

Актуальность исследуемой темы заключается в очевидном пробеле как с правовой стороны, так и с организационной в воп-

© Гоннов Р.В., Рясов А.В., Гоцкая Н.Р., 2021.

росах формирования профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений системы МВД России.

Обращая внимание на изучаемую проблематику, отметим, что в современном мире присут-

ствует великое многообразие профессий самого разного толка. Представляется невозможным, даже если сильно захотеть, элементарно их пересчитать. Очевидно, что, выбирая ту или иную деятельность, человек прежде всего стремится решить основную задачу любой работы — получить плату за свой труд.

Однако когда мы говорим об отдельных профессиях, сразу подчеркиваем, что данные виды деятельности — это призвание, и суть такой работы — в первую очередь служение обществу в целом и каждому конкретному человеку в частности. Сюда можно отнести медицинских работников, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, всех государственных чиновников и, конечно же, педагогов — от воспитателей детских садов до преподавателей высших учебных заведений.

Несомненно, перечень не ограничивается названными профессиями, его можно продолжить, но данное исследование будет посвящено проблемам профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений системы МВД России и прежде всего — качеству самих педагогов.

Не вызывает сомнения факт, что путь в любую профессию в частности и в жизнь в целом открывает учитель в самом широком понимании данного слова. Для того чтобы дать все необходимые знания и умения, такой учитель не только должен владеть ими в совершенстве, но желать и быть способным передать их своему ученику таким образом, чтобы в будущем тот превзошел его самого.

С учетом изложенного необходимо понимать, что даже самый выдающийся мастер своего дела необязательно сможет стать хорошим наставником. Для того чтобы передать кому бы то ни было свои профессиональные знания, необходимо овладеть целой наукой — педагогикой, т.е. стать преподавателем, а это совсем другой род деятельности.

Данная проблема видится особенно актуальной для преподавателей высших учебных заведений системы МВД России. Зададимся вопросом, кто назначается на рассматриваемые должности?

Не вдаваясь в подробное содержание нормативно-правовой базы, регламентирующей данное направление деятельности (это и Федеральный закон «Об образовании», и квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу системы МВД России, и конкретного вуза), отметим, что это, прежде всего, наличие соответствующего образования, незначительного стажа работы в практических органах, как правило, трех лет, и, наверное, самое главное или, скорее, желаемое для учебного заведения — это наличие ученой степени.

Не секрет, что ученая степень является одним из приоритетных оснований для замещения должностей профессорско-преподавательского состава. Причина очевидна, это та же самая «палочная система», учебному заведению для своего существования нужны кандидаты и доктора хоть каких-нибудь наук.

Длительный стаж службы в практических органах, достигнутые высокие показатели в оперативно-служебной или даже служебно-боевой деятельности, заслуженные награды и поощрения, в целом богатый профессиональный опыт второстепенны. Зачастую учителями становятся выпускники самого вуза, нежелающие работать из-за очевидных сложностей и трудностей «на земле».

Справедливости ради необходимо отметить, что и с «практики» могут прийти те, кто не смог там работать или профессионально выгорел, разочаровавшись в деятельности правоохранительных органов в целом и полиции в частности, решив «отсидеться в спокойном месте». Вряд ли такие специалисты, даже обладая достаточным уровнем необходимых знаний и умений, смогут, а точнее, будут способны передать их курсантам и слушателям.

Представим идеалистическую картину — сотрудник полиции, прослужив десяток или более лет в ОВД, достигнув значительных успехов по направлению деятельности, оставив высокие посты, решил посвятить себя науке и преподавательской деятельности. Защитив диссертацию, назначается на соответствующую должность. Помогут ли ему его знания и опыт следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции, сотрудника других не менее важных подразделений в организации учебного процесса, научной, методической, воспитательной и других видов работ, в планировании, составлении отчетности по всем видам нагрузки и т.д. Очевидно, нет.

Все это ему придется постигать в процессе своей новой деятельности, точнее сказать, новой профессии, на которую он не учился. Но аудиторные занятия уже идут. Качество преподавания дисциплины не на высоте. Страдают курсанты и слушатели, возможно, пробел знаний именно по данной конкретной теме сыграет самую трагическую роль в их судьбе.

Конечно, в помощь «свежеиспеченному преподавателю» действует школа молодого преподавателя, оказывают помощь преподаватели-методисты учебного отдела и т.д.

Но проблема номер один — кадровый состав самого учебного отдела. Работа в этом подразделении по нынешним временам сравнима с астрологическими предсказаниями, имеется в виду

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

251

предвидение того, как и что необходимо сделать, чтобы документальное сопровождение учебного процесса соответствовало постоянно меняющимся требованиям.

Люди с богатым педагогическим опытом туда не идут. На то есть и другие причины, это подработки в других вузах. Таких специалистов туда не заманишь даже на роль начальника. В итоге учебными отделами руководят энтузиасты, при этом преподавательский опыт минимален или вообще отсутствует.

В данной ситуации, чтобы не стать «приспособленцем» или эмоционально и профессионально не выгореть, вчерашнему практику необходимо приложить значительные психоэмоциональные и волевые усилия. А занятия идут, кто-то что-то кому-то преподает. В результате может сложиться ситуация, когда одни сотрудники полиции притворяются преподавателями, а другие — курсантами или слушателями. Результат такого «обучения» очевиден.

Кроме того, в моду вошли термины, подобные следующим: инновационные, фьючерные, мультимедийные, интерактивные технологии, кейс-стади, карты интеллекта и т.п. Если обратиться к сути этих иностранных терминов, пришедших к нам из стран потенциального противника, то мы увидим следующее. В контексте Болонского процесса акценты с содержания образования перенесены на его технологии.

Со стороны учебное заведение, согласно документации, осуществляет занимательное, яркое представление с задействованием всех имеющихся сил и средств. Создается иллюзия бурной, основанной на современных достижениях педагогики, деятельности. Утверждаются невыполнимые планы, создаются подробные отчеты, все это заверяется соответствующей подтверждающей документацией. То есть учебное заведение всеми силами пытается оправдать необходимость своего существования. Суть процесса — технологии ради технологий.

При этом профессорско-преподавательский состав вместо того, чтобы заниматься подготовкой и проведением занятий, всесторонне вовлечен в планирование и отчетность воспитательной, кадровой и прочих сопутствующих видов работ.

Одновременно с этим выполнение индивидуального плана ППС (основного плано-отчетного документа) не свидетельствует о добросовестном отношении сотрудника к своим обязанностям, дополнительно проводится «мониторинг», который решает, качественно он работал или нет. То есть выполнение утвержденного плана работы не является индикатором оценки. Возникает закономерный вопрос о его необходимости.

Самое главное, не забыть об основной цели — подготовке специалистов для органов внутренних дел. Вспоминаются слова одного из руководителей: «Главный в нашем университете — курсант. На втором месте —преподаватель. Все остальные должны обеспечить их деятельность». Сегодня ситуация диаметрально противоположная.

А что обо всем этом думают курсанты и слушатели? Правдивый ответ мы найдем не в систематически проводимых анкетированиях в вузе, а на интернет-форумах. О чем говорят обучаемые?

Основную беду они видят в том, что выпускник вуза МВД страшно далек от состояния дел на практике. Приходя на работу, он и в самом деле начинает учиться заново, а вернее, пытаться «впихнуть» имеющиеся у него знания в повседневную работу.

Отчасти это может объясняться тем, что преподаватели, уходя из практической сферы, не обучают слушателей новым методам работы, появившимся после их ухода. Получается, что теорию слушатель при желании осваивает нормально, а вот в практической работе — пробел.

Смешно, наверное, было бы, если из медицинского вуза был выпущен молодой хирург, способный хорошо объяснить суть необходимой операции, но боящийся взять в руки скальпель. Или молодой пилот, никогда не поднимавший самолет в воздух...

В современной российской системе высшего образования следует отметить следующий феномен. Происходит постоянное гласное и негласное давление со стороны руководства вузов по вопросу оценки знаний студентов. Во многих вузах неудовлетворительные оценки находятся практически под запретом, поскольку претензии в этом случае предъявляются не к нерадивому обучающемуся, а его преподавателю, который якобы «не обеспечил должный уровень знаний».

Справедливости ради необходимо отметить, что руководители в большинстве случаев вынуждены так поступать, поскольку функционирование вуза находится в прямой зависимости от финансирования региональным министерством или главным управлением внутренних дел, которому необходимы сотрудники. С учетом «текучести кадров» в частности и «кадрового голода» в целом тема достаточно актуальная.

В результате целью большинства высших учебных заведений является не обеспечение высокого уровня образования, а обеспечение существования вуза. Преподаватели ставятся перед выбором: проявить профессионализм, порядочность и, тем самым, лишиться места работы или смириться и поставить положительную оценку. Как говориться: «Необучаемых курсантов нет, есть неквали-

фицированные преподаватели». Практика показывает, что если курсант совсем «тяжелый», его отчисляют за что угодно, но не за учебу.

Продолжать можно бесконечно, возникает извечный вопрос: «Что делать?»

Прежде всего, целесообразным видится необходимость привлечения в качестве преподавателей сотрудников полиции с практическим опытом оперативно-служебной деятельности, имеющих высокие показатели работы по своему направлению деятельности.

Далее, разработать программу обучения таких лиц в качестве педагогов. Осуществлять такое обучение исключительно на базе специализированных высших учебных заведений. Ни в коем случае не применять систему дистанционного обучения.

Направлять штатных сотрудников профессорско-преподавательского состава для повышения квалификации в практические органы один раз в три года не менее чем на один год. По завершению такой практики оценивать достигнутые результаты, возможно создание того или иного вида письменной работы, которая действительно будет иметь практическое значение.

В перспективе видится целесообразным формировать из числа таких высококвалифицированных специалистов руководство отделов полиции, подразделений.

Необходимо проработать вопрос о предоставлении полноценно оплачиваемых вакансий, на которых будут работать реальные действующие сотрудники местного МВД, ГУВД, УВД и т.д.

2. Гоннов Р.В., Отаров АЛ Организационные проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4 (87).

3. Гоннов Р.В., Малофей АА. Проблемы подготовки сотрудников полиции к несению службы / / Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2018.

4. Гоцкая Н.Р. Психологическая подготовка молодых сотрудников органов внутренних дел как фактор безопасности в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2019. Вып. 65.

References

1. Gonnov R.V., Zubenko S.S., Sharov E.N. Individualization of education / / Society and personality: humanistic tendencies in the development of modern society: collection of articles. scientific. articles of teachers, students of universities, scientific and practical workers. 2017.

2. Gonnov R.V., Otarov AA. Organizational problems of professional training of police officers / / Lawyer-Pravoved. 2018. No. 4 (87).

3. Gonnov R.V., Malofey AA Problems of training police officers for service / / Topical issues of improving the special training of cadets and listeners of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. 2018.

4. Gotskaya N.R. Psychological training of young employees of internal affairs bodies as a safety factor in professional activity // Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2019. Issue. 65.

Список источников

1. Гоннов P.B., Зубенко С.С., Шаров Е.Н. Индивидуализация обучения / / Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества: сб. науч. статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017.

Информация об авторах

Р.В. Гоннов — кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники;

А.В. Рясов — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники;

Н.Р. Гоцкая — кандидат экономических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors R.V. Gonnov — candidate of legal sciences, associate professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment;

A.V. Ryasov — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment;

N.R. Gotskaya — candidate of economic sciences, associate professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 16.09.2021; одобрена после рецензирования 16.10.2021; принята к публикации 03.11.2021.

The article was submitted 1 6.09.2021 ; approved after reviewing 1 6.10.2021 ; accepted for publication 03.1 1.2021.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.